Как звучат христианские призывы сегодня
7 самых запоминающихся песнопений Рождества
Приблизительное время чтения: 14 мин.
Рождество еще не завтра, но уже и не за горами – в храмах зазвучали рождественские мотивы. И чем дальше, тем чаще мы будем их слышать – стихиры, тропари, ирмосы. А о чем они, собственно говоря? «Фома» выбрал семь самых известных и характерных песнопений Рождества, с которыми стоит познакомиться в преддверии праздника
«Христос раждается – славите!»
Текст:
Христо́с ражда́ется – сла́вите!/ Христо́с с Небе́с – сря́щите!/ Христо́с на земли́ – возно́ситеся!/ По́йте Го́сподеви, вся земля́,/ и весе́лием воспо́йте, лю́дие,/ я́ко просла́вися.
Русский перевод:
Христос рождается – славьте! Христос сходит с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пойте Господу, все живущие на земле, и в веселии воспойте, люди, ибо Он прославился.
Что это за песнопение
Знаменитый ирмóс Ирмóс – так называется строфа, открывающая собой очередную песнь канона – гимнографического произведения, звучащего во второй половине утрени и воспевающего тот праздник или того святого, которому посвящен богослужебный день. Каждая песнь (чаще всего их восемь) состоит из нескольких тропарей, которые, как правило, читает пономарь. А открывается (и иногда завершается) ирмосом, который поет хор. первой песни рождественского канона. Петь рождественские ирмосы на богослужении начинают еще за месяц до Рождества: впервые – на Всенощном бдении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эти песнопения исполняются по праздничным дням (в том числе накануне воскресенья, или когда празднуется память какого-то известного святого) в качестве катавасий – особых ирмосов, завершающих собой каждую из восьми песней канона.
Чем этот ирмос интересен
Уже хотя бы тем, что задолго до самого Рождества Христова мы начинаем проникаться его настроением и радостью.
Вообще, все главные – так называемые двунадесятые – праздники Православной Церкви имеют по несколько дней предпразднства, то есть подготовки к самому дню торжества. В эти дни богослужение уже несет в себе праздничные элементы. Предпразднство Рождества начинается 2 января, за пять дней до самого праздника, но пение радостного рождественского ирмоса «Христос раждается – славите!» превращает почти весь Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января) в период подготовки к празднику.
Такая продолжительная подготовка свидетельствует об огромном значении, которое Церковь придает празднику Рождества Христова. Ведь именно с события Рождества начинается, по словам протопресвитера Александра Шмемана, «удивительное движение навстречу друг ко другу Бога и мира, Христа и человека». Это «праздник главного христианского утверждения, что Бог во Христе принял нашу человеческую природу, стал человеком и даровал нам возможность жить богочеловеческой жизнью».
А написал этот ирмос Косма Маюмский, автор множества церковных песнопений, живший в VIII веке. И вдохновлялся он «Словом на праздник Богоявления и Рождества Христова» святителя Григория Богослова.Вот этими строками: «Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите в сретение! Христос на земле: возноситесь! Воспойте Господу вся земля! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного и потом земного! Христос во плоти: с трепетом и радостью возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды».
«Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме…»
Текст:
Гото́вися, Вифлее́ме,/ отве́рзися всем, Еде́ме,/ красу́йся, Евфра́фо,/ я́ко дре́во живота́ в верте́пе процвете́ от Де́вы:/ рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный,/ в не́мже Боже́ственный сад,/ от него́же я́дше, жи́ви бу́дем,/ не я́коже Ада́м у́мрем./ Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз
Русский перевод
Что это за песнопение
Это тропарь Тропарь – песнопение, в котором кратко изложено содержание празднуемого события или жития святого предпразднства Рождества Христова, который поют все дни предпразднства – со 2 по 5 января.
Чем этот тропарь интересен
Используя яркие образы, он объясняет главный смысл праздника Рождества: с тех пор, как в мир пришел Христос, человеку снова открыт доступ в рай, из которого тот некогда был изгнан.
В тексте этого тропаря много богословски важных параллелей с рассказом из книги Бытия о жизни первых людей в раю. Вифлеем соотносится здесь с Эдемом – райским садом, который Бог насадил… на востоке и поместил там человека, которого создал (Быт 2:8). А Христос, рождающийся от Девы, – с древом жизни, питаясь плодами которого, первозданные люди могли жить вечно. И тут не просто художественная метафора. По толкованию многих святых отцов (например, преподобного Иоанна Дамаскина), Сам Господь и был тем древом жизни, о котором говорится в книге Бытия, а вкушать от его плодов для человека значило созерцать Бога. Как только Адам и жена согрешили и утратили эту возможность, они сразу стали смертными.
Приход на землю Христа возвратил нам возможность лицезреть Бога, а значит – и жить вечно: таков основной смысл этого песнопения.
«Покланяемся Рождеству Твоему, Христе»
Текст:
Днесь ражда́ется от Де́вы/ руко́ю всю содержа́й тварь,/ пелена́ми, я́коже зе́мен, повива́ется,/ и́же существо́м неприкоснове́нен Бог./ В я́слех возлежи́т/ утверди́вый Небеса ́сло́вом в нача́лех,/ от сосце́в млеко́м пита́ется,/ и́же в пусты́ни ма́нну одожди́вый лю́дем,/ волхвы́ призыва́ет Жени́х церко́вный,/ да́ры сих прие́млет Сын Де́вы./ Покланя́емся Рождеству́ Твоему́, Христе́;/ покланя́емся Рождеству́ Твоему́, Христе́;/ покланя́емся Рождеству́ Твоему́, Христе́:/ покажи́ нам и Боже́ственная Твоя́ Богоявле́ния.
Русский перевод:
Ныне рождается от Девы Тот, Кто рукой содержит все творение. Обвивают пеленами, словно земного [младенца], Того, Кто существом Своим есть Бог, и Кого невозможно коснуться. Лежит в яслях в начале Утвердивший словом небеса. Питается молоком от материнской груди Тот, Кто питал людей манной с неба в пустыне. Призывает к Себе волхвов Жених Церкви, принимает их дары Сын Девы. Поклоняемся Рождеству Твоему, Христе, поклоняемся Рождеству Твоему, Христе, поклоняемся Рождеству Твоему, Христе. Покажи нам и Божественное Твое Богоявление.
Что это за песнопение
Эту прекрасную стихиру Стихира – общее название для ряда песнопений, исполняемых хором на Всенощном бдении. можно услышать в храме в день накануне Рождества, который называется Навечерием, или Сочельником. Хор поет ее за утренним чтением так называемых Царских часов (особенная служба, на которой еще во времена Византии традиционно присутствовали император и члены его семьи). А еще точнее – на Девятом часе, посвященном воспоминанию страданий и смерти Господа Иисуса Христа на Кресте.
Чем эта стихира интересна
Во-первых, это еще одна попытка осмыслить с богословской точки зрения поразительное и не вмещающееся в сознание событие, произошедшее примерно две тысячи лет назад. Вечный и всемогущий Бог, Творец всей вселенной и Вершитель человеческих судеб, явился в мир как беззащитный Ребенок, Сам во всем зависящий от людей и нуждающийся в их заботе!
Во-вторых, в этой стихире отчетливо прослеживается связь двух праздников – Рождества Христова и Богоявления (или Крещения Господня; празднуется 19 января), которые в древней Церкви были единым праздником. Слова «Покажи нам и Божественное Твое Богоявление», с одной стороны, напоминают нам об этой исторической связи, а, с другой, декларируют нашу веру в неразрывную связь двух событий: земного рождения Младенца Иисуса – и рационально непостижимого вхождения в ограниченный земной мир его ничем не ограниченного и всемогущего Творца.
И, в-третьих, эта стихира имеет поразительную и глубоко значимую параллель с песнопением, которое мы слышим за два дня до Пасхи, в Великую Пятницу: «Покланяемся страстем Твоим, Христе… Покажи нам и святое Твое Воскресение». Службы Навечерия Рождества и Богоявления (которое, еще раз повторим, во многом является «двойником» Рождества) вообще во многом построены по образцу богослужения Великой Пятницы: так же читаются Царские часы, а Божественная литургия так же (за отдельными исключениями) заменяется службой Изобразительных. Такое поразительное переплетение двух этих богослужебных дней – Рождества Христова и Его крестной смерти – напоминает о том, что и сами эти два события неразрывно связаны друг с другом. Бессмертный Сын Божий приходит в мир прежде всего для того, чтобы умереть как Человек и искупить грех людей.
«Что Тебе принесем, Христе?»
Текст:
Что Тебе́ принесе́м, Христе́,/ я́ко яви́лся еси́ на земли́/ я́ко Челове́к нас ра́ди?/ Ка́яждо бо от Тебе́ бы́вших твáрей благодаре́ние Тебе́ прино́сит:/ А́нгели – пе́ние; небесá – звезду́;/ волсви́ – да́ры; па́стырие – чудо;/ земля́ – верте́п; пусты́ня – я́сли;/ мы же – Ма́терь Де́ву./ Иже пре́жде век, Бо́же, поми́луй нас.
Русский перевод:
Что принесем мы Тебе, Христу, явившемуся ради нас на земле как Человек? Каждое из творений Твоих приносит Тебе свой дар: Ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – благоговейное изумление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Сущий прежде веков, Боже, помилуй нас.
Что это за песнопение
Это одна из первых стихир, которые поются в начале вечерни Рождественского сочельника (после того, как прочитаны Царские часы). Фактически это уже начало рождественской службы, хотя на календаре еще 6 января.
Чем эта стихира интересна
Она задает всему богослужению важный смысловой акцент: человек призван ответить на те дары, которые он получает от Бога. И на главный из этих даров – пришествие в мир Спасителя, собственной Кровью искупившего человечество от грехов и смерти.
Чем же мы можем ответить? Об этом сказал в одной из своих проповедей святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович): «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих 6:8)… Господу, лежащему в яслях, вместе со славословием и хвалением принесем каждый от сердца какое-либо доброе дело».
Кроме того, в этой стихире мы встречаемся с очень красивым представлением о Божией Матери. Пресвятая Дева – это дар, который все человечество принесло Богу, лучшее, что люди сумели предложить Ему. Недаром Церковь именует Ее «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», то есть превосходящей высшие Ангельские силы.
«Слава в Вышних Богу, и на земли мир»
Текст:
Слава в Вышних Богу, и на земли мир. Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Русский перевод:
Слава в вышних Богу, и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и благая воля Божия людям!»
Что это за песнопение
Эта рождественская стихира, повторяющая слова ангельской песни из Евангелия от Луки (2:13-14), звучит на Всенощном бдении в день праздника Рождества Христова. Она следует вскоре за чтением отрывка из Евангелия, повествующего, как Ангел открыл праведному Иосифу, что обрученная ему Мария зачала от Духа Святого и родит Спасителя всех людей (Мф 1:18-25).
Чем эта стихира интересна
Это одна из самых торжественных рождественских стихир, ясно обозначающая связь между самим событием Рождества, случившимся в определенный момент истории и в конкретной точке земного пространства (в Вифлееме), и его вселенским значением: с рождением Иисуса Христа все люди получили от Бога мир и прощение. С этого момента всякий человек может вступить в общение с Богом и жить вечно – если решится следовать за Христом, строить жизнь по Его заповедям.
В этом песнопении воедино связываются три уровня бытия – вышний мир, в котором вечно пребывает Бог Троица; духовный мир Ангелов; и наш земной, человеческий. До пришествия в мир Бога они были разобщены, но с Рождеством Христовым связь между ними восстановлена.
Тропарь Рождеству Христову
Текст:
Рождествó Твоé Христé Бóже наш, / возсия҆ ми҆рови свет рáзума: / в нем бо звездáм служáщии / звездóю учáхуся / Тебé клáнятися Сóлнцу прáвды, / и Тебé вéдети с высоты҆ Востóка: / Гóсподи, слáва Тебé.
Русский перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Что это за песнопение
Самый известный гимн Рождеству, восходящий к IV веку. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя, пока длится попразднство Рождества, – вплоть до 13 января. На самой рождественской службе он исполняется многократно – в частности, на Божественной Литургии перед чтением фрагментов из апостольских писаний и из Евангелия.
Чем этот тропарь интересен
Веру часто противопоставляют разумному знанию. А вот в этом тропаре высказывается мысль, которую отстаивали еще христианские апологеты во II-III веках по Р.Х., что вера и разум неразрывно связаны друг с другом. Как выразил это в начале V века блаженный Августин: «понимай, чтобы верить, и верь, чтобы понимать».
Так и в тропаре говорится о «звездам служащих» – волхвах-астрологах, наученных Вифлеемской звездой «поклоняться Солнцу правды» – истинному Богу. Воспользовавшись тем, что волхвы знали пророчества о скором рождении великого Царя и верили в предсказания звезд (Мф 2:2), Бог привел их к Господу Иисусу, Который Сам о Себе скажет, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин 14:6); что Он на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине (Ин 18:37).
Христос не случайно именуется в этом тропаре «Солнцем». В IV веке, когда праздник Рождества только начал отделяться от Богоявления, в столице западного мира – Риме еще сохраняла силу языческая традиция отмечать в конце декабря (около дня зимнего солнцестояния) праздник «Непобедимого бога Солнца». Известно, что его праздновал, например, император Юлиан Отступник (правил в 361-363 гг.). И, возможно, христиане стали отмечать Рождество в это же время – 25 декабря по старому стилю – как раз для того, чтобы отвлечь народ от языческого праздника, переключить их внимание с небесного светила на Христа – «духовное незаходимое Солнце», писал в начале XX века профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович.
Кондак Рождеству Христову
Текст:
Дéва днесь Пресущéственнаго раждáет, / и земля҆ вертéп Непристýпному принóсит: / áнгели с пáстырьми славослóвят, / волсвú же со звездóю путешéствуют: / нас бо рáди родúся Oтрочá млáдо, Превéчный Бог.
Русский перевод:
Ныне Дева рождает Того, Кто выше всего сущего. Земля приносит Неприступному пещеру; Ангелы с пастухами воспевают славу Богу; волхвы же отправляются в путь за звездою, ибо нас ради родился Младенец — Предвечный Бог.
Что это за песнопение
Это еще один известнейший гимн празднику Рождества, сочиненный в конце V – начале VI века святым Романом Сладкопевцем, диаконом храма Святой Софии в Константинополе. Кондак, как и тропарь, много раз повторяется во время рождественского богослужения и в течение последующих шести дней.
Чем этот кондак интересен
Здесь мы вновь сталкиваемся с характерным для рождественской гимнографии недоумением: как Бог, Которого не вмещает вся вселенная, рождается из девического чрева? Как Его пристанищем становится скромная пещера.
Но этот знакомый нам текст не составляет и одной десятой от первоначально написанного! Роман Сладкопевец сочинял весьма обширные произведения, и кондак Рождеству Христову не был исключением. Тот текст, который мы знаем сегодня как кондак, служил всего лишь «проимием» – вступлением, за которым следовали еще целых 24 строфы (так называемые «икосы»), причем из их первых букв складывался акростих: Τοῦ ταπεινοῦ Ῥομανοῦ ὁ ὕμνος («Гимн смиренного Романа»).
Вот как звучал, к примеру, первый икос (перевод иеромонаха Иакова (Цветкова), отредактирован священником Михаилом Желтовым):
Вифлеем открыл [нам] Эдем – приидите, увидим; мы нашли наслаждение в скрытном [месте] – приидите, получим райскую [радость] внутри пещеры: там явился Корень ненапоенный [влагой], произращающий прощение; там явился Кладезь неископанный, из которого прежде сильно желал пить Давид; там Дева, родившая Младенца, тотчас утолила жажду Адама и Давида. Посему приидем к этому [месту], где родился Юный Младенец, Предвечный Бог!
Редакция благодарит за помощь в вычитке материала преподавателя кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Максима Ивановича Варфоломеева.
Вызовы для церкви в современном мире
Вызовы для церкви в современном мире
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:14-18).
«Чтобы … ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
«Только будь тверд и очень мужественен, и тщательно храни и исполняй закон …не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих»(И. Нав. 1:7).
«Держись образца здравого учения» (2 Тим. 1:13).
Во-первых, что означает слово «вызовы»? В контексте темы нашей беседы это слово имеет следующий смысл:
вызовы – это неотложные проблемы, которые остро встали перед церковью в современных условиях ее служения и которые настоятельно требуют их разрешения;
Во-вторых, нужно особо оговорить, о какой церкви будет идти речь в нашей беседе. Безусловно, речь идет о евангельско-баптисткой церкви, к которой мы принадлежим и которая родилась около 150 лет тому назад в условиях бывшей императорской России. И, соответственно, нам нужно знать ее идентичность, то есть ее сущностные, отличительные особенности. Принято считать, что главной сущностной идентификационной характеристикой евангельских христиан- баптистов являются всем нам хорошо известные семь принципов баптизма. Они служат своего рода маркером, который указывает на принадлежность к баптизму. Принципы баптизма – это основания вероучения христиан-баптистов, исходный пункт для понимания фундамента их веры, руководство к практическим действиям для церквей и верующих, называющих себя баптистами.
Итак, какие вызовы, на наш взгляд, стоят сегодня перед нашими церквами? Из многих реально существующих вызовов назовем только одиннадцать (ввиду ограниченности формата этой беседы). Все эти вызовы, безусловно, ведомы Богу. И возникли они с Его соизволения. Поэтому правильная реакция Церкви на эти вызовы существенна и важна для ее будущего.
К сожалению, постепенное уменьшение количества людей, выходящих на покаяние и принимающих крещение в наших церквах в 2000-е годы, является бесспорным фактом и серьезным вызовом для всех нас. Безусловно, есть объективные причины такого явления. К числу этих причин относятся следующие.
Все вышеперечисленное – объективная реальность, которая не зависит от нас. Однако, есть и такие факторы, которые также существенно влияют на количественный и качественный рост церкви, но их действие прямо зависят от нас, от духовного состояния церквей и служителей, от нашего правильного видения. Это те факторы, которые мы должны соответствующим образом учитывать и правильно на них реагировать. И такая задача стоит не только перед нами, то есть служителями, но и перед всеми членами наших церквей. Какие же это факторы?
К сожалению, в настоящее время у многих верующих остыла первая любовь к Богу, потерян дух ревности в служении, угашен дух личного евангелизма. Для многих верующих сегодня характерны грехи безразличия, равнодушия, нерадения и бездействия в добром. Во многом это связано с тем, что верующие сегодня не подвергаются испытаниям и селекции гонениями и преследованиями, как это имело место в советское время. Гонения в нашей стране повсеместно прекратились. Наступила свобода. Стать верующим сегодня очень легко. В то же время многократно умножились и стали легко доступными самые различные греховные соблазны. Дух лукавого и прелюбодейного мира обволакивает верующих и проникает в церкви. Поэтому, когда Христос обличает Ангела Лаодикийской церкви, говоря: « ты ни холоден, ни горяч, ты тепл» (см. Откр. 3:15-16), Он говорит это обличение и нам.
Именно нам Он советует купить у Него «золото, огнем очищенное» , чтобы нам обогатиться, и «белую одежду», чтобы нам одеться. Именно нам Он советует «глазною мазью» помазать наши глаза, чтобы увидеть свое жалкое состояние. Ко всем нам сегодня обращен призыв Христа : «Кого Я люблю, тех и обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем…» (Откр. 3:19-21). Без всякого сомнения, все, изложенное здесь, касается и церквей нашего Братства. Но особенным образом слова «будь ревностным и покайся» касаются служителей, включая пресвитеров, благовестников, дьяконов, проповедников, регентов, хористов, музыкантов, учителей воскресных школ и всех, совершающих труд членов церкви.
1) ложное учение о так называемом «втором переживании» или «втором опыте» в жизни христианина и о недостаточности для спасения «первого переживания» или «первого опыта», то есть рождения свыше;
2) ложное учение о том, что главным признаком крещения Духом Святым являются незнакомые, то есть экстазные или трансовые языки;
3) ложное учение о харизматическом движении, как о «второй Пятидесятнице» перед вторым пришествием Христа;
4) ложное учение о том, что Великое Поручение Иисуса Христа (Матф. 28:19-20) является, прежде всего, поручением исцелять физические болезни людей;
5) ложное учение о материальном преуспевании всякого верующего во Христа (так называемое «богословие успеха»);
6) ложное учение о том, что настоящий христианин не должен физически болеть; 7) ложная практика харизматического поклонения, включая падение навзничь, «святой смех», звериное рычание, птичьи голоса, падение сверху дождя из золота и бриллиантов, появление во рту золотых коронок, ритуальная рвота во время так называемых инкаунтеров, «крещение» Духом Святым собачек и других домашних животных, «исцеление» пустых бензобаков и другие лишенные здравого смысла феномены;
8) мирская неблагоговейная практика публичных служений ; 9) проповедь так называемого «нового мирового порядка».
К сожалению, многие верующие, и особенно молодежь, вследствие незнания Писания, низкого духовного состояния и естественной склонности плотского человека к забавам, увеселениям, театрализованных щоу и светскому стилю музыкально-певческого исполнения попали в плен харизматического обольщения и по выражению Петра Павлюка в статье «Современные лжеучители» (журнал «Вера и жизнь» No6, 2008) «попадают в зависимость от явления, которое условно можно назвать «духовной эротикой», в конечном счете приводящей к духовному блуду. Вследствие этого христианин ищет не Бога, а удовольствия от «молитвы», «прославления» и т.п.».
«Легкое» христианство – это христианство без искреннего покаяния и оставления грехов, без освящения, без несения своего креста. Это такое христианство, когда несведущим в истине людям, ищущим Бога, внушается лукавая мысль, что если они однажды пригласили Иисуса Христа в свою жизнь, то они автоматически обрели вечное спасение по благодати, и им уже ни о чем больше не нужно беспокоиться. И вот эти обманутые люди искренно верят, что они уже все имеют во Христе, потому что Бог есть любовь — даже если их жизнь осталась мирской и они по-прежнему живут в тех же самых грехах, как и до уверования; и в таких же грехах, как и окружающие их мирские люди. Более того, им внушается абсолютно небиблейская мысль, что если они однажды были спасены, то в дальнейшей своей жизни они спокойно могут грешить, потому что Бог никогда не откажется от Своих детей
На опасный путь «легкого» христианства, к сожалению, могут становиться и те христиане, которые когда-то действительно пережили рождение свыше и вначале шли хорошо. Но потом под влиянием греховного мира сошли с узкого пути, стали мыслить о земном (см. Фил. 3:18-19) и перестали нести свой крест, не желая быть со Христом вне стана (см. Евр. 13:13)..
«Легкое» христианство во многом базируется на «популярном», «примитивном» или «упрощенном» кальвинизме. Сущность такого упрощенного кальвинизма хорошо иллюстрируется свидетельством одной американской матери-христианки, которое приводит в своей книге «Спасен однажды – спасен навсегда?» ее автор Дэвид Посон из США. Вот что говорит эта христианка: «Моя дочь занимается проституцией и она – наркоманка. Но, слава Богу, она приняла решение быть с Господом, когда ей было 7 лет. И я ожидаю увидеть ее во славе!». И самое страшное в этом свидетельстве заключается в том, что наученная лжеучителями эта христианка искренне верит тому, что она говорит, хотя она своими словами профанирует великое учение Иисуса Христа.. Наверно, если бы Кальвин, родившийся 500 лет тому назад, неожиданно воскрес, то услышав такие доводы своих последователей и подобные утверждения проповедников «легкого» христианства, он сразу бы умер от сердечного приступа.
Соблазн так называемого легкого христианства является серьезным вызовом и для наших церквей. К сожалению, бывают случаи, когда в силу разных причин допускаются до крещения духовно не созревшие люди без настоящего их покаяния и без оставления ими мирского греховного образа жизни. Через крещение такие люди становятся членами церкви, но в дальнейшем это наносит непоправимый ущерб и церкви, и тем людям, которых преждевременно допустили до крещения.
Эта проблема является одним из самых серьезных вызовов для евангельско-баптистских церквей, в том числе и для церквей нашего Братства. Она касается образа жизни христиан, стиля их поклонения Богу, их внешнего вида, одежды, музыки, развлечений и их речи. Можно полностью согласиться с автором статьи «Христос – корень Церкви» (журнал «Вестник Истины No 4-5, 2008), который написал: «Пережив стихию атеизма, мы сегодня переживаем еще более опасную стихию – секуляризации церкви (смешения ее с миром). Идет массовое обмирщение и опустошение церквей, а это хуже, чем гонения На пасторских семинарах насаждаются «мегапроекты … Эти проекты рассчитаны на коренные изменения основ домостроительства Церкви и ее плотного сближения с миром. Проекты «мегацерквей» разрушительнее «Инструктивного письма» и «Положения» 60-х годов. Раковые клетки мирской музыки, неудержимо множась, внутренне разлагают души христиан, особенно молодых. Происходит необратимый процесс секуляризации, за которым неизбежно следует духовная смерть». О серьезности этой проблемы говорят сегодня многие христианские средства массовлой информации. Мы остановимся более подробно на отдельных аспектах проблемы секуляризации церкви.
О современной христианской музыке в церквях ЕХБ
О современной христианской музыке в наше время идет оживленная дискуссия. Защитники современной, в том числе харизматической, музыки обычно говорят, что нельзя делить музыку на христианскую и мирскую, так как по их мнению музыка нейтральна. Любая музыка, — утверждают они — годится для прославления Бога, так как музыка – это просто семь звуков, из которых состоит любая мелодия.. Один из известных защитников использования современной музыки в христианских богослужениях Рик Уоррен в свой книге «Целеустремленная церковь» пишет: «Музыка – это не более чем совокупность нот и ритмов. Духовной музыку делают слова. Не существует христианской музыки – существуют только христианские слова».
Выбор музыкального стиля в служении церкви очень важен для ее будущего. Вот что об этом говорит сам Рик Уоррен: «Однажды определив, какую музыку вы будете использовать на богослужениях, вы определите и многие другие направления развития своей церкви, возможно сами этого не осознавая. Ваш выбор определит, какие люди будут приходить в вашу церковь, каких людей вы удержите, а каких потеряете…. Церковь должна быть ориентирована на привлечение неверующих. Все ее служение должно быть нацелено на то, чтобы удовлетворить нужды ищущих Бога. В церкви мы исполняем музыку, похожую на ту, которая звучит по радио – яркая, счастливая, ритмичная, веселящая, с сильным битом. Они привыкли к бас-гитаре и барабану. Именно этот музыкальный стиль – современный поп-рок – мы избрали для использования в церкви Сэдлбек».
Другими словами, девиз сегодняшнего христианского поклонения звучит примерно так: «Приходи к Богу таким, каким ты есть со всеми твоими музыкальными пристрастиями, и не только приходи таковым, но и оставайся таким, каким ты есть». К сожалению, в современном христианском поклонении имеет место примитивизация христианской музыки и христианских гимнов и это приводит к потере духовного вкуса и музыкальной неразборчивости. Наши традиционные гимны вероучительны и их исполнение звучит, как священнодействие. Современные же и харизматические песнопения, как правило, менее вероучительны. Современное харизматическое прославление – это четыре ноты, три аккорда и пять слов в течение целого часа; это оглушительная эстрадная музыка, которая активно воздействует на подсознание, но не пробуждает сердце.
И здесь очень уместно привести высказывания о церковной музыке и христианском пении широко известного в баптисткой среде пастора, богослова, автора многочисленных духовных книг, часть из которых переведена на русский язык, Джона Макартура. Я приведу его высказывания из книги «Ппослание к Ефесянам». Рассматривая текст Еф. 5:19, Джон Макартур пишет:
«… музыка, которую дает Бог, отличается от музыки этого мира. Бог дает новому творению и новую, отличительную, обладающую большей чистотой и красотой песню, чем та, которую может создать мир. Псалмопевец говорит: «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить» (Пс. 32:1). Мы поем, потому что Бог очистил нас и сделал праведными, и мы стали причастниками Его святого естества. Основной аудиторией, где мы воспеваем Господу, должно быть собрание самих верующих. Бог может использовать евангелизационный текст, положенный на музыку, чтобы довести эту истину до сердец грешников и привлечь их к Себе.
Евангелизация с применением современной рок-музыки имеет много серьезных недостатков. Использование мирских жанров музыки способствует стиранию грани между мирскими, сатанинскими ценностями и Божественными критериями. Это также создает большой разрыв между поколениями, так как приводит к разъединению и разобщению верующих. Внедрение в церковь мирских увеселений оправдывается стремлением сделать церковь доступной для неверующих. И в этом случае привлечение ищущих Бога будет осуществляться за счет потакания их плотским пристрастиям. Компромисса можно избежать, если сделать Христа объектом своего служения. Если же поставить перед собою цель служить людям, тогда очень сложно будет избежать искушений не пойти на компромисс, достигая ее . Чрезмерно увлекаясь погоней за неверующими, мы забываем о тех, кто является истинной церковью. Мы начинаем пренебрегать духовными потребностями верующих, нанося ущерб телу Христа.
Человеческий голос – самый прекрасный из всех инструментов. Будучи частью человеческого естества, он делает то, чего не может сделать никакой другой вид музыки. Каждый верующий обладает способностью прославлять Бога песнопением, как Бог положил ему на сердце. Сам Господь однажды воспоет с нами. Он сказал Отцу: «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди Церкви воспою Тебя» (Евр. 2:12). Но и теперь, когда наши сердце исполнены Святого Духа, Иисус воспевает через нас песнопения хвалы Своему Отцу.
Наша музыка не может быть такой, как музыка этого мира, потому что наш Бог не такой, как их боги. Мирская музыка отражает мирские пути, позиции мира и его богов. Стараться использовать подобную музыку в деле распространения Евангелия миру – значит поставить благовестие на низкий уровень. Если мир увидит, что наша музыка не сильно отличается от их музыки, то он будет склонен считать, что образ жизни христиан не отличается от их образа жизни. Сердце и музыка христианина принадлежат Богу и Его праведности, а сердце и музыка этого мира – сатане и его нечистоте. Христианская музыка – это Божья музыка, поэтому она будет звучать в песнопениях на небесах на протяжении грядущих веков. А музыка этого мира принадлежит сатане, и придет тот день, когда она умолкнет, чтобы никогда больше не возродиться . И мирских звуков людей, «играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» (Откр. 18:22). «И прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен» (Иез. 26:13). В аду нечестивые не будут иметь своей собственной музыки.
Большая часть музыки на Западе является выражением похоти и непристойности, показывая истинную сущность аморального, нечестивого общества, которое породило ее, поет ее, наслаждается ею! Рок-музыка со своей взрывной атональностью и диссонансом, как в зеркале, отражает философию безысходности, бесцельности и бессмысленности жизни, отвергающую как Бога, так и разум. Она оскорбляет разум, потому что не имеет здравого смысла. Она оскорбляет дух, потому что ее философия оскорбляет истину и добродетель. Она оскорбляет Бога, потому что ее философия оскорбляет все авторитеты, кроме своего собственного.
Слова любого христианского песнопения должны носить библейский характер, ясно, отчетливо и точно отражая учение Божьего Слова. Весьма печально, что большая часть так называемой христианской музыки представляют собой богословскую мешанину, зачастую наряду с Божьей истиной отражая и мирскую философию. Многие песнопения представляют собой своеобразные проявления личной сентиментальности, слегка подкрашенной христианскими терминами».
Приведем еще выдержу из статьи пастора И.В. Музычко о современной христианской музыке. « Музыка, которая подавляет чувство благоговения перед Богом, а вместо этого возбуждает в слушателе плотские чувства и телодвижения, подобно тому как это происходит на мирских концертах, не приемлема для служения Богу. Служение, на котором нет благоговения, неугодно Богу (Мал. 1:6). Современные «песнопения» вроде бы и имеют религиозное содержание, но, по сути, являются эстрадными песнями этого мира с элементами плясовой музыки. Это не что иное, как насмешка над Господом . Утверждение о том, что святые христианские слова освящают не святые мирские мелодии, в корне неверно. Писание говорит, что если соединить чистое с нечистым, то все будет нечистым (см. Агг. 2:11-13).
Когда исполнители поют христианские песни в эстрадном исполнении, то есть накладывают на нормальную мелодию танцевальный развлекательный ритм, они тем самым повреждают эту мелодию, оскверняют ее мирскими ритмами. И в таком виде эта поврежденная и оскверненная жертва неприемлема Богу. И вот такое харизматическое пение по содержанию христианское, а по форме исполнения развлекательное и мирское, сопровождаемое оглушительной музыкой эстрадного оркестра, проникает сегодня в подавляющее большинство церквей ЕХБ. Пресвитеры церквей часто стоят перед дилеммой – кому угодить, старшему поколению или молодежи. И тут духи обольстители часто подсказывают им «мудрое» решение, чтобы и волки были сыты, и овцы целы . Они по утрам проводят традиционное богослужение с участием хора и общего пения, а вечернее служение отдают молодежи, которая под такое харизматическое прихлопывает, притопывает, а иногда и приплясывает..»
О приличии в одежде и внешнем виде христиан
Одним из серьезных вызовов Церкви в последнее время является проникновение мирских стандартов в сферу одежды и внешнего вида христиан. Особенно это касается женщин, членов церкви. И этот вызов непосредственно касается церквей нашего Братства.
В Писании есть много мест, говорящих о благочестивой одежде верующих. Вот несколько таких текстов: «…чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим.2:9-10); «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головою» (1 Кор. 11:13); «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову , ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:4-5;. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий это» (Вт. 22:5). «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их» (Ис. 3:16-23). Некоторым современным «реформаторам» церкви казалось, что если верующие не будут ничем отличаться от внешних, то это принесет церкви пользу, так как неверующие люди, увидев, что теперь в церкви можно быть и с серьгами, и в мини-юбках, огромной толпой побегут в наши общины и заполнят пустующие места. Однако ожидаемого бума новообращенных, тем более посвященных Богу людей, в таких церквях не наблюдается. А рядом, как в насмешку, растут ряды мусульман, католиков, православных, иудаистов, где требования к одежде, наоборот, более жесткие. Мир приходит в церковь, но не для покаяния и изменения по Слову Божьему, а чтобы изменить саму церковь, сделать ее удобной частью себя. Справедливо сказано, что дьявол хочет сделать церковь мирской, а мир сделать религиозным.
Необходимо особенно подчеркнуть, что благодаря современным средствам массовой информации в окружающем нас мире утверждаются стандарты одежды и поведения, которые ничего общего не имеют с христианской стыдливостью и целомудрием. Более того, сами эти понятия считаются чем-то безнадежно устаревшим. В обиход теперешнего человека вошло представление, что одежды должны быть сексуальными, то есть вызывающими похотливые желания. Дома моделей соревнуются за то, кто более достигает этого параметра сексуальности . И подобные мирские тенденции проникают и в наши церкви, в которых сегодня есть немало полураздетых женщин- христианок и не совсем прилично одетых мужчин-братьев. Требования же Слова Божьего в общем-то просты и универсальны для любого места на земле и любого времени. Одежда приличная – это непрозрачная, не обтягивающая, прикрывающая интимные части тела; у замужних женщин покрытая голова; есть различие между мужской и женской одеждой: отсутствие оккультных знаков и украшений; практичность и удобство Проблема возникает там, где новообращенные и недуховные члены церкви не хотят подчиняться правилам новой жизни во Христе и держатся мирских стандартов жизни.
Искушения, связанные с желанием обогащаться
Как известно, после распада Советского Союза в Украине наступило время свободы не только для проповеди Евангелия, но и для эмиграции в США в поисках лучшей материальной жизни, а также для занятия различного рода бизнесами, то есть для неограниченного обогащения. Слово Божие определяет в этой сфере две важные истины, которые должен знать каждый христианин:
во-первых, каждый человек, в том числе и христианин, должен усердно трудиться, собственным трудом зарабатывая средства на жизнь, ибо написано: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»;
во-вторых, христианин должен избегать соблазна неумеренного обогащения, так как написано, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9).
К сожалению, в большинстве своем руководители Всемирного Союза Баптистов и баптистских союзов многих западных стран являются модернистами и либералами. Рассадником либерального богословия на Западе являются также либеральные, в том числе и баптистские, семинарии и школы для проповедников, а также видные и авторитетные проповедники Евангелия, придерживающиеся либеральной теологии.. Учитывая тот факт, что многие пасторы Украины и стран СНГ получали свое богословское образование на Западе, а также принимая во внимание и то, что многие семинарии и богословские школы в постсоветских странах функционируют за деньги Запада и в них в значительной степени преподают западные профессора, опасность распространения либерального богословия в этих странах очень велика. И это тем более актуально, что сейчас книги и интернет, пропагандирующие либерализм и модернизм, доступны всем.
Естественно, что вызов, идущий от модернизма и либерализма, очень актуален и для нашего Братства. Уместно здесь привести мнения руководителей Всемирного Союза Баптистов, высказанные ими еще в 1954 году во время посещения Советского Союза: «Фундаментализм русских баптистов – явление временное, пока они еще не достигли высокой культуры. А как только их культура достигнет культуры западных баптистов, модернизм одержит победу и в рядах русских баптистов…В Советском Союзе будет модернизм, как только руководящие посты в баптистских общинах будут заняты богословски образованными пресвитерами» (эти высказывания принадлежат Президенту ВСБ Таунли Лорду, помощнику Генерального секретаря ВСБ Вальтеру Льюису и Генеральному Секретарю Союза баптистов Великобритании и Ирландии д- ру Эрнсту Пейну и взяты из докладной записки Генерального секретаря ВСЕХБ А.В.Карева, 1 июля 1954 г., ГАРФ, ф. 6991, оп. 4, д. 32, л. 212-218).
В своей сущности модернизм, как система мировосприятия, утвердившаяся в конце 19 века, ставил в центре всех вещей человеческий разум, который рассматривался, как единственный критерий истины. На вере в силу разума строились представления либералов и о Боге, и оморали для мира, в котором мы живем. Но 20-й век с его мировыми войнами, идеологиями нацизма и коммунизма подорвал доверие к силе разума, и это послужило основанием для появления нового мировосприятия – постмодернизма.
Как мы видим, постмодернизм тесно связан с плюрализмом. А плюрализм в свою очередь предполагает наличие толерантности или терпимости и уважения к убеждениям другого человека. Сама по себе терпимость находится в полном соответствии с Евангельским учением. Христос никого не заставлял следовать за Собой и призывал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Однако современное понятие толерантности и плюрализма включает в себя нечто большее, чем обычная терпимость к людям, взгляды которых отличаются от наших собственных.
Как отмечает руководитель отдела богословия и катехизации Российского Союза баптистов Михаил Иванов (см. его статью «Искушение толерантностью» в газете «Мирт» No 2 /75, 2011), «современная светская толерантность, основанная на атеистическом гуманизме, подразумевает полное принятие воззрений другого человека, признания их равноценными своим собственным. Применительно к духовным ценностям это означает, что христиане должны признать ценность других религий. На практике это все чаще происходит на Западе. Некоторые христиане сожалеют о том, что христианство разрушает традиционную культуру, основанную на местных верованиях (то есть язычестве). Другие призывают увидеть свой путь к Богу в традиции нехристианских религий. Конечно, такая толерантность явно противоречит учению Христа, ясно учившего: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Такая «толерантность» на самом деле имеет другое название – беспринципность.
Вряд ли можно представить себе «толерантного» Иисуса, который считал бы учение фарисеев равнозначным Своему собственному. A как насчет «толерантного ап. Павла, который не видел бы проблем в языческом многобожии или отвержении Иисуса своими соплеменниками? Смог бы «толерантный Мартин Лютер начать Реформацию, которая так «обидела» римско- католическую церковь? Историю христианства делали люди, уверенные в своей правоте и готовые защищать истину. Иоанн Креститель никого не призывал к агрессии по отношению к тем, кто не был согласен с его проповедью, но это не мешало ему прямо называть лицемеров «порождениями ехиднины» (Мф. 3:7). Истину надо называть истиной, заблуждение – заблуждением, а грех – грехом. Важно быть терпимыми и миролюбивыми, но нельзя быть беспринципными и бесхребетными. Нельзя поддаваться искушению «толерантности», жертвуя Божьей правдой. Христова истина стоит того, чтобы мы провозглашали ее убежденно и дерзновенно».
Известный православный духовный писатель диакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции» так характеризует современный плюрализм; «Плюрализм из общества должен перекочевать в каждую отдельную голову, то есть каждый должен верить сразу в нескольких богов ». Он подчеркивает, что сегодня в Америке, и не только там, считается некорректным высказывать убежденность по тому или другому вопросу, например, осудить гомосексуализм или аборты. Такого там быстро поставят на место – это и есть современный плюрализм. В качестве примера беспринципной «толерантности» и бесхребетности Андрей Кураев следующий исторический случай. Он пишет:
« Мне однажды довелось присутствовать при выработке экуменического документа. Главы религиозных объединений Советского Союза решили совместно призвать народы к единству и миру. Текст, естественно, был подготовлен Патриархией заранее. Возражений он ни у кого не вызывал. Но вот, когда настала уже последняя минута перед подписанием, вдруг г-н Бычков, возглавлявший тогда баптистов, робко заметил, что ему неудобно подписывать документ, в которой нет ни одной евангельской цитаты: Мы же евангелисты, и у нас принято каждый шаг обосновывать авторитетом Слова Божия – так что меня просто не поймут, если я подпишу текст,, не возвещающий Евангелие». Православные и католики его с радостью поддержали. Но тут взял слово главный раввин A.Шаевич и вполне резонно возразил, что ему совсем уже не с руки подписывать текст, апеллирующий к авторитету Нового Завета. Он предложил найти соответствующий призыв к миру в Ветхом Завете. Христиане, понятно, возражать не стали: Библия есть Библия. Но едва только нашли соответствующий призыв ветхозаветного пророка, как встал исламский муфтий и сказал, что этого места нет в Коране. Но тут же он сам и предложил выход из создавшейся ситуации: поскольку Коран в основе своей есть пересказ Ветхого Завета, то можно найти место, которое есть там и там. И вот когда нашли-таки стих, говорящий, что «Творец создал нас для жизни», встал буддист… Он напомнил, что в буддизме нет понятия Творца. Пришлось ограничиться написанием «Истины» и «Мира» с больших букв.
В связи с умножением в настоящее время различного рода официальных контактов между представителями различных конфессий, включая и нашего Братства, по правовым и социальным вопросам, нам, естественно, тоже надо остерегаться той беспринципности и бесхребетности, о которой выше шла речь. Это вызов нашим церквям в современном мире.
В последние годы вместо библейских терминов, привычных для нас — таких как «служитель церкви», «служитель Божий», «раб Божий», «слуга», «сотрудник», «соработник» «сопастырь» и др. постепенно вошли в употребление наших служителей и церквей слова «лидер» и «команда». Они пришли к нам с Запада. Равноценны ли они? Безусловно, нет. По мнению христианского журналиста, главного редактора «Христианской газеты» Павла Гараджи замена названия «служитель» на «лидера» — это не терминологический вопрос, а подмена сущности (см. его статью «Рабы или лидеры», журнал «Свет Евангелия», 2/98). Что правильно:
Как известно, сегодня практически вся молодежь в наших церквях находятся в социальных сетях (в контакте; одноклассники; фейсбук; твиттер и др.). Многие христиане предпочитают не идти в собрании, заменяя общение с церковью прослушиванием проповедей и служением в интернете.
Что с этим сопряжено? Какие духовные последствия этого явления?
Что мы должны делать в ответ на это явление? Безусловно, это очередной и очень опасный вызов церкви, подменяющий христианское общение святых виртуальным псевдообщением, очередной уловкой и сетью дьявольской. Слово Божье определенно говорит: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом,, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7).
Наши верующие в последнее время стали открыто участвовать в политических акциях. Вот примеры такого участия:
— в 2004 году руководитель ВСО ЕХБ сначала призвал баптистов Украины поддержать на выборах в президенты Януковича, а потом Ющенко;
— в 2010 году руководители протестантских союзов открыто перед камерами «творили» молитву о победе Тимошенко в президентской гонке;
— в 2005 году баптист становится руководителем СБУ; — некоторые верующие участвуют за деньги в политических массовках; — в 2011 году бывший президент Российского союза баптистов дает откровенно политическое интервью по поводу политической ситуации в своей стране и мн. др..
Это все – новое явление для евангельских христиан-баптистов. Политизация церкви – опасный вызов нашего времени.
В интернете появилась информация, в которую трудно даже поверить: известные во всем мире пастора мегацерквей в США Рик Уоррен (церковь «Сэдлбек») и Билл Хайбелс (церковь «Виллоу Крик») пытаются построить странную с Библейской точки зрения «Коалицию веры». Главная концепция «Коалиции веры» — христианство и ислам совместимы и поэтому можно быть христианином и мусульманином одновременно. То есть налицо размывание различий между христианством и исламом.
В октябре 2007 г. появилось письмо, подписанное 138 мусульманскими лидерами, призывающее к миру между мусульманами и христианами ради мира во всем мире. Название письма – «Общее слово между нами и вами». В ответ появилось письмо, подписанное более чем 300 богословов, лидеров служения и видных пасторов, в числе их Рик Уоррен, Билл Хайбелс, Роберт Шуллер, Джон Стотт и др.. В 2010 г. Рик Уоррен провел съезд почти 8000 мусульман и сказал: «Я не заинтересован в межрелигиозном диалоге, а заинтересован в межконфессиональных проектах. Христиане и мусульмане – вера товарищей, единомышленников. Это хрислам!»
Безусловно, эта информация говорит о новом вызове для христиан нашего времени.
Пастор Николай Величко, Киев