Psl лимит что это
Подходы к формированию и контролю банковских лимитов
Не секрет, что лимитной политике российские банки уделяют недостаточно внимания, традиционно ограничиваясь лимитированием операций по межбанковскому кредитованию и по операциям филиалов банка. Вместе с тем лимитирование является одним из обязательных пунктов комплексной проверки банка, проводимой ЦБ РФ. В статье рассматриваются различные подходы к формированию и контролю конкретных банковских лимитов. Автор анализирует разнообразные аспекты лимитирования в кредитной организации, при этом политика лимитирования рассматривается как часть управления банком и неотъемлемый элемент его деятельности.
Лимитная политика банка — совокупность мероприятий по ограничению в суммарном и процентном выражении, установленных действующим законодательством РФ и банком, по операциям клиентов/контрагентов, целью которых является минимизация финансовых рисков банка, своевременность исполнения обязательств контрагентов/клиентов банка, контроль расчетов с контрагентами/клиентами. Лимитная политика должна быть самостоятельной политикой среди других политик банка как стратегических направлений его развития. Однако во многих банках отсутствуют положения по лимитной политике, так как действующим банковским законодательством наличие данного документа прямо не требуется.
Генеральные (базовые) лимиты
В некоторых российских банках принята система генеральных (базовых) лимитов на все основные банковские операции (табл. 1). Такие лимиты устанавливает либо комитет по управлению активами/пассивами (аналог — лимитный комитет), либо правление банка.
Кредитные лимиты
Еще одной моделью лимитирования является кредитное лимитирование.
В зависимости от характера сделок оценка кредитного риска производится по различным показателям финансовой деятельности клиента. Уровень приемлемого кредитного риска, устанавливаемый для клиента в виде максимальной суммы требований со стороны банка, определяется следующими видами финансовых лимитов:
1) индивидуальные финансовые лимиты кредитования клиентов — юридических лиц — максимальная величина кредитного риска, которую готов принять банк в отношении конкретного клиента без учета стоимости и качества обеспечения. Индивидуальные финансовые кредиты клиента — юридического лица включают финансовые лимиты краткосрочного кредитования и финансовый лимит кредитования сделки.
Финансовый лимит кредитования сделки — максимальная величина кредитного риска, которую готов принять банк при кредитовании клиента на совершение сделок, характер и масштабы которых выходят за рамки обычной текущей деятельности клиента;
2) индивидуальные финансовые лимиты клиентов — индивидуальных предпринимателей — максимальная величина кредитного риска, которую готов принять банк в отношении конкретного субъекта малого предпринимательства (далее — СМП) без учета стоимости и качества обеспечения. Индивидуальные финансовые лимиты клиента — индивидуального предпринимателя включают: финансовые лимиты кредитования СМП, лимит поручительства, лимит овердрафта.
Финансовый лимит кредитования индивидуального предпринимателя используется в отношении конкретного СМП на финансирование текущей деятельности (пополнение оборотных средств).
Финансовые лимиты клиентов — физических лиц — максимально допустимая величина кредитного риска, которую готов принять банк при кредитовании заемщика — физического лица, по выданным кредитам на определенный срок. Финансовый лимит кредитования физического лица включает в себя максимальную сумму поручительства физического лица и финансовый лимит овердрафта по карточному счету физического лица.
Лимиты (ограничения) на принимаемый кредитный риск на агрегированном (портфельном) уровне — это ограничения, устанавливаемые на принимаемый банком максимальный риск на портфельном уровне (агрегированные лимиты) с целью определения оптимального состава кредитного портфеля, обеспечивающего максимальную среднюю доходность и допустимый уровень кредитного риска.
Лимитирование в такой модели контролируется через сквозную систему кредитных лимитов, которая отражается в таблице лимитов, используемой банком. Требования к таблице лимитов, как правило, выглядят следующим образом.
1. Доступ к таблице лимитов.
1.1. Предоставляется уполномоченным должностным лицам банка, в соответствии с действующим в банке порядком администрирования прав доступа к информационным ресурсам.
2. Данные, содержащиеся в таблице лимитов.
2.1. Группа связанных заемщиков.
2.2. Состав группы связанных заемщиков.
2.3. Финансовый лимит краткосрочного кредитования, установленный на группу связанных заемщиков (в т.ч. финансовый лимит овердрафта, финансовый лимит поручительства, финансовый лимит иммобилизации).
2.4. Даты начала и окончания действия финансового лимита краткосрочного кредитования.
2.5. Использование финансового лимита краткосрочного кредитования:
2.5.1. В виде овердрафта (сумма задолженности за каждый день, ставка).
2.5.2. В виде кредита (сумма, ставка, дата начала и окончания полученного кредита, сумма залога с учетом дисконта).
2.5.3. В виде поручительства (сумма, ставка, коэффициент учета суммы поручительства для использования в финансовом лимите краткосрочного кредитования, дата начала и окончания договора поручительства).
2.5.4. В виде иммобилизации (сумма, ставка, дата начала и окончания договора кредитования в размере финансового лимита иммобилизации).
3. Порядок заполнения таблицы лимитов.
3.1. Связанность заемщиков может быть установлена как юридическая, так и экономическая.
3.2. Финансовый лимит краткосрочного кредитования и срок его действия заносятся в таблицу лимитов на основании решения кредитного комитета банка.
3.3. Обновление текущей задолженности клиентов осуществляется ежедневно.
3.4. При принятии решения о кредитовании клиента в рамках финансового лимита краткосрочного кредитования данные о сделке заносятся в таблицу лимитов в день выдачи кредитных средств.
Лимиты на межбанковское кредитование
На рисунке проиллюстрирована процедура установления лимита на банк-контрагент.
При рассмотрении вопроса об установлении лимита на кредитные организации банк должен учитывать следующие аспекты:
Лимиты на банк-контрагент устанавливаются либо как совокупный лимит (табл. 2), либо как система лимитов (табл. 3).
Расчет совокупного лимита основывается на оценке чистой текущей ликвидности кредитной организации-контрагента, так как на коротких сроках кредитования риск невозврата средств для кредитной организации в значительной степени определяется именно риском несбалансированной ликвидности:
Чистая текущая ликвидность = Ликвидные активы – Краткосрочные обязательства – 0,3 x (Средства на расчетных и текущих счетах + Обязательства до востребования).
Отрицательное значение этого показателя свидетельствует о наличии дисбаланса по срокам привлечения и размещения ресурсов. В этом случае риск несвоевременного возврата средств существенно возрастает и становится при определенных условиях неприемлемым даже при условии повышенной платы за этот риск.
Коэффициент 0,3 предполагает, что 30% средств на расчетных и текущих счетах, а также на счетах до востребования являются очень подвижными и в любой момент могут быть востребованы клиентами кредитной организации.
Чистую текущую ликвидность можно выразить при помощи следующей формулы:
Чистая текущая ликвидность = Лат – Овт + 0,7 x Овм + Векселя банков сроком до 30 дней + Векселя сторонних эмитентов сроком до 30 дней.
Значения Лат (ликвидные активы), Овт (обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней) и Овм (обязательства (пассивы) по счетам до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении) берутся из формы отчетности для Банка России (об обязательных нормативах по состоянию на отчетную дату).
Совокупный лимит рассчитывается по следующей формуле:
Лимит = чистая текущая ликвидность x А x синтетический коэффициент,
где А — процентная доля чистых ликвидных активов.
Величина коэффициента зависит от той степени риска, которую согласен принять на себя банк по решению лимитного комитета.
Синтетический коэффициент предназначен для всестороннего учета финансового состояния кредитной организации-контрагента. Составляющими этого синтетического коэффициента являются коэффициенты:
Структура активов организации-контрагента определяется следующим образом:
Структура пассивов организации-контрагента, как правило, выглядит следующим образом:
Синтетический коэффициент, рассчитанный по балансовым показателям, отражает такие характеристики банка, как его надежность, ликвидность, рентабельность, качество активов, а также структуру его ресурсной базы. Все входящие в его состав частные коэффициенты сконструированы таким образом, что их рост отражает положительную динамику развития банка.
Синтетический коэффициент = Кн x 0,2 + Кл x 0,2 + Кр x 0,2 + Кка x 0,2 + Крб x 0,2.
Характеристика коэффициентов и их весовые значения приведены в табл. 4.
Для расчета коэффициентов, как правило, используются следующие параметры баланса:
Распределение полномочий
В табл. 5 представлены примеры распределения полномочий по установлению кредитных лимитов между органами управления банка.
Установление лимитов для филиалов банка
Лимиты, установленные для филиалов, могут состоять из нескольких показателей.
Показатель 1 — Лимит самостоятельного кредитования на клиента (далее — ЛСК).
Введение лимита самостоятельного кредитования на клиента для филиалов банка служит цели ограничения операционной составляющей риска. Под операционной составляющей риска понимается риск потерь вследствие нарушения технологии (в данном случае технологии предоставления кредитного продукта) по причине различного уровня подготовленности и опыта работников банка. ЛСК диверсифицирует эту составляющую, определяя максимальный объем продуктов, несущих кредитный риск, который уполномоченный орган филиала банка имеет право предоставить одному заемщику без решения уполномоченных органов головного офиса банка.
Расчет количественного значения возможного ЛСК филиалов банка основан на балльной оценке двух блоков параметров, оценивающих уровень организации кредитной работы филиала и отражающих состояние и качество его кредитного портфеля.
Блок 1. Степень соответствия организационной структуры филиала банка требованиям минимизации риска.
а) Оценка работы филиала по использованию действующего ЛСК:
Нарушений ЛСК за период с даты последнего установления лимита не было 4 балла
Приостановление ЛСК за период с даты последнего установления лимита 2 балла
Был отзыв ЛСК за период с даты последнего установления лимита 0 баллов
ЛСК ранее не предоставлялся или не использовался 2 балла.
б) Укомплектованность подразделений обеспечивающих служб филиала банка:
Есть юрист, сотрудник службы безопасности, специалист по работе с ценными бумагами 4 балла
Нет одного специалиста, но его функции исполняют аттестованные ГО сотрудники кредитного подразделения филиала 2 балла
Нет двух специалистов, нет аттестованных ГО сотрудников кредитного подразделения филиала 0 баллов.
в) Оценка организации работы филиала по соблюдению действующей в банке технологии предоставления продуктов, несущих кредитный риск:
Соблюдение нормативных документов банка в части технологии предоставления продуктов, несущих кредитный риск, достоверная и своевременная отчетность по кредитным операциям в ГО 4 балла
Замечания по одному из перечисленных выше параметров 2 балла
Замечания по двум и более параметрам, или недостоверная, несвоевременная отчетность по кредитным операциям в ГО 0 баллов
ЛСК ранее не предоставлялся или не использовался 2 балла.
г) Срок функционирования филиала со дня выдачи первого кредитного продукта до момента подачи заявки (для новых филиалов — с учетом предыдущего опыта работы при условии перехода руководителя кредитного подразделения на работу в филиал):
свыше 2 лет 2 балла
от 1 года до 2 лет 1 балл
до 1 года 0 баллов.
Блок 2. Показатели действующего портфеля продуктов, несущих кредитный риск.
а) Объем портфеля продуктов, несущих кредитный риск. В указанный портфель входят все кредитные продукты, вне зависимости от санкционировавшего их уполномоченного органа банка (рассчитывается департаментом ДКО ГО):
свыше 30,0 млн руб. 6 баллов
15–30,0 млн руб. 4 балла
9–15 млн руб. 2 балла
3–9 млн руб. 1 балл
менее 3 млн руб. 0 баллов.
б) Доля количества полностью погашенных продуктов, несущих кредитный риск, в общем количестве договоров по кредитным продуктам, выданным с момента первого предоставления первого продукта, срок погашения которых наступил:
более 75% 4 балла
от 35% до 75% 2 балла
менее 35% или нет портфеля 0 баллов.
в) Доля суммы остатков на счетах учета задолженности по просроченным продуктам на дату расчета, в том числе просроченных кредитов, векселей, не оплаченных в срок, и не взысканных банком проплат по забалансовым продуктам, в сумме остатков на счетах учета текущей и просроченной ссудной задолженности:
0–1% 3 балла
1–3% 2 балла
3–4,5% 1 балл
более 4,5% 0 баллов
ЛСК ранее не предоставлялся или не использовался 2 балла.
г) Лимит риска кредитного портфеля (отношение суммы риска, рассчитанной в соответствии с внутренней нормативной базой банка, к объему кредитного портфеля) в течение расматриваемого периода:
не нарушался 4 балла
нарушался 0 баллов
ЛСК ранее не предоставлялся или не использовался 2 балла.
В зависимости от набранной суммы баллов в соответствии с табл. 6 определяется расчетная величина ЛСК.
При сумме набранных баллов до 10 единиц ЛСК филиалу не предоставляется.
Показатель 2 — Лимит риска кредитного портфеля (ЛР).
Лимит риска представляет собой предельное отношение суммы риска по кредитным продуктам, предоставленным по решению уполномоченного органа филиала, к совокупному объему таких продуктов.
Указанный лимит ограничивает максимальное значение доли риска кредитного портфеля на любой момент времени со дня установления значения лимита на филиал.
Количественное (нормативное) значение лимита утверждается в установленном порядке уполномоченным органом головного офиса банка по представлению управления кредитными рисками головного офиса.
Пример расчета исполнения лимита риска кредитного порфтеля
Предположим, что кредитный портфель филиала, сформированный по решению уполномоченного органа филиала, состоит из трех кредитов:
Тогда фактическая сумма риска данного портфеля (СР) будет равна:
СР = 10 000 x 0,18% + 15 000 x 3,96% + 5000 x 13,75% = 18 + 594 + 687,5 = 1299,5,
а фактическая доля риска указанного кредитного портфеля (ДР) составит:
ДР = СР/КП = 1299,5 / 30 000 = 4,33%.
Соблюдение установленного филиалу лимита риска (ЛР) контролируется путем его сравнения с полученной величиной.
Показатель 3 — Лимит сроков кредитования (ЛСрК).
Срок действия кредитных продуктов, предоставленных по решению уполномоченного органа филиала в рамках установленных лимитов, не должен превышать сроков, утвержденных нормативными документами и уполномоченными органами банка. Количественное (нормативное) значение лимита утверждается в установленном порядке уполномоченным органом банка.
Показатель 4 — Лимит процентных ставок по кредитным продуктам (ЛС).
Лимит процентных ставок устанавливается индивидуально на филиал в зависимости от стоимости ресурсов, привлекаемых филиалом, а также в зависимости от спроса и предложения аналогичных продуктов в его регионе.
Рассчитанные плановые значения ЛС оформляются в виде шкалы минимальных процентных ставок в разрезе валют, сроков размещения и видов кредитных продуктов.
Заключение
Лимитирование, на наш взгляд, является необходимым атрибутом распределения полномочий как в банке, так и в филиале, с одной стороны, а с другой стороны, представляет собой часть бизнес-процессов банка. По сути, вся деятельность банка сопровождается ограничениями, в числе которых присутствует лимитная политика, а также, например, стратегия развития банка, материальные ресурсы и т.д.
К сожалению, несмотря на множество подходов, изложенных в данной статье, положения по лимитной политике в российских банках разрабатываются не часто. Сквозная лимитная политика присутствует только в части крупных банков. Надеемся, что настоящая статья поможет оценить множественность аспектов лимитной политики банка.
Ограничения в Сбербанк: лимит операций и условия их применения
Сбербанк, как и многие финансовые организации, устанавливает лимит на многие операции, доступные клиентам. Ограничения чаще всего касаются транзакций, осуществляемых через мобильное приложение, веб-версию сайта и банкоматы. Почему и для чего принимаются такие меры, а также какие именно ограничения выдвигает компания, стоит знать всем клиентам этого банка.
Для чего устанавливают лимит
Банк устанавливает ограничения в зависимости от нескольких условий:
Главная причина, по которой банк устанавливает лимит — безопасность клиента. Ограничения помогают контролировать финансы, а в случае с мошенническими преступлениями, позволяет минимизировать последствия.
Мало кто знает, но в Сбербанк лимит операций по картам — это не просто прихоть компании. Данное условие выдвигает ЦБ.
Ограничения на переводы
Переводы денежных средств — это одна из самых востребованных операций в банках. Есть несколько возможностей выполнить действие:
Лимит на перевод по дебетовым продуктам составляет 50 000 рублей. Если же сумма превышает установленные ограничения, то Сбер взимает комиссию за каждый перевод в размере 1% от общей суммы. Комиссия не может превышать 1500 рублей.
Примечание! Кредитные карты имеют свои лимиты на проведение операций.
Ограничения зависят от ряда факторов, например, от тарифа, условий использования кредитных средств. Также большую роль играет льготный период.
Если перевод денежных средств осуществляется через Сберанк Онлайн или с помощью смс-команд, то лимит составляет 1 000 000 рублей. Данную сумму клиент может переводит 1 раз в сутки.
Если деньги переводятся через банкомат, то действуют такие ограничения:
Ограничения на операции в Сбербанк Онлайн и мобильном приложении
Банки не просто так пытаются привлечь клиентов в интернет, ведь там Сбер может предоставить больше возможностей, а лимиты на операции не такие жестки. В таблице ниже указаны размеры лимитов.
Название операции | Размер лимита в рублях |
Платежи другим пользователям и переводы | 1 000 000 |
Оплата мобильной связи (всех операторов) | 15 000 |
Переводы между своими картами | По сумме нет лимита, но количество операций не должно превышать 100. |
Переводы на карты других банков | 150 000 |
Пополнение брокерских счетов | 999 999 999 |
Оплата полисов | 30 000 000 |
В мобильном приложении также установлены лимиты, которые указаны в таблице.
Название операции | Размер лимита в рублях |
Оплата мобильного телефона (зарегистрированного по услуге «Мобильный банк») | 3 000 в сутки |
Оплата мобильного не зарегистрированных в программе «Мобильный банк» | 1500 в сутки и не больше 10-ти операций |
Перевод между своими картами | 100 000 рублей/4000 долларов/3000 евро |
Примечание! На сайте Сбербанк Онлайн есть документы, в которых указаны все ограничения на их проведение.
Лимиты на снятие наличных в банкомате
В Сбербанк лимит операций по снятию наличных с карты зависит от ее вида. Практически у всех банков этот показатель одинаковый, но есть разница в комиссии, которую стоит учитывать при снятии наличных.
Название карты | Лимит в рублях | Лимит в долларах |
Стандартные карты, кроме Visa Gold, MasterCard Gold | 5 млн. в месяц и 150 тыс. в сутки | 200 тыс. в месяц и 6 тыс. в сутки |
Карты высокого класса | 10 млн. в месяц и 300 тыс. в сутки | 400 тыс. в месяц и 12 тыс. в сутки |
Visa Platinum, MasterCard Platinum | 50 млн. в месяц и 1 млн. в сутки | 1, 5 млн. в месяц и 25 тыс. в сутки |
Ограничения на пополнение карты
Здесь не устанавливают никаких лимитов, ведь клиент переводит деньги на счет, а значит они будут находиться в банке, и последнему это выгодно. Данное правило действует, если деньги поступают через кассу Сбера.
Если пользоваться банкоматами или терминалами, то следует знать, что они ограничены по сумме принятия наличных. Как правило, их максимум составляет 40 купюр (около 200 000 рублей) за одну операцию (для усовершенствованных устройств). При необходимости можно повторить операцию.
Можно ли увеличить лимит карты
Увеличить лимит по карте можно двумя способами:
Подписка оформляется в отношении всех операций, но чаще всего, клиенты заинтересованы в увеличении лимита по переводу денег. Сребанк предлагает своим клиентам несколько тарифов. Стоимость подписки зависит от срока, на который она оформляется. Есть три варианта:
Чем больше срок подписки, тем она выгоднее по цене. Но иногда снятие ограничений требуется для проведения определенной транзакции, в этом случае актуальным будет тариф на короткий срок.
Подать заявку на увеличение лимита можно в отделении или через Сбербанк Онлайн. Для самостоятельного оформления надо зайти в раздел «Тарифы и лимиты» (в мобильной версии может быть «Соглашение и договоры»).
Открывая счет и выбирая карту, следует заранее подумать о том, для каких целей она будет использоваться. Чем выше класс карты, тем больше ее лимит на снятие наличных, на оплату и прочего. Но следует учитывать, что обслуживание пластика высокого класса намного дороже.
Система быстрых платежей: как подключить и как работает
И какие лимиты на переводы в ней есть
Система быстрых платежей (СБП) — платежный сервис Банка России и Национальной платежной системы.
Он позволяет переводить деньги по номеру телефона на счет в любой банк, подключенный к системе, а также платить за товары и услуги по QR-коду. Знать номер счета или карты и фамилию получателя платежа не нужно. Расскажу, как работает сервис, а также как подключиться к системе и сделать перевод.
Как работает Система быстрых платежей
Чтобы перевести деньги через СБП, достаточно указать номер телефона получателя. Другие реквизиты — номер карты, договора или счета, ФИО получателя — вводить не надо.
Вот как это работает. Вы открываете банковское приложение, выбираете перевод по номеру телефона, вводите телефон получателя, сумму перевода и нажимаете «Отправить». Всё — деньги поступят на счет получателя через пару секунд. За переводы до 100 000 Р в месяц комиссии нет.
Также через СБП можно расплатиться за товары и услуги — для этого надо лишь отсканировать QR-код продавца. Как это сделать и какие есть нюансы — расскажу ниже.
Переводы доступны любому человеку, у которого есть счет в банке — участнике СБП. О том, какие банки участвуют в СБП, расскажу ниже. Есть ли гражданство или налоговое резидентство у отправителя платежа — неважно.
В будущем в СБП появится возможность заплатить за госуслуги, перевести средства любой организации или компании, добавить автоматическую оплату.
Как победить выгорание
Чем СБП отличается от других способов переводов
Банк России хочет сделать СБП самым простым, удобным, быстрым и дешевым способом перевести деньги в стране, поэтому старается предоставить своему сервису лучшие условия.
Мгновенные переводы. Обычный межбанковский перевод по номеру карты или счета доходит до получателя за несколько минут, иногда — за день, а в редких случаях — до пяти рабочих дней.
Переводы через СБП проходят мгновенно. Сервис работает круглосуточно, без выходных.
Нет комиссии за переводы до 100 000 Р в месяц. Обычно комиссия за межбанковский перевод составляет 1—1,5% от суммы.
За переводы через СБП до 100 000 Р в месяц комиссии нет, при превышении этой суммы комиссия зависит от банка-отправителя: ее может не быть, а если есть, то она не может превышать 0,5% за операцию.
Перевести деньги можно только в банк-партнер. Через СБП можно перевести деньги только в банк, который подключен к системе. Сейчас к СБП подключены все крупнейшие банки страны — более 200, но в будущем к системе подключат и все остальные банки, которые работают с физлицами — это требование закона. Является ли ваш банк участником СБП, можно узнать в поддержке или найти его среди банков-участников на сайте СБП.
Переводы через СБП приходят на любые счета: на карту, накопительный или депозитный счет. Но в большинстве банков перевести деньги через СБП с кредитных карт нельзя.
Карточные платежные системы не используются. Платежная система карты — «Виза», «Мастеркард» или «Мир» — неважна, так как СБП не использует их. Деньги переводятся напрямую на счета клиентов через систему Банка России. Поэтому для переводов не обязательно иметь карту — достаточно лишь банковского счета.
Переводы через СБП нельзя отозвать, то есть отменить. Деньги сразу поступят получателю. Поэтому, перед тем как отправить средства, перепроверьте номер телефона и ФИО получателя.
Чтобы совершать и принимать переводы, необходимо подключиться к СБП. Как это сделать, расскажу ниже.
Сколько можно перевести без комиссии и какие есть лимиты
В апреле 2021 года комиссии за переводы физлицам в любом банке — участнике СБП такие:
Если переводить деньги госучреждениям, юрлицам, магазинам и продавцам — комиссии нет. Но для этого продавец или получатель должны прислать QR-код, чтобы оплата прошла через кассу или бухгалтерию. Принимать деньги просто на карту по номеру телефона ИП и организации не могут.
Со временем тарифы могут измениться. Например, ранее предполагалось, что комиссии, в зависимости от суммы перевода, составят от 5 копеек до 3 рублей. Нынешний тариф должен быть актуальным до 30 июня 2022 года. Потом его изменят, но новый тариф пока неизвестен.
Банки — участники системы СБП могут устанавливать свои комиссии за переводы. Но они не должны выходить за обозначенные выше значения, то есть 100 000 Р в месяц в любом банке-участнике можно перевести бесплатно.
Как подключить CБП
В некоторых банках возможность перевести деньги через СБП включена по умолчанию. Например, в Тинькофф достаточно просто перевести деньги по номеру телефона — и банк автоматически переведет их через СБП.
В других банках к СБП надо подключаться специально. Например, в Сбербанке входящие и исходящие переводы в СБП надо подключать. Но исходящие можно отключить, если захочется.
Как подключить СБП в приложении «Сбербанк-онлайн»
Для этого зайдите в свой профиль в левом верхнем углу → «Настройки» → «Система быстрых платежей» → разрешите обработку и передачу персональных данных и нажмите «Подключить».
Вот как это выглядит по шагам.
Шаг 1. В приложении «Сбербанк-онлайн» зайдите в свой профиль в левом верхнем углу:
Шаг 2. Выберите раздел «Настройки»:
Шаг 3. Прокрутите экран вниз и выберите «Система быстрых платежей»:
Шаг 4. Согласитесь на обработку и передачу персональных данных и нажмите «Подключить»:
Шаг 5. Выберите блок «Входящие переводы»:
Шаг 6. Нажмите «Подключить»:
Как перевести деньги через СБП
Перевести деньги через СБП можно только в том случае, если банк получателя подключен к СБП, а сам человек разрешил прием переводов, если это требуется. Узнать заранее, разрешил ли получатель прием переводов, нельзя.
Через СБП нельзя перевести деньги в отделениях банка, через банкоматы или терминалы. Перевести деньги можно только через личный кабинет на сайте банка или через его мобильное приложение с любого устройства: смартфона, планшета или компьютера.
Порядок действий для перевода через СБП во всех банках примерно одинаковый:
Сбербанк. В мобильном приложении «Сбербанк-онлайн» перейдите в раздел «Платежи» в нижней части экрана → прокрутите экран вниз до раздела «Другие сервисы» → выберите «Перевод по Системе быстрых платежей»:
Укажите номер телефона получателя или выберите его из списка контактов телефона:
Выберите банк получателя → укажите сумму перевода → если хотите, напишите сообщение получателю → нажмите «Продолжить» и подтвердите перевод:
Укажите номер телефона получателя или выберите его из списка контактов телефона:
Выберите банк получателя → укажите сумму перевода → если хотите, напишите сообщение получателю → нажмите «Продолжить» и подтвердите перевод:
Оплата по QR-коду через СБП
Скачивать специальные приложения для считывания QR-кодов не нужно — достаточно камеры смартфона. Но если ваш телефон автоматически не распознает QR-коды, придется скачать дополнительное приложение.
Есть два вида QR-кодов:
Чтобы считать QR-код:
Продавец должен выдать бумажный чек. Если это покупка в интернете, чек должны прислать по электронной почте.
Для покупателя оплата по QR-коду через СБП бесплатна. Продавец заплатит до 0,7% от суммы.
Как отозвать перевод и вернуть деньги за покупку
Отозвать перевод, сделанный через СБП, то есть автоматически вернуть деньги отправителю, если он ошибся в реквизитах, нельзя. Поэтому перепроверьте номер телефона и ФИО получателя, перед тем как нажать «Отправить».
Вернуть деньги в любом случае получится только с согласия получателя и его банка. Процедуру «чарджбэк» — когда клиент может оспорить операцию, от которой он отказался, или отменить ее, — провести нельзя.
Если вы перевели деньги не тому человеку, попробуйте связаться с ним, объяснить ситуацию и попросить отправить деньги обратно. Если это не поможет, обратитесь в свой банк. Он подскажет, что именно надо делать. Но вернуть деньги без согласия получателя банк все равно не сможет.
Деньги за товар или услугу, оплаченные через СБП, возвращаются также через сервис.
Чтобы вернуть деньги, обратитесь к продавцу с чеком за покупку. По реквизитам в чеке продавец должен провести обратный платеж — перевести вам деньги за покупку или услугу обратно также через СБП.
Некоторые банки запустили собственные сервисы возврата денег за покупку через СБП. С их помощью покупатель может вернуть средства за покупку через приложение, предъявив чек и указав номер телефона, с которого была совершена оплата, а также банк. Система за несколько секунд сама сформирует возврат — продавцу не придется с этим возиться.
Как выбрать счет для получения переводов через СБП по умолчанию
Если у вас несколько карт разных банков привязаны к одному номеру, вы можете выбрать одну из них и получать на нее переводы по СБП по умолчанию. Эта карта будет показываться отправителю первой в списке при переводе через СБП — как предпочтительной для вас.
Как выбрать счет для получения по СБП по умолчанию, уточните в своем банке.
Недостатки СБП
У СБП есть слабые места:
СБП для бизнеса
Через СБП предприниматели могут принимать платежи за товары и услуги через оплату по QR-коду, а также оплачивать штрафы и налоги, переводить средства физлицам или между своими счетами в разных банках.
Прием оплаты через СБП и по QR-кодам — обязанность, а не право малого и среднего бизнеса. С 1 марта по 30 июня 2021 года прием платежей через СБП обязателен для компаний с годовой выручкой от 30 млн рублей, с 1 июля 2021 года — от 20 млн рублей.
Дополнительное оборудование для СБП покупать не нужно. Достаточно разместить QR-код на стикере или распечатать на бумаге.
Как переводить деньги через систему быстрых платежей
Отдельный привет Сбербанку, который максимально усложнил подключение СБП. Потому счетов у меня там нет и не будет.
Евгения, а еще бесят люди, которые боятся ее подключать, так как «ой да я небось теперь комиссии за вас буду платить»
Евгения, плюс один. Более того! Пытались подключить подружке СБП в приложении Сбера, там не было этого пункта меню. Пожаловались в поддержку, через несколько часов пункт меню магическим образом появился.
Работаю в банке и как раз занимаюсь развитием СБП. Когда СБП начали массово использовать, а Сбер ещё не подключился к системе, каждое второе обращение клиентов в банк было «не могу перевести деньги на Сбер, почините сервис». Устали объяснять, что виноват Сбер, а не мы.
Anastasia, сразу вспомнил
Anastasia, тоже самое было у тинька в группе. Волна возмущения, что банк грабит пенсионеров, которым сбер максимально усложнил переводы через сбп. Но виноват был тинькофф. Именно поэтому у моих родителей две карты тинька, а не зелёного Г.
полбатона, мне кажется фразу «переходи из этого зелёного Г-на в нормальный банк» можно произнести секунд за 10.
полбатона, вы и сейчас можете, но явно делаете что-то не так, а виноваты все кроме вас.
Владимир, с 10 декабря 2020 Тинькофф отменил бесплатные переводы на Сбербанк по номеру телефона, если у получателя отключен СБП. Можно только до 20тр по номеру карты.
Владимир, подскажите, а как нужно делать так? У меня тоже при переводе в Сбер по номеру телефона и если СБП не подключён берётся комиссия с первого рубля
Ольга, вот прям сейчас попробовала перевести 5000 на сбербанк через функцию «оплатить». Комиссия не взымается до 20000 в месяц
Виталий,
1) У каждого банка отдельный лимит (к примеру у Тинькофф 1500000₽, а у Сбербанка 100000₽)
2) Комиссия будет с 20000₽
Виталий, 1. Лимит на номер. 2. Комиссия с 20к.
Jeanmishel001, 20 тысяч по номеру карты. Ну или если у получателя отключен СБП, то по номеру телефона, но в рамках лимита на 20к.
Jeanmishel001, если подключен СБП у получателя, то с Тинькофф на Сбер (или любой другой банк) можно до 1,5 млн в месяц без комиссии переводить. С карты на карту до 20тр (а с подпиской Тинькофф Про до 50тр). А если банковским переводом (на расчётный счёт), то вообще нет никаких комиссий и лимитов.
Офигенная тема! Гасила ипотеку через сбп, упоролась переводить по 150 через Тинькова, зато моментально и вообще без комиссий.
Pavla, чёт вы замочились) перевод по реквизитам до 1.6 миллиона в сутки и этот лимит можно разово увеличить через чат. Перевод идёт примерно 4 часа.
Pavla, это ведь прекрасно. Где ещё можно найти такие лимиты!?
А как вы выбирали счёт для зачисления?
Firdavs, так по номеру телефона. В обоих банках были подключены сбп на мой номер.
Pavla, можно было банковским переводом, но так правда дольше.
Alexander, риск до 5 дней, а у меня как раз подходил срок не только очередного платежа, но и страховки годовой.
Альберт, часто перевожу с тинькоф на сбер по телефону, если у получателя СБП подключена, то она выбирается автоматически и перевод идёт без комиссии. Комиссию показывает только если у получателя отключена СБП.
Иван, ну не знаю. Цитирую службу поддержки банка:
Чтобы перевести деньги через СБП в нашем приложении:
1. Выберите раздел «Платежи» → «Переводы по телефону» → «По номеру телефона».
2. Введите номер телефона получателя или выберите его из телефонной книги.
3. Выберите банк получателя из списка, нажав на строку «В другой банк».
4. Укажите сумму перевода и нажмите «Перевести».
На мой вопрос, чем этот способ отличается от перевода на Сбер по номеру телефона, получил ответ:
При обычном переводе, вы выбираете банк сразу после ввода номера телефона, а для перевода через СБП нужно его выбрать после нажатия кнопки «в другой банк».
если делать оплату по QR (не коммуналка и штрафы) у юр.лица, кэшбэк будет в Тинькофф на карту, как при обычной оплате картой?
Как быть, если перевод ушел по номеру телефона без конкретизации банка, СМС со ссылкой получатель по определенным причинам не получил (телефон было отключен, после включения смс так и не пришла)? По правилам СБП, деньги возвращаются на счет через 24 часа. Это конечно все хорошо, но вот ситуация. Отправляю деньги себе в другой банк по номеру телефона. Приложение Тинькофф что-то глюкнуло (возможно, интернет был плохой, но приложение же должно об этом предупреждать, а не делать что-то по своему. ), вместо нужного банка высветилось голубое поле с номером телефона и, что самое интересное, деньги махом списались со счета! А это были деньги, нужные здесь и сейчас, и они зависли на сутки, т. к. никакого способа их получить не было. Понятно, через сутки платеж вернулся, но была такая вот подстава неприятная. Почему приложение не предупреждает, что оно не смогло получить список банков, по причине плохого интернета, и сейчас предложит отправить получателю ссылку. «Вы точно хотите отправить ссылку? Может, все-таки попытаемся снова получить список банков? Если нет, и все-таки ссылку, то деньги уже сразу будут списаны с вашего счета и зависнут у нас, если что, вернутся только через сутки». И т. д. в таком вот роде все. Вообще это беда целая современного софта и интерфейсов, что оно совсем не понятное интуитивно. Вроде, целые армии айтишников работают в этой сфере, а выдают такое, за которое раньше бы если не убили то точно уволили.