Как звали лошадей трех богатырей
Три Богатыря
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Летописец и работает в издании «Новая береста». Отправляется вслед за Ильей, чтобы написать репортаж о его подвигах, в компании князя киевского. Впоследствии стала женой Ильи Муромца. Очень деловая девушка — даже Илья замечает, что ей все время некогда.
Самый младший богатырь. Родом из Ростова. Глуповатый, весёлый и честный. Его первый подвиг окончился провалом. После первого фильма Алёша женился на Любаве — его лучшей подруге с самого детства.
Боярин, ближайший советник князя. Хитер, но искреннен. Местами проявляет недюжинную простоватость.
Потомственная колдунья в шестом поколении, знающая толк в древней тёмной магии.
Появлялась в мультфильмах «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Три богатыря на дальних берегах».
Живет на болоте в избушке на курьих ножках. Считает свое болото самым экологически чистым местом, но не прочь переехать поближе к стольному граду и жить в более комфортных условиях. Давняя должница Колывана. Помогала ему бороться с Добрыней.
Бабушка Любавы. Ворчлива. Недолюбливает Алёшу, считает его «непутёвым». При этом очень заботливо относится к своей внучке, во многом из-за этого она и попадает в приключения богатырей и их друзей. Впоследствии поселилась с Тихоном в Киеве.
Слон, который появляется в мультфильме «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Некоторое время заменял Илье Бурушку.
Громадная осьминожиха, верная помощница и подруга детства Морского царя. Сурова, очень сильна и немногословна, хотя склонна к сентиментальности. Только и говорит, что о неизвестной клятве, которую она дала матери Эдуарда. Безответно влюблена в него, но благодаря вмешательству Юлия обрела своё счастье.
Богатырский конь Ильи Муромца. Как и в былинах, Илья дорожит им.
Не просто конь, а друг и соратник в бою. Конь наравне с богатырём сражается с врагами. Отличается смелостью и умом. По словам Ильи, сила коня в его прекрасной золотистого оттенка гриве. Конюху Степану Илья наказывает ни в коем случае не стричь гриву, так как у коня из-за этого убавится сил, а у конюху это принесёт беду.
Византийский император, самодовольный, высокомерный, расчётливый и гордый. Отец Леонида. В своём дворце ест пирожные и мечтает о расширении своих владений. В частности, мечтает заполучить земли княжества киевского.
Согласно Князю Владимиру, «брат по императорской крови», который, однако, не признаёт этого пока его войско полностью не разбил Илья.
В своём городе имеет множество памятников самому себе, чем очень впечатляет Князя Киевского.
Верный, но пугливый верблюд Добрыни Никитича. Был подарен ему Елисеем вместо коня, которого просил Добрыня, сказав, что коней не было, а этого можно и не кормить вовсе. Как и все верблюды, может очень быстро бегать. Является одногорбым верблюдом. Он разумен, но говорить не умеет. В пятом фильме сначала выиграл, но на второй попытке проиграл дубу в казино, за что живодёры хотели снять с него шкуру; был спасён Юлием.
Главный приспешник Шамаханской царицы. Умеет говорить. Мудрый, но при этом жесток, почти, как и его повелительница. В одном из разговоров с ней просил себе в подарок шкуру коня Юлия после свадьбы. Впоследствии подкинул помолодевшую до младенчества царицу Князю Киевскому.
Высокая горилла, которого пришлось победить богатырям на дальних берегах. Напоминает Кинг-Конга. Инфантильный, любит играть в «войнушку», не задумываясь о том, что своими действиями причиняет другим вред.
Друг Добрыни Никитича. Врёт, не задумываясь о последствиях. Немного глуповатый, но весёлый и гостеприимный. Второй должник Колывана. У каждой из его голов свой голос (то есть в разных интонациях). Летать не умел, но впоследствии научился. Страдает растроением личности. Если в былинах и в игре про Добрыню Никитича, тот бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет ему, как себе. В четвёртом фильме серии он служил священным драконом в Китае.
Главный новогодний волшебник, который приехал в Киев в день Нового года искать своего ученика Дурило, который украл у него посох и угнал оленя. Именно Дед Мороз 3000 лет назад установил Великое Равновесие жары и холода и вручил ключ от Великого Равновесия маленькой тогда принцессе Египта Нефертити. Обижен на Дурило, но потом всё-таки прощает его и даёт ему 29 февраля. В некоторые места не может ездить без своего оленя, например, в Египет. Одет в синий костюм. Как выяснилось был учителем Дурилы, так же — его старший брат.
Мудрый и сильный, но строгий богатырь. Состоит на дружеской ноге со Змеем Горынычем и несёт пограничную службу. Начальник дружины Князя Киевского. Женат на властной и хозяйственной Настасье Филипповне.
Живое дерево, мошенник, разводящий людей на их вещи методом игры, предок азартных игр на Руси. Впервые появился в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей». Был главным антагонистом фильма «Три богатыря. Ход конём»
С помощью азартных игр захватил власть в Киеве, но был побежден богатырями. В первом фильме серии разводил Юлия посредством игры в числа, в «Три богатыре. Ход конем» в арсенале дуба добавились новые игры, такие как «однорукий бандит», «карты» и «коробочки». Ещё он научился ходить. Боится крыс. Любимое слово »Матушка роща/ица».
Младший брат Деда Мороза. 13-ый запасной месяц, который реальным месяцем так и не стал. Из-за этого он стал коварным и решил сделать себя самым главным месяцем в году. Хотел установить вечное лето. Для этого он с помощью 2-х разбойников украл оленя у Деда Мороза. Потом сказал двум разбойникам, чтобы те сидели за забором дома и ждали, когда появятся жёны богатырей; прикинувшись Дедом Морозом, подружился с богатырями, и когда жёны богатырей вышли, 2 разбойника украли их и спрятали в своём доме. Дурило говорит богатырям, что их похитили и увезли в Египет. Богатыри тут же им верят и едут с ним Египет для того, чтобы те подняли пирамиду для осуществления своего коварного плана. Но планы Дурилы проваливаются. Позже получает от Деда Мороза 29 февраля.
Гонец, некоторое время учился богатырской науке у Добрыни Никитича. Был влюблен в пляменницу князя — Забаву Путятишну, впоследствии на ней женился. Вместе с ней отправился в Царьград учиться наукам — но на обучение военному делу его не взяли, сказали, что больно умный. Вместо этого стал счетоводом, чего очень стеснялся и обманывал — как жену, так и Добрыню.
Племянница князя Киевского, впоследствии — жена Елисея Силовича. Умна, деловита, себя в обиду давать не намерена. После событий мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в котором её чуть не отдал замуж за долги родной дядюшка, отправилась вместе с Елисеем в Царьград, учиться. Училась она там. единоборствам.
Самый сильный из трёх богатырей. Очень суеверный и наблюдательный. Очень любит своего коня Бурушку. Илья незаметно для себя влюбился в Алёнушку и женился на ней.
Милая и одинокая тётушка Морского царя. Умеет колдовать, шаманить, привораживать — всего помаленьку, а также имеет «траву-мураву».
Былинный князь, правитель Киева — прямое начальство богатырей и часто — основной источник их проблем. Его имя не упоминается. Единственный персонаж, появившийся во всех мультфильмах цикла. Довольно жаден, хитёр и при этом трусоват. В каждом мультфильме, кроме «Алёши Поповича», события разворачиваются вокруг него, так как в первой части это его первое появление. Первый должник Колывана.
О себе говорит: «Я по натуре человек отходчивый, вспыльчивый иногда, а так зла ни на кого не держу».
Знатный и богатый купец, которому постоянно везёт во всех азартных играх. У него много должников, которых он старается использовать в своих целях и интересах, обещая простить половину долга. Пытался взять в жены Забаву, но Змей Горыныч, Елисей и Добрыня помешали ему.
На редкость жадный человек, которого не интересует ничего кроме денег. У Колывана нет друзей, но многие вынуждены помогать ему из-за своих долгов.
Появлялся в мультфильмах «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», а также «Три богатыря: на дальних берегах».
Персонаж из игр Алёша Попович и Тугарин Змей и Илья Муромец и Соловей-Разбойник. В фильмах он не появляется.
В первой игре (Алёша Попович и Тугарин Змей) жил над кузнецей-пещерой кузница Ивашки куда залез Тихон чтобы починить водопровод, а во второй (Илья Муромец и Соловей-Разбойник) он жил уже в своём доме в Волшебном лесу и очень не любил птиц которые всё время летали в его саду и покушались на его яблоки. Потом ему с ними справиться помог Илья.
Заботливая и гостеприимная. Хочет, чтобы её сын скорее женился (что, собственно, и произошло впоследствии). В шестом фильме приютила богатырей, проигравших Дубу в хоккей все своё имущество.
Ослик Бабки, носит имя еврейского пророка. Был животным невесты Алёши Поповича и другом коня Юлия. Победил в бою Тугарина Змея сокрушительным ударом тележкой и фактически сделал то, что не смог Алёша. Впоследствии работал летописцем.
Правитель морского дна, обладатель несметных сокровищ. Уверен в себе и умён, но несколько рассеян и романтичен. Желает жениться по любви, для чего затопил весь Киев. Влюбляется в Настасью и организовывает свадьбу, которую срывают, однако затем женится на Брунхильде.
Своенравная, но любимая жена Добрыни Никитича. У нее на очень многое свое мнение и тяжелый характер. Самая старшая из жен богатырей. В одном из мультфильмов полюбилась Морскому царю.
Принцесса Египта (до смерти). Была похоронена вместе с ключом от Великого Равновесия в огромной пирамиде, в которой находится в ход в подземный город. Ключ от Великого Равновесия ей вручил Дед Мороз (как написано выше) 3000 лет назад, когда она ещё была маленькая. Разбудить её можно только поцелуем, что и сделал Юлий, но она влюбилась в Алёшу Поповича, даже станцевала свадебный танец. Говорит на древнеегипетском языке, который знает только Юлий.
Ростовский поп, отец Алеши Поповича. Очень честный, справедливый и образованный человек. Любит яблоки, блины и чай. Воспитывал сына строго, но справедливо. Хотел обучить его грамоте и разным наукам, но Алёше больше нравилось ратное дело. Ради общей цели готов пожертвовать даже церковным колоколом, а вместо него пользоваться жестяным тазиком и половником. Ростовчане уважают своего священника и часто обращаются к нему за советом. Он хорошо знаком с Бабкой, которая постоянно приходила жаловаться на проделки Алёши.
Лихой пират, от которого честным купцам жизни не стало. Был побежден богатырями и посажен в лодке на гору Аляски. Впоследствии он изменился.
Сын Василевса. В отличии от отца — глупый и несмышлёный парень. Хотел жениться на Забаве, но Елисей и богатыри помешали ему.
Древний легендарный богатырь, которого не держит мать сыра земля. Точнее когда-то не держала — в первом мультфильме серии Святогор представлен уже как немощный дед, не оставивший своей службы и внушающий страх одими только размерами огромного доспеха.
Появлялся в мультфильмах «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Три Богатыря и наследница престола». В первом мультфильме похитил княжескую казну и Бурушку, однако Илья с друзьями смогли остановить его и вернуть украденное.
В последнем — сбежал из тюрьмы князя Василевса при помощи Елисея, спер у Василевса мешок золота, вставил себе новый зуб и хотел вернуться на Русь, которую считает родиной. В благодарность за спасение Соловей вступается за Елисея и возвращает Василевсу все украденное золото (кроме зуба), а потом помогает богатырям добраться до дома.
Илья знает его как облупленного.
Дядька и наставник Алёши. Заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. Он поумнее своего воспитанника, но не любит этого показывать. Недолюбливает Юлия. Сожитель Бабки после первого эпизода.
Вождь тугарского войска — огромный, сильный, охочий до золота. Ограбил Ростов, после чего Алеша, который не смог это предотвратить отправился в погоню за тугарами, чтобы вернуть ростовчанам их золото.
Крымский хан, подданные зовут его «Солнцеликим». Умеет договариваться с людьми в сложных ситуациях.
На собственном опыте убедился в богатырской силушке Добрыни Никитича и потому побаивается его. Превосходно владеет кинжалом, но в бой вступает редко, предпочитая посылать в битву своих людей.
Платит дань киевскому Князю и очень этого стесняется. Любит азартные игры, однажды проиграл Колывану и задолжал ему много денег.
Царица Шамахи, роковая женщина, которая может подчинять своей воле мужчин. Некогда была настоящей красавицей, но с той поры сильно постарела и облысела, потому — ищет древо вечной молодости. Когда находит его — ей приходится озаботиться и поиском слез тысячи красавиц. Красавиц на дух не переносит, и в своем царстве их всех уже извела. Решает выйти замуж за Князя Киевского.
Антропоморфный конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Родной город — Новгород. Там он прочёл много книг прежде, чем его выкрали цыгане. Был куплен Тихоном, хотя и недолюбливает его. Трус и пацифист. Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей. С некоторых пор работает при князе штатным болтуном.
Пара слов о лошадях на картине Васнецова «Богатыри».
В дополнение к замечательным статьям о Серове Десоветизация живописи
Лошади на картинах великого русского художника Васнецова – совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.
К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.
Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Говорил: «В Париже я расстрелян»…
Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения.
Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.
Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.
Крепыш – мировой рекордист, лошадь столетия
А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.
Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него – просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».
А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?
По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.
Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.
Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»
15 Русских богатырей из былин и преданий
Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.
Илья Муромец. Святой богатырь
Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.
Добрыня Никитич. Богатырь со связями
Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».
Алеша Попович. Младшенький
Бова Королевич. Лубочный богатырь
Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.
Дюк Степанович. Богатырь-мажор
Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».
Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
Вольга Святославович. Богатырь маг
Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.
Дунай Иванович. Трагический богатырь
Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.
Хотен Блудович. Богатырь-жених
Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».
Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Никита Кожемяка. Змееборец
Аника воин. Богатырь на словах
имя то какое говорящее. Хотен Блудович
Добрыня Никитич раздавал «правильные» советы:
Кого-то мне напомнил этот конь
Чет Никитиным повеяло )
Вот видишь трёх богатырей? Дак в центре Муромец еврей!
Былинный сюр
Дата написания: 28.06.2019.
Попалась мне тут по случаю новгородская былина о Василии Буслаеве.
Раньше я про нее слышал мельком в пересказе, но теперь решил припасть, так сказать, к первоисточнику.
Сам сюжет былины в целом незамысловатый. Живет в Великом Новгороде богатырь Васька Буслаев. Силушкой своей богатырской, правда, пользуется только чтобы бухать как не в себя и заниматься крупным членовредительством.
Допьяна уже стал напиватися,
А и ходя в городе, уродует:
Которого возьмет он за руку, —
Из плеча тому руку выдернет;
Которого заденет за ногу, —
То из гузна ногу выломит;
Которого хватит поперек хребта, —
Тот кричит-ревет, окарачь ползет.
Тогда новгородцы делают ход конем. Они засылают гонцов к матери Буслаева с дорогими подарками и просьбой «унять свое чадо милое». Кстати мать Буслаева весь текст именуется не иначе как «матёра вдова Амелфа Тимофевна». Не знаю, у кого как, но у меня сразу заиграла в голове тема из «Крестного отца».
Подгон проходит успешно и тут начинается самое интересное. Матера вдова Амелфа Тимофевна отправляет за Васькой не абы кого, а «девушку-чернавушку». Которая попросту хватает в охапку богатыря, переколотившего треть Новгорода в одно лицо, утаскивает на двор и запирает в погребе. Девушка. Богатыря. Утащила домой, как куль с говном. Мой мозг завис, выдал синий экран смерти, ребутнулся и я полез в яндекс.
Но читаем дальше. Заперев Ваську в подвале девушка-чернавушка отправляется на Волхов по воду. Как говорится, богатыри богатырями, а работу по хозяйству никто не отменял, полы не мыты, куры не доены. Тем временем команда Васьки Буслаева, лишившись своего папки-тащера быстро осознает, что осталась лицом к лицу с толпой очень злых новгородских мужиков. Вечер стремительно перестает быть томным, а для многих и вовсе превращается в последний. Они в свою очередь бегут за помощью, но почему-то к той самой девке-чернавке. И она им почему-то помогает. Ну да, логикой повествования автор заморачивался еще меньше, чем сценаристы современных блокбастеров. Дальше просто цитата:
Бросала она ведро кленовое,
Брала коромысла кипарисова,
Коромыслом тем стала она помахивати
По тем мужиками новогородскиим,
Прибила уж много до смерти
Коромысла. Два. По одному в руку. Чорт возьми, кто-нибудь, отправьте этот сюжет в Марвел, Джону Ву, братьям Вачковски, Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!
И такой эпик-баттл тоже имел место
Делать нечего — новгородцы повторяют свой прошлый маневр с подгоном вдове.
Диалог выглядел примерно так. Ну почти.
— А уйми свое чадо милая, молода Василья со дружиною
Матера вдова Амельфа Тимофеевна (поглаживая полосатого кота, размером с небольшого теленка):
— Вы просите меня унять свое чадо, но вы просите без уважения.
Новгородцы понимают, что тут уже одними подарками не отделаешься и обещают вдове ни много ни мало, а процент со всей новгородской торговли. Вдова повторяет маневр с девкой-чернавкой, Ваську утаскивают на двор, всё кончается пиром и миром. Как новгородские морги еще неделю пахали в три смены остается как-то за кадром.
Во второй былине Васька Буслаев отправляется в Иерусалим замаливать грехи, прихватив всю свою гоп-компанию, а также пати-драккар с лаптой и срамными девками. В итоге помирает, сдуру навернувшись грудью об камешек. Действительно — жил грешно, помер смешно.
Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.
Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870 ) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.
Ответственный
Добрыня Никитич — легенда и человек
С картиной художника Виктора Васнецова «Богатыри» (да, именно так, а не «Три богатыря») так или иначе знакомы все. На ней изображены три былинных богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. За каждым из богатырей стоит сформированный веками литературный тип героя. Илья Муромец — это воплощение могучей, почти стихийной силы, народный идеал героя-воина, героя-защитника. Алеша Попович — почти полная его противоположность. Он опирается не на силу, а на хитрость, эдакий Локи на минималках. Он лукав, увертлив, хвастлив, его проказы и шутки часто коварны и ведут к недобрым последствиям. Это классический герой-плут, так называемый «трикстер». А вот образ Добрыни Никитича собрал понемногу от двух этих крайностей и добавил в них нечто свое, уникальное.
Богатырь Добрыня Никитич в былинах состоит на службе у князя Владимира Красно Солнышко и часто отправляется выполнять различные его поручения, в том числе дипломатического характера. Помимо огромной физической силы Добрыня Никитич отличается природным «вежеством» (ученость, образованность). Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения. В некоторых былинах он прямо называется дальним родичем князя. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Добрыня Никитич является главным героем шести былин. В них он сражается с многочисленными врагами, побеждает Змея, спасает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и добывает для князя невесту.
У каждого из богатырей есть реальный исторический прототип. У Алеши Поповича это ростовский боярин, отборный воин князя Всеволода Большое Гнездо. Он прошел долгий и славный ратный путь и погиб в битве при Калке в 1223 году. Илью Муромца чаще всего отожествляют с муромский воином и силачом Илейкой по прозвищу «Чоботок», который в конце жизни принял монашеский сан и позже был канонизирован, как преподобный Илия Печерский. А прообразом богатыря Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, родной дядя князя Владимира.
«Скромный» памятник святому братоубийце, насильнику и многоженцу. Не, канонизировать правителей — это дохлый номер…
Незаконная любовная связь вызвала гнев Ольги, и Малуша была сослана в село Будутина под Псковом, где она вероятно вскоре и скончалась. Ребенком Владимир воспитывался в Киеве под присмотром самой княгини Ольги и своего дяди, воеводы Добрыни. По законам того времени незаконнорожденный сын мог наследовать отцу, однако у Святослава уже было два старших сына, Ярополк и Олег. В таких условиях «байстрюку» не приходилось рассчитывать на многое. Но именно тут в судьбу малолетнего Владимира вмешался его дядя. В 970 году, стремясь предотвратить междоусобицу, Святослав решил разделить свои земли между старшими сыновьями. Добрыня подговорил послов из Новгорода, чтобы они выпросили себе на княжение младшего сына, Владимира. Новоиспеченному князю новгородскому было около 10 лет и нетрудно догадаться, в чьи руках оказалась реальная власть.
Спустя два года Святослав умирает и вскоре между Ярополком и Олегом разгорается борьба за киевский престол. После битвы под Овручем погибает Олег. Согласно летописи он вместе с остатками войска пытался укрыться в городе, но в панике свалился с моста в ров, а уж как там было на деле… Во всяком случае, Владимир не стал строить иллюзий по поводу своей судьбы и с ближайшим окружением скрылся из Новгорода в варяжские земли. Но в 978 году он возвращается с сильным наемным войском, изгоняет из Новгорода посадника Ярополка и выступает на Киев. Собственно этот эпизод объясняет, почему недавний фильм про Владимира называется «Викинг», вот только сценаристами он был радостно профукан. Как и много чего еще. Владимиру 18 лет, в те времена это уже возраст не мальчика, но мужа. И все-таки за его действиями видна рука гораздо более опытного воина и дипломата. Одним из главных союзников Ярополка был Полоцк. Сначала Владимир использует дипломатический подход — засылает послов с предложением взять в жены Рогнеду, дочь владетеля Полоцка Рогвольда. Классический союз через родство. Вероятно именно этот эпизод позже станет основой былинного сюжета про то, как Добрыня Никитич сватает князю невесту.
Владимир и Рогнеда, картина 1770 года. Ось так и було, ага.
После того, как в 980 году Владимир стал единоличным правителем, он поставил Добрыню посадником в Новгороде. Впрочем, тот продолжал принимать деятельное участие в делах государства. В 985 году он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию, где проявил себя не только как воин, но и как дипломат.
Под покровом темноты через Волхов переправился небольшой отряд отборных воинов под командованием воеводы Путяты. Не поднимая шума, они направились прямо к усадьбе Угоняя и легко захватили его. Бунтовщики как раз проводили совет и все лидеры восстания оказались в руках Путяты. Их переправили обратно через Волхов в лагерь Добрыни, а сам Путята укрепился в доме Угоняя. Восстание разом осталось без предводителей, освободить которых не представлялось возможным. Такой «спецоперации» позавидовали бы многие современные армии. Новгородцы огромной толпой подошли в усадьбе «обступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла». На стороне воинов Путяты были опыт и выучка, на стороне новгородцев — более чем десятикратное численное превосходство. В темноте, в ограниченном пространстве завязалась яростная резня. Воспользовавшись суматохой, через Волхов начала переправляться остальная армия Добрыни. Он приказал поджечь город, самому ему здесь терять было уже нечего. Оказавшись перед выбором — сражаться или тушить родные дома — новгородцы запросили мира. Добрыня принял предложение новгородцев, приказал прекратить поджигать дома и позволил жителям тушить подожжённые.
После было собрано вече, на котором обсудили условия мировой. Добрыни категорически потребовал от всех жителей Новгорода принять христианство. И всё равно многих новгородцев пришлось крестить насильно. «Идоша мнози (креститься), а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Века спустя новгородцам продолжали поминать это насильное крещение издевкой «А вас крестил Путята мечом, а Добрыня огнем». Для полного искоренения язычества были разрушены капища. С новгородским крещением связывают также обычай носить нательные кресты. Некоторые язычники стали выдавать себя за уже крещённых и проверить это было невозможно. Добрыня для отличия велел выдавать крестившимся крестики, которые обязаны были носить все православные христиане. Тем же, у кого крестика не оказывалось, «не верити и крестити».
Воевода Свенельд из фильма «Викинг». Вобрал в себя все черты Добрыни, а вот имя поменяли, видать чтобы в зрителе квас не бурлил. Ну и эльфийский КДВ, по традиции.