Как звали паночку в вий
Как звали паночку в вий
Могу сказать я
Тавал
Могу сказать я по секрету
Милее нет тебя нигде.
Хоть, обойди сейчас планету,
Об этом подтвердят везде.
Я говорю: «Велит мне сердце
С тобою рядом быть всегда.
Во сне явилась ты, как солнце…
Не гасни впредь, моя звезда!»
Ты, тайный ангел мой, хранитель
Моих заветных пылких Муз,
А для меня твоя обитель –
Защита, крепость наших уз.
13 июля 2017 года
дворовая челядь звала «панночкой «и «ведьмой», а отец называл её «голубонькой», » полевой нагидочкой», «перепеличкой» «ясочкой». Гоголь не называет её настоящего имени
это слово не переводится, но имеет образ солнышка. так же как и уральское басенька
спасибо за ответ
Краткая сюжетная композиция
В Киевской семинарии начались каникулы для бурсаков. Все они отправляются домой, по дороге пытаясь заработать себе «копеечку» духовными песнопениями. Трое из них сбиваются с дороги и попадают на заброшенный хутор:
В первой же избе старуха разрешила переночевать бурсакам, но поместила их в разные места. Бруту достался овечий хлев. Ночью к нему приходит старуха-ведьма, вскакивает на плечи, и вот уже они летят по звездному небу. Хома пытается читать молитвы, когда от них старуха ослабела, он выворачивается, садится на нее и начинает охаживать поленом. Ведьма в изнеможении падает на землю и превращается в красивую молодую девушку. Герой в страхе убегает, думая, что на этом все закончилось.
Но не тут-то было. Приступив к занятиям в семинарии после каникул, Хома Брут был вызван к ректору для беседы. Тот ему сообщил, что богатый сотник прислал за ним кибитку и 6 казаков для сопровождения бурсака на дальний хутор. У сотника случилась беда — его единственная дочь некоторое время назад вернулась домой с прогулки вся избитая и через некоторое время умерла. И теперь требуется 3 дня читать над ней молитвы, таково последнее желание панночки.
Когда Хому привозят к сотнику, в молодой покойнице он признает старуху-ведьму, избитую им на заброшенном хуторе. За ужином жители своими рассказами подтверждают бесовское поведение панночки. И теперь три ночи бурсаку придется остаться с ней наедине для чтения заупокойных молитв.
Поздно вечером семинариста запирают в церкви с гробом девушки, он очерчивает меловой круг вокруг клироса, встает в него и начинает чтение. Как только пробило полночь, ведьма встала из гроба и до утра ходила в поисках Хомы. С первым криком петуха вновь улеглась в домину.
Не желает герой идти в церковь во вторую ночь, просит отпустить его и даже пробует убежать. Но его ловят и вновь запирают на ночь в церкви. Еле успел он очертить меловой круг, панночка уже ищет Брута и зовет на помощь разную нечисть. Семинарист продолжает читать молитвы, а защитный круг все еще охраняет его. С первым криком петуха все закончилось, главный герой вышел из церкви весь седой.
Настала 3 ночь. Нечисть и ведьма лютуют и призывают Вия. Тот указывает на Хому, все бросаются к нему, герой тут же испускает дух. Но т. к. первый крик петуха никто не слышал, звучит второй — ни черти, ни бесы уйти из церкви не успели. Так и осталась церковь с застрявшими в щелях вурдалаками.
Главные герои
Сам автор, с одной стороны, был глубоко верующим человеком, вел достаточно аскетичный образ жизни, несколько раз приезжал в Оптину пустынь с просьбой дать разрешение на принятие монашества. Но старцы отказали, пояснив, что его деятельность на литературном поприще гораздо важней. Для написания «Размышления о Божественной литургии» Николай Васильевич специально изучил греческий язык. А оптинские старцы рекомендовали это произведение для изучения в качестве катехизаторской книги для современного человека.
Хома неверующий
По неписаным правилам классической литературы того времени все имена героев должны были нести скрытую смысловую нагрузку. Гоголь практически во всех произведениях придерживался этих правил. Главного героя звать Хома Брут. Объяснение такому выбору несложное:
Гоголевский Хома Брут — семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Профессия престижная, это дает ему некоторые поблажки от общества: подрабатывать репетиторством, пить, курить и носить усы. Что герой и делает, снимая все стрессы горилкой.
Автор с удовольствием представляет на суд зрителя всю порочность заведения, где учится герой. Здесь и ученики и, главное, преподаватели, не стесняясь, поворовывают, чревоугодничают, устраивают кулачные бои. Единственный способ поддерживать дисциплину — использовать телесные наказания. Сам Хома ленив и равнодушен ко всему, флегматик, считающий: «Чему быть, тому не миновать». И только страх от блуждающей по ночам в церкви мертвой ведьмы и толпы упырей и вурдалаков выводят из привычного равновесия.
Не верящий ни во что Брут не готов к борьбе. Его душа еще до встречи с панночкой наполнилась пороками. Вместо того чтобы готовиться стать духовным служителем и совершенствоваться, он ест, спит и неумеренно потребляет горилку. Без конца произносит ругательства: «Вишь, чертов сын!», «Спичка тебе в язык, проклятый кнур!», «И мерзкую рожу твою … побил бы дубовым бревном».
В какой-то момент читатель начинает верить, что богослов не совсем отвернулся от веры. Ведь начал же он читать молитвы, когда при первой встрече ведьма запрыгнула ему на спину. Но урок не пошел на пользу. Именно тогда, когда вера была ему крайне необходима, Хома начинает мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь за помощью к Богу, а чертя языческий круг. Ничем хорошим это не закончилось. Хома Брут умер.
Панночка — девушка, старуха, ведьма
Интересный факт — панночка из «Вия» не имеет имени. Гоголь не пожелал марать какое-нибудь женское имя ассоциацией с существом, общающимся с нечистой силой, умеющим приказывать вурдалакам, чертям и бесам. Во время первой встречи читателя с ведьмой, она предстает в образе безобразной старухи, но потом становится невероятной красивой девушкой, ее описание достаточно характерно:
При этом она с легкостью оборачивается и старухой, и собакой, да еще и может призывать и властвовать над разными бесовскими сущностями.
Мифическое чудовище Вий
Еще одно главное действующее лицо книги — мифический персонаж, чудовище Вий. Персонаж опасный и страшный. Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землей, с огромными веками, ниспадающими до земли. Древнее чудовище не в состоянии самостоятельно передвигаться, его тащат вурдалаки, да и веки поднять сам не в силах. Это сосредоточение ненависти и вселенского зла.
Неизвестно откуда Гоголь «вытащил» своего героя. Некоторые ученые славянофилы, делающие анализ произведения «Вий», подтверждают, что в сказаниях славянских народов действительно упоминался подобный персонаж. Он убивал одним взглядом, но самостоятельно не мог поднять веки.
Правда, есть и другие версии, например, что персонаж пришел не из древнего язычества, а просто от названия «вия» на украинском «ресница». Ведь писатель хорошо знал украинский язык и всегда с удовольствием щедро добавлял сочные слова в свои произведения.
А вот многие литературоведы просто смеются над всеми этими версиями. И утверждают, что Вий — просто выдумка автора, а серьезные изыскания историков — ерунда и «притянутые за уши» сомнительные факты.
Сам же Гоголь в собственноручно написанном примечании поясняет, что Вий, глава гномов — создание колоссального простонародного воображения. В любом случае после того, как петух пропел во второй раз, чудовище тоже умерло.
Экранизация великого произведения
Мистическая тема, поднятая в повести, не единожды поднималась в кинематографе. В 1909 г. появился первый фильм. Это была немая «короткометражка» снятая Василием Гончаровым. Следующей пробой стал «Вий» 1916 г. от режиссера Владислава Старевича.
И только в 1967 г. свет увидела самая удачная и самая любимая многими экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Проект получился не просто удачным, а незабываемым. Несмотря на отсутствие, по понятным причинам, компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Ее любят не только поклонники старого кино, но, как ни удивительно, нынешние молодые люди. Главные роли исполнили Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Современный сканворд предлагает вопросы именно из этого фильма.
В книге много странностей. Взять хотя бы церковь. Она стоит на окраине хутора, в запущенном состоянии. И негде жителям отпевать покойников, крестить детей, венчаться и причащаться. Ну а раз так, то со временем богоугодный храм превратился в капище, где вольготно чувствует себя всякая нечисть. И ведьма, и вурдалаки не боятся святого места.
И хотя в повести все главные герои умерли, но зло так и не смогло окончательно победить добро. Напротив, любой человек, даже такой «никудышный», как Хома Брут имеет шанс противостоять и одержать победу, даже ценой собственной жизни. Главное, верить всей душой и всем сердцем.
Главные герои «Вий» характеристика персонажей произведения Гоголя
Характеристика героев «Вий»
Главные герои
Хома Брут
Бурсак Хома, главный герой «Вия», вместе с друзьями отправился на каникулы, чтобы заработать дополнительными уроками. Это веселый и общительный человек, любит полежать и покурить. Если выпивал, то ему нужна была музыка, он любит хорошо повеселиться. Жизнерадостный и энергичный, он предпочитает мирские земные удовольствия. К наукам относится безответственно, часто заслуживает наказания. На хуторе, где они остановились, философ был выбран ведьмой, и она оседлала его, чтобы полетать по воздуху. Хома заклинаниями смог с ней справиться, сам оседлал ее, и исколотил поленом.
Панночка
Дочь пана, местная ведьма, которая уже многих хуторян довела до смерти. По ее вине сгорел псарь, умерла мать ребенка, из которого ведьма выпила кровь. Явилась Хоме в образе старухи, оседлав бурсака, отправилась в полет. После превратилась в красивую девушку. От побоев заболела, перед смертью попросила отца, чтобы он вызвал Хому Брута для чтения молитв над ней. Каждую ночь она встает из гроба, и хочет поймать Хому. Ей это не удается, потому что философ очертил вокруг себя круг.
В произведении «Вий» герой, которого призвали на помощь в поисках Хомы нечистые духи. Мифический персонаж с железным лицом, весь засыпан черной землей. У него длинные железные пальцы, и огромные, до самой земли, веки. Вий считается главным начальником в стране гномов. Чтобы кого-нибудь увидеть, Вий зовет на помощь нечистую силу, чтобы ему помогли поднять его страшные веки.
Второстепенные персонажи
Богослов Халява
Один из бурсаков, товарищ Хомы, бывший с ним на таинственном хуторе. Он окончил учебу, и теперь служит звонарем на колокольне. Сожалеет о преждевременной смерти товарища.
Ритор Тиберий Горобець
Третий бурсак из компании Хомы. Теперь он стал философом, и вовсю пользуется своими новыми привилегиями – ему можно курить табак и пить горилку. Считает, что если бы Хома не испугался нечистой силы, то он смог бы остаться в живых.
Сотник
Здесь дана краткая характеристика персонажей повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Данный материал может быть использован для работы над сочинением.
«Вий» главные герои
Характеристика героев «Вий»
Главные герои
Хома Брут
Странствующий философ и богослов, бурсак, молодой парень.
Бурсак Хома, главный герой «Вия», вместе с друзьями отправился на каникулы, чтобы заработать дополнительными уроками. Это веселый и общительный человек, любит полежать и покурить. Если выпивал, то ему нужна была музыка, он любит хорошо повеселиться. Жизнерадостный и энергичный, он предпочитает мирские земные удовольствия. К наукам относится безответственно, часто заслуживает наказания. На хуторе, где они остановились, философ был выбран ведьмой, и она оседлала его, чтобы полетать по воздуху. Хома заклинаниями смог с ней справиться, сам оседлал ее, и исколотил поленом.
Панночка
Дочка богатого польского воеводы, красивая девушка.
Дочь пана, местная ведьма, которая уже многих хуторян довела до смерти. По ее вине сгорел псарь, умерла мать ребенка, из которого ведьма выпила кровь. Явилась Хоме в образе старухи, оседлав бурсака, отправилась в полет. После превратилась в красивую девушку. От побоев заболела, перед смертью попросила отца, чтобы он вызвал Хому Брута для чтения молитв над ней. Каждую ночь она встает из гроба, и хочет поймать Хому. Ей это не удается, потому что философ очертил вокруг себя круг.
Мифический персонаж с железным лицом, представитель темных сил.
В произведении «Вий» герой, которого призвали на помощь в поисках Хомы нечистые духи. У него длинные железные пальцы, и огромные, до самой земли, веки. Вий считается главным начальником в стране гномов. Чтобы кого-нибудь увидеть, Вий зовет на помощь нечистую силу, чтобы ему помогли поднять его страшные веки.
Второстепенные персонажи
Богослов Халява
Один из бурсаков, товарищ Хомы.
Молодой бурсак, звонарь на колокольне. Приятель Хомы, сожалеет о преждевременной смерти товарища.
Тиберий Горобец
Ритор, товарищ и соученик Хомы.
Третий бурсак из компании Хомы. Теперь он стал философом, и вовсю пользуется своими новыми привилегиями – ему можно курить табак и пить горилку. Считает, что если бы Хома не испугался нечистой силы, то он смог бы остаться в живых.
Сотник
Отец панночки, богатый польский воевода.
Здесь дана краткая характеристика персонажей повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Данный материал может быть использован для работы над сочинением.
Первый советский ужастик «Вий»: судьба актеров, дурная слава и мистические факты
ФОТО : кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв,
«Вий» стал первым советским ужастиком. Это был во многом новаторский фильм, который пришелся по вкусу неискушенному зрителю. Однако мистика с экранов кинотеатров внезапно перешла и в реальную жизнь всех, кто был связан с картиной. В течение нескольких лет после премьеры скончалось несколько актеров и участников съемочной группы, а тех, кто остался в живых, преследовали несчастья.
Откуда взялись слухи о проклятии «Вия», как фильм повлиял на жизнь актеров и какие мистические совпадения он за собой нес – читайте в нашем материале.
Александра Завьялова
Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967
Не многие знают, что изначально на роль Панночки была утверждена не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Кроме того, с ней уже была отснята большая часть фильма, когда актриса внезапно отказалась от роли. Ходили слухи, что Завьялова серьезно заболела и из-за этого была вынуждена бросить съемки. Однако есть и другая версия, официальная: Александра Завьялова была занята работой в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. Кстати, на тот момент у режиссера и актрисы был роман. Эсадзе лично позвонил на «Мосфильм» и потребовал снять Завьялову с роли.
Наталья Варлей
После ухода Завьяловой режиссеры бросились срочно искать другую актрису на главную женскую роль. Появиться на пробах согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей, однако по странному стечению обстоятельств Болотова вдруг заболела. Было решено утвердить Варлей – юная актриса не боялась ни гробов, ни мистики. Кроме того, Наталья Варлей обладала хорошей физической подготовкой, что также сыграло большую роль.
Для съемок «Вия» было изготовлено три гроба: первый, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съемок, актриса (на тот момент она была студенткой Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и готовилась к зачетам.
Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967
Второй гроб был закрытым и маленьким, именно его двигали сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Варлей приходилось стоять во весь рост – в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому и пристегивали актрису. Такие полеты проходили на высоте 15 метров! В один из съемочных дней чуть не произошел несчастные случай – у актрисы закружилась голова, а страховка так некстати подвела, и Варлей выпала из гроба. Избежать трагедии удалось чудом – девушку поймал Леонид Куравлев.
Несмотря на то, что жизнь актрисы сложилась не так трагично, как у ее предшественницы, на сегодняшний день Наталья Варлей живет одна с кошками (их число достигало 14). Обрести любовь артистка так и не смогла, хотя и была трижды замужем. Первым супругом стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с ним юную Наташу отговаривали все друзья, и вскоре супруги развелись. Второй раз Варлей вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, однако он вскоре стал злоупотреблять алкоголем, и пара рассталась спустя несколько месяцев брака. Третий, и последний раз Наталья вышла замуж за бизнесмена Владимира, но и этот брак продержался недолго.
Александр Птушко
Мастера сказочного жанра в кино и главного режиссера «Вия» Александра Птушко проклятие фильма также не обошло стороной. Сценарий для первого советского ужастика он писал в перерывах между съемками своих сказок. Правда, снимать его сам он не собирался и доверил это дело старшекурсникам режиссерского факультета Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако студенты не справились, и за дело пришлось браться самому. Птушко создал фантастическую «нечисть»: пригласил артистов цирка, спортсменов и карликов. Им красили в синюшный и серый оттенок, приделывали дополнительные носы, подбородки и уши, замазывали лица.
После «Вия» режиссер снял «Руслана и Людмилу», мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве». По последнему он даже написал сценарий, но из-за болезни задуманному не суждено было сбыться. В последние годы жизни режиссер страдал тяжелой болезнью почек. Но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя и работал до последних дней свой жизни.
Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве в возрасте 72 лет.
Мистические факты
За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.