Как звали старшего сына мелеховых

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Источник

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» – описание для сочинения

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

«Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»»

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. Род, семья — святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело… От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания — события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их — темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Род Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Род Мелеховых в романе «Тихий Дон»

(работа по опорному конспекту)

Учитель современной школы, конечно же, хорошо знает: объемные, фундаментальные произведения классической литературы способны осилить далеко не все учащиеся. Как изучить роман, насчитывающий порой более тысячи страниц, не прочитанный заранее детьми, да еще за пять-шесть уроков? Думается, с этой проблемой сталкивается каждый педагог. Мне кажется, что применение на уроках литературы опорных конспектов может существенно помочь в освоении объемных произведений.

На изучение романа М. Шолохова «Тихий Дон» отводится не так много часов, как хотелось бы, и опорные конспекты позволяют представить обширный и сложный материал романа-эпопеи в сжатой, лаконичной форме.

I. Предлагаемая система уроков

История создания романа, его сложная судьба, споры об авторстве; многозначность названия романа; социально-историческая основа произведения; гражданская война на страницах «Тихого Дона» как великая национальная трагедия. (Небольшие сообщения учащихся по данным вопросам готовятся заранее.)

История семьи Мелеховых. Группа учеников, прочитавших произведение, готовит рассказ о семье Григория Мелехова, главного героя эпопеи, при этом по ходу рассказа на доске появляются карточки с именами соответствующих персонажей. Карточки, снабженные коротким описанием внешности героя, яркой деталью, характерными чертами личности, есть у каждого ученика, что обеспечивает включенность в работу всего класса. В результате этой работы на доске и в тетрадях выстраивается опорный конспект-схема (см. ниже).

Трагедия Григория Мелехова. На доске – выписки из текста для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова:

«Что же еще человеку надо?»; «Хороший казак, /…/ а вот непутевый»; «Какой-то чудаковатый»; «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»; «Несчастный человек».

— Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории? — Попробуйте взглянуть на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора, своими собственными. — Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды? — Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу? — Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление? — Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя? — В чем трагедия Мелехова? — Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?

Любовные линии романа. Центральные женские образы (Аксинья, Наталья, Ильинична).

Источник

Помогите решить тест по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

Контрольные вопросы по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

А. Выберите вариант ответа

1. Какое из перечисленных произведений не принадлежит М. Шолохову:

2. Назовите жанр произведения М. Шолохова «Тихого Дона»:

3. Какие событии не отражены в книге М. Шолохова «Тихий Дон»:

А) Великая Отечественная война

Б) первая мировая война

В) гражданская война

4. Как назывался хутор, в котором жили Мелеховы?

5. Как звали старшего сына Мелеховых?

6. Кто из семьи Мелеховых носил серьгу в ухе?

Б) Пантелей Прокофьевич

В. Дайте ответ на поставленный вопрос

7. Почему отец решил насильно женить Григория?

8. Кому принадлежат эти слова?

“За всю жизнь за горькую отлюблю. А там хучь убейте! ”

9. В какое поместье Григорий и Аксинья ушли из хутора?

10. Что сделала Наталья, получив письмо, в котором Григорий отказывался жить с ней?

11. Чем был награжден Григорий Мелехов в Первую мировую войну?

12. Что стало причиной возвращения Григория в семью, к Наталье после ранения и госпиталя.

13. Почему Михаил Кошевой хотел арестовать Петра и Григория Мелеховых?

14. На чьей стороне был Григорий Мелехов во время казачьего восстания на Дону?

15. За что казаки повесили Подтелкова?

16. За что Дарья Мелехова получила медаль от правительства Дона?

17. Сколько было детей у Натальи с Григорием? Назовите их имена.

18. Василиса Ильинична не хотела, чтобы Дуняшка выходила замуж за Мишку Кошевого. Почему?

19. Куда, после долгих скитаний, возвращается главный герой, кто его встречает?

20.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)? Напротив каждой буквы напишите ответ.

А) “Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли в нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства… ”

Б) «Ее порочная, вызывающая красота неумолимо притягивала его. Красота эта свободная, отрицает серость равенства»

В) “…вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей”.

С. Дайте развернутый ответ на вопрос

21. В казацкой народной песне поется: «Как ты, батюшка, славный тихий Дон, ты кормилец наш…». Каково образное значение Дона в произведении М. Шолохова «Тихий Дон»?

Источник

Семья мелеховых в романе “тихий дон”: характеристика, описание членов семьи

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1

В центре событий в сюжете произведения «Тихий Дон» стоит семья Мелеховых. Повествование начинается с описания семьи и заканчивается им же.

В романе описываются события страшного времени для славянского народа – Первая Мировая и Гражданская войны. Через горе, несчастья, болезни, голод и смерти пришлось пройти каждой семье в тот период. И семья Мелеховых – не исключение. Однако, автор именно эту семью выделяет на фоне всех других казаков.

Мелеховы выделяются среди остальных хуторян за счет «диковатой» красоты. Местные хуторяне даже прозвали их «турками». Дом семьи Мелеховых можно назвать богатым благодаря стараниям старшего Мелехова, главы семейства. Он, его жена и дети, среди которых двое сыновей и одна дочь, живут мирно и в ладу друг с другом.

Но жизнь оборачивается с ног на голову с наступлением войны. Рушатся казачьи семьи, жизнь хутора идет под откос. Каждый дом теряет близкого человека. Но весь ужас тех событий автор показывает на примере семьи Мелеховых.

Характеристика членов семьи Мелеховых

Следует познакомиться с каждым обывателем дома Мелеховых, чтобы глубже узнать уклад и историю этой семьи.

Отец семейства Пантелей Прокофьевич – человек властный со вспыльчивой натурой. Ветреную жену старшего сына Дарью он учит жизни отнюдь не гуманными способами. Поучает он и младшего сына Григория за непослушание. Узнав о его связи с замужней женщиной Аксиньей, тот насильно женит Григория на скромной и тихой девушке Наталье из семьи Коршуновых.

Несмотря на свой жесткий характер и быструю возбудимость, Пантелей Прокофьевич любит свою семью и прикладывает как можно больше усилий для хорошей жизни и мира внутри дома.

Он очень внимателен и ласков к молодой жене Григория, сочувствует детям и переживает за их судьбу. Смысл жизни Пантелея Прокофьевича – в семье и поддержании быта.

Василиса Ильинична, жена Пантелея, женщина мягкая и добрая. Она, как настоящая мать и хозяйка своего семейства, отдает всю свою любовь и душевную теплоту детям, заботясь о них и часто даже оберегая от вспыльчивости мужа. Василиса Ильинична со всем пониманием относится к новому члену семьи – Наталье. Она прощает даже ветреность Дарьи.

А когда та, нагулявшаяся от мужа на стороне, зарабатывает страшную болезнь сифилис, Василиса Ильинична всячески пытается укрыть болезнь от мужа, так как знает, что иначе Дарья будет выгнана с их дома.

Большое сердце и огромная широта души позволяют хозяйке семейства простить Михаила Кошевого, виновного в смерти ее старшего сына, и принять его, как своего зятя, мужа дочери Дуняши.

Петр и Григорий, являясь родными братьями, сильно отличаются друг от друга по характеру и судьбе. Петр взял характер матери, потому мягок и спокоен. Любит и поддерживает каждого члена семьи.

Однако военные события меняют героя. Петр оказался приспособленным к войне и смертям, быстро дослужился до чина, дав отцу повод для гордости.

В войне он видит перспективы, однако, униженный, прося пощады, погибает от рук Кошевого.

Григорий совсем не таков, как его старший брат. К войне он не может быстро привыкнуть. Имея сильное чувство справедливости, на протяжении всего романа, он находится между выбором перед партией красных и белых и не может определиться в пользу тех или иных.

Последние порывы Григория к любви и надежде на лучшую жизнь кончаются провалом. Он теряет возлюбленную и родных, оставшись с маленьким сыном и сестрой.

Дуняша – младшая дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны. В начале произведения читатель знакомится с веселым подростком Дуняшей.

Но по мере приближения романа к финалу, Дуня вырастает и становится взрослой и красивой девушкой-казачкой. По своему характеру она взяла черты как отца, так и матери.

Имея твердость в намерениях, она однозначно желает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу ее старшего брата. А мягкость в сердце побуждает Дуняшу взять на себя роль матери для сына Григория.

Жены братьев Мелеховых, как и они сами, различаются друг от друга. Наталья – мягкая, красивая девушка, созданная для семейного счастья и любви, которая, однако, так и осталась в тени своего мужа. Григорий никогда не любил Наталью, от чего та неимоверно страдала, неоднократно даже пытаясь покончить с собой.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Жена старшего брата Дарья – девушка ленивая, ветреная и не обремененная принципами морали. Она часто изменяет мужу и не относится к жизни с серьезностью. Автор приводит ее к смерти, предварительно наградив сифилисом.

Тема семьи в романе “Тихий Дон” (М. Шолохов) | Литерагуру

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 1. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 1. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 1

Шолохов считал, что семья — хранилище нравственности, и мысль семейная в романе «Тихий Дон» раскрывается на протяжении всей эпопеи.

Вначале автор знакомит нас с историей казачьих куреней, с их жизненным укладом, с их традициями, чтобы мы поняли, как гражданская война перевернула эти вековые устои, какой перелом произошел в быте и нравах казаков.

Позже на примере семей Коршуновых, Мелеховых и Листницких (эти семьи в центре повествования в «Тихом Доне») Шолохов показывает, какое великое значение имеет в нашей жизни семья.

В первой книге перед нами предстает полномасштабная картина жизни казаков — образ семьи Мелеховых.

Например, мы видим драку Пантелея Прокофьевича с сыном и узнаем, что честь («Не срами отца!») и единый дух товарищества («Не пакости соседу!») издавна считались для этого народа основополагающими ценностями.

В казачьих станицах также есть строгая иерархия: сын подчиняется отцу, главе рода, а женщины подчиняются мужчинам. К примеру, Григорий хоть и не хотел жениться на Наталье, все же был вынужден это сделать, ведь такова была воля отца.

Семья в романе «Тихий Дон» — это не только основа станичной жизни, но и ее история. Каждое семейство хранит и передает своим детям определенные черты, повадки и даже судьбы. Например, первой части рассказывается о корнях Григория, и мы понимаем, в кого он такой непокорный и упертый. Его предки по мужской линии были абсолютно такими же, поэтому можно сказать, что судьба его была предрешена.

Автор не закрывает глаза на дикость семейного уклада казаков, которая иногда дает о себе знать. Он не приукрашивает распутное поведение Дарьи, ее хамские выходки и деревенские замашки.

Также он поведал читателю горькую правду об изнасиловании Аксиньи: ее обесчестил родной отец. За это его забили камнями жена и сын. Такие поступки возможны только тогда, когда семья не выносит сор из избы и живет единым духом.

Поэтому даже негативные примеры служат доказательством того, что семья в «Тихом Доне» имеет исключительную ценность.

Поражение белой армии стало концом семьи Мелеховых и всего традиционного станичного уклада. Не было теперь казаков, сынов, отцов, братьев, остались только белые и красные.

Погиб Петр, потерял свой авторитет отец Григория, умерла Дарья, бунтует Дуняша. «У всех все рухнулось», — говорит Пантелей Прокофьевич своему неприкаянному сыну Григорию.

На примере распада семьи Мелеховых автор показывает разрушение всего казачества.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История семьи мелеховых тихий дон

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 2. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 2. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 2

В романе Тихий Дон М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Тихий Дон называют трагедией-эпопеей.

И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких вечных вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы.

Человек для Шолохова самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени.

Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи Пантелеем Прокофьевичем: Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 3. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 3. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 3

ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней.

Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий.

В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России.

Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать летописцем донского казачества. Так же, как в свое время А. Островский «открыл» всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего.

Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест.

Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки.

Ему знакомы все тонкости крестьянского труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью.

Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы. Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон. Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народам и подвергались неоднократным набегам.

Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно.

В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман начинается с описания мелеховского куреня.

Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева.

Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.

Казаки живут в согласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах.

Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев.

Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду: «Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары… вхолостую палила молния, ломая небо… По ночам на колокольне ревел сыч». Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей. Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому.

Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье.

В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах.

Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов.

Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране.

Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи.

Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории. Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа.

Писатель не забывает никого, показывает мировоззрение бедноты и зажиточных казаков, их различия в воинских званиях, талантливость и склонность к суевериям. В мастерски написанных массовых сценах Шолохов виртуозно владеет диалогом, показывая настроение толпы. Примером может служить съезд казаков в станице Каменской, где важна каждая реплика, ее смысл вливается в общий ход собрания.

Главной удачей автора является создание образов и раскрытие судеб главных героев эпопеи. В этом он проявил себя как художник, умеющий замечательно написать портрет человека, и как психолог, знаток человеческого сердца.

В качестве средств выразительности автор использует все: мимику, жесты, походку, стиль речи, привычки, отношения с разными людьми.

Читатель помнит «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «звероватую» улыбку Григория Мелехова, опасную притягательную женственность Дарьи, жгучую страстность и готовность к самопожертвованию Аксиньи, суровый нрав Пантелея Прокофьевича, мудрость и терпение Ильиничны.

В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории.

Жизнь обитателей дома Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 4. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 4. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 4

Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равносильно чуду. Этот роман поистине стал “шедевром” века благодаря могучему таланту писателя. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя. В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казачества и Красной Армии.

“Мелеховский двор — на самом краю хутора”, — так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то-белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелеховых.

Прежде всего мы познакомимся с главой семьи — Панте-леем Прокофьевичем. “Под уклон сползавших годов за-кряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…

” Этот человек был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей.

И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям.

“Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое”.

Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.

Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель.

” В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания.

На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял “бессмысленную жестокость”.

Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека.

Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Аксинья и Наталья. Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота.

Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.

Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи. Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. А дом Мелеховых стал нашим родным домом.

К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это прежде всего его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

Мы познакомимся с главой семьи — Пантелеем Прокофьевичем. «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…

» Этот человек был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей.

И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое— семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям.

«Старший, уже женатый сын его Петро, напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.

Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит тяжелый путь самопознания.

На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость».

Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, к отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у него.

Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хотя перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи.

Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живущие с нами и среди нас. А дом Мелеховых стал нашим родным домом.

К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, который не погаснет никогда.

Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это прежде всего его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

Журнал – Интернет-журнал “Филолог” – 1553646180

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 5. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 5. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 5

Главная > Выпуск № 3 > Род Мелеховых в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” (работа по опорному конспекту)

Ольга Вандышева

Род Мелеховых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

(работа по опорному конспекту)

Учитель современной школы, конечно же, хорошо знает: объемные, фундаментальные произведения классической литературы способны осилить далеко не все учащиеся. Как изучить роман, насчитывающий порой более тысячи страниц, не прочитанный заранее детьми, да еще за пять-шесть уроков? Думается, с этой проблемой сталкивается каждый педагог. Мне кажется, что применение на уроках литературы опорных конспектов может существенно помочь в освоении объемных произведений.

На изучение романа М. Шолохова «Тихий Дон» отводится не так много часов, как хотелось бы, и опорные конспекты позволяют представить обширный и сложный материал романа-эпопеи в сжатой, лаконичной форме.

I. Предлагаемая система уроков

Урок первый. История создания романа, его сложная судьба, споры об авторстве; многозначность названия романа; социально-историческая основа произведения; гражданская война на страницах «Тихого Дона» как великая национальная трагедия. (Небольшие сообщения учащихся по данным вопросам готовятся заранее.)

Урок второй. История семьи Мелеховых. Группа учеников, прочитавших произведение, готовит рассказ о семье Григория Мелехова, главного героя эпопеи, при этом по ходу рассказа на доске появляются карточки с именами соответствующих персонажей.

Карточки, снабженные коротким описанием внешности героя, яркой деталью, характерными чертами личности, есть у каждого ученика, что обеспечивает включенность в работу всего класса. В результате этой работы на доске и в тетрадях выстраивается опорный конспект-схема (см.

Урок третий. Трагедия Григория Мелехова. На доске – выписки из текста для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова:

«Что же еще человеку надо?»; «Хороший казак, /…/ а вот непутевый»; «Какой-то чудаковатый»; «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»;

— Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории? — Попробуйте взглянуть на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора, своими собственными. — Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды? — Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу? — Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление? — Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя? — В чем трагедия Мелехова?

— Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?

Урок четвертый. Любовные линии романа. Центральные женские образы (Аксинья, Наталья, Ильинична).

Уроки пятый – шестой. Сочинение.

II. Опорные схемы

Комментарий к опорному конспекту предложено подготовить группе учащихся, хотя возможна и лекция учителя. Учащиеся знакомятся с персонажами, подбирая необходимые карточки, содержащие соответствующую информацию.

Григорий Мелехов – главный герой романа, младший сын в семье донского казака Мелехова: «…В отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Прокофий – родоначальник семьи Мелеховых, дед Григория: «…Непокорно нес белесо-чубатую голову, – лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступал пот».

Турчанка – жена Прокофия, бабка Григория: «…Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы».

Пантелей Прокофьевич – отец Григория: «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил /…/ жену».

Ильинична – мать Григория: «…Некогда красивая, теперь сплошь опутанная паутиной морщин, дородная».

Петр – старший брат Григория: «…Напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

Дарья – жена Петра: «…Крутые черные дуги бровей»; «Гладкая кобыла… у ней только что на уме – игрища да улица».

Дуняша – младшая сестра Григория: «…В длинных, чуть косых разрезах глаз искрились черные, в синеве белков, застенчивые и озорные миндалины»; «отцова слабость»,

Наталья – жена Григория: «…Смелые серые глаза… от худобы казавшиеся чрезмерно большими, светились парным блеском»; «На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка»; «…Плотный сбитень тела, высокие красивые ноги, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд».

Аксинья – возлюбленная Григория, жена Степана Астахова: «…Тяжёлый узел волос, точеная шея с курчавыми пушистыми завитками волос»; «бесстыдно-жадные, пухловатые губы»; «статная фигура, крутая спина и налитые плечи»; «тепло похорошевшие глаза светились сумасшедшим счастьем, вызывающе смеялись».

Михаил Кошевой – приятель Григория, потом (в гражданскую) враг, в конце романа – муж сестры Григория Дуняши: «…Безулыбчивые глаза, равнодушный, измотанный взгляд»; «твердое, восковое лицо».

Танюшка – дочь Григория и Аксиньи, умершая в раннем детстве от «глотошной» (скарлатины): «…Чернявая головка, вся в Григория», «с осмысленным любопытством глядели с лица ребенка глаза Григория».

Полюшка – дочь Григория и Натальи, умершая в детстве от «глотошной»: «…Блестящие черные глазенки, вся-то до капельки на батю похожая».

Мишатка – сын Григория и Натальи: «…Угрюмоватый, с неласковым мелеховским взглядом».

По мере движения рассказа на доске появляется новая схема, на которой имена умерших героев обведены траурными рамками.

В конце урока на доске оказываются два генеалогических древа: одно цветущее, полнокровное, другое – черное, с немногочисленными уцелевшими листьями.

Таким образом, на вопрос, заданный ребятам в начале урока: «Что было и что осталось у героя в жизни?» – ответить будет намного легче: вторая схема наглядно представляет страшные итоги национальной катастрофы, изображенной в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Трагедия Мелеховых

Как раскрывается тема семьи в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»? [Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе] | Сайт об истории и культуре России

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 6. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 6. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 6

Любовь к Дону, Кубани всегда была для Шолохова на первом месте. Описывая природу родной земли, он становился мягким и лиричным. Для него дороги были казаки с их основательностью, любовью к земле и семье. Поэтому семья в романе «Тихий Дон» становится основой жизни народа.

Время, изображенное в романе, жестокое и кровавое, потому и ценность этого понятия поднялось на десятикратную высоту. Время течет, меняется, люди смертны, но они находят продолжение в своей семье, в детях.

Потому писатель уделяет особое внимание истории семей Коршуновых, Мелеховых, Листницких.

В первой книге эпопеи встречается множество описаний, раскрывающих основы на которых строятся семьи казаков. Так из эпизода драки Пантелея Прокофьевича с сыном следует, что честь ( «Не срами отца!») и единство («Не пакости соседу!») для казаков не пустой звук.

Казаки уважительно относятся к старикам, подчиняются им, даже если это подчинение является следствием применения силы. Вспомним, вначале Григорий Мелехов противоречит отцу, но позже покоряется и женится на дочери Коршуновых Наталье. А характер Григория? Несдержанный, неистовый.

Но корни этой эмоциональности тоже следует искать в семье. Его отец такой же.

Родственные связи и семья всегда святы для казаков. Потому закономерно и начало романа: он начинается с изложения истории рода Мелеховых. В первой главе писатель подробно рисует семейный портрет, в котором видны фамильные черты: по материнской линии унаследованы волосы пшеничного цвета, а от отца достались Григорию миндалевидные глаза и коршунячий нос.

Семья в романе – живой организм. И каждый герой произведения чувствует с нею неразрывную связь.

Григорий, например, когда грешная любовь к Аксинье вынуждает его покинуть хутор, говорит о том, что из родных мест он не уйдет и выдвигает множество причин.

Но главная мысль, это любовь к родной семье, хутору, близким людям. Не годится дело… От земли я не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?»,- говорит он.

Шолохов не возвеличивает жизнь донских казаков. Он дает правдивую жизненную картину, приводит примеры не просто строгости, а даже жестокости. Например, когда ожесточенная толпа расправляется с женой Прокофия Мелехова или сцена изнасилования отцом Аксиньи своей дочери, а его избивают за это до смерти его же жена и сын.

Григорий Мелехов не исключение из правил. Он также ревностно блюдет интересы своей семьи и чувствует свой долг перед ней. Искренне любя Аксинью, он не разделяет ее волнения и тревоги, на вопрос любимой о том, как же они будут жить после возвращения ее Степана, он безразлично отвечает: «А я почем знаю».

Таким образом, в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется голосу сердца и не думает о последствиях. В отношениях же с Натальей, он исполнил долг перед семьей, хотя уже на венчании понял, что обрек себя на безрадостную жизнь с нелюбимой женщиной.

Действие романа охватывает десять лет. Его герои переживают самые тяжелые события: революцию, мятежи, восстания и гражданскую войну. Это определяет судьбу их семей и судьбу Григория Мелехова, который и на поле боя думал о семье и родном доме как об оплоте, береге, который ждет его возвращения.

Разгром белой армии стал концом не только всего белого движения, но и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых. В третьей книге Шолохов показывает разрушение мелеховской семьи. О смерти Петра родные помнят и скорбят. Отец Григория утрачивает свое положение хозяина и главы семьи.

Смерть Дарьи, ведущей до сих пор распутную жизнь, ломает сложившиеся устои семейного уклада. Отдаляется от семьи Дуняша, бунтуя против власти родителей. Так в конце романа рушится все, что еще в начале его казалось прочным и неразрывным. «У всех все рухнулось,» — произносит Пантелей Прокофьевич в разговоре с Григорием.

И хотя разговор шел об упавших плетнях, эта фраза имеет и иной смысл : развал Дома, Семьи коснулся не только семьи Мелеховых, но и всего казачества.

Сочинения на тему Какую роль в жизни героев романа М. Шолохова «Тихий Дон» играет семья? по литературе

Как звали старшего сына мелеховых. Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 7. Как звали старшего сына мелеховых фото. Как звали старшего сына мелеховых-Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 7. картинка Как звали старшего сына мелеховых. картинка Semya melehovyh v romane tihiy don harakteristika opisanie chlenov semi 1 7

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Род, семья — святые понятия для казаков.

Автор не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости.

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

«Мелеховский двор на самом краю хутора»,- так начинается роман-эпопея. Через этот двор проходит линия обороны, его занимают то красные, то-белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы.

Семья Мелеховых показана в романе-эпопее как хранитель всей целостности материальной и духовной культуры донского казачества. Вместе с тем, Шолохов отразил и подвижность традиции, внутреннюю динамику национальной жизни и национального характера.

Эволюция России к капитализму, пресловутое «наступление цивилизации» сказалось и на жизни донских казаков.

В «Тихом Доне» нашли отражение такие процессы, ” как истощение религиозных традиций в среде молодого поколения казаков (когда обрядность соблюдается, но реального страха божьего уже нет), умаление роли старшего в доме, падение уровня правосознания).

Писатель очень точно запечатлел в первой книге романа-эпопеи, как семейное, родовое начало постепенно вступает в конфликт со стремящимся к развитию началом личностным, индивидуальным. И все же, несмотря на определенные черты кризисности, традиционная казачья семья в изображении М.

Шолохова предстает не утратившей своей жизнеспособности. Семья Мелеховых достойно выполняет свою главную задачу – воспроизведения традиционного уклада и передачи традиционного мироощущения и самосознания. Атмосфера согласия, царящая в семье Мелеховых, гармонизирует и систему общей жизни, дает героям чувство родства с природой и миром в целом.

Но гениальная прозорливость М.Шолохова проявилась в том, что разрушение семьи и всей системы традиционных отношений в романе-эпопее он связывает не только с действием «внешних» сил, но и с ” тенденциями внутреннего течения национальной жизни.

Вся история «преступной» любви Григория и Аксиньи, приведшая к его уходу из семьи, сюжетные линии Митьки Коршунова, Лизы Моховой, конфликт Дуняшки со старшими Мелеховыми из-за Мишки Кошевого и многие другие моменты сюжетного развития показывают, что надломился привычный уклад казачьего бытия, и, прежде всего, его патриархальность, безусловный авторитет и влас

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *