Как звали кавказского пленника пушкина
«Кавказский пленник» А. С. Пушкин Кратко
Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Кавказский пленник» Краткое содержание
Сюжет поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» отражает события, происходящие в результате военных действий на Кавказе в первой половине XIX века. Пленение воинов было типичным явлением.
Очень краткий пересказ поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
История взаимоотношений русского офицера, взятого в плен кавказцем, и молодой черкешенки, способствовавшей освобождению героя.
Список и краткая характеристика героев поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
Главные герои:
Второстепенные персонажи:
Краткое содержание поэмы Пушкина «Кавказский пленник» подробно по частям
ПОСВЯЩЕНИЕ
Поэма посвящена Николаю Николаевичу Раевскому, русскому генералу, участнику Отечественной войны 1812 г., другу А.С. Пушкина.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В кавказский аул поздно вечером черкес привозит на аркане молодого русского пленника. Посмотреть на поверженного врага сбегаются все жители.
Похожий на труп офицер долго лежит без сознания на земле. Придя в себя к полудню, с ужасом понимает, что он в плену. С тоской думает воин о родине, свободе. На закате жители аула возвращаются с полей в свои сакли.
Внезапно пленник слышит тихие шаги. Это юная черкешенка пришла его проведать. Жалея раненого, она поит его кумысом. Девушка так мила, что пленный возвращается к жизни.
С тех пор каждую ночь красавица приносила ему, вино, мёд, кумыс, пшено, чтобы поддержать понравившегося ей русского. Она говорила с ним, пела ему грузинские песни.
Девушка полюбила пленника всей душой. Он боялся ответить ей взаимностью. Меж тем европеец понемногу привыкал к жизни в горах, обычаи и устои черкесов стали ему даже любопытны.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Отношения между русским пленником и младой черкешенкой стали очень близкими. Однажды девушка сказала любимому, что её хотят насильно выдать замуж в чужой аул.
Герой просил девушку забыть его, он не мог ответить на её пылкость, так как, по его словам, «умер для счастья», «окаменел для нежных чувств». Он сказал, что любит другую. Черкешенка тяжело восприняла его объяснения. Они расстались.
Однажды пленник услышал военные кличи и увидел черкесов, отправившихся за данью. В ауле остались только женщины, старцы и дети.
ЧЕРКЕССКАЯ ПЕСНЯ
Песню о казаках и чеченцах поют черкешенки. Пленник решил бежать, но ему мешают кандалы. Неожиданно приходит помощь: младая черкешенка появляется перед ним с пилой и кинжалом.
Она распилила его цепи, тем самым предоставив ему возможность бежать на родину. В порыве благодарности русский зовёт деву с собой. Однако она не соглашается, объясняя, что хочет его счастья с той, другой женщиной, которую он любит.
Пленник переплывает реку, оборачивается и понимает, что черкешенка утопилась. К утру кавказский пленник уже был в русском стане.
ЭПИЛОГ
Автор пишет о Музе, мысленно возвращающей его вновь и вновь на Кавказ. Далее говорится о покорении Кавказа генералом Ермоловым.
История создания произведения Пушкина «Кавказский пленник»
Поэма «Кавказский пленник» была задумана автором во время ссылки на Кавказ. Работа над текстом велась в 1820-1821 гг. Первоначальное название – «Кавказ». Издано произведение было в 1822 г. Входит в цикл «Южные поэмы».
«Кавказский пленник» — анализ произведения Пушкина
Литературное направление и жанр
Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.
Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».
Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.
Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.
(поэма, 1820–1821; опубл. — 1822)
— путешественник, разочарованный жизнью русский европеец, отправившийся с Запада, из «цивилизованного пространства», «с веселым призраком свободы» «в край далекий» — в область диких естественных нравов. Но именно здесь он попадает в неволю — «Он раб».
Как и полагается герою «байронической» (т. е. построенной по жанровым законам «восточных повестей» Дж. Г. Байрона) поэмы, он оказывается в парадоксальном положении невольника, восхищенно наблюдающего за свободной жизнью своих поработителей: «Меж горцев пленник наблюдал / Их веру, нравы, воспитанье, / / Гостеприимство, жажду брани». Естественно, в него влюбляется юная и гордая Черкешенка; сердце европейца охлаждено, однако он как бы принимает ее любовь, сохраняя верность своей единственной возлюбленной — Свободе.
Завязка сюжета получает логическое развитие — следует решительное объяснение Пленника с Черкешенкой, которая предлагает ему поменять одну неволю на другую — забыть «свободу, родину» и навсегда соединиться с нею семейными узами. Он не может «остылым сердцем отвечать / Любви младенческой, открытой»; она не в силах понять, что такое любовь не к женщине, а к воле; зато в силах пожертвовать собою — ради этой «идеальной» любви своего любимого. Пленник свободен; Черкешенка гибнет в бурных водах реки. Позже, отводя упреки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку (характерно местоимение „мою», а не „свою». — А. А.)
— да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, — тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в черкешенку — он прав, что не утопился» (письмо П. А. Вяземскому от 6 февраля 1823 г.). А годом ранее Пушкин обмолвился: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо В. П. Горчакову от окт. 1822 г.).
Это важное признание: хотя в Пленнике собраны, суммированы черты преждевременно остывшего поколения 1810-х — начала 1820-х годов (потому он и не назван по имени), тем не менее жанр «байронической» поэмы предполагал подчеркнутый автобиографизм героя, узнаваемость авторского лица в его обобщенных чертах. Пушкин формально соблюдает это правило; в посвящении к поэме он прозрачно намекает на обстоятельства своей жизни, пересекающиеся с обстоятельствами жизни Пленника («Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем; / Я жертва клеветы и мстительных невежд…»).
Но этим дело ограничивается; характер Пленника статичен; описания его внешности условны, однообразны и перифрастичны: «Таил в молчанье он глубоком / Движенья сердца своего, / И на челе его высоком / Не изменялось ничего».
Критика встретила поэму благосклонно; пушкинского героя сопоставили с героем «Шильонского узника» Байрона (поэма была переведена В. А. Жуковским одновременно с выходом «Кавказского пленника») — см. отзыв П. А. Плетнева в журнале «Соревнователь» (1822); с Чайльд Гарольдом — в отзыве П. А. Вяземского, ставшем манифестом русского романтизма («Сын Отечества». 1822). Образ Пленника мгновенно разошелся во множестве литературных «копий» (подробнее см.: В. М. Жирмунский).
Однако на словесность повлиял не только характер «разочарованного героя» (к которому, на новом витке творчества, в поэме «Цыганы», вернется сам Пушкин) — достаточно назвать Гусара в «Эде» Е. А. Баратынского и Печорина в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова; но и сама сюжетная схема — русский в «восточном» плену, спасаемый влюбленной горянкой. Схема эта может упрощаться, разлучаясь с любовной темой, — так произойдет в одноименном рассказе Л. Н. Толстого о пленном офицере Жилине, который столь долго служит на Кавказе, что давно перестал быть «европейцем» и стал просто честным русским солдатом, и которого освобождает из плена девочка Дина. (Т. е. образ Жилина строится на взаимоисключающем соединении психологического портрета Максим Максимыча из «Героя нашего времени» с сюжетной судьбой Пленника.) Схема эта может предельно усложняться, как в повести того же Л. Н. Толстого «Казаки», где столичный офицер Оленин, попав на Кавказскую линию, влюбляется в казачку Марьяну и с ужасом обнаруживает непреодолимую культурную пропасть, навсегда разделяющую их. Наконец, слагаемые сюжетной формулы, «вычисляющей» пушкинского героя, могут вообще меняться местами — как в рассказе В. С. Маканина «Кавказский пленный» (1995); здесь русские солдаты 1990-х годов берут в плен чеченского юношу, чтобы поменять его на свободный проход своего отряда через засаду горцев, и один из них почти влюбляется в юного пленника, что не спасает последнего от гибели. Но как бы ни видоизменялась сюжетная схема Пленника, как бы ни запутывалась литературная генеалогия, все равно восходящая к нему «родословная» последующих героев очевидна.
— молчаливая, задумчивая, прекрасная горянка; дарит свою первую (и последнюю) любовь герою поэмы, русскому Пленнику. Несмотря на его холодность и преданность другой, навсегда единственной возлюбленной — Свободе, Черкешенка помогает ему бежать из плена, а сама тонет в бурных водах горной реки.
Образ ее восходит к женскому типу восточной красавицы поэм Дж. Г. Байрона «лондонского» периода (прежде всего это — Гюльнара в «Корсаре»); весьма отдаленным сюжетным фоном служит повесть «Бедная Лиза» H. М. Карамзина — история о крестьянке, полюбившей дворянина и погибшей в итоге. Однако социальный конфликт переведен у Пушкина в общекультурный план. Черкешенка полностью принадлежит естественному, дикому миру и потому во всем противоположна Пленнику, «европейцу». Он не может любить, ибо сердце его навсегда остыло («…он с безмолвным сожаленьем / На деву страстную взирал») — она любит без памяти («Сгорая негой и желаньем, / Ты забывала мир земной»); внутренний холод Пленника оборачивается выжженным пространством вокруг него («И гасну я, как пламень дымный, / Забытый средь пустых долин») — жар ее любви несет с собою утоление («Я стерегла б минуты сна, / Покой тоскующего друга»), спасительную прохладу. Он ищет, где укрыться от палящего солнца, — она появляется в сумерках, ночью, облитая лунным светом (что одновременно предвещает близкую смерть); она связана с влагой — приносит освежающий кумыс, вино, даже слезы ее (равно как «влажная» песня) свежи. Противоположен и финал заведомо конфликтной встречи дикого, пылкого Востока с цивилизованной Европой: для Черкешенки — «Она исчезла, жизни сладость / / И все прошло…», а Пленник «освобожденный» — с «воскресшим сердцем» возвращается в Россию.
В образе Черкешенки (который современная Пушкину критика оценила куда более положительно, чем Пленника) впервые намечен тип героя, который будет необычайно важен для решения «имперской» темы в русской литературе. (Подробнее см. в Части 3.) Показана «промежуточная» личность, которая в результате завоевательно-цивилизаторских процессов выпадает из «естественной» традиции, не находя себя в традиции российской, и — гибнет. Такова героиня «Эды» Е. А. Баратынского, где прямо пародируется финал «Кавказского пленника»; Аммалат-бек из одноименной кавказской повести А. А. Бестужева (Марлинского), который мечется между русским и горским военными станами; Бэла в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова и его же Мцыри; «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого и др.
Образ лирического героя
Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.
В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.
Тема, сюжет, композиция
Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.
Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.
В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной…». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди её, люби её…» Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.
Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».
Поэмы «Кавказский пленник» краткое содержание
Поэма Александра Пушкина «Кавказский пленник» начинается с посвящения, в котором поэт рассказывает о незабываемых красотах Кавказа и о том, что удача друзей была для него лучшей наградой. Сам же Пушкин часто подвергался несправедливому гонению и становился жертвой клеветы.
В первой части поэмы Пушкина «Кавказский пленник» читать можно о сынах Кавказа – черкесах, которые ведут беседы о ратных подвигах и ласках пленниц, когда в аул въезжает Черкес. На аркане он влачит пленного русского. На его клик собрался весь аул. Но пленный не слышит окликов и угроз врагов, он с обезображенной головой как труп бездвижен. Лишь к полдню он пришел в себя и окинул усталым взглядом черкеской вольности ограды. Пошевелив ногой, он услышал звук цепей и сразу все понял. Он раб. Аул пуст, однообразие вершин его не радует, и его мысли уносятся в родную Россию, из которой он бежал на Кавказ за свободой. Но здесь он стал рабом.
К вечеру в аул стекается народ с полей, но уже очень скоро ночная мгла окутывает селение. Главного героя будят шаги младой черкешенки. Она озарена лишь луной и ему даже кажется, что это сон. Но она преклоняет пред ним колени и подносит к его устам кумыс. Главный герой не понимает, что она говорит, но ее взор жар ланит. И лишь одно слово: «Живи!» дает ему силы приподняться, дабы утолить жажду. А затем она долго сидела пред ним, ее глаза иногда наполнялись слезами, а ее рот приоткрывался, чтоб что-то сказать, но она так и осталась безмолвной.
Прошли дни. Пленник живет в пещере и пасет стада. И лишь когда рог луны блеснет за темною горою к нему приходила молодая черкешенка. Она приносила еду и кумыс, нежный взор и очарование песен Грузии. Она учила его языку и любила. Но пленник не мог полюбить ее. Постепенно он привыкал к своему положению. Он любовался заснеженными вершинами гор, грозой идущей ниже него по склону и нравами местного населения. Их простота и удаль завораживали его. И даже то, что в запале игр молодой черкес мог отрубить голову рабу не пугало его. Его восхищала выправка и воинское искусство черкесов. Когда же он сам участвовал в поединках, он не жалел себя, что вызывало восхищение у черкесов и гордость за свою добычу.
Долго взгляд девушки выражал немой урок. А затем она молвила о том, что она как в поэме Лермонтова «Демон» искренне полюбила его. Он мог бы просто воспользоваться ее чувствами, но он любит и любим. Она хотела узнать, кто же ее подруга и просила не смеяться над ее горестями. Он же ответил, что он любил, но взаимной любви не испытал. А умрет он здесь, в этих степях, и заржавит на его костях тягостная цепь. Потупя взор они в безмолвии расстались. С той ночи прошло много дней теперь пленник один бродил окрест аула и его единственной надеждой были казаки, которые могли напасть на аул и освободить его. Но вместо этого весь аул собрался и уехал в налет. Остались лишь старики и младые девы, которые своими песнями молодили сердца старцев. И даже Черкесская песня в поэме «Кавказский пленник» будоражила ум пленника. Ведь в ней пелось, что там за рекой казаки, которые должны быть на чеку, ведь чеченец ходит вокруг них. Но тяжелая цепь не позволила бы пленнику переплыть реку.
И вот когда умолк далекий топот табунов к нему явилась она. В одной руке у нее была пила, а в другой кинжал. «Беги!» — сказала дева гор. К его ногам она приклонилась и дрожащею рукой срезала цепи. Пленник уговаривал ее бежать с ним, но она отказалась. Лишь только к ней воздел он руки и долгий поцелуй разлуки союз любви запечатлел. Они спустились к самой реке, и пленник окунулся в воды. И вот когда он уже руками схватился за скалы противоположного берега он услышал всплеск и тихий стон. Когда он выбрался на берег, то увидел лишь круги, которые шли по воде от того места где стояла черкешенка. Он все понял, окинул прощальным взором аул и побрел в тумане к русским штыкам.
В эпилоге поэмы Пушкина «Кавказский пленник» читать можно хвалебные речи писателя покорителям Кавказа. Это и пылкий Цицианов, и бич Кавказа – Котляревский, и Ермолов, которые русским мечом покорили Кавказ. И сколько бы не пролили сыны Кавказа русской крови, это им не помогло. Теперь лишь темная молва возвестит о событиях тех дней.
Кавказский пленник Пушкин А.С. — читательский дневник
Читательский дневник по произведению Пушкина «Кавказский пленник» поможет сохранить в сжатом виде значимые моменты данного произведения. В основу поэмы легла история страстной любви черкеской девушки к русскому, попавшему в плен.
Произведение написано Пушкиным в 1821 году. Действие поэмы разворачивается в период Кавказской войны (1817—1864 гг.), в одном из черкесских аулов.
Русский пленник — участник сражений с горцами, попавший в плен. Светская жизнь пришлась не по душе свободолюбивому герою. Он ощущает себя бесчувственным, не может выбросить из головы прежнюю любовь.
Черкешенка — юная девушка, проникшаяся состраданием к главному герою, взятому в плен. Она влюбляется в русского, освобождает его.
В горный аул попадает русский, взятый черкесом в плен. Ему одевают кандалы, не приставляя к нему охраны. Он пасет овец, наблюдает жизнь аула. По ночам к нему наведывается черкешенка, пламенно и безответно влюбленная в русского. В итоге она освобождает пленника от кандалов, а сама умирает, кинувшись в реку. Пленному удается бежать из возвратиться к русским.
В поэме описаны отношения двух людей, представляющих два вражеских лагеря. Черкешенка сострадает пленному, а после влюбляется в него. Читая эти строки, понимаешь, что войны, захват территорий не нужны людям, для обычных людей нет врагов.
Поэма показывает, что настоящая жизнь кроется в простых вещах, в обыденности, в контакте с природой. Для людей важно иметь чувства, строить отношения на искренности и любви.
Произведение учит бережно относиться к себе. Если не обращать на внимание на собственное окружение, то можно травмировать себя и стать бесчувственным, как это происходит с главным героем. Важно следить за своими желаниями и эмоциями, учиться открыто выражать их, стремиться к внешней и внутренней свободе.
Мне очень понравилось описания быта горцев, красот Кавказа. Поэт сумел передать необыкновенное величие и самобытность этого края. Читая о жизни черкесов, ощущаешь спокойствие, размеренность, полноту. У меня всегда такие чувства, когда описана простая жизнь людей на лоне природы.
Тема произведения традиционна для романтической поэмы. Здесь речь идет о свободе и безответной любви. К понятию свободы герой обращается не раз, но в поэме нет персонажей, ощущающих себя независимыми. Черкешенку пытаются насильно выдать замуж, а самих горцев теснят русские. Опасность для казаков представляют те же горцы, когда «чеченец ходит за рекой».
Русский пленный остро ощущает нехватку свободы. Он отказывается от светской жизни, признав ее бесполезной и пустой. Он до сих пор испытывает на себе негативное влияние света, не чувствуя эмоций и желаний. Попав в плен, он видит на ногах кандалы, но в итоге черкешенка освобождает его. Хотелось бы, чтобы, получив такой серьезный урок в черкесском ауле, главный герой снова бы начал испытывать силу и радость своих чувств.
Попав в аул, герой созерцает простую и неприхотливую жизнь. Более свободной и настоящей ощущается именно поведение горцев, чем светская жизнь, которую он вел. Глядя на пленника с его окаменелыми чувствами и на любящую черкешенку, становится понятным, кто из них свободнее и счастливее.
В эпилоге поэт восхваляет доблесть русских генералов, ведущих войну на Кавказе. Я считаю, что захватнические войны не добавляют радости стране-победителю.
В поэме показаны два образа, имеющие противоположные характеры – это русский и черкешенка. Пленник ведет себя пассивно, он только и ждет, чтобы кто-то освободил его. Сам же он не предпринимает никаких попыток бежать, хотя вся его охрана – это тяжелые кандалы. Он – человек, утративший способность чувствовать, лелеющий в своей душе свою давнюю безответную любовь. Ему противопоставлен образ черкешенки – смелой, чувственной, гордой. Она любит всем сердцем. Девушке не хватает хладнокровия главного героя, а ему – ее эмоциональности.
Эти два образа дополняют друг друга, создавая целостную картину в поэме.
Аул — кавказская деревня.
Уздень — человек, имеющий титул князя или состоящий на руководящей должности.
Шашка — сабля черкесов.
Сакля — дом кавказского крестьянина.
Кумыс — напиток, изготавливаемый из молока кобылы. Он считается полезным, имеет приятный вкус.
Потом на камень вновь склонился Отягощенною главой; Но все к черкешенке младой Угасший взор его стремился; И долго, долго перед ним Она, задумчива, сидела; Как бы участием немым Утешить пленника хотела
Нет! я не знал любви взаимной. Любил один, страдал один.
Блеснет за мрачною горой, Черкешенка, тропой тенистой, Приносит пленнику вино, Кумыс, и ульев сот душистый, И белоснежное пшено; С ним тайный ужин разделяет; На нем покоит нежный взор; С неясной речию сливает Очей и знаков разговор; Поет ему и песни гор
Людей и свет изведал он И знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашед измену, В мечтах любви безумный сон, Наскуча жертвой быть привычной Давно презренной суеты, И неприязни двуязычной
Краткое содержание А. С. Пушкин «Кавказский пленник»
В черкесский аул приводят полумертвого молодого русского. Пленник приходит в себя и чувствует, что закован в кандалы. Он в отчаянии. Аул пустынен, все черкесы в поле. Молодой пленник вспоминает жизнь в России: он узнал на родине любовь и дружбу, но разочаровался в них и в свете. На Кавказе он искал свободы, а стал рабом, теперь он ожидает только смерти. Когда приходит ночь, русский видит молодую черкешенку, которая принесла ему кумыс. Еда, приятный взор и голос молодой девушки оживляют его. Девушка сочувствует ему.
Идут дни, пленник проводит их прикованным в горах, недалеко от стада. Каждый вечер приходит молодая черкешенка, приносит ему еду и разделяет с ним ужин. Она поет ему песни Грузии и учит языку. Девушка влюблена в русского, но пленник, разочарованный в любви, не может ответить ей тем же.
Молодая черкешенка влюблена в пленника, хотя ее отец и брат хотят выдать ее замуж за другого. Пленник не может отвечать ей с тем же пылом и просит забыть его, так как он разочаровался в любви, но до сих пор верен образу своей прежней возлюбленной. Девушка потрясена этим признанием, она спрашивает любим ли пленник, но он отвечает, что его чувства сильные, но невзаимные.
После своего признания пленник остается один и еще сильнее жаждет свободы. Однажды он видит, что все черкесы готовятся к набегу. Ночью в опустевшем ауле к нему приближается черкешенка с пилой и кинжалом, она освобождает его от цепей. Пленник предлагает бежать вместе, но девушка говорит, чтобы он возвращался к своей любимой. Русский переплывает реку, оглядывается назад и понимает, что девушка заколола себя.
Произведение заканчивается размышлениями автора о прекрасном диком народе Кавказа, который повержен русскими.
Эта повесть в стихах отражает романтические идеалы: сильная личность в окружении дикой природы способна на более глубокие чувства, чем выходец из цивилизованного света.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Список и краткая характеристика героев поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
Главные герои:
Второстепенные персонажи:
Пушкин. Краткие содержания произведений
Краткое содержание поэмы Пушкина «Кавказский пленник» подробно по частям
ПОСВЯЩЕНИЕ
Поэма посвящена Николаю Николаевичу Раевскому, русскому генералу, участнику Отечественной войны 1812 г., другу А.С. Пушкина.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В кавказский аул поздно вечером черкес привозит на аркане молодого русского пленника. Посмотреть на поверженного врага сбегаются все жители.
Похожий на труп офицер долго лежит без сознания на земле. Придя в себя к полудню, с ужасом понимает, что он в плену. С тоской думает воин о родине, свободе. На закате жители аула возвращаются с полей в свои сакли.
Внезапно пленник слышит тихие шаги. Это юная черкешенка пришла его проведать. Жалея раненого, она поит его кумысом. Девушка так мила, что пленный возвращается к жизни.
С тех пор каждую ночь красавица приносила ему, вино, мёд, кумыс, пшено, чтобы поддержать понравившегося ей русского. Она говорила с ним, пела ему грузинские песни.
Девушка полюбила пленника всей душой. Он боялся ответить ей взаимностью. Меж тем европеец понемногу привыкал к жизни в горах, обычаи и устои черкесов стали ему даже любопытны.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Отношения между русским пленником и младой черкешенкой стали очень близкими. Однажды девушка сказала любимому, что её хотят насильно выдать замуж в чужой аул.
Герой просил девушку забыть его, он не мог ответить на её пылкость, так как, по его словам, «умер для счастья», «окаменел для нежных чувств». Он сказал, что любит другую. Черкешенка тяжело восприняла его объяснения. Они расстались.
Однажды пленник услышал военные кличи и увидел черкесов, отправившихся за данью. В ауле остались только женщины, старцы и дети.
ЧЕРКЕССКАЯ ПЕСНЯ
Песню о казаках и чеченцах поют черкешенки. Пленник решил бежать, но ему мешают кандалы. Неожиданно приходит помощь: младая черкешенка появляется перед ним с пилой и кинжалом.
Она распилила его цепи, тем самым предоставив ему возможность бежать на родину. В порыве благодарности русский зовёт деву с собой. Однако она не соглашается, объясняя, что хочет его счастья с той, другой женщиной, которую он любит.
Пленник переплывает реку, оборачивается и понимает, что черкешенка утопилась. К утру кавказский пленник уже был в русском стане.
ЭПИЛОГ
Автор пишет о Музе, мысленно возвращающей его вновь и вновь на Кавказ. Далее говорится о покорении Кавказа генералом Ермоловым.
Очень краткий пересказ
Русский молодой человек попал в плен к горцам. Его очень сильно ранили, он ослаб, но больше мучился не от физической боли, а от унижений и своего положения. Единственный человек, который проявил внимание и пожалел его, – юная черкешенка, жительница аула, куда попал раненый.
Девушка с каждым днем все сильнее привязывается к юноше. Сначала она подкармливала его, чтобы тот быстрее набирался сил, затем приходила к нему и пела красивые песни ее народа.
Молодой человек благодаря девушке узнал много нового и интересного об обычаях и культуре горцев, полюбил природу этой местности. Однако не смог ответить взаимностью на нежные чувства юной черкешенки, поскольку давно любил другую, которая когда-то не оценила его.
Юноша отверг красавицу. Гордая девушка не смогла примириться со своим горем. Она помогла бежать возлюбленному, а сама утопилась. От том, что его спасительница рассталась с жизнью, молодой человек понял слишком поздно.
От «Кавказского пленника» к «Евгению Онегину»
В юности Пушкин находился под сильным влиянием английского поэта Байрона. Главный персонаж «Пленника» стал первым воплощением в русской поэзии героя зарубежного писателя. Характеристика его была таковой:
Во многом таков и пушкинский «Пленник». Литературные критики отмечают, что образ офицера в поэме заключает в себе зародыш главного пушкинского творения — романа в стихах «Евгений Онегин».
Вот как это охарактеризовывается:
Но если «Кавказский пленник» — романтическая поэма, то «Евгений Онегин» — реалистическое произведение, и байронический герой в нем трансформируется в «лишнего человека», открывая собой длинный ряд таких же людей.
Часть I
Однажды в горном ауле сидели черкесы и говорили о своем прошлом: о бранных днях, сражениях, вспоминали «пепел разоренных сел и ласки пленниц». Но вот появляется всадник, который тащит на аркане русского пленника. Тот сначала кажется мертвым, но в полдень приходит в себя и видит кандалы на своих ногах.
Понимая, что теперь он раб, смотрит пленник на бескрайние равнины, через которые путь лежит в Россию, откуда он родом, где он познал и первую любовь, и первое предательство, где провел бурную жизнь и оставил «лучших дней воспоминанье».
Когда-то герой отправился на Кавказ, чтобы обрести желанную свободу, а обрел вечный плен, и теперь желает лишь смерти. Но под покровом ночи к нему приходит молодая черкешенка: она кажется ему лживым сном. Однако, преклонив колена, с улыбкой жалости она подносит к его губам прохладный кумыс. И пусть он ничего не понимает из ее слов, но ее появление он принимает за чудо и, собрав остаток сил, выпивает живительную влагу, после чего, обессиленный, вновь падает на землю. Девушка долго сидит рядом и плачет, так как не может передать ему своих чувств.
Каждую ночь отныне черкешенка стала приходить к пленнику, пасшему в горах стадо. Она приносит ему вино и еду, разделяет с ним трапезу, учит его своему языку. Он стал для нее первой любовью, но пленник боится растревожить свои давно забытые чувства.
Постепенно он начинает понимать нравы и обычаи горцев, его привлекают гостеприимство, кажущаяся простота их взаимоотношений. Он любуется молодыми джигитами, их воинственностью. Глядя на их подчас кровавые забавы, герой вспоминает свою казацкую удаль — свидетельство его прежних битв.
Видит пленник и мирную жизнь горцев: как они ужинают семьей, как ласково и приветливо встречают заблудившегося путника. Но все его воспоминания и раздумья не находили отражения на лице пленника, он лишь думал о своем скором конце, хотя черкесы и гордились своей добычей, но «щадили век его младой».
Часть вторая
Через некоторое время, когда все мужчины аула отправились грабить кубанские станицы, прекрасная черкешенка устроила любимому побег, собственноручно перепилив цепь. Поступок девушки глубоко тронул пленника. В его «воскресшем сердце» зажглось чувство, возможность которого он еще совсем недавно отрицал. С губ сорвалось: «Я твой навек, я твой до гроба», — и он предложил красавице бежать с ним. Но она отказалась: «Возможно ль? ты любил другую. Найди ее, люби ее…». Прощальный поцелуй запечатлел «союз любви».
Когда освобожденный пленник прыгнул в реку, чтобы переплыть на другой берег и добраться до расположения казаков, он услышал позади стон и плеск.
История создания произведения
В 1820 году за вольнолюбивые стихи и едкие эпиграммы, затрагивающие первых лиц государства, Пушкину грозила ссылка в Сибирь или на Соловки. Но благодаря хлопотам Н. М. Карамзина ее заменили высылкой в Кишинев. Генерал Раевский, собравшийся с семейством в путешествие на Кавказ и в Крым, добился для поэта разрешения поехать с ними.
В 20-е годы XIX века освоение этих краев только начиналось. Оно обернулось для Российской империи войной, которая растянулась почти на 50 лет. Нередко на Кавказ посылали людей, неугодных властям. Император Александр I назвал этот край «теплой Сибирью». Любого русского, оказавшегося на Кавказе, поражала дикая и величественная красота природы, а уж поэта особенно. Лучшего места действия романтической поэмы нельзя было и придумать.
На Кавказе Пушкин общался с военными, несшими там службу. Они рассказывали о нравах и обычаях горцев, об их своеобразном быте, взаимоотношениях между ними и русскими.
В частности, говорилось о пленниках, их жизни в неволе. История о том, как одному из таких пленников помогла бежать влюбленная в него местная девушка, и легла в основу сюжета будущей поэмы.
Анализ «Кавказского пленника»
Размышляя о сущности конфликта между Россией и Кавказом, Пушкин обращается к его истокам. Он вспоминает произошедший в XI веке поединок тмутараканского князя Мстислава Храброго с Редедей, князем касогов, — народа, к которому восходит ряд кавказских этносов. От этого далекого по времени события поэт переходит к недавней истории и современности, когда «на негодующий Кавказ поднялся наш орел двуглавый».
Пушкин воспевает полководцев той войны: П. Д. Цицианова, П. С. Котляревского и, конечно, А. П. Ермолова. И хотя поэт, будучи всей душой на стороне России, радуется ее победе, он с уважением и сочувствием отзывается о побежденных горцах:
«…Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно;
Но не спасла вас наша кровь,
Ни очарованные брони,
Ни горы, ни лихие кони,
Ни дикой вольности любовь!…»
В последних строках поэмы Пушкин выражает надежду, что после этой войны на Кавказе воцарится мир. Все станет на круги своя.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: