Как звали жену соловья разбойника
Три Богатыря
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Летописец и работает в издании «Новая береста». Отправляется вслед за Ильей, чтобы написать репортаж о его подвигах, в компании князя киевского. Впоследствии стала женой Ильи Муромца. Очень деловая девушка — даже Илья замечает, что ей все время некогда.
Самый младший богатырь. Родом из Ростова. Глуповатый, весёлый и честный. Его первый подвиг окончился провалом. После первого фильма Алёша женился на Любаве — его лучшей подруге с самого детства.
Боярин, ближайший советник князя. Хитер, но искреннен. Местами проявляет недюжинную простоватость.
Потомственная колдунья в шестом поколении, знающая толк в древней тёмной магии.
Появлялась в мультфильмах «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Три богатыря на дальних берегах».
Живет на болоте в избушке на курьих ножках. Считает свое болото самым экологически чистым местом, но не прочь переехать поближе к стольному граду и жить в более комфортных условиях. Давняя должница Колывана. Помогала ему бороться с Добрыней.
Бабушка Любавы. Ворчлива. Недолюбливает Алёшу, считает его «непутёвым». При этом очень заботливо относится к своей внучке, во многом из-за этого она и попадает в приключения богатырей и их друзей. Впоследствии поселилась с Тихоном в Киеве.
Слон, который появляется в мультфильме «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Некоторое время заменял Илье Бурушку.
Громадная осьминожиха, верная помощница и подруга детства Морского царя. Сурова, очень сильна и немногословна, хотя склонна к сентиментальности. Только и говорит, что о неизвестной клятве, которую она дала матери Эдуарда. Безответно влюблена в него, но благодаря вмешательству Юлия обрела своё счастье.
Богатырский конь Ильи Муромца. Как и в былинах, Илья дорожит им.
Не просто конь, а друг и соратник в бою. Конь наравне с богатырём сражается с врагами. Отличается смелостью и умом. По словам Ильи, сила коня в его прекрасной золотистого оттенка гриве. Конюху Степану Илья наказывает ни в коем случае не стричь гриву, так как у коня из-за этого убавится сил, а у конюху это принесёт беду.
Византийский император, самодовольный, высокомерный, расчётливый и гордый. Отец Леонида. В своём дворце ест пирожные и мечтает о расширении своих владений. В частности, мечтает заполучить земли княжества киевского.
Согласно Князю Владимиру, «брат по императорской крови», который, однако, не признаёт этого пока его войско полностью не разбил Илья.
В своём городе имеет множество памятников самому себе, чем очень впечатляет Князя Киевского.
Верный, но пугливый верблюд Добрыни Никитича. Был подарен ему Елисеем вместо коня, которого просил Добрыня, сказав, что коней не было, а этого можно и не кормить вовсе. Как и все верблюды, может очень быстро бегать. Является одногорбым верблюдом. Он разумен, но говорить не умеет. В пятом фильме сначала выиграл, но на второй попытке проиграл дубу в казино, за что живодёры хотели снять с него шкуру; был спасён Юлием.
Главный приспешник Шамаханской царицы. Умеет говорить. Мудрый, но при этом жесток, почти, как и его повелительница. В одном из разговоров с ней просил себе в подарок шкуру коня Юлия после свадьбы. Впоследствии подкинул помолодевшую до младенчества царицу Князю Киевскому.
Высокая горилла, которого пришлось победить богатырям на дальних берегах. Напоминает Кинг-Конга. Инфантильный, любит играть в «войнушку», не задумываясь о том, что своими действиями причиняет другим вред.
Друг Добрыни Никитича. Врёт, не задумываясь о последствиях. Немного глуповатый, но весёлый и гостеприимный. Второй должник Колывана. У каждой из его голов свой голос (то есть в разных интонациях). Летать не умел, но впоследствии научился. Страдает растроением личности. Если в былинах и в игре про Добрыню Никитича, тот бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет ему, как себе. В четвёртом фильме серии он служил священным драконом в Китае.
Главный новогодний волшебник, который приехал в Киев в день Нового года искать своего ученика Дурило, который украл у него посох и угнал оленя. Именно Дед Мороз 3000 лет назад установил Великое Равновесие жары и холода и вручил ключ от Великого Равновесия маленькой тогда принцессе Египта Нефертити. Обижен на Дурило, но потом всё-таки прощает его и даёт ему 29 февраля. В некоторые места не может ездить без своего оленя, например, в Египет. Одет в синий костюм. Как выяснилось был учителем Дурилы, так же — его старший брат.
Мудрый и сильный, но строгий богатырь. Состоит на дружеской ноге со Змеем Горынычем и несёт пограничную службу. Начальник дружины Князя Киевского. Женат на властной и хозяйственной Настасье Филипповне.
Живое дерево, мошенник, разводящий людей на их вещи методом игры, предок азартных игр на Руси. Впервые появился в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей». Был главным антагонистом фильма «Три богатыря. Ход конём»
С помощью азартных игр захватил власть в Киеве, но был побежден богатырями. В первом фильме серии разводил Юлия посредством игры в числа, в «Три богатыре. Ход конем» в арсенале дуба добавились новые игры, такие как «однорукий бандит», «карты» и «коробочки». Ещё он научился ходить. Боится крыс. Любимое слово »Матушка роща/ица».
Младший брат Деда Мороза. 13-ый запасной месяц, который реальным месяцем так и не стал. Из-за этого он стал коварным и решил сделать себя самым главным месяцем в году. Хотел установить вечное лето. Для этого он с помощью 2-х разбойников украл оленя у Деда Мороза. Потом сказал двум разбойникам, чтобы те сидели за забором дома и ждали, когда появятся жёны богатырей; прикинувшись Дедом Морозом, подружился с богатырями, и когда жёны богатырей вышли, 2 разбойника украли их и спрятали в своём доме. Дурило говорит богатырям, что их похитили и увезли в Египет. Богатыри тут же им верят и едут с ним Египет для того, чтобы те подняли пирамиду для осуществления своего коварного плана. Но планы Дурилы проваливаются. Позже получает от Деда Мороза 29 февраля.
Гонец, некоторое время учился богатырской науке у Добрыни Никитича. Был влюблен в пляменницу князя — Забаву Путятишну, впоследствии на ней женился. Вместе с ней отправился в Царьград учиться наукам — но на обучение военному делу его не взяли, сказали, что больно умный. Вместо этого стал счетоводом, чего очень стеснялся и обманывал — как жену, так и Добрыню.
Племянница князя Киевского, впоследствии — жена Елисея Силовича. Умна, деловита, себя в обиду давать не намерена. После событий мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в котором её чуть не отдал замуж за долги родной дядюшка, отправилась вместе с Елисеем в Царьград, учиться. Училась она там. единоборствам.
Самый сильный из трёх богатырей. Очень суеверный и наблюдательный. Очень любит своего коня Бурушку. Илья незаметно для себя влюбился в Алёнушку и женился на ней.
Милая и одинокая тётушка Морского царя. Умеет колдовать, шаманить, привораживать — всего помаленьку, а также имеет «траву-мураву».
Былинный князь, правитель Киева — прямое начальство богатырей и часто — основной источник их проблем. Его имя не упоминается. Единственный персонаж, появившийся во всех мультфильмах цикла. Довольно жаден, хитёр и при этом трусоват. В каждом мультфильме, кроме «Алёши Поповича», события разворачиваются вокруг него, так как в первой части это его первое появление. Первый должник Колывана.
О себе говорит: «Я по натуре человек отходчивый, вспыльчивый иногда, а так зла ни на кого не держу».
Знатный и богатый купец, которому постоянно везёт во всех азартных играх. У него много должников, которых он старается использовать в своих целях и интересах, обещая простить половину долга. Пытался взять в жены Забаву, но Змей Горыныч, Елисей и Добрыня помешали ему.
На редкость жадный человек, которого не интересует ничего кроме денег. У Колывана нет друзей, но многие вынуждены помогать ему из-за своих долгов.
Появлялся в мультфильмах «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», а также «Три богатыря: на дальних берегах».
Персонаж из игр Алёша Попович и Тугарин Змей и Илья Муромец и Соловей-Разбойник. В фильмах он не появляется.
В первой игре (Алёша Попович и Тугарин Змей) жил над кузнецей-пещерой кузница Ивашки куда залез Тихон чтобы починить водопровод, а во второй (Илья Муромец и Соловей-Разбойник) он жил уже в своём доме в Волшебном лесу и очень не любил птиц которые всё время летали в его саду и покушались на его яблоки. Потом ему с ними справиться помог Илья.
Заботливая и гостеприимная. Хочет, чтобы её сын скорее женился (что, собственно, и произошло впоследствии). В шестом фильме приютила богатырей, проигравших Дубу в хоккей все своё имущество.
Ослик Бабки, носит имя еврейского пророка. Был животным невесты Алёши Поповича и другом коня Юлия. Победил в бою Тугарина Змея сокрушительным ударом тележкой и фактически сделал то, что не смог Алёша. Впоследствии работал летописцем.
Правитель морского дна, обладатель несметных сокровищ. Уверен в себе и умён, но несколько рассеян и романтичен. Желает жениться по любви, для чего затопил весь Киев. Влюбляется в Настасью и организовывает свадьбу, которую срывают, однако затем женится на Брунхильде.
Своенравная, но любимая жена Добрыни Никитича. У нее на очень многое свое мнение и тяжелый характер. Самая старшая из жен богатырей. В одном из мультфильмов полюбилась Морскому царю.
Принцесса Египта (до смерти). Была похоронена вместе с ключом от Великого Равновесия в огромной пирамиде, в которой находится в ход в подземный город. Ключ от Великого Равновесия ей вручил Дед Мороз (как написано выше) 3000 лет назад, когда она ещё была маленькая. Разбудить её можно только поцелуем, что и сделал Юлий, но она влюбилась в Алёшу Поповича, даже станцевала свадебный танец. Говорит на древнеегипетском языке, который знает только Юлий.
Ростовский поп, отец Алеши Поповича. Очень честный, справедливый и образованный человек. Любит яблоки, блины и чай. Воспитывал сына строго, но справедливо. Хотел обучить его грамоте и разным наукам, но Алёше больше нравилось ратное дело. Ради общей цели готов пожертвовать даже церковным колоколом, а вместо него пользоваться жестяным тазиком и половником. Ростовчане уважают своего священника и часто обращаются к нему за советом. Он хорошо знаком с Бабкой, которая постоянно приходила жаловаться на проделки Алёши.
Лихой пират, от которого честным купцам жизни не стало. Был побежден богатырями и посажен в лодке на гору Аляски. Впоследствии он изменился.
Сын Василевса. В отличии от отца — глупый и несмышлёный парень. Хотел жениться на Забаве, но Елисей и богатыри помешали ему.
Древний легендарный богатырь, которого не держит мать сыра земля. Точнее когда-то не держала — в первом мультфильме серии Святогор представлен уже как немощный дед, не оставивший своей службы и внушающий страх одими только размерами огромного доспеха.
Появлялся в мультфильмах «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Три Богатыря и наследница престола». В первом мультфильме похитил княжескую казну и Бурушку, однако Илья с друзьями смогли остановить его и вернуть украденное.
В последнем — сбежал из тюрьмы князя Василевса при помощи Елисея, спер у Василевса мешок золота, вставил себе новый зуб и хотел вернуться на Русь, которую считает родиной. В благодарность за спасение Соловей вступается за Елисея и возвращает Василевсу все украденное золото (кроме зуба), а потом помогает богатырям добраться до дома.
Илья знает его как облупленного.
Дядька и наставник Алёши. Заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. Он поумнее своего воспитанника, но не любит этого показывать. Недолюбливает Юлия. Сожитель Бабки после первого эпизода.
Вождь тугарского войска — огромный, сильный, охочий до золота. Ограбил Ростов, после чего Алеша, который не смог это предотвратить отправился в погоню за тугарами, чтобы вернуть ростовчанам их золото.
Крымский хан, подданные зовут его «Солнцеликим». Умеет договариваться с людьми в сложных ситуациях.
На собственном опыте убедился в богатырской силушке Добрыни Никитича и потому побаивается его. Превосходно владеет кинжалом, но в бой вступает редко, предпочитая посылать в битву своих людей.
Платит дань киевскому Князю и очень этого стесняется. Любит азартные игры, однажды проиграл Колывану и задолжал ему много денег.
Царица Шамахи, роковая женщина, которая может подчинять своей воле мужчин. Некогда была настоящей красавицей, но с той поры сильно постарела и облысела, потому — ищет древо вечной молодости. Когда находит его — ей приходится озаботиться и поиском слез тысячи красавиц. Красавиц на дух не переносит, и в своем царстве их всех уже извела. Решает выйти замуж за Князя Киевского.
Антропоморфный конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Родной город — Новгород. Там он прочёл много книг прежде, чем его выкрали цыгане. Был куплен Тихоном, хотя и недолюбливает его. Трус и пацифист. Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей. С некоторых пор работает при князе штатным болтуном.
Кто был и где жил Соловей-Разбойник
Что мы знаем о таком персонаже как Соловей-Разбойник? В русских былинах это почти чудище присутствует давно. Сидел он на двенадцати дубах в гнезде и, сидя в нем, свистал так сильно и громко, что все низвергал своим свистом. Он перекрыл прямоезжую дорогу к Киеву ровно на тридцать лет: никакой человек по ней не прохаживал, зверь не прорыскивал, птица не пролетывала.
Дальнейшее мы знаем с детства. Илья Муромец всё-таки одолел Соловья, привёз его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого и страшного разбойника, а затем казнил его. С тех пор за Ильёй установилась слава главного богатыря и защитника Руси. В образе же его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.
Однако большинство из нас и не подозревает, что Соловей-разбойник — самый таинственный персонаж русского фольклора.
Правда, ныне такие оценки не в ходу. Если некоторые исследователи прошлых лет откровенно признавали Соловья фигурой загадочной, то любой современный автор, толкуя образ Соловья, вольно или невольно создаёт у читателей впечатление, что в основном науке тут уже всё понятно.
Какой Соловей-Разбойник в былинах
Для начала выясним, что рассказывается о Соловье-разбойнике в былине. Очень скоро обнаруживаем, что вынести из былины чёткое представление о Соловье-разбойнике в принципе невозможно.
«Его натура как-то двоится…» — отмечал выдающийся учёный XIX в. Ф.И. Буслаев. Само имя персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком.
При встрече с Ильёй Муромцем Соловей восседает в «гнезде» на дубах. В нашем сознании возникает образ гигантской птицы. Завидев Илью, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Неизбежно возникающая при этом параллель со свистом реального соловья усиливает впечатление, что речь идёт о пернатом чудовище.
Даже богатырский конь Ильи не устоял на ногах от звуковой атаки. Сам богатырь, однако, неуязвим. Метким выстрелом из лука прямо в глаз Соловью он сбивает его с дубов. Привязав противника к седлу, Илья Муромец продолжает свой путь в Киев. Дорога лежит мимо жилища Соловья. Члены семьи разбойника глядят в окошко и сперва не могут разобрать: то ли Соловей везёт незнакомого мужика, то ли мужик — Соловья.
Значит, Соловей тоже умеет ездить на коне? С нашим персонажем произошла неожиданная метаморфоза. «Будучи побеждён богатырём, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов. В дальнейшем Соловей-разбойник уже ничем не напоминает птицу. У него, как у состоятельного человека, «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне человеческая семья: жена, дочери, сыновья, зятья.
Он отговаривает домочадцев от попыток отбить его у Ильи Муромца, затем, в Киеве, гордо разговаривает с князем Владимиром, по некоторым вариантам даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся уста. Наконец, удовлетворяя любопытство князя и бояр, он демонстрирует свой свист, отчего в стольном граде трясутся дома и падают люди.
Под влиянием предшествующих эпизодов мы и в этой сцене уже склонны видеть в Соловье не громкоголосую птицу, а необыкновенно сильно свистящего человека…
Вот и попробуйте теперь понять, как выглядел противник Ильи Муромца
Эта тенденция к полному очеловечиванию Соловья тем любопытнее, что вообще-то для народного изобразительного искусства показ разных чудищ, полулюдей-полуживотных был делом привычным. Народные художники, никогда не пасовавшие перед изображением «гибридных» существ, однако для Соловья-разбойника сделали исключение. Вероятно, чувствовали: Соловья трудно представить в виде, скажем, человека с крыльями или говорящей птицы. Он не «птицечеловек», а «то птица, то человек», и две половинки его натуры как-то противятся зримому совмещению.
Выбор был сделан в пользу человеческой ипостаси Соловья, благо и в сюжете она выражена заметно ярче. Между прочим, так поступают и современные дети. Как правило, они рисуют Соловья-разбойника пусть страшным, даже «одичалым», но — человеком.
Самый радикальный способ решения данной проблемы, как выяснилось, состоит в том, чтобы признать двойственность Соловья-разбойника… мнимой. Такую идею высказал в 1891 г. выдающийся отечественный филолог А. А. Потебня. К нему присоединился ряд других учёных. Суть рассуждений А.А. Потебни и его единомышленников заключалась в следующем.
Почему имя Соловей нужно непременно считать указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имён, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». То, что ныне воспринималось бы только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей.
Уместно вспомнить, что царская династия Романовых вела свою родословную от боярина Андрея Кобылы, жившего в XIV в. В документах XV—XVII вв. фигурируют Баран Филиппов, Волк Курицын, Овца Владимиров, Паук Иванов, Жаворонок Лазарев, Анисим Скворец, Васька Воробей, Стахей Голубь… Имя Соловей в такой компании выглядит совершенно естественным.
С нашим же Соловьём дело могло обстоять очень просто. Разбойникам ведь принято давать клички. Ничто не мешает предположить, что какой-нибудь удалец «с большой дороги» получил прозвище Соловей, допустим, за особенное умение свистеть, всегда ценившееся в разбойничьей среде.
Позднее русские исследователи «проблемы Соловья» привели другие, не менее интересные параллели. Так, одно из суданских племён укрывалось от своих врагов на ветвях эриодендронов: первый «этаж» воздушного укрепления составляло жилище с провизией и домашними животными, выше располагалась корзина для воинов. А неподалёку от Торуня (Польша) в старину был могучий дуб, знаменитый тем, что на нём какое-то время жили (!) прусские крестоносцы. Такие же факты выявились и в русской истории.
Рассмотрим географические данные, содержащиеся в былине
— Кратчайший путь из Мурома к Киеву в условиях Древней Руси скорее всего пролегал бы через Чернигов, — рассуждает Ю. Морозов. — Былина в этом отношении точна. Она рассказывает, как Илья Муромец, спеша в Киев, проезжает мимо Чернигова и видит, что город со всех сторон обступила вражеская рать. Богатырь не мог не прийти на выручку осаждённым. Благодарные черниговцы просят Илью остаться у них в городе воеводой. Но планы у богатыря иные, он спрашивает «дорожку прямоезжую» на Киев. Тут-то впервые он и узнаёт о Соловье — разбойнике, который эту самую дорогу оседлал.
Вроде бы координаты логова Соловья обозначены: где-то между Киевом и Черниговом. Однако исследователи с редким единодушием отказывались принимать это сообщение на веру. Мешало другое, более правдоподобное указание той же былины: встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником состоялась в Брынских, или Брянских, лесах. Во всяком случае, наиболее вероятный маршрут поездки Ильи Муромца проходит через весь указанный регион.
Но если мы прикинем, где мог бы пролегать подобный маршрут в реальных условиях Древней Руси, нам станет ясно, что человек, спешащий из Мурома в Киев, предпочёл бы проделать максимальный отрезок пути по Оке или вдоль её берега. И только там, где река круто изгибается (в районе нынешней Калуги), он вынужден был бы взять юго-западнее и ехать лесами, устремляясь опять-таки к ближайшей излучине Десны, а уж река привела бы его в Чернигов и Киев. Этот-то путь непосредственно пересёк бы Брянские леса.
Создатели былины знали, что кратчайший путь из северо-восточных земель в Киев лежит через Брынские леса, потому и направили туда своего героя. Наиболее рациональный маршрут выбирали позднее и строители дорог.
Меж тем «брынско-брянская» привязка сюжета получала в ходе исследовательской работы всё новые подтверждения. Много интересного обнаружилось в топонимике окрестностей Брянска и соседствующего с ним города Карачева. Например, былина говорит, что лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины.
Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали — как оказалось, напрасно, ибо недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с не совсем обычным названием Девять Дубов. Отыскали даже Соловьёв перевоз — через Десну, в непосредственной близости от Брянска.
Такое скопление топонимов, вызывающих в памяти сюжет о Соловье-разбойнике, заставляло с особым интересом отнестись к местным преданиям. И ожидания исследователей оправдались. 14 апреля 1890 г. газета «Московские ведомости» опубликовала корреспонденцию анонимного жителя города Карачева.
Сославшись на уже известные нам «былинные» топонимы, автор далее писал: «…Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено “гнездо Соловья-разбойника”. И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-Разбойник».
Брянские леса — это часть обширной территории, которую в период формирования древнерусской государственности населяло племя вятичей. Географическое положение земли вятичей предписывало ей стать связующим звеном между «центром» и северо-восточными «окраинами» нарождающегося государства. Однако в реальной жизни долгое время было иначе.
Исследователи давно обратили внимание на красноречивую фразу в «поручении» Владимира Мономаха. Перечень своих походов он начинает так: «Первое, к Ростову вдох, сквозе вятичи, посла мя отець…» (князь был в ту пору ещё отроком). Слова «сквозь вятичи» — не просто уточнение маршрута; Мономах и на склоне лет был горд тем, что к Ростову он тогда шёл не окольным, а прямым путём.
Действительно, вятичи дольше и упорнее других восточнославянских племён сохраняли свою обособленность, сопротивляясь властным притязаниям киевских князей. В 966 г. князь Святослав, как сообщает летопись, «вятичи победи… и дань на них възложи». Но зависимость от Киева вятичи терпели недолго.
В 991 г. сыну Святослава Владимиру опять пришлось облагать их данью с помощью вооружённой силы. Уже через год вятичи восстали («заратишася»), Владимир Святославич снова отправился в поход против них, снова их победил — но и эта победа не была окончательной. Ещё два раза («по две зимы») довелось воевать с вятичами Владимиру Мономаху.
По-видимому, именно ему принадлежит большая, если не решающая, заслуга в том, что сопротивление вятичей было в конце концов сломлено и их земля стала «проходимой». Как считает археолог Т.Н. Никольская, благодаря походам Мономаха была проложена дорога из Киева в Ростов, шедшая через Карачев, Москву и другие поселения вятичей. Вскоре появилась и дорога в северо-восточном направлении, почти совпадающая с былинным маршрутом Ильи Муромца.
Всё подталкивает к мысли, что в сюжете о первом подвиге Ильи Муромца отразилась борьба за прокладывание этой дороги. Таким образом, молодые годы Ильи пришлись бы на середину XII в.
Верны эти сведения или нет, но по другим источникам можно заключить, что слава об Илье Муромце, устные произведения о нём стали широко распространяться именно в XII в. Получается, застава Соловья символизировала собой непокорное племя вятичей? В свете приведённых фактов эта трактовка очевидна, и её уверенно предлагали ещё учёные XIX в. Дополнительным аргументом в её пользу является известное сходство образа жизни Соловья-разбойника с бытом вятичей.
Ясно, что гипотеза о Соловье-вятиче предполагает отход от тривиального понимания этого персонажа как разбойничьего атамана. Оправдано ли это? Вполне.
Но есть и другие нерешенные вопросы в биографии Соловья-разбойника. Они связаны с его свистом. Многие исследователи, начиная с Ф.И. Буслаева, проводили параллель между Соловьём-разбойником и пресловутым Дивом из «Слова о полку Игореве». Характер этой связи, однако, до сих пор остаётся непрояснённым, а образ Дива — загадочным. Так что у нас есть все причины познакомиться с ним поближе.
Новгород-северский князь Игорь, не вняв грозному предзнаменованию в виде солнечного затмения, шёл с войском на половцев. «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста, зби[ся] Див, кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме, Влъзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тьмутараканьскый блъван». Без перевода не очень понятно, но и перевод — дело трудное.
Из-за неоднократного переписывания текста в нём накопились ошибки, не всегда даже можно быть уверенным в правильной разбивке на слова. Так, в первом издании памятника в цитированном месте была фраза «свист зверин с стазби», и переводчики долго ломали головы, что бы это значило, пока, наконец, большинством голосов не решили, что надо читать «свист зверин въста (поднялся)», а «зби» — это усечённая глагольная форма «збися», относящаяся к Диву: «взбился (встрепенулся) Див и т.д.». С учётом этой гипотетической, но на сегодняшний день практически общепринятой поправки постараемся разобраться в сути сообщённого.
Раскаты грома в подступивших сумерках пробудили птиц. Далее упомянут загадочный «свист зверин». Некоторые комментаторы «Слова» (например, зоолог Н.В. Шарлемань) полагали, что речь идёт о свисте потревоженных сусликов. Мысль остроумная; однако сравнение с былиной делает возможным и другое толкование.
Соловей-разбойник ведь не только свистит, но и ревёт по-звериному. Не подобное ли многоголосие сжато отражено и в формуле «звериного свиста»? Во всяком ; случае, контекст позволяет отнести это выражение именно к Диву: «свист звериный поднялся — (это) взбился Див, кличет на вершине дерева…» Вкупе с предшествующим упоминанием разбуженных птиц получается цельная картина переполоха на верхнем ярусе поэтического ландшафта «Слова».
Клич Дива разносится на огромное расстояние. Он слышен на Волге, на побережье моря (Чёрного? Азовского?), на притоке Днепра Суле, в крымских городах Корсуне (Херсонесе) и Суроже (Судаке), наконец, в Тмутаракани, знаменитой в ту пору, очевидно, каким-то языческим идолом («болваном»). Смысл этого утверждения «Слова» невозможно понять, не зная реальной обстановки, в которой совершался поход.
По летописному рассказу о тех событиях, разведка сообщила Игорю, что напасть на половцев внезапно не удастся, они разъезжают по степи, во всеоружии готовые встретить русских. В поэтической версии событий, созданной автором «Слова», приближение русских воинов выдал крик Дива. Следом за его криком и как бы в ответ ему скрипят («крычат», будто лебеди) телеги половцев, спешащих к Дону.
Но кто же такой этот Див? Ответов, предлагавшихся переводчиками «Слова», множество. Ранние комментаторы считали Дива обыкновенной птицей — филином или удодом, крик которых навевает страх и кажется недоброй приметой.
Другие видели в нём сидящего на дереве разведчика или некий «маяк» с трещоткой, установленный половцами для сигнализации о передвижении русских. Не было недостатка и в мифологических истолкованиях Дива, от обтекаемых («зловещая мифическая птица») до вполне конкретных: леший, грифон. Его отождествляли даже с реликтовым гоминоидом, то есть снежным человеком…
Ещё одну оригинальную трактовку образа Соловья-разбойника предложил историк Е. И. Босов (он же Еремин), исследовавший очень интересное явление — архаический язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, в том числе гуанчи Канарских островов. Это не какая-то простенькая система условных сигналов, овладеть коей может любой из нас, а своеобразная имитация с помощью свиста звуков обычной речи.
Отметив, что свист такой мощи, слышимый порой на расстоянии до 14 км, у близко стоящего человека вызвал бы болезненные ощущения, автор провёл напрашивавшуюся параллель: люди, владеющие этим языком, «могли бы помериться свистом с легендарным Соловьём-разбойником русских былин, в образе которого, может быть, нашли отражение какие-то смутные воспоминания о “свистящих” лесных племенах, некогда живших в муромских лесах».
Мотив смертоносного голоса или звука встречается также в демонологии казахов и киргизов, в фольклоре некоторых африканских народов, в легендах Древнего Египта.
Все это дает основания считать, что свист былинного Соловья-разбойника восходит к неким вполне обычным жизненным обстоятельствам, многократно усиленным в воображении разных народов.