Как звали толстого в рассказе

«Толстый и тонкий» главные герои

Как звали толстого в рассказе. tolstyy i tonkiy glavnye geroi 47189. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-tolstyy i tonkiy glavnye geroi 47189. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка tolstyy i tonkiy glavnye geroi 47189

Главные герои “Толстый и тонкий” – друзья детства, когда-то они учились вместе, вместе проказничали, оба сохранили много тёплых воспоминаний о том беззаботном периоде. Описание внешности героев основная антитеза в произведении. Автор не сразу вводит в рассказ имена героев, вначале он так и называет их “толстый и тонкий”. Это подчёркивает не только внешнюю, но и внутреннюю характеристику героев, настраивая читателя на то, что встретились люди, между которыми неизбежно непонимание. В рассказе Чехова “Толстый и тонкий” высмеяно раболепство, привычка пресмыкаться перед высшими чинами. Мгновенная метаморфоза, произошедшая с “тонким” и всем его семейством настолько отвратительна и необратима, что “толстый” стремится покинуть старого друга, его “тошнит”.

Характеристика героев “Толстый и тонкий”

Главные герои

Толстый (Миша)

Полный, добродушный человек, любящий хорошо покушать. Ведёт себя легко и непринуждённо. Дослужился до тайного советника, имеет “две звезды”. С радостью вспоминает школьные шалости, искренне рад встрече с другом детства. Несмотря на должность, держит себя просто, не признаёт чинопочитания среди старых друзей.

Тонкий (Порфирий)

Худой мужчина с горой сумок чемоданов и картонок в руках. Его семья – его отражение. Из воспоминаний самого Порфирия мы узнаём, что в гимназии его дразнили, за то, что тот ябедничал. Рассказывая о себе он жалуется на низкий доход, недоволен своим положением. Кажется, что Порфирий искренне рад встрече с другом, но что-то держит его в напряжении. Как вести себя с Михаилом, не может определиться его семья. Они прячутся за спину главы семейства. После того, как Порфирий узнаёт, что Миша стал тайным советником, его лицо меняется до неузнаваемости и кроме нервного хихиканья и заикания ему ничего не удаётся выдавить из себя.

Второстепенные персонажи

Луиза, жена Порфирия

Супруг представляет её несколько раз, сама героиня молчит, прячась за спиной мужа. Даёт платные уроки музыки, чем пополняет скудный семейный бюджет.

Нафанаил

Сын Порфирия, гимназист, учится в третьем классе, безмолвный персонаж. При знакомстве с другом отца не сразу снял фуражку, задумался (видимо, как и отец оценивал статус человека). Узнав, что Михаил – тайный советник, выпрямляется, роняет фуражку. Ошеломлён, будто бы перед ним святое существо, а не простой человек.

В произведении “Толстый и тонкий” герои случайно встречаются на вокзале, “второе” знакомство происходит в момент, когда Михаил сообщает другу, о том, какой пост занимает. В это мгновение образ Порфирия претерпевает настолько грандиозные изменения, что перед нами появляется новый человек. Превращение так разительно раскрывает характер “тонкого” и его семьи, что дальнейший диалог друзей оказывается невозможен. Ситуация положительно характеризует сытого и обеспеченного Михаила, который оказывается человечнее и проще жалующего на жизнь Порфирия. Автор призывает сохранять собственное достоинство, уважение к себе, и не оценивать человека по статусу в обществе.

Источник

Как звали тонкого и толстого в рассказе » Тонкий и тостый?

Как звали тонкого и толстого в рассказе » Тонкий и тостый?

Как звали толстого в рассказе. f0. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f0. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f0

Как звали толстого в рассказе. f9. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f9. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f9

Различие и сходство толстого и тонкого из рассказа «Толстый и Тонкий» Чехов?

Различие и сходство толстого и тонкого из рассказа «Толстый и Тонкий» Чехов.

Как звали толстого в рассказе. f2. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f2. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f2

Как звали толстого в рассказе. f6. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f6. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f6

Помогите срочно?

Внешность тонкого в начале рассказа «Толстый и тонкий»

внешность тонкого в конце рассказа «Толстый и тонкий».

Как звали толстого в рассказе. f5. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f5. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f5

Чехол «Тонкий и Толстый» как звали жену Тонкого?

Чехол «Тонкий и Толстый» как звали жену Тонкого.

Как звали толстого в рассказе. f2. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f2. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f2

Рассказ «Толстый и Тонкий» 1)Внешность в конце рассказа Толстого и тонкого?

Рассказ «Толстый и Тонкий» 1)Внешность в конце рассказа Толстого и тонкого.

2)Семейное положение толстого.

3)Должность толстого и тонкого.

4)Награды толстого и тонкого.

5)Поведение в начале и в конце рассказа толстого и тонкого.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЗАРАНИЕ СПАСИБО.

Как звали толстого в рассказе. f4. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f4. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f4

Рассказ «Толстый и Тонкий» 1)Внешность в конце рассказа Толстого и тонкого?

Рассказ «Толстый и Тонкий» 1)Внешность в конце рассказа Толстого и тонкого.

2)Семейное положение толстого.

3)Должность толстого и тонкого.

4)Награды толстого и тонкого.

5)Поведение в начале и в конце рассказа толстого и тонкого.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЗАРАНИЕ СПАСИБО.

Как звали толстого в рассказе. f5. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f5. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f5

Толстый и тонкий?

Рассказ от лица толстого о встрече с тонким.

Как звали толстого в рассказе. f3. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f3. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f3

Какой чин был у Тонкого в рассказе А?

Какой чин был у Тонкого в рассказе А.

Как звали толстого в рассказе. f3. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f3. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f3

О чем рассказ толстый и тонкий?

О чем рассказ толстый и тонкий.

Как звали толстого в рассказе. f7. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f7. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f7

Срочно?

Рассказ толстый и тонкий мысли после протчтения.

Как звали толстого в рассказе. f0. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f0. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f0

Рассказчик вспоминает, как шли они по большой дороге, а в молодом березовом лесу поблизости косцы косили и пели. Это было очень давно. И та жизнь, которой жили все в то время, уже не вернется никогда. Кругом были поля. Старая большая дорога, изре..

Как звали толстого в рассказе. f1. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f1. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f1

Как звали толстого в рассказе. f2. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f2. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f2

1. Любовь. 2. Настоящая, искренняя. 3. Заботится, радует, жертвует. 4. Любовь Джима и Деллы утверждает торжество человеческих ценностей. 5. Истинная ценность.

Как звали толстого в рассказе. f3. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f3. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f3

Как звали толстого в рассказе. f4. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f4. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f4

Да, согласнен(а). Ведь Пушкин говорит, что «волхвы не бояться могучих владык», также, как и многие поэты не боялись царей и прочих верховных властей, их язык «правдив и свободен», т. Е, понятно, что сам Пушкин неоднократно писал критику в адрес пра..

Как звали толстого в рассказе. f5. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f5. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f5

Как звали толстого в рассказе. f6. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f6. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f6

Главные герои : Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев. Во время Великой Отечественной Войны солдаты красной армии подбирают мальчика сироту (Ваня Солнцев) Они дают ему прозвище Пастушок. Так к..

Как звали толстого в рассказе. f7. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f7. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f7

Борода смуглая кожаМеховая потрепанная одежда.

Как звали толстого в рассказе. f8. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-f8. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка f8

Источник

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щёкинский район Тульской области).

Отец – граф Николай Ильич Толстой (+ 1837), участник Отечественной войны 1812; мать – Мария Николаевна (+ 1830), урожденная Волконская.

Детство. Учеба

Позже он напишет в «Исповеди»:

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо. О последнем известно его признание: «В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста«. [2].

В 1905 году, будучи уже 77-летним стариком, Толстой писал: «В моей жизни было два великих и благотворных влияния: Руссо и Евангелие. «

В 1843 году Толстой поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем переводится на юридический факультет, на котором фактически не учится; ведет светский образ жизни. В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.

Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847) [4], живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В 1852 году в журнале «Современник» под псевдонимами Л.Н.Т. выходит его первое напечатанное произведение «Детство», которая получает одобрение Некрасова. Повесть, вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57), входит в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого – «Молодость» – так и не была написана. На Кавказе Толстой, произведенный в офицеры, проводит два года, участвуя во многих стычках. Армейский быт и эпизоды Кавказской войны дают Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55).

В конце 1853 переводится в Дунайскую армию и участвует в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.

В ноябре 1854 – вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Участие в Крымской войне легло в основу художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки получили название «Севастопольские рассказы». Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский).

В эти же годы у Толстого появляются мысли об «основании новой религии». Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта 1855 года он пишет:

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

В 1855 году приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с И.Тургеневым, И.Гончаровым, А. Островским,Н. Чернышевским. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди»: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».

В это время создается рассказ «Утро помещика» (1856), позже повесть «Альберт» (1857-58) и роман «Семейное счастье» (1858-1859).

В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Лондоне познакомился с Герценом, посетил лекцию Диккенса.

В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».

Рассказы «Три смерти», «Казаки»

В рассказе «Три смерти» заключён своего рода код к пониманию творчества Толстого. Всё бытие мира он рассматривает всегда как бы на трёх уровнях: на уровне природы (дерево), народа (мужик) и цивилизации (барыня). В каждое событие, в каждого человека он вглядывается пристально и пытливо: к какому уровню бытия принадлежит это событие или этот человек и какую в связи с этим долю правды заключает в себе? И всегда природа становится эталоном истинного восприятия бытия, мужик всегда природным нутром ощущает правду, принадлежность же к цивилизации всегда уродует душу человека.

«Война и мир»,»Анна Каренина».

Как звали толстого в рассказе. 004589. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-004589. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка 004589
Портрет Льва Толстого. Худ. И.Н. Крамской, 1873

В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

В 1873 году Толстой избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (в 1900 – почетным академиком).

Весной 1873 года Толстой начал и через 4 года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — «Анна Каренина». В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил «мысль семейную». Драматически складывающейся семейной жизни Анны Карениной противопоставлено в романе супружеское счастье Константина Левина.

Роман «Анна Каренина» есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о переступлении, постоянном пере-ступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) — и неизбежном наказании — и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом «Мне отмщение, и Аз воздам«.[6]

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения.

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм. Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры, Катехизис святителя Филарета, Послание восточных патриархов, Догматическое Богословие митрополита Макария. И всё то, что стоит за этими трудами.

Осенью 1883 года Толстой знакомится с Владимиром Георгиевичем Чертковым (+1936). В.Г.Чертков сразу вошел в ближайшее окружение Толстого, став его первым другом-единомышленником. Вскоре после знакомства Толстой записал в дневнике: «Он удивительно одноцентренен со мной«. Несмотря на разницу в возрасте (более 25 лет) между ними установились глубокие дружеские отношения, со временем Чертков стал Толстому самым близким человеком и «воистину. злым гением Толстого»[9].

В 1884 году Толстой поддерживает издательство «Посредник», руководимое последователями и друзьями Толстого В.Г.Чертковым и И.И.Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатаются сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство «Свободное слово».

В эти годы создаются повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол». В то же время Толстой начинает проявлять серьёзный интерес к драматическим жанрам (драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения»).

В 1890-е гг. Ясная Поляна становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.

Во 2-й половине 90-х гг. Толстой много сил отдает защите религиозных сектантов – молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду.

Отлучение от Церкви

Как звали толстого в рассказе. 004591. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-004591. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка 004591
Лев Толстой во время болезни с дочерью Татьяной, 1902

В 1899 году в журнале «Нива» был напечатан роман «Воскресение». Прямые, грубые и кощунственные выпады в адрес Православной Церкви имели место в главах 39 и 40.

20-22 февраля 1901 года состоялось специальное Определение Священного Синода за №557, где было засвидетельствовано отпадение писателя от Православной Церкви.

В «Ответе Синоду», Толстой писал:

В том же 1902 году Толстой написал свое знаменитое «Обращение к духовенству», полное такого циничного кощунства, что даже в Советской России оно напечатано только однажды в 90-томном Полном собрании сочинений, которое доступно лишь для специалистов, ученых филологов.

Последние годы жизни. Уход из Ясной Поляны. Кончина

Как звали толстого в рассказе. 004592. Как звали толстого в рассказе фото. Как звали толстого в рассказе-004592. картинка Как звали толстого в рассказе. картинка 004592
Л. Н. Толстой. Май 1908 г. Ясная Поляна.

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым, М.Горьким. В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича. ».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения «несоответствием жизни с верованиями».

22 июля 1910 года Толстой, под влиянием Черткова, написал завещание, в котором отказывался от прав на сочинения, написанные им после 1881 года.

В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября 1910 года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: «Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана«.

Ольденбург С.С., историк:

Основные произведения

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

Педагогические сочинения, в т.ч.:

Литература

Использованные материалы

[2] Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Берлин, 1921

[3] Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902

[4] эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857

[5] Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.

[7] Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462

[9] Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

[10] См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

Источник

Антон Павлович Чехов «Толстый и тонкий»

Тема. А.П.Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий»

выявить гуманистическую идею ценности каждой личности, проблему человеческого достоинства, являющиеся ключевыми в рассказе «Толстый и тонкий»; проанализировать содержание рассказа «Шуточка»;

формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, чтения по ролям, развивать устную речь учащихся;

развивать нравственно-эстетические представления в ходе выявления основных идей рассказов.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

Работа над рассказом «Толстый и тонкий».

Выявление первоначальных впечатлений.

Итак, «Толстый и тонкий»

Вот один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: «В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев.

Инсценировка рассказа (начало рассказа)

== Описывает ли здесь Чехов состояние героев?

== А что он описывает?

Итак, 1-ый секрет, который мы запишем:

1 . Описывать действия, а не состояние героев

== Кто первый бросается к другу?

== Как Тонкий называет Толстого?

== Каково состояние обоих?

Они оба приятно ошеломлены.

Прочитайте выразительно эпизод встречи на вокзале толстого и тонкого от начала рассказа до слов «. его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын».

== На каких деталях, характеризующих внешность героев, А.П. Чехов заостряет наше внимание? О чем свидетельствуют портретные характеристики?

Искусство писателя проявилось в умении дать характеристику одной фразой, одним сравнением. Характеры героев, их социальный статус преданы емко и лаконично. Толстый описан так: «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», «пахло от него хересом и флердоранжем», а тонкий так: «пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

Херес – белое крепленое вино.

Флердоранж – это цветки апельсинового дерева.

Асессор – в Древнем Риме и средневековой Европе должностное лицо, облеченное судебной властью. В России должность, соответствующая 8 классу в «Табели о рангах» (коллежский асессор)

Статский – не военный, гражданский; то же, что штатский

Вельможа – знатный, родовитый и богатый сановник; важный и знатный человек.

== О чем свидетельствуют следующие детали?

Толстый обеспечен, доволен жизнью, он только что хорошо пообедал с дорогим вином. Путешествие его в вагоне первого класса было легким и приятным.

Обед тонкого был вовсе не изысканным, а путешествие не столь приятным, да и комплекция свидетельствует о том, что жизнь героя суетлива и беспокойна.

Выразительное чтение по ролям от слов «Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. » до слов «Две звезды имею».

== Какие чувства испытывают герои? Найдите слова, передающие эти эмоции.

«Восторженно глядя на друга», «устремили друг на друга глаза, полные слёз», «оба были приятно ошеломлены».

== Что мы узнаем о прошлом героев из их диалога? Что вспоминает тонкий?

Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил.

Школьные прозвища героев — Герострат и Эфиальт; в юности толстый был «красавцем», «душонком» и «щеголем».

== О чем свидетельствуют прозвища героев?

Герострат. Грек из г. Эфес, который, желая обессмертить свое имя, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской, выгоревший дотла.

Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков его имя. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.

Иносказательно: слава, равная вечному позору; постыдная известность человека, который прославился только путем разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях — «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

Эфиальт малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидром (тропинка называется теперь Монопати), по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем.

Прозвища немало рассказали о героях. По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски); о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти «заслуги» какие-то привилегии.

Социальное положение героев.

== Каково социальное положение героев?

Колле́жский асе́ссор гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах.

Столонача́льник в 1811—1917 должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Обычно были чиновниками VII класса. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».

Толстый достиг вершины карьеры, имеет высокие награды, а друг детства мало преуспел. Семейство еле-еле сводит концы с концами: он вынужден тайно торговать дешевыми портсигарами, а жене приходится давать уроки музыки. Надежды на карьерный рост тоже нет: тонкого перевели на новую должность, не многим более значительную, чем прежде.

== Что мы узнаём о материальном положении тонкого?

Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары.

== С каким чувством это говорит тонкий?

С чувством гордости.

== А как обстоят дела у толстого?

Он стал тайным советником, получил две звезды.

== Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?

== Какой приём использует Чехов?

Метафора, доведённая до гротеска

Это фантастическое преувеличение

== Найдите гротеск в этой сиене.

«Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»

== Как заговорил тонкий?

Он говорит униженно.

== Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?

Герои не названы по именам, толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого.

== Чехов избегает описаний? Почему?

Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным.

== Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят?

Они также характеризуют материальное и социальное положение героев.

== Почему стало противно и кому?

== Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого?

== Подберите синонимы к этому слову.

Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинств.

== Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе?

«Были приятно ошеломлены»

== Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа?

Сначала друзья детства, а в конце – семья тонкого.

== Почему «все трое приятно ошеломлены»?

== Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?

== Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира.

== Что у юмора и сатиры общее?

== А чем они отличаются?

Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества.

== Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический?

== Какой порок он бичует?

Он высмеивает порок общества – чинопочитание.

== Почему тонкий в третий раз повторяет: «Это вот, превосходительство, сын мой Нафанаил. жена Луиза, лютеранка, некоторым образом. »

== Какова реакция жены и сына? Выпишите из текста цитаты, позволяющие судить об эмоциях членов семейства Тонкого в расказе «Тонкий и Толстый».

«Нафанаил немного подумал и снял шапку».

«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

«Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. »

Жена и сын испытывают трепет перед титулами и званиями, так как и тонкий. Это обстоятельство придает незначительному событию широкий обобщающий характер: на чинопочитании, угодничестве построены отношения в мире

== Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого?

Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого.

== О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил?

Это говорит о его претенциозности, желании выделиться.

== Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал?

Чинопочитание, рабское угодничество.

Вот что он писал Суворину в известном письме:

«Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий,

С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая из себя раба».

Выразительное чтение от слов «Тонкий вдруг побледнел, окаменел…» до конца рассказа.

== Назовите глаголы, передающие эмоциональное состояние тонкого в тот момент, когда он услышал, что его друг занимает высокую должность.

Побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой; от лица и глаз посыпались искры, он съежился, сгорбился, сузился; чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились; длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки.

== Замените глагол окаменел другими словами или синонимичными выражениями.

Очень удивился, испугался, потерял дар речи, остолбенел.

== Какой дополнительный оттенок приобретают слова съежился, сгорбился, сузился, захихикал . Кто так воспринимает окружающие предметы: толстый или тонкий?

Слова передают состояние крайней растерянности героя, подавленности величием своего собеседника. Собственное существование кажется тонкому ничтожным, «сузившимся», «съежившимся».

Глаголы экспрессивны, выражают крайнюю степень проявления чувств.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

== Сопоставьте речь тонкого в первой и второй частях диалога.

== Сопоставьте речь толстого в первой и второй частях диалога.

Заполните таблицу и озвучьте результаты своих исследований в классе.

Сколько зим, сколько лет!

Ну, как живёшь, друг?

Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

_ Батюшки! – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся, милый мой! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!

Я, ваше превосходительство…

Очень приятно-с! Хи-хи-с.

Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с!

Речь толстого не изменилась; речь тонкого различна в первой и второй частях: появились вводные слова, просторечные выражения («Откуда ты взялся?» заменены штампами официальных обращений к вышестоящим: «Милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги. »

— Как меняет смысловое наполнение фразы включение вводных слов?

Фраза «Друг детства», расчлененная вводным «можно сказать», в сочетании с обращением «ваше превосходительство» и почтительным «-с» приобретает интонацию неуверенности, растерянной угодливости.

== Найдите слова, которые выражают его подобострастность.

• в XIX в. — в знак почтения к собеседнику;

• в конце XIX в. прибавилось значение демонстративного самоунижения;

• в XX в. словоерс используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчеркивания иронии.

Обычное место словоерса — после «да» и «нет» («да-с» и «нет-с»), после глалов (извольте-с), а также после любого значимого слова.

== Соответствуют ли образы героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» иллюстрации художника Б.М. Калаушина? Какой момент выбран художником?

== Какова роль рассказчика в произведении?

Рассказчик здесь — объективный свидетель, почти хроникер; он лишь сообщает о происходящих событиях, вводит нас в курс дела, расставляет необходимые акценты.

Гуманистическая идея ценности каждой человеческой личности, приблема человеческого достоинства являются ключевыми в творчестве А.П. Чехова.

Выводы по рассказу.

== К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А.П.Чехова? Докажите.

Произведение сатирическое, поскольку в нем высмеян герой, лишенный чувства внутренней свободы и собственного достоинства, а также общество, в котором процветает чинопочитание. Это уже социальный порок.

В письме к издателю и журналисту А.С. Суворину (7 января 1889 г.) Чехов пишет о необходимости для человека чувства личной свободы: «Кроме изобилия материала и таланта, нужно еще кое-что не менее важное. Нужна возмужалость — это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заменяли с успехом мое легкомыслие, небрежность и неуважение к делу. Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,— напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая. »

== Что означает знаменитая фраза А.П. Чехова: «Выдавливает из себя по каплям раба»?

«Выдавливать из себя по каплям раба» — значит неустанно трудиться над собой, совершенствоваться, противостоять искушению приспосабливаться к обстоятельствам, пройти мимо пошлости, глупости, грубости, низости человеческой.

Чехов ставит в центр своего произведения один эпизод, в котором, как в капле воды, отражаются все противоречия действительности. Его рассказ должен воздействовать на читателя энергично, быстро, как вспышка; яркая фигура рассказчика утяжелила бы произведение, ослабила бы эффект. Возникает особая сатира: без образа страстного обличителя-сатирика, без ярко выраженной язвительной интонации.

ІI. Подведение итогов урока.

III. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение И.А.Бунина «Седое небо надо мной…».

2.Выучить наизусть отрывок из стихотворения И.А.Бунина «В степи» от слов «Моя весна тогда зовёт меня…» до слов «…покорность грустной участи своей».

3.Подготовить выразительное чтение отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».

4.Подготовить сообщение об истории создания цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Тест по литературе «Чехов А.П. «Толстый и тонкий»» Вариан – 1

1. Укажите жанр произведения Чехова «Толстый и тонкий»:

2. Где встретились Толстый и Тонкий?

3. Как зовут Тонкого?

4. Как зовут Толстого?

5. Кто из героев восторженно воспринимает встречу?

6. Какое средство выразительности использует Чехов, описывая Толстого?

7. Назовите чин Тонкого.

8. До какого чина дослужился Толстый?

9. Как подрабатывает Тонкий?

делает портсигары из дерева

10. За что в гимназии дразнили Тонкого?

1) Он любил ябедничать.

3) Он обманывал одноклассников и педагогов.

11. Укажите верное утверждение:

1) Тонкий и Толстый с радостью вспоминают годы учёбы в гимназии, смеются над своими детскими шалостями.

2) Тонкий ведёт себя благородно и достойно, потому что он гордится своей семьёй и работой.

3) Толстый презирает Тонкого, высокий чин и награды для него выше дружбы.

4) Поведение Толстого вызывает уважение, потому что он не гордится своей высокой должностью, ему интересно узнать, как сложилась судьба его одноклассника.

12. Прочитайте слова и соотнесите их с предложенными значениями:

А – знатный и богатый сановник

Б – разновидность белого креплёного вина с низким содержанием сахара

В – отдел министерства, высшего государственного или судебного учреждения

Г – чиновник среднего звена, начальник отдела, стола

Тест по литературе «Чехов А.П. «Толстый и тонкий»» Вариан – 2

1. Где встретились два приятеля?

2. Как зовут толстого?

3. Как зовут тонкого?

4. Кем служит тонкий?

5. Кем служит толстый?

Начальником тайной полиции

6. Как начинает вести себя Порфирий после того, как узнал, что его друг детства дослужился до более высоко чина?

Он начинает еще больше превозносить свои заслуги

Он чувствует неловкость и быстро уходит

Он начинает подобострастно разговаривать с ним, как с начальством

7. Что чувствует толстый, глядя на подобострастное выражение лица старого знакомого?

Его от этого тошнит

Он давно привык к такому отношению

8. Сколько пальцев на прощание жмет тонкий толстому?

9. Что думает семья тонкого о его давнем знакомстве с таким важным человеком?

Они проявляют равнодушие

Жена раздражается на мужа

Они приятно ошеломлены

10. Как давно были знакомы толстый и тонкий?

13. Укажите верное утверждение:

1) Тонкий и Толстый с радостью вспоминают годы учёбы в гимназии, смеются над своими детскими шалостями.

2) Тонкий ведёт себя благородно и достойно, потому что он гордится своей семьёй и работой.

3) Толстый презирает Тонкого, высокий чин и награды для него выше дружбы.

4) Поведение Толстого вызывает уважение, потому что он не гордится своей высокой должностью, ему интересно узнать, как сложилась судьба его одноклассника.

14. Прочитайте слова и соотнесите их с предложенными значениями:

А – знатный и богатый сановник

Б – разновидность белого креплёного вина с низким содержанием сахара

В – отдел министерства, высшего государственного или судебного учреждения

Г – чиновник среднего звена, начальник отдела, стола

Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.

Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.

Губы. лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.

Хéрес сорт крепкого виноградного вина.

Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.

Пахло. ветчиной и кофейной гущей : ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.

Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.

Такой же душóнок и щёголь : душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.

Жена. урождённая. : так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.

Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.

Ученик третьего класса : в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.

Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.

Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.

Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели. » и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.

Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.

Станислáва имею — орден Станислава.

Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.

Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.

Привáтно. делаю — делаю неофициально, частным образом.

Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.

Стáтский : имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.

До тайного дослужился : герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.

Две звезды имею — имею два ордена.

Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.

Застегнул все пуговки своего мундира : в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.

Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.

Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.

Милостивое внимание : этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.

Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.

Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *