Как звали негра в матрице
Нео на пенсии или пародия на современный Голливуд: какой получилась новая «Матрица»
16 декабря в российский прокат вышел фильм «Матрица: Воскрешение» — первый проект франшизы, над которым режиссер Лана Вачовски работала не в творческом тандеме со своей сестрой Лили. Спустя 18 лет к своим ролям в картине вернулись Киану Ривз (он же Томас Андерсон или Нео), Кэрри-Энн Мосс (Тринити) и другие актеры оригинальной серии.
По сюжету новой ленты со времен Войны машин прошло двадцать лет… или ее не было вовсе? Возможно, это все было просто игрой, которая однажды привиделась гениальному геймдизайнеру Томасу Андерсону — его проект «Матрица» моментально стал хитом, в который играли все от мала до велика. Но у гениальных произведений всегда есть побочный эффект — шедевр почти свел мистера Андерсона в могилу, когда тот чуть не спрыгнул с крыши небоскреба, пытаясь взлететь, как придуманный им персонаж Нео.
Теперь он влачит довольно жалкую жизнь: пытается смириться с фактом, что жадный начальник мечтает сделать ненавистный ему сиквел «Матрицы», попивает алкоголь в одиночестве, ходит к психоаналитику и грустно поглядывает в сторону Тиффани — красивой замужней женщины. Однажды во время внеплановой эвакуации в офисе он сталкивается с экстравагантным человеком по имени Морфеус, который сообщает ему, что он не Томас Андерсон — он и есть Нео, а долг избранного снова зовет. В этот момент герой задается вопросом: реальна ли все-таки Матрица или отрывки воспоминай — плод сумасшествия гения?
Квадриквел «Матрицы» — фильм, без которого вселенная в целом могла бы обойтись, но он слишком значителен, чтобы его игнорировать
Едва ли не самый сложный вопрос для человека, вышедшего с «Воскрешения» под играющий на титрах кавер Rage Against the Machine: что это все-таки было? Сиквел ли, ремейк, ре- или деконструкция оригинальной трилогии? Ответ прост: все вместе.
Часть прессы уже успел разозлить тот факт, что Лана Вачовски, севшая в режиссерское кресло без сестры и сама написавшая сценарий, по сути частично пересняла самую первую «Матрицу». Фрагменты из главного киберпанк-фильма в истории действительно появляются через сцену, а иногда и через кадр. Это, разумеется, дань уважения и самой себе, и, в некотором роде, эксплуатация собственного труда, и его же остроумное переосмысление. Вачовски варварски разбивает зеркало, в которое сама же любуется, чтобы потом собрать из него новое — кривое, но удивительно симпатичное. Квадриквел — фильм, без которого вселенная в целом могла бы обойтись, но он слишком значителен, чтобы его игнорировать.
В фильме очень много самоиронии — порой уместной, порой не очень. Первая четверть ленты кажется будто и не «Матрицей», а таким «капустником» в стиле спецэпизода «Друзей». Грустный Киану Ривз с кофе, словно герой мемов, психует из-за ангельски спокойного начальника с неслучайной фамилией Смит (агент Смит — главный антагонист в фильмах «Матрица». — Forbes Life). А Тиффани, меланхоличная семейная женщина с лицом Тринити, решается поиграть в «Матрицу», лишь случайно заведя беседу с Томасом. Для ностальгирующих все это разбавляется кадрами из первой части, а также реконструкциями ключевых сцен и деталей — от склеивающихся губ до красных и голубых таблеток.
Да, поначалу лента сбивает с толку, но потом все встает на свои места: все-таки Матрица — это ловушка, иллюзия. Под картинкой рефлексивного недоремейка оригинального фильма скрываются вполне ожидаемые сюжетные повороты, которые рано или поздно выходят на авансцену и преображают все. Появляются и стрельба, и фирменное слоу-мо с остановкой пуль, и кун-фу, и знаменитые машины-кальмары вместе со старыми знакомыми из Сопротивления.
Многослойная конструкция с отсылками к самому себе пусть и выглядит несколько искусственно и изредка фальшиво, увлекает не на шутку
Реальные проблемы у проекта Ланы Вачовски возникают тогда, когда «Воскрешение» пытается если не повторить, то хотя бы сделать нечто похожее на то, чем была оригинальная «Матрица»: ураганным боевиком с перестрелками и рукопашными схватками. Тут нет ни одной сцены, которую можно было бы сопоставить со знаменитой сценой в банке или схваткой между агентом Смитом и Нео в метро. На фильме, кажется, сказывается и действие времени: Киану Ривз — он и в 2021-м Киану Ривз, но возраст не скрыть. В боевых сценах он особого участия не принимает, если и дерется — то лениво, как если бы Нео вышел на пенсию.
Тринити и вовсе большую часть времени пребывает в роли принцессы, которую надо спасти, а черный латекс отложен в сторону ради более скромных нарядов. В то же время нельзя сказать, что фильм дает заскучать. В качестве свиты для Нео хороши новые герои, которые, как и положено, похожи на членов команды Навуходоносора из первого фильма. Они прекрасно понимают свою роль в сюжете и даже один раз вслух произносят фразу: «рядом с Избранным все умирают».
Многослойная конструкция с отсылками к самому себе пусть и выглядит несколько искусственно и изредка фальшиво, увлекает не на шутку. Новый злодей — впечатляющий и по-настоящему зловещий, со своим, цитируя автора одного из переводов «Матрицы», ломиком в рукаве. Чертовски хорош и новый образ Морфеуса: кого-то может разозлить, что Лоуренса Фишберна не пригласили принять участие в ремейке, на что он и сам успел посетовать, но это вполне логично, иначе «Воскрешение» точно превратилось бы в торжественный парад ветеранов. Зато Яхья Абдул-Мартин II («Мы») в этой роли дает фильму уместную долю комедии.
После двух пафосных сиквелов новая картина во вселенной «Матрицы» нуждалась в свежем взгляде, и Лана Вачовски смогла найти правильный ракурс и сделать самый необязательный фильм в мире нужным и ярким. По-настоящему расстраивает в этой ситуации только одно — максимально прозрачный намек на продолжение, а то и на полноценную новую трилогию, который подтверждается сценой после титров. Хочется сказать: не надо. Но, увы, голливудский конвейер, высмеиваемый в «Воскрешении», работает по-другому.
Как звали негра в матрице
Начало фильма почти в точности воспроизводит начало «Матрицы» 1999 года. Внутри компьютерной симуляции находятся два человека: Багз (Джессика Хенвик) и её напарник-связной Сек (Тоби Онвумере). Они наблюдают за тем, как Агенты — компьютерные программы, следящие за порядком в Матрице — нападают на женщину, которая очень напоминает Тринити. Но дальше симуляция развивается совсем не так, как помнит Багз. Убегая и прячась от Агентов, она натыкается на Морфеуса (Яхья Абдул-Матин II). Багз помогает Морфеусу «проснуться» и выйти из Матрицы, чтобы он помог ей найти Нео.
В это время дизайнер компьютерных игр Томас Андерсон (Киану Ривз) живёт в Сан-Франциско. Двадцать лет назад Андерсон создал трилогию игр под общим названием «Матрица» о том, как люди живут внутри симуляции и не подозревают об этом. Теперь он ходит к психоаналитику (Нил Патрик Харрис), изредка препирается с бизнес-партнером Смитом (Джонатан Грофф) и работает над новой частью игры. Но Андерсона постоянно мучают видения и кошмары, связанные с Матрицей.
В местном кафе Андерсон знакомится с женщиной по имени Тиффани (Кэри-Энн Мосс), точь-в-точь похожей на Тринити из его игры. При встрече Андерсон начинает вспоминать совместное прошлое, которое вроде бы существовало только в «Матрице» — но ощущается, как реальные воспоминания. Это окончательно убеждает Андерсона в том, что с его реальностью что-то не так. С помощью Багз герою предстоит разобраться, что его окружает — симуляция или реальный мир.
Плюсы
Мета-юмор и рефлексия над прошлыми «Матрицами»
Первую треть «Воскрешения» можно считать практически идеальным оммажем предыдущим фильмам из франшизы «Матрица» — она полна самоиронии и юмора. Вачовски неожиданно точно и забавно шутит над собственным творением, особенно в сценах, где Андерсон и его коллеги обсуждают на корпоративной летучке продолжение трилогии видеоигр.
Во время брейншторма они перечисляют все самые популярные (да и непопулярные) мнения об оригинальных «Матрицах»: это аллегория капитализма? Это гимн индивидуальности и торжество квир-кодинга? Или всё-таки «Матрицу» любят за то, как круто Нео уворачивается от пуль?
Андерсон, он же Нео, в первых сценах предстаёт добродушной отсылкой на Хидео Кодзиму: это слегка нелюдимый и странноватый, но гениальный и любимый многими гейм-девелопер. Каждый кадр кишит многозначительными именами и названиями; здесь есть отель «Андерсон», игровая студия Deus Machina (интерпретация выражения «бог из машины»), чёрная кошка Дежавю. Даже мужа Тиффани-Тринити и прямого соперника Нео в борьбе за её сердце буквально зовут Чадом — это имя, которым в мемах обозначают альфа-самцов. Правда, иногда отсылки и шутки повторяются по несколько раз, будто до медленной аудитории иначе не дойдёт, что героиню Багз назвали в честь кролика Багза Банни.
Неплохие сюжетные идеи
Идея сделать «Матрицу» симуляцией внутри симуляции — простая, но гениальная. В происходящем путается не только сам Андерсон, но и зрители. Воспоминания героя о Тринити, Зионе, агенте Смите и других элементах Матрицы могут быть галлюцинациями, просто плодами его больного воображения, которые Андерсон вписал в свою игру. И авторы картины долгое время сохраняют баланс между реальностью и этими воспоминаниями, подвешивая вопрос — это психическое расстройство или Нео всё-таки снова оказался под властью машин?
Но в фильме есть и другие интересные сюжетные завязки, которые могли бы сложиться в оригинальную историю. Без спойлеров можно сказать, что в нём достаточно много новых персонажей; часть из них, кстати, сыграли несколько актёров сериала Лилли и Ланы Вачовски «Восьмое чувство» для Netflix. Пара старых персонажей тоже получила апгрейд, благодаря которому за ними не скучно наблюдать.
Отлично вышла новая версия агента Смита, которого в этом фильме вместо Хьюго Уивинга играет Джонатан Грофф. Программа «Смит» постоянно совершенствуется и меняется, в том числе из-за столкновения с Нео. Новый Смит-Грофф стал новой ступенью эволюции: в нём смешан код Агента и часть личности Нео. Смит и Нео очень похожи, и тем интереснее выглядит их схватка в середине фильма.
Зион тоже апгрейднули до нового города повстанцев: им все ещё управляет генерал Ниоба (Джада Пинкетт Смит), люди по-прежнему живут под землей, но усилия Нео не были напрасными. Мир машин и мир людей сильно изменился за время его отсутствия, и во многом двум видам получилось найти компромисс.
Также Вачовски удалось твёрдо повторить и закрепить за фильмом идею о том, что франшиза «Матрица» всегда была метафорой для инаковости, побегом от границ общества. Особенно ярко это отражается в монологе Багз, которая объясняет Андерсону: Нео стал символом борьбы, образом свободы для таких, как она.
Если прочитать хотя бы одно интервью Вачовски, очевидно, что подразумевается под «такими, как она». Нравится это фанатам или нет, но автор «Матрицы» продолжает аккуратно высказываться через франшизу о любой идентичности, в том числе гендерной.
Минусы
Отказ от развития франшизы
Все интересные сюжетные намётки, идеи и усовершенствования упоминаются в фильме мельком, но никак не развиваются — ни потомки Зиона, ни новые ИИ и симуляции, ни появляющаяся под занавес Сати, подросшая разумная программа в исполнении Приянки Чопры-Джонас. Все они служат декорациями для повторяющейся истории из первой части франшизы.
В «Матрице: Воскрешение» сильно изменился только один элемент: центральная идея. Независимость, освобождение человечества и самого себя больше не в приоритете ни у Нео, ни у авторов фильма. Наоборот, Нео прямым текстом предупреждают, что попытки вытащить Тринити могут навлечь гнев машин и привести к гибели Зиона.
Но Нео больше не хочет быть избранным — он складывает с себя эти полномочия в самом начале картины. Судя по одновременно забавному и грустному монтажу под White Rabbit от группы Jefferson Airplane, этот герой смертельно устал от своей миссии как в Матрице, так и вне неё. Теперь Нео хочет лишь быть с Тринити — единственным человеком, оставшимся от его прошлой жизни; это объяснимо, но, увы, уже не так эпично и интересно смотрится на экране.
Самоповторы в каждом кадре
Технически «Матрица: Воскрешение» исполнена неплохо. Экшен-сцены, стильный дизайн персонажей, необычные ракурсы съёмки и крутая графика сделали фильмы Вачовски выдающимися на стыке 90-х и нулевых годов. Впрочем, даже для 2021 года все элементы фантастического боевика смотрятся неплохо: движения Агентов и Нео усовершенствовали и сделали слегка более зрелищными, Тринити на мотоцикле обеспечивает фильму отличную погоню, а особенно запоминается сцена драки Смита, Нео и их сторонников на разных уровнях заброшенного здания.
Но всё это — почти покадровое воспроизведение того, что Вачовски уже снимали. Фильм начинается абсолютно так же, как первая «Матрица», только за кадром переговариваются не Тринити и Морфеус, а Багз и Сек. Сначала это оправдано тем, что Нео воссоздал произошедшие с ним в «настоящей» Матрице события из первых трех фильмов в своей игре — симуляции внутри симуляции. Но позже повторение монологов, драк и целых сцен просто утомляет.
Вердикт: смотреть в кино, но только ностальгирующим по первой «Матрице»
Четвёртый фильм о Нео — концентрированная ностальгия по латексным костюмам, сопротивлению законам физики, долгим пафосным монологам и вечному конфликту человек и системы. Для воскрешения своей самой успешной идеи Лана Вачовски подобрала неплохие элементы. Она собрала отличный каст из Ривза, Мосс, Хенрик, Харриса и других харизматичных актёров, немного дополнила механику Матрицы и снова наняла команду, умеющую красиво снимать и ставить неплохие бои.
«Матрицу: Воскрешение» сложно назвать плохим фильмом, но общее впечатление он оставляет смешанное. Для тех, кто совсем недавно пересматривал первую часть франшизы — в том числе, чтобы сходить на «Воскрешение» — фильм будет попросту раздражающим повторением пройденного. В нём нет никакой новизны, кроме смены лиц и слегка изменённой главной идеи. Теперь во главе всего в «Матрице» стоит не просто свобода выбора, а свобода выбирать истинную любовь.
Новые зрители, скорее всего, не увидят в картине ничего, кроме тоски по прошлому; идеи «Матрицы» об искусственном интеллекте давно переняли другие авторы. Даже восстание машин и опасность адаптивных технологий неплохо раскрыты в «Чёрном зеркале» — шоу, которое тоже за несколько лет успело устареть.
И если бы Вачовски нашла для фильма более универсальный, более понятный эмоциональный конфликт — возможно, ей удалось бы по-настоящему продолжить франшизу. Вместо этого «Матрица: Воскрешение» напоминает каприз режиссёрки, которой очень хотелось дать своим любимым героям хэппи-энд.
Вспомнить все перед просмотром новой «Матрицы»: полная история франшизы в фильмах и видеоиграх
Чтобы ощущение вернувшегося 2003-го было не совсем полным, вместо двух братьев в режиссерском кресле теперь только одна сестра, зато к своим каноническим ролям вернулись Кэрри-Энн Мосс и Киану Ривз.
Из всех блокбастеров 2021-го «Матрица: воскрешение» пока что выглядит самой темной лошадкой. Вот от нового «Человека-паука» совершенно понятно, чего ждать. А что нас ждет в продолжении давно законченной истории — совершенно непонятно. Может получиться теплейшая годнота вроде недавних «Охотников за привидениями», а может — невразумительное паразитирование на ностальгии с бесконечными самоповторами и кризисом свежих идей.
Собственно, идеями оригинал 1999-го и прославился.
«Матрица», 1999
Программист Томас Андерсон ведет двойную жизнь: днем он трудится в ИТ-компании на позиции джуниора, ночами — хакерствует. Наш мир кажется ему фикцией и иллюзией, в поисках ответов он ныряет в нору за белым кроликом. В норе выясняется, что все вокруг — и правда иллюзия. Но не просто метавселенная с цифровыми аватарами, а полноценная симуляция реальности — в 16K, с вертексными шейдерами, трассировкой лучей и фантастической дальностью прорисовки.
Человечество же порабощено машинами, которых оно питает от рождения до смерти по малопонятному и невразумительно объясненному механизму. Впрочем, ничего пояснять и не надо — это все одна большая метафора с аллегорией и перифразами наперевес. Братья Вачовски завернули в простенькую оболочку виртуальной реальности дюжину религиозных верований и философских течений.
Любители поиска глубинного смысла (ПГС) до сих пор ищут глубинный смысл, хотя фильм оставляет все на поверхности. Ну какой, скажите, ПГС, если в одной из открывающих сцен нам в лоб крупнейшим планом дается обложка «Симуляции и симулякров» Бодрийяра? Собственно, весь фильм нам Бодрийяра напропалую и пересказывают — поминутно срываясь на буддизм и христианские отсылки.
«Что есть реальность? И как определить ее? Есть набор ощущений, зрительных, осязательных, обонятельных — это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом», — это Морфеус.
Привычного мира нет. Есть имитация несуществующего. Все знакомые референты уничтожены и искусственно возрождены в виде знаков. Реальное замещается знаками реального.
«Люди не смотрят больше друг на друга, но существуют институты для этого. Они не дотрагиваются больше друг до друга, но есть контактотерапия. Они не ходят пешком, но занимаются йогой. Повсюду перерабатывают утерянные способности, или утерянное тело, или утерянную социальность, или утерянный вкус к пище. Снова изобретаются бедность, аскеза, исчезнувшая дикая первозданность: натуральная пища, здоровая пища, йога», — это Бодрийяр.
Звучит как гениальное озарение вперемешку с бредом шизика. Или нет? Когда вы последний раз физически были на рынке, мерили обувь на картоночке и платили за нее бумажными деньгами, пересчитывая сдачу монетками? Или все же вы делаете это «по воздуху» — на маркетплейсе через тачскрин и с оплатой по «ПэйПалу»? Вот это и есть замещение реального знаками реального по Бодрийяру (и братьям Вачовски).
Величие первой «Матрицы» в том, что все эти сложносочиненные конструкты она заворачивает в оболочку мейнстримового боевика про хакеров и борьбу с системой, щедро сдабривая новаторскими эффектами и визуальными цитатами из аниме.
И делает эти сложносочиненные конструкты доступными даже человеку, который не может написать «Бодрийяр» без ошибок.
«Матрица: перезагрузка», 2003
Дальше принято ругаться. Принято считать (еще со времен срачей на доисторических форумах), что после мощного авторского фильма братья Вачовски скурвились и выдали на-гора тривиальный (пусть и дорогой) бездуховный блокбастер. Вместо философских откровений — схватка с цифровыми агентами Смитами. Вместо рассуждений о природе реальности — грандиозная погоня на специально для этого выстроенном шоссе.
Сюжет сиквела вертится вокруг финальной битвы людей и машин: пока последний оплот «кожаных мешков» готовится к сражению, Нео ищет себя и свое предназначение в матрице. Пророчество ведет его к Источнику, где ему открывается страшная правда.
И тут тоже забавно. Со времен все тех же форумов форсируется фанатская теория о том, что город людей — Зион — это такая матрица в матрице. Еще один слой симуляции для выплеска эмоций тех, кто осознал себя и проснулся. Непонятно, почему в 2020-м (уже не на форумах, а в каментах) это обсуждается как теория — Архитектор говорит ровно то же самое Нео прямым текстом:
Архитектор:
«…почти девяносто девять процентов испытуемых принимали правила игры, если им давалось право выбора, несмотря на то, что выбор существовал лишь у них в подсознании».
Нет никакой свободы воли, нет никакого выбора из двух стульев: Зион — фикция, и он неизбежно падет, Нео же предстоит перезагрузить матрицу и продолжить человеческий род фактически с нуля.
Нео отказывается верить и летит прямой наводкой в триквел, но сначала…
…Enter the matrix, 2003
Одновременно с «Перезагрузкой» выпущена игра-ответвление со второстепенными героями фильма. В шкуре двух ноунеймов — жены Уилла Смита и какого-то азиата — нам предлагают пройти события, которые в «Перезагрузке» упоминались лишь вскользь.
Игра запомнилась скучным сюжетом, слабым расширением лора вселенной (хоть Вачовски для игры и сняли эксклюзивные сцены), однообразием и графической бедностью (квадратные колеса до сих пор живут в мемах). Хотя задумка была хорошая: сделать не просто «игру по мотивам», а придать повествованию дополнительный слой, соединить сильные стороны двух разных медиа.
«Матрица: революция», 2003
Нео и Тринити прорываются к центральному серверу «матрицы», в то время как жители последнего людского города отважно бросаются в финальную битву с машинами. Машины превосходят числом, но ни шагу назад — за нами Зион!
Самый слабый фильм трилогии в идейном смысле — и самый фееричный в визуальном. На большом экране буйство CGI начала века до сих пор смотрится внушительно. Ей бы еще чуть-чуть драмы — и финал «Матрицы» можно поставить в один ряд с битвами в Хельмовой Пади и обороной Минас-Тирита тех же лет: действие не затихает ни на минуту, накал и ставки постоянно повышаются, в финале по древнегреческим заветам зритель неизбежно испытает катарсис.
За философию отдувается исключительно агент Смит с лицом Хьюго Уивинга и хрестоматийным «Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете драться?» — и всеми другими вопросами 30-летних утром понедельника.
Жаль, но за таким выдающимся перфомансом Уивинга следуют слащавая развязка и весьма тривиальные выводы на тему Всепобеждающей Силы Любви.
Так Вачовски начали с Бодрийяра, а закончили в духе Аллы Пугачевой.
Заслуживает внимания: «Аниматрица», 2003
Альманах анимационных короткометражек в разных стилях, расширяющих вселенную фильмов и объясняющих некоторые моменты истории войны машин и людей, что остались за кадром.
Работают только в связке с основной трилогией, вне ее пределов — сугубо на любителей аниме.
Не заслуживает, но упомяну: The Matrix: Online и The Matrix: Path of Neo
Две игры середины «нулевых» — первая многопользовательская онлайновая, вторая одиночная. В «Online» раскрывается дальнейшая история «матрицы» после войны, в «PON» мы еще раз проживаем все основные моменты кинотрилогии, на этот раз не от лица ноунеймов, а от лица непосредственно протагониста.
Первая давно официально закрыта (хотя работают фанатские серверы), вторую тоже легально не приобрести, а жаль. Местами месить супостатов руками и ногами в slo-mo было увлекательно.
В общем, как видим, «Матрица» — франшиза хоть и культовая, но неровная. Встречались там и откровенные шедевры — с визуальными решениями, перевернувшими кинематограф, и идеями, взломавшими поп-культуру; были и халтурные, и откровенно проходные вещи. А с учетом того, что после «V значит «Вендетта» у Вачовски не было кассово и зрительски успешных полных метров, градус ожидания четвертого фильма резонно низкий.
Но мы же взрослые люди и не судим по трейлерам, а сходим в кино с 16 декабря и составим свое мнение, правда? А потом с удовольствием обсудим. Если Лане Вачовски удастся невозможное, тем для разговоров будет на следующие лет 20.