Как звали руководителя афинского государства
Реформы Солона и Клисфена
Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм
Полисный этап греческой (в т.ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социальноэкономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:
Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.
Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).
В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:
Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.
Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.
Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда из кровных уз родства возникала обязанность кровной мести.
Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.
Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.
Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.
Каждый род имел свое место погребения.
В VIII веке до н.э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.
Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.
Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:
Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.
Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.
Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.
В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.
Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.
Экономические, политические и государственные реформы Солона
К началу VI века до н.э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали, что недовольный народ может не только уничтожить их политическое господство, но и уничтожить физически.
Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н.э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон. Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и создать фактически афинскую государственность.
Вовторых, Солон легализовал свободу завещаний, в том числе и на землю.
В-третьих, легендарный реформатор запретил ростовщичество и продажу афинян в рабство за долги. Кроме того, при нем государство взяло на себя обязанность выкупить ранее проданных в рабство сограждан.
В-четвертых, население Афин Солон разделил на четыре разряда:
Наряду с этим Солон установил, что членами ареопага и архонтами могли быть не эвпатриды, а пентаксиомедины.
В Афинах был учрежден Совет 400, который избирался из числа граждан первых трех разрядов в рамках старых четырех племен, по 100 человек от каждого.
В функции Совета входило предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на Народное собрание, управление финансовыми делами, контроль за деятельностью высших должностных лиц и представительство полиса в сношениях с другими державами.
Фактически Солон окончательно сломил родовую организацию греческих племен в Аттике.
Реформы Клисфена
Вся территория Афин была поделена на 30 частей, с приблизительно равным количеством населения, названных тритиями.
Совет 400 Клисфен заменил Советом 500. В его состав входили по 50 выборных членов от каждой из 10 фил.
Высшее военное управление сосредоточилось в руках Коллегии 10 стратегов, представлявших также одну из десяти территориальных фил.
Кроме того, каждая из 10 фил должна была сформировать батальон пехоты и подразделение конницы, а также снарядить за свой счет 5 боевых кораблей с командиром (навархом) и укомплектовать экипаж.
Афинская рабовладельческая демократия в IV веке до н.э.
Расцвет афинской демократии связан с деятельностью выдающегося политического деятеля античности Перикла (около 430 г. до н.э.), которому удалось завершить процесс передачи власти большей части демоса. Так, независимо от имущественного положения все граждане Афин получили доступ к государственным должностям. При Перикле за службу стали платить жалование. В целях воспитания добрых нравов в обществе афиняне получали денежную сумму (теорекон) на посещение театра. Выборы большинства должностных лиц стали осуществляться с помощью жеребьевки.
После жеребьевки кандидаты подвергались в Совете 500 проверке (докимации), касавшейся их поведения, образа мыслей, нравственной зрелости и прав на избрание. Заработная плата членов Совета 500 равнялась 5-6 оболам.
Совет 500 предварительно рассматривал вопросы, выносимые на Народное собрание.
Для придания работе Совета 500 большей оперативности весь его состав делился на 10 частей. Делегация одной филы численностью 50 человек работала от имени всего Совета в течение одной десятой года (что составляло от 35 до 39 дней); после этого остальные делегации поочередно сменяли друг друга в порядке, установленном в начале года путем жеребьевки.
Заработная плата судей (гелиастов) при Перикле составляла 1-2 обола. После смерти Перикла она выросла до 3 оболов.
Как звали руководителя афинского государства
1. Полисный этап истории Древней Греции
К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.
Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом — советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.
В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.
Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.
Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.
Основные этапы развития Афинской демократии: Соломон, Клисфен, Эфиальт, Перикл.
Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей.
Солон провел сисахфию — реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.
Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.
Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена.
Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).
Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.
Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.
Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.
При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).
Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.
Как звали руководителя афинского государства
В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.
Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.
Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.
Государственное устройство Афин
1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконие», охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.
Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.
Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.
5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.
Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Общественный строй Афин
1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.
Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:
· право на свободу и личную независимость от другого человека;
· право на земельный участок на полисной территории;
· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;
· право на участие в делах государства;
· право на почитание и защиту отеческих богов;
· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.
Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:
· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
· повиноваться законам и избранным властям;
· принимать активное участие в общественной жизни;
· почитать отеческих богов.
· права приобретать недвижимость;
· права заключать браки с афинскими гражданами.
К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.
Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.
3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.
Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.
Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.
Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.
Основные этапы развития Афинской демократии:
Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.
Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.
Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.
При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).
Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.
Государство и право античных Афин
Экономической основой государства и права Афинского полиса был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины. Расширяется участие рядовых граждан в делах государства. В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственноправовых институтов.
Античная Греция, развивавшаяся в тесном соприкосновении с древнейшими цивилизациями Востока, внесла выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области права, философии и искусства, составило одну из основ европейской цивилизации.
Особенности образования греческих государств
Государства в греческом мире образовывались и долгое время существовали в виде полисов — небольших по размеру городов- государств (Афины — один из самых мощных греческих полисов вдоль границ можно было обойти за день). Отсутствие политического единства, небольшие размеры греческих полисов могут быть объяснены следующими факторами:
Греческие полисы (их было несколько сотен) были расположены не только на территории материковой Греции, но и на островах, а также в Италии, Крыму, Малой Азии. Пожалуй, наибольшую роль в греческой античной истории сыграли Афины, до сих пор являющиеся столицей Греции.
Этапы государствообразования в Афинах
Начало афинской государственности принято связывать с деятельностью полулегендарного героя-царя Тезея (около XII-XI вв. до н. э.), который провел ряд реформ, целью которых было создание более централизованного государства:
1) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);
2) разделение населения на три группы по профессиональному признаку:
3) административно-территориальное деление на 48 округов — навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) и фискальное значение.
Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам — по преданию, именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ граждан (демос).
После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей-басилевсов, сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н. э. пал в битве с дорийцами). В итоге в Афинах устанавливается олигархия. Высшая власть — Ареопаг (совет Аресова холма) и коллегия девяти архонтов (архонт — жрец, архонт — военачальник, архонт — глава гражданских дел, шесть архонтов — хранители судебных правил). Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.
Период афинской истории с XI по VII вв. до н. э. — «темные века», так как данные об этом этапе истории весьма скудны и противоречивы.
Следующим важным этапом укрепления афинской государственности стали реформы, проведенные архонтом Солоном (около 594 г. до н. э.).
Причинами реформ стало массовое закабаление свободного населения, угрожавшее государству бунтом, а также усиление противоречий между богатыми, но политически бесправными купцами, судовладельцами, владельцами ремесленных мастерских (афинская«буржуазия») и эвпатридами-землевладельцами, нередко обедневшими, однако обладавшими монополией на управление государством.
В рамках реформ (которые, возможно, растянулись на десятилетия) были проведены следующие мероприятия:
Данные реформы существенно укрепили афинскую государственность и создали предпосылки для возникновения в Афинах демократической республики: критерием политической правоспособности становится не происхождение, а богатство.
С 560-527 гг. до н. э. в Афинах правил Писистрат — устанавливается тирания, при которой, однако, демократические институты не были полностью ликвидированы. Именно в этот период в Афинах начинается строительство военно-морского флота, городских укреплений, проводится социально ориентированная политика занятости населения, но сыновья тирана не сумели продолжить политику своего отца, они увеличили налоги на богачей. В 510 г. до н. э. при поддержке спартанцев тирания была свергнута.
Под руководством Клисфена произведен следующий комплекс реформ, главными целями которых было укрепление демократических институтов, установка прочного барьера против тирании:
Данные мероприятия способствовали формированию в Афинах демократической республики — одной из первых известных истории. В V в. до н. э. реформами Перикла и Эфиальта вводилась плата государственным должностным лицам, а ареопаг (последняя опора аристократии) был лишен политических функций, превратившись в судебный орган. В V-IV вв. до н. э. Афины достигают наивысшего уровня своего развития — военного, экономического и культурного.
Общественный строй Афин в V-IV вв. до н. э.
Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали.
Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:
Помимо прав у граждан были и следующие обязанности:
Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки — иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан — до 10 тысяч метэков).
Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:
При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их, возможно, объяснялось следующими причинами:
Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта — ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производилась рабами,
Источниками пополнения рабства были:
В Афинах были как частновладельческие, так и государственные
рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские — афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме («Servi res sunt»): «рабы — это вещи», однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни возникновения бунта).
Государственный строй Афинской республики в V-IV вв. до н. э.
В период наивысшего расцвета Афин существовала следующая форма государства:
В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Между тем в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание — экклесия, являвшаяся законодательным, судебным и контрольным органом). Тем не менее система органов власти в республике представляла собой следующую картину: высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) передавалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста.
Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1—2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, на народное собрание ходила городская часть населения как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги — особая категория полупрофессиональных политиков.
Функции народного собрания были следующие:
В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией и имела властные полномочия во всех жизненных сферах.
Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (булэ) и коллегии 10 стратегов. Основными принципами их деятельности были:
Совет 500 (булэ) ежегодно выбирался путем жеребьевки в 10 территориальных филах по 50 человек (из числа граждан, достигших 30-летнего возраста) от каждой.
Избрание по жеребьевке афиняне считали ярким проявлением демократизма своего государства — граждане, даже самые бедные, потенциально были достойны занять самые высшие государственные должности. К тому же жеребьевка как бы выражала волю богов, которые незримо присутствовали при ней, избирая самых достойных. Вновь избранные члены Совета проходили докимассию — проверку гражданских и личных качеств, призванную отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками (граждан было немного, скрыть что-либо от бдительного ока сограждан было достаточно сложно). Афиняне, проводя докимассию, подтверждали значение русской пословицы: «На Бога надейся и сам не плошай». В связи с тем, что 500 человек, одновременно собравшиеся вместе, не могли эффективно осуществлять функции исполнительной власти, афиняне делили год на 10 частей, и каждую десятую часть года 50 членов находились у власти (ежедневно избирая председателя, который в течение суток хранил государственную печать и ключи от казны, председательствовал в Совете и народном собрании).
Основными функциями булэ были следующие:
Коллегию 10 стратегов, ежегодно избираемую из наиболее уважаемых афинских граждан, можно назвать «военным штабом республики».
В обязанности стратегов входило:
Высшая судебная власть вручалась гелиэе (от греч. «гелиос» — солнце, так, например, в отличие от ареопага, заседавшего ночью, гелиэя вершила суд днем). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Ежегодный состав гелиэи — 6 тысяч человек (5 тысяч судей и 1 тысяча запасных). С момента создания гелиэи в 594 г. до н. э. в ее деятельности могли принимать участие все граждане (даже батраки — феты). Так же, как и в случае с булэ, год делился на 10 частей, в течение которых 500 судей и 100 запасных выполняли следующие функции:
Помимо вышеперечисленных в Афинах существовало множество других должностей и органов (особенно в сфере исполнительной и судебной власти), но именно экклесия, булэ, коллегия из 10 стратегов и гелиэя были самыми важными, определяющими всю политику Афинской республики. Нужно отметить, что определенной иерархии государственных органов и должностей в Афинах не существовало. Хотя бы формально они были равны и имели возможность оказывать воздействие друг на друга. Это обстоятельство, по мнению афинян, должно было препятствовать установлению тирании одного лица или одного государственного органа.
Основные черты правовой системы Афин в V-IV вв. до н. э.
Право Древней Греции следует рассматривать на примере Афин, имевших наиболее развитую по сравнению с другими полисами правовую систему.
Основными источники права были обычаи, религиозные нормы, судебные прецеденты, законы (постановления народного собрания, концентрирванная воля большинства граждан).
Гражданское право. Лфинское право подразделяло собственность следующим образом:
Особенностью афинского права было раннее развитие частной собственности на землю с широкими возможностями владеть, распоряжаться, извлекать доход (в отличие от правовых систем Древнего Востока, где частная собственность на основные средства производства была развита слабо, носила подчиненный характер и доминировала государственная, храмовая, общинная собственность).
В Афинах раннее развитие частной собственности на землю может быть объяснено следующими факторами:
Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Об этом может свидетельствовать многообразие конкретных типов договоров, известных афинянам — купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда (Афины в V—IV вв. до н.э. — центр международной торговли, науки и культуры).
Условием действительности договоров являлось:
Рассмотрим основные способы обеспечения договоров.
Особым видом залога, возникшим именно в Афинах, является ипотека — залог недвижимости (например, земли), при котором заложенная вещь кредитору не передается, оставаясь во временном пользовании у должника.
Ипотека (впоследствии воспринятая и римским правом, и гражданским правом современных государств) — яркий показатель развития отношений собственности и договоров, т. к. только при наличии частной собственности на землю возможен такой способ обеспечения исполнения обязательств.
В противоположность древневосточному праву, которое в качестве важнейшего условия действительности договора ставило наличие свидетелей (любая тайная сделка считалась противоправной), афинское право (как и современное) на первое место ставит согласие сторон и отдает предпочтение письменной форме заключения договора, что в свою очередь может быть объяснено грамотностью большинства афинского населения.
Брак и семья — важнейшие институты гражданского права в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же, как и на Древнем Востоке, женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема — «вещь для работы по хозяйству» — так называли афиняне своих жен. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанного убийства жены, которую муж застал с любовником — все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.
Существовало два типа наследования — по закону и по завещанию. Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников — детей не было. Нет сомнений в том, что позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников — сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак).
Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками — дядей и племянницей, двоюродными братом и сестрой. Такие кровосмесительные браки объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан, а также желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.
Уголовное право и процесс. В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:
Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:
На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н. э. («драконовские меры»), карающие смертью за кражу овощей на рынке и праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, даже неодушевленных предметов (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права жестокость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.
Виды преступлений, известные уголовному праву Афин:
Основными типами наказаний были — штраф, конфискация имущества, бесчестие, изгнание, смертная казнь, телесные наказания (для рабов и метэков), продажа в рабство (для метэков).
В IV в. до н. э. Афины попадают под власть Македонии, а во II в. до н. э. становятся одной из провинций Римской империи.