Как звали шестерых мужей храбрых которые
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского (8 класс, Коровина, 1 часть, стр. 30)
Размышляем о прочитанном
1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?
Повесть об Александре Невском посвящена теме защиты русской земли и интересов ее людей. При чтении произведения чувствуешь гордость за историческое прошлое своего народа, за то, что такие люди, как Александр Невский, жили на нашей земле.
Автор повести называет себя самовидцем, и когда описывает бой на Неве, мы понимаем, что он тоже принимал участие в этом сражении. Рассказчик, называя себя очевидцем деяний князя и его современником, хочет этим убедить всех в правдивости описания жизни Александра Невского.
2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создаётся образ героя?
Автор, придавая значительности фигуре Невского, сравнивает его с библейскими героями: внешность как у прекрасного Иосифа (которого царь египетский назначил вторым царем за ум его), сила как у Самсона, мудрость как у Соломона, смелость как у храброго Веспасиана. А дружину Александра Невского автор сравнивает с воинами Давида.
В повести освещены три основных подвига Невского: битва на Неве (нападение шведов), Ледовое побоище (немецкие захватчики) и поездка в Орду (здесь князь выступает как дипломат, пытаясь спасти русских людей от власти Орды и влияния на Русь).
Перед боем на Неве с превосходящими силами врага Александр Невский молится в храме, веря в правоту своих действий (ведь он защищается, а не нападает), поэтому дух дружинников он укрепляет словами: «Не в силе Бог, но в правде», подчеркивая этим, что Бог поможет тем, кто не нападает, а защищает родную землю.
Образ Александра Невского создается при помощи портретной характеристики, сравнений с другими героями, речи, описания его действий и отношения других людей к князю.
3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замёрзшее озеро двинулось?
При описании Невской битвы автор говорит, что Александр самому королю «возложил печать на лицо острым своим копьем». Это значит, что Невский сражался с королем и ранил его в лицо. При описании сражения на Чудском озере автор дает сравнение «словно замерзшее озеро двинулось». И сразу перед нами предстает картина: на льду озера множество воинов, слышится звон мечей, лязг доспех, стоны раненых, призывные крики. Кажется, что озеро ожило, закачалось.
Литература и другие виды искусства
Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский». Что подчёркивает в портрете героя художник?
Триптих «Александр Невский» создан художником в годы Великой Отечественной войны. Ранее в 1938 году на экраны вышел фильм «Александр Невский», который заканчивался словами князя: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». Именно эти слова, на мой взгляд, и стали основными для изображения характера Александра Невского в центральной части картины. Фигура князя, богатырская, бесстрашная стоит на страже Русской земли. Невский опирается на меч, а не держит его в руке, и никому не угрожает. Он серьезен и сосредоточен. Такой человек – опора людям и защита Родине.
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?
Александр Невский в словах: «Не в силе Бог, но в правде» говорит о том, что Бог поможет тем, кто прав, за кем правда и справедливость. Русские готовились не нападать, а защищать свою землю. Это выражение очень похоже на то, что говорили во время Великой Отечественной войны: «Наше дело правое – победа будет за нами (или враг будет разбит)».
Имена шести храбрых мужей, которые «крепко сражались» вместе с Александром Невским против шведов: Гаврила Алексич, Збыслав Якунович, Яков, Миша, Савва и Ратмир.
Автор сравнивает сердца «мужей Александровых» с сердцами львов: «. ибо были сердца их как сердца львов».
Александр Невский называет высокомерным народом немцев, потому что, они похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский» и «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».
2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особенности языка жития.
Последний подвиг Александра Невского – поездка в Золотую Орду. Он поехал к хану Батыю, чтобы помочь русским людям, которых монголы заставляли воевать вместе с ними. В повести об этом подвиге сказано так: «Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той».
3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.
Горе утраты суздальцев автор выражает в словах митрополита Кирилла: «Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской». Солнце – символ защиты, всемогущества и добра. Александр Невский был именно защитником для русских людей, поэтому митрополит и говорит, что солнце зашло, то есть неизвестно теперь, что будет дальше.
4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.
Словарь устаревших слов:
самовидец – очевидец, свидетель;
деяния – поступки, подвиг, дело;
разгорелся сердцем – эмоциональные переживания;
сеча – бой, битва, сражение;
распря – вражда, грызня, конфликт между своими;
отмолить от беды – помочь спастись, отговорить врага от совершения злого действия;
ратный – воинский, боевой;
дружина – княжеское войско;
брань – битва, сражение, война;
сродник – свой, родня, связанный с кем-либо кровным родством;
чадо – дитя, ребёнок; духовный сын или дочь;
зеница – глазница, глаза;
вельможа – важный и знатный человек.
5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра. используя художественные средства повести.
Честную и славную жизнь прожил князь Александр сын великого Ярослава, прозванный Невским за победу над шведами на реке Неве. Дал ему Бог силу великую, рост высокий и голос, как труба. Лицом князь был пригож, сродни библейскому Иосифу, а умом не уступит мудрому Соломону. Всю жизнь свою положил князь Александр защите земли русской и служению людям русским.
Крепко веровал Невский в Бога, ни одно сражение не начинал без молитвы о помощи и спасении товарищей. Эта вера великая помогала вселять дух бесстрашия в дружинников, которые преданы были князю свою и с честью сражались с ним плечом к плечу.
Никогда Александр Невский не ходил в походы завоевательные, а лишь оберегал родную землю от ворогов. И прошла о нем слава великая во все пределы мира. Приезжали издалека посмотреть на него и дивились гости, что все сказанное о князе сем есть правда чистая.
Хан Батый дивился мудрости княжеской, не хотел с ним воевать и даже шел на уступки, считая Александра Невского своим другом.
Когда предал Александр с миром дух свой Богу, по всей земле русской, особо в Суздальской разнесся горький плач и стенания по защитнику своему. Позже причислили Александра Невского к лику святых, чтят века долгие и благодарят за ратные и человеческие деяния.
Образовательный сайт
Поразмышляем над прочитанным.
1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?
Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?
Рассказчик описывает себя как ничтожного, многогрешного и неразумного человека. Также он говорит, что был современником Александра: «Слышал я о нем от отцов своих и был самовидец деяний его».
Александр Невский — князь, о котором стали ходить легенды еще при жизни.
2. Каким героям уподобляет рассказчик князя?
О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?
Монах рассказывает о победе князя над немцами (ледовое побоище) битве на Неве (Невская битва). Александр укрепляет своих воинов словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создается при помощи такого литературного приема как сравнение. Автор сравнивает князя с великими героями, которые известны ему из Библии.
3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?
За словами автора видятся картины великой битвы, от которой в буквальном смысле «дрожит земля». Озеро двинулось не только под тяжестью конницы. Русские воины рубили лед и топили закованных в доспехи врагов. Битва была настолько тяжелой, что звук сечения мечей был подобен грому от движения замерзшего озера.
Отчасти благодаря этой битве прославился Александр Невский. Князь совершил много подвигов ради своей земли, и Ледовое побоище было лишь одним из них.
Будьте внимательны к слову
1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?
Александр Невский говорил слова ободрения, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость. Они защищали свои земли, а враги движимые жадностью, вероломно вторглись на их территорию. И не важно сколько у них человек в войске, ведь «Бог не в силе, а в правде».
Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним Крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?
Сердца мужей Александровых были преисполнены храбрости.
Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?
Европейским властям не было выгодно соседство с Русью, которую представлял на международной арене Александр Невский. Князь так называл немецких правителей и воевод, которые решили напасть на землю славянскую.
2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?
Последний подвиг Александра заключался в походе к царю в Орду. Он собирался отмолить русских людей от участия в войнах татар с монголами. Говорящий об этом отрывок из повести: «Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ним. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той».
3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.
Сначала к народу обращается митрополит Кирилл: «зашло солнце земли Суздальской». Затем идет описание горести всего народа, иереев и диаконов, черноризцев, нищих и богатых: «Уже погибаем!».
4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.
Литература. 8 класс (1 часть)
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского
Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя
Александра Невского [1]
«Повесть о житии. Александра Невского» была написана, как считают учёные, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создаёт его жизнеописание.
«Повести о житии. Александра Невского» подражали, её цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.
«Александр Невский». Центральная часть триптиха «Александр Невский».
— Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.
И услышал король полуночной части Римской страны [6] о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».
— Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?
Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии, и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами:
Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утёр слёзы и начал укреплять дух дружины своей, говоря:
— Не в силе Бог, но в правде.
Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена ночная стража морская. Пелгусий принял святое крещение и жил среди своего рода, остававшегося в язычестве. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог увидеть видение страшное в тот день. Скажем о том вкратце.
Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путём их и был всю ночь в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад, плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червлёных, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:
— Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.
Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.
После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах рассказал ему одному о видении. Князь же сказал ему:
— Никому не рассказывай сего.
Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.
Один — Гаврила Алексии. Он на коне въехал по доске до самого корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и сбросили его с доски вместе с конём в Неву. Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди полка их.
Другой — новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце своём. И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе и храбрости его.
Третий — Яков, полочанин, был ловчим [10] у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.
Четвёртый — новгородец, по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.
Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на великий шатёр короля златоверхий и подсёк столп его. Полки же Александровы обрадовались, увидев падение шатра.
Всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.
И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.
На третий год после победы над королём князь Александр в зимнее время пошёл в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский».
Уже был тогда град Псков взят [11] и наместники немецкие посажены там. Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссёк, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев. А землю их повоевал и пожёг и полона взял без числа. Другие же города немецкие собрались и сказали: «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».
Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов.
Отец же его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как в древности у Давида царя, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнились духом ратным, ибо были сердца их как сердца львов, и сказали они:
— О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.
Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:
— Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика [12] и прадеду нашему Ярославу на окаянного Святополка.
Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью.
Слышал же я от самовидца, который говорил мне:
— Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.
И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи свои. Он сёк и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина [13] у Иерихона. И тех, кто говорил: «Возьмём Александра руками», — предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями.
И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и пели славу господину князю Александру.
И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского [14] и до великого Рима.
В то время был царь сильный в стране Восточной [15]
— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.
Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Промчалась весть о нём до устья Волги. И начали жёны моавитянские [16] пугать детей своих, говоря:
Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду.
Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:
— Истину мне сказали: нет подобного этому князю.
Почтил его царь и с честью отпустил.
Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою.
О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы 2 твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.
И так Богу дух свой предал с миром в лето 1263, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл сказал:
— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.
Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:
Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день.
Размышляем о прочитанном
2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создаётся образ героя?
3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замёрзшее озеро двинулось?
Литература и другие виды исскуства
Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский». Что подчёркивает в портрете героя художник?
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?
2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особенности языка жития.
3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.
4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.
5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.
Подготовьте выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.
РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
Победа на Неве принесла великую славу Руси и среди иноземцев. Важное значение она имела потому, что в случае победы шведов большая опасность грозила и вере православной.
«Александр Невский принимает папских легатов». Художник Г. Семирадский
«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».
Слава о подвигах Александра распространилась не только по всей Руси, но и дошла до отдалённого Запада. Несмотря на неудачи крестоносцев в борьбе с русскими, Папа Римский Иннокентий IV не оставил мысли подчинить их себе, только обратился к другим средствам. Видя, что силой не навязать русским католичества, папа отправил к Александру Невскому в Новгород посольство с богатыми дарами и льстивым собственноручным письмом. Во главе этого посольства стояли два хитрейших кардинала (высшие духовные лица в Католической церкви, избиравшие папу). которые должны были вручить Александру послание от папы с требованием принять ему и всему русскому народу католическую веру, лживо утверждая, что покойный его отец Ярослав обещал это перед смертью его послу.
Хитрые кардиналы вручили Александру папское послание, стали уговаривать князя выслушать их учение и утвердить католичество, уверяя, что, только отрёкшись от православия, он найдёт помощь у западных государей и тем спасёт себя и свой народ от татар. Возмущённый Александр в ответ на их льстивые речи разорвал послание папы и велел передать ему, что сам знает, какое вероисповедание лучше, и что он ни в чьей помощи не нуждается. Сообщив этот же ответ папе в письме, Александр отправил кардиналов в Рим. Ещё не раз поднимались против непокорного русского князя шведы и рыцари. Но и эти новые походы были безуспешны.
Александр Невский пользовался большой любовью на Руси. Глубока была скорбь после его смерти (1263). Церковь причислила князя к лику святых.
Литература и другие виды искусства
читали повесть о нём?
2. Что вы знаете об исторических событиях, изображённых на картинах этих художников?
Примечания
[1] В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и о храбрости. », «Слово о великом князе. », «Житие блаженного великого князя. ».
[2] Александр Невский (1220—1263) — русский князь Новгородский, затем Владимирский.
[3] — герой Библии, за красоту его прозвали Прекрасным. Братья из зависти продали его в рабство в Египет, где фараон, поражённый его мудростью, назначил его вторым царём.
[4] Been а cud н — главнокомандующий римскими войсками в Иудейскую войну, когда был взят и разрушен Иерусалим.
[5] Андреяш — магистр Ливонского ордена. Орден учреждён в 1237 году для покорения Прибалтики, называвшейся тогда Ливонией.
[6] Римской страной назывались все земли католического Запада.
[7] Во главе шведского войска стояли князь Биргер и Ульф Фаси.
[8] — сыновья Владимира Святославича, убитые братом Святополком, прозванным Окаянным.
[9] Часы считались от восхода солнца.
[10] Ловчий — охотник.
[11] Был тогда град Псков взят — Псков был взят ливонскими рыцарями в 1240 году.
[12] Моисей — ветхозаветный пророк, Амалйк — вождь племени ама- ликитян, оказавший сопротивление израильтянам на их пути из Египта.
[13] — ветхозаветный пророк и полководец.
[14] — часть Средиземного моря, море Варяжское — Балтийское море.
[15] Царь в стране Восточной — хан Батый.
[16] Моавитяне — библейское племя. Автор повести так называет татарских женщин.
[17] Русские должны были платить дань Орде, но они не участвовали в войнах монголо-татар. Требование «воевать вместе» так и не было удовлетворено.