Как звучит жизненная позиция беликова

Беликов в рассказе Человек в футляре характеристика, образ

Персонажу отведена главная роль в произведении. Беликов преподаёт греческий язык. “Человек в футляре” – эти слова раскрывают образ героя.

Внешний вид подчёркивает характер персонажа. Лицо бледное, маленькое, спрятанное за поднятый воротник. Беликов, отделяясь от окружающего мира, закладывает в уши вату. Это маленький по росту человек, которому больше сорока лет. Забавно, что персонаж одевается в пальто всегда, даже в тёплую погоду, и берёт с собой зонтик.

Мыслям Беликов не позволяет выйти наружу. Свои вещи хранит в футляре. Последнее объяснялось бы чрезмерной аккуратностью, но трезво взглянуть на положение дел читателю помогает поведение героя, выворачивающее его внутренний мир наизнанку. Это тревожный, пытающийся скрыться от действительности человек. Возможно, спасение от настоящего он находит в изучении прошлого. Поэтому испытывает особенное чувство к древним языкам. С головой уходит в занятия, которые создают защитную плёнку от всего остального.

Страх крепко сидит внутри. Так, перед каждой ситуацией мысленно рассуждает: “как бы чего не вышло…”. Сомнения просматриваются на примере открытия чайной или библиотеки.

Правила для него святые. Любое отклонение от них наводит на героя уныние. Непонятно, почему. Сердце бьётся от известия про классную даму, познакомившуюся с офицером. Дыхание перехватывает от гимназистов, пренебрёгших дисциплиной. Опаздывающие товарищи на важное событие вызывают не меньшие волнения. В голове персонажа крутится торжественное “как бы чего не вышло”.

Слишком мнительный и осторожный. Зацикливаясь на мелочах, он не видит радостей жизни, сам себя загоняя в пропасть.

Сквозь мучения Беликов ходит для приличия в гости, но просто сидит и молчит. Город, начальство и коллеги боятся слишком правильного Беликова. Атмосферу в гимназии создал как в полицейской будки.

Но ещё печальнее смотреть на конец его пути. Механизм отсчёта к завершению его жизни ускоряется с момента встречи с Варенькой. Очаровательным пением она привлекает Беликова. Педагогический состав хочет связать узлами брака эту парочку. Рассуждения героя о женитьбе напускают страх, заставляют ещё больше замкнуться в себе. Портит хорошие впечатления о женщине обычный велосипед. Беликов застаёт её за этим занятием и возмущается.

Беликов возвращается домой, убирает со стола портрет женщины, ложится в постель и больше не встаёт. Спустя месяц он умирает.

2 вариант

Центральной фигурой рассказа человек в футляре является некто Беликов, преподаватель древних языков.

Страх перед внешним миром, который, очевидно, раздражал его, был на столько силён, что даже уши он закладывал ватой, избегая лишних звуковых раздражителей. Но больше всего удивляло его товарищей то, что даже дома Беликов не чувствовал себя в безопасности. Так же был полностью одет, закрывал все ставни на окнах и, даже укутавшись в одеяло, как бы жарко не было, боялся, что повар его зарежет или в дом залезут грабители. От того и спал плохо, и утром был бледен и угрюм.

Несмотря на такой образ жизни, товарищи у него все-таки были. В основном, это были коллеги или соседи. Но взаимодействовал он с ним скорее не потому, что хотел, а потому что так надо было. Он приходил к людям домой и просто сидел на стуле некоторое время. Таким чудным образом Беликов поддерживал хорошие товарищеские отношения.

Неудивительно, что «человек в футляре» был не женат. С женщинами он вообще старался не иметь никаких общих дел из-за страха, что о нём дурно подумают. Но однажды Беликов чуть не женился на своей полной противоположности – весёлой и легкомысленной Вареньке. Свадьба не состоялась только потому, что женщина позволила себе покататься на велосипеде, а Беликов стал свидетелем этой, по его мнению, ужасной выходки. Сначала он хотел исправить недоразумение и решил поговорить с братом Вари. Но тот спустил Беликова с лестницы, в самом низу которой его встретила Варенька в очень неудобном положении. После того, как она посмеялась над «человеком в футляре» закончилось всё.

Беликова настолько сильно потрясла ситуация с Варенькой, что через месяц он умер, так ни разу и не встав с кровати. Это показывает, как сильно он был слаб в ситуациях, которые не подчиняются правилам.

В конце концов Беликов достиг своего идеала. Его положили в футляр, из которого ему уже никогда не придется вылезать. Даже лицо его на похоронах стало кротким, приятным, немного веселым. А окружающие Беликова люди, его товарищи и коллеги, испытали настоящее облегчение после смерти такого футлярного человека.

Сочинение Образ Учителя Беликова

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

За 15 лет работы в гимназии учителем греческого языка, Беликов приобрёл большой авторитет. Это можно понять из того, что большую часть рассказа ему никто не перечит и подчиняются учителю беспрекословно. Репутация Беликова была настолько велика, что он мог выгнать ученика из гимназии, совершенно не боясь, что ему кто-то скажет слово против.

Беликов, как и понятно из названия рассказа, является «человеком в футляре». Автор представляет футлярность своего героя практически во всех аспектах. Мысли в футляре, каждый предмет в футляре и сам герой фактически находится в футляре. Ведь Беликов – закрытый от мира и закостенелый консерватор, из-за невежества своего не желающий впустить в свою жизнь что-нибудь новое.

В рассказе жуткая боязнь перемен продемонстрирована в различных повседневных мелочах, например, постоянное требование извозчику поднять верх экипажа или факт того, что герой носит плотное пальто даже в очень тёплую погоду. В итоге, из-за своего хронического консерватизма, Беликов становится абсолютным противником человечности, новшеств, прогресса и, как следствие, всего мира. Для него изменение привычкам становится страшнее смерти. Быть может именно поэтому, когда карикатура на Беликова и Вареньку, молодую девушку на которой он собирался жениться, произвела на обитателей гимназии огромное впечатление, он был возмущён.

Когда Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде, он впадает в ступор. Когда он, с целью объяснить, что кататься на велосипеде – неприлично, приходит к брату Вареньки, и последний спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Вареньки. Девушка, считая, что Беликов упал сам, начинает смеяться. После этого Беликов возвращается домой и навсегда ложится в кровать, через месяц он умирает. Всё, что увидел учитель греческого языка было за гранью его «футляра», он не мог впустить всё это в свою жизнь, но и избавиться от этого он не мог.

Образ Беликова вызывает ассоциацию с консерватизмом, останавливающим движение жизни вперёд, и закрытостью от мира. Избавиться от всего этого можно от души посмеявшись над этим и впустив в свою жизнь новые и не испробованные раньше вещи.

Также читают:

Картинка к сочинению Беликов в рассказе Человек в футляре

Популярные сегодня темы

Моя коллекция состоит из любимых предметов, она занимает часть свободного времени. Туда входят предметы, которые я собирала в течение некоторого времени.

Наполеон Бонапарт всемирно известная личность, император, яркий политик и полководец, а также всесторонне развитый человек. В исторических летописях сохранились интересные факты из биографии этого человека.

Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.

Произведение представляет собой цикл, состоящих из нескольких рассказов, созданных писателем от впечатлений во время путешествия по Италии.

Воробей Воробеич дружил с Ершом Ершовичем. Летом он каждый день прилетал на речку и интересовался у Ерша, как тот поживает. Ерш говорил, что все хорошо, приглашал друга к себе в гости под воду и расхваливал угощения

Источник

Образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре»: описание и портрет в цитатах

Как звучит жизненная позиция беликова. illjustracija Chelovek v futljare Belikov Hudozhnik D Dubinskij. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-illjustracija Chelovek v futljare Belikov Hudozhnik D Dubinskij. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка illjustracija Chelovek v futljare Belikov Hudozhnik D Dubinskij
Беликов и Варенька.
Художник Д. Дубинский

Господин Беликов является главным героем рассказа «Человек в футляре» Чехова.

В этой статье представлен образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре», описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.

Все материалы по рассказу «Человек в футляре»>>

Образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Внешность Беликова:
«. своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька. »
«. и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой. »
«. рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили. »
«. говорил он мне со слабой кривой улыбочкой. «

Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто:

«. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. »
«. однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком. »
«. человек, который во всякую погоду ходит в калошах. »
«. А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода. «

Беликова называют «человеком в футляре», потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира:
«. еще глубже ушел в свой футляр. »
«. у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. «

Беликов держит свои мысли в футляре. У него «футлярные», узкие соображения:
«. И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. »
«. он просто угнетал нас своими чисто футлярными соображениями. «

Беликов любит древние языки, потому что они отвлекают его от действительности: «. древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. »
«. О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением. «

Беликов все время боится, «как бы чего не вышло»:
«. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
– Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло. «

Беликов не любит, когда кто-то нарушает правила:
«. Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло. «

Беликов работает в гимназии 15 лет:
«. держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. «

Беликов ходит в гости для приличия, а не ради удовольствия:
«. ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью. «

Учителя и даже директор боятся Беликова:
«. Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. »
«. вот подчинились же, терпели… То‑то вот оно и есть. «

Весь город боится Беликова:
«. однако же этот человечек держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты. «

Беликов создает вокруг себя удушающую атмосферу, как в полицейской будке:
«. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. «

Обстановка в квартире у Беликова похожа на футляр:
«. И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло.

Спальня Беликова тоже похожа на футляр или ящик:
«. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. «

Беликов боится общественного мнения. Он не хочет, чтобы о нем думали плохо:
«. Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно. »
«. Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, – пища не постная, но и нельзя сказать чтобы скоромная.

Беликов боится, что его слуга его убьет, что его обворуют и т.д.:
«. И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны. «

Беликов по натуре одинокий человек. Он не любит быть среди людей:
«. а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко. «

Беликов не любит шум:
«. Очень уж шумят у нас в классах, – говорил он, как бы стараясь отыскать объяснение своему тяжелому чувству. «

Беликов очень почтительно относится к властям:
«. И прошу вас никогда так не выражаться в моем присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям. »

«. этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. «

«. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал. «

«. Через месяц Беликов умер. Хоронили мы его все, то есть обе гимназии и семинария. «

Это был цитатный образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре» Чехова, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Источник

Тест по литературе А.П. Чехов «Человек в футляре» для 9 класса

Тест по литературе А.П. Чехов «Человек в футляре» для 9 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

А1. Назовите родной город А.П. Чехова:

1) Москва
2) Петербург
3) Таганрог
4) Немиров

А2. Какой псевдоним не принадлежал А.П, Чехову?

1) Антоша Чехонте
2) Человек без селезёнки
3) Козьма Прутков
4) Брат моего брата

А3. Учителем какого языка был Беликов?

1) древнегреческого
2) латинского
3) немецкого
4) итальянского

А4. Как звучит жизненная позиция Беликова?

1) всегда поступать по совести
2) быть порядочным человеком
3) следовать своим убеждениям
4) строго придерживаться общепринятых правил и ин­струкций

В1. Что больше всего осуждал Беликов в поведении Коваленко и Вареньки?

В2. О каком литературном понятии идёт речь?

Особый вид комического: отношение сознания к объ­екту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьёзностью.

C1. Как вы думаете, почему умер Беликов?

2 вариант

А1. Как Л.Н. Толстой назвал А.П. Чехова?

1) главою литературы
2) последним романтиком в русской поэзии XIX века
3) единственной прекрасной надеждой литературы
4) несравненным художником жизни

А2. Что в большей степени оказало влияние на духовное становление А.П. Чехова?

1) учёба в гимназии
2) воспитание в семье
3) общение с друзьями
4) театр, библиотека

А3. Учителем какого предмета был Коваленко?

1) древнегреческого языка
2) истории и географии
3) гимнастики
4) математики

А4. Кто рассказал Ивану Ивановичу историю Беликова?

1) Коваленко
2) Чимша-Гималайский
3) Алёхин
4) Буркин

В1. Сколько известно чеховских псевдонимов?

В2. О каком литературном понятии идёт речь?

Вид комического: беспощадное осуждение, уничто­жающее отношение к объекту изображения.

С1. Какие проблемы затрагивает в своих произведениях А.П. Чехов?

Ответы на тест по литературе А.П. Чехов «Человек в футляре» для 9 класса
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-4
В1. Катание на велосипеде
В2. О юморе
2 вариант
А1-4
А2-4
А3-2
А4-4
В1. Более пятидесяти
В2. О сатире

Источник

Как звучит жизненная позиция беликова. presentation bg. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-presentation bg. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

А. П. ЧЕХОВ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» ТЕСТ К УРОКУ

А1. Назовите родной город А. П. Чехова: 1) Москва 2) Петербург 3) Таганрог 4) Немиров

А2. Какой псевдоним не принадлежал А. П. Чехову? 1) Антоша Чехонте 2) Человек без селезёнки 3) Козьма Прутков 4) Брат моего брата

А3. Учителем какого языка был Беликов? 1) древнегреческого 2) латинского 3) немецкого 4) итальянского

А4. как звучит жизненная позиция Беликова? 1) всегда поступать по совести 2) быть порядочным человеком 3) следовать своим убеждениям 4) строго придерживаться общепринятых правил и инструкций

А5. Как Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова? 1) главою литературы 2) последним романтиком в русской поэзии ХIХ века 3) единственной прекрасной надеждой литературы 4) несравненным художником жизни

А6. Что в большей степени оказало влияние на духовное становление А. П. Чехова? 1) учёба в гимназии 2) воспитание в семье 3) общение с друзьями 4) театр, библиотека

А7. Учителем какого предмета был Коваленко? 1) древнегреческого языка 2) истории и географии 3) гимнастики 4) математики

А8. Кто рассказал Ивану Ивановичу Историю Беликова? 1) Коваленко 2) Чимша-Гималайский 3) Алёхин 4) Буркин

А10. Что находится в центре внимания Чехова? 1) курьезный случай, произошедший с чудаком 2) или жизнь в ее уродливых проявлениях

А11. Один из знакомых Чехова заметил: «Вчера после прочтения «Человека в футляре» я более двух часов говорил об этом гнетущем, только в России возможном явлении». О каком явлении идет речь? Какие явления общественной жизни нашли отражение в рассказе? всеобщий страх «футлярности» радость и счастье духовная свобода, раскрепощён- ность

А12. С помощью каких приемов автор создает образ Беликова? 1) антитезы 2) гротеска 3) гиперболы 4) юмора

А14. Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность? 1) «Раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя…» 2) «Что же тут хорошего?» 3) «Вы должны с уважением относиться к властям…» 4) «Антропос!», «Как бы чего не вышло…».

А15. Беликов, на ваш взгляд 1) комичен 2) страшен 3) коварен 4) глуп

А16. Что обличает и осуждает Чехов в своем рассказе? Какая проблема волнует писателя? 1) духовное рабство представителей русской интеллигенции 2) увлечение Коваленко ездой на велосипеде, о которой могут узнать директор и попечитель 3) конфликт Коваленко и Беликова

А19. Рассказ «Человек в футляре» 1) комический 2) поэтический 3) сатирический 4) юмористический

А20. Какие детали подчеркивают «футлярность» Беликова? 1) Калоши и зонт в любую погоду 2) темные очки и темное пальто 3) вата в ушах 4) все вещи в футлярах и футлярчиках 5) древнегреческий язык как футляр 6) гроб как вечный идеальный футляр

В1. Что больше всего осуждал Беликов в поведении Коваленко и Вареньки? В2. В каком году А. П. Чехову была присуждена Пушкинская премия? В3. Сколько известно чеховских псевдонимов? В4. В каком году состоялась встреча А. П. Чехова с коллективом Московского Художественного театра под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко?

С1. Как вы думаете, почему умер Беликов? С2. Какие проблемы затрагиваются в произведениях А. П. Чехова?

А1. 3 А2. 3 А3. 1 А4. 4 А5. 4 А6. 4 А.7 2 А8. 4 А9. 3 А10. 2 А11. 1 Проверим! А11. А12. 2, 1 А13. 3 А14. 4 А15. 2 А16. 1 А17. 1 А18. 1 А19. 3 А20. 1, 2, 3, 4, 5, 6 В1. катание на велосипеде В2. в 1887 году В3. более 50 В4. в 1898 году

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как звучит жизненная позиция беликова. a loader. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-a loader. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка a loader

Номер материала: ДВ-442889

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Как звучит жизненная позиция беликова. placeholder. Как звучит жизненная позиция беликова фото. Как звучит жизненная позиция беликова-placeholder. картинка Как звучит жизненная позиция беликова. картинка placeholder

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Образ Беликова в рассказе Чехова «Человек в футляре»

Центральной фигурой рассказа человек в футляре является некто Беликов, преподаватель древних языков.

Страх перед внешним миром, который, очевидно, раздражал его, был на столько силён, что даже уши он закладывал ватой, избегая лишних звуковых раздражителей. Но больше всего удивляло его товарищей то, что даже дома Беликов не чувствовал себя в безопасности. Так же был полностью одет, закрывал все ставни на окнах и, даже укутавшись в одеяло, как бы жарко не было, боялся, что повар его зарежет или в дом залезут грабители. От того и спал плохо, и утром был бледен и угрюм.

Несмотря на такой образ жизни, товарищи у него все-таки были. В основном, это были коллеги или соседи. Но взаимодействовал он с ним скорее не потому, что хотел, а потому что так надо было. Он приходил к людям домой и просто сидел на стуле некоторое время. Таким чудным образом Беликов поддерживал хорошие товарищеские отношения.

Хоть Беликов и вёл отшельнический образ жизни, но на окружающих его людей оказывал сильное влияние. Он угнетал весь город своей мнительностью и жесткими ограничениями. Люди стали бояться громко говорить, знакомиться, играть в карты при нем. Беликов считал своим долгом обо всех, даже мелких, нарушениях докладывать начальству. И даже начальники боялись его, настолько этот «футлярный человек» давил на всех своей правильностью. И все люди, по его мнению, должны были жить строго по правилам, иначе «как бы чего не вышло!» — любимое выражение Беликова, которое описывало его отношение к любым «неправильным» действиям.

Неудивительно, что «человек в футляре» был не женат. С женщинами он вообще старался не иметь никаких общих дел из-за страха, что о нём дурно подумают. Но однажды Беликов чуть не женился на своей полной противоположности – весёлой и легкомысленной Вареньке. Свадьба не состоялась только потому, что женщина позволила себе покататься на велосипеде, а Беликов стал свидетелем этой, по его мнению, ужасной выходки. Сначала он хотел исправить недоразумение и решил поговорить с братом Вари. Но тот спустил Беликова с лестницы, в самом низу которой его встретила Варенька в очень неудобном положении. После того, как она посмеялась над «человеком в футляре» закончилось всё.

Беликова настолько сильно потрясла ситуация с Варенькой, что через месяц он умер, так ни разу и не встав с кровати. Это показывает, как сильно он был слаб в ситуациях, которые не подчиняются правилам.

В конце концов Беликов достиг своего идеала. Его положили в футляр, из которого ему уже никогда не придется вылезать. Даже лицо его на похоронах стало кротким, приятным, немного веселым. А окружающие Беликова люди, его товарищи и коллеги, испытали настоящее облегчение после смерти такого футлярного человека.

Образ

«…ему давно уже за сорок…»

«…он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх…»

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку – девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего – образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Характеристика

Беликов являлся натурой скрытной, замкнутой, напичканной предрассудками. Друзья отсутствовали. Необщителен, чересчур подозрителен. Мужчину преследует постоянное желание спрятаться в свою раковину, футляр, надежно защищающий его. Даже пришедшие в голову мысли держит в футляре. Высказывания весьма ограниченны и узки. Он не понимал настоящего, предпочитая жить прошлым. Оно вселяло дикий страх и ужас всего нового. Он опасается наперед любых происшествий, что явно проявляется в повседневных деталях образа жизни. Малейшее отклонение от норм способно вывести из равновесия. Его боялись и ненавидели. Вся жизнь Беликова идет по принципу, как бы чего не вышло.
«…всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние…»

«…он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями…»

«…действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»

С окружающими людьми взаимоотношения не складывались. Его внутренний страх передавался людям, работающим с ним в одном коллективе. За пятнадцать лет преподавательской деятельности, он умудрился сделать все, чтобы его в гимназии возненавидели. Стоило ему появиться, сразу становилось душно, словно от нехватки кислорода. Дурному воздействию подвергались не только учителя, но и ученики. Он безжалостно отчислял их из школы, если замечал за учащимися любое проявление современности.

Характер Белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.

Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Любовь в жизни Беликова

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди – на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей – «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все – члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил – лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

«Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова

Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.

Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.

Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.

Главные герои и их характеристика

История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в а.

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

идея — что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

Направление

Литературное направление произведения Чехова – реализм. Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.

В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха. А в образе главного героя воплощаются типические социальные качества.

Особенности сюжета

В основе сюжета произведения лежит столкновение двух несхожих людей одной профессии Беликова и Михаила Саввича. Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни. А повествование обрамляется в лирическую оболочку.

Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.

Проблематика

В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.

И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.

Заключение

Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.

Читателю рекомендуется ознакомиться с полным содержанием рассказа, чтобы, основываясь на приведенном анализе произведения, сложить независимое мнение о «Человеке в футляре».

Трудности в работе учителя (анализ анкет).

На РМО проведена была анкета, позволившая выявить трудности в работе учителей русского языка и литературы:

Исходя из этого, РМО учителей русского языка и литературы считает важным в 2005 – 2006 учебном году оставить тему:

Программно-методическое обеспечение.

В школах района учителя работают по альтернативным учебникам литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и А.Г..Кутузова. По русскому языку – по учебникам под редакцией Т.А.Ладыженской в5-7классах, в 8-9классах — М.Т.Баранова и Крючкова, С.Г.Бархударова, в 10-11 классах – под редакцией Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова.

В СОШ№2 и СОШ№17 учителя осваивают учебник русского языка под редакцией Леканта и Разумовской, который также находится в федеральном списке учебников, рекомендованном Министерством образования РФ.

Учителя имеют программы, рекомендованные Министерством образования РФ, на основе которых писали свои программы, которые были утверждены директорами образовательных учреждений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *