Как звали песнопевца в калевале
Калевала
Калевала: Второстепенные персонажи
Богиня плодородия. Жена Укко. Когда она и Укко предаются любви, гремят раскаты грома.
Персонаж «Калевалы», древний умерший великан, чье тело давно заросло деревьями. Первый заклинатель-шаман. Хранитель таинственных магических слов. Чтобы узнать эти слова, Вяйнямёйнен пытается вернуть его к жизни, однако попадает в его утробу. В конце концов подчиняется требованиям Вяйнямёйнена и выпускает его, чтобы избавиться от боли в животе.
Сын Ловиатар. Один из Девяти болезней — колики.
Царь (бог) моря (Ахтолы). Муж Велламо. Живет на дне моря. Сампо попадает в его владения, и он не желает возвращать чудесную Мельницу. Сампо теряется в его царстве.
Второстепенный герой фильма «Воин Севера». Исследователь карело-финского эпоса «Калевала». Помощник Векстрёма.
В карело-финской мифологии — богиня загробного мира, боли, болезней, страданий, неудачи и зла, иногда занимается целительством. Дочь бога Туони и богини Туонетар, повелевающих загробным миром — Туонелой. Также у неё есть сёстры Кипу-Титто, Ловиатар и Кивутар.
Второстепенный герой фильма «Воин Севера». Археолог.
The Maiden of the North
Старшая дочь Старухи Лоухи. К ней сватается Лемминкяйнен, однако она выбирает Ильмаринена и становится его женой. Куллерво натравляет на неё волков и медведей.
Морское чудовище в карело-финской мифологии. Сын бога-громовержца Укко. Назван «тысячерогим». Возможно, является гигантским осьминогом. Связан с водной и огненной стихиями. По повелению Лоухи всячески мешал Вяйнямёйнену, однако тот схватил его за уши, вытащил из воды, сурово отчитал и отпустил, наказав лежать на дне и больше не беспокоить людей.
Богиня, принявшая участие в создании мира. Дочь воздуха. Мать Вяйнемёйнена. Одинока. Вечно скорбит.
Kuutar (Maiden of the Moon)
Богиня Луны. Великая красавица. Она владеет золотом Луны, прядет золотые нити и шьет из них одежду. В «Калевале» молодые девушки просят её подарить им свои золотые украшения и одежду.
Невеста Лемминкяйнена. Обменивается с ним клятвами, но Лемминкяйнен сомневается в ней и отправляется на поиски новой невесты.
Лебедь подземного царства Туонела. За ним охотится Лемминкяйнен перед тем, как погибнуть.
Слепая дочь Туони, бога смерти в карело-финской мифологии, и Туонетара, правительниы загробного мира. Богиня смерти и болезней. Была пропитана ветром и родила девять сыновей, Девять болезней. В некоторых стихах она также рожает десятого ребенка, который является девочкой.
Сын Ловиатар. Один из Девяти болезней — Подагра.
Мудрая женщина, взывающая к голосу разума своего сына и отговаривающая его идти на поиски невесты. Сын не слушает её и погибает, после чего она отправляется искать его и оживляет.
Карело-финский эпос «Калевала»: характеристика главных героев
Финский лингвист Элиас Лённрот является одним из составителей и авторов фольклорной эпической поэмы «Калевала». Характеристика главных героев, а также сюжетные перипетии и нравственные проблемы, поднимаемые этим произведением народного творчества, позволяют лучше ознакомиться с бытовой жизнью и мировосприятием карелов и финнов.
Краткая история создания
Считается, что датой «рождения» эпоса Калевалы (ударение на первую гласную «а») является 28 февраля 1834 года — в тот день Элиас Лённрот, будучи в то время врачом, в впервые встретился с тремя карельскими рунопевцами, поведавшими ему истории и сказания из карело-финской мифологии. Он решил объединить все руны (эпические песни) в один сборник.
Этнографические материалы путешественник сумел получить при своей одиннадцатилетней поездке по Восточной Финляндии и русской Карелии, из которой самыми важными пунктами считаются:
Всего в окончательный вариант эпического сборника вошло 50 рунических песен различного характера и направления — от героических сказаний и восхваления богов до воспевания природы и поучений для подрастающего поколения. Список героев «Калевалы» включает в себя свыше 20 персонажей, среди которых 7−9 относятся к главным, остальные — к второстепенным.
Ребёнку для лучшего запоминания непростых имён героев желательно вести читательский дневник; также будет полезным после прочтения произведения составить и разгадать кроссворд на эту тему или же сделать краткую наглядную презентацию о прочитанном (благо, что сюжеты в эпосе читаются легко и чем-то напоминают древнегреческие мифы). Усвоению материала также поспособствует прохождение творческих тестов, основанных на событиях эпоса.
На тему «Калевалы» нередко проходят различные этнические фестивали (как правило, в самой Финляндии, а также в Карелии и Республике Коми), в которых принимают участие ученики 4−9 классов, рисуя картинки и делая костюмы полюбившихся персонажей.
Персонажи эпоса
У героев прослеживается национальный колорит и чёткая связь с народом. Как и в мифах других народов, произведение начинается с создания Вселенной и описания первых дней сотворения. Все люди (как и герои этих сказаний) возникли благодаря своему предку Калеву (от кого и произошло название эпоса). У каждого персонажа имеется своя сюжетная линия, которая органично встраивается в общее повествование. Содержание мифов может быть как связанным между собой, так и представлять собой отдельные и независимые истории.
Калев — отец всех живых
Калев — это легендарный великан-богатырь, который, по преданиям, был отцом трёх финских богатырей (что пересекается с русской мифологией). Он являлся полубогом и правил финской землёй справедливо и мудро. О нём предоставляется мало информации в произведении, но его моральному облику присущи такие качества:
Земля, на которой он жил, получила его имя («Калевала» — земля Калева). Её населяли не только люди, но и боги. Также в некоторых мифах ему приписывают роль покровителя земледельцев и охотников. Любопытно, что на протяжении всех 50 рун в произведении не идёт речь о государстве или же о сплочённом сообществе людей — события эпоса сфокусированы в той или иной мере на семье человека.
Песнопевец Вяйнямёйнен
Один из ключевых персонажей, чьей матерью была богиня моря Ильматар. Вяйнямёйнен исполняет песни на кантеле (аналог гуслей) и нередко прогоняет злых духов силой своей музыки. К его образу следует отнести несколько типично «шаманских» черт:
Певец, помимо музыкальных данных, обладал недюжинной силой, смелостью и смекалкой. В финской мифологической литературе Вяйнямейнен является своеобразным аналогом Аполлона и Геракла — он тоже был вынужден выполнять странные и вычурные задания (достать с неба звезду, вспахать змеиное поле). Образ этого старца и сегодня является одним из любимых и популярных в Финляндии.
Двойственный Йоукахайнен
В разных редакциях рунических песен этот персонаж выступал и в роли друга Вяйнямейнена, и в роли его заклятого врага. Демоническая версия Йоукахайнена связана с мифом про зависть.
Однажды в земли Калевалы приехал молодой волшебник, которому покоя не давала слава старика-песнопевца, совершавшего чудесные подвиги. Он вызвал старца на бой, однако Вяйнямейнен его разоружил, и тогда юноша предложил ему свою сестру Айно взамен на жизнь. Мудрый старик согласился, однако сестра не хочет замуж за старика («будь он хоть сын бога») и топится в озере. А сказитель поёт печальную песню о том, что несчастная любовь затрагивает всех без исключения.
Однако есть миф, согласно которому молодой и неопытный волшебник Йоукахайнен решает обучиться колдовству и отправляется к лучшему волшебнику — Вяйнямейнену. Тот вызвал его на учебный бой, после которого и принял решение заботиться о талантливом юноше, как о сыне.
Также есть сказание о том, как молодой человек решил состязаться с известным старцем в пении и музыке — и тоже потерпел фиаско.
Красавица Айно
По легенде, когда родители узнали о проигрыше Йоукахайнена и о том, что теперь нужно отдать замуж свою дочь за прославленного соперника, они бурно обрадовались («Всплеснула мать руками, да не от печали, а от радости: Ты же нашёл для Айно лучшего жениха на этом свете!»).
Среди качеств девушки стоит назвать:
Айно является символом любви в финском фольклоре — она отреклась от кавалера, который обладал всеми благами на Земле просто потому, что не любила его и не считала правильным идти против своих принципов. Утопившись, она обратилась в рыбу, хотя в других редакциях она стала морской нимфой (аналог русалки).
Кузнец Илмаринен
Это брат Вяйнямейнена, управляющий погодой и климатом Карелии. Также именно он подарил людям огонь и был первым, кто выковал из железа орудия труда. Илмаринен спас своего брата от позора, когда тот пытался выполнить поручение, связанное с созданием чудесного предмета, самого по себе приносящего дары — он построил мельницу Сампо (аналог рога изобилия). Илмаринен отличается искренностью, простотой и доверчивостью — на протяжении всех рунических песен его неоднократно обманывают разные персонажи.
Женился кузнец на красавице с «чёрным сердцем», которая была полной противоположностью мужу — завистливая, хитрая и злобная. Однако он всё равно любит её, невзирая ни на что. Однажды его жена разозлила пастуха, жившего у них дома, и тот наслал на нее медведей и волков. После смерти возлюбленной Илмаринен выковал себе статую жены из золота (аналог Пигмалиона), однако бездушный кусок металла не принёс ему никакой радости.
Несчастный мститель Куллерво
Пересказ судьбы этого персонажа отражает фаталистические верования финско-карельского народа. Пастух Куллерво растёт сиротой — его отца убивает собственный брат из чувства зависти. Мальчика отдают на услужение Илмаринену, где тот становится пастухом. У него происходит конфликт со злобной женой кузнеца, вследствие чего он убивает её и отправляется искать свой дом.
Дома он встречает прекрасную девушку, к которой у него вспыхивает любовь. Через короткое время Куллерво с ужасом узнаёт в ней свою родную сестру (напрашивается сравнение с греческим Эдипом), отчего та заканчивает жизнь самоубийством, а он начинает мстить всем своим родственникам.
В рунических песнях указывается, что у Куллерво был добрый, отзывчивый и решительный характер. Сложись его жизнь немного иначе, и из него вырос бы порядочный молодой человек с открытой и сострадательной душой. История пастуха заканчивается тем, что он, одержимый местью, сжигает деревню ненавистного дяди, а затем бросается телом на меч.
Лемминкайнен — любитель приключений
Лемминкайнен (Лемминкяйнен) — беззаботный и весёлый рыбак, любящий охоту и странствия по миру. Беспечность этого персонажа предопределила его печальную судьбу — однажды его отправили поймать волшебного лебедя, плавающего в озере подземного царства Маналы. Там Лемминкайнена подстрелил слепой старик. Однако на этом история персонажа не заканчивается:
Лемминкайнен считается одним из главных персонажей наряду с кузнецом Илмариненом и певцом Вяйнямейненом. Карелы почитали его как одного из покровителей путешественников и сказителей.
Коварная Лоухи
Старуха Лоухи — мать жены Илмаринена, отрицательный женский персонаж, по своим качествам напоминающий бабу Ягу у русских народов или аналогичных ведьминских героев. Лоухи причиняет людям одни лишь беды, однако именно в борьбе с ней основные герои эпоса «Калевалы» проявляют свои лучшие качества — взаимовыручку, помощь оказавшимся в тяжёлой ситуации, сострадание и любовь к ближнему. В мифах подчёркивается, что источник злобы и зависти лежит в непомерной старухиной гордыни, через которую она и порождает в людях всё самое худшее.
Мифические персонажи финского эпоса позволяют лучше понять и ознакомиться с мировоззрением карельских народов, их самобытной культурой и традициями. Также на примере описания персонажей и их схожести с героями мифов других народов можно проследить общность исторического процесса развития людей, живущих в принципиально разных условиях.
Тест по литературе «Карело-финский эпос «Калевала» (7 класс)
1.Когда сложился карело-финский эпос?
-небольшие дощечки, из которых построили корабль Калевала
-небольшие песни, из которых состоит «Калевала»
-маленькие разрушенные дома в Карелии
3. Древняя Олония –это..
-современный скандинавский полуостров
4. Песнопевца в «Калевале» звали:
-хозяйка страны Похъёлы
6. Кто впервые записал «Калевалу», соединив вместе 50 небольших песен?
8 Кто выковал Сампо?
9. Назовите четыре составляющих, которые необходимы для изготовления Сампо?
10. Назовите первые 4 изделия, которые вышли из огня до того, как получилось изготовить Сампо?
Небольшие песни, их которых состоит «Калевала»
Хозяйка страны Похъёлы
Молоко, шерсть, перо, зерно (ячмень)
Лук и стрелы, лодка, корова, плуг.
Задания с первого по 8 оцениваются в 1 балл. В задании 9-10 за каждый правильно названный предмет начисляется один балл.
14-16 баллов – отлично
10-13 баллов – хорошо
7-9 баллов – удовлетворительно
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный тест разработан в соответствии с рабочей программой по литературе в 7 классе (учебник В.Я.Коровиной. В.П. Журавлева, В.И. Коровина), пригодится в работе учителей литературы, так как проверяет навыки литературного осмысленного чтения. В файле помимо теста представлены ответы на него и рекомендации по оцениванию тестовых заданий.
Номер материала: ДБ-733972
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Карело-финский эпос Калевала
Калевала — это народно эпические эпосы, собранные воедино Элиасом Лённротом, финским собирателем народных сказаний.
В этом произведении нету единого сюжета все герои пересекаются лишь однажды либо не пересекаются вообще. Калевалу простыми словами можно описать как сборник рассказов и преданий.
В нём повествуется о создании мира и также о некоторых финских и карельских обрядах.
Как утверждал сам создатель эпоса Элиас, Калевала — это государство где живут эпические герои и происходят все действия.
Что примечательно, в Калевале нет никаких исторических событий.
Нет записей ведения войн, нету даже финского или никакого либо другого финно-угорского народа.
Руны – это восьмисложный стих, без рифмы, но зато с повторением одинаковых или однородных согласных в стихотворении. Это придает ему особую звуковую выразительность.
В настоящее время в финском языке руна означает песню в общем значении.
При столкновении с более развитыми народами у финно-угорских народов в рунах сформировался идеальный фантастический герой без недостатков.
Также большую популярность получили руны-заговоры и магические руны. В произведении Калевала этих рун 50, причём они не как не связанны между собой.
После публикации карело-финского эпоса Калевалы в 1835-1849, интерес к этому жанру возрос, соответственно популярность возросла и у тех, кто исполнял эти произведения, то есть у рунопевцов.
Вот имена некоторых из них, Ларин Параске был ижорским рунопевцом, Ваассила Киелевяйнен являются представителями карельского народа.
Если проводить некую параллель с русской литературой, то этот жанр похож на русские народные сказки, которые собирал А.С. Пушкин.
Что такое эпос
Но что же такое эпос? В первую очередь слово эпос происходит от греческого éżpos. Значение этого слова — повествования и рассказ.
Характерны для этого жанра литературы и некоторые особенности.
Так как, эпос довольно растяжимое понятие то в его состав входят такие эпические жанры:
Народный эпос
В отличии от славянского или германского эпоса, финский эпос пошёл по совсем другому пути развития.
В начале как у всех народов-шаманистов у финнов были простенькие языческие легенды. Они мало чем отличались от других.
Но в VIII—XI вв. во времена скандинавских набегов у финнов стали развиваться нравственны эпические персонажи. В частности, стили появляться идеальные стихийные персонажи и нравственные без недостатков герои.
Основное количество рун сохранилось в финской и Российской Карелии, Архангельской области, на берег Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.
Содержание и главные герои
В Калевале нет единого сюжета и связать эти истории практически невозможно.
Во-первых, калевала это название одной из-двух стран — Калевалы и Похьёлы. В первых 10 рунах рассказывают о том, как появился мир и знакомят с первым персонажем сыном дочери ветра Вяйнямёйненом. С ним будет связанно множество рун и он будет главным героем всей Калевалы.
Далее нам повествуется как создавалась Сампо – волшебная мельница приносящая богатство и счастье. Также в одной из рун рассказывается как появилось железо.
Дальше появляется новый герой, Лемминкяйнен. Он являлся богатырём воинственным и весёлым, занимающийся чародейством и большой любитель женщин.
Потом действие снова возвращается к Вяйнямёйнену и его странствиям в поисках волшебных слов. Они нужны для завершения создания лодки из веретена для его возлюбленной. За то время пока Вяйнямёйнен искал волшебные слова его возлюбленная Дева Севера полюбила кузница Ильмаринена создавшего Сампо.
После подробно описываются свадебные обычаи, какие клятвы дают друг другу жених и невеста, и свадебные песни. Всё это заканчивается на 25 руне.
На 31 руне начинается повествование о печальной судьбе богатыря Куллерво. Он был рабом у одного дома. После был продажи его другим хозяевам Куллерво восстаёт и убивает обеих хозяев и их семьи. После главный герой узнаёт, что его семья жива, и возвращается к ней. Но однажды злые языки устраивают инцест между ним и его сестрой. После того как персонажи узнают о том, что они брат и сестра, то совершают самоубийство.
С 35 руны начинается одно из финальных приключений. Три богатыря — Вяйнямёйнен, Лемминкяйнен и Ильмаринен — решают украсть из страны Похьёл волшебную мельницу Сампо. Для этого они прибегают к хитрости. Вяйнямёйнен создаёт волшебный музыкальный инструмент кантеле, который усыпляет всех северян. После этого они спокойно похищают Сампо.
Но злая владычица Хозяйка Севера строила им козни до тех пор, пока мельница не упала в море. Она посылала на Калевалу мор, бедствия и наводнения. Вяйнямёйнен из остатков Сампы создал ещё более прекрасный музыкальный инструмент. С его помощью герой не только вернул у Хозяйки Севера Луну и Солнце, но и сделал много хорошего для Калевалы.
Сюжеты Калевалы
Вяйнямёйнен, Ёукахайнен и Айно
Один из жителей Похьёлы по имени Ёукахайнен вызвал на состязания богатыря из Калевалы Вяйнямёйнена.
При встрече Ёукахайнен стал всех убеждать что он создатель земли неба и океанов.
Но Вяйнямёйнен, поймал жителя Похьёлы на лжи и с помощью своих волшебных песен заставил Ёукахайнена увязнуть в болоте.
Испугавшись Ёукахайнен предложил богатырю руки свой сестры. Вяйнямёйнен согласился. Однако сестра Ёукахайнена Айно на отрез отказалось выходить за старого богатыря.
Но свадьба была неизбежна. Чтобы не выходить замуж за Вяйнямёйнена она совершила самоубийство, утонув в море.
После смерти Айно стала русалкой, а огорчённый Вяйнямёйнен выловил из моря волшебную рыбку которая поведала ему об этом.
Поход героев Калевалы за Сампо и битва с Лоухи
После смерти жены Ильмаринен решает выковать себе новую жену из серебра и золота, но новая жена всё также оставалась бездушным предметом.
Вяйнямёйнен посоветовал Ильмаринену бросить нелюбимую жену в огонь. Здесь Вяйнямёйнен запрещает людям соблазняться золотом и серебром.
Ильмаринен решает отправиться в Похьёлу и оттуда привезти сестру своей первой жены.
Но семейная жизнь у них не складывается, и Ильмаринен превращает жену в чайку.
Тем временем Сампо делает жителей Похьёлы очень богатыми. Узнав об этом Вяйнямёйнен решает украсть Сампо у хитрой владычицы Похьёлы Лоухи.
В дороге огромная щука останавливает лодку на которой плыли герои. Они вылавливают её готовят и съедают. Из её костей Вяйнямёйнен делает финские гусли кантеле.
По прибытию в северную страну богатыри предложили Лоухи поделить Сампо поровну. Но Лоухи стала собирать армию чтобы напасть на героев.
Тогда Вяйнямёйнен заиграл на кантеле и усыпил всех жителей Похьёлы в том числе и Лоухи. После успешной кражи во время отплытия один из героев Лемминкяйнен от радости во весь голос запел песню, чем разбудил журавля. Птица пробудила ото сна Лоухи.
Узнав о пропаже Лоухи сразу же стала насылать на богатырей различные напасти. Во время одной из них Вяйнямёйнен теряет кантеле.
После воины Похьёлы разбились о скалу, созданную с помощью чародейства Вяйнямёйненом.
Но Лоухи не собиралась так просто сдаваться. Превратившись в огромную птицу, она взяла разбившийся корабль с войнами и отправилась в вдогонку за челном богатырей.
Во время битвы Лоухи взяла Сампо в когти и взлетела с ним, но не смогла его удержать, выронив и разбив его. Большие остатки Сампо дали начло всем богатствам моря, ну а мелкие выловил Вяйнямёйнен и отнёс в Калевалу сделав её жителей очень богатыми.
История
Калевала — это сугубо народное творчество. Большинство рун приходилось записывать напрямую у коренного населения.
Не абсолютно все руны приходилось собирать Элиасу Лённроту. Некоторые руны были уже записано до него. Но именно он первый собрал из в едино и попытался создать единую историю и хоть одну ниточку сюжета.
Первая версия книги вышла 28 февраля 1835 года и вошло в неё всего 500 экземпляров.
Такой малый тираж был обусловлен тем что Элиас считал свою работу недоделанной. На это указывает тот факт, что в книге всего раз встречаются его инициалы без фамилии.
Вторая версия вышла в 1849 году.