Как звали отца сони мармеладовой
Мать Сони Мармеладовой, отец Сони
Родная мать Сони Мармеладовой умерла, когда девочке было 14 лет. Отец привёл в дом мачеху Катерину Ивановну, на которой женился из сочувствия к её бедственному положению. Она благородного сословия, образованна, красива. Ей 30 лет. Напоминанием о прошлой жизни в “папенькином” доме является похвальный лист и стоящий перед её глазами танец с шалью на балу при выпуске из дворянского института.
Жизнь Сониной мачехи сложилась несчастливо: она бежала из дому с пехотным офицером, от которого родила троих детей. Офицер оказался игроком, за долги попал под суд и вскоре умер. Родные отказались помогать Катерине Ивановне. Выйдя замуж за Мармеладова, она перебралась с ним и Соней в Петербург, где все поселились в проходной съёмной комнате доходного дома.
Это произошло за полтора года до событий, описываемых в романе. Самоотверженно пытаясь среди нищеты наладить быт, Катерина Ивановна надорвалась, получила нервное истощение, заболела скоротечной чахоткой и умерла вслед за мужем. Она часто раздражалась из-за невзгод и обижала Соню, но очень ценила её доброе сердце, защитила от клеветы Лужина. Ей она, умирая, с рук на руки передала своих детей.
Отец Сони, Семён Захарович Мармеладов, овдовев, взял на себя ответственность за вторую жену и её троих детей. Ему 50 лет. После переезда в Петербург он поступил на службу титулярным советником. Но его тяга к пьянству привела к нищете и моральному падению. Забирая последние деньги у семьи и у дочери, герой испытывает муки совести, “исповедуясь” в них не в церкви, а в питейном заведении – Раскольникову. Очевидно, получив облегчение после разговора с человеком, который согласился его выслушать и посочувствовал, Мармеладов попал под лошадь и погиб.
Соня Мармеладова
Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.
Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.
Внешность Сони Мармеладовой
На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:
К тому же, она была худая и маленького роста:
Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:
Характер Сони
Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:
Девушка боится новых знакомств:
При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:
Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:
«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!
Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III
По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:
Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:
При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:
Трагическая судьба Сони Мармеладовой
Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.
4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:
Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:
Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:
Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:
Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:
В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:
Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.
Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».
Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:
Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:
Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:
Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:
По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:
Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:
В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.
Соня и Раскольников
На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.
После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:
В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):
На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:
В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:
Соня Мармеладова
История персонажа
Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. Достоевский приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.
Преступление и наказание
Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.
Федор Достоевский
Изначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.
В 1864 году автор пишет повесть под названием «Пьяненькие». Это произведение не издается отдельно, но становится литературной основой для семьи Мармеладовых, в том числе и для Сонечки.
Роман «Преступление и наказание»
Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:
«Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».
Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня — олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с Раскольниковым переживает за судьбу девушки:
«. Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
Биография и сюжет романа
Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки — пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.
Соня Мармеладова
Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.
Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:
«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.
Квартира Мармеладовых
Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:
«. дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».
Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.
Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой — непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.
Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.
В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:
«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. »
Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно — господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников
В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат — Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.
Экранизации
В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла Марина Влади, но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.
Марина Влади в роли Сони Мармеладовой
В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины — Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.
Татьяна Бедова в роли Сони Мармеладовой
В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила Полина Филоненко.
Полина Филоненко в роли Сони Мармеладовой
Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия — Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.
Интересные факты
Цитаты
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. »
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»
Характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Отбывая срок на каторге, Достоевский задумал роман «Пьяненькие». Тяжелый быт, соответствующее окружение, рассказы заключенных — все это натолкнуло писателя на мысль описать жизнь обедневшего простого петербуржца и его родных. Позднее, уже на воле он начал писать другой роман, куда и вписал задуманных ранее персонажей. Образы и характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» занимают особое место среди других действующих лиц.
Семейство это — знаковый образ, характеризующий жизнь обычных простых людей, собирательный — людей, живущих практически на грани окончательного падения нравственного, морального, однако, несмотря на все удары судьбы, сумевших сохранить чистоту и благородство своих душ.
Семейство Мармеладовых
Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.
На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:
Семья Мармеладовых — типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете — такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.
Мармеладов Семен Захарович
Глава семейства, с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.
Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.
Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад. Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.
Достоевский не рассказывает — что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.
Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.
Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении — любит жену, дочь, детей своей второй супруги.
Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:
Мармеладов молит о прощении — собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу. Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных — это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие. Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.
Печален итог: Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.
Мармеладов и Раскольников
Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом;
Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных. Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».
Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.
Катерина Ивановна
Женщина средних лет, ей около 30-ти. У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости. Она умна и образованна. В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.
Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было. Вдова с детьми оказались в полной нищете.
Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы. Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:
Осиротевших детей отправляют в детский дом.
Дети Катерины Ивановны
Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.
Соня Мармеладова
Родная дочь Семена Захаровича, 18-ти лет. Когда ее отец женился на Катерине Ивановне, ей было только четырнадцать. Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала на главного героя огромное влияние, стала для Раскольникова спасением и любовью.
Характеристика
Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем — любовь и веру. Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница. Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.
Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.
Соня и ее родные
Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие. Доход швеи оказался недостаточен.
И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения. Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны. Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.
Для девушки очень много значила
Любовь Сони
Писатель не случайно уделяет столь пристальное внимание Соне Мармеладовой — в судьбе главного героя девушка стала его спасением, причем не столько физическим, сколько нравственным, моральным, духовным. Став падшей женщиной, чтобы суметь спасти хотя бы детей своей мачехи, Соня спасла Раскольникова от падения духовного, что еще страшнее, чем падение физическое.
Сонечка, искренне и слепо верующая всем сердцем в Бога, не рассуждая и не мудрствуя, оказалась одна способна пробудить в Родионе человечность, если не веру, но совесть, раскаяние в содеянном. Она просто спасает душу бедного студента, заблудившегося в философских рассуждениях о сверхчеловеке.
В романе четко видно противопоставление смирения Сони бунтарству Раскольникова. И не Порфирий Петрович, а именно эта бедная девушка оказалась способна направить студента на путь истинный, помогла осознать ошибочность его теории и тяжесть содеянного преступления. Она подсказала выход — покаяние. Именно ее послушался Раскольников, признавшись в убийстве.
После суда над Родионом девушка последовала за ним на каторгу, где стала работать модисткой. За доброе сердце, за способность сострадать другим людям ее любили все, особенно заключенные.
Духовное возрождение Раскольникова стало возможным только благодаря самоотверженной любви бедной девушки. Терпеливо, с надеждой и верой Сонечка выхаживает Родиона, больного не столько физически, сколько духовно и душевно. И ей удается пробудить в нем осознание добра и зла, пробудить человечность. Раскольников, если пока и не принял умом веру Сони, сердцем своим принял ее убеждения, поверил ей, в итоге он девушку полюбил.
В заключении следует отметить, что писатель в романе отразил даже не столько социальные проблемы общества, сколько в большей степени психологические, нравственные, духовные. Весь ужас трагедии семьи Мармеладовых в типичности их судеб. Светлым лучом здесь стала Соня, сумевшая сохранить в себе человека, достоинство, честность и порядочность, чистоту души, несмотря на все выпавшие ей испытания. И сегодня все проблемы, показанные в романе, не утратили своей актуальности.