Как звали первого римского царя
как звали первого царя древнего Рима
Древнеримские цари (лат. Reges Romae) — легендарные и полулегендарные правители Древнего Рима в так называемый царский период до основания Республики. Римские первоисточники (в том числе Тит Ливий) упоминают семерых царей:
Ромул: (753 — 716 год до н. э. )
Нума Помпилий: (715 — 674 год до н. э. )
Тулл Гостилий: (673 — 642 год до н. э. )
Анк Марций: (642 — 617 год до н. э. )
Луций Тарквиний Приск: (616 — 579 год до н. э. )
Сервий Туллий: (578 — 535 год до н. э. )
Луций Тарквиний Гордый: (535 — 509 г. до н. э. )
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию Амулий заставил стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий посадил её в темницу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.
Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
Ромул – основатель и первый царь Рима
Древнеримские цари правили Римом на протяжении 244 лет, начиная с 753 года до нашей эры – даты основания города. Основатель и первый царь Рима Ромул управлял городом до 716 гг. до н.э. В первое время сюда прибывали преступники и те, кто скрывался от преследования в своих городах по тем или иным причинам. Основатель Рима принимал под свою опеку всех подряд. Вновь прибывшие получали свободу и гражданство вне зависимости от того, кем были. Народ буйствовал и пытался расширить территорию за счет близлежащих поселений.
Одна из авантюр, которую придумал древнеримский царь Ромул, закончилась вполне удачно. Результатом уловки стало появление в Риме девушек, которых так не хватало для рождения коренного населения города. На одном из праздников гостей-сабинян окружили, а в образовавшейся сумятице сумели отбить у безоружных мужчин сестер и дочерей, которых те не хотели отдавать в жены разбойникам.
Древнеримский царь Ромул и сам женился подобным образом на сабинянке. Как утверждают, ритуал похищения невест зародился именно в это время и именно в Риме. Похитители вели себя с девушками галантно, уверяя их о своих честных намерениях. Сабинянкам были даны определенные обещания, а именно:
Древнеримский царь Ромул остался единственным правителем двух народов,а в Риме появились и новые переселенцы, на этот раз – этруски, которым был выделен Эсквилинский холм. Сабиняне же разместились на двух холмах – Капиталийском и Квиринальском. Над каждой из трех территорий Ромул поставил предводителей, подчиняющихся древнеримскому царю. Он создал управляющий орган, напоминающий сенат, ввел должность ликтора (что-то наподобие сопровождающего охранника) и разделил население на плебеев (худших – безвестных неудачников) и патрициев (лучших – знатных, прославленных и богатых), определив каждой группе надлежащие права. Первые занимались сельским хозяйством и ремеслами, а вторые могли стать жрецами и управлять государственными делами.
Смерть Ромула связана с мифическим исчезновением. Возможно, его просто убили, а может быть он действительно вознесся на Олимп, как говорится в легендах. Но никто мертвым его не видел или просто об этом предпочитали молчать – свидетельств нет. По легенде, у первого древнеримского царя было двое детей – дочь и сын. Жена Ромула Герсилия поднялась в небо звездой, после того, как во время посещения места исчезновения мужа у нее загорелись волосы в результате соприкосновения с ними спустившейся звезды. Впрочем, это тоже одна из легенд.
Рим семи царей
В предыдущих исследованиях мы говорили о постепенной трансформации республиканского Рима в империю, подчинившую себе сначала земли Италии, а затем распространившую влияние на всё Средиземноморье. Пришла пора вспомнить о становлении Рима и самом древнем периоде его государственной истории.
Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей». В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя. Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.
С чего всё начиналось
Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.
Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.
Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!
Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.
Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.
Ромул
Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.
Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.
О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».
Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.
Нума Помпилий
Второй царь Древнеримского государства, выбранный патрициями за мудрость и набожность, правил с 715 по 673 гг. до н.э. Нума Помпилий родился в год основания Рима в семье сабинян, был женат на дочери сабинянского царя. По легенде (впрочем, практически все описываемые события можно считать мифом с весьма малой исторической составляющей), после смерти супруги в Альбанских горах он повстречал нимфу Эгерию, которая обучила его законотворчеству. Впоследствии его дочь Помпилия родила будущего царя Анка Марция.
Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.
Тулл Гостилий
Анк Марций
Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.
Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний
Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города. Царь Анк Марций назначил его командиром кавалерии и сделал своим приближённым. После смерти царя Тарквиний смог убедить народ Рима в том, что именно он должен занять престол. При новом царе Рим продолжил войны с соседями и в скором времени стал центром Латинского союза. Тарквиний также покровительствовал развитию искусства, расширил Сенат, введя в его состав представителей бедных родов, замостил Форум, построил храм Юпитера Капитолийского, ныне более известный как просто Капитолий, и провёл первую римскую канализацию.
Сервий Туллий
Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческое образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».
Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.
Луций Тарквиний
Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.
Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.
В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда…
Legatus praetor Gaius Anonimus
Римская республика · Римская Империя · античность
Рим рексов
Римская традиция называла семь первых римских царей — рексов. Это Ромул (753-716 до н. э.), Нума Помпилий (715-674 до н. э.), Тулл Гостий (673-642 до н. э.), Анк Марций (642-617 до н. э.), Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний (616-579 до н. э.), Сервий Туллий (578-535 до н. э.), Луций Тарквиний Гордый (534-509 до н. э.).
Годы правления у разных авторов могут различаться, но традиция всегда называет семь царей в одном и том же порядке и с одними и теми же именами.
Первых царей римляне обожествили. Их золотые статуи стояли на форуме. Они охранялись даже в эпоху торжества христианства и были переплавлены только в 410 году — чтобы этим золотом откупиться от готского вождя Алариха.
Независимо от того, какими были эти первые цари, легенды о них отражают не реальность, а то, какими хотели бы их видеть римляне более поздних времен.
По легенде, сабина Нуму Помпилия сенат избрал в цари за справедливость, разумность и набожность. Нума Помпилий был уже немолод. Он согласился быть царем при одном условии: при нем римляне никогда не будут воевать.
В Риме он сначала построил себе дом на Квиринале, а затем новый дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Это был очень мудрый старик, которого боги удостоили личной дружбы. Пастухи видели, как Нума Помпилий прогуливался в роще вместе с Юпитером и о чем-то дружески беседовал с этим верховным богом. Подкравшись, пастухи наблюдали за интимными подробностями свидания Нумы Помпилия с нимфой Эгерией.
Нума ввел 12-месячный календарь вместо старого 10-месячного, создал жреческие коллегии и установил их правила, а на форуме построил храм Януса.
После смерти Нумы римляне избрали своим царем человека по имени Туллий Гостилий — внука Гостия Гостилия, храбрейшего из римских воинов, погибшего в битвах с сабинянами. Он был полной противоположностью Нуме, и все время своего царствования воевал с сабинами, этрусскими городами Вейями и Фиденами, с Альба-Лонгой.
Когда пастухи из Рима поссорились с пастухами из Альба-Лонги и угнали друг у друга скот, Тулл Гостилий тут же выступил в поход на Альба-Лонгу. Но жителям этих родственных городов трудно было начать сражение. В конце концов, решили свести войну к поединку: выставить от каждого войска по три бойца. Чьи бойцы победят в схватке — того и победа.
Альбанцы выставили трех братьев — Куриациев, римляне — трех братьев Горациев. Еще недавно сестра Горациев должна была выйти замуж за одного из Куриациев. Уже шли приготовления к свадьбе.
В назначенный день воины расселись на земле, а шестеро воинов сошлись в схватке. Подробности битвы авторы описывают очень по-разному. Но все говорят — сначала Куриации убили двоих Горациев.
Гораций еще не остыл от боя, он был оскорблен, что сестра плачет о враге, а не о братьях. Он ударил в грудь сестру мечом, на котором еще не высохла кровь Куриациев, сказав не менее назидательные слова: «Так отправляйся к своему жениху! Ты забыла о братьях, о мертвых и о живом, забыла об Отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, которая станет оплакивать неприятеля!»
Впрочем, с жителями поверженной Альба-Лонги поступили по-братски: их переселили в Рим, дав все права гражданства, а знать зачислили в сенат. По легенде, бесконечные войны вызвали неудачи и беды.
Римляне сочли, что надо избрать на престол более миролюбивого царя. Им стал Анк Марций, внук Нумы Помпилия. Он тоже был сабином и старался во всем подражать кроткому и набожному дедушке. Он ни разу не вел ни одной войны, но границы Римского государства при нем расширились до Тирренского моря и этрусского берега Тибра. Связи с этрусками стали еще прочнее.
Наверное, поэтому следующим царем и стал этруск из города Тарквинии, которого изначально звали Лукумон. Его отец Демарат был греком из города Коринфа. Лукумон был женат на этрусской женщине Танаквили, которую легенда называет дамой очень умной и мудрой. Танаквиль посоветовала мужу переехать в Рим — ведь он не чистокровный этруск, путь к высшим должностям для него в племенном обществе закрыт.
Легенда рассказывает, что по пути в Рим Лукумону было знамение. Путь в Рим лежал через холм Яникул на западном берегу Тибра. Названный в честь бога Януса, при Анке Марции холм обнесли стеной и сделали римской крепостью на территории Этрурии. Яникул соединялся с Римом свайным мостом.
Когда Лукумон подъезжал к Яникулу, орел спустился к нему, снял с будущего царя шлем и опять возложил на его голову.
В Риме Лукумон принял римское имя Луций Тарквиний. Он был очень богат, очень умен и очень мудр, его почитал народ. Рекс Анк Марций приблизил к себе Тарквиния и сделал его начальником конницы.
После его смерти Луций Тарквиний убедил форум, народное собрание, в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей Анка Марция должен стать царем Рима.
Сделавшись царем, Луций Тарквиний воевал с латинами, этрусками и сабинянами.
Он взял города Апиолы, Фирулею, Камерию, Номентум.
Город Корникул за упорное сопротивление после взятия был разрушен до основания. А латинские города, сдавшиеся без боя, делались римскими союзниками без уменьшения прежних прав жителей.
Луций Тарквиний окончательно подчинил Этрурию и сабинян. При нем Рим стал фактическим главой Латинского союза.
Луций Тарквиний увеличил сенат до 200 человек, вводя в него даже мудрых бедняков. Он отвел новое место под Римский форум, построил храм Юпитера Капитолийского, здание Большого цирка. При нем же начали строить Большую клоаку — систему каналов для осушения болот. Позже клоака переросла в первую городскую канализацию.
Луций Тарквиний ввел в Риме многие этрусские обычаи — в том числе обычай триумфа. Первый раз триумф отпраздновали после побед над этрусками. Но торжественное шествие, в котором всем показывали захваченную добычу и пленных, немного усовершенствовали. Шествие проходило через арку. Этот проход символизировал, что войско вступило в пределы Рима и принесло в родной город добычу. Из внешнего мира оно вступило на родину. Пройдя арку, войско должно было разоружиться и не идти по родной земле в воинском строю.
Если верить легенде, выросшие сыновья Анка Марция сердились на любимца покойного отца: он отобрал у них власть. Созрел заговор. Чтобы выманить царя из дворца, сыновья Анка Марция устроили ссору между собой.
Царь вышел к ним, чтобы остановить драку, и оказался рядом с вооруженными палками людьми. Его убили ударом дубинки. Но народ и сенат не захотели отдать власть убийцам, весь род Анка Марция изгнали из города.
В курульное кресло сел другой человек — Сервий Туллий.
Легенды называют его уроженцем латинского города Корникула. Его мать Окрисия вместе с малышом попала к римлянам в плен и стала там приближенной к жене рекса, этрусской женщине Танаквили.
Впрочем, называют ее и проще — рабыней. Но хотя будущий царь Сервий Туллий рос рабом (само слово сервий значит «раб»), он получил хорошее греческое образование. Были даже знамения, указывавшие на его особое происхождение. Когда он еще был совсем маленьким, вдруг появилось яркое пламя, охватившее голову малыша, как корона. Слуги хотели сбить пламя, но Танаквиль не позволила: это знамение богов. Пламя ничуть не повредило ребенку и погасло, только когда он проснулся.
Тарквиний Приск тоже ценил Сервия Туллия — да так, что отдал ему в жены свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль убедила сенат и форум в том, что лучшим царем станет именно Сервий Туллий.
Есть, правда, и другая версия происхождения Сервия Туллия: это авантюрист и преступник Мастарна, которого выгнали из Этрурии, а он изменил имя и поселился в Риме.
По легенде, Сервий Туллий закончил «Сервиеву городскую стену» вокруг семи холмов Рима. Правда, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только в первой половине IV века до н. э. — через 200 лет после Сервия Туллия.
Этот царь успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, но не воевал с италиками.
На Авентинском холме он построил храм Дианы и стал проводить там общие для всех сабинов праздники. С храмом связана легенда: сабинянину по имени Куриаций принадлежал красивый могучий бык.
Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесет этого быка в жертву Диане, станет царем сабинян.
Куриаций повел своего быка в новый храм Дианы, на Авентинском холме Рима. Там он от большого ума тут же рассказал римскому жрецу о пророчестве. «Но как же ты можешь приносить жертву? — возмутился жрец. — У тебя же не мыты руки! Ты не совершал омовения». Куриаций побежал к Тибру мыть руки, а жрец тут же принес в жертву быка.
По легенде, обманутому сабинянину отдали голову быка. С ней в руках он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим: ведь теперь Рим сделался коллективным царем сабинян.
Сервий Туллий дал гражданские права плебеям, а население Рима разделил на пять классов по имущественному цензу.
Принципы (princeps — «первый») имели защитное вооружение, но без поножей, длинные копья и мечи. Их ставили в первую линию в боевом порядке: отсюда название.
Гастаты (от hasta — «копье») шли в бой с копьями, но без мечей и без защитного вооружения.
Велиты (velites от velox — «быстрый») были вооружены дротиками — пилумами, а не длинными копьями — гастами. Велиты не носили панцирь, в качестве защиты у них были простой шлем и круглый легкий щит диаметром 90 см — parma.
В бою велиты метали в противника дротики, быстро отступали за спины хорошо защищенной тяжелой пехоты. Иногда велиты носили поверх шлемов волчьи шкуры, чтобы их центурионы могли отличить своих солдат, когда те отступали назад.
Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц — центурий. Сколько воинов — столько и голосов в центуриатных комициях.
Всего центурий было 193. Самыми влиятельными были 18 центурий 1-го класса и 80 центурий 2-го класса. Если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось.
Похожее разделение общества на имущественные классы, выставлявшие разные рода войск, ввел в Афинах легендарный законодатель Солон в 594-593 годах до н. э. Сервий Туллий — младший современник Солона, и его реформы откровенно подражают законодательству Солона. И другие реформы Сервия Туллия подражают реформам Солона.
Сервий Туллий чеканил серебряную монету, выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от власти патронов.
Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царем. Плебеи его особенно чтили — ведь он дал им права гражданства.
Сервий Туллий пришел к власти, когда сыновья убитого Тарквиния Приска были младенцами. Он хорошо помнил, что Тарквиния убили сыновья Анка Марция. Поэтому он постарался приблизить к себе двух сыновей Приска — Луция и Аруна. Он даже выдал своих дочерей за сыновей убитого Тарквиния.
Патриции были недовольны реформами Сервия Туллия. Сенат выступал против царя. Тогда сын Тарквиния Приска Луций Траквиний созвал сенат и объявил себя царем. К тому времени глубокий старик, Сервий Туллий явился в сенат, чтобы прогнать самозванца, но на глазах сенаторов Тарквиний вытолкал его и сбросил с высоких ступеней на каменную мостовую. Там его ждали приверженцы Тарквиния и, когда он пытался бежать, убили. Тут же подъехала на колеснице Туллия и демонстративно переехала то ли труп, то ли умиравшего старика: собственного отца. Улицу, на которой это произошло, стали называть vicus sceleratus — то есть «бесчестной улицей».
Луций Тарквиний остался царем и в отличие от отца получил кличку Гордый. Правил он жестоко и постепенно своими казнями, конфискациями и изгнаниями восстановил против себя не только форум, но и сенат.
Друзья и родственники Лукреции вынесли на площадь форума окровавленное тело, созвали сограждан и призвали их к отмщению и восстанию. Главными среди повстанцев были патриции Публий Валерий и Луций Юний Брут — сын сестры царя Тарквиния Гордого.
С ним связана очередная назидательная легенда. Царь Тарквиний послал в Дельфы к оракулу послов — для истолкования несчастливого знамения в доме царя. Послами были сыновья царя Тит и Арунт, а вместе с ними — близкий родственник, Юний Брут. После исполнения царского поручения юноши испросили оракула, кто будет следующим царем, на что получили ответ: «Верховную власть в Риме получит тот, кто первый поцелует мать». Умный Брут верно истолковал пророчество. Он сделал вид, что оступился, и припал губами к земле.
Во время массовых репрессий Тарквиния Брут сумел «спрятать природный ум под приятною личиной», почему и уцелел. Интересно, что само прозвище Брут в переводе означает «тупица».
Во время восстания в Риме царь Тарквиний Гордый осаждал город рутулов Ардеи. Узнав о восстании, все войско тоже перешло на сторону Рима. Царь с сыновьями был вынужден уехать в Этрурию.
Римляне же решили не избирать больше царей. Они избрали одновременно двух консулов: пусть два верховных правителя сдерживают друг друга. 509 год до н. э. — это первый год республиканской власти в Риме.
Первыми консулами в 509 году были избраны Луций Юний Брут и Тарквиний Коллатин. Оба они были консулами недолго.
Свергнутый царь направил в Рим послов с обращением к народу. Ласковыми речами он хотел вернуть себе потерянное царство. Валерий опасался, что война покажется беднякам тяжелее тирании, направленной против богачей и знати. Он всеми силами воспротивился выступлению послов перед народом.
Тарквиний шлет новое посольство. Он отказался от царства и лишь требует назад свое имущество. Пока в сенате шло обсуждение этого вопроса, послы нашли сторонников царя в патрицианских домах Аквилиев и Вителлиев. В заговоре участвовали даже сыновья консула Юния Брута, Тит и Тиберий. Раб по имени Виндиций, в присутствии которого велись антиреспубликанские речи, побоялся сообщить о заговоре консулам, поскольку среди заговорщиков были родственники Коллатина и сыновья Брута. Но Валерию он открыл тайну.
Валерий со своим братом Марком вооружил своих клиентов и рабов, с их помощью схватил заговорщиков и нашел у них письма к царю Тарквинию. Заговорщики были отданы на суд консулов. Брут велел казнить своих сыновей, после чего отдал право судить остальных заговорщиков второму консулу и удалился с суда.
Коллатин же сочувствовал родичам, а те, чувствуя слабость консула, требовали вернуть им беглого раба и отпустить их самих. Но Валерий воспротивился этому. На суд вернули Брута, и под его влиянием все заговорщики были казнены. Виндиций же стал первым рабом, отпущенным на свободу.
Тогда же Тарквиния Коллатина приговорили к изгнанию из города за родственные связи с ненавистным царем и за нестойкость. После его изгнания в консулы избрали Публия Валерия.
Войны с этрусками
В битве ни одна из сторон не смогла добиться перевеса. Правое крыло римлян потеснило левое крыло противника, состоявшее из вейян, но тарквинийцы на своем крыле смогли потеснить римлян. Никто не мог понять, за кем осталось поле боя, кто победитель. Но в ночной тишине из Арсийского леса раздался громовой голос: «У этрусков одним павшим больше: победа у римлян!»
Все сразу поняли, что это был голос бога земли Сильвана. Этруски испугались и ушли.
После смерти Брута Валерий медлил с избранием напарника по консульству. Тут же поползли слухи, что он сам стремится в цари. К тому же он начал строить дом на вершине Велийского холма: там, на высоком и укрепленном месте, это была бы неприступная крепость. Узнав о слухах, Валерий тут же перенес свой дом к подножию холма и провел законы, ставшие незыблемой основой республики:
От принятия этих законов пошла кличка Валерия — Публикола (populum colere — «заботиться о народе»).
А на Рим снова шли этруски. Царь этрусского города Клузий Ларс Порсена пошел на Рим вместе с бывшим царем Тарквинием. Быстрым маршем Порсена дошел до Рима и занял окружающие Рим холмы, в том числе Яникул.
Согласно легенде, римляне не успели разрушить Свайный мост, и войско этрусков легко могло пройти прямо к Капитолийскому холму. Охраной моста командовал Гораций Коклес. Он пытался остановить бегущих, но тщетно. Тогда он приказал разрушить мост.
Разрушением командовали двое героев, Спурий Лукреций и Тит Герминий. А Коклес остался один на захваченном врагами берегу.
Этруски даже остановились от изумления. А Гораций Коклес обозвал их царскими рабами, которые, не имея собственной свободы, идут отнимать чужую. После этого в щите Горация торчал целый частокол вражеских дротиков. Конечно, его убили бы, но тут с грохотом рухнул мост, а Гораций Коклес в доспехах прыгнул в Тибр и переплыл быструю реку, не получив ни единой царапины.
Горацию Коклесу воздвигли статую на форуме, все римские граждане принесли ему свои дары в зависимости от благосостояния. Ему дали столько земли, сколько он мог обвести плугом за день.
Беда в том, что эту замечательную историю мы знаем от авторов, живших через 200-300 лет после подвига, а потомки Горация Коклеса, возделывавшие завидный надел, нам неизвестны.
Порсена осадил Рим и разорил его окрестности. Публиколе удалось заманить в засаду и разбить один из грабительских отрядов этрусков, однако положение римлян оставалось очень сложным, в городе было не так много запасов продовольствия.
Мужество Гая Муция так поразило этрусков, что его отпустили, а Порсена заключил с Римом мир и снял осаду.
За потерю правой руки Муция прозвали Сцевола (scaevola — «левша»). Ему поставили статую на форуме и подарили луга за Тибром, названные в связи с этим Муциевыми.
Эта история вызывает больше доверия, потому что и в I веке до н. э. жили потомки Гая Муция.