Как звонили в 19 веке
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Надо знать: как петербуржцы звонили друг другу в конце XIX века
Рассказываем о первой в Северной столице и в России телефонной линии — она была открыта в 1892 году и обслуживала 128 абонентов. Почему на аппараты наносили надпись «Не слушайте ртом и не говорите ухом!», по какой причине в телефонистки брали только высоких незамужних девушек и как проходило соединение («барышня» должна была воткнуть два штекера в нужные гнёзда — весьма непростая задача!) — на эти вопросы отвечаем в нашем материале.
Первый в России телефонный разговор между простыми гражданами состоялся 1 июля 1882 года. Недавно подключённая телефонная линия, работавшая в Петербурге, обслуживала в тот момент всего лишь 128 абонентов. На первые телефонные аппараты наносили надпись «Не слушайте ртом и не говорите ухом!»: неопытные абоненты могли перепутать круглую воронку, из которой доносился звук, и микрофон.
Интересно, что в XIX веке в телефонистки брали только незамужних девушек — считалось, что думы о личном могут отвлекать их от работы и заставлять ошибаться при соединении. Кроме того, на эту сложную работу набирали исключительно высоких женщин, которые могли бы дотянуться до верхнего края панелей с гнёздами для соединений. Такая деятельность требовала повышенной концентрации внимания, и редкая барышня задерживалась на этом месте надолго.
Первые полгода телефонные станции для массового использования работали в бесплатном режиме, затем услуга стала платной — на тот момент в сети было уже 259 абонентов.
В те времена аппарат не имел ни диска, ни кнопок — для связи с телефонисткой необходимо было вращать специальную ручку индикатора. После этого в действие приводился маленький генератор, который подавал напряжение в 60 вольт по проводам телефонной линии на коммутатор.
При связи с телефонисткой необходимо было назвать район и номер, к примеру 7–19. Барышня в этот момент должна была найти седьмой ряд и воткнуть штепсель в 19-е гнездо либо обратиться к своей коллеге, которая обслуживала выбранный район. После этого второй штепсель нужно было воткнуть в гнездо вызываемого номера, предварительно сообщив второму абоненту, кто ему звонит. Хорошие телефонистки умудрялись провернуть все эти действия всего за 8 секунд.
Типичный разговор в Москве (там использовался трёхзначный шифр для обозначения абонентов) выглядел в те годы так:
Абонент Иванов снимает трубку и крутит рычаг.
Телефонистка: «Станция слушает, что вам угодно?»
Абонент Иванов: «Говорит Иванов, 721. Соедините меня с номером 750».
Телефонистка: «Вызываю».
Телефонистка: «Ваш абонент занят, а когда он освободится, вам позвонят».
Иванов кладёт трубку.
Через некоторое время в его квартире снова раздаётся звонок.
Абонент Иванов: «721, Иванов слушает».
Телефонистка: «Абонент 750 свободен, вызывайте».
Абонент Петров: «750, Петров слушает».
Абонент Иванов: «Говорит Иванов, 721».
Только после этого Иванов с Петровым начинали разговаривать.
К 1886 году в Петербурге насчитывалось уже 940 телефонных абонентов, а в 1898 году открыли первую междугороднюю телефонную линию между Северной столицей и Москвой. В 1910 году на Большой Морской улице построили телефонную станцию, рассчитанную на 40 тысяч номеров, а к 1910 году в Петербурге начали появляться монетные телефоны-автоматы.
Первые телефоны в России: когда они появились, и кто их обслуживал
Откуда совершили первый междугородний звонок в России? Кто боялся телефонных аппаратов? И почему только дворянки управляли первыми русскими телефонными станциями?
В 1901 году Николай Бугров, преуспевающий русский купец XIX века, установил телефонный аппарат в своем нижегородском рабочем кабинете. Писатель Максим Горький вспоминал, как Николай Александрович с благоговением рассказывал: «Спросил недавно у ученых, что такое электричество. Электричество — это сила, но каково ее происхождение, неизвестно. Как, вы думаете, к такой новинке, как телефоны, относятся мужики? Есть у меня один работник, грамотный парень, но прежде чем взять телефонную трубку, крестится и после моет руки с мылом».
Первый телефонный звонок прозвучал в России в 1879 году, всего через четыре года после того, как Александр Белл запатентовал свое создание. А первые телефонные коммерческие предприятия возникли в стране в 1882 году. В 1880-х годах грамотного населения было всего чуть более 15 процентов. Неудивительно, что крестьяне считали новинку бесовской придумкой. Впрочем, до них новшество дошло нескоро.
Первые телефонные линии
Первые телефонные линии в России были проложены иностранцами. В 1881 году британская компания Александра Белла заключила 20-летнее концессионное соглашение на создание телефонных линий в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве и Риге. Первый русский коммутатор был установлен в 1882 году в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, 26. Это 5-этажное здание, достаточно высокое, чтобы разместить на его крыше столбы телефонного провода, потому что первые линии были проложены самым дешевым и быстрым способом — на крышах. Точно так же первая московская телефонная станция располагалась в доме Попова на Кузнецком Мосту, 12 — роскошной улице Москвы XIX века, полной бутиков и дорогих квартир.
Первые 26 телефонных абонентов в Москве были невероятно богаты. Ежегодная плата, взимаемая компанией Белла за установку и обслуживание телефона, составляла 250 рублей, огромная сумма по тем временам. Тогда за 85 рублей можно было купить самую дорогую шубу в шикарных магазинах Кузнецкого Моста. К концу 1882 года в Петербурге насчитывалось 246 телефонных абонентов.
Первый звонок в Россию был, однако, сделан не каким-то богатым человеком или компанией. Это произошло гораздо раньше, в 1879 году, и пробный звонок был сделан из Санкт-Петербурга на железнодорожную станцию Малая Вишера. Связь была по понятным причинам плохой: из-за расстояния слышались только свистки пароходов на станции, но человеческий голос был неразборчив и как будто шел из-под земли. Второй эксперимент был гораздо более удачным. Звонок из Санкт-Петербурга на станцию Любань был слышен достаточно отчетливо.
Телефонные станции, управляемые дворянками
На первых телефонах не было никаких циферблатов. Нужно было снять трубку, вращать ручку электрогенератора, сигнал поступал на телефонную станцию, где девушка принимала вызов и соединяла с другим абонентом. Этих девушек называли телефонными дамами или барышнями. Как правило, это были образованные незамужние молодые девушки, окончившие институт благородных девиц. Они вежливы, терпеливы, знали иностранные языки.
Работа требовала глубокой концентрации и крепких нервов: клиенты часто бывали недовольны плохой связью. Однако за это неплохо платили — 30-40 рублей в месяц. Правда, тяжелый график: в среднем совершалось около 200 звонков в час, смены продолжались 7-8 часов, 1 выходной день в неделю и отпуск только через 2 года!
Эрикссон берет верх
В 1900 году компания Белла имела 3800 клиентов в Санкт-Петербурге и 2900 — в Москве, но права были перекуплены Ларсом Эрикссоном. Он брал всего 63 рубля за установку телефона и быстро завоевал рынок своими удобными, легкими телефонами. К 1910 году в стране насчитывалось уже 155 тысяч пользователей, сеть линий постоянно расширялась.
Первыми клиентами стали учебные заведения, медицинские учреждения, ветеринарные кабинеты, полицейские участки и, конечно же, богатые предприниматели.
Император Николай II, однако, не очень часто пользовался телефоном, несмотря на то, что в 1903 году в Кремле был установлен аппарат, а в Царскосельском дворце, в комнате камердинера, имелся телефон. У его супруги Александры Федоровны, напротив, было установлено три телефона: два в ее комнатах и один в детских.
Число пользователей росло. В 1913 году в России насчитывалось уже 244 118 абонентов. Существовало 1212 отдельных телефонных сетей, и подключено около 44,6 миллиона человек. К концу 1916 года в Москве на 100 жителей приходилось 3,7 телефона, больше, чем, например, в Гамбурге. Но все это было по-прежнему вручную.
А вы много времени тратите на телефонные разговоры?
О том, как выглядели первые мобильные телефоны, можно узнать здесь.
Как звонили в 19 веке
Есть связь!
В конце XIX века в России началось массовое строительство телефонных станций, спустя пять лет после появления телефонных сетей в Америке и в Европе. В Петербурге сооружение первой станции взяла на себя американская компания Bell Telephone Company, имевшая успешный опыт работы в других странах. В доме Ганса на Невском проспекте, 26 располагался офис компании Белла, и здесь же начал работу первый коммутатор. Позднее аналогичные станции появились на Большой Конюшенной и на Большой Морской улицах.
Вместе с телефонной корпорацией Белла на российский рынок пришли и другие компании. Одними из первых европейцев стали немцы. Инженеры фирмы Siemens начали работать в столице задолго до появления телефонов. В 1853 году по немецкой технологии в городе проложили первый телеграфный кабель. А петербургский завод немецкой фирмы «Siemens & Halske» начал выпуск телефонных аппаратов еще на заре развития мировой телефонии. Так началась история связи в Петербурге.
«Не слушайте ртом, не говорите ухом!»
Первые телефоны были громоздки, не имели ни диска, ни кнопок. Они оснащались подковообразным магнитом с двумя противоположными полюсами. Аппарат использовался одновременно как передатчик и слушатель. Говорить приходилось в круглую воронку, а ухо прикладывать к трубке. Поэтому если один собеседник говорил, то второй должен был молчать. Изначально телефон не имел звонка, а для вызова использовался свисток, который крепился в мембранное кольцо телефона. Телефон был настолько необычен для первых пользователей, что появилась даже специальная инструкция: «Не слушайте ртом и не говорите ухом!».
«Бесовщина какая-то!»
Кофемолка, паук и Эйфелева башня
Число владельцев телефонов в Петербурге стремительно росло, несмотря на то, что технологическая новинка стоила дорого. За 35 лет развития телефонной сети в столице Российской империи абонентская база увеличилась почти в 200 раз!
Самый простой аппарат обходился владельцу в 30-70 рублей, а абонентская плата составляла 250 рублей в год. В те времена квалифицированный инженер получал жалованье 24 рубля в месяц, а за 200 рублей в год можно было арендовать достойную двухкомнатную квартиру на Загородном проспекте.
Работа, требующая чрезвычайных душевных сил
С началом работы первой телефонной станции в Петербурге и в России появились не только новые гаджеты, но и новые профессии. Работу станции обеспечивали телефонистки. На службу принимали молодых и незамужних барышень, в возрасте от 18 до 25 лет. Они были хорошо образованны, как правило – выпускницы Института благородных девиц, обедневшие дворянки. Считалось, что молодые девушки более терпеливы и выносливы. Были ограничения и по росту. Набирали высоких барышень, от 165 см, чтобы та смогла дотянуться до расположенных наверху стендовой панели специальных отверстий, с помощью которых осуществлялось соединение. Служба на коммутаторе хорошо оплачивалась. Телефонистка получала жалованье 30-40 рублей в месяц. Вместе с тем служба требовала чрезвычайной выносливости и душевных сил: 7-8 часов в день, один выходной в месяц, 70 вызовов в час, почти 200 часов ежемесячной работы на тяжелом и громоздком аппарате и нередкая несдержанность и хамство на другом конце телефонной линии. Известны случаи, когда нервные припадки заставляли девушку отказаться от работы спустя полтора месяца. Такой вид деятельности считался вредным производством в конце XIX века.
К началу XX века телефонная связь постепенно становится массовым явлением. К 1910 году в стране насчитывалось уже 155 тысяч абонентов, активно строили междугородные телефонные линии. Телефон перестал быть необычным и опасным технологическим изобретением, а стал необходимым и стильным атрибутом времени. О дальнейшем развитии телефонной связи в России и в мире мы расскажем в следующий раз. Потому что это уже совсем другая история.
Страницы истории
На фото московские телефонистки 1917 г.:
Изобретение телефона в мире.
Первый в мире телефонный звонок 10 марта 1876 года сделал инженер-изобретатель Александр Грэхем Белл. По-началу его изобретение не оценили. Он создал «Телефонную компанию Белла». Телефонные аппараты Белла по размеру были большими. Стокгольмский инженер Ларс Магнус Эрикссон. Развинчивая и завинчивая десятки аппаратов, он увидел в них столько очевидных недоработок, что пришел к развенчанию телефона Белла. Так появился фирменный телефон Эрикссона — «настольный, с магнето и рупором». И о нем удивительно быстро узнали и в Москве, и в Бостоне. Эрикссон то же создаёт компанию «Электромеханические мастерские LM Ericsson & Co», или LME. Телефонные аппараты Эрикссона были большими маленькими.
Просвещенные граждане Российской империи с конца 70-х годов XIX века обращались в Кабинет Министров с предложениями организовать телефонные коммуникации в крупнейших городах империи.
Частным образом телефоны уже работали в стране — соединяя дома и конторы видных промышленников и резиденции монарших особ.
Первый телефонный звонок в России.
Из Петербурга еще в 1879 году был совершен первый в российской истории междугородный звонок — в железнодорожную станцию Малую Вишеру (в 150 верстах от столицы). Это был частный звонок.
Закон о телефонизации.
Приобщение россиян в массовом порядке к телефонной связи началось с Высочайшего утверждения «Об устройстве городских телефонов», поступившего из Кабинета Министров 25 сентября 1881 года.
Телефонную связь представляли частные компании.
Выше описанный закон, снимал с государства ответственность за новое хлопотное дело. Оно гласило, что постройка и эксплуатация городских телефонных сетей в России может передаваться частным компаниям на срок до 20 лет, после чего все сооружения и постройки в рамках телефонного дела переходили в собственность государства. Но до этого момента, все время, пока оказывались услуги телефонной связи, владелец лицензии отчислял бы в госказну долю малую — 10% от абонентской платы частного сектора и 5% от платы, взимавшейся с государственных и общественных учреждений. На монополию в новом деле претендовали все компании, имевшие хоть какие-то, самые отдаленные и приблизительные представления о телефонном деле. И вот поразительно: концессионный контракт, дававший исключительные права на строительство и эксплуатацию телефонных сетей в пяти (!) крупнейших городах Российской Империи — Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве и Риге, — только что созданный Телефонный департамент подписал с никому не известным частным предпринимателем и инженером фон Барановым. А тот стремительно отказался от непонятно какими путями добытой лицензии и передал все права Телефонной компании Белла. И хотя человечек с опереточной фамилией для отвода глаз как будто покупал что-то из необходимого оборудования (сохранились описи: стоек — 50 шт., проволоки — 6 000 кг, изоляторов — 5 000 шт., аппаратов — 400 ед., коммутаторов — 6 ед.), он, скорее всего, был подставным лицом. Мало кто сомневался, что разница от перепродажи фон Барановым «телефонных прав» осела в карманах влиятельных вельмож и высочайших чиновников.
Первые телефонные компании заработали в Москве и Петербурге практически одновременно — в июле 1882 года. Правда, в Москве 1 июля 1882 года, говоря современным языком, началась коммерческая эксплуатация сети местной телефонии, а в Петербурге она проработала до конца октября того же года в тестовом режиме. Буквально за несколько дней связь оправдала себя: за одни сутки Петербург и Москва приняли свыше 60 переговоров. При этом в Петербурге 29 октября 1882 года — в первый день коммерческого предоставления услуг — насчитывалось 259 телефонных абонентов, а в Москве на тот же день (то есть по итогам четырех месяцев полномасштабной работы) — 200 пользователей, к 1901 г. в Москве насчитывалось 2860 абонентов, в 1917 году в Москве насчитывалось уже более 57 тысяч телефонных абонентов, в Петербурге 1901 г. — 4 360 абонентов К концу 1916 года на 100 москвичей приходилось 3,7 телефонных аппарата — больше, чем в европейском торговом центре Гамбурге. В 1901 году в Москве насчитывалось свыше 2 860 номеров. В 1903 был телефонизировал Кремль. В России появилась телефонная линия, которая в 1898 году считалась самой длинной во всей Европе. 660 километров проводов связали два мощных города, Москву и Петербург. Телефонная линия пролегала между Москвой и ближними городами: Богородицком, Химками, Одинцовым, Пушкиным, Коломной, Подольском и Серпуховом. В 1916 г. земские телефонные сети работали в более чем 190 у.е.здах европейской части Российской империи.
Компания Белла вдумчиво и скрупулезно подходила ко всем пунктикам строительства телефонной сети. Во всех пяти городах, которым так повезло с передовой связью, телефонные станции должны были располагаться в центре, на достаточно «модных» и оживленных улицах — что служило бы дополнительной рекламой. При выборе здания, которое предстояло занять телефонистам и оборудованию, решающим фактором была высота: со всех сторон к дому должны были подходить воздушно-стоечные линии. Рассуждая подобным образом, специалисты выбрали в Петербурге дом на Невском, 26. В Москве идеальным сочли дом купца Попова на Кузнецком Мосту.
22 мая большинство московских газет разместили объявления от имени уполномоченного Телефонной компании Белла коллежского асессора Ярошки, возглавлявшего Московское телефонное общество: «Уполномоченный обращается ко всем казенным, городским и общественным учреждениям, а равно и ко всем лицам, желающим абонироваться на телефоны, с покорнейшей просьбой делать заявление в контору московских телефонов (Кузнецкий Мост, дом Попова). Кузнецкий Мост тогда был — как сегодня Столешников и Рублевка вместе взятые. Одна из самых фешенебельных улиц, модные магазины и «гламурная», как сказали бы наши современники, публика. Самые «сладкие» в городе витрины. Французы-лавочники. Самые высокие и просторные дома. Квартиранты-сливки общества. Даже мостовую на Кузнецком мели расфранченные воришки — пойманные здесь же с поличным (где ж еще воровать, как не на манящем благополучием и роскошью Кузнецком).
Какими были телефонные номера в России.
Номера присваивались трехзначные. № 750 — директор телефонного общества А.И. Ярошка, № 723 — «Братья К. и С. Поповы»,
Кому можно было позвонить.
Среди 26 московских абонентов-пионеров: Московское страховое общество, Арман Бед, инженер телефонного общества, а также ведущие банкирские дома, рестораны и театры. Среди частных лиц — богатые и знаменитые: Абрикосовы, Трамбле, Дэпре, Кноп, Вогау, Дангауэр. 17 июля, при повторной публикации перечня московских абонентов, в нем засветились и те, кому только предстояло вкусить прелести коммуникаций: правления Московской, Рязанской и Курской железных дорог, товарищество Даниловской мануфактуры и другие. Похоже выглядели абонентские списки Санкт-Петербурга. Правда, первый рапорт, приуроченный к запуску телефонной сети, здесь содержал аж 128 абонентов, среди которых — Людвиг и Альфред Нобели, Медно-прокатный трубный завод, а также завод и контора Гука, банки, редакции газет, правление Балтийской железной дороги, многие государственные учреждения. Однако полноценная эксплуатация Петербургской телефонной сети началась только 30 октября. Но в июле первых питерских абонентов, несмотря на «недострой», все-таки подключили. Проволочки были связаны с тем, что Городская Дума и частные домовладельцы с неохотой разрешали тянуть провода по стойкам через крыши домов. К тому же первые знатные абоненты в массовом порядке переехали из городских квартир на дачи и в свое отсутствие устанавливать телефон запрещали.
Какими были телефоны.
Были огромными. Причем «устанавливать телефон» означало — сооружать небольшое хозяйство весом более 8 кг. У каждого абонента на квартире водружали: электросигнальный прибор Гилелянда, микрофон Блэка, телефон Белла и элемент Лекланже. Достаточно «беспокойное хозяйство», несовершенное и неудобное в использовании. Микрофон находился на нижней панели, отчего говорящий был вынужден сгибаться в три погибели. А снимая телефон с рычага, надо было еще и теребить этот рычаг рукой — чтобы удостовериться, что он поднят. Телефон состоял он из индуктора и звонка Гилелянда, микрофона Блэка, собственно телефона производства Белла и батареи элементов Лекланже. Ни диска, ни тем более кнопок на корпусе не было. Не было и трубки в нынешнем представлении: говорить приходилось в большую круглую воронку, ко второй прикладывать ухо. Причём микрофон находился внизу, и чтобы тебя услышали, нужно было не только произносить слова громко и членораздельно, но и наклоняться. Устройство было настолько непривычно, что во избежание путаницы существовала инструкция: «Не слушайте ртом и не говорите ухом!». Первые абоненты — что в Москве, что в Бостоне — вздыхали и сетовали на несовершенство техники. Их телефонные аппараты ломались и требовали ремонта или замены.
Замена телефонных аппаратов с громоздких на маленькие.
Вскоре появились свидетельства очевидцев: «Все старые абоненты с белловскими аппаратами осаждают центральные станции с просьбами дать им эрикссоновский аппарат». Причины — удобство использования, ясный и громкий звук, цена — всего 40 рублей (против 60 — за белловский), наконец, изящество «аппаратика». А микрофон этого шедевра машинерии называли «чудом техники». Он нуждался в осмотре специалиста всего раз в полгода, в то время как аппарат Блэка приходилось простукивать-просматривать каждые две недели. «Волшебный порошочек» таился в этом микрофоне — настолько волшебный, что словосочетание «угольный порошок» тогда вытеснила другая идиома — «порошок Эрикссона».
Компания Белла доминировала в столицах, звезд с неба не хватавшая LME устанавливала и налаживала работу в провинциальных Киеве и Харькове, Казани и Тифлисе (Тбилисси).
В первые годы телефон был до крайности дорогим удовольствием. И абонентская база — что в Москве, что в Петербурге, росла за счет тех, кто мог позволить себе выкладывать 250 рублей в год. Неслыханные деньги, если роскошная хорьковая шуба в самом дорогом магазине «Меха» на том же Кузнецком стоила 85 рублей. В случаях, когда телефонный аппарат был удален от центральной телефонной станции более чем на три версты, абонент доплачивал сверх абонентской платы 50 рублей за каждую версту.
Первые «телефонные барышни» были образованны, терпеливы и вежливы. Молоды — от 18 до 25 лет, и не замужем — «дабы лишние думы и заботы не приводили к ошибкам при соединении». Даже «тактико-технические» характеристики телефонисток были строго регламентированы: высокий по тем временам рост (от 165 см) и длина туловища в сидящем положении с вытянутыми вверх руками не менее 128 см. Жалованье платили завидное — 30 рублей в месяц (квалифицированный рабочий получал в то время около 12 рублей в месяц). Но в размеренный и тихий уклад жизни XIX века такая работа не вписывалась. В 1891 году корреспондент журнала «Электричество» сочувственно перечисляет профессиональные тяготы телефонных барышень: «Нервные припадки нередко заставляли бедную женщину отказаться от места спустя каких-нибудь полтора месяца после столь трудного поступления на открывшуюся вакансию». Телефонистки быстро утомлялись, что приводило к ошибкам при соединении. Важные абоненты, платившие серьезные деньги, негодовали и жаловались. Число владельцев телефонов росло в геометрической прогрессии: 246 — к концу 1882 года, 1250 — в 1892-м, 2918 — в 1900 году. За одно соединение должно было осуществляться за 8 секунд. За это ничтожное время телефонистка должна была принять вызов, понять, в какое из доступных абонентских гнезд нужно воткнуть шнур, чтобы соединить абонентов. Сначала абонент должен был крутить ручку индуктора, после чего на противоположном конце провода возникал голос телефонистки, которой сообщался номер собеседника, она соединяла номера — и, если второй абонент оказывался дома, разговор начинался. По окончании беседы (которые обычно были очень коротки, ввиду дороговизны и низкого качества связи) абонент снова должен был крутить ручку индуктора — так «вешали» трубку
Смена Россией оператора телефонной связи.
В 1900 году Имперское управление почты и телеграфа отказалось продлевать белловскую концессию. По правилам, в собственность правительства переходили все телефонные станции. Но взваливать на себя их развитие оно не стало. И отказало Городской Думе, выступившей с просьбой отдать Московские телефонные сети городскому управлению. Снова, как и 18 лет назад, объявили открытые торги. Они прошли 7 ноября 1900 года, причем к конкурсу допустили и Московское городское управление тоже. Принцип «аукциона наоборот» был прост — кто предлагал наименьшую абонентскую плату, тот и получал телефонные сети. Победителем стало загадочное Шведско-Датско-Русское АО, предложившее абонентам платить ровно в 2 раза меньше — 63 рубля 20 копеек. У Белла абоненты должны были платить 250 рублей. За вывеской победившего в торгах АО стоял Эрикссон и могущественный ювелир Седергрен. В 1883 году первый телефонный абонент Стокгольма учуял новую золотую жилу и открыл Stockholm Allmanna Telefonaktiebolag (SAT). Allmanna оказалась манной небесной — предложив в 2 раза меньшую абонентскую плату, нежели белловская, SAT завладел шведским телефонным рынком. Демпинговый прием, как видите, работал давно и безотказно. Но шведское правительство, не в пример российскому, как раз в 1900 году наложило лапку на местный телефонный рынок. Седергрен отправился искать иные рынки.
Телефонные аппараты в Земствах.