Как звучит первое правило коммуникации
Четыре правила коммуникации
Четыре правила коммуникации
Первое правило гласит, что все взаимодействия: с самим собой, между двумя, а также большим количеством людей — можно описать семью вариантами или типами, взаимодействия. Перечислим их: уход в себя, процедура, операция, ритуал, развлечение, игра и близость. В дальнейшем мы более подробно разберем эти понятия. И каждый сможет убедиться, что они действительно позволяют охватить все варианты взаимодействия человека с самим собой и другими людьми.
Второе правило сообщает о том, что при согласованности эго-состояний партнеров, то есть когда ответ дается из того эго-состояния, которому направлен стимул, или векторы стимула и ответа параллельны, коммуникация может продолжаться неограниченно долго. При пересекающихся взаимодействиях коммуникация прерывается. И для ее восстановления нужно, чтобы хотя бы один из участников изменил свое актуальное эго-состояние.
Третье правило: результат взаимодействия определяется на скрытом, или психологическом, уровне взаимодействия, а не на явном — социальном — уровне.
Всякое взаимодействие — это обмен эмоциями, мотивациями и энергией. Одни привычно больше отдают, другие — потребляют. Среди доноров, т.е. людей, обычно передающих эмоции, мотивации и энергию, важно упомянуть детей, актеров, юмористов, психотерапевтов. Сюда же можно отнести и домашних животных (прежде всего собак). Это четвертое правило коммуникаций.
Читайте также
Теория коммуникации
Теория коммуникации Информационная война строится в соответствии со строгим учетом имеющихся данных об эффективных вариантах коммуникативных процессов. Мы остановимся лишь на некоторых из них. Лидеры мненийВпервые к понятию «лидеры мнений» пришли, изучая воздействия
1.5. Четыре мозга и четыре ума
1.5. Четыре мозга и четыре ума Есть вещи, которые надо прежде видеть, чем в них верить; и есть другие, в которые надо прежде верить чтобы их видеть. П. Буаст Само по себе название этого раздела звучит несколько эпатажно. Поскольку ещё со школьной скамьи всем и каждому
Глава 3. Методы коммуникации
Глава 3. Методы коммуникации В прошлой главе я описал модель устройства мира, которая состоит из двух частей — человека и мира вокруг него. Каждая часть в свою очередь состоит из двух компонентов — физической и метафизической, компоненты человека — это мозг и сердце,
Функции коммуникации
Функции коммуникации Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении. Все люди – социальные существа по природе своей, и мы так же остро нуждаемся в других людях, как в пище, воде и крыше над головой. Два
Инверсия коммуникации
Инверсия коммуникации Сейчас сфокусируйте внимание на моих словах, которые появляются где-то в моем мозгу, произносятся мной, проносятся по воздуху, пока не попадут в ваши уши и затем в ваш мозг, где вы их поймете. (…) Теперь измените этот процесс. Представьте, что мои слова
Правила коммуникации
Правила коммуникации Э. Шостром сформулировал несколько основных правил актуализированного общения:1. Не бойтесь попросить то, что вы хотите. Окружающие не обязаны угадывать ваши желания, даже если это близкие вам люди. У них могут быть свои заботы и проблемы.2. Не
«Четыре железных правила» Глеба Жеглова
«Четыре железных правила» Глеба Жеглова Несколько лет назад французский журнал «Космополитен» попытался в ходе проведенного опроса узнать ответ на следующий вопрос: «Чем могут женщины вывести из себя даже любящих мужчин?» В результате было выделено пять вопросов,
Процесс коммуникации
Процесс коммуникации Как описать коммуникационные процессы? Чтобы ответить на этот вопрос, Сатир называет различные важные элементы, участвующие в коммуникационном процессе. Во первых, у каждого человека есть тело. Тело обладает определенным видом, позицией, двигается
Четыре стадии или четыре уровня жизнедеятельности
Четыре стадии или четыре уровня жизнедеятельности Теперь последнее о жизни, но, конечно же, не в моей или вашей жизнедеятельности. Поговорим о четырех стадиях оной, которые на самом деле знаменуют четыре же возможных для нас уровня этой самой жизни, кардинально отличных
IV. Ошибки коммуникации
IV. Ошибки коммуникации 1Марта и Джордж — молодые супруги, воспитанные, ироничные и талантливые. Им нужно жить вместе для того, чтобы посвятить себя задаче каждодневного взаимного разрушения. Об этом рассказывает Эдвард Олби в книге „Кто боится Вирджинии Вульф?“. Перед
1. Коммуникации и общение
Базовые правила коммуникации: общение без накладок!
Примерно половину времени своего бодрствования человек проводит в активном общении. Это и переписка онлайн, и видео-звонки, и персональные разговоры. Глупо и неблагодарно отрицать важность эффективного общения. Развить его помогут следующие рекомендации.
Не критика, а полезный фидбэк
Люди очень часто критикуют друг друга — казалось бы, цепляются к надуманным нюансам. Но не всегда это со зла: бывает, что под критикой мы имеем в виду благой посыл, например, хотим помочь подруге устроить личную жизнь, подсказать коллеге, как справиться с отчетом до дедлайна… Как советовать, чтобы не раздражать? Где грань между добрыми намерениями и, собственно, критикой?
Критика — это сознательное «докапывание» до человека, чтобы:
— причинить боль, атаковать, задеть;
— сорвать злость, выплеснуть свои негативные эмоции;
— потешить собственное эго, продемонстрировать силу, власть, ум, превосходство.
Словом, деструктивная критика нарушает любую коммуникацию.
А вот при конструктивной критике (что синонимично полезной обратной связи) человек внимательно слушает, вникает в положение, проявляет эмпатию.
Но тут крайне важно не путать посыл! Бывает, что родители из лучших побуждений критикуют детей за недостойные оценки — но отнюдь не потому, что хотят злиться на них. Однако для детей это очень травматично — они слышат и видят лишь негодование, а не мотивацию. Мамам и папам важно подбирать выражения, предлагать ребенку помощь и вдохновлять на изменения к лучшему.
Обвинениями проблему не решить
Обвиняя кого-то, вы снимаете ответственность с себя и перекладываете ее на других людей. Но это, конечно, не выход. Попробуйте в непростой ситуации сфокусироваться не на осуждении, а именно на поиске решения проблемы.
Например, команда работает над важным проектом, но кто-то из ее участников забывает о дедлайне и срывает сроки.
Обвинение будет звучать так: «Какой ты неорганизованный! Вечно опаздываешь на работу, даже ешь дольше всех. Всех нас подвел!»
А решение проблемы — так: «Каждому из членов команды важно соблюдать персональные дедлайны — тогда и общие будут выполняться. Давай проанализируем, устраивают ли тебя установленные сроки».
Если жаловаться, то эффективно
Бывает, что человек, вернувшись из путешествия, не о потрясающем отдыхе рассказывает, а на чем свет ругает всех и вся: вылет задержали, таксист грубияном оказался, солнце так жарило, что кожа волдырями покрылась… Этот монолог, пропитанный желчью и ненавистью, полностью выматывает собеседника, давит на него: ему хочется либо как-то исправить все эти проблемы, либо устраниться от потока этих жалоб. В любом случае, общение в таком ключе отталкивает.
Для жалоб бывает несколько причин:
Первую причину поймут, пожалуй, лишь ваши друзья и близкие. Но если излияние эмоций перейдет в неэффективную жалобу, то и они рано или поздно утратят интерес к этому разговору — коммуникация нарушится.
Чтобы держать свои жалобы под контролем, задайте себе три вопроса:
Да, жалуются вообще все, и иногда цель у этого процесса имеется. Но бесполезные и беспочвенные жалобы определенно вредят любому общению!
Уберите придирки
«Опять ты тюбик с пастой не закрыл!», «Неужели трудно сразу помыть за собой чашку?!», «Что ты какой неопрятный — причешись сейчас же!» Такие фразы всегда разрушают общение. Чтобы искоренить придирки, нужно учиться эмпатии и компромиссам. Стоит заострять внимание не на осуждении, а на поощрении, не на результате, а на приложенных усилиях. Вместо критики выражайте свои чувства.
Можно ставить измеримые условия, хотя бы устно прописывать договоренности. Скажем, что вы не будете ворчать по поводу грязной посуды в раковине, пока там не больше трех ее единиц. Если чего-то от кого-то ждете, сразу договоритесь о дедлайне, и вы тогда не будете возмущаться каждые пять минут. Это — шаги к эффективной коммуникации.
Не уходите в категоричность
Угрозы не дают пространства для обсуждений, а ультиматумы лишь порождают страх и чувство тотального контроля. Например, родители часто угрожают ребенку, что если он сейчас не почистит зубы, то они у него скоро заболят и выпадут. Но детям, как правило, все равно, что произойдет в будущем, — им важно то, что здесь и сейчас. Так что лучше заменить формулировку: сказать, что в противном случае придется идти к зубному врачу, а никому это не нравится, и особенно детям.
Это же правило применимо для взрослых отношений. Не угрожайте, а расскажите человеку, почему выполнение вашей просьбы для вас столь важно. Объяснения демонстрируют ваше к нему доверие, готовность делиться чувствами, а это подкупает и не дает коммуникации ухудшиться.
Уважение вместо наказаний
Наказание — это следствие угроз, так как тоже связано с односторонним контролем. А общение — это процесс взаимный, основанный на обоюдном уважении.
Но возникает вопрос: что же, детей тоже не наказывать? Что ж, эффективная дисциплина должна базироваться на учении, а не наказании, то есть нужно направить ребенка в нужное русло, чтобы ситуация исправилась. Дисциплина должна быть связана с доверием!
Взяточничество
Это тоже проявление контроля. «Взятку» дают на фоне плохого поведения, дабы покончить с этим, либо в ожидании него. А награда поощряет хорошую работу и мотивирует на правильное поведение впредь.
Вместо взяточничества стоит найти компромисс: для этого нужно разговаривать, выражать мысли и чувства, слушать другого человека. В этом, кстати, очень поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект»: после его прохождения общение во всех сферах жизни меняется к лучшему, люди перестают быть «темными лошадками», их поведение и поступки становятся более предсказуемыми. И вам с самим собой тоже будет легче!
Эффективная коммуникация
Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.
Но легче сказать, чем сделать. У каждого из нас есть уникальное мировоззрение, на которое многое повлияло: воспитание, личный опыт и окружающая среда. Кроме того, мы передаем сообщение, зная о своих мотивах и желаниях, в то время как получатели не имеют такой роскоши. Это приводит к неэффективной коммуникации.
Неэффективная коммуникация – это пререкания с окружающими, деление собеседников на победителей и побежденных. Разногласия и конфликты являются ярчайшими индикаторами того, что мы имеем дело именно с ней.
Цель же эффективной коммуникации – наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные. Как этого достичь? Стопроцентной гарантии никто не даст, однако если соблюдать определенные правила, применять некоторые техники и приемы, можно прокачать свое умение находить подход к людям и доносить свои мысли ясно и быстро.
10 правил эффективной коммуникации
Чтобы после диалога у обоих осталось приятное чувство взаимопонимания, придерживайтесь следующих правил.
Сначала слушайте
Активное слушание включает в себя задание вопросов, а также сосредоточенное усилие, которое требуется, чтобы понять ответы вашего партнера – и в то же время отказаться от их оценки. Когда вы регулярно и умело слушаете других, то поддерживаете связь с их реальностью. Быстро узнаете о достижениях и проблемах собеседника и о том, как он справляется со взлетами и падениями. Кроме того, вы показываете, что то, что важно для него, важно и для вас.
В результате ваше мнение имеет больший вес, ведь основано на реальности – реальности собеседника.
Проявите эмпатию
Когда другие рассказывают вам свою историю, постарайтесь понять их мыслительный процесс и увидеть мир с их точки зрения Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека. Конечно, это не просто. Но сознательное усилие уже лучше, чем обдумывание своего ответа, пока говорит собеседник.
Сосредоточьтесь на позитивном
Жить в негативе – это верный способ «отвернуть» от себя собеседника. Он не станет слушать вас с полным придыханием, потому что ваше появление в его жизни будет связано с жалобами, стенаниями и пессимизмом. Поэтому сосредоточьтесь на положительном. Находите общую точку зрения, даже если вы не согласны. Старайтесь радовать собеседника своим настроением, даже если ситуация к этому не располагает.
Будьте искренни
Когда хвалите собеседника, не нужно льстить или слагать оды в честь его поверхностных качеств. Будьте искренними.
Во время критики или обратной связи не зацикливайтесь на одном негативе, помните, что вы, прежде всего, хотите помочь. Если нужно, извинитесь.
Будьте конкретны
Люди пока еще не научились читать мысли. Поэтому не просто рассказывайте другим, как их цените или что вас беспокоит. Подскажите им, как можно исправить ситуацию.
Если вам не нравится что-то в собеседнике, скажите конкретно о том, что именно, и предложите выход.
Уважайте собеседника
Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Признавать людей и показывать уважение можно совершенно простыми и несложными способами:
Избегайте сарказма и резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Говорите с другими так, как вы хотите, чтобы они говорили с вами.
Делайте паузы
Пауза в нашем случае – это просто остановиться и подумать, прежде чем начать говорить. При помощи автоматизма ничему новому научиться нельзя, а вы наверняка читаете эту статью для того, чтобы узнать что-то новое и привить себе полезный навык.
Будьте честны
Как вы себя чувствуете, когда появляется мысль-ощущение: «Он(она) от меня что-то скрывает?». Честность вовсе не означает, что вы должны делиться всем и со всеми.
Честность – это умение придерживаться прозрачности во время диалога. Если говорите на какую-то тему, не стоит вилять.
Знайте, когда нужно уступить
Многие люди не могут удержаться и не начать атаковать любое мнение, которое им было высказано – и часто жалеют об этом.
Помните, что люди эмоционально привязаны к своим убеждениям. Если вы безжалостно раскрываете каждый изъян в рассуждениях партнера, то даже если вы правы, он будет чувствовать себя ущемленным.
Это не значит, что вы должны соглашаться с неправильным мнением. Речь, скорее, идет о том, чтобы научиться выбирать, в каких битвах стоит принимать участие.
Будьте последовательны
Общение должно напоминать равномерно бегущий поток, а не хождение по раскаленным углям или океанский шторм.
Что мешает эффективному общению?
Все, что мешает нам понять собеседника или донести свою мысль, в сфере коммуникаций называется барьером.
Их несколько десятков, мы же выделим основные. Некоторые целиком и полностью зависят от вас, остальные – лишь частично. Если вам удастся избежать их, эффективность коммуникации возрастет:
Как видим, многие из этих барьеров мы можем убрать. Проблема в том, что для этого нужно сознательное желание и длительная работа над собой. Но если вы хотите добиться в жизни успеха, без развития умения эффективно общаться не обойтись.
Технологии эффективной коммуникации
Условно технологии эффективной коммуникации можно разделить на две группы:
Есть четыре основных приема аргументирования:
Некоторых приемов и навыков эффективной коммуникации мы уже коснулись в статье, потому что они неразрывно связаны с правилами, барьерами и технологиями. Давайте их резюмируем и добавим те, о которых еще не сказали.
Старайтесь общаться со всеми людьми одинаково: не стоит вести себя покровительственно с тем, кто ниже по должности, моложе или что-то еще. Этот человек, в первую очередь, ваш партнер по общению.
Не жалуйтесь. Это можно делать только в исключительных случаях. Помните, что «люди забывают, что вы им говорили, но никогда не забывают о том, что вы заставили их чувствовать».
Поощряйте и мотивируйте собеседника. Мало того, что ему будет приятно с вами иметь дело, так этот прием еще и улучшит ваше настроение. Помните, что общение – процесс двусторонний и обе стороны заряжают друг друга позитивом или негативом.
Проявляйте эмпатию. Это слово так прочно вошло в наш лексикон, что мы уже не придаем ему особого значения. Но знать и практиковать – это две совершенно разные вещи. Поэтому постарайтесь в следующий раз выслушать ответы собеседника и рассматривать их с точки его зрения, а не с точки зрения своей предвзятости и убеждений.
Упражняйтесь. Да, можно искать собеседников и практиковаться на «поле боя», а можно для начала договориться с друзьями или родственниками и потренироваться друг с другом. Для этого есть несколько полезных упражнений:
Книги
Эффективная коммуникация – слишком обширная тема, чтобы ее можно было раскрыть в одной статье. Детальнее о ее условиях и приемах вы можете прочесть в следующих книгах:
Глава 4. Анализ общения
Четыре правила коммуникации
Первое правило гласит, что все взаимодействия: с самим собой, между двумя, а также большим количеством людей — можно описать семью вариантами или типами, взаимодействия. Перечислим их: уход в себя, процедура, операция, ритуал, развлечение, игра и близость. В дальнейшем мы более подробно разберем эти понятия. И каждый сможет убедиться, что они действительно позволяют охватить все варианты взаимодействия человека с самим собой и другими людьми.
Второе правило сообщает о том, что при согласованности эго-состояний партнеров, то есть когда ответ дается из того эго-состояния, которому направлен стимул, или векторы стимула и ответа параллельны, коммуникация может продолжаться неограниченно долго. При пересекающихся взаимодействиях коммуникация прерывается. И для ее восстановления нужно, чтобы хотя бы один из участников изменил свое актуальное эго-состояние.
Третье правило: результат взаимодействия определяется на скрытом, или психологическом, уровне взаимодействия, а не на явном — социальном — уровне.
Всякое взаимодействие — это обмен эмоциями, мотивациями и энергией. Одни привычно больше отдают, другие — потребляют. Среди доноров, т.е. людей, обычно передающих эмоции, мотивации и энергию, важно упомянуть детей, актеров, юмористов, психотерапевтов. Сюда же можно отнести и домашних животных (прежде всего собак). Это четвертое правило коммуникаций.
Читайте еще:
Количество идей сводится к минимуму, а те, что остаются, упрощаются. Любовь заменяется факом или, в более мягких вариантах, сексом и серийными терзаниями героинь женских романов. Из списка положительных качеств вычеркиваются сила воли, жизнелюбие, вдумчивость, доброта, внимательность и.
Молодая жена неуютно заерзала под прицелом сердитых глаз, – «А что, он первый начал, а мне, по – вашему, нужно было молчать?»
Мы различаем три основные школы терапии повторного рождения, оказавшие наибольшее влияние на существующие в этой области методы. Одна из них создана Станиславом Грофом. Он акцентирует метафорические и трансперсональные аспекты повторного рождения и с целью доступа к данным о рождении человека.
Но перейдем от теории к практике. Возьмем уже известную нам ситуацию: близкий человек постоянно говорит вам какие-то неприятные вещи, и вы изо дня в день расстраиваетесь, принимаете эту критику близко к сердцу и даже комплексуете, нервничаете и плачете по ночам. Предположим, что в роли.
— Мне кажется, настоящая проблема в том, что ему надо научиться быть открытым в своих чувствах и вести себя более вежливо.
Попробуйте коснуться пола сцепленными в замок вытянутыми руками, не сгибая запястий. На этот раз позволительно, чтобы тело немного перекатывалось из стороны в сторону, помогая движению, но старайтесь сдерживать это движение в верхней части тела.
Здоровое общество, которое, по-моему, является единственной возможной альтернативой нашему самоуничтожению, может состоять только из эмоционально здоровых индивидов, причем внутриличностное и межличностное здоровье должно заключаться в пронизанной любовью сбалансированности взаимоотношений между.
Влияние воспитания сводится главным образом к тому, что оно делает мимику более тонкой и сообщает ей весьма разнообразные эстетические черты. Это усовершенствование мимики сказывается прежде всего в том, что с помощью маленьких движений достигаются большего эффекта. Мимика в этом отношении.
Занимаясь с ребятами, стремитесь помогать им не только как можно глубже вникать в сущность выбранной темы, изучать технические приемы, но и постоянно развивать вкус и, как принято говорить, воспитывать глаз. При первой же возможности старайтесь вместе с ребятами посещать павильоны «Юный.
Радикальные попытки, устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гештальтпсихологии.
Перессорить всех людей, “Здравствуй”, “Друг”, “Спасибо”. И слова какие смог. Если их не откопать, Закопал с сухой песок. То беды не миновать! «
ЧАСТЬ III ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции
Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек трансакций.
Затребовав у вас информацию, я был во Взрослом эго-состоянии. Мы показываем это, обозначив буквой С вектор, исходящий из круга Взрослого на моей диаграмме РВД. Я хочу, чтобы моя коммуникация была услышана вами как Взрослым, поэтому вектор заканчивается в вашем Взрослом. Когда вы выдали информацию, то также исходили из Взрослого и ожидали, что я получу ее в моем Взрослом. Поэтому вектор Р направлен из вашего круга Взрослого в мой круг Взрослого.
Данный пример иллюстрирует один из видов параллельных трансакций. Этот вид трансакций определяется следующим образом:
На рис. 7.2. показан другой вид параллельной трансакции. В этом случае в ней участвуют эго-состояния Родителя и Ребенка.
Упражнение. Существуют еще два случая параллельных трансакций: Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок. Нарисуйте параллельные трансакции для этих случаев. Для каждого примера продумайте слова-стимулы и слова-реакции.
Рис. 7.3. Параллельная трансакция СД-ВР, ВР-СД
Первое правило коммуникации. Параллельная трансакция имеет элемент ожидания.
Когда я спросил вас, который час, я ожидал вашего ответа из Взрослого, и вы ответили мне из этого эго-сосгояния. Когда заведующий сделал замечание клерку, он ожидал извинения из Ребенка и получил его.
Разговор может состоять из цепочки параллельных трансакций. Если это так, то вся цепочка будет обладать фактором предсказуемости происходящего.
Подобный обмен репликами может продолжаться бесконечно, пока говорящие не и не займутся чем-нибудь другим. Эта идея лежит в основе первого правила коммуникации: до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго.
Очевидно, что любой разговор через некоторое время подходит к концу, однако до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, ничто в процессе коммуникации не прерывает чередования стимулов и реакций.
Упражнение. Представьте себе разговор, состоящий из цепочки параллельных трансакций Взрослый-Взрослый. Сделайте то же самое для трансакций Родитель-Ребенок, Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок. Проверьте, соответствуют ли они первому правилу коммуникации. Если вы работаете в группе, проиграйте в парах каждый тип коммуникаций. Посмотрите, как долго вы можете обмениваться параллельными трансакциями.
Пересекающиеся трансакции. Я спрашиваю вас: Вы встаете, краснеете и кричите: Это реакция не из Взрослого, в которого я послал Взрослый вопрос. Напротив, вы переместились в эго-состояние рассерженного Родителя. Руганью вы призываете меня выйти из моего Взрослого и переместиться в Ребенка. Трансакционная диаграмма нашего взаимодействия показана на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Пересекающаяся трансакция В-В, Р-Д
Приведенный пример является одним из видов пересекающейся трансакции. Она называется так потому, что векторы на диаграмме для этого типа трансакции обычно пересекаются. Когда вы нашу трансакцию, накричав на меня, я чувствую, что вы как будто бы пересекли поток нашей коммуникации.
Рис. 7.5. Пересекающаяся трансакция Р-Д, В-В
Иногда нам необходимо использовать подробную функциональную модель для того чтобы убедиться, пересекается трансакция или нет. Например: Боб (тяжело опускается на стул): Джун (сердитым голосом, хмурится, смотрит на него свысока): На стимул Боба Д-Р Джун отвечает реакцией Р-Д. В модели первого порядка эта трансакция будет параллельной, однако
Рис. 7.6. Пересекающаяся трансакция СД-ВР, КР-АД
Когда трансакция пересекается, существует вероятность того, что человек, получающий пересекающуюся трансакцию, перейдет в эго-состояние, в которое была направлена трансакция. Тогда из нового эго-состояния он, скорее всего, будет направлять параллельные трансакции.
Второе правило коммуникации говорит: при пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния.
Разрыв коммуникации может восприниматься людьми как легкая встряска. Другой его крайностью будут случаи, когда два человека разрывают свои отношения и больше никогда не разговаривают друг с другом.
Эрик Берн подсчитал, что теоретически возможны 72 разновидности пересекающейся трансакции. К счастью, лишь две из них чаще всего встречаются на практике: когда стимул В-В пересекается или реакцией Д-Р, или Р-Д.
Упражнение. Приведите собственный пример пересечения стимула В-В реакцией Д-Р. Как может продолжаться разговор, если человек, принявший эту реакцию, перешел в Родителя и направил из этого эго-состояния параллельную трансакцию? То же самое проделайте при пересечении стимула В-В реакцией Р-Д. Приведите пример пересечения стимула В-В реакцией Д-Д. Нарисуйте трансакционную диаграмму. В этом примере обратите внимание на то, что параллельные векторы не всегда означают параллельную трансакцию.
Если вы работаете в группе, попарно проиграйте разговор, в котором пересекается каждая трансакция. Каждый раз при общении с другим человеком определяйте, какое эго-состояние он пытается в вас вызвать (к какому вашему эго-состоянию он обращается). Войдите в другое эго-состояние и ответьте ему. В свою очередь он пересекает вашу трансакцию. Посмотрите, как долго вы сможете так продолжать, не входя в параллельные трансакции. Когда закончите, обсудите ваши ощущения при выполнении этого упражнения. Чем они отличались от более раннего упражнения, в котором вы обменивались только параллельными трансакциями?
Довольно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием Взрослый-Взрослый. Сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия или Родитель-Дитя, или Дитя-70
На психологическом уровне происходит обмен Р-Д, Д-Р. Если придать сообщениям этого уровня словесную форму, то она могла бы выглядеть следующим образом: Муж: Жена:
Подобный анализ позволяет нам нарисовать трансакционную диаграмму на рис. 7.7. Стимул и реакцию социального уровня мы изображаем сплошными стрелками и обозначаем их Сс и Рс. Пунктирные стрелки обозначают стимул и реакцию психологического уровня, Сп и Рп.
Рис. 7.7. Двойная скрытая трансакция: социальный уровень В-В, В-В; психологический уровень Р-Д, Д-Р
Любая скрытая трансакция, подобно этой, в которой социальное сообщение В-В перекрывает обмен на психологическом уровне между Р и Д (реже Д-Д или Р-Р), называется двойной трансакцией.
На трансакционной диаграмме (рис. 7.8) виден угол между векторами Сс и Сп, что позволило назвать эту трансакцию подобным образом.
Рис. 7.8. Угловая скрытая трансакция
Третье правило коммуникации. Оно гласит: поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
Упражнение. Практикуйтесь быть марсианином. Всегда помните как о психологическом, так и о социальном уровне. Проверьте удивительный вывод Берна. Был ли он прав, полагая, что результат поведения всегда определяется на психологическом уровне?
Трансакции и невербальные факторы. В скрытой трансакции сообщение на социальном уровне передается словами. Для того, чтобы на психологическом уровне, необходимо наблюдать за невербальными факторами (сигналами), которые выражаются тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Существуют еще более тонкие сигналы, проявляющиеся в дыхании, мускульном напряжении, частоте пульса, расширении зрачков, степени потения и т. п.
Это приводит нас к еще более общему выводу: для того, чтобы правильно анализировать любую трансакцию, необходимо рассматривать как невербальные факторы, так и слова. Вспомните наш пример с мужем, спрашивающим жену, где находится его рубашка. Судя по словам, это Взрослый-Взрослый. Невербальные факторы указывают на то, что это обмен между Родителем и Ребенком. Мы могли бы проиграть те же самые слова с различными наборами невербальных сигналов и каждый раз получали бы различные виды трансакций.
Упражнение. Убедитесь в этом, проигрывая те же самые слова между мужем и женой. Проверьте, сколько вы можете получить различных видов трансакций, подключая разнообразные невербальные сигналы. В группе проиграйте трансакцию между мужем и женой с различными наборами невербальных сигналов.
Однако предположим, что первая зануда на работе только и стремится к тому, чтобы поддерживать с вами плавный поток коммуникации, или ваш сосед, когда вы угостили его кофе, завел свою обычную грустную песнь. В этих случаях вы были бы рады прервать их намеренным пересечением трансакций. Стефен Карпман развивает идею о том, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так, как хотим. Например, мы можем избрать новые способы общения для того, чтобы изменить обычно неприятные взаимодействия с другими людьми.
Вместо извинений Адаптивного Ребенка Мери переключилась на игру Свободного Ребенка. В свою очередь начальник принимает приглашение Мери и входит в Свободного Ребенка.
Мы считаем, что в начале практики по использованию выбора необходимо задействовать позитивные части эго-состояния. В любом случае подключайте своего Взрослого для того, чтобы решить, каким способом пересечения лучше всего достичь желаемых результатов.
Никогда нельзя гарантировать то, что ваше пересечение заставит другого человека перейти в новое эго-состояние. Если этого не произошло, попробуйте изменить свое эго-состояние и дайте другое пересечение.
Упражнение. Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя замкнутым в неприятной рутине параллельных трансакций с каким-нибудь человеком. Возможно, это какая-то ситуация на работе или взаимоотношения с близким вам человеком. С помощью функциональной модели определите эго-состояния, из которых исходите вы и другой человек. Выработайте четыре способа, которые вы могли бы использовать при выборе эго-состояния с целью пересечения потока трансак-ций. Первое время записывайте любое возможное пересечение. Из этого списка возможностей выберите один или несколько способов, которые быстрее всего приводят к успеху.
Если вы ранее исключили из выбора какую-либо возможность как неприемлемую, вернитесь к ней еще раз. Помните, что вы можете использовать любое из ваших эго-состояний. Иногда необычное пересечение срабатывает лучше всего. Проиграйте ситуацию для проверки возможностей вашего выбора и определения результатов.
В группе любой желающий может описать замкнутую ситуацию, из которой он хочет освободиться. Другие члены группы с помощью мозгового штурма определяют возможности для выбора, в каждом случае проигрывая пересечение по ролям.