Как звучит труба с сурдиной
Сурдины для занятий на трубе
#Вопросы из ваших комментариев#
Начну со второй части вопроса, она более важная.
###Разумное/допустимое соотношение занятий с сурдиной и без
Слишком много факторов, чтобы называть точные цифры. В первую очередь, не стоит заниматься с сурдиной, если есть малейшая возможность других решений. 30-60 минут полноценных занятий пару раз в день лучше нескольких часов с сурдиной. Можно поискать класс для занятий поблизости. Сейчас этот бизнес все больше развивается и цены довольно демократичные — 100-200 рублей/час.
Основная проблема, которую пытаются решить производители — приблизить сопротивление инструмента с сурдиной к сопротивлению без нее. Естественно, это сложно, потому что требуется заткнуть/прикрыть отверстие, чтобы снизить уровень звука, не повысив при этом сопротивление. И пока до конца не решили проблему изменения сопротивления, при использовании сурдины будут другие ощущения в губах, дыхании. Т.е. мозг привыкает к не соответствующему реальности соотношению усилий и выдаваемого результата в звучании.
Для сравнения можно взять езду на легковушке и грузовике: руль и колеса вроде у обоих, но сила и точность нужна разная, и вписываться в поворот вы будете по-разному. Когда вы занимаетесь с сурдиной, то учитесь контролировать позиции нот с другими данными. Они отличаются от игры на трубе без сурдины.
Так что, используем одно простое правило для занятий с сурдиной — «чем меньше, тем лучше». И желательно после сурдины поиграть «живым» звуком, чтобы вспомнить ощущения инструмента без нее.
Если есть идеи по совершенствованию продукта — welcome в команду разработчиков следующих версий :).
###Какую сурдину выбрать для занятий дома:
Две лучших и удобных на данный момент:
Silent Brass от Yamaha и Warm-up Mute от Best Brass.
И те и другие — японцы.
Warm-up Mute от Best Brass выглядит как обычная сурдина, только меньшего размера. Стоимость около 10 000 р.
Silent Brass (SB7X) от Yamaha поставляется с наушниками. С ними можно контролировать звучание, строй. Также можно наложить эффект зала. Однако, постоянно пользоваться этой функцией имитации звучания я не рекомендую в связи с описанными выше причинами. Мозг должен понимать различие звучания с сурдиной и без нее. В этом плане сурдина от Yamaha имеет больше гибкости: можно использовать наушники, а можно пользоваться только сурдиной. Стоимость около 15 000 р.
Обе сурдины можно заказать в Evterpa. Владелец магазина — трубач, поэтому трубачи всегда услышат компетентный ответ на вопросы :). По секретному слову “SilverT” скидка 5%
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Сурдина
Сурди́на (фр. sourdine, итал. sordina, от лат. surdus — глухой) — приспособление, применяемое на некоторых музыкальных инструментах для ослабления громкости и изменения тембра звучания.
Сурдина на скрипке
Труба с обычной картонной сурдиной. Внизу металлическая «груша», джазовая сурдина для эффекта «уа-уа», сурдина «грибок»
На струнных
На струнных смычковых инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина представляет собой небольшой грузик, надеваемый на подставку. На контрабасе сурдина используется реже остальных инструментов, так как его звук сам по себе несколько глуховат.
Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных смычковых в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.
На духовых
У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.
Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.
В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др. Встречаются обозначения видов сурдин для тромбона или трубы: «mute», «straight».
Существуют также специальные «сурдины для занятий». Подразумевается — чтобы не мешать соседям.
Следующий шаг в развитии сурдины как приспособления для изменения звука получили «электронные сурдины», которые могут до неузнаваемости изменить звучание инструмента. Однако, особой популярностью они не пользуются.
Одно из «старых» названий сурдины для тромбона или трубы — «шляпа». Так как собственная ладонь или головной убор могут с успехом заменить иногда это приспособление.
На гармониках
На концертных баянах или аккордеонах сурдина представляет собою перфорированную пластину, которая с помощью специального рычажка передвигается, подставляя отверстия под отверстия левой сетки, или уходя из-под них, прикрывая их и глуша таким образом звуки левой клавиатуры.
В народе
Сурдинка в языке музыкантов — небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» — «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.
Хочется обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, перед нами типичный случай такого ходового выражения, которое родилось не в народной гуще, а, напротив того, среди образованных людей. Во-вторых, как это ни странно, слову «сурдинка» близко, родственно совсем на него не похожее слово «абсурд» (чушь, нелепость); «ab surdo» — по-латыни «от глухого», то есть «то, что можно услышать от глухого человека», чепуха.
Строй и интонирование при игре на трубе
Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.
### Что такое «играть стройно» и интонирование
Строй — соответствие настройки инструмента общепринятому звучанию инструмента или звучанию ансамбля.
Интонирование — умение слышать и корректировать строй в процессе исполнения с помощью других средств, кроме основной настройки инструмента.
Часто вопрос строя поднимают относительно соответствия с тюнером. Если стрелка в «зеленой зоне», значит нота в допустимом диапазоне, нота строит с тюнером. Такая тренировка имеет место, но для трубача важнее несколько иное соответствие — играть стройно с другими музыкантами.
Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.
Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.
### Как понять, что звучит стройно
Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.
Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).
1 — соль первой октавы на фортепиано — труба стройно с ним.
2 — сильно выдвигаю основной крон, и нота с фортепиано не строит — низит. Затем подтягиваю строй губами.
3 — задвигаю до конца основной крон — нота высит. Затем понижаю ее губами.
Частая ошибка у начинающих — играть ноту еще до того, как прозвучит референс. Последовательность действий такова: послушать референс — сыграть и слушать, чтобы ваш строй совпал с ним.
### Основная настройка инструмента и слушание в процессе исполнения
Основная настройка инструмента происходит перед началом выступления. Ее цель — максимально точно настроить инструмент с другими музыкантами. Для этого первичная настройка должна происходить в удобном регистре и удобной громкости. Максимально приближенные условия к последующему выступлению.
Скорректировать основной строй может понадобиться и во время исполнения. Например, если в помещении становится жарко, инструмент нагреется и строй инструмента неизбежно поползет вверх. Холодно — наоборот. При использовании сурдины или смене мундштука/инструмента строй тоже может измениться. Все это поправляется основным кроном трубы. В определенных пределах можно компенсировать строй губами, как показано в видео выше. Но это не рациональная трата ресурсов. И сложно играть с легкостью, когда твоя голова занята подстройкой каждой ноты. Таким образом, основная настройка не гарантирует, что инструмент будет строить в процессе. Но она очень важна для того, чтобы свести к минимуму необходимость дополнительных усилий в подстройке в момент исполнения.
### Как тренировать слух, чтобы играть стройно
Как я уже упоминал, часто этим занимаются с тюнером. И часто это звучит как плавающий звук, потому что ученик начинает гоняться за стрелкой тюнера, пытается ее зафиксировать. Особенно сложно это дается начинающим, потому что пока не хватает уровня контроля дыхания, чтобы держать устойчивый звук. Получается не столько слуховая, сколько визуальная работа. Но играть по тюнеру и строить с другими музыкантами — не одно и то же. И особенно это важно при игре на трубе. Важнее идеального строя с тюнером слышать, строите ли вы с другими музыкантами. Исходя из этой мысли приходит и решение — нужно применять другие инструменты, учиться слышать строй с ними. Ловить строй на слух, а не визуально.
Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.
Помните, что самая распространенная труба играет в строе «Сиb» и является транспонирующим инструментом. Фортепиано играет в строе «До». Т.е. мы играем ноту «до» по высоте, а звучит из трубы»cиb». Зачем это сделано — тема отдельного поста :). Главное сейчас разобраться, что для того, чтобы звучала одинаковая нота, нужно сыграть на трубе ноту на два полутона выше, чем на фортепиано. «сиb» на фортепиано = «до2» на трубе. «до2″=»ре2» и так далее.
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Сурдина
Сурди́на (итал. sordino от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр.
Содержание
Применение сурдины
Сурдина на струнных инструментах
На смычковых струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина — небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию. Таким образом, звук инструмента становится мягче и глуше. На контрабасе сурдина, как правило, не используется, так как его звук сам по себе несколько глуховат и не нуждается в ослаблении.
Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.
Сурдина на духовых инструментах
У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.
Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.
В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др.
Идиоматическое использование
В русском языке идиома «под сурдинку» означает «втихомолку», «украдкой», что соответствует назначению сурдины как приспособления для приглушения звука.
Полезное
Смотреть что такое «Сурдина» в других словарях:
СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля
сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов
сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь
СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова
СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова
СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
СУРДИНА — Быть может, вам приходилось слышать выражение «под сурдинку»? Так говорят о чем то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от принадлежностей музыкального инструментария.… … Музыкальный словарь
Труба
Большинство представителей медной духовой группы имеют немузыкальное происхождение. Они нужны были людям для подачи сигналов во время охоты, приближения опасности, для сбора военных походов. Труба – не исключение. Но с начала XVII века она вошла в состав оркестра, звучит в симфонической, джазовой музыке, а также соло.
Устройство трубы
Принцип звучания духовых музыкальных инструментов заключается в вибрациях и колебаниях воздушного столба внутри трубки. Чем она длиннее, тем больше возможностей дает музыканту. У трубы она имеет длину до 150 сантиметров, но из соображений компактности изгибается дважды, уменьшая длину инструмента до 50 см.
Трубка имеет форму цилиндра с диаметром чуть более сантиметра, постепенно она расширяется, переходя в раструб. Технология изготовления сложная. Важно правильно рассчитать степень расширения раструба так, чтобы он соответствовал длине основного канала.
Интересно, что в мире существует самая длинная труба с длиной 32 метра и диаметром раструба более 5 метров. Понятно, что играть на ней человек не сможет. Воздух поставляется в канал при помощи компрессора.
Инструмент состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. Но это примитивное и далеко не полное представление об инструменте. На самом деле важных составляющих в нем больше. В числе деталей:
Трубки и составляющие инструмента изготавливают преимущественно из меди и медных сплавов, блеск корпусу придает лаковое, никелевое или серебряное покрытие.
История инструмента
Духовые инструменты появились задолго до изобретения мелодических. Известно, что люди научились трубить за три века до нашей эры. В античном Египте существовала особая технология, по которой трубы могли изготавливаться из цельного листа металла.
Во время раскопок в Египте были обнаружены трубы, изготовленные из дерева и раковин. А в гробнице Тутанхамона обнаружены инструменты из серебра и бронзы.
В Средневековье все войска были укомплектованы трубачами, их главной задачей была передача приказов командования подразделениям армии. В перерывах между войнами инструмент использовался для привлечения внимания зрителей на рыцарских турнирах и на праздниках. Его звук оповещал жителей городов о прибытии важных персон или необходимости собраться на площади для оглашения указов.
В эпоху барокко начинается расцвет европейской академической музыки. Звучание трубы впервые включается в оркестры. Несмотря на то, что инструмент позволял извлекать только диатонический звукоряд, появились музыканты, которые виртуозно владели техникой за счет изменения положения губ.
Но в конце XVIII веке происходит расцвет струнных и мелодических инструментов, а ограниченная в исполнительских возможностях труба уходит на второй план в оркестре. Она снова начинает активно звучать только ближе к середине XIX века. К этому времени мастера усовершенствовали конструкцию, внедрив в нее систему вентилей из трех клапанов. Они расширили возможности инструмента, позволив ему менять звукоряд, понижая звук на тон, полутон и полтора тона. Труба получила возможность извлекать хроматический звукоряд, а после ряда улучшения устройства была решена проблема беглости и изменения тембра.
История духового медного музыкального инструмента знает множество выдающихся трубачей. В их числе Морис Андре, признанный «трубачом XX столетия». Он относился к трубе, как к одному из главных концертных инструментов, преподавал в Парижской консерватории, записал более 200 дисков. Среди других известных трубачей Луи Армстронг, Фредди Хаббард, Сергей Накаряков, Артуро Сандоваль.
Строй, диапазон, регистры
Основной в оркестре является труба в строе «Си-Бемоль» – «До». Ноты пишут в скрипичном ключе на тон выше реального звучания. В нижнем регистре инструмент издает мрачный звук, в среднем – мягкий (piano), воинственный, настойчивый (forte). В высоком регистре труба призывает слушателя звонким, светлым звуком.
В среднем регистре труба проявляет замечательные пассажные возможности, благодаря технической подвижности позволяет составлять арпеджио.
В Европе и Америке наибольшее распространение нашел «аналог» этого инструмента в строе «До». Западные музыканты находят множество преимуществ его использования, легкость звукоизвлечения в верхнем регистре и возможность реализовать диапазон от «Ми» малой октавы до «До» третьей.
Одна из разновидностей – пикколо
Разновидности трубы
Реже используются другие типы труб:
В современных симфонических оркестрах басовая труба почти не применяется, ее заменяет тромбон.
Техника игры
Исполнитель удерживает инструмент левой рукой, правой воздействует на вентильную систему. Чтобы научиться игре, нужно понимать, что извлечение гармоник происходит за счет амбушюра, то есть изменения положения губ, языка, лицевых мышц. Губы во время звукоизвлечения приобретают определенную жесткость, становятся напряженными. В процессе музыкант понижает звук при помощи вентилей.
За счет того, что расход дыхания во время исполнения музыки на трубе небольшой, инструмент позволяет выполнять различные техники, пассажи, арпеджио. В среднем регистре реализуются блестящие стаккатные вариации.
Профессионалы активно используют специальные приспособления, которые называются сурдинами и вставляются в раструб. В зависимости от того, какую форму имеет сурдина, звучать труба будет тише или громче. Так в джазе чаще всего применяют «грибок», который делает звук мягким, бархатным.
Использование трубы
Большой оркестровый инструмент применяется в музыке для придания ей драматического характера, для создания напряжения. Звук получается довольно выразительным, даже если звучит тихо. Поэтому труба в композициях представляет героические образы.
В наше время трубачи могут выступать сольно, а могут составлять целые оркестры. В 2006 году в боливийском Оруро выступил ансамбль из 1166 трубачей. Он внесен в музыкальную историю, как самый многочисленный.
Инструмент используется в различных музыкальных жанрах. Он бессменный участник джазового, симфонического и духового оркестра, его звуки обязательно сопровождают военные парады.
Известные трубачи
Самыми знаменитыми стали музыканты, владеющие блестящей техникой. В числе виртуозов, посвятивших свою жизнь продвижению инструмента, Артуро Сандавал, который изучал его с 12 лет и в течение жизни получил 10 премий Грэмми.
Американский трубач Кларк Терри оставил свой след в джазовой культуре. Он выступал по всему миру, давал бесплатные уроки, обладал уникальной техникой и виртуозностью.
В 1955 году на аукционе Кристис была продана труба еще одной джазовой легенды – Диззи Гиллепси. Знаменитый инструмент имел название торговой марки «Мартин Комитет» и была продана за 55 тысяч долларов.
Всем известна история парня из бедной нью-йоркской семьи Луи Армстронга. Его судьба была сложной, будучи подростком он совершал преступления, воровал и мог бы провести всю жизнь за решеткой. Но однажды у исправительном учреждении услышал трубу и увлекся изучением инструмента. Его первыми концертами были уличные выступления, но очень скоро Армстронг стал одним из самых знаменитых исполнителей, отличающийся сияющей техникой. Луи Армстронг подарил миру уникальное музыкальное джазовое наследие.