Как звали личного пилота гитлера
Личный пилот фюрера
Личный пилот фюрера
Фактически, личный самолёт появился у Адольфа Гитлера ещё до его прихода к власти. В 1932 году, когда вождь Национал-социалистической рабочей партии Германии намеревался провести серию митингов и выступлений в период предвыборной кампании. Для того чтобы успеть везде и всюду, выступать, к примеру, в разных городах в один и тот же день и выглядеть вождём солидной партии, которой немецкий народ смело может доверить власть, а вместе с ней и свою судьбу, как нельзя лучше подходил личный самолёт. Он был очень нужен.
— Мы можем разрешить эту проблему? — поделившись своими мыслями с «верным Генрихом», спросил Гитлер.
Кроме самого фюрера, в самолёт предстояло поместить целый штат его охранников, секретарей, соратников по партии. Словом, значительную часть предвыборного штаба. Поэтому аэроплан требовался большой, типа транспортного «юнкерса».
— У нас есть на примете подходящий человек, — кивнул Гиммлер.
— Он имеет собственный самолёт? — ехидно усмехнулся Адольф.
— Нет, самолёт мы арендуем у «Люфтганзы», — оценив шутку вождя, бледно улыбнулся рейхсфюрер СС. — А потом у вас появится свой и не один. Пока же есть отличный пилот.
И Адольфу Гитлеру представили бывшего военного лётчика, пилота компании «Люфтганза», члена национал-социалистической партии Ганса Баура.
Баур родился в 1897 году в городе Ампфинге, в Баварии. Практически сразу после окончания им гимназии началась Первая мировая война, и Баур решил отправиться на фронт. Испытывая немалую тягу к технике, он сумел попасть в авиационное подразделение кайзеровской армии и стал рядовым лётчиком соединений «I Б» — так закодированно называлась Первая баварская авиаэскадрилья.
Ганс рвался в небо и жадно учился летать, делая большие успехи в освоении лётного мастерства. В конце концов, это заметили его начальники. Тем не менее почти три года — с 1915 по 1918 — Баур числился просто рядовым лётчиком авиаэскадрильи, действовавшей на Западном фронте, и только в 1918 году ему наконец присвоили звание лейтенанта.
Война шла к позорному для Германии концу, и всем это стало предельно ясно. Ещё продолжались бои, и в небе то и дело случались ожесточённые воздушные схватки между английскими, французскими и русскими лётчиками — добровольцами с одной стороны, и немецкими асами с другой. Да, русские в составе экспедиционного корпуса, помогая союзникам, воевали тогда и на Западном фронте.
Бауру повезло — его не сбили в воздушном бою, не подбили с земли, не свалил тиф и миновали другие многие несчастья, так и подкарауливающие человека на войне. Мало того, он попал в спокойный тыл: в январе 1919 года лейтенанта Баура по приказу командования перевели пилотом в службу авиапочты в небольшой городок Фюрт, расположенный под Нюрнбергом. Надо ли говорить, как Ганс этому обрадовался. До конца 1921 года он летал, развозя почту, а потом демобилизовался в чине обер-лейтенанта. Началась гражданская жизнь.
Положение в экономике сложилось достаточно тяжёлое, но Бауру вновь повезло: он нашёл место в гражданской авиакомпании. У его отца, почтового чиновника, остались кое-какие связи, да и сам Ганс успел познакомиться с некоторыми нужными людьми, когда развозил на аэроплане почту. Поэтому он стал пилотом в мюнхенском отделении немецкой фирмы «Баварский воздушный Ллойд». Это считалось престижным местом.
В 1926 году в Германии образовалась авиакомпания «Люфтганза», и Баур сумел попасть в её лётный состав. В том же году, по рекомендации некоторых приятелей, Ганс вступил в Национал-социалистическую рабочую партию Германии.
Воздушная трасса, которую обслуживал самолёт, пилотируемый Гансом Бауром, пролегала на линии Берлин — Мюнхен и бывший обер-лейтенант не раз видел среди своих пассажиров, расположившихся в салоне, первых лиц национал-социалистической партии. Очень часто по разным своим делам и выполняя поручения фюрера летал в Мюнхен из Берлина и в Берлин из Мюнхена будущий рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Он-то и приметил старательного и умелого пилота, а потом навёл о нём справки.
В 1932 году, когда власть уже была близка, именно глава «чёрного ордена» Генрих Гиммлер и порекомендовал Адольфу Гитлеру в качестве личного пилота отставного обер-лейтенанта Ганса Баура. Фюрер согласился и стал регулярно летать на самолёте, пилотируемом Бауром, по всей Германии, выступая с предвыборными речами. Работа Ганса очень понравилась Гитлеру, да и сам пилот ему импонировал, поэтому он вскоре предложил ему стать его личным шеф-пилотом. Баур с радостью согласился. Тогда это казалось ему пределом мечтаний — стать личным пилотом канцлера Германии и фюрера национал-социалистической партии! Став личным пилотом Гитлера, Баур одновременно стал и шефом правительственного авиаотряда.
Последний полёт с Гитлером на борту Ганс Баур совершил на самолёте «Кондор» в декабре 1944 года, когда ставку фюрера перенесли из Растенбурга в Берлин.
— Насколько мне известно, более фюрер не летал, — позднее заявил на допросе Баур.
В конце того же года Баур получил указание отправиться на знакомый ему аэродром под Мюнхен.
— Я хочу, чтобы вы испытали новую машину, — сказал ему Гитлер. — Мне важно знать ваше мнение.
Испытывать предстояло новый тип самолёта Ю-290, на который сам Герман Геринг возлагал большие надежды. На самолёте установили девять пушек, а дополнительные баки для горючего увеличивали дальность полёта более чем в два раза. Поднимали в воздух новое детище немецкого авиастроения четыре мощных мотора БМВ-801.
— Опробуйте машину в воздухе и доложите лично фюреру, — сказал пилоту Геринг. — Он ждёт добрых вестей.
В январе и начале февраля 1945 года на засекреченном аэродроме неподалёку от Мюнхена личный пилот фюрера Ганс Баур неоднократно проводил лётные испытания нового Ю-290 и совершал на нём тренировочные полёты. Новая машина существовала в единственном экземпляре, а две остальные находились в стадии доработки. Баур дал довольно высокую оценку боевым и лётным качествам нового самолёта.
В тот период войны англо-американская авиация, базировавшаяся на Британских островах, постоянно проводила жесточайшие бомбардировки Германии — американские «летающие крепости» изобрели специальный строй, который назвали «ящиком», и даже близко не подпускали к нему немецкие истребители. А потом, совершенно не целясь, сбрасывали многотонные бомбовые грузы на города Германии, превращая всё внизу в выжженную землю. Видимо, именно тогда и родилась тактика знаменитого по Вьетнаму «коврового бомбометания».
В марте 1945 года состоялся грандиозный налёт союзной авиации на Мюнхен. По воспоминаниям очевидцев, на земле творился сущий ад. Баур уцелел, ему опять повезло, но готовый к полётам новый Ю-290 бомбы союзников уничтожили прямо на взлётно-посадочной полосе. Испытания пришлось прервать. Ганс помогал в переоборудовании и доводке остальных двух самолётов этой серии. Но в середине марта его срочно отозвали в Берлин.
— Есть важная работа, — сказал ему Гитлер. — Я решил не покидать столицу рейха, а вам предстоит сделать всё, чтобы её могли оставить как можно больше ценных для арийской нации людей.
С начала апреля 1945 года правительственный авиаотряд под командованием Баура стал заниматься секретными операциями по эвакуации из Берлина людей, многие из которых садились в салоны аэропланов в масках на лицах. Позднее, на допросах Ганс Баур не мог точно указать, кого именно из высших чиновников Третьего рейха он эвакуировал по воздуху из Берлина.
Нужно отметить, что проводить эвакуацию оказалось далеко не просто: в небе господствовала авиация союзников, и немцам приходилось летать преимущественно по ночам. Кроме людей, постоянно вывозили из секретных хранилищ различные документы — этой работой занимался обергруппенфюрер СС Шауб.
Не проходило ночи, чтобы из Берлина не вылетали пять или шесть тяжело нагруженных транспортных самолётов, типа «Кондор» или Ю-52: это большие и очень вместительные машины. С одним из последних самолётов Берлин покинул и распоряжавшийся отправкой документов обергруппенфюрер СС Шауб.
Вскоре немцы потеряли все без исключения стратегические и тактические аэродромы под Берлином. В качестве взлётно-посадочной полосы пришлось использовать отрезки шоссе, улицы и площади, в частности, у Бранденбургских ворот. Баур помнил, как там приземлился самолёт, пилотируемый Ханной Райч, а позднее взлетел, чуть не задев бронзовую фигуру Победы, правившую колесницей. Самолёт был то ли типа «Шторьх», то ли «Арадо».
Гитлера Баур последний раз видел во второй половине дня 30 апреля 1945 года.
— Баур, хочу с вами попрощаться, — мрачно сказал фюрер. — Благодарю за долгую и верную службу. Русские уже несколько дней стоят на Потсдамской площади, и я боюсь, что они обстреляют нас снарядами с усыпляющим газом, чтобы живыми взять в плен.
Как впоследствии показал на допросах Баур, Адольф Гитлер тогда впервые высказал намерение покончить с собой. По некоторым данным, фюрер подарил личному пилоту висевший в кабинете портрет прусского короля Фридриха II. О самоубийстве Гитлера и Евы Браун личный пилот фюрера узнал со слов эсэсовцев из охраны, которые сказали, что всё кончено.
При штурме здания рейхстага и находившегося фактически под ним личного бункера Гитлера Баур получил ранение в ногу и попал в плен. Насколько известно из архивных документов, он находился некоторое время в лагере для военнопленных, а затем, в марте 1950 года был помещён в знаменитую Бутырскую тюрьму, где на него возбудили дело по обвинению в проведении профашистской пропаганды среди военнопленных. Военный трибунал войск МВД Московского округа приговорил его к 25 годам заключения в лагерях. Однако весь срок он так и не отбыл, в 1955 году его передали властям ФРГ в числе неамнистированных преступников.
Но кого и какие документы вывозили Баур и его подчинённые в апреле 1945 года из Берлина? Где эти документы и люди, так и осталось неразгаданной тайной…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Ракетные залпы фюрера
Ракетные залпы фюрера Задолго до начала Второй мировой войны нацистское руководство Германии ознакомилось с докладом о перспективах развития ракетостроения. Вернее сказать, что верхушка Национал-социалистической рабочей партии Германии знала о перспективных
Фюрера спас случай?
Фюрера спас случай? 20 июля 1944 года унтер-офицер Карл Фишер, проходивший военную службу в качестве штабного водителя в расположенной в Восточной Пруссии ставке фюрера «Вольфшанце», в шесть часов утра уже находился в гараже, как и другие водители: таков был заведённый в
«Конвой фюрера»
«Конвой фюрера» Третий рейх имел весьма разветвлённую и хорошо подготовленную к проведению секретных операций систему спецслужб, в ряде случаев не просто дублировавших друг друга, но осуществлявших постоянный надзор и контроль за деятельностью «коллег». В том числе и
Террористические планы фюрера
Террористические планы фюрера Гитлер не без основания считал Сталина своим сильнейшим и опаснейшим противником и желал его устранения. Наряду с крупной террористической операцией, ставившей своей задачей расправу с лидерами всех трех ведущих держав на Тегеранской
Покушения на Гитлера. Кто хотел гибели великого фюрера?
31. Орвилл Райт – первый настоящий пилот
31. Орвилл Райт – первый настоящий пилот 19 августа 1871 г. н. с. в Дейтоне, штат Огайо, США, родился Орвилл Райт – младший брат «братьев Райт» – пионер авиации – человек, который 17 декабря 1903 г. н. с. поднял первый самолет в воздух. 19 августа в честь рождения Орвилла Райта
ТОКСИН ДЛЯ ФЮРЕРА
ТОКСИН ДЛЯ ФЮРЕРА Рассекреченные архивы британской тайной разведки под кодовым названием SOE дают возможность проследить некоторые «черные операции» Интеллидженс Сервис. Секретное подразделение SOE было создано в 1940 году по инициативе премьер-министра Великобритании
«Человек со шрамом» – любимец фюрера
«Человек со шрамом» – любимец фюрера А теперь еще об одном знаменитом разведчике. Вот как о нем писали: «Очень сложно найти как в реальной жизни, так и в художественной литературе более невероятные приключения, чем те, которые выпали на долю этого офицера СС». И еще: «Редкий
ПИЛОТ
ПИЛОТ Последняя на сегодня, но самая яркая и успешная в череде групп, которые последовательно собирал, формулируя свой творческий метод и собственное видение мира, музыкант, поэт и автор песен Илья «Черт» Кнабенгоф, ПИЛОТ в начале третьего тысячелетия стал, вероятно,
Второй пилот.
Второй пилот. Ты мне как сын. Ты пришел ко мне в экипаж, уже заранее расспросив о капитане. Я ничего не знаю о тебе, кроме того, что ты преодолел массу препятствий и добился права летать на тяжелом лайнере. как и все мы. И за это тебя уважаю. Знаю, что тебе больше всего на свете
Второй пилот.
Второй пилот. Ты мне как сын. Ты пришел ко мне в экипаж, уже заранее расспросив о капитане. Я ничего не знаю о тебе, кроме того, что ты преодолел массу препятствий и добился права летать на тяжелом лайнере… как и все мы. И я тебя за это уважаю. Я знаю, что тебе больше всего на
Личный пилот Гитлера
Пилот Гитлера.
Ханс Баур
Фактически, личный самолет появился у Адольфа Гитлера еще до его прихода к власти. В 1932 году, когда вождь национал-социалистической рабочей партии Германии намеревался провести серию митингов и выступлений в период предвыборной кампании. Для того чтобы успеть везде и всюду, выступать, к примеру, в разных городах в один и тот же день и выглядеть вождем солидной партии, которой немецкий народ смело может доверить власть, а вместе с ней и свою судьбу, как нельзя лучше подходил личный самолет. Он был очень нужен.
— Мы можем разрешить эту проблему? — поделившись своими мыслями с «верным Генрихом», спросил Гитлер. Кроме самого фюрера, в самолет предстояло поместить целый штат его охранников, секретарей, соратников по партии. Словом, значительную часть предвыборного штаба. Поэтому аэроплан требовался большой, типа транспортного «юнкерса».
— У нас есть на примете подходящий человек, — кивнул Гиммлер.
— Он имеет собственный самолет? —ехидно усмехнулся Адольф.
— Нет, самолет мы арендуем у «Люфтганзы», — оценив шутку вождя, бледно улыбнулся рейхсфюрер СС.
— А потом у вас появится свой и не один. Пока же есть отличный пилот. И Адольфу Гитлеру представили бывшего военного летчика, пилота компании «Люфтганза», члена национал-социалистической партии Ханса Баура.
Ханс Баур родился в 1897 году в городе Ампфинге, в Баварии. Практически сразу после окончания им гимназии началась Первая мировая война, и Баур решил отправиться на фронт. Испытывая немалую тягу к технике, он сумел попасть в авиационное подразделение кайзеровской армии и стал рядовым летчиком соединений «I Б» — так закодированно называлась Первая баварская авиаэскадрилья. Ханс рвался в небо и жадно учился летать, делая большие успехи в освоении летного мастерства. В конце концов, это заметили его начальники. Тем не менее почти три года —с 1915 по 1918 — Баур числился просто рядовым летчиком авиаэскадрильи, действовавшей на Западном фронте, и только в 1918 году ему наконец присвоили звание лейтенанта. Война шла к позорному для Германии концу, и всем это стало предельно ясно. Еще продолжались бои и в небе то и дело случались ожесточенные воздушные схватки между английскими, французскими и русскими летчиками — добровольцами с одной стороны, и немецкими асами с другой. Да, русские в составе экспедиционного корпуса, помогая союзникам, воевали тогда и на Западном фронте. Бауру повезло — его не сбили в воздушном бою, не подбили с земли, не свалил тиф и миновали другие многие несчастья, так и подкарауливающие человека на войне. Мало того, он попал в спокойный тыл: в январе 1919 года лейтенант Бауэра по приказу командования перевели пилотом в службу авиапочты в небольшой городок Фюрт, расположенный под Нюрнбергом. Надо ли говорить, как Ханс этому обрадовался.
В 1932 году
В 1932 году, когда власть уже была близка, именно глава «черного ордена» Генрих Гиммлер и порекомендовал Адольфу Гитлеру в качестве личного пилота отставного оберлейтенанта Ханса Баура. Фюрер согласился и стал регулярно летать на самолете, пилотируемом Бауром, по всей Германии, выступая с предвыборными речами. Работа Ханса очень понравилась Гитлеру, да и сам пилот ему импонировал, поэтому он вскоре предложил ему стать его личным шеф-пилотом. Баур с радостью согласился. Тогда это казалось ему пределом мечтаний — стать личным пилотом канцлера Германии и фюрера национал-социалистической партии! Став личным пилотом Гитлера, Баур одновременно стал и шефом правительственного авиаотряда. Последний полет с Гитлером на борту Ханс Баур совершил на самолете «Кондор» в декабре 1944 года, когда ставку фюрера перенесли из Растенбурга в Берлин.
— Насколько мне известно, более фюрер не летал, — позднее заявил на допросе Баур.
В конце того же года Баур получил указание отправиться на знакомый ему аэродром под Мюнхен.
— Я хочу, чтобы вы испытали новую машину, — сказал ему Гитлер.
— Мне важно знать ваше мнение.
Испытывать предстояло новый тип самолета «Ю-290», на который сам Герман Геринг возлагал большие надежды. На самолете установили девять пушек, а дополнительные баки для горючего увеличивали дальность полета более чем в два раза. Поднимали в воздух новое детище немецкого авиастроения четыре мощных мотора «БМВ-801».
— Опробуйте машину в воздухе и доложите лично фюреру, — сказал пилоту Геринг.
— Он ждет добрых вестей.
В январе и начале февраля 1945 года
В январе и начале февраля 1945 года на засекреченном аэродроме неподалеку от Мюнхена личный пилот фюрера Ханс Баур неоднократно проводил летные испытания нового «Ю-290» и совершал на нем тренировочные полеты. Новая машина существовала в единственном экземпляре, а две остальные находились в стадии доработки. Баур дал довольно высокую оценку боевым и летным качествам нового самолета.
В тот период войны англо-американская авиация, базировавшаяся на Британских островах, постоянно проводила жесточайшие бомбардировки Германии — американские «летающие крепости» изобрели специальный строй, который назвали «ящиком», даже близко не подпускали к нему немецкие истребители. А потом, совершенно не целясь, сбрасывали многотонные бомбовые грузы на города Германии, превращая все внизу в выжженную землю. Видимо, именно тогда и родилась тактика знаменитого по Вьетнаму «коврового бомбометания».
В марте 1945 года состоялся грандиозный налет союзной авиации на Мюнхен. По воспоминаниям очевидцев, на земле творился сущий ад. Баур уцелел, ему опять повезло, но готовый к полетам новый «Ю-290» бомбы союзников уничтожили прямо на взлетно-посадочной полосе. Испытания пришлось прервать. Ханс помогал в переоборудовании и доводке остальных двух самолетов этой серии. Но в середине марта его срочно отозвали в Берлин.
— Есть важная работа, — сказал ему Гитлер.
— Я решил не покидать столицу рейха, а вам предстоит сделать все, чтобы ее могли оставить как можно больше ценных для арийской нации людей.
С начала апреля 1945 года
С начала апреля 1945 года правительственный авиаотряд под командованием Баура стал заниматься секретными операциями по эвакуации из Берлина людей, многие из которых садились в салоны аэропланов в масках на лицах. Позднее, на допросах Ханс Баур не мог точно указать, кого именно из высших чиновников Третьего рейха он эвакуировал по воздуху из Берлина.
Нужно отметить, что проводить эвакуацию оказалось далеко не просто: в небе господствовала авиация союзников и немцам приходилось летать преимущественно по ночам. Кроме людей, постоянно вывозили из секретных хранилищ различные документы — этой работой занимался обергруппенфюрер СС Шауб.
Не проходило ночи, чтобы из Берлина не вылетали пять или шесть тяжело нагруженных транспортных самолетов, типа «Кондор» или «Ю-52»: это большие и очень вместительные машины. С одним из последних самолетов Берлин покинул и распоряжавшийся отправкой документов обергруппенфюрер СС Шауб.
Вскоре немцы потеряли все без исключения стратегические и тактические аэродромы под Берлином. В качестве взлетно-посадочной полосы пришлось использовать отрезки шоссе, улицы и площади, в частности у Бранденбургских ворот. Баур помнил, как там приземлился самолет, пилотируемый Ханной Рейтч, а позднее взлетел, чуть не задев бронзовую фигуру Победы, правившую колесницей. Самолет был то ли типа «Шторх», то ли «Арадо».
Гитлера Баур последний раз видел во второй половине дня 30 апреля 1945 года.
— Баур, хочу с вами попрощаться, — мрачно сказал фюрер. — Благодарю за долгую и верную службу. Русские уже несколько дней стоят на Потсдамской площади, и я боюсь, что они обстреляют нас снарядами с усыпляющим газом, чтобы живыми взять в плен.
Как впоследствии показал на допросах Баур, Адольф Гитлер тогда впервые высказал намерение покончить с собой. По некоторым данным, фюрер подарил личному пилоту висевший в кабинете портрет прусского короля Фридриха II. О самоубийстве Гитлера и Евы Браун личный пилот фюрера узнал со слов эсэсовцев из охраны, которые сказали, что все кончено.
При штурме здания Рейхстага и находившегося фактически под ним личного бункера Гитлера Баур получил ранение в ногу и попал в плен. Насколько известно из архивных документов, он находился некоторое время в лагере для военнопленных, а затем, в марте 1950 года был помещен в знаменитую Бутырскую тюрьму, где на него возбудили дело по обвинению в проведении профашистской пропаганды среди военнопленных. Дальнейшая судьба Ханса Баура неизвестна. Впрочем, о судьбе личного пилота Гитлера, которая могла его ждать в те годы, догадаться не так трудно.
Но кого и какие документы вывозили Баур и его подчиненные в апреле 1945 года из Берлина? Где эти документы и люди, так и осталось неразгаданной тайной.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Воспоминание Ганса Баура, личного пилота Адольфа Гитлера. (часть 4)
Из мемуаров Ганса Баура
Находясь в рейхсканцелярии, Гитлер возложил на себя руководство обороной города. 15 апреля стоял прекрасный солнечный день, Гитлер вышел в сад рейхсканцелярии, чтобы отдать необходимые распоряжения. Укрепления были возведены, минометы установлены, в некоторых местах снесли стены, чтобы можно было вести огонь прямой наводкой, противотанковая артиллерия заняла свои позиции. Гарнизоны бетонных бункеров заняли места у огневых точек. Тысяча человек из личной охраны Гитлера под командованием генерала Монке приговились защищать его последний бастион.
В тот день в рейхсканцелярию прибыла фрау Геббельс. Когда ее увидел Гитлер, он сразу же к ней подошел: «Во имя Господа, дорогая фрау, что вы до сих пор делаете в Берлине? Баур может немедленно вылететь вместе с вами в Бергхоф. Там вы и ваши дети будут в безопасности».
Однако фрау Геббельс не собиралась уезжать: «Когда русские войдут в Берлин, мой муж умрет. Для меня и для моих детей бесполезно искать спасения в бегстве. Я не хочу, чтобы моих детей где-нибудь в Америке или в Советском Союзе выставляли напоказ как отпрысков нацистского министра пропаганды Геббельса. Дети и я останемся в Берлине!» Гитлер лично проследил за тем, чтобы фрау Геббельс и ее дети были комфортно устроены в помещениях бункера. Сам Геббельс к тому времени уже жил там.
Прибыв в рейхсканцелярию Гитлер взглянул на меня с изумлением, поскольку не знал, что я до сих пор живу не в бункере рейхсканцелярии. По его приказу мне выделили там помещение, теперь я жил рядом с Борманом, генералом СС Раттенхубером, полковником СС Бетцем и полицейским советником Хёглем. Комнаты были отделены друг от друга стенами чуть ли не из картона.
17 апреля в рейхсканцелярии появился Геринг. Его сопровождал генерал-майор Кристиан, который в течение многих лет состоял при Гитлере в качестве адъютанта по связи с военно-воздушными силами. Я сразу же спросил у Геринга, что он хочет от Гитлера. Кристиан сказал, что Геринг хочет забрать Гитлера в Оберзальцберг. Сам Геринг планировал отправиться туда сегодня вечером, вне зависимости от того, присоединится к нему Гитлер или нет. Наземный путь туда все еще оставался открытым. Геринг пробыл наедине с Гитлером около полутора часов, а затем они вдвоем появились в приемной. Гитлер пожал Герингу руку и сказал: «Отправьте впереди себя разведгруппы. Вы знаете, что между Нюрнбергом и Байройтом идет бой. Вполне возможно, что американские танковые дивизии уже прорвали нашу оборону. Я желаю вам удачи!» На следующее утро я спросил Гитлера, есть ли о Геринге какие-нибудь новости. Геринг сообщил, что он благополучно добрался до места назначения, и Гитлер был этому весьма рад: «Один из моих соратников добрался до безопасного места и оттуда сможет влиять на ход событий!»
Последний в жизни Гитлера день рождения был очень печальным и мрачным. Его пришли поздравить только гросс-адмиралы Редер и Дёниц, а также Гиммлер и Геббельс. 22 апреля, когда русские уже вели бои в пригородах Берлина, Гитлер объявил, что никогда не покинет этот город. Он дал распоряжения эвакуировать из Берлина как можно больше людей.
Организовать оборону Берлина не было никакой возможности. Генерал Мюллер застрелился. Я отдал находившимся у меня в подчинении экипажам приказ попытаться этой ночью перелететь на оставшихся самолетах на большой военный аэродром в Рехлине. Когда я сообщил Гитлеру, что русские уже проникли в Гатов и ведут там бои, он сказал: «Видишь, Баур, нас здесь не ждет ничего хорошего. Улетай отсюда! Прикажи своим людям доставить фаустпатроны и прочее, что будет необходимо здесь». Я не хотел улетать, хотя, надо сказать, решение остаться далось мне нелегко. Мне просто казалось, что нечестно исчезнуть в столь ужасное время. Я объявил, что остаюсь вместе с Гитлером, с которым мне приходилось тесно общаться в течение последних тринадцати лет. Я разрешил полковнику Бецу, который был моим адъютантом и моим заместителем в течение многих лет, улететь из Берлина. Он также решил остаться и позднее погиб во время попытки прорыва из города. Посол Хевель, который был связующим звеном между Гитлером и Риббентропом, в моем присутствии подошел к Гитлеру и сообщил ему о том, что гросс-адмирал Редер и министр иностранных дел просят разрешения принять участие в обороне города. Гитлер не дал своего согласия.
25 апреля Гитлер получил от Геринга, находившегося в Бергхофе, телеграмму с сообщением: «Вы назначили меня своим преемником. Вы окружены в Берлине, и Ваша власть распространяется только на ограниченную территорию. Я прошу Вас передать всю полноту власти мне». Гитлер не воспринял подобное обращение как великую трагедию, а просто заявил, что Геринг имеет слабое представление о ситуации в Берлине.
Вечером 26 апреля в новостях передали, что Геринг начал переговоры с американцами. На это известие Гитлер отреагировал очень остро. Он приказал Борману отправить Герингу телеграмму. Перед тем как ее отправить, Борман дал мне ее прочитать. В целом ее содержание сводилось к следующему: «То, что ты сделал, является изменой и предательством своей страны и по законам Германии карается смертной казнью. Однако, принимая во внимание твои заслуги перед Германией, я дарую тебе прощение, если ты сложишь с себя все полномочия в течение двадцати четырех часов». Рано утром 26 апреля от Геринга пришел ответ, в котором он заявлял, что слагает с себя все полномочия. Преемником Геринга Гитлер назначил генерал-полковника Риттера фон Грайма. Был издан соответствующий приказ, в котором сообщалось, что тот должен немедленно прибыть в рейхсканцелярию в Берлине.
29 апреля Гитлер женился на Еве Браун. Я впервые узнал об этой свадьбе только в тот момент, когда Гитлер со мной попрощался. В тот день состоялось еще несколько свадеб под предводительством главы городского загса Нейманна. Торжества, если их так можно назвать, происходили на улице. Вокруг раздавались разрывы снарядов, которые сметали все вокруг и создавали своеобразное музыкальное сопровождение этой почти инфернальной церемонии. Всем новобрачным парам для первой брачной ночи в бункере выделили по комнате. Будущее не сулило ничего хорошего.
В тот вечер я беседовал с Евой Браун, теперь уже Евой Гитлер. Она рассказала мне то, что я и так уже знал, а именно, что Гиммлер также попытался скрыться. Для нас становилось все очевиднее, каким сокрушительным будет поражение. Гиммлер был исключен из партии в тот же вечер. 26 апреля Гиммлер попытался убедить Гитлера покинуть Берлин. Он направил в Берлин молодого офицера во главе бронетанковой группы, состоявшей из шести «тигров», хотя к тому времени город уже был полностью окружен. Офицер смог пробиться из Нойбранденбурга к рейхсканцелярии, уничтожив по пути девять русских танков. Его лицо сияло от гордости, когда он добрался до Гитлера и сообщил ему, что его задача заключается в том, чтобы вывезти Гитлера из Берлина, несмотря ни на какие препятствия. Гитлер принял командира отряда очень сердечно, поблагодарил его и объяснил ему, что не собирается покидать Берлин. Молодого офицера отдали под команду генерала Вайдлинга, последнего коменданта Берлина.
Сегодня кажется невероятным, чтобы кому-то захотелось увидеть Гитлера в последние дни его жизни, однако так на самом деле и было. В полевом госпитале, расположенном под новым зданием рейхсканцелярии, доктора и медсестры без отдыха исполняли свой долг. Они попросили, чтобы Гитлер посетил их хотя бы еще один раз. Профессор Хазе и фрау Геббельс передали эту просьбу Гитлеру. В тот день после полудня Гитлер в последний раз в своей жизни отправился в новое здание рейхсканцелярии. Перед входом в комнаты, где располагался полевой госпиталь, находилась небольшая столовая. Там медсестры разместили фрау Геббельс с ее шестерыми детьми и еще около двадцати других детей. Когда Гитлер вошел в комнату, дети начали петь. Его голова низко склонилась. Засунув обе руки в карманы пиджака, он направился к медсестрам, кивая. Так он простоял примерно с полминуты, ничего при этом не сказав. По щекам у женщин текли слезы. Никто не мог найти нужных слов. Молча, как и вошел, Гитлер покинул комнату. Медсестры вернулись к операционным столам и к раненым. Я был свидетелем этой впечатляющей сцены, во время которой Гитлер прощался с миром, в котором он занимал далеко не самое последнее место. Он ушел молча, не проронив ни слова…
29 апреля бои разгорелись в непосредственной близости от рейхсканцелярии. 30 апреля меня неоднократно отрывали от обязанностей адъютанта, которые я исполнял вместо Белова, вызывая в бункер фюрера. В последний раз мне приказали привести туда моего адъютанта Беца. Когда я вошел в маленькую комнатку в бункере, размером примерно два на три метра, в которой стояли только диван, маленький шкаф и несколько стульев, ко мне навстречу быстро направился Гитлер, протянул руку и сказал: «Баур, я хотел бы с тобой попрощаться!» Опешив, я спросил: «Вы что, решили прекратить сопротивление?» Гитлер ответил: «К сожалению, дело идет к этому. Мои генералы предали меня и продали, мои солдаты не хотят воевать, поэтому я сам не могу больше сражаться». Я пытался убедить Гитлера, что в нашем распоряжении есть самолеты, с помощью которых он может добраться до Аргентины, Японии или до одного из шейхов, которые, зная отношение Гитлера к «еврейскому вопросу», всегда хорошо к нему относились и в течение всей войны снабжали его кофе. Его можно было доставить в Сахару, где он бы бесследно исчез. Из-за «еврейского вопроса» Гитлер нажил себе немало врагов, но приобрел и немало друзей. Он полагал, что после окончания войны сможет решить эту проблему. Он предполагал отобрать Мадагаскар у Франции и на его территории создать независимое еврейское государство, куда можно будет переселить и евреев из Египта. Подобный план, естественно, вызвал симпатию у муфтия Египта, который называл Гитлера «необычайно хитрой лисой» и неоднократно посещал его с визитами. Я видел его несколько раз в саду рейхсканцелярии, где он прогуливался в сопровождении Гитлера.
Гитлер дал мне понять, что он не покинет Германию. «Я меня есть два варианта: отправиться в горы или к Дёницу во Фленсбург. Но и там через две недели я окажусь в точно такой же ситуации, как и сегодня. Передо мной возникнут те же самые проблемы. Война закончится в Берлине. Я выстою или погибну вместе с Берлином. Каждый должен отвечать за последствия своих поступков. Я сам выбрал свою судьбу! Завтра миллионы людей будут проклинать память обо мне. У меня не остается иного выбора. Русские знают, что я все еще нахожусь в бункере, и я боюсь, что они могут пустить газ. В ходе войны мы разработали такой газ, который может привести человека в бессознательное состояние на двадцать четыре часа. Наша разведка установила, что у русских также имеется такой газ. В бункере есть газоуловители, но кто знает, исправны ли они? Я им не могу доверять. Сегодня я распрощаюсь с жизнью!» Гитлер поблагодарил меня за долгие годы службы и пробежал глазами по комнате. «Я хочу сделать тебе подарок. Видишь эту картину на стене? Это портрет короля Фридриха, Фридриха Великого, кисти Антона Графа. За всю мою жизнь у меня было много картин, некоторые из них были ценнее этой, которая в 1934 году стоила 34 тысячи марок. Я не хочу, чтобы она пропала. Я хочу, чтобы эта картина была сохранена для потомства. Она имеет большую историческую ценность».
Покидая бункер фюрера, я сказал Бецу, что мы должны покинуть Берлин этим же вечером. Для прорыва нам нужно было достать подходящую одежду. Мы не могли и шагу сделать из бункера, одетые в кожаные пальто и к тому же еще с чемоданами в руках. К этому времени добраться до самолета на машине уже было невозможно, оставалось только идти пешком. Гитлер покинул этот мир примерно в семь часов вечера, а не в четыре, как я позднее читал в газетах.
Русские четко осознавали, что любой, кто захочет покинуть Берлин, должен будет пройти этот мост, поэтому они здесь организовали мощную линию обороны. Возле моста было много убитых и раненых. Борман лежал, согнувшись, на каменных ступенях перехода на Фридрихштрассе. Перед ним лежал убитый молодой русский солдат. Я несколько раз пытался найти обходной путь. От Хаусзеештрассе мы хотели спуститься вниз до Цигельштрассе, а оттуда добраться до большой пивоварни. Эту пивоварню мы наметили в качестве первого сборного пункта. Однако каждый раз я натыкался на препятствие и возвращался обратно. Борман запретил мне покидать его: «Оставайся со мной, Баур. Тебя убьют, и я останусь здесь один. Ты видишь, как много раненых возвращается обратно. Ты все еще мне нужен. Оставайся здесь со мной!» Я ответил, что бессмысленно сидеть на одном месте. Мы должны пытаться продвигаться вперед. Ночь коротка, а нам еще предстоит преодолеть длинный путь.
А далее последовал мучительный Советский плен до 1955 года.