Как звали отца михаила романова
Михаил Фёдорович Романов
Фото Все
Видео Все
Первый Романов и его отец.
Михаил Романов во главе разбитого государства
Михаил Романов — биография
Михаил Романов – первый царь из династии Романовых. Избран государем Руси 21 февраля 1613 года, в возрасте 16 лет, на Земском Соборе.
Михаил Романов стал основоположником династии Романовых, подаривших России Петра Первого, «прорубившего» окно в Европу, Петра III, добившегося прекращения семилетней войны и ставшего мужем Екатерины II, Александра II, покончившего с крепостным правом. Хотя, если быть объективным, не все из российских государей династии Романовых были прямыми наследниками именно Михаила Романова.
Детство
Михаил Романов родился 22 июля 1596 года в Москве. Его родители – Федор Никитич Романов и Ксения Ивановна Романова. Отец принадлежал к боярскому роду, состоял в близком родстве с последним из Рюриковичей – Федором Иоанновичем. Старшего из Романовых – Федора Никитича постригли в монахи, поэтому он не мог быть наследником царского престола.
Портрет Михаила Романова в юности
Вскоре архимандрит Филарет(так теперь стали звать Федора Никитича Романова) стал ростовским митрополитом. Его супругу Ксению постригли в монахини, назвали Марфой. Постоянным местом жительства Марфы и ее сына Михаила стал костромской Ипатьевский монастырь, относившийся к Ростовской епархии.
Когда Москву захватили поляки, Марфа с сыном попали к ним в плен. На их плечи выпало много испытаний, но они стойко перенесли осаду города. Впоследствии Марфа и Михаил снова поселились в Ипатьевском монастыре.
Избрание на царство
Заседание Великого Земского собора началось в Москве 21 февраля 1613 года. Целью высочайшего собрания было избрание царя. Дело это оказалось не из легких, присутствующим пришлось столкнуться с интригами и разногласиями, множеством предложений. Среди претендентов на власть были выходцы из знатных русских семей, к примеру, Дмитрий Пожарский. Немало было и зарубежных кандидатов.
Избрание Михаила Романова на царство
Российский престол очень хотелось получить польскому королевичу Владиславу и шведскому принцу Карлу Филиппу. Споры велись достаточно долго, каждый отстаивал своего кандидата, однако потом все согласились на кандидатуре Михаила Федоровича Романова. Высказывалось мнение, что будет лучше, если государем станет человек, имевший родство с правившей до этого династией. Однако русские бояре настояли на кандидатуре Романова, юного, кроткого, с мягким характером. Михаил Романов был венчан на царствование 1 июля 1613 года.
Правление
Своей первоочередной задачей молодой государь считал умиротворение Руси. Смутные времена уже прошли, однако в стране по-прежнему бесчинствовали беглые крестьяне, казаки, остатки польских и литовских отрядов. Романов приложил немало усилий, чтобы они постепенно были уничтожены.
Оставалось разобраться с иностранными интервентами. В руках «шведов» по-прежнему был Новгород, а Польша стремилась получить московский престол.
Новая страница биографии Михаила Романова началась благодаря его отцу – митрополиту Филарету. Он был в плену у поляков и только в 1619-м смог вернуться в Москву. Михаил Романов присвоил ему сан патриарха Московского и титул великого государя. Отец имел большое влияние на сына, практически ни одно из государственных решений не принималось без согласования с патриархом. Годы двоевластия закончились только в октябре 1633-го, после того, как Филарет умер.
Внешняя политика Михаила Романова не отличалась особой активностью. Ему не хотелось воевать, поэтому Россия в годы его правления не принимала участия в больших военных кампаниях. Вторую Польскую войну Россия проиграла, и во владении Польши остались все земли, которые она захватила ранее. Такая же участь ждала и казацкий поход, целью которого было овладение турецкой крепостью Азов. Государь абсолютно не хотел ссоры с турками, поэтому отстаивать ее не собирался.
Внутренняя политика
Царь гораздо больше был обеспокоен внутренними проблемами государства. Он направил множество усилий на то, чтобы упорядочить финансы и поднять экономику на должный уровень. Ко двору призвали представителей каждого крупного российского города, которые подготовили для царя информацию об экономическом состоянии земель и должны были представить свои размышления по вопросам улучшения создавшегося положения.
За то время, что Романов пребывал у власти, он двенадцать раз собирал Земские соборы, и это очень помогло работе правительства.
Особое внимание государь уделил военно-служивому классу и разработке нового кадастра. В годы правления Романова Россия открыла двери для иностранцев, в страну приезжали зарубежные ученые, начали исправлять церковные книги. Первую правительственную школу в Москве тоже открыли во времена Романова.
Личная жизнь
Первой женой Михаила Романова стала княжна Марья Долгорукая, на которой он женился в 1623 году. Однако этот брак долго не просуществовал, молодая жена скоропостижно скончалась. Счастье в личной жизни Романов обрел в 1626 году, когда женился на Евдокии Стрешневой. Ее отец принадлежал к незнатному дворянскому роду.
Михаил Романов и Евдокия Стрешнева
Именно с этого брака началась династия Романовых. Евдокия родила государю десять детей, однако шесть из них скончались в младенчестве. Претендент на престол – сын Алексей Михайлович родился третьим по счету, но зато первым сыном правящей семьи. Помимо него выжить удалось трем дочерям – Ирине, Татьяне и Анне. Евдокия Стрешнева не только рожала государю наследников, она вела благотворительную деятельность. Женщина славилась своим благочестием, оказывала финансовую помощь церкви и многим нуждающимся, возводила храмы. Она умерла практически вслед за мужем, спустя месяц после его кончины.
Смерть
С самого рождения Михаил Романов не отличался богатырским здоровьем. Он страдал не только физическими недугами, но и психологическими, часто впадал в депрессию, которую тогда называли меланхолией. Михаил вел малоподвижный образ жизни, который и стал причиной проблем с ногами. В свои тридцать лет Романов уже еле-еле ходил, зачастую из палат его приходилось выносить на руках.
Ссылки
Биография царя Михаила Федоровича Романова
Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.
Его отец — Федор Никитич Романов, митрополит (позднее — патриарх Филарет), мать — Ксения Ивановна Шестова (позднее — инокиня Марфа). Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору Ивановичу.
В 1601 году вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова. Жил в ссылке. С 1605 года вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В 1612 году, освобожденный ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, уехал в Кострому.
3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование.
23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.
21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве венчался на царство в Успенском соборе Кремля.
В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).
Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.
В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли «охочие вольные люди» и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.
Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт.
При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.
В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.
Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.
В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).
В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.
В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.
В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная).
В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).
В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.
23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.
Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Романов Михаил Фёдорович
Будущий царь родился в 1596 году в семье боярина Федора Никитича и его супруги Ксении Ивановны. Отец Михаила Федоровича был относительно близким родственником последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Иоанновича. Однако старший Романов, Федор Никитич, был пострижен в монашество и потому не смог претендовать на царский престол.
С возведением архимандрита Филарета (в миру Федор Никитич Романов) в сан ростовского митрополита его жена Ксения была пострижена в монахини под именем Марфа и вместе с сыном Михаилом жила в костромском Ипатьевском монастыре, который принадлежал к Ростовской епархии.
С приходом поляков в Москву Марфа с Михаилом оказались в их руках и в полной мере ощутили на себе все тяготы осады города нижегородским ополчением. С окончанием осады они вновь переехали в Ипатьевский монастырь.
Избрание на царство
21 февраля 1613 года в Москве собрался Великий Земский собор для избрания царя. Выборы были очень сложными, с большим количеством разногласий, интриг и предложений. Помимо того, что в качестве кандидатов на престол предлагались представители русской знати (например, Д. Пожарский), были претенденты и из-за рубежа. Особенно рвались к русской власти польский королевич Владислав и принц Швеции Карл Филипп. После долгих споров предпочтение было отдано Михаилу Федоровичу. В народе бытовало мнение, что наиболее правильным решением будет, если выбор падет на лицо, тесно связанное родством с прекратившейся династией. А русским боярам был больше по нраву Михаил Федорович. Их устраивал его юный возраст, кроткий и мягкий характер. 1 июля 1613 года в Москве состоялось венчание Михаила Романова на царство.
Правление царя Михаила Федоровича
Молодой царь в первую очередь озаботился умиротворением государства. Несмотря на то что Смута вроде закончилась, страну все также терзали шайки казаков, беглых крестьян, литовские и польские отряды, которые действовали больше на свой страх и риск. Постепенно удалось уничтожить большинство из них.
Оставались проблемы с «официальными» захватчиками. Шведы все еще удерживали Новгород, а поляки претендовали на московский престол.
Новую страницу в царствовании Михаила Федоровича открыл его отец, митрополит Филарет. Он долгое время удерживался поляками и в 1619 году окончательно вернулся в Москву. Царь очень быстро возвел его в сан московского патриарха с титулом «великий государь». Его влияние на сына было очень значительным. Многие государственные решения принимались только с одобрения патриарха. Подобное двоевластие существовало до смерти Филарета в октябре 1633 года.
В 1623 году молодой царь женился на княжне Марье Владимировне Долгорукой, которая вскоре умерла. В 1626 году состоялась свадьба с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, которая была дочерью незнатного дворянина.
Михаил Федорович вел не очень активную внешнюю политику. Старался не ввязываться в большие военные кампании. Неудачей закончилась Вторая Польская война, и поляки сумели сохранить все ранее захваченные русские земли. Бесславно закончился и поход казаков. Они захватили турецкую крепость Азов, но царь, не желая ссориться с турками, не стал ее отстаивать.
Внутренняя политика Михаила Федоровича
Внутренние проблемы государства волновали царя гораздо больше. Его усилия были направлены на подъем экономики и упорядочивание финансов. Были созваны выборные люди из российских городов, которые информировали правительство о состоянии земель и предлагали способы улучшения их положения.
За время правления Михаила Романова прошло 12 Земских соборов, которые в значительной мере облегчили работу правительства.
В стране был произведен разбор военно-служилого класса и начат новый кадастр.
При Михаиле Федоровиче страна стала более открытой для иностранцев. Начало практиковаться приглашение иноземных ученых, исправление церковных книг. В Москве создается первая правительственная школа.
Михаил Федорович Романов, основатель династии, скончался 13 июля 1645 года, оставив трех дочерей и сына Алексея Михайловича, который и сменил его на престоле.
Отец династии
Игорь Андреев, кандидат исторических наук
Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых, – одна из ключевых фигур русской истории первой трети XVII века. 400 лет назад, в июне 1619 года, он вернулся из польского плена, возглавил Русскую церковь и стал фактическим соправителем своего юного сына
Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) за восемь десятилетий своего земного существования кем только не побывал: придворным баловнем судьбы, смиренным монахом, знатным пленником, главой Церкви и неформальным лидером государства. Мало кто может похвастаться столь переменчивой судьбой. Разве что те, кому довелось жить в смутные времена…
«Это был красивый мужчина»
Федор Никитич родился в середине 1550-х: точный год его рождения до сих пор вызывает споры среди исследователей. Мать будущего патриарха Евдокия Александровна была дочерью выдающегося полководца – князя Горбатого-Шуйского. Федор в семье был старшим и имел шесть братьев и столько же сестер. Как водится, не все дети дожили до зрелого возраста, а в 1601–1602 годах из-за годуновской опалы мир покинули один за другим сразу четверо взрослых братьев Романовых. В итоге к моменту воцарения юного Михаила Федоровича в живых остались лишь сам Филарет, его брат, боярин Иван Никитич по прозвищу Каша, и три их сестры.
В разрядных книгах имя Федора стало появляться достаточно поздно. Первое упоминание о его службе приходится на 1585 год, где он значится среди встречающих литовского посла Льва Сапегу. В следующем году Федору Никитичу, ставшему после смерти отца главой рода, был пожалован боярский чин. Его деятельность и высокое положение в то время – свидетельство близости к государю Федору Иоанновичу, сыну Ивана Грозного. Это и пребывание при дворе, и участие в поездках царя на богомолье. Военные назначения были редкими: похоже, самодержец не хотел надолго отпускать от себя двоюродного брата. Так что военной славы будущий патриарх не стяжал и, судя по всему, к ней не очень стремился.
По представлениям того времени и с женитьбой Федор Никитич припозднился. Его выбор пал на дочь небогатого костромского помещика – Ксению Ивановну Шестову. Обстоятельства позднего брака не совсем понятны. Англичанин Джером Горсей в своих записках заметил, что боярин «был принужден» жениться на Шестовой, которая была «служанкой» его «сестры, жены князя Бориса Черкасского». Литераторы зачастую обыгрывают темную фразу «был принужден» любовью красавца боярина к уездной барышне. Так ли это было – источники умалчивают, но их семейный союз в самом деле кажется удачным. Супруги в разлуке тосковали друг по другу. Уместно отметить и то, что Федор пошел на неравный брак, поставив чувства выше разницы в статусах. Это свидетельствует об известной его независимости, способности на поступок…
Федор Романов был популярен в народе. Голландский купец Исаак Масса писал о нем: это был «красивый мужчина, очень ласковый ко всем и такой статный, что в Москве вошло в пословицу у портных говорить, когда платье сидело на ком-нибудь хорошо: «Второй Федор Никитич»».
Под именем Филарет
У него, выходца из старомосковского боярского рода, было одно неоспоримое преимущество перед титулованными представителями первенствующих кланов и даже в определенной мере перед самим царским шурином Борисом Годуновым – родство с государем. Молва приписывала бездетному царю Федору намерение передать престол именно Никитичам. Однако этого не случилось. Тем не менее для Годунова старший Никитич представлял постоянную угрозу.
В итоге при новом царе родственники прежнего попали в опалу. Нашелся формальный повод: Романовых обвинили в злом умысле «извести государя», о чем донес властям дворовый человек боярина Александра Никитича. Царь Борис решил преподнести всем наглядный урок, чтобы пресечь саму мысль покуситься на Годуновых. Сыск шел «кнутобойно», широким неводом захватывая близких Романовым князей Черкасских, Сицких, Шестуновых, Репниных и дворян Карповых. В июне 1601 года был вынесен приговор. И хотя сам Годунов устранился (приговор выносила Боярская дума), намерения царя были очевидны: Романовы не должны далее возноситься, а Федор Никитич – играть ту роль, которую играл. Он был отправлен в далекий Антониево-Сийский монастырь в Архангельском уезде и пострижен в монахи под именем Филарет. Та же участь ждала Ксению Ивановну, ставшую в иночестве Марфой. Их дети, дочь Татьяна и пятилетний сын Михаил, были сосланы с тетками в Белоозеро (нынешний Белозерск). Позднее эта ссылка окажется на руку юному Михаилу Федоровичу при избрании на царство: будут помнить, что и он, будучи невинным отроком, пострадал от «злодея Бориса».
Это была самая короткая и самая грустная страница биографии Филарета. Жил он в обители под присмотром пристава. Режим был строгий, без какого-либо контакта с внешним миром. Блистательному боярину, баловню и щеголю, еще совсем недавно наслаждавшемуся всеми благами жизни, было трудно свыкнуться с положением «живого мертвеца». Мучимый неизвестностью, он воздыхал о жене: «Чаю, она где близко таково же замчена, где и слух не зайдет»; печалился о детях: «Милые мои детки маленьки… кому их кормить и поить?»; сокрушался из-за лицемерия монахов, «постнически живущих, а злобою всегда промышляющих». В минуты острой тоски даже молил о смерти…
Дом бояр Романовых на Варварке. Неизвестный художник. Вторая половина XIX века
Однако вскоре в его поведении и настроении произошли перемены. Особенно ощутимы они стали в 1605 году. Филарет, как доносил пристав, вдруг стал жить «не по монастырскому чину», смеяться «неведомо чему» и даже грозить старцам: «Увидят они, каков он вперед будет!» Историки сегодня расходятся в толковании причин перепадов в настроении узника-монаха. Самая распространенная версия – появление на Руси самозванца. Но мог ли Филарет предугадать победоносный взлет авантюриста, способный кардинально изменить его судьбу? Скорее перед нами – крик человека, утратившего свое завидное положение, семью, родных, мечтавшего о мести и не имевшего возможности отомстить. Крик отчаяния того, кому только и осталось что смеяться и надеяться на чудо…
В смутное лихолетье
И чудо случилось. Победа Григория Отрепьева открыла новую страницу в жизни Филарета. Лжедмитрий I сделал своего «родственника» митрополитом Ростовским. Трудно сказать, что ощущал в эти месяцы Филарет, хорошо знавший, кто на самом деле занял престол Рюриковичей. Но он, как и многие, играл свою роль, оставаясь внешне лояльным к утвердившемуся в Москве «государю»…
Кто знает, что скрывалось за этой лояльностью? Но уже через год Лжедмитрий I был свергнут. Мера участия Филарета в заговоре Василия Шуйского – величина неизвестная. С одной стороны, едва ли ростовский владыка был в восторге от уступок католикам, сделанных при самозванце. С другой – он был обязан Отрепьеву своим возвращением из забвения. Скорее всего, митрополит был в курсе заговора, но ровно настолько, чтобы в зависимости от его исхода примкнуть к победителю или откреститься от побежденного. Бедствия сделали Филарета осмотрительным, а осмотрительность в Смуту означала искусство быть для всех своим.
В начале царствования Шуйского он отправился в Углич для поиска и освидетельствования мощей погибшего царевича Дмитрия. Новый царь спешил навсегда похоронить легенду о чудесном спасении малолетнего сына Грозного. За это Шуйский будто бы сулил Филарету патриаршество. Тот исполнил порученное, однако место первосвятителя было отдано не ему, а казанскому митрополиту Гермогену. Шуйский предпочел не приближать Никитича, а значит, он его опасался…
Портрет патриарха Филарета (Федора Никитича Романова). Неизвестный художник. Конец XVIII – начало XIX века
Филарет вынужден был вернуться в свою епархию, где и пребывал до октября 1608 года. Удаление от московского двора было равносильно отлучению от активной политики. В 1608-м, с появлением второго самозванца, в Смуту оказались втянуты города и уезды, лежащие к северу от Москвы. Шуйский терпел одну неудачу за другой. Многие города «отступиша» от непопулярного царя. Но Ростов остался верен ему: здесь отказались целовать крест Тушинскому вору, как называли Лжедмитрия II. По-видимому, это «крепкостояние» ростовцев было связано с отказом их митрополита покинуть епархию и перейти в стан самозванца. Ополченцы даже вознамерились освободить Суздаль от «вора», но были разгромлены. Тушинцы на плечах отступающих ворвались в Ростов и учинили там кровавую резню. Затворившийся с жителями в соборе Филарет был схвачен, облечен в «ризы язычески», увенчан татарской шапкой и с позором отвезен в лагерь самозванца.
При царе Борисе Годунове (слева) Федор Никитич Романов был пострижен в монахи и сослан в дальний монастырь, а Лжедмитрий I (справа) вернул его из ссылки и сделал митрополитом Ростовским
В Смутное время. Худ. С.В. Иванов. 1908 год
Тушинский патриарх
Но здесь все вновь переменилось: Лжедмитрий II посчитал выгодным возвысить и обласкать ростовского владыку. Филарет на скорую руку был «наречен патриархом Московским», притом что в Москве патриархом оставался Гермоген. Примечательно, что пребывание Филарета в Тушинском лагере впоследствии сыграло важную роль в избрании на царство его сына – Михаила Романова. Вольные казаки (бывшие тушинцы, участвовавшие потом в освобождении Москвы от интервентов) резонно рассудили, что за тушинское прошлое Михаил Федорович преследовать не станет, раз уж в стане второго самозванца оказался и его отец. Голос казаков, сбитых в станицы, был тогда очень весом.
Между тем «тушинское пленение» Филарета нашло слабое отражение в источниках. Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын позже свидетельствовал, что тушинцы держали своего патриарха в неволе, «блюли того всегда крепкими сторожми». Но скорее всего, Авраамий сознательно искажал картину, желая «венцом мученическим» угодить Филарету. В реальности владыка вел себя, видимо, весьма осмотрительно, стараясь, с одной стороны, не скомпрометировать себя тесным общением с «вором», а с другой – не раздражать его. Что бы позднее ни писали апологеты патриарха, он все-таки предпочел компромисс с Лжедмитрием II, но не его обличение. Филарет, по определению все того же Авраамия, «был разумен, не склонялся ни направо, ни налево».
В канун распада Тушинского лагеря Филарет примкнул к тем, кто предложил выйти из кризиса, пригласив на московский трон польского королевича Владислава – сына Сигизмунда III. Знатное происхождение королевича должно было положить конец соперничеству боярских кланов внутри страны, а родство с королем – войне с Польшей. Идея получила распространение среди русской элиты, но агитировать за нее Филарету пришлось уже в Москве.
Весной 1610 года он был освобожден отрядом Шуйского и доставлен в столицу. Царь Василий принял его с честью и без каких-либо упреков. Впрочем, это уже не имело большого значения. Время Шуйского истекло: после поражения при Клушине в июне 1610-го он был сведен с царства и пострижен в монахи. В августе того же года Семибоярщина заключила договор с польским гетманом Станиславом Жолкевским об избрании на царство королевича Владислава.
Посольская «теснота»
Водворившийся в Москве Жолкевский понимал, насколько непрочно здесь положение Владислава, отец которого, выученик иезуитов, не собирался отпускать сына и был против перемены им веры (переход его в православие значился одним из пунктов договора). Более того, Сигизмунд III заговорил о присяге русских людей не королевичу, а себе. Неудивительно, что в Москве снова задумались об избрании царя из своих. Жолкевский на всякий случай решил опередить события – удалить из столицы самых опасных соперников Владислава, включая… Филарета. В данном случае отец пострадал за сына: именно тогда имя Михаила Романова впервые было названо в качестве вероятного кандидата на престол, но расплачиваться пришлось ростовскому владыке. Гетман посчитал, что юный Михаил без отца неопасен. Тут, кстати, подвернулся и удобный повод для удаления того из Москвы – начало переговоров с Сигизмундом, войска которого уже год безуспешно осаждали Смоленск.
В ситуации повсеместного «разброда и шатания» позиция великих послов вселяла надежду. Для формировавшихся тогда патриотических сил это было важно: увязнув под Смоленском, Сигизмунд не мог подкрепить чем-то весомым свои притязания непосредственно в Москве. Когда весной 1611 года Первое земское ополчение подошло к столице, в окружении короля признали бесполезность продолжения переговоров. Филарета и Голицына объявили пленниками. Посольская «теснота» сменилась для них «мучениями» и «скорбью» заключения.
Знатный пленник
Это было уже третье пленение Филарета. Впрочем, плен плену рознь. Василий Шуйский с братом тоже томились в польском плену, но лишь для того, чтобы Сигизмунд смог насладиться своим триумфом. Их провезли по улицам Варшавы на потеху толпе. Филарет же был пленником иного сорта, цена которого сильно возросла с избранием Михаила Федоровича на царство. До владыки доходили известия о предвыборной борьбе в Москве в конце 1612 – начале 1613 года, но положение пленника побуждало скрывать свои мысли и уж тем более эмоции. «Вы нехорошо сделали: меня послали от всего государства послом просить Владислава в цари, а сами избрали государем моего сына, – упрекал он при встрече в 1614 году русского посла в Варшаве Федора Желябужского. – Могли бы выбрать и другого, кроме моего сына. За это вы передо мной неправы, что сделали так без моего ведома».
Печать патриарха Филарета. 1628 год
Линия, избранная тогда Филаретом, – свидетельство того, что жизненные перипетии превратили его в изощренного политика. Королю и королевичу он раз за разом напоминал о незаконности его и Голицына заключения: мы послы, а не «вязни» (пленники). Поскольку в окружении Сигизмунда далеко не все были в восторге от королевского самоуправства, подобные напоминания в значительной степени сводили на нет преимущества от обладания знатными пленными. В самом деле, имея пленников, можно было вести торг, а вот с захваченными послами дело обстояло много труднее. Торг польская сторона все же попыталась навязать, на что Филарет отвечал, что лучше оставаться ему «в великом утеснении», чем жертвовать ради него хоть пядью русской земли.
Именно в Польше у Филарета вызрело чувство абсолютного неприятия Запада в его польско-католическом обличии. Заключение превратило прежнего любопытствующего «западника» в твердого поборника православия. Однако рационализм помог ему сохранить разумное равновесие между неприятием латинства и интересами государства. Вернувшись в Москву, он будет поддерживать заимствование передовых технических и военных достижений Запада, но при этом решительно пресекать даже малейшее отступление от православия.
Призвание на царство Михаила Федоровича Романова. Депутация от Земского собора. Худ. А.Д. Кившенко. 1880 год
Деулинское перемирие 1618 года принесло Филарету долгожданную свободу. Договор предусматривал обмен пленными, и первым в перечне было имя владыки, возраст которого перевалил уже за 60 лет.
Великий государь
24 июня 1619 года, через 10 дней после торжественного въезда Филарета в столицу, патриарх Иерусалимский Феофан III посвятил его в московские патриархи. Свободное место первосвятителя, специально приберегаемое для Филарета, наконец было им занято. Для новой династии это означало ее дальнейшее упрочение на престоле, ведь византийская модель «симфонии властей» предполагала присутствие рядом с государем патриарха. Этим достигались долгожданная полнота и необходимая гармония власти светской и власти церковной. Но в данном случае скрепы оказывались еще более прочными: Филарет стал официальным соправителем сына. Он получил титул великого государя, причем не просто как отец «по плоти», – в его лице с царской властью соправительствовала сама Церковь.
Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. Миниатюра из «Описания в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича». Список XVIII века
Именно при Филарете византийская модель «симфонии властей» в ее российском варианте обрела свое законченное выражение. Даже внешне патриаршая власть, по подобию власти царской, обзавелась приказами и целой иерархией слуг во главе с патриаршими боярами. По сути, с расширением судебной юрисдикции, с подтверждением и умножением привилегий в жалованных грамотах, с отменой стесняющих духовенство норм светского права Церковь при Филарете превратилась в своеобразное государство в государстве. Понятно, что подобное течение дел противоречило развитию страны на путях централизации и абсолютизма. Но пока был жив Филарет, никто не осмеливался противиться его воле. Нарыв прорвется позднее – в столкновении царя Алексея Михайловича и патриарха Никона…
Филарет вовсе не ограничился ролью управленца. Он был способен генерировать идеи. При нем задача преодоления Смуты и восстановления страны приобрела масштабность и получила все шансы на реализацию. Для этого требовалась политическая воля: ее не хватало у первого великого государя, но было в избытке у второго. Если разобраться, то «двоевластие», возникшее с появлением двух великих государей, больше походило на привычное «единовластие», когда без участия и одобрения Филарета не принималось ни одно важное решение.
«Самому царю боятися его»
Зрелый Филарет поражает своей властностью, особенно заметной на фоне «кротости» сына. Беспощадный критик патриарха, младший его современник архиепископ Астраханский Пахомий писал, что тот был «нравом опальчив и мнителен, а владетелен таков был, яко и самому царю боятися его». Что уж говорить о придворных, рискнувших вызвать неудовольствие быстрого на расправу патриарха! «Боляр же и всякого чина царского синклита зело томляше заточенми необратными и инемы наказанми», – отмечал Пахомий.
Список удаленных Филаретом от московского двора постоянно обновлялся. Однако гнев патриарха вовсе не следствие его сумасбродства. Опала обрушивалась на людей, противившихся его начинаниям. Так, были удалены Салтыковы, родственники матери царя, великой инокини Марфы, прежде бывшие в большой чести. Они привыкли самоуправствовать – и поплатились. Позднее от должностей отстранили тайных доброхотов Сигизмунда III, не поддержавших намерение Филарета взять реванш за Смуту.
Надо заметить, что властность патриарха вовсе не подразумевает отсутствие у него явных и тайных противников. Несогласных с его курсом было предостаточно. Когда в 1631 году он искал кандидатов на пост командующего армией, которая должна была вернуть Смоленск, ему, как позднее писал один из современников, пришлось выслушать такое, «что всякий человек, кто боится Бога и помнит крестное целование, таких слов говорить не станет». Подковерная борьба придворных «партий», которую даже Филарет не мог обуздать, заставляла его держать свои намерения в тайне и опираться на узкий круг доверенных людей. Так продолжалось до самой смерти патриарха в октябре 1633 года.
В быту он был скромен и «не сребролюбив». Предпочитал во всем порядок, выделялся расчетливостью. В старости стал совсем не похож на того боярина-щеголя, который своими богатыми нарядами поражал москвичей. Бережно носил единственный белый шелковый клобук. Старые сапоги отдавал в починку. В последнем Филарет был удивительно схож со своим великим правнуком Петром I, который явился на коронацию жены Екатерины в латаных-перелатаных туфлях, купленных на заработки «плотника Петром Михайловым» на верфях Ост-Индской компании.
Впрочем, схожи они были не только своей бережливостью. Оба отличались умом и волей, оба защищали свою власть не ради власти, а ради величия и процветания державы Романовых.
Родственники грозного царя
Свадьба Ивана Грозного с Анастасией Романовной. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века
Род Романовых принадлежал к элите русского общества. Издавна служивший московским князьям, он особенно возвысился благодаря браку Анастасии Романовны, урожденной Захарьиной-Юрьевой, с царем Иваном IV. Старший брат царицы Никита Романович, отец будущего патриарха Филарета, сделал блестящую карьеру при дворе, сумев упрочить свое положение даже после смерти Анастасии и достигнуть чина боярина-дворецкого. Надо сказать, что переменчивый нравом Иван Грозный сохранял привязанность к родственникам своей первой супруги, «мудрой, добродетельной и благочестивой», как писал о ней английский посланник Джером Горсей. Так что опалы чудесным образом обошли тогда Романовых стороной. Опричные и послеопричные потрясения они пережили, сохранив целостность рода, в свойстве со многими знатными и влиятельными фамилиями. В этом отношении их можно сравнить разве что с Шуйскими – обстоятельство немаловажное и до сих пор историками недооцененное, ведь именно эти два рода сыграют важную роль в Смуте, делегируя на опустевший престол своих представителей.
Что почитать?
Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2010 (серия «ЖЗЛ»)
Богданов А.П. Патриарх Филарет. Тень за троном. М., 2014