Как звали очумелова в рассказе хамелеон

Чехов, «Хамелеон»: главные герои

Как звали очумелова в рассказе хамелеон. Hameleon. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-Hameleon. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка HameleonРассказ Хамелеон был создан Антоном Павловичем Чеховым в 1884 году. В нем автор подсмотрел удивительную способность русского чиновничества к чинопочитанию, к врожденной способности пресмыкаться перед сильными мира сего. И не просто подсмотрел, но живо и красочно, в поступках и действиях показал характеры героев этого рассказа. Сюжет рассказа «Хамелеон» не утратил актуальности в наши дни.

Очумелов – полицейский надзиратель. Типичный служака. Услышав, что собака, укусившая ювелира, принадлежит генералу, сразу обвинил в случившемся Хрюкина. От сообщений толпы его несколько раз бросало то в жар, то в холод. Он труслив, опасается, что если причинит неприятности генералу, или его родне, может слететь со службы. Узнав от генеральского повара, что борзой щенок принадлежит брату генерала, отпускает его с поваром.

Елдырин – городовой. Из тех, о ком говорят: маленький человек. Исполнительный, немногословный, спокойно несет свою службу, не высовываясь вперед, и не выслуживаясь перед начальством.

Хрюкин – золотых дел мастер, ювелир. Человек недалекого ума, к тому же любитель выпить. Нормальный человек ни в XIX, ни в XXI веке не станет тыкать сигаретой в морду собаке, чей бы она ни оказалась. Этот поступок говорит о том, что Хрюкин способен делать гадости исподтишка. Жаден, даже укус собаки сразу переводит на деньги, требуя компенсации. Не исключено, что он обсчитывает клиентов.

Примечательно, что Чехов не дает описаний главных героев рассказа «Хамелеон», сообщив лишь, что городовой – рыжий. Видимо оттого, что подобные персонажи встречаются повсеместно и внешность их может быть самой разной.

За 100 с лишним лет в психологии народа ничего не изменилось. Герои чеховского «Хамелеона» актуальны, как и раньше. Некоторые государственные служители по-прежнему пресмыкаются перед теми, кто выше их по рангу, и даже готовы закрывать глаза на нарушения закона. «Хозяевами жизни» сейчас чувствуют не только «генералы», но и разнокалиберные «олигархи», чья «заслуга перед отечеством» заключается в том, что они успели наворовать, и даже их дети, ничего не сделавшие ради блага государства. Чехов в этом рассказе высмеивает «раба в себе» и напоминает о том, что этого раба надо вытравливать из своей души.

Источник

«Хамелеон» главные герои

Как звали очумелова в рассказе хамелеон. hameleon glavnye geroi 47940. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-hameleon glavnye geroi 47940. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка hameleon glavnye geroi 47940

Рассказ Чехова – своеобразный анекдот в художественной переработке. Перенасыщенное иронией, гротеском, символичными деталями и яркими образами, произведение стало визитной карточкой писателя. Описание “расследования” полицейского Очумелова полно перепадов настроения и резких изменений взглядов правосудия на ситуацию. Приспособленчество, угодничество власть имущим, отсутствие принципов, привычка прогибаться и угождать высшим чинам – это характеристика тех, кто занимается правопорядком в городе. Именно таким мы видим главного героя “Хамелеон” полицейского надзирателя по фамилии Очумелов.

Характеристика героев “Хамелеон”

Главные герои

Хрюкин

Ювелир, любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.

Очумелов

Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.

Елдырин

Городовой, безлик и глуп. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекают городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о “тяжёлой” работе одного и второго представителя власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.

Второстепенные персонажи

Владимир Иваныч

Брат генерала, уважаемый человек.

Прохор

Повар, работающий у генерала. Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот, момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.

Генерал Жигалов

Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.

В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, никаких описаний внешности практически не присутствует. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”.

Источник

Характеристика Очумелова в рассказе «Хамелеон»: образ, описание

Как звали очумелова в рассказе хамелеон. illjustracija hameleo hudozhnik d kardovskij. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-illjustracija hameleo hudozhnik d kardovskij. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка illjustracija hameleo hudozhnik d kardovskij
«Хамелеон».
Художник Д. Кардовский

Господин Очумелов является главным героем рассказа «Хамелеон» Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Очумелова в рассказе «Хамелеон» Чехова.

Смотрите:

Цитатный образ и характеристика Очумелова в рассказе «Хамелеон» Чехова

«. идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.»

Очумелов ведет себя строго и грубо с людьми, которые ниже его по статусу, то есть с простыми жителями, подчиненными и т.д.:

«Гм. Хорошо. — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо. Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!»

«Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?»

«Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем. «

«Гм. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло. Знобит. «

«. а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь. «

«И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая. Истребить, вот и всё.»

«. Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.»

«Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. «

Это был цитатный образ и характеристика Очумелова в рассказе «Хамелеон» Чехова.

Источник

Характеристика главных героев рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

Как звали очумелова в рассказе хамелеон. lazy placeholder. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-lazy placeholder. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка lazy placeholder Как звали очумелова в рассказе хамелеон. lazy placeholder. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-lazy placeholder. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка lazy placeholder Как звали очумелова в рассказе хамелеон. lazy placeholder. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-lazy placeholder. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка lazy placeholder

Главные герои

Хрюкин

Ювелир, любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.

Очумелов

Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.

Елдырин

Городовой, безлик и глуп. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекают городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о “тяжёлой” работе одного и второго представителя власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.

Характеристика Очумелова

В интернете можно найти много афоризмов и сравнений с центральным персонажем произведения. У читателей возникает вполне лаконичный вопрос, из какого произведения Очумелов. Ответ на него дает четкое представление о герое, его отношении к ящерице, способной менять свой цвет, подстраивающейся под различные ситуации с целью маскировки своего истинного «я». Так и центральный персонаж предстает перед читателями в разных образах: то он справедливый человек, то безрассудный полицейский, обвиняющий собаку в элементарных инстинктах.

Как звали очумелова в рассказе хамелеон. lazy placeholder. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-lazy placeholder. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка lazy placeholder

Главный герой рассказа Чехова «Хамелеон» проживает в маленьком городке и занимает должность полицейского. Шинель у Очумелова ассоциируется с символом властности. А маленький узелок представляет героя человеком, любящим благодарность со стороны местных жителей. Писатель дает персонажу следующую характеристику:

Сюжетная линия произведения строится на размышлениях полицейского-надзирателя, который сперва принимает позицию пострадавшего, а затем виноватого, прыгает с одной позиции на другую. При принятии решения он руководствуется не здравым смыслом, а лишь социальным статусом участников спора, что позволяет ему найти наиболее выгодные для себя условия. На общественное мнение Очумелову плевать. Как хамелеон, герой меняется, учитывая обстоятельства.

Второстепенные персонажи

Владимир Иваныч

Прохор

Повар, работающий у генерала. Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот, момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.

Генерал Жигалов

Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.

В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, никаких описаний внешности практически не присутствует. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”.

Её несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге – полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком. Юмористический подтекст, динамичность ситуации, колоритная речь персонажей – всё это делает произведение интересным и оригинальным. Характеристика героев рассказа будет полезна для читательского дневника, написания тестов или творческих работ по произведению.

Краткое содержание

Повествование начинается с базарной площади, по которой прогуливались 2 человека. Это были:

Как звали очумелова в рассказе хамелеон. lazy placeholder. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-lazy placeholder. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка lazy placeholder

Вдруг из подворотни раздались громкие крики, а за ними собачий лай. Следом из склада, которым владел купец Пичугин, появился и пес, он бежал на трех ногах. А за ним гнался полупьяный мужик, одетый в ситцевую накрахмаленную рубашку и расстегнутую жилетку. Он быстро догнал и схватил собаку.

Веселая картина сразу привлекла зевак, вскоре на площади собралась толпа. Полицейский решил вмешаться в дело и выяснить у виновников происшествия, что случилось. У склада стоял мужик с окровавленным пальцем, он что-то пытался объяснить толпе, поднимал вверх руку, показывая всем свое ранение. Это оказался всем известный ювелир Хрюкин, а в центре толпы сидел испуганный щенок.

Золотых дел мастер стал объяснять полицейскому, что из-за травмы не сможет работать, так как в ювелирном деле очень важны пальцы, поэтому требует компенсировать простой. Полицейский надзиратель принялся выяснять, кто хозяин борзой, грозясь выписать тому большой штраф, а саму собаку истребить.

Кто-то из зевак рассказал, что узнал собаку, якобы та принадлежит генералу Жигалову. Очумелову стало плохо и он стал обвинять ювелира, что пес ни при чем, а Хрюкин сам расковырял палец, а обвиняет ни в чем неповинную псину.

Тогда в дело вмешался городовой, он заявил, что отродясь не видел у генерала домашних животных. Полицейский вновь поменял мнение и попросил Хрюкина не оставлять дело безнаказанным и оштрафовать хозяина собаки. Однако из толпы снова крикнули, что это генеральский пес. Полицейский решил разобраться и повел животное к высокопочтенному генералу.

По дороге компания встречает генеральского повара Прохора, тот сообщает, что собака не принадлежит его хозяину. Очумелов снова принялся бранить борзую и грозить ее истребить. Но Прохор вмешался в разговор, он пояснил, что это пес брата генерала.

Полицейский надзиратель стал хвалить и гладить умную собаку. А бедному Хрюкину грозить кулаком с криком: «Я еще доберусь до тебя!». Это краткое содержание рассказа Чехова «Хамелеон».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Образ Хрюкина

Второй главный герой в «Хамелеоне» Чехова — это золотых дел мастер, ювелир Хрюкин. Исходя из диалога центральных персонажей становится понятно, что он довольно крупный мужчина, давно позабывший о своем основном роде занятий. Он, как настоящая «свинья», надирается алкоголем и ведет себя довольно вызывающе. Героя автор описывает следующим образом:

Герой обладает вспыльчивым характером и агрессивностью. Он в состоянии алкогольного опьянения задевает уличных животных — тушит бычок о собаку. В ответ на свой довольно жестокий поступок он получает укус пальца. С этого и начинается показательное выступление Хрюкина.

Он неспроста получил такое прозвище от писателя, так как герой бегает по улицам города, визжит, словно поросенок, и рассказывает всем о своей «травме». Ювелир постоянно сменяет тактику поведения. Сперва шумит, затем лебезит перед полицейским. Толпу это лишь забавляет.

Основная мысль

Сюжет закручен вокруг полицейского Очумелова и его поведения. Этот персонаж с подвижной, приспособленческой натурой, ему свойственно менять решения, притом они всегда оказываются выгодными для него самого.

Надзиратель руководствуется собственными интересами, а не законом, но граждане принимают это как должное, не перечат ему. Для них двуличие — абсолютно нормальное явление. Из сюжета ясно видно, какой Очумелов: автор произведения собрал в этом герое практически все человеческие пороки, также Чехов показывает проблемы общества, актуальные по сегодняшний день.

Писатель призывает оставаться человеком независимо от ситуации, быть справедливым и придерживаться одного мнения. Особенно это важно для людей, обладающих властью, касается это и блюстителей порядка, которые призваны честно и согласно закону выполнять свои обязанности.

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Рассказ Чехова – своеобразный анекдот в художественной переработке. Перенасыщенное иронией, гротеском, символичными деталями и яркими образами, произведение стало визитной карточкой писателя. Описание “расследования” полицейского Очумелова полно перепадов настроения и резких изменений взглядов правосудия на ситуацию. Приспособленчество, угодничество власть имущим, отсутствие принципов, привычка прогибаться и угождать высшим чинам – это характеристика тех, кто занимается правопорядком в городе. Именно таким мы видим главного героя “Хамелеон” полицейского надзирателя по фамилии Очумелов.

Источник

Из какого произведения Очумелов? Характеристика образа

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Как звали очумелова в рассказе хамелеон. lazy placeholder. Как звали очумелова в рассказе хамелеон фото. Как звали очумелова в рассказе хамелеон-lazy placeholder. картинка Как звали очумелова в рассказе хамелеон. картинка lazy placeholder
Смотреть галерею

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия – базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик – это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова – нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих – собачка оказывалась то генеральская, то бродячая – надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» — песик не Жигалова, но… брата генерала – был отпущен с миром.

Второстепенные персонажи

Владимир Иваныч

Прохор

Повар, работающий у генерала. Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот, момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.

Генерал Жигалов

Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.

В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, никаких описаний внешности практически не присутствует. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”. Её несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге – полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком. Юмористический подтекст, динамичность ситуации, колоритная речь персонажей – всё это делает произведение интересным и оригинальным. Характеристика героев рассказа будет полезна для читательского дневника, написания тестов или творческих работ по произведению.

Непосредственно познакомившись с его Хамелеоном. В сюжете данного произведения раскрывается тема хамелеонства, то есть смены красок и отношения к окружающей ситуации в зависимости от того, кто и что находится перед героем. Изучая облик Очумелова, мы видим как надзиратель полиции пытается разобраться в ситуации, где собачонка укусила Хрюкина. Зависимо от своих предположений, кому именно принадлежала собака, надзиратель Очумелов изменял свое отношение как к пострадавшему, которого оправдывал и жалел, думая, что животное дворовое, так и к собаке, где уже обвинял пострадавшего, предполагая, что пес генеральский. Несколько раз герой произведения менял свое решение и в конце все-таки стал на защиту собаки, которая была домашним любимцем генеральского брата. При этом он приказывает отнести собаку хозяину, сообщая, что именно он ее нашел. В итоге хохочущая толпа смеется над Хрюкиным, ведь Очумелов был выше на ступеньку в социальной лестнице. И тут уже видно хамелеонство не только Очумелова, но и всего окружения.

Хамелеон: характеристика Очумелова

Какой перед нами предстает Очумелов в произведении Хамелеон, и какими наделяет его автор? Чехов, создавая Очумелова, наделяет его такими характеристиками, как подхалимство и заискивание перед высшими чинами. Он показывает пренебрежительное отношение к тем, кто ниже него по социальной лестнице. Он жесток и подобен хамелеону, который меняет свою окраску. Так Очумелов, чей облик дополняет речевая характеристика в рассказе, быстро переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству. Характеристика речи Очумелова в Хамелеоне показывает нам, что это необразованный, грубый человек. И его речь грубая и косноязычная. Тон его разговора повелительный, фразы короткие и отрывистые. Как видим, чтобы мы могли лучше увидеть героя, дабы разоблачить его и показать истинное лицо, автор в его речевую характеристику вводит концеляризмы, холопскую речь, просторечия и унизительную лексику. Все это вместе с поведением создают ужасную картину. Картину образа человека, который вообразил себя важной персоной, при этом на самом деле, человек ничего не стоящий. Да и фамилия его кричащая. Она нам также многое рассказывает о человеке где перед нами предстает чумной, глупый, бесшабашный человек, другими словами Очумелов.

В самом начале рассказа, в его экспози-ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го-родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче-ски портрет мелкого взяточника, в изо-бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами-лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел-кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.

Речь Очумелова подчеркивает удовлет-воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер-шенными репликами: «По какому это случаю тут. »; «Почему тут? Это ты зачем палец. »; «Кто кричал?». С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто-ропности Очумелова и его нежелании за-няться делом.

Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо-бого чиновничьего красноречия: «Чья со-бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со-баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер-жать. »

Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

Решения Очумелова стремительно сме-няют друг друга, и название рассказа на-прямую связано с этим калейдоскопом.

Самая первая деталь, на которую обра-щает внимание читатель, — новая ши-нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч-но, не ягоды или овощи — такие предме-ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест-вует по базарной площади. Далее, на про-тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про-должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа-ется в события на базарной площади.

Первое решение — «А собаку истребить надо».

Второе («собака генерала Жигало-ва») — «…как она могла тебя укусить?».

Третье («нет, не генеральская») — «На-до проучить!».

Четвертое («может быть, и генераль-ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

Шестое (повар продолжает: «Брат их-ний охоч…») — «Так это ихняя собачка. Возьми ее…».

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена-ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав-тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар-ной площади, и все передвижения участ-ников происходят только в ее границах.

На Хрюкине ситцевая крахмальная ру-баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон-ка его укусила: Хрюкин решил пораз-влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».

В рассказе много как безымянных уча-стников, так и действующих лиц, кото-рых мы так и не увидим на базарной пло-щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле-жит дровяной склад… Хотя они и не по-являются на базарной площади, происхо-дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж-ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп-ределяет развитие сюжета.

Это свидетели событий и отчасти источ-ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та-ки хозяин собачки. Эти герои одновремен-но являются фоном событий и участника-ми того, что происходит на базарной пло-щади.

В большинстве классов ученики выби-рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе-дителю». Четвертое решение предполага-ет назвать хамелионами тех героев, кото-рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта

В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс-кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе-ней — генерал, который так и не появил-ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и под-робно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, кото-рые принимает Очумелов, демонстриру-ют его «хамелеонство».

Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее собы-тие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающи-ми. Толпа не только наблюдает за про-исходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды опреде-ляет решение Очумелова.

Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять ре-шение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

Юмористический рассказ «Хамелеон» написан А.П.Чеховым на раннем этапе его творчества. Писать Чехов начал ещё будучи гимназистом. Тогда «Антоша Чехонте» печатал свои короткие юмористические миниатюры в различных юмористических журналах.

Создание «Хамелеона» относится к 1884 году, когда он после окончания учёбы уже работал врачом. В это время продолжается сотрудничество с журналами, что наложило определённый публицистический отпечаток на рассказ, что придаёт ему некоторую особенность и особую прелесть. Тогда он был ещё малоизвестен, хотя уже чувствуется стиль и глубина опытного писателя.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит Очумелов-хамелеон. Чехов всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество – именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами – особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. — символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов – человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником – автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» — которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели – указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Открытые вопросы

Из каких произведений эти герои? Кто их автор? а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) князь Холмский; д) советник юстиции Кнап.

Кто был первым книгопечатником на Руси?

Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Определите стихотворные размеры. А) Ребенком я, не зная страху, Хоть вечер был и шла метель, Блуждал в лесу и встретил пряху, И полюбил ее кудель…

Б) Здравствуй, тяжкая работа, Плуг, лопатка и кирка! Освежают капли пота, Ноет жалобно рука.

Установите по приведенному ниже определению литературоведческий термин: Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветАББАБ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАВАГА,В

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, — говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления.
И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.

Тестовые задания

1. К жанру Устного народного творчества не относится: А) рассказ Б) частушка В) предание Г) сказка

2. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к А) русской литературе XIX века Б) древнерусской литературе В) современной литературе

3. А. С. Пушкин писал о А) восстании Степана Разина Б) о восстании Емельяна Пугачева В) о Гражданской войне

4. Мцыри – это А) неслужащий монах Б) беглец В) каторжанин

5. Бой с барсом описал А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) Н. М. Карамзин

6. Идею «Ревизора» Гоголь взял А) у А. С. Пушкина Б) у М. Ю. Лермонтова В) это история случилась с ним самим

7. “На севере диком стоит одиноко …” О каком дереве рассказывает Лермонтов в своем стихотворении? А) о березе Б) о плачущей иве В) о сосне Г) о дубе

8. Каким “цветкам степным” посвятил свое стихотворение А К. Толстой? А) колокольчикам Б) тюльпанам В) василькам Г) ромашкам

9.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному? А) сказка Б) былина В) народная песня Г) поэма

10. Назовите героев исторических песен: А) Ермак Тимофеевич Б) Князь Потемкин В) Емельян Пугачев Г) М. И. Кутузов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *