Как звали отца ивана грозного
ИОАНН ГРОЗНЫЙ
Родился 25 августа 1530 в село Коломенское под Москвой в семье великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской.
После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538, когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее.
Одним из сильных впечатлений царя в юности были «великий пожар» и Московское восстание 1547. После убийства одного из Глинских, родственника царя, бунтовщики явились в село Воробьево, где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая ее, что их в Воробьеве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.
Начало правления
Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Иоанна IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В 1555-1556 отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1550-1551 лично участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. В 1553 устанавливаются торговые отношения с Англией.
В 1558 начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам орден перестал существовать.
Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения. Около 1560 царь порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы. По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская война не сулит России успеха, безуспешно советовали царю пойти на соглашение с противником. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой.
Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались опалы и казни.
Опричнина
С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иоанн IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.
Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.
Итоги царствования
Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний.
С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном.
Сыновья и жены Ивана Грозного
Наследие Ивана Грозного
Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т. ч. к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.
Сочинения
Литература
Использованные материалы
[2] Эта версия ставится под сомнение некоторыми историками, подробнее см. статью Иоанн Иоаннович, царевич.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
479 лет назад умер отец Ивана Грозного, Великий Князь Василий Третий.
Великий князь Василий Третий внёс неоценимый вклад в историю России. 28 лет своего правления он потратил на объединения русских земель. Это он присоединил к Московскому княжеству Псковьскую Феодальную Республику, через войну с Литвой отобрал у литовцев Смоленск, выгнал удельных князей из Чернигово-Северной земли и подчинил их владения под начало Московского Великого Князя. Присоединил к Москве княжество Рязанское.
Василий Третий за годы своего правления территориально объединил русские земли под Москвой и создал единое многонациональное государство.
Отношения с Казанью были очень сложные.Князь предпринял три похода на Казань. Присоединить Казань ему не удалось, но положение смягчить он смог. Оставляя Казанскому Царству независимость, Московский Князь сам мог назначать Казанского Царя. При Василии III татарские царевичи продолжали поступать на московскую службу, получая обширные земли.
Своим служилым людям он большею частью не давал ни пособий, ни жалованья. Каждый должен был отправляться на службу, исполнять безропотно всякие поручения на собственный счет;
Князь своими указами запретил боярам кабалить вольных людей, содержать корчму, а мещанам разрешал рубить загородный лес. Князь наложил на своих подданных пошлины: судную, мировую, брачную, стадную и убойную пошлины.
Вся законодательная и служебная власть принадлежала только Князю. Суд не мог приговорить ни кого к смертной казни без согласия самого Князя. Надо признаться, что к казням Князь прибегал крайне редко, но зато он первый разрешил применять в Московском княжестве допросы с пытками.
Князь Василий женился в 27 лет, в год своего становления на Московский престол. Его женой стала Соломония Юрьевна Собурова. Прожив вместе 20 лет у Князя не было детей и этот факт его печалил, ведь Князю было уже 46 лет. Государь решил развестись с Соломонией. Повод к этому представлялся государственный: отсутствие прямого законного наследника угрожало смутами государству; но на самом деле Василию приглянулась другая женщина. Соломония уже видела, что государь не любит ее.
Стоявший тут близкий советник Василия, Иван Шигона, ударил ее плетью и сказал: ‘Так ты еще смеешь противиться воле государя и не слушать его повелений?»
Пострижение произошло в Москве в Рождественском девичьем монастыре. По русским известиям, постригал ее никольский игумен Давид, но, вероятно, в присутствии митрополита, как видно из Герберштейна. Оттуда ее отправили под именем Софьи в Покровский суздальский монастырь (где она прожила семнадцать лет и умерла в 1542 году).
В январе 1526 года великий князь женился на Елене Васильевне Глинской, дочери Василия, брата Михаила Глинского, тогда еще сидевшего в тюрьме за попытку бежать в Литву. Никакого выбора невесте в то время не было; это показывает, что Василий уже прежде решил жениться на Елене и потому развелся с прежнею женою.
Новая супруга Василия была Литвинка совсем другого воспитания и свойств, чем тогдашние русские женщины. Была Елена при изумительной красоте умна, весела нравом и прекрасно образованна: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни… Ее отец и дядя были люди западных понятий. Михаил Глинский провел всю юность в Германии и Италии.
Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий Иванович обрил для нее свою бороду, а это по тогдашним понятиям было большим отклонением от обычаев не только с народной и государственной, но и с православной точки зрения.Все стали говорить, что Русский Князь превратился в западного щеголя, который выщипывает волосы на лице, носит красные узкие сапоги и заподную одежду на пуговицах.
Свадьба была у князя просто очень шикарная.
В средней царской палате построено было возвышенное место, обтянутое бархатом и камками, с широкими изголовьями, на которых положено было по сороку соболей. Перед местом поставлен был стол, накрытый скатертью, с калачами и солью.
Невесту одевали в ее покоях. По присланному приказу великого князя невеста со своими слугами отправилась в среднюю палату. Перед нею несли свечи жениха и невесты и каравай, на котором лежали золотые монеты. Княгиню посадили на приготовленное место, а близ нее, на месте, которое должен был потом занять великий князь, посадили ее меньшую сестру Анастасию. Все боярыни сели на лавке, а на левой стороне от невесты стали несшие свечи и каравай.
Священник читал молитву; свечи с обручами, перевязанные соболями, зажигались богоявленской свечой. Жена тысяцкого расчесывала волосы жениху и невесте
Посидевши немного, великий князь отправился в церковь к венчанию со всеми своими боярами, а на месте, на котором он перед тем сидел, положил сорок соболей. За ним вслед отправилась Елена со всеми своими поезжанами в санях, а перед ее санями несли свечи и караваи. Венчание совершал в Успенском соборе сам митрополит Даниил. Когда после венчания новобрачным дали пить вино, великий князь бросил скляницу на землю, разбил и потоптал ногами. Никто не смел после того ступить ногой на эти стекла. После венчания митрополит, а за ним бояре, поздравляли новобрачных. Они возвращались тем же порядком порознь. Свечи и караваи унесены были к постели и поставлены у изголовья в кадь с пшеницею. Комната, где приготовлялась постель на тридевяти снопах, называлась «сенник», облекалась тканями и по четырем углам втыкались стрелы с сорока соболями на каждой, а под ними на лавках ставился пивной мед. Великий князь со своим поездом, на возвратном пути из церкви, объезжал монастыри, а потом посылал звать великую княгиню со всем ее поездом к столу. Конь, на котором ездил по монастырям великий князь, передавался конюшему. Последний должен был в продолжение всего стола и всей ночи ездить вокруг спальни с обнаженною саблей.
Во время стола ставили перед новобрачными жареную курицу. Дружка обвертывал ее скатертью и уносил в спальню. Это служило знаком, что великой княгине с поезжанами следует идти в спальню. За нею шел великий князь, и неслись иконы. У постели жена тысяцкого, одевши на себя две шубы, и верхнюю шерстью вверх, осыпала новобрачных. На другой день великий князь с особыми обрядами ходил в мыльню.
Прошло таким образом четыре года с половиною, пока, наконец, царственная чета не прибегла в своих молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Только тогда Елена сделалась беременной. Радость великого князя не имела пределов.Когда Князю был 51 год от роду, у него родился первенец Иоанн, будущий русский Царь Иван Васильевич «Грозный». 25 августа 1530 года Елена разрешилась от бремени сыном: и в час ее разрешения, как рассказывали, по русской земле прокатился страшный гром, молния блеснула, земля поколебалась! Новорожденный наречен был Иоанном в честь ближайшего ко времени его рождения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Через два года после рождения Ивана Елена родила другого сына, Юрия, который родился слабоумным.
Летом 1533 года отправился 54 летний Великий Князь Василий с женой и детьми к Троицкой обители, а оттуда на охоту в Волок Ламский, и тут постигла его болезнь: на левой ноге сделался у него подкожный нарыв.Князь сколько можно скрывал свою болезнь. Но потом, когда лучшие доктора Москвы не смогли выличить Князя, Великий князь решил ехать из Волока в Иосифов монастырь. Больного повезли в каптане (возке); с ним сели двое людей, которые переворачивали его с боку на бок. В монастыре у ворот встретил Василия игумен с братиею, с образами и свечами. Великого князя взяли под руки и повели в церковь, где уже ждала его великая княгиня с детьми. Василий слушал литургию, лежа на одре, на паперти церковной.
Великому князю становилось все хуже, и стал он думать с боярами, как бы ему приехать тайком в Москву, так как там было много иноземцев и послов. Наконец доехали они до Москвы. Великий князь велел призвать всех своих бояр, стал говорить им о своем малолетнем сыне Иване, о том, как строиться царству после него; и тут же приказал своим дьякам писать новую духовную. В это время съехались и братья его. Василий поручал им великую княгиню и детей, напоминая им крестное целование, и приказывал служить верно сыну его, «неподвижно», как ему служили.
Василий между тем испытывал страшные мучения: рана его воспалилась; от нее шел сильный смрад, рана истекала гноем Боязнь за будущность сына усиливала его мучения. А доктор Николай Булов признал, что медицина бессильна спасти Князя от болезни. Князь принял известие мужественно, сказав, что теперь хочет позаботится о своей душе. Василий начал готовиться к смерти, причастился Св. Тайн. К нему приехал троицкий игумен Иосаф, князь попросил у него заботится о своей жене и детях.
К князю принесли детей, он благословил их крестом.Супругу Елену Васильевну вели под руки, она рыдала и теряла сознания от мысли, что её супруг Князь вызывает её проститься с ним.
Тут великий князь сделал еще некоторые посмертные распоряжения, и, наконец, призвав к себе митрополита Даниила и владыку коломенского Вассиана, сказал им: «Видите сами, изнемог и к концу приблизился, а желание мое давно было постричься: постригите меня в монахи«. Митрополит Даниил и боярин Михайло Юрьевич похвалили его за намерение, но некоторые из бояр стали отговаривать великого князя, напоминая, что не все великие князья преставились в чернецах, и сам святой князь Владимир киевский умер не в чернецах. И был между ними большой спор у одра умирающего князя. Дело доходило почти до драки, противники не хотели видеть и хоронить князя-монаха, старались отобрать мантию.. Василий стоял на своем. Над ним совершили обряд пострижения. Когда обряд заканчивался, Василий отошел в вечность.
Это случилось 4 декабря 1534 года, от заражения крови .
Супруга Елена видя идущих к ней митрополита, Васильевых братьев и бояр, упала на землю как мертвая и, пролежавши два часа, насилу очнулась. Троицкий игумен Иосаф и старцы Иосифова монастыря наряжали усопшего: расчесали ему бороду, подостлали под него черную тафтяную постель, положили тело на одре, начали над усопшим служить заутреню, часы и каноны, как делалось при живом. Приходило к нему прощаться много народу: и боярские дети, и княжата, и гости, и другие люди, и был плач великий. Наконец, митрополит велел звонить в большой колокол. Троицкие и иосифовские старцы понесли тело великого князя на головах в переднюю избу, а оттуда на крыльцо и вынесли на площадь. Дети боярские вынесли великую княгиню Елену из ее хором в санях; позади шли князья Василий и Иван Шуйские, Михайло Львович Глинский. Василия схоронили прямо в день его смерти, возле отца, в каменном гробу, в Архангельском соборе.
Как звали отца ивана грозного
Князь был женат на красавице Соломонии Сабуровой, выбранной им на смотринах невест из пятисот девушек. Поначалу супруги были очень счастливы и жили душа в душу. Родственники молодой княгини сразу приблизились ко двору, причем вместе с Сабуровыми возвысились и принадлежавшие к их роду Годуновы и Вельяминовы. Но шли годы, а детей у княжеской четы все не было. Когда Василию перевалило за сорок, он начал поневоле задумываться о том, что без наследника ему придется оставлять престол одному из братьев, отношения с которыми оставляли желать лучшего. Некоторые из приближенных стали впрямую советовать князю распроститься с Соломонией и жениться на другой. На созванной Думе бояре выразились еще более решительно: «Неплодную смоковницу вырубают и выбрасывают из виноградника!»
Сначала Василий Иоаннович думал расстаться с женой по-хорошему. Однако княгиня и слушать об этом не желала, до последнего надеясь при помощи ворожей все-таки стать матерью. Обращалась к ведуньям и за приворотным зельем, чтобы вернуть любовь мужа. Эффект получился обратным: узнав об этом, князь Василий разгневался и повелел постричь Соломонию в монахини. Так бесплодная княгиня против своей воли стала инокиней Софией. Ей предстояло доживать свой век в Покровском Суздальском монастыре, где бывшая великая княгиня и отошла в мир иной в декабре 1542 года, пережив и Василия, и его новую супругу.
…Не прошло и двух месяцев после пострижении Соломонии, как ее бывший сорокасемилетний муж женился на Елене Васильевне Глинской, племяннице Михаила Глинского – потомка одного из татарских князей, перешедших из Орды на службу к литовцам. Она была моложе государя на двадцать семь лет, а своим образованием и развитием резко выделялась из среды русских женщин. «Стремительность и выбора невесты, и самой свадьбы свидетельствовала о том, что юная Елена уже давно была тайной страстью стареющего великого князя, – логично предполагает историк Л. И. Морозова. – Он лишь ждал удобного случая, чтобы навсегда расстаться с постылой первой супругой… Елена была чудо как хороша: стройная, живая, грациозная, с удивительно тонкими и правильными чертами удлиненного лица… в столице Русского государства Елена Глинская появилась в возрасте четырнадцати лет и сразу затмила красотой всех местных боярышень и княжон. Увидев ее в Успенском соборе на одном из церковных праздников, Василий III уже не смог позабыть. Тогда же он стал предпринимать первые шаги для того, чтобы развестись с Соломонией».
Эту мысль подтверждают и «Записки о Московии» посла императора Максимилиана Сигизмунда Герберштейна: «Государь решился развестись с Соломонией. Повод выставлялся: бесплодна, отсутствие прямого наследника ведет к смуте. Но на самом деле Василию III приглянулась другая. Соломония уже видела, что Государь не любит ее». Кстати, согласно церковному уставу великий князь не имел права вступать во второй брак. Иерусалимский патриарх Марк предостерегал его письмом: «Женишься вторично – будешь иметь злое чадо, царство твое наполнится ужаса и печали, кровь польется рекой, падут головы вельмож, города запылают». Но увы…
Все единодушно сходились в том, что «басурманка» «ликом и телом вельми приятна». Под ее влиянием Василий начал перенимать некоторые европейские обычаи и даже сбрил себе бороду. Может, просто верил, что после этого будет выглядеть моложе рядом с ослепительно юной супругой… Дни текли своим чередом. Вот только Бог опять не спешил одарить великого князя наследником. Почти четыре года вся его государственная деятельность ограничивалась делами сугубо богомольными. Вместе с молодой женой и приближенными боярами он ездил из монастыря в монастырь, жертвовал на строительство новых храмов, раздавал милостыни и неустанно возносил молитвы о чадородии. Призывал на помощь и ведуний, и волхвов. При дворе уже поговаривали, что Соломонию постригли напрасно, что виноват в «бесчадии» сам Василий Иоаннович… И вот наконец-то узналось, что государыня великая княгиня «непраздна». 25 августа 1530 года у княжеской четы родился мальчик. Правда, ходили сплетни, что отцом долгожданного первенца являлся не бездетный якобы князь Василий, а красавец Иван Телепнев, в которого Елена была влюблена с первого же дня своего замужества. Но знал ли в то время князь Телепнев, имевший жену и детей, о чувствах великой княгини, это еще вопрос. «Такое предположение возможно, учитывая долгое отсутствие детей у Василия III от двух жен, – рассуждает Л. Е. Морозова. – Но тогда непонятно, от кого унаследовал Иван Грозный свой греческий профиль и крупные карие глаза? У самой Елены Глинской черты лица были довольно мелкие, а у русского князя Телепнева греческих черт быть не могло».
После Иоанна у великокняжеской четы родился еще один сын. Как вскоре выяснилось – глухонемой и слабый умом. Предсказание отвергнутой Соломонии властно вступало в свои права… Действительно, недолго князю Василию суждено было наслаждаться семейным счастьем: осенью 1533 года он простудился на охоте и тяжело заболел. По-видимому, у князя началось общее заражение крови, изначальной причиной которого стал банальный фурункул. Он умер 3 декабря того же года, оставив жену и двух малолетних сыновей. Вся Москва пролила горячие слезы, когда наутро большой кремлевский колокол возвестил кончину великого князя, а этого удостаивались немногие монархи.
Елене Глинской было всего двадцать пять, когда она осталась вдовой с двумя малыми детьми, окруженной в основном ненадежными и зачастую враждебными ей людьми. За четыре года своего правления княгиня так или иначе избавилась почти от всех, назначенных мужем в опекуны к малолетнему сыну. Фактически все это время она самодержавно правила Русским государством. «Никогда Россия не была в таком ненадежном состоянии, как после смерти князя Василия, – считала автор «Истории России в рассказах для детей» А. О. Ишимова, – государем ее был трехлетний ребенок, опекуншею его и правительницею государства – молодая княгиня из народа литовского, всегда ненавидевшего Россию, из семейства Глинских, памятных изменами и непостоянством. Правда, что в духовной покойного великого князя ей приказано было управлять государством не одной, но с Думою боярскою, т. е. государственным советом, состоявшим из братьев Василия Иоанновича и двадцати знаменитых бояр… Однако ж так не исполнялось. Главным боярином в Думе государственной, несмотря на многих старых и почтенных князей, был молодой князь Иван Федорович Телепнев-Оболенский, имевший знатный чин конюшего боярина. Его одного слушалась правительница, ему одному позволяла делать все, что он находил нужным для государства. Власть его была так велика, что даже родной дядя Елены, князь Михаил Глинский, был посажен в темницу и вскоре потом умерщвлен в ней за то только, что осмелился сказать племяннице, как она дурно исполняла обязанности правительницы и матери государя!»
А в народе, мол, только и разговоров было, что о «бесстыжей литвянке» да об угоднике ее греховных страстей. Любопытно, что, по мнению некоторых историков, именно Елене Глинской принадлежит пальма первенства в деле приобщения к власти фаворитов. Впрочем, есть и другие мнения о периоде правления Елены Васильевны.
«За пять лет своего регентства Елена Глинская успела сделать столько, сколько не каждый мужчина-правитель успевает свершить за десятилетия, – считает историк Н. Л. Пушкарева. – Литовский король Сигизмунд обманулся в расчетах на внутренние смуты и бессилие государства, руководимого женщиной: он начал в 1534 г. войну против России и проиграл ее. Правительство Глинской беспрерывно вело запутанные интриги в области международной дипломатии, пытаясь одержать «верх» в соперничестве с казанским и крымским ханами, еще полвека назад чувствовавшими себя господами на Русской земле. Княгиня Елена Васильевна сама вела переговоры и по совету с верными боярами принимала решения. В 1537 г., благодаря ее дальновидным замыслам, Россия заключила договор со Швецией о свободной торговле и благожелательном нейтралитете». И не только со Швецией: именно при Елене Глинской установились дружеские связи Москвы с Ливонией и Молдавией. В самой Руси кроме вновь основанных городов были отстроены после пожаров Владимир, Ярославль и Тверь.
Современные исследователи предположили, что Глинскую постепенно отравляли парами ртути: в ее останках этот ядовитый металл содержался в большом количестве, намного превышавшем норму. Возможно, что ртуть находилась в каких-то лечебных мазях или косметике, а об ее ядовитых свойствах в то время могли просто не знать. Хотя настораживает спешка, с которой была похоронена Елена Глинская: погребение состоялось… в день ее смерти, и родственникам едва дали проститься с покойной. Может, виновники ее гибели торопились скрыть следы своего злодеяния? Кстати, во время прощания открыто плакали только юный Иоанн и фаворит Телепнев-Оболенский…
Сыну великого князя Василия III и Елены Глинской Иоанну IV, прозванному в народе «Грозным», было всего три года, когда скончался его отец. Потеряв мать, он, семилетний сирота, остался на попечении смертельно ненавидевших друг друга бояр. Наблюдая происходящее вокруг себя, юный князь приобретал постепенно вкус к произволу, а с тринадцати лет и сам начал чинить суд и расправу…
Более чем тысячелетняя история денежного обращения на Руси в своем развитии пережила несколько этапов и множество реформ. Началом монетного чекана принято считать конец X века. Тогда Великий князь Владимир I (Святой) стал чеканить собственные серебряные (сребряники) и золотые (златники) монеты. До этого денежное обращение Руси держалось на иностранных монетах. Затем последовал длительный перерыв, и лишь в 1385 году Дмитрий Иванович Донской возобновил чеканку русских монет. Серебряные назывались денга, медные — пуло.
Род литовских князей Глинских происходил от сына Мамая. После гибели отца тот бежал в Литву к союзнику Мамая князю Ягелло. По матери Елена Глинская происходила из рода сербского воеводы Стефана Якшича. Совместная жизнь Елены Глинской и Василия III продлилась всего 6 лет. После смерти мужа Елена Глинская расправилась с его братьями, дядей Михаилом и жестоко покарала новгородских дворян, решительно отвергнув все притязания родственников и бояр на власть в государстве.
Елену Глинскую прославило, может быть, не столько то, что она была матерью Ивана Грозного сколько организованная ею денежная реформа. Согласно летописям, в годы правления Василия III, вес денег постоянно уменьшался в связи с их порчей, чеканкой фальшивых монет и их обрезанием. В ряде городов появились поддельные деньги, что каралось смертной казнью. Возникла настойчивая потребность восстановить прежний вес денег или привести их весовое содержание в соответствие с номиналом. Необходимо было оздоровить денежную систему.
Проведение денежной реформы Еленой Глинской можно разделить на три этапа: 1535 г., 1536 г. и 1538. Первый этап связывают с мартовским указом 1535 о повелении Новгородскому и Псковскому монетным дворам приступить к чеканке новгородок по новой стопе. Вес новой монеты стал равняться 86,6% веса старой. Указ Елены Глинской предписывал новые деньги «начаша делати» месяца июня 20 день, и «накрепко беречь» от «безумных человеци, чтоб они деньги ни мало не исказили и старые злые обычаи оставили, и пришли на покаяние». При этом монеты в перечеканку принимались по курсу выше прежнего номинала. Впрочем, Елена не перестала казнить фальшивомонетчиков. На основе указа 1535 г. новгородка получила название копейка, так как на монете был изображен всадник с копьем.
С нумизматической точки зрения монетная реформа 1535-38 имела ряд особенностей и загадок: изображение на деньгах «ездца с копьем» появилось не сразу. Первоначально была «мечевая копейка», на которой всадник изображен не с копьем, а с мечом. Доказательством того, что сначала была мечевая копейка, являются клады, которые представлены только мечевой копейкой, без единой монетки всадника с копьем. Любопытно, что монеты рублевого достоинства не чеканились и в обращении не находились, рубль учитывался при расчетах и определении цен лишь в качестве условной единицы.
Таким образом, недолгое пребывание у власти Елены Глинской знаменовалось введением единой монетной системы. для всех русских городов. В Москве учредили монетный двор, деятельность которого контролировало правительство. Новая система была основана только на серебре. Елена отказалась от чеканки медных пул. При этом, снизив вес денег, реформа не затронула качества серебра. Западное серебро проходило на Руси дополнительную очистку. Вплоть до 1640-х годов Европа не имела более высокопробной серебряной монеты. Денежный двор принимал серебро по весу, проводил очистительную «угольную» или «костяную» плавь и только после этого чеканил деньги. Не исключено, что благодаря этому введенная Еленой Глинской денежная система продержалась вплоть до реформы Петра I.
Василий III Иванович был отцом трех детей от двух браков. Один из его сыновей впоследствии царствовал.