Как зверь в загоне пастернак
Пастернак. Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
____________
Роман «Доктор Живаго» Б. Пастернак писал 10 лет и закончил в 1955 году, но советские издательства отказывались его принимать, поэтому, отчаявшись издать книгу на родине, Пастернак в 1957 году с помощью друзей издал роман за границей, и почти сразу был награждён Нобелевской премией (1958).
За эту высокую награду, а также за публикацию романа на Западе в СССР на писателя была организована травля, и он вынужден был отказаться от премии. Но дело, конечно, было не в «антисоветском» духе романа, а в том, что эта книга стала очень популярной на Западе – многим читателям была интересна загадка русской души («умом Россию не понять»), а также участие народа в возведение якобы справедливого социалистического строя. Интерес к роману подогревался и разоблачением культа личности Сталина, о кровавых деяниях которого на Западе было намного больше информации, чем в Союзе («не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).
По горячим следам популярности книги режиссёр Девид Лин приступил к съёмкам фильма «Доктор Живаго», и в декабре 1965 года картина вышла на экраны, взорвав весь мир трагедией любви и революции. Огромная популярность картины объяснялась не только её талантливой постановкой и лирическим сюжетом, но и, конечно же, праведным гневом против войны и насилия.
Фильм «Доктор Живаго» называли «Унесённые ветром в снегах» – по аналогии с киношедевром «Унесённые ветром» (1939). Во многом этот фильм перекликается и с фильмом «Бег» Алова и Наумова, потому что показывает революционные события не с точки зрения правящей идеологии, а с общечеловеческой. И в главном герое, докторе Живаго, режиссёр показал сознание простого человека, стремящегося к свободе и справедливости, но не принимающего их через насилия и убийства…
Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Как зверь в загоне пастернак
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Пусть отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1958.
* * *
«Силу подлости и злобы одолеет дух добра».
Молодёжь любит смотреть фильм про доктора Живаго с Омаром Шерифом в главной роли. Есть теперь и российский телесериал (по-моему, с Олегом Меньшиковым).
Руденко: «Вы, злоупотребив гуманным отношением, проявленным со стороны Советского правительства, и, несмотря на публичное заверение о своем патриотизме и осуждении своих ошибок и заблуждений, которое, как Вы сейчас утверждаете, было искренним, стали на путь обмана и двурушничества, тайно продолжали деятельность, сознательно и умышленно направленную во вред советскому обществу. Ответьте, передавали ли Вы после этих кому-либо из иностранных корреспондентов свои антисоветские сочинения?»
Каков прокурорский стиль, а? Такое несусветное неграмотное нагромождение причастных и деепричастных оборотов. мне и сейчас высказывания в таком стиле встречаются. Да вот, мямлит Пастернак в ответ, неосторожно передал кореспонденту английской газеты стихотворение «Нобелевская премия». он посетил меня на даче. в феврале.
Руденко: вышеназванные действия образуют «состав преступления», и если они не будут прекращены, то в соответствии с законом привлечём к уголовной ответственности…
Пастернак. 1987 год.
Художник Пётр Белов.
Пастернак: Я думал, что радость моя по поводу присуждения мне Нобелевской премии не останется одинокой, что она коснется общества, часть которого я составляю. В моих глазах честь, оказанная мне, современному писателю, живущему в России и, следовательно, советскому, оказана вместе с тем и всей советской литературе. Я огорчен, что был так слеп и заблуждался.
Он был вынужден выдавить из себя эти покаянные слова. Он даже отказался от Нобелевской премии, потому что «Я погиб как зверь в загоне».
А ещё один Поэт тогда же напишет:
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!
Борис Пастернак
Нобелевская премия (+ Анализ)
«Нобелевская премия»
Борис Пастернак
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Дата создания: январь 1959 г.
Борис Пастернак читает телеграмму о присуждении ему Нобелевской премии
Корней Чуковский пришел поздравить Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии.
Слева направо: Елена Чуковская, Корней Чуковский, Борис Пастернак, Зинаида Пастернак. 1958 год
Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия» 1 вариант
В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии за выдающийся вклад в развитие мировой литературы. Это знаменательное событие, однако, не принесло поэту ожидаемой радости и, уж тем более. Никак не отразилось на его материальном благополучии. Все дело в том, что известие о присуждении столь престижной награды было воспринято в СССР в штыки. В итоге поэта исключили из Союза писателей и перестали публиковать в советских изданиях. Некоторые литературные деятели даже настаивали на том, чтобы выслать Пастернака из страны как шпиона и антисоветского деятеля. На такой шах правительство страны вес же не отважилось, однако отныне на поэта начались самые настоящие гонения, от него отвернулись друзья и коллеги по писательскому цеху, которые раньше открыто восхищались творчеством Пастернака.
Именно в этот непростой период он написал стихотворение «Нобелевская премия», в котором признался, что «пропал, как зверь в загоне». Действительно, автор чувствовал себя в некой западне и не видел из нее выхода, так как все пути отступления были перекрыты ярыми блюстителями государственных интересов. «А за мною шум погони, мне наружу хода нет», – с горечью отмечает Борис Пастернак и недоумевает, почему оказался в такой нелепой и достаточно опасной ситуации.
Он перепробовал различные варианты разрешения проблемы и даже отправил в Швейцарию телеграмму, в которой отказался от присужденной ему награды. Однако даже этот поступок не смягчил тех, кто начал настоящую травлю Пастернака из-за собственной зависти, мелочности и желания выслужиться перед властью. Список тех, кто публично обвинял поэта во всех смертных грехах, включал довольно большое количество известных имен в мире искусства и литературы. Среди обвинителей значились и вчерашние друзья Пастернака, что особенно сильно задело поэта. Он не предполагал, что его успех вызовет столь неадекватную реакцию тех, кого он считал вполне порядочными и честными людьми. Поэтому поэт впал в отчаянии. Что подтверждают следующие строчки его стихотворения: «Будь что будет, все равно».
Тем не менее, Пастернак пытается разобраться в том, почему попал в такую немилость и опалу. «Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?», – вопрошает автор. Свою вину он видит лишь в том, что сумел пробудить в сердцах многих людей искренние и чистые чувства, заставил их восхищаться красотой своей родины, которую безмерно любил. Но именно этого оказалось вполне достаточно, чтобы на автора обрушились потоки грязи и клеветы. Кто-то требовал у пастернака публичного признания себя шпионом. Другие настаивали на аресте и теремном заключении поэта, которого за непонятные заслуги признали одним из лучших авторов за рубежом. Были и те, кто обвинял Пастернака в конъюнктуре и попытках выслужиться перед врагами Советского Союза в обмен на престижную премию. Параллельно поэту периодически поступали предложения покинуть страну, на что он неизменно отвечал, что для него это равносильно смерти. В итоге Пастернак оказался изолированным от всего общества и вскоре узнал, что болен раком легких. Поэтому в стихотворении и появляется такое финальное четверостишие: «Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра».
биография, фото, личная жизнь, лучшие стихи
Поэт понимал, что это стихотворение никогда не будет напечатано в СССР, так как является прямым обвинением тех, причастен к его травле. Поэтому он тайно переправил стихи за границу, где они и были опубликованы в 1959 году. После этого пастернака обвинили в шпионаже и в измене родине. Однако судебный процесс над поэтом так и не состоялся, потому что в 1960 году он скончался на своей даче в Переделкино.
Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Пастернака 2 вариант
Судьба одного из выдающихся поэтов Советского союза Б. Пастернака сложилась крайне трагически. Он долгое время пользовался заслуженной славой и популярностью, имел большое количество друзей в литературном мире. Склонность поэта к символизму не подвергалась осуждению и воспринималась со снисхождением. Только к концу Великой Отечественной войны растущая популярность Пастернака на Западе стала причиной для некоторых подозрений. В это же время поэт начинает серьезную работу над главным делом своей жизни – романом «Доктор Живаго». Она продолжалась около десяти лет. Пастернак был доволен результатом и отправил рукопись сразу двум советским издательствам. Одновременно он передает текст итальянскому корреспонденту. Складывалась очень щекотливая ситуация. В СССР решение о публикации принималось крайне медленно, а на Западе уже начали появляться некоторые фрагменты романа. Это вызвало крупный скандал, который усилился выдвижением Пастернака на Нобелевскую премию. Советское правительство расценило это как прямое предательство и принудило поэта отказаться от премии. Его отказ уже ничего не менял. Пастернака исключили из Союза писателей, от него отвернулось множество друзей и знакомых.
Реакцией поэта стало стихотворение «Нобелевская премия» (1958 г.), в котором отразились боль и отчаяние Пастернака. На этот раз он сознательно переправляет произведение для публикации за границей.
Пастернак чувствует себя «зверем в загоне», за которым началась настоящая травля. Он был поражен тем, что вчерашние поклонники и почитатели его творчества моментально изменили свои взгляды под влиянием власти. Поэт понимает, что выхода из создавшейся ситуации нет. Он искренне старался заслужить прощение, публично отказавшись от вручения премии. Но этот униженный шаг не дал никакого результата. Поэтому Пастернак в отчаянии произносит: «будь что будет, все равно».
Ветер (Я кончился, а ты жива) (+ Анализ)
Поэта больше всего возмущает обвинение в предательстве и антисоветчине. Он не видит своей вины, так как не стремился к критике коммунистического строя («что же сделал я за пакость?»), а постарался дать максимально реалистичную картину в своем романе («весь мир заставил плакать»). Парадокс в том, что причиной гонений стал действительно не сам роман, а положительные отклики на него в западном обществе.
Борис Пастернак. 125 лет
» Библейский сюжет» Гефсиманский сад.Пастренак.
Фильм о Борисе Пастернаке.
28 октября 1958 года, день присуждения Нобелевской премии.
Слева – Елена Цезаревна и Корней Иванович Чуковские, справа – Зинаида Николаевна Пастернак
Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой»
Я пропал, как зверь в загоне.
Где- то люди, воля, свет.
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь, что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Январь 1959 год
Борис Пастернак. «Нобелевская премия»
Боль! Накал!
Сколько соли он на рану насыпал?
«Я- приму!»- велела совесть!
Шаг…Ивинскую спасал…
Бревна сложены колодцем,
Камень, шея- только вниз…
«Не увижу больше солнца!
Не паду пред ними ниц!»
Лучезарная улыбка,
Моложавый облик твой!
И стихи, как песня скрипки…
И – протяжный волчий вой…
Глаза ему тонны туманов слезят.
Он застлан. Он кажется мамонтом.
Он вышел из моды. Он знает- нельзя.
Прошли времена и- безграмотно.
«И таинье Андов вольет в поцелуй,
И утро в степи под владычеством»*
Я только тогда подарю свою суть,
Кто белым ягненочком «тычется».
Я страстной любви у поэтов боюсь.
Примеры Ахматовой помнятся,
Поэтому чаще зовусь я Мисюсь**.
И исчезаю я с облачком.
Пастернак и Ахмадулина
И Ваша встреча с юной поэтессой.
Так романтично: лес,тропинка, ВЫ.
Березы и знакомый перелесок.
Ее отказ. Невнятное: «Увы. «
А я? Ну все бы бросила за миг.
Одно лишь слово доктора Живаго!
Как жизнь жестока-только легкий вскрик!
Он видит Лару. Как мне жаль, беднягу.
Разорвано и чувство и страна.
И нету сил бороться и спасаться.
Такие были горе- времена,
Таких голов палач посмел касаться!
И Вы не расспросили что и где?
Как он писал, что мыслил и задумал?
И он ушел к своей одной звезде,
Той, что сияла за далеким чумом..
10 февраля исполняется 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака, одного из крупнейших писателей XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе, автора бессмертного «Доктора Живаго».
«Живые» документы на уроках истории» ug.ru/method_article/367
Средства массовой информации посвящают сегодня знаменательной дате полосы газет и телепрограммы. К примеру, на телеканале «Культура» представят авторскую программу литературоведа Натальи Ивановой «Пастернак и другие…».
Борис Пастернак – один из крупнейших писателей XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, говорится в анонсе к программе. Его творчеству посвящено огромное количество академических трудов, объем которых многократно превосходит сборники самого писателя. И все же многие главы жизни поэта еще не прочитаны. Один из самых известных в России специалистов по творчеству автора «Доктора Живаго» – литературовед, критик и публицист Наталья Иванова считает, что он предрек свою судьбу: «Он не был расстрелян, как Гумилев, не погиб в лагере, как Мандельштам, не был доведен до самоубийства, как Цветаева, не прошел через ГУЛАГ, как Шаламов, не хлопотал о заключенном в тюрьму и лагерь сыне, как Ахматова. Но он не был удовлетворен своей, внешне сравнительно благополучной, жизнью, и сам вызвал свое несчастье, описав собственную вероятную судьбу в судьбе Юрия Живаго. Рискну сказать, что он, в конце концов, сотворил судьбу своих утрат в сотрудничестве с Творцом, полностью искупив видимость благополучия. В одном из писем Цветаевой он сказал: что могло быть счастьем, обернулось горем, – и тем самым заранее набросал вчерне свою судьбу».
«Российская газета» опубликовала материал Игоря Вирабова «Я убийца и злодей? Как Пастернак подписал «покаянные письма». Речь идет о письмах, адресованных Никите Хрущеву и редакции газеты «Правда», подписанных, но не написанных автором «Доктора Живаго» после присуждения ему Нобелевской премии.