Как звучал лозунг французской буржуазной революции
Свобода, равенство, братство
(фр. Liberté, Égalité, Fraternité) — девиз Великой французской революции (1789 – 1799), широко известный левый лозунг.
Этот лозунг активно используется масонами. Является государственным девизом Франции и Гаити.
Во время Великой французской революции (1789 – 1799) была принята Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г.), в основу которой положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.
Декларация до сих пор лежит в основе французского конституционного права и подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 года. 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.
«Свобода», согласно «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), ст. 4:
«Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому»;
«Равенство», согласно «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), ст. 6:
«Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями»;
«Братство», согласно «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), ст. 1:
«Не делай другим того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе».
✍ Примеры
«Мартин Иден» (1909 г., переводчик Сергей Заяицкий, 2014 г.), гл. 29:
«– Если я называю республиканцев глупыми и говорю, что свобода, равенство и братство – лопнувшие мыльные пузыри, то из этого еще не следует, что я социалист, – сказал Мартин улыбаясь.»
«Бывший чиновник интендантского управления, отставной коллежский секретарь Лахматов, сидел у себя за столом и, выпивая шестнадцатую рюмку, размышлял о братстве, равенстве и свободе.»
Дополнительно
— краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею в поведении или деятельности.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Свобода, Равенство и Братство
Французские буржуазные революции заразительно подействовали на другие страны Европы. С приходом буржуазии к власти возникло и рабочее движение.
Буржуазия была не в состоянии в одиночку покончить с самодержавием, поэтому она обратилась с призывом к третьему сословию поддержать революцию.
Контекст
Предвыборная горячка набирает обороты
В Швеции больше негде жить
Как отвести народный гнев от Кремля
Для такой цели лозунг буржуазии подходил идеально.
Победа буржуазии
Обеспечив себе реальную власть во Франции, она убрала (социальную) лестницу и полностью забыла общий лозунг. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить!
Но низшие слои общества тоже были в состоянии думать, и они решили, что буржуазия должна придерживаться первоначального лозунга. Это привело к ряду революций во Франции с 1848 по 1851 годы.
Это проявилось также и в Дании, когда в 1871 году было образовано рабочее движение. На его первом знамени было написано «Свобода, Равенство и Братство».
Этот лозунг использовался у многих местных отделений — или секций, как это называлось в датском отделении Интернационала.
Все это делалось, чтобы показать буржуазии, что право на свободу, закрепленное в июньской Конституции 1849 года, принадлежит всем гражданам, а не только избранному кругу.
Майская демонстрация была запрещена
Уже вскоре после своего образования рабочее движение было вынуждено выступить с первой пробой сил. За день до майской демонстрации она была запрещена шефом полиции, а руководители рабочего движения Пио, Брикс и Гелефф (Pio, Brix og Geleff) были арестованы.
Рабочее движение, то есть, в первую очередь, профсоюзные руководители, выступили против запрета и провели демонстрацию, ссылаясь на слова Конституции о свободе собраний. Произошли столкновения с подразделениями гусар, нападавшими на толпу людей.
Так в борьбе рождалось рабочее движение, и каждое его завоевание в последующие годы является результатом бесконечных боев, профсоюзных и политических.
Следующий большой подъем в рабочем движении пришел с Октябрьской революцией 1917 года. Она вызвала оптимизм и надежду на окончание страшных убийств на фронтах Первой мировой войны.
Это также породило надежду на то, что старое общество будет сменено новым, где «Равенство, Свобода и Братство» будут не только красивыми словами, но и действительностью.
Но история — странная штука, она не идет ровно и спокойно, она идет прыжками и наполнена катастрофами с возможными возвращениями к прежним эпохам.
Октябрьская революция
Буржуазия встретила Октябрьскую революцию долгим реакционным периодом, который начался в двадцатые годы прошлого столетия сразу в нескольких странах, в частности, в Болгарии и Италии.
Ответом на Октябрьскую революцию стал фашизм, который победил сначала в Италии, а потом и в Германии в 1933 году. Это стало подготовкой ко Второй мировой войне, начавшейся в 1939 году.
Но рабочее движение не сдавалось. Оно тщательно обдумало, как наиболее эффективно можно бороться с фашизмом. После длительного и основательного изучения VII Всемирный конгресс Коминтерна одобрил новую политику.
Рабочее движение совершило поворот на 180 градусов и утвердило защиту гражданской демократии как самую важную задачу. Это привело к образованию единого народного фронта, движения, растущего снизу и столь сильного, что оно смогло эффективно решать все свои задачи.
Вдохновение, созданное новой политикой, было настолько сильным, что распространилось по всему земному шару. И в таких разных странах, как Индия и Чили, к власти пришли правительства народного фронта. Что касается Индии, то это произошло в первую очередь в штате Керала.
Идея народного фронта
Одним из самых крупных результатов создания народного фронта была успешная борьба с наступлением фашизма во Франции. Было создано правительство народного фронта, состоявшее из представителей партий рабочего движения и радикалов.
Пример распространился и на другие страны, в которых тоже были созданы похожие правительства и широкий фронт народного сопротивления фашизму.
Социал-демократы Дании наотрез отказались войти в правительство народного фронта вместе с коммунистами, но основа народного фронта была создана во время оккупации, когда он начал возникать на рабочих местах и в профсоюзных организациях. Рабочие, функционеры и служащие вместе вошли в «Свободную Данию», которая строилась как раз на единстве различных классов и слоев общества.
После победы над фашизмом в 1945 году появились возможности дальнейшего развития демократии. Устав ООН 1945 года в принципе основывается на Заявлении французской революции 1789 года о правах человека. Таковы долгие пути истории.
В целом ряде стран это создало возможности для прав женщин. Социальный прогресс начался в таких новых областях, как жилье, здоровье и уход за детьми.
Все это было результатом передовой политики, созданной рабочим движением в тридцатые годы прошлого столетия, когда ситуация выглядела очень мрачно. Это также является уроком для современности, потому что рабочее движение в последние годы было оттеснено на оборонительные позиции, и острая социальная нужда снова стала ощущаться во многих семьях.
И здесь народный фронт тридцатых годов прошлого столетия способствует возрождению влияния рабочего движения.
Старый лозунг может быть переписан и звучать следующим образом «Из ЕС, за равенство и солидарность». Главным является не текст, а уважение к закрепленным в Конституции правам и их перенос в новые общественные условия на основе технологического и экономического прогресса.
Здесь рабочее движение может успешно апеллировать к другим (общественным слоям), например, к функционерам и чиновникам, чтобы решить эту задачу единым фронтом.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Шифрованное послание человечеству?
«Свобода, равенство, братство».
Лозунг Великой французской революции впервые был интерпретирован в Декларации прав человека и гражданина, вошедшей в Конституцию Франции 1793 года. В преамбуле этого документа говорится, что «забвение естественных прав человека и пренебрежение к ним – единственные причины бедствий человечества». Утверждение о естественности (врожденности? биологических корнях?) прав впоследствии никем особенно не оспаривалось, а основные идеи Декларации приобрели такую популярность, что к настоящему времени проходят по разделу «права и свободы» в конституциях многих государств, считающих себя цивилизованными.
Однако грандиозный социалистический эксперимент ХХ века, направленный на борьбу с «забвением естественных прав и пренебрежением к ним», закончился полным фиаско. Чем он был – попыткой достижения верной цели негодными средствами? Или права человека не так уж естественны, а значит цель неверна? Последний вопрос может быть предметом теоретического исследования при условии перевода исходных понятий на язык социальной биологии.
Перечитывая первоисточник.
Декларация прав человека и гражданина содержит 35 статей, из которых первые 6 частично или полностью посвящены понятиям «свобода» и «равенство». При этом таковые (статьи) не дают прямых определений, апеллируя к интуиции читателя, а авторы документа, очевидно, полагали, что отсылка к ключевым словам «право»/ «права» объясняет все. Понятие «братство» в Декларации отсутствует вовсе, а именно оно (как покажет дальнейшее изложение) является путеводной нитью, ведущей к целостной картине представлений по интересующему нас предмету.
Воплощение альтруизма.
Понятие «братство» несомненно связано с поведением, преследующим выгоду не своего носителя, а социального окружения. В биологии ему в точности соответствует термин «альтруизм» или альтруистическое поведение. Существуют различные модели альтруизма, удобной формой отображения которых являются пары «сам – другой» и «проиграл – выиграл». По существу все возможные оттенки поведения здесь могут быть сведены к следующим моделям.
1. «Сам погибай, товарища выручай!» или «сам проиграл, другой выиграл». Это модель самопожертвования, реализация которой связана с подавлением инстинкта самосохранения – основы человеческого поведения в норме. Встречается в экстремальных обстоятельствах, достаточно редко.
2. «Не делай другому того, чего себе не желаешь!» или «сам не проиграл, другой не проиграл». Эта модель лояльности известна как норма христианской морали. Широко распространена в так называемом западном обществе. Представляет собой своеобразный «пакт ненападения».
3. «Живи сам и давай жить другим!» или «сам выиграл, другой выиграл» – модель сотрудничества/ партнерства. Базовая норма внутригруппового поведения во всех устойчивых коалициях (альянсах).
4. «Помощь ближнему (бескорыстное служение)» или «сам не проиграл, другой выиграл». Модель волонтерства (добровольчества). Распространенность связана со спецификой культуры конкретных сообществ.
Итак, основная особенность альтруистического поведения индивида или группы есть сопутствующий выигрыш или, по меньшей мере, отсутствие проигрыша у социального окружения – других людей. Любая модель, в которой «другой проиграл», однозначно является эгоистической.
Общепринятые нормы.
Существуют стереотипы современного общественного сознания по поводу альтруистического поведения. Ожидается, что внутри устойчивой (организованной) группы или при мирном межгрупповом взаимодействии участники будут ориентироваться на сотрудничество (модель 3). В условиях случайных контактов предполагается, что контрагенты будут лояльны друг другу (модель 2). Волонтерство и самопожертвование (модели 4 и 1) воспринимаются как превышение нормы и никому не вменяются. Таким образом, альтруизм есть главная норма социального поведения современного Homo sapiens, а идея братства всех людей в качестве своей реализации предполагает безусловное соблюдение таковой. Отсюда «братство» является не правом, а обязанностью – общественным долгом любых нормальных индивидов и групп.
Учитывая сказанное, «равенство» есть одинаковое положение всех контрагентов по отношению к необходимости альтруизма в общественной жизни. «Свобода» же в этом контексте представляет собой возможность выбора любой линии поведения, но только в пределах общепринятых норм (см. модели 2 и 3).
Естественность эгоизма. Вместе с тем, все встроенные поведенческие программы – инстинкты содержат установку на выигрыш своего носителя или, по меньшей мере, отсутствие проигрыша: «сам выиграл/ не проиграл». Это собственно и есть ядро, главная составляющая неальтруистического – эгоистического поведения или эгоизма. В нем положение контрагента (индивида или группы) второстепенно и не обязательно должно соответствовать паре «другой проиграл». Как следствие альтруизм и эгоизм вполне совместимы: эгоистическое ядро содержат три из четырех моделей альтруистического поведения (см. модели 2, 3 и 4). Почему же тогда так часты и привычны отклонения от общественного согласия и лозунг Великой французской революции остается недостигнутым идеалом?
Соблазн простых решений.
Эгоистическое поведение поддерживается инстинктами и, таким образом, происходит автоматически. Альтруистическое же управляется ими лишь отчасти и нуждается дополнительно в поддержке со стороны культурных стереотипов своего носителя, а также во внешнем социальном контроле. Имея более сложную природу, альтруизм требует и более высоких энергетических затрат. Отсюда соблазн «простых решений» в поведенческой сфере.
Биологические корни.
Для выяснения природы человеческих «прав» (точнее скрывающихся за этим понятием атрибутов) чрезвычайное значение имеет фиксация нескольких простых истин об индивиде и социуме, давно и хорошо известных.
Аксиома 1 («социальности»). Homo sapiens неустранимо социален: индивид вне общества не становится и/ или перестает быть человеком – теряет важнейшие видовые признаки (Робинзон и Маугли воистину фантастические персонажи!).
Аксиома 2 («успеха»). Любой человеческий успех является «успехом в обществе» – происходит благодаря содействию и/ или отсутствию противодействия со стороны социального окружения.
Аксиома 3 («эгоизма»). Человек – такое животное, которое позволяет себе в отношении представителей своего вида ровно столько, сколько те позволяют с собой сделать.
Аксиома 4 («альтруизма»). Альтруистическое поведение является основой сосуществования
людей или, иначе говоря, главным условием выживания вида Homo sapiens.
Из аксиом 1–4 можно сделать следующие выводы (при желании доказываются как логические теоремы).
Вывод 1. Успешное сообщество состоит из успешных индивидов и групп.
Вывод 2. Консолидация успешного сообщества происходит на основе его стратификации – самоорганизации, группообразования.
Вывод 3. Альтруизм – основной локомотив развития любого сообщества в сторону прогресса.
Наличная ситуация.
Чуть больше 200 лет отделяет нас от коронации Наполеона (произошла 2 декабря 1804 года) – события, которое считается официальной датой окончания Великой французской революции. За это время произошли колоссальные перемены в общественном сознании, но основные враги социального мира – паразитизм и хищничество все еще живы. Действующие культурные стереотипы и системы социального контроля явно не справляются с «соблазном простых решений». Свидетельства этому часто встречающиеся двойная мораль, правовой нигилизм и пустота идеологии (мораль, закон, идеология – каналы воздействия на социальное поведение). С позиций сегодняшнего дня лозунг ВФР кажется практически недостижимым.
Диктат идеологии.
Ситуация была бы безнадежной, если бы не существование такого феномена как «диктат идеологии». Дело в том, что совокупность господствующих взглядов по основным вопросам существования социума («общественный строй» плюс «уклад жизни») является мощным источником формирования «подобающего» поведения. Не только тоталитарная – любая доминирующая в сообществе идеология проникает буквально во все поры жизни: идеи действительно правят миром! И социальная гармония до сих пор не восторжествовала, пожалуй, по единственной причине – из-за отсутствия адекватного источника влияния на общественное сознание. При внимательном рассмотрении все известные идеологии обладают одним и тем же недостатком: они недостаточно естественны, не вполне соответствуют биологической природе человека и общества.
Социализм ХХI века.
Главным камнем преткновения и самой спорной из всех идей о человеке социальном, по-видимому, является концепция равенства, обычно понимаемая как некий эквивалент справедливости. Позиция биологии по этому вопросу выглядит следующим образом: «Люди равны друг другу в том смысле, что все они являются представителями одного и того же вида Homo sapiens, но вместе с тем они являются совершенно разными – неравными во всем остальном». Отсюда идеологии, построенные на понятиях а) равенства, б) неравенства, в) акцентировании отдельных сторон жизни (например, религии или свободы) заведомо неполны, а значит неадекватны человеческой природе.
Любые политические системы сегодня должны быть направлены на достижение одной цели – неограниченное мирное развитие соответствующих сообществ. Единство цели здесь означает необходимость единства в идеологии, различия оправданы только в предлагаемых средствах движения вперед. Называя по традиции доктрину, ориентированную на защиту интересов большинства, социализмом, можно утверждать: социализм для XXI века это – альтруизм, возведенный в ранг идеологии. «Социализм» в такой интерпретации есть синоним понятия «эффективное общественное устройство». Для его осуществления на деле в отличие от переворотов прежних времен необходима особая – виртуальная революция, переворот в умах!
История французских революций
Основные события, случившиеся во Франции с 1789 по 1875 год: революции, реставрации, перевороты, восстания, войны и прочие потрясения
Ситуация накануне революции
Великая французская революция и установление конституционной монархии
Хронология
Начало работы Генеральных штатов
Провозглашение Национального собрания
Принятие Декларации прав человека и гражданина
Принятие первой французской конституции
5 мая 1789 года в Версале открылось заседание Генеральных штатов. По традиции при голосовании у каждого сословия было по одному голосу. Депутаты от третьего сословия, которых было вдвое больше, чем депутатов от первого и второго, потребовали индивидуального голосования, но правительство на это не пошло. Кроме того, вопреки ожиданиям депутатов, власти вынесли на обсуждение только финансовые преобразования. 17 июня депутаты от третьего сословия объявили себя Национальным собранием, то есть представителями всей французской нации. 20 июня они поклялись не расходиться, пока не будет выработана конституция. Еще через некоторое время Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, декларировав, таким образом, намерение учредить во Франции новый государственный строй.
После этого Учредительное собрание постепенно превратилось в высшую власть в стране: Людовик XVI, стремившийся любой ценой избежать кровопролития, рано или поздно утверждал любые его декреты. Таким образом с 5 до 11 августа все крестьяне стали лично свободными, а привилегии двух сословий и отдельных регионов были отменены.
Свержение абсолютной монархии
26 августа 1789 года Учредительное собрание одобрило Декларацию прав человека и гражданина. 5 октября толпа отправилась в Версаль, где находился Людовик XVI, и потребовала, чтобы король вместе с семьей перебрался в Париж и одобрил Декларацию. Людовик был вынужден согласиться — и во Франции перестала существовать абсолютная монархия. Это было закреплено в конституции, принятой Учредительным собранием 3 сентября 1791 года.
Приняв конституцию, Учредительное собрание разошлось. Законы теперь одобряло Законодательное собрание. Исполнительная власть осталась у короля, который превратился в чиновника, подчиняющегося воле народа. Чиновники и священники больше не назначались, а избирались; имущество церкви было национализировано и распродавалось.
Символы
Казнь короля и установление республики
Хронология
Начало войны с Австрией
Свержение Людовика XVI
Начало работы Национального конвента
Казнь Людовика XVI
Свержение конституционной монархии
10 августа 1792 года произошло восстание, в результате которого Людовик был свергнут и заключен под стражу по обвинению в предательстве национальных интересов. Законодательное собрание сложило свои полномочия: теперь, в отсутствие короля, нужно было писать новую конституцию. Для этих целей был собран новый законодательный орган — выбранный Национальный конвент, первым делом провозгласивший Францию республикой.
В декабре начался суд, который признал короля виновным в злоумышлении против свободы нации и приговорил его к смертной казни.
Символы
Якобинская диктатура, Термидорианский переворот и установление Консульства
Хронология
Декретом Конвента образован Чрезвычайный уголовный трибунал, который в октябре будет переименован в Революционный трибунал
Создание Комитета общественного спасения
Изгнание жирондистов из Конвента
Принятие Конституции I года, или Монтаньярской конституции
Декрет о введении нового календаря
Казнь Робеспьера и его сторонников
Принятие Конституции III года. Формирование Директории
Переворот 18 брюмера. Смена Директории Консульством
Несмотря на казнь короля, Франция продолжала терпеть неудачи в войне. Внутри страны вспыхивали мятежи монархистов. В марте 1793 года Конвент создал Революционный трибунал, который должен был судить «предателей, заговорщиков и контрреволюционеров», а вслед за ним — Комитет общественного спасения, который должен был координировать внутреннюю и внешнюю политику страны.
Изгнание жирондистов, якобинская диктатура
Большое влияние в Комитете общественного спасения получили жирондисты. Многие из них не поддержали казнь короля и введение чрезвычайных мер, некоторые выражали возмущение тем, что Париж навязывает свою волю стране. Соперничавшие с ними монтаньяры Монтаньяры — относительно радикальная группировка, опиравшаяся, в частности, на городских бедняков. Название происходит от французского слова montagne — гора: на заседаниях Законодательного собрания члены этой группы обычно занимали места в верхних рядах с левой стороны зала. направили против жирондистов недовольных городских бедняков.
31 мая 1793 года у Конвента собралась толпа, требовавшая исключить из него жирондистов, которых обвинили в предательстве. 2 июня жирондистов отдали под домашний арест, а 31 октября многие из них были гильотинированы по приговору Революционного трибунала.
Изгнание жирондистов привело к гражданской войне. Притом что одновременно Франция вела войну со многими европейскими государствами, конституция, принятая в 1793 году, так и не вступила в силу: до наступления мира Конвент ввел «временный революционный порядок управления». Практически вся власть была теперь сконцентрирована в его руках; на места Конвент отправлял комиссаров, обладавших огромными полномочиями. Монтаньяры, имевшие теперь огромное преимущество в Конвенте, объявляли своих противников врагами народа и приговаривали к гильотинированию. Монтаньяры отменили все сеньориальные повинности и стали распродавать крестьянам земли эмигрантов. Кроме того, они ввели максимум, до которого могли подниматься цены на самые необходимые товары, в том числе на хлеб; для того чтобы избежать дефицита, им пришлось силой отнимать у крестьян зерно.
К концу 1793 года большинство мятежей были подавлены, а ситуация на фронте переломлена — французская армия перешла к наступлению. Тем не менее количество жертв террора не уменьшалось. В сентябре 1793 года Конвент принял «Закон о подозрительных», предписывавший содержать под арестом всех людей, которые не обвинялись ни в каком преступлении, но могли его совершить. С июня 1794 года в Революционном трибунале были отменены допросы подсудимых и их право на адвокатов, а также обязательные допросы свидетелей; для людей, признанных трибуналом виновными, теперь предусматривалось только одно наказание — смертная казнь.
Термидорианский переворот
Весной 1794 года робеспьеристы заговорили о том, что необходима последняя волна казней, которая очистит Конвент от противников революции. Практически все члены Конвента почувствовали, что их жизнь под угрозой. 27 июля 1794 года (или 9 термидора II года по революционному календарю) лидер монтаньяров Максимилиан Робеспьер и многие его сторонники были арестованы членами Конвента, опасавшимися за свою жизнь. 28 июля их казнили.
Директория
В августе 1795 года Конвент принял новую конституцию. В соответствии с ней законодательная власть была вручена двухпалатному Законодательному корпусу, а исполнительная — Директории, состоявшей из пяти директоров, которых Cовет cтарейшин (верхняя палата Законодательного корпуса) выбирал из списка, представленного Советом пятисот (нижней палатой). Члены Директории стремились стабилизировать политическую и экономическую ситуацию во Франции, но не слишком успешно: так, 4 сентября 1797 года Директория, пользуясь поддержкой генерала Наполеона Бонапарта, чрезвычайно популярного в результате его военных успехов в Италии, объявила в Париже военное положение и аннулировала результаты выборов в Законодательный корпус во многих регионах Франции, поскольку на них большинство получили роялисты, составлявшие теперь достаточно сильную оппозицию.
Переворот 18 брюмера
Новый заговор созрел внутри самой Директории. 9 ноября 1799 года (или 18 брюмера VIII года Республики) двое из пяти директоров вместе с Бонапартом совершили переворот, разогнав Совет пятисот и Совет старейшин. Директория также была лишена власти. Вместо нее возникло Консульство — правительство, состоявшее из трех консулов. Ими стали все три заговорщика.
Символы
Триколор. В 1794 году официальным флагом Франции стал триколор. К белому цвету Бурбонов, использовавшемуся на флаге до революции, были добавлены синий, символ Парижа, и красный — цвет Национальной гвардии.
Республиканский календарь. 5 октября 1793 года в оборот был введен новый календарь, первым годом по которому стал 1792-й. Все месяцы в календаре получили новые названия: время с революции должно было начаться заново. В 1806 году календарь был отменен.