Как звонить батюшке по телефону
Правила церковного этикета, или как обращаться к священнику
Основы церковного этикета
Христианские каноны начали зарождаться еще во времена двенадцати апостолов, основываясь на глубокой вере и почитании Всевышнего. К сожалению, до XXI столетия дошли не все традиции, однако до сих пор религиозный этикет является важной частью православного сообщества.
Пренебрежение установленными правилами может вызвать негативную реакцию членов церкви или поставить мирянина в неловкое положение. Чтобы этого не случилось, нужно понять, как правильно вести себя при посещении храма и разобраться с тонкостями церковного устава.
Иерархия церковных санов
Иерархичная структура определяет строгий порядок обращения к представителям разных ступеней духовенства. Благодаря ей институт церкви работает четко и слаженно уже много столетий. Согласно общепринятым канонам, все церковнослужители делятся на три класса:
Способы обращения к представителям духовенства
Сегодня к представителям церкви принято обращаться на «вы», однако совсем недавно этикет разрешал более простую форму – «ты». Ужесточение религиозного этикета произошло в XVIII столетии с усилением влияния Европы на Российскую Империю. Тогда же были сформулированы и формы обращения к духовенству, применяемые при официальной беседе или в письме:
Видео «Правила приветствий православных христиан»
В этом видеосюжете рассматриваются некоторые церковные каноны.
Другие нюансы православных приветствий
Сегодня некоторые верующие называют всех церковных женщин «матушками», однако это неверно. В православии так можно обращаться только к игуменье монастыря или жене батюшки. Последняя не имеет официального сана, однако выполняет важную роль в жизни прихода. Она занимается хором, обучением, питанием, возлагает на себя все остальные бытовые заботы.
Христианство учит нас тому, что по духу мы все едины и вместе являемся Телом Церкви, а потому между простыми прихожанами позволительны обращения «брат» и «сестра». Также можно называть друг друга просто по имени.
Как лучше обращаться к священнику в храме
Священнослужитель является посредником между Господом Богом и мирянами. Церковный этикет предполагает несколько правил:
Как обращаться к священнику во время исповеди
Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина. Это целый ритуал, который выстроен на незыблемых канонах:
Как обращаться к священнику по телефону
Сегодня со своим духовным учителем можно связаться в любой момент, просто позвонив ему по телефону. Однако даже при такой беседе нельзя забывать о церковном этикете:
В телефонном режиме не принято исповедоваться или беседовать на сложные темы.
Правила общения среди членов церковного сообщества – это целый ряд канонов, которые следует соблюдать всем воцерковленным людям. К кому бы вы ни обращались, нужно учитывать его сан в иерархии и применять ту форму обращения, которая официально установлена церковью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В России запустили горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие»
Москва, 1 февраля 2021 г.
Начала работу федеральная информационная линия церковной социальной помощи «Милосердие». Проект запустил Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в годовщину интронизации Предстоятеля Русской Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Операторы многоканальной горячей линии будут обрабатывать звонки круглосуточно, без выходных, по телефону: +7 (800) 70-70-222. Звонок бесплатный для жителей всех регионов России.
По телефону можно будет попросить о духовной поддержке, пригласить священника для совершения таинств, попросить о продуктовой помощи. Также операторы предоставят информацию о том, какую помощь можно получить в церковных социальных проектах: приютах для женщин, центрах реабилитации наркозависимых, приютах для бездомных, богадельнях — центрах круглосуточного сестринского ухода за пожилыми людьми.
В Церкви более 4500 церковных социальных проектов и учреждений, свыше 300 сестричеств милосердия, 77 приютов для женщин, 211 центров гуманитарной помощи, более 60 богаделен — центров круглосуточного сестринского ухода за тяжелобольными людьми, более 90 приютов для бездомных, более 300 проектов помощи наркозависимым, более 800 добровольческих служб и групп милосердия.
«Мы создали единый телефон, по которому человек в беде сможет обратиться за помощью, — рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности, викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — В разных епархиях в период пандемии появились такие телефоны, и сейчас по благословению Святейшего Патриарха мы сможем объединить наши усилия. Эпидемия показала, как сильно востребована помощь Церкви. В храмы, церковные социальные проекты поступает много просьб о помощи. Мы стараемся помочь каждому человеку».
Горячая линия создана на базе московской справочной службы «Милосердие». Она работает с 2003 года. С апреля 2020 года телефонная служба «Милосердие» стала горячей линией московского церковного штаба помощи и принимала просьбы из Москвы и Московской области. За это время линия обработала более 34 тысяч звонков. Теперь церковный проект социальной горячей линии будет запущен для всей страны.
В епархиях организована продуктовая помощь нуждающимся. С июня 2020 года Синодальный отдел по благотворительности направил более 18,6 млн рублей на закупку продуктовых наборов для 45 тысяч нуждающихся семей в 58 епархиях России, Молдавии, Киргизии, в Восточном Тиморе и на Филиппинах. Продуктовые наборы весят более 10 кг и содержат тушенку, консервы, сгущенное молоко, сахар, соль, крупы, макароны, печенье, масло.
В России созданы мобильные специальные группы священников, которые посещают больных коронавирусом в стационарах и на дому. Синодальный отдел по благотворительности разработал правила совершения таинств в «красных» зонах, организовал обучение и направил в 110 епархий более 3,5 тысяч комплектов средств защиты.
Православные священники отвечают по телефону доверия
На телефоне доверия 8-800-100-0191 с недавних пор дежурят более 20 московских священников. По замыслу служба призвана помочь онкобольным и их родственникам, однако у людей часто возникает потребность поговорить не только о своей болезни, но вообще — о смысле страданий и житейских неурядиц, а значит, о вере и Боге. Спустя четыре года после создания горячей линии «СО-действие» психологи позвали на помощь священников: трудно было поддерживать диалоги о духовной жизни. Тем более что сегодня по телефону доверия звонят не только пациенты онкоклиник и их близкие, но и люди с самыми разными проблемами.
Священник Игорь Палкин, один из добровольцев «Телефона доверия», рассказал «Известиям», что на него чаще всего переключают звонки от людей невоцерковленных и мало знакомых с православием. Прежде чем соединить абонента со священником,диспетчер выясняет, кто звонит и откуда. Обращаются жители разных городов — Иркутска, Ульяновска, Воронежа (кстати, в Воронежской епархии есть местный телефон доверия, по которому отвечают священники).
Например, дочь умершей женщины спрашивает:мама была верующей, ходила в храм, молилась о выздоровлении — почему она все равно умерла? Священник постарается объяснить, что православные верят: каждого Бог призывает в лучшее для человека время, а однажды перешагнуть этот порог придется каждому. Главное для священника — не оттолкнуть позвонившего человека лишней назидательностью или неловким словом.
Недавно отец Игорь Палкин разговаривал с 12-летним мальчиком, и тот обмолвился, что недавно приехал к маме из интерната.
— А как ты попал в интернат?
— Мама болела, а ее муж забрал к себе только моего брата,потому что у меня другой отец. Бабушка лишена родительских прав, поэтому меня отправили в интернат, — объяснил мальчик.
«В этих двух фразах — целая жизнь, — говорит священник. — Мы разговаривали 40 минут».
Мама мальчика проходит непростое лечение, и он решил позвонить священнику, чтобы узнать, как молиться, чтобы она не умерла. Но сразу начинать с такого серьезного вопроса трудно, и сначала паренек спросил, знает ли священник что-то о его родном городе — Ульяновске.
— Да, — ответил батюшка, — у тебя в городе сделали мою машину — уазик.
— А я думал, что у священников всего много и они на таких не ездят, — удивился мальчик.
— А у меня и правда всего много, например детей пятеро, —утешил его священник.
Активно пользуются телефоном доверия в Воронеже. Иногда в день бывает несколько десятков звонков. К священникам обращаются за советом, а иногда даже просят финансовой помощи. Звонят и образованные люди, и старики, и подростки. Например, одна женщина сделала успешную карьеру, но упустила сына, рассказал «Известиям» протоиерей Петр Петров из Воронежа. Подросток стал наркоманом, и мать уже безуспешно обращалась ко всем врачам и даже колдунам,пока не позвонила священнику. Вместе с церковью ей удалось «снять сына с иглы».
В Санкт-Петербурге можно поговорить со священником по телефону доверия, действующему в православном центре «Жизнь». Основные клиенты центра — беременные женщины, попавшие в кризисную ситуацию и задумавшиеся об аборте. Здесь телефонный звонок становится лишь первым контактом, а затем будущей матери могут оказать самую разную помощь — и психологическую, и материальную, лишь бы она сохранила ребенка. Помогают всем женщинам, вне зависимости от их религиозной принадлежности.
В Иванове телефон доверия работает при монастыре. Можно задавать вопросы, в том числе, о проблемах ВИЧ и СПИДа. В Казани говорят, что не реже православных священникам звонят мусульмане и атеисты.
Что касается звонков муфтиям, телефон доверия для мусульманок заработал в Москве три года назад, но просуществовал всего несколько месяцев. Как сказала «Известиям» Галина, модератор женского мусульманского форума, но работу горячей линии попросту нет денег. Но как только они появятся, будет востребован не один телефон, а целый консультационный центр. В мае нынешнего года было объявлено о начале работы мусульманского телефона доверия в Северной Осетии – Алании, однако сегодня указанный номер также недоступен.
Телефон священника
Каждый москвич теперь может посоветоваться со священником, не заходя в храм и не разыскивая батюшку. Для этого достаточно только позвонить. 28 иереев и 8 диаконов готовы отвечать на ваши вопросы. Организатор горячей линии — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, — говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. — Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».
Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?
«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, — рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».
У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое — такая помощь востребована, второе — священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.
«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, — говорит куратор проекта Полина Юферева. — Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах — везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, — люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.
Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051» Иннокентий Постников. — Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».
По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.
— К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), — говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.
— А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?
— Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.
Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)
как правильно разговаривать с батюшкой по телефону
Ответы на любые вопросы
Придя в первый раз в храм, мы не знаем, как обращаться к священнику. Церковь обязывает прихожан к определенному этикету и правилам. Ведь это не клуб и не дискотека, а место довольно официальное.
Кто такой и зачем нужен священник?
Официально признанное значение священника – служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:
Священничество – это не должность, а образ жизни, требующий ответственности и самопожертвования.
Как лучше обращаться к священнику в храме?
Не бойтесь – главная задача священника, общение с людьми от имени Божьего.
Как обращаться к священнику во время исповеди?
Исповедь – признание в своих грехах, сожаление о них и раскаяние. Покаяние является неотъемлемой частью жизни христианина. Именно священникам доверена участь отпускать людям грехи.
Как обращаться к священнику по телефону?
Современные технологии диктуют свои правила. Святому Отцу можно позвонить и по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.
При прощании, как и в храме, можно попросить благословения и положить трубку.
Обращение в зависимости от сана священнослужителя
Существует три основных ранга священнослужителей, которые нельзя не учитывать при обращении:
Теперь, вы будете знать, как обращаться к священнику в зависимости от ситуации, сана, и даже сможете позвонить ему по телефону.
Видео об обращении к священникам
Далее советуем посмотреть видео, в котором святой отец Евгений расскажет, как именно лучше обратиться к священнику, чтобы попросить его благословления и для других целей:
Правила церковного этикета, или как обращаться к священнику
Основы церковного этикета
Христианские каноны начали зарождаться еще во времена двенадцати апостолов, основываясь на глубокой вере и почитании Всевышнего. К сожалению, до XXI столетия дошли не все традиции, однако до сих пор религиозный этикет является важной частью православного сообщества.
Пренебрежение установленными правилами может вызвать негативную реакцию членов церкви или поставить мирянина в неловкое положение. Чтобы этого не случилось, нужно понять, как правильно вести себя при посещении храма и разобраться с тонкостями церковного устава.
Иерархия церковных санов
Иерархичная структура определяет строгий порядок обращения к представителям разных ступеней духовенства. Благодаря ей институт церкви работает четко и слаженно уже много столетий. Согласно общепринятым канонам, все церковнослужители делятся на три класса:
Способы обращения к представителям духовенства
Сегодня к представителям церкви принято обращаться на «вы», однако совсем недавно этикет разрешал более простую форму – «ты». Ужесточение религиозного этикета произошло в XVIII столетии с усилением влияния Европы на Российскую Империю. Тогда же были сформулированы и формы обращения к духовенству, применяемые при официальной беседе или в письме:
Видео «Правила приветствий православных христиан»
В этом видеосюжете рассматриваются некоторые церковные каноны.
Другие нюансы православных приветствий
Сегодня некоторые верующие называют всех церковных женщин «матушками», однако это неверно. В православии так можно обращаться только к игуменье монастыря или жене батюшки. Последняя не имеет официального сана, однако выполняет важную роль в жизни прихода. Она занимается хором, обучением, питанием, возлагает на себя все остальные бытовые заботы.
Христианство учит нас тому, что по духу мы все едины и вместе являемся Телом Церкви, а потому между простыми прихожанами позволительны обращения «брат» и «сестра». Также можно называть друг друга просто по имени.
Как лучше обращаться к священнику в храме
Священнослужитель является посредником между Господом Богом и мирянами. Церковный этикет предполагает несколько правил:
Как обращаться к священнику во время исповеди
Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина. Это целый ритуал, который выстроен на незыблемых канонах:
Как обращаться к священнику по телефону
Сегодня со своим духовным учителем можно связаться в любой момент, просто позвонив ему по телефону. Однако даже при такой беседе нельзя забывать о церковном этикете:
В телефонном режиме не принято исповедоваться или беседовать на сложные темы.
Правила общения среди членов церковного сообщества – это целый ряд канонов, которые следует соблюдать всем воцерковленным людям. К кому бы вы ни обращались, нужно учитывать его сан в иерархии и применять ту форму обращения, которая официально установлена церковью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как обращаться к священнику — правила и традиции
Узнайте все самое интересное и полезное о том, как обращаться к священнику, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Церковный этикет
Как в светском обществе, так и в церковной жизни есть определенные правила поведения, учтивости, тактичности. Такие нормы взаимоотношений между верующими людьми составляют церковный этикет. К сожалению, за годы богоборческой власти изменились отношения между священниками и прихожанами. Делающие первые шаги в церковной жизни люди порой не имеют представления, как обращаться к священнику, как обращаться к диакону. Из-за отсутствия элементарных знаний и сложностях при налаживании диалога порой возникают проблемы в общении между христианами.
Например, многие не знают, как правильно брать благословение.
«Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением” (протоиерей Андрей Дудченко).
Такое незнание может привести к более серьезным последствиям. Из-за стеснения и боязни оказаться в неловком положении новые прихожане не общаются друг с другом. Они не задают священникам важные вопросы и не получают ответы, которые могут изменить их жизнь к лучшему, решить многие духовные и жизненные проблемы.
Какие “должности” бывают у священников
Чтобы понять, как обращаться к священнослужителям, следует понимать их иерархию. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон и священник могут состоять в браке, а могут принять монашеский постриг. Вопрос о браке или монашестве должен быть решен до рукоположения. Епископом является только монах. Все женатые священнослужители условно относятся к белому духовенству, монахи – к черному духовенству. Схематически священническую иерархию можно изобразить так:
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО | ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО |
I. ДИАКОН | |
Диакон Протодиакон(старший диакон) | Иеродиакон Архидиакон(старший диакон) |
II. СВЯЩЕННИК | |
Иерей, или священник, или пресвитер Протоиерей(старший священник) | Иеромонах Игумен Архимандрит |
III. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) | |
Епископ Архиепископ Митрополит Патриарх |
Обращение к священнику
К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.
Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:
“И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах” (Мф 23:9).
Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?
Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.
Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать. Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.
Как обращаться к священнику вне храма
Если встреча со священником произошла вне храма, но при этом он в рясе, благословение взять можно, если это уместно при тех или иных обстоятельствах. Когда же священник одет в мирскую одежду, то лучше воздержаться от принятия благословения, если лично вы не знакомы. Хотя такое приветствие не запрещается и в “светской” обстановке. В некоторых случаях священник может подать руку для рукопожатия. Такая форма приветствия допустима, особенно если она выражает уважение и приятность встречи.
Когда встреча произошла одновременно с несколькими священниками, то благословение берется вначале у высшего по иерархии. Чтобы определить, кто занимает более высокое положение, присмотритесь к кресту, который носит священник. Если крест с украшениями – это обязательно протоиерей. Позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея. Серебряный – скорее всего, священник в сане иерея (хотя такое деление весьма условно).
Если понять иерархию затруднительно, нужно сказать: “благословите, отцы”, тогда они сами благословят “по старшинству”. Это требование носит неукоснительный характер для внутренней церковной жизни. Если вы являетесь обычным прихожанином и точно не знаете, как обращаться к священнику, вам незнакомому, строго соблюдать иерархию не обязательно.
Обращение к священнослужителям
Обращение к диакону. Диакон помогает священнику при совершении богослужений. Он не имеет права совершать таинства самостоятельно и не благословляет верующих. Отличить диакона от священника можно по отсутствию наперсного креста. Уместно обращаться “отец диакон” или “отец (имя)”.
Обращение к епископу (архиерею). К высшей степени священства относятся: епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Они руководят церковной жизнью и могут совершать все таинства, рукополагать, освящать храмы. Официально принято обращаться: к епископам — «Ваше преосвященство»; к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»; к патриарху — «Ваше Святейшество».
Этикет — помощь в общении
Церковный этикет – это не просто формальный свод правил поведения, но также уважительные, добрые, искренние отношения между прихожанами. К сожалению, в храме можно услышать неуместные замечания и упреки. Такое поведение зачастую оправдывается тем, что пришедший в храм человек “ведет себя не так, как нужно”. Но это недопустимо как с точки зрения христианской нравственности, так и обычной человеческой морали.
Если вы видите, что кто-то поступает неправильно, указывать на ошибку нужно тактично, чтобы не задеть и не обидеть человека. Иисус Христос назвал всего две основные заповеди:
“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф 22:37-39).
Поэтому так важно проявлять если не любовь, то хотя бы уважительное и дружелюбное отношение к братьям и сестрам во Христе.
Что надо знать о православном церковном этикете
иеромонах Аристарх (Лоханов)
По благословению Преосвященного Симона, Епископа Мурманского и Мончегорского
Общие сведения о церковном этикете
Годы воинствующего безбожия в нашей стране, приведшие в итоге к историческому и религиозному беспамятству, прервали немало традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям. Утеряно (и теперь только по частям и с трудом восстанавливается) то, что наши прадеды впитывали с детства и что становилось потом естественным, – правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые сложились на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Условно эти правила можно назвать церковным этикетом. Вообще этикет – это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (различают придворный, дипломатический, воинский этикет, а также еще и общегражданский), а в переносном смысле – и сама форма поведения. Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, – с почитанием Бога, с благочестием.
Для различения двух терминов – благочестие и церковный этикет – вкратце коснемся некоторых основных понятий нравственного богословия (по курсу «Православное нравственное богословие» архимандрита Платона. – Троице-Сергиева Лавра, 1994).
Жизнь человека проходит одновременно в трех сферах бытия:
— природной;
— общественной;
— религиозной.
Обладая даром свободы, человек ориентирован:
— на собственное бытие;
— на этическое отношение к окружающему миру;
— на религиозное отношение к Богу.
Основной принцип отношения человека к собственному бытию есть честь (указывающая, что есть человек), при этом нормой является целомудрие (индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокая степень нравственной и интеллектуальной сформированности).
Основной принцип отношения человека к ближнему – честность, при этом нормой являются правдивость и искренность.
Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают нам право со дерзновением обращаться к. Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке со-путника к Богу и со-наследника Божией благодати.
Упражнению в благочестии (см.: 1Тим.4:7 ), преуспеванию в нем (см.: 1Тим.6:11 ) должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (см.: Иак.1:26 ).
Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин.4:12 ), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ).
Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает этакое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей – в особенности из числа молодежи и интеллигенции – утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?!
Богобоязненный и церковно-воспитанный. человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру. Показателен в этом отношении случай из жития преподобного Арсения Великого: «Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно – иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца».
Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).
Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это – ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.
Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее – Богу. При появлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас. Вот как мудро писал об этом епископ Вениамин (Милов):
«Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех предпочитает всюду себе, молчаливо терпит разные огорчения и всемерно напрягается мысленно и практически и в самоуничижении ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут.
Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и к людям, и горькие переживания его сменяются сладостными.
Так действиями любви без соответствующих чувств любви в конце концов вознаграждается излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью».
Об этом же писал епископ Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
В общении с людьми – и церковными, и нецерковными – святые отцы советуют помнить о том, что надо бороться не против грешника, но против греха и всегда давать человеку возможность исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего сердца, может быть, уже помилован Богом.
Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.
Для облегчения пользования этим небольшим пособием мы разделили его на следующие части: правила поведения на приходе; правила поведения в монастырях; как вести себя на приеме у епископа; поведение православного вне церкви.
На приходе
При обращении к духовенству для избежания ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве.
В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия («Целибат» – по-латыни «холост»). Диаконы и священники – целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так:
О чем говорить с батюшкой. Как. И когда
Онлайн или все-таки лично?
Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же — один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.
В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же… Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.
Странная какая-то ситуация, парадоксальная… Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и… Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или — заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее — то же самое. Странно, правда…
А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать — и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.
Проблема доступа
Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.
Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая — не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать — это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать — дохода никакого!
Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить — как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.
Время и темы
Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после — вполне возможно.
Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем — и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.
Темы… С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться — причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо — о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту… И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться… Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.
Терпение вкупе с милосердием
По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда — в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония — причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме… И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.
И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:
— Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать.
Исповедь и беседа — разные вещи
Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.
То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается — дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:
— Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?
Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую…).
Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.
…Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые… А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.
Фото Александра Шурлакова
Газета «Православная вера» №12 (488)