Как звали римского корсакова композитора
Великий русский композитор Николай Римский-Корсаков
Николай родился в Тихвине 18 марта 1844 года в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Его отец Андрей Петрович был выходцем из знатного дворянского рода, служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при Елизавете Петровне, все его предки занимали важные посты в администрации или в военной области. Мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика.
Музыкой Николай начал заниматься с шести лет. Ему нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Однако сначала казалось, что он продолжит морские традиции семьи. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал. В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. Занимался мальчик хорошо, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра – все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. У будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили произведения Джакомо Мейербера («Роберт-Дьявол») и Михаила Ивановича Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Затем появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал Николай Андреевич позднее.
В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело. В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в столицу. В том же году благодаря Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности. В то время в Балакиревский кружок (позднее стал называться «Могучая кучка»), кроме его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений. Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония.
Весной 1862 году Николай закончил Морской корпус. Через год Римский-Корсаков отправился в трехгодичное плавание вокруг света на клипере «Алмаз». Николай с детства мечтал о путешествиях. Море завораживало гардемарина: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось». Позднее эти морские впечатления вдохновят его на создание морских картин в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Но сложная морская служба не оставляла времени на сочинительство. В конце 1862 года гардемарин в свободное от вахт время написал вторую часть Первой симфонии и надолго отложил в сторону ноты.
Римский-Корсаков станет участником русской военной экспедиции к берегам Северной Америки. Во время Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов. Россия выступила в защиту Севера, возглавляемого правительством Авраама Линкольна. Англичане и французы готовили интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В случае объявления войны коммуникации англичан и французов в Атлантическом и Тихом океанах оказались бы под ударом русских кораблей.
В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Командующим эскадрой был назначен капитан 1-го ранга Степан Степанович Лесовский с производством в контр-адмиралы. Незадолго до этого он вернулся из служебной командировки в Америку, хорошо знал обстановку в стране, владел английским и французским языками. Тихоокеанскую эскадру представляли корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Гайдамак» и «Абрек» под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова.
Операция прошла блестяще. По оценке министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова, «сосредоточение морских сил в Северной Америке в политическом смысле мысль удачная, а в исполнении – отличная». Корабли южан не смели атаковать Сан-Франциско. Англия и Франция отказались от интервенции. Американцы были благодарны русским. Гардемарин Римский-Корсаков напишет своим родным в Россию: «Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке». Таким образом, русские моряки и Россия спасли Америку от англо-французской интервенции и оккупации, которая могла изменить ход истории. Такая вот прихоть судьбы. И гардемарин Николай Римский-Корсаков был участником этого исторического события.
После возвращения в Россию Николай Андреевич снова попадает в общество членов Балакиревского кружка и с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет её в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Это произведение принесёт ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много важных событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, в 1872 году Надежда стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании.
Следующий прорывом композитора была «Майская ночь» (1880). Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом. Затем композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя – «Ночь перед Рождеством». Опера «Садко» была поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене и имела большой успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 году она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Петербурге. Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато общество было в восторге, когда в 1900 году на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.
Совмещение композиторской и педагогической деятельности сказалось на здоровье Николая Андреевича. Однако он смог написать свое самое новаторское произведение – оперу «Кащей Бессмертный» (1902), а затем создать сказочное «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Далее было Кровавое воскресенье 1905 года. Студенты на собрании потребовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. Впоследствии композитор возвратился в консерваторию и в политической жизни старался не участвовать. В 1906 году Римский-Корсаков начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. Генерал-губернатор Москвы воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Русский композитор. Дирижер. Музыкальный критик. Педагог. Профессор. Основатель Русской композиторской школы. Входил в состав творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка». Являлся автором пятнадцати опер, трех симфоний, множества романсов и духовной музыки.
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвин, Ленинградская область. Образование получил в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. В 1862 году, после смерти отца семья переехала в город Санкт-Петербург.
В то же время, благодаря Федору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в состав его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов Римского-Корсакова. Так же, в число членов Балакиревского кружка, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо Милия и Николая, входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой молодых коллег, подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений и помогал инструментовкой.
После окончания кадетского корпуса, молодой человек отправился в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время занимался сочинением музыки и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора и вскоре за ней последовали такие произведения как «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году.
Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. Среди известных работ композитора в этом периоде можно отметить оперы «Майская ночь» и «Снегурочка».
Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой». Опера «Садко», поставленная в 1897 году на Московской оперной сцене, имела успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина: в 1898 году с успехом прошла в Москве, а через год в Санкт-Петербурге.
Успешно строилась и симфоническая работа Римского-Корсакова. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, композитор написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
В продолжении своей творческой деятельности, Николай Андреевич произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского. Принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди которых были: Анатолий Лядов, Ливерий Сакетти и Александр Глазунов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался 21 июня 1908 года в городе Любенск. Причиной смерти великого композитора стал сердечный приступ. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Избранные произведения Николая Римского-Корсакова
Оперы
Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
Майская ночь (1880)
Снегурочка (1881)
Млада (1892)
Ночь перед Рождеством (1895)
Садко (1896)
Моцарт и Сальери (1898)
Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
Царская невеста (1899)
Сказка о царе Салтане (1900)
Сервилия (1902)
Кащей Бессмертный (1902)
Пан воевода (1904)
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
Золотой петушок (1907)
Симфонические произведения
Вокальные сочинения
79 романсов
хоры с оркестром и a capella
сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен», (собранных Т. Филипповым) (1882)
Книги
Летопись моей музыкальной жизни (1909)
Практический учебник гармонии (1885)
Основы оркестровки (1913)
Память о Николае Римском-Корсакове
Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)
В 1952 году Римскому-Корсакову установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Ленинграде в 1971 году открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее
Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве
Семья Николая Римского-Корсакова
Биография Николая Римского-Корсакова
Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.
Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.
С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.
В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.
В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.
В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.
Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.
Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.
Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.
В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.
По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины. До этого Римский-Корсаков создал ряд симфонических произведений, романсов.
В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.
В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой. Его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы капеллы.
Римский-Корсаков выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на Всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, Concerts populaires, посвященный русским авторам), Одессе (1894).
В 1886-1890 годах он управлял «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге, в 1898 году — в Москве.
В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.
Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер, в их числе — «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами — «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».
Не менее обширна деятельность композитора как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
Римский-Корсаков оркестровал оперу «Каменный гость» (1870) Александра Даргомыжского, оставшуюся неоконченной после смерти композитора, значительную часть «Князя Игоря» (1887) Александра Бородина, два антракта «Вильяма Ратклифа» Цезаря Кюи, а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Модеста Мусоргского — «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892-1886).
Педагогическое искусство Римского-Корсакова нашло отражение в его учебных пособиях «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1873-1874, издание завершил его ученик Максимилиан Штейнберг, 1913), а также в «Подробной программе регентского класса придворной капеллы (1884). Он является автором изданной в 1909 году автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни».
Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги Санкт-Петербургской губернии (ныне деревня Любенск Плюсского района Псковской области). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Николая Рериха. В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.
Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки.
Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.
В браке родились семь детей, двое из которых умерли в раннем детстве.
Старший сын композитора Михаил (1873-1951) — известный советский зоолог-энтомолог. Средний сын Андрей (1878-1940) — доктор философии, известный музыковед, автор многочисленных статей, посвященных произведениям русских композиторов и русским исполнителям.
Младший сын Римского-Корсакова Владимир (1882-1970) — скрипач, альтист оркестров Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.
Старший брат композитора — русский гидрограф контр-адмирал Воин Римский-Корсаков (1822-1871). В 1850-е годы, командуя шхуной «Восток», произвел гидрографические исследования и съемки низовьев Амура, осмотрел Татарский пролив и заснял часть западного берега острова Сахалина. Его исследования способствовали практическому освоению пути из Татарского пролива к устью Амура. В честь Воина Римского-Корсакова названы острова в Японском море.
В 1944 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова имя композитора было присвоено Санкт-Петербургской консерватории.
В 1952 году на Театральной площади Ленинграда (Санкт-Петербурга) был открыт памятник Римскому-Корсакову.
В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.
Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.
Римский-Корсаков. Биография
Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.
В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.
Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».
Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.
Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.
Этапы творчества и семья
В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.
Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.
Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.
Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
Произведения
Оперы
Симфонические произведения
Вокальные работы
Читайте также: