Как звери готовятся к весне
Конспект Образовательной деятельности в средней группе «Как дикие звери готовятся к весне»
Констанция Кутявина
Конспект Образовательной деятельности в средней группе «Как дикие звери готовятся к весне»
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
1. Обобщать начальные представления о жизни диких животных (белка, заяц, медведь) в естественных условиях
2. Развивать интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности; творческое воображение, самостоятельность, мелкую моторику рук
3. Продолжать воспитывать положительное отношение к природе; формировать бережное отношение к обитателям леса.
Чтение художественной литературы, загадывание загадок о животных, грибах, ягодах. Дидактические игры «Чей хвост?», «Что лишнее?». Подвижные игры «У медведя во бору»
Словарная работа: экспедиция, припасы
ИКТ, презентация, дидактическая игра (пазл) «Припасы», иллюстрации, аудиозапись с голосами птиц, журчанием ручья, мольберт, краски, салфетки.
Ход занятия:
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспедицию.
-Как вы понимаете это слово?
-А чтобы узнать куда именно, Вам нужно будет собрать картину
-Куда же мы отправимся? (в лес)
-Молодцы! Правильно. Цель нашей экспедиции – получение знаний о животных, которые живут в наших лесах и о том, как они готовятся к зиме.
-Вначале скажите: какие животные живут в наших лесах? (медведи, волки, белки, зайцы, лисы, кабаны, лоси, барсуки, мыши, ежи)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
-Ребята, посмотрите дерево, там есть окошечко. Кто мог там спрятаться?
-Почему она спряталась? (Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало,но белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать)
-А где живет? (в дупле)
-Ребята, чтобы нашей белочке точно хватило припасов на зиму, давайте мы соберем ей угощение.
— Экспедиция продолжается, Следующего лесного жителя вы узнаете,если отгадаете загадку:
Скачет он и тут и там,
По полям и по лесам.
В белой шубке под сосной
Длинноухий зверь лесной (заяц)
-Что можно о нем сказать, какой он?
-Чем питается? (корой деревьев, травкой)
-Где живет? (нет дома, прячется за кустом, за деревом)
-Давайте нашего зайку угостим морковкой
-Немножко отдохнем, выполним физкультминутку
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
— Наша экспедиция продолжается. Следующий лесной житель-это медведь.
-Попробуем описать нашего медведя, какой он?
-А есть ли дом у медведя? Как называется? (да, берлога)
-А что он делает зимой в берлоге?
-Чем питается медведь? (Этого зимой и поздней осенью нет: медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце и все не начнет цвести)
-Наш медведь весной просыпается, очень голодный. Давайте мы для нашего мишки нарисуем ягодки-малинки.
Но вначале подготовимнаши пальчики для работы:
Сидит белка на тележке,
(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
-Какие красивые ягодки-малинки у вас получились.
-Вот и закончилась наша экспедиция. Пора возвращаться!
-Повернись вокруг себя и в саду окажись
-С какими животными познакомились?
-Что вам больше всего понравилось в нашей экспедиции?
1. Конспект составлен с опорой на книгу «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воронкевич О. А.
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Как звери к зиме готовятся».
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Поможем весне» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с.
Конспект итоговой НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Как звери к зиме готовятся» «Как звери к зиме готовятся» Цель: формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:.
Конспект логоритмического занятия «Как дикие звери к зиме готовятся» Логоритмическое занятие»Как дикие звери к зиме готовятся»Программные задачи: 1. Развитие слухового внимания. 2. Развитие пространственной.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы. » Цель: Продолжать формировать.
Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Дикие звери» Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе с использованием обучающей игровой ситуации на тему «Дикие.
Фотоотчет «В мире животных — как звери готовятся к зиме» в средней группе В нашем дошкольном учреждении прошла тематическая неделя на тему: «В мире животных (Как звери готовятся к зиме)» в средней группе. Были.
Конспект занятия в средней группе «Как дикие животные весну встречают»
Конспект в средней группе в области «Познание» с использованием презентации. Тема «Животные весной».
Воспитатель Хавкина Анастасия Романовна
Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной.
1. Закрепить знания детей о признаках весны;
2. Познакомить детей с переменами, происходящими в жизни животных с приходом весны, закрепить названия диких животных, и их детёнышей;
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
4. Воспитывать интерес к жизни животных;
5. Расширять словарь за счёт имён существительных – названий детёнышей животных (медвежонок, волчонок, лисёнок, зайчонок, ежонок, бельчонок);за счёт имён прилагательных (серый, рыжий, за счёт глаголов (линяет, питается).
Воспитатель: Давайте вспомним какое сейчас время года? какие изменения в природе происходят весной?
Наступила весна! С каждым днем все теплее, природа оживает Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Ребята,а откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
Весной происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм.
Ребята, назовите животных, которые просыпаются весной?
Звери греются на солнце и приводят себя в порядок. Они стараются исследовать всю территорию вокруг себя на предмет пищи и на предмет опасности.
Ребята, давайте посмотрим, какие животные, как ведут себя весной?
Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью. Проснувшись рано, он часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он «легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать. Барсук ведёт ночной образ жизни. А вот ночью спешит барсук на охоту, ходит-бродит вокруг своей норы, уплетает за обе щёки всё, что ему покажется вкусненьким — насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений
Ёжик спит дольше всех. В сентябре он ложится в норку, сворачивается в клубок и спит до апреля. Он ничего не ест и не двигается всю зиму. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками. Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.
Весной ежиха выводит потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.
Медведь в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна, просыпается от сна!Медведь просыпаясь, питается в основном растениями и насекомыми, но иногда охотится на крупных животных, например лося или оленя.
А это маленькие медвежата. Маленькие медвежата появляются еще зимой в трескучий мороз. Они маленькие, с рукавичку, и мать их еще кормит в берлоге молоком
А вот такими подросшими они выходят из берлоги весной
Позже других просыпаются летучие мыши. Они питаются насекомыми,которых ловят в воздухе. Те летучие мыши,которые зимовали в теплых краях прилетают к нам обратно.
А это белочки. Некоторые звери Весной линяют. Свою теплую шубку они меняют на легкую летнюю.
Белка меняет цвет шерстки с серой на рыжую. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь. Поздней весной белка выводит потомство. Белки любят лакомиться орехами, грибами, ягодами, семенами. Весной питаются почками деревьев. Иногда едят насекомых, лягушек, и даже небольших птиц
Зайцы тоже меняют цвет шерстки с белой на серую
Жилищем весной у зайца служат кусты, елка или трава
Лисы весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство. Лиса свою теплую зимнюю шубу меняет на лёгкую летнюю. Лисята очень любят резвиться, играть.
А у волчицы в логове появляются 2 – 3 волченка.
Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотится, скрываться от врагов
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Дидактическая игра «Назови детеныша»
Дидактическая игра «Кто где живёт». Воспитатель читает предложение, дети должны закончить его (белка живёт в … дупле, лиса живёт в …норе, медведь спит в …берлоге, волк прячется в …логове)
Прикреплённые файлы:
Конспект занятия «Дикие животные» в средней группе Цель:систематизировать и уточнить знания детей о диких животных. Задачи:Образовательные: учить произносить определённые звуки, отгадывать.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы. » Цель: Продолжать формировать.
Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группе Цель: расширение представления о диких животных. Задачи: Образовательные: использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные» Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких.
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.
Конспект занятия в средней группе по лепке «Дикие животные» Цель: закрепление, уточнение и расширение знаний детей о диких животных; создание образа дикого животного в технике комбинированной лепки.
Консультация для воспитателей «Параметры оценки занятия «Дикие животные» в средней группе» (продолжение) «Дикие животные» НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира) Рисование на контурной основе (Ёжик). Интеграция ОО:.
Конспект занятия «Сочинение сказки «Как лесные зверята встречают весну» Тема: Сочинение сказки «Как лесные зверята встречают весну» Цель: Образовательные: Учить детей самостоятельно сочинять сказку на заданную.
Детский час
для детей и родителей
Как животные готовятся к весне
Весна – период пробуждения и расцвета природы. С наступлением весны у животных появляются новые заботы. Нужно вовремя поменять тёплую, зимнюю «одежду» на более легкую.
Смена сезонов побуждает животных меняться, приспосабливаться к окружающей среде.
Негоже, например, зайцу, одетому в зимнюю, белую шубку оставаться в ней и весной. Пора менять на более лёгкую и незаметную для окружающего мира. Да и не только зайцу пора переодеваться.
Когда и как животные начинают готовиться к весне? Понаблюдаем, например, за белочкой. Сроки линьки белки сильно зависят от кормовых и природных условий данного года. Первыми рыжеть начинают белки-самцы. Позже – самки, родившие бельчат.
Переодеваются и зайцы-русаки, беляки. Смена шерсти у них идёт в таком направлении: сначала сереют спина, щёки, уши, потом бока, живот и последними – лапы.
Линяют и олени. У оленей-маралов вначале выпадает старая шерсть и заменяется более редкой и короткой на голове, шее, плечах и передней стороне ног, затем – на спине и на тыльной стороне ног. Самцы заканчивают линьку на 2-3 недели раньше самок. У самцов оленей линька шерсти и рост новых рогов-пантов тесно связаны. Обычно, чем хуже идёт линька, тем хуже растут и рога. Это обусловлено питанием и состоянием организма, а также зависит от деятельности желез внутренней секреции. Чем упитаннее животное, тем активнее деятельность желез внутренней секреции и нервной системы, тем энергичнее протекает линька и смена рогов.
«Переодеваются» на лето и птицы. Белая куропатка опять становится серенькой, незаметной. Незаметными становятся и другие звери, они стараются не отличаться от общего фона окружающей среды. Маскировка – спасение животных.
На войне успех операции нередко зависит от удачной маскировки. Защитного цвета одежда, пятнисто-зелёные, под цвет солнечных бликов плащ-палатки, зимой – белые наряды помогают бойцам оставаться незаметными. Распространена сезонная защитная окраска и в животном мире. Без неё животным пришлось бы туго.
Вывод: каждое животное по-своему приспосабливается к тем сезонным изменениям, которые происходят в природе. Все животные заблаговременно готовятся к весне, и это закреплено наследственно.
Из рассказов И.Ф.Заянчковского
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Животные весной
Из этой статьи Вы узнаете, как живут животные весной и как об этом можно интересно рассказать детям.
Дети очень любят разгадывать загадки, узнавать тайные секреты и что-то очень удивительное про знакомые им явления. Поэтому мы будем не просто рассказывать им о весне и о животных весной, а будем вместе решать логические задачки, удивляться неожиданным фактам, будем пытаться вместе узнать тайны весеннего леса.
Главное в ознакомлении дошкольников с окружающим миром и в рассказывании детям о жизни животных весной– не «влить-впихнуть» в ребенка определенную порцию информации, а научить малышей самим ее добывать, строить предположения-гипотезы, доказывать свое мнение, находить разные варианты решений, вызвать желание узнать удивительный мир вокруг нас!
Желаю Вам приятного путешествия в мир весенней природы и животных весной вместе с Вашими детьми!
Животные весной: логические задачи для детей
Логическая задачка 1. Как узнают животные о приходе весны?
Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Дайте возможность ребенку самому разгадать эту лесную задачку, а потом прочитайте ему сказки о весеннем половодье – (Вы найдете их в статьи «Сказки о весне»).
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
Логическая задачка 2. Откуда на кусте заячья шерсть?
Давайте представим, что мы оказались в весеннем лесу. Идем мы по тропинке тихо-тихо, чтобы всё слышать, всё видеть, никого не спугнуть. И вот – впереди – что это? Видите? Клок заячьей шерсти на кусте! А вот еще один клок от заячьей зимней шубы – висит на веточке. Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось и почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? (Чаще всего дети решают, что зайцев съели лисы и волки, а шубу есть не стали, и остались от зайчиков «рожки да ножки», то есть только клочки шерсти).
Обрадуйте малышей, скажите им, что нет, зайчики целы и невредимы, бегают по лесу. А вот шубку они поменяли с белой на серую!
Какие еще необычные и важные события происходят в жизни животных весной? Расскажите о том, что многие животные весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.
Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.
Спросите малыша, почему зайчику хочется побыстрее сменить шубку на весеннюю? Если малыш затруднятся с ответом, то сделайте эксперимент – (см. Почему заяц зимой белый, а летом серый?)
А вот несколько лесных разговоров о линьке, которые можно разыграть с детьми помощью театра картинок. Или сделать простейший пальчиковый театр (как просто и очень быстро сделать пальчиковый театр вместе с детьми читайте здесь)
«- Заяц, ты хвост потерял!
— Где?!
— Вон валяется
— Эх, слепой ты, Крот! Это не хвост… Это зимней шубы клочок. Я уже зимнюю шубу – то износил, распускаю теперь на клочки да на прядочки!»
«- Ежик, все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ежик, в старой шубе ходишь!
— Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!»
Животные весной: лесные детеныши
Логическая задачка 3. Лесные малыши.
Познакомьте детей с еще одним важным явлением в жизни животных весной. Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.
Интересно рассказать детям о том, что весной рождаются детеныши животных, поможет сказка Н. Сладкова.
Шаг 1. Сначала прочитайте детям текст сказки, данный ниже. Разыграйте его с помощью игрушек или картинок.
— Не у Лисы ли в зубах побывал, косой? Мокрый, драный, запуганный!
— Если бы у Лисы! — захныкал Заяц. — А то в гостях гостевал, да не простым гостем был, а званым…
Сорока так и зашлась:
— Скорей расскажи, голубчик! Страх склоки люблю! Позвали, значит, тебя, беднягу, в гости, а сами…
— Позвали меня на день рождения, — заговорил Заяц. — Сейчас в лесу, сама знаешь, что ни день — то день рождения. Я сосед смирный, меня все приглашают. Вот на днях соседка Зайчиха и позвала. Прискакал я к ней. Нарочно не ел, на угощение надеялся.
А она мне вместо угощения зайчат своих в нос суёт: хвастается. Эка невидаль — зайчата! Я их сейчас в лесу на каждом прыжке встречаю. Насмотрелся досыта. Но я смирный, говорю вежливо: «Ишь какие колобки лопоухие!» Что тут началось! «Ты, — кричит, — что, окосел? Стройненьких да грациозненьких зайчаток моих колобками обзываешь? Вот и приглашай таких чурбанов в гости — слова умного не услышишь!»
Только от Зайчихи я убрался — Барсучиха зовёт. Прибегаю — лежат все у норы вверх животами, греются. Что твои поросята: тюфяки тюфяками. Барсучиха спрашивает: «Ну как детишки мои, нравятся ли?» Открыл я рот, чтобы правду сказать, да вспомнил Зайчиху и пробубнил: «Стройненькие, — говорю, — какие они у тебя да грациозненькие!» — «Какие, какие? — ощетинилась Барсучиха. — Сам ты, кощей, стройненький да грациозненький! И отец твой и мать стройненькие, и бабка с дедом твои грациозненькие! Весь ваш костлявый заячий род! Его в гости зовут, а он насмехается! Не слушайте его, мои красавчики, мои тюфячки подслеповатенькие!»
Еле ноги от Барсучихи унёс. Слышу, Белка с ёлки кричит: «А моих душечек ненаглядных ты уже видел?» — «Потом как-нибудь! — отвечаю. — У меня, Белка, что-то в глазах двоится…» А Белка не отстаёт: «Может, ты, Заяц, и смотреть-то на них не хочешь? Так и скажи!» — «Что ты, — успокаиваю, — Белка! И рад бы я, да снизу-то мне их в гнезде-гайне не видно! А на ёлку к ним не залезть». — «Так ты что, Фома неверный, слову моему не веришь? — распушила хвост Белка. — А ну, отвечай: какие мои бельчата?» — «Всякие, — отвечаю, — такие и этакие!» Белка пуще прежнего сердится: «Ты, косой, не юли! Ты всё по правде выкладывай, а то как начну уши драть!» — «Умные они у тебя и разумные!» — «Сама знаю». — «Самые в лесу красивые-раскрасивые!» — «Всем известно». — «Послушные-распослушные!» — «Ну, ну?!» — не унимается Белка. «Самые-всякие, такие-разэтакие…» — «Такие-разэтакие. Ну, держись, косой!»
Да как кинется! Взмокреешь тут. Дух, Сорока, до сих пор не переведу. От голода чуть живой. И оскорблён, и побит.
— Бедный, бедный Заяц! — пожалела Сорока. — На каких уродиков тебе пришлось смотреть: зайчата, барсучата, бельчата — тьфу! Тебе бы сразу ко мне в гости прийти — вот бы на сорочаток-душечек моих налюбоваться! Может, завернёшь по пути? Тут рядом совсем.
Вздрогнул Заяц от слов таких да как даст стрекача!
Звали его потом в гости лоси, косули, выдры, лисицы, но Заяц к ним ни ногой!»
После этого обсудите сказку:
Шаг 2. Затем замените героев сказки – например, зайчонка приглашала посмотреть не детенышей ежиха, кабаниха и т.д. Используйте те игрушки и картинки лесных зверей, которые есть у Вас дома. Пусть малыш «похвалит» малышей так, чтобы их мама обрадовалась, а не обиделась. У Вас получится «старая сказка на новый лад», то есть речевая игра – импровизация на тему сказки. Подобные сказки Вы можете найти в статье «Сказки о весне».
Познавательный учебный видеофильм для детей о том, как живут животные весной
В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!
Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной
Зайцы весной
Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.
У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.
Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.
Белки весной
У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.
Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.
Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.
Ежи весной
В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.
Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.
Медведи весной
В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.
Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.
Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).
Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.
Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.
Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.
Э. Шим «Кто на кого похож?»
«Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:
— Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
— А я муравейник ворошил.
— Почему лапы в болотной тине?
— А я за лягушкой гонялся.
— Нос почему в земле?!
— Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?
А как порядочные звери выглядят?
— У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!
— Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.
— А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!
— Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?
— Не знаю. Я скорей убежал.
— Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!
— Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»
Вопросы для детей:
Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.
Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:
Э. Шим «Сорока и медвежонок»
«- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?
— Ты ее в дугу сгибаешь?
— Ты ее ободрать хочешь?
— Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»
Лисы весной
Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.
К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.
Волки весной
Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.
Лоси весной
Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!
Барсуки весной
Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.
Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.
В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.
Рыбы весной
Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.
Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.
В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.
Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.
Перелетные птицы весной: логические задачи для детей
Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной
Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:
Н. Сладков. Птицы весну принесли
Дальше — больше. Пеночки прилетели — цветы запестрели. Кукушка вернулась — листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались — черёмуха зацвела.
Весна так и делается: каждый понемножку».
Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.
А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)
«- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?
— А я ждал, пока мой дом подрастет.
— Как это, дом подрастет?!
— Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»
Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.
А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.
Логическая задача 4. Птицы – ревизоры
Автор – Н. Ф. Виноградова
«Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»
Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?
Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?
Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.
Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный. Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).
Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.
— Почему это – на пожар?
— Да у тебя нос закопчённый!
— Почему это – закопченный?
— У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!
— И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»
После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).
Занимательная задача 6. Секрет соловья
Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:
«Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.
…А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»
Любознательным: интересные факты о соловьях весной
В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!
Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.
Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».
В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.
В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.
Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.
Э. Шим. Соловей и воронёнок
«- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
— В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
— Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…
— Так глянь. Я и есть Соловушко!»
Мультфильм о птицах весной
А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.
Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.
Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!
Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:
Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.
Времена года — весна: Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, наблюдения на прогулке, логические задачки и эксперименты, речевые упражнения, физкультминутки, картинки, загадки.
Стихи про весну для детей: 37 стихотворений для детей разного возраста, видео для детей, словесное рисование по стихам о весне.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки