Public domain software что это
Инструменты для перевода произведений в общественное достояние
Помещение созданного вами произведения в общественное достояние является хорошим вкладом в развитие общественных форм собственности и в развитие возможностей общественного производства как такового. Ведь после этого любой человек сможет совершенно свободно воспользоваться вашим произведением для создания нового. Возможно, он будет вдохновлен вашим примером и также поместит свое новое произведение в общественное достояние. Пополняя сокровищницу общественного достояния, мы тем самым расширяем возможности использования созданных произведений и ускоряем прогресс за счет сведения к минимуму юридических препятствий.
Эта небольшая статья подскажет вам, каким именно образом можно перевести произведение в общественное достояние.
О формальностях перевода в общественное достояние
Вообще говоря, произведению, находящемуся в общественном достоянии (public domain), не требуется каких-либо лицензий. Любая лицензия — это ограничение, а общественное достояние предполагает отсутствие каких либо ограничений на использование произведения. Но все же одно ограничение имеется: такое произведение никто не имеет права присваивать себе в исключительную собственность, то есть ограничивать права других на использование этого произведения.
Правовые системы современных стран зачастую «по умолчанию» считают владельцем имущественных авторских прав на созданное произведение то лицо, творческим трудом которого произведение было создано. Поэтому для корректного освобождения своего произведения — для перевода его в общественное достояние — необходимы формальные инструменты, с помощью которых можно «уведомить» правовые системы стран о своем отказе от авторского права и прочих смежных правах на произведение в пользу общества.
Популярным и самым проработанным инструментом для отказа от своих авторских прав и передачи произведения в общественное достояние является инструмент CC0 (CC Zero), разработанный организацией Creative Commons. Это универсальный, действующий во всем мире инструмент. Воспользоваться им может только владелец авторских прав. Для его использования достаточно указать на связь своего произведения с CC0. Вы также можете разместить специальную метку на веб-странице произведения, информирующую пользователей и поисковые машины о том, что ваше произведение является общественным достоянием.
Подробнее о CC0 вы можете прочитать на сайте Creative Commons: About CC0 — “No Rights Reserved”.
Также там можно сгенерировать HTML-код метки CC0: Применение CC0 к вашему произведению.
Фонд свободного программного обеспечения рекомендует для перевода программ в общественное достояние пользоваться инструментом CC0.
Unlicense
Unlicense — еще один популярный инструмент для перевода произведения в общественное достояние. Для его использования совместно со своим произведением вместо обычных файлов COPYING или LICENSE, нужно разместить файл UNLICENSE, содержащий специальный текст «нелицензии», информирующий о передаче произведения в общественное достояние и об отказе от прав и ответственности.
Текст Unlicense и список некоторых использующих ее произведений приведен на официальной странице Unlicense: unlicense.org
Public Domain Mark
Дополнительно стоит сказать о Public Domain Mark. Public Domain Mark — это специальная метка, которая ставится на чужие произведения, уже находящиеся в общественном достоянии. Ее нельзя использовать для освобождения собственных произведений, но ей можно помечать произведения других авторов, о которых достоверно известно, что они находятся в общественном достоянии. Благодаря этой метке такие произведения можно легко находить через специальные поисковые системы, например, расширенный поиск Google.
Подробнее о Public Domain Mark на сайте Creative Commons: About the Public Domain Mark — «No Known Copyright».
Другие способы уведомления о переводе произведения в общественное достояние
Вы не ограничены в формах выражения своего решения о передачи произведения в общественное достояние. Хотя они и не всегда могут соответствовать законодательным нормам. Например, вы можете воспользоваться кратким уведомлением от Creative Commons, специальным шаблоном Wikipedia или следующим сообщением:
Этот продукт является ОБЩЕСТВЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ и может быть использован КАК ЕСТЬ, со всеми достоинствами и недостатками, полностью или частично, кем угодно и в каких угодно целях БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЙ.
This product is PUBLIC DOMAIN and may be used AS IS, with all advantages and faults, in whole or in part, by anyone for any purpose, WITHOUT ANY CONDITIONS.
Что в полной мере относится и к данной статье.
public domain software
общее (бесплатное) программное обеспечение, не требующее лицензирования
—
[Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо-русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993]
Тематики
условно-бесплатное программное обеспечение, распространяемое на некоммерческих условиях
—
[Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо-русский толковый словарь-справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева. Москва, 2002]
Тематики
Смотреть что такое «public domain software» в других словарях:
Public domain software — is software that has been placed in the public domain, in other words there is absolutely no ownership (such as copyright) of the intellectual property that the software represents. Under the Berne Convention, which most countries have signed, an … Wikipedia
Public-Domain-Software — Inoffizielles Logo, welches gemeinfreies Material kennzeichnet Die Gemeinfreiheit bezeichnet alle Werke, welche keinem Urheberrecht mehr unterliegen oder ihm nie unterlegen haben. Das im angloamerikanischen Raum anzutreffende Public Domain ist… … Deutsch Wikipedia
Public Domain Software — Inoffizielles Logo, welches gemeinfreies Material kennzeichnet Die Gemeinfreiheit bezeichnet alle Werke, welche keinem Urheberrecht mehr unterliegen oder ihm nie unterlegen haben. Das im angloamerikanischen Raum anzutreffende Public Domain ist… … Deutsch Wikipedia
Public-Domain-Software — ◆ Pu|blic Do|main Soft|ware 〈[pʌ̣blıkdomɛınsɔ̣ftwɛ:(r)] f. 10〉 Software, die jedem ohne eine Lizenz zugänglich ist [<engl. public domain „öffentlicher Zugang“ + Software] ◆ Die Buchstabenfolge pu|bl. kann in Fremdwörtern auch pub|l. … … Universal-Lexikon
Public-Domain-Software — Pu|blic Do|main Soft|ware* [ pʌblikdə mein sɔftwɛə] die; <zu engl. public domain »öffentliches Gut«(vgl. ↑Domain) u. ↑Software> nicht durch ↑Copyrightgeschützte Software, die ohne Einschränkung kopiert u. vertrieben, jedoch nicht verändert… … Das große Fremdwörterbuch
Public-Domain-Software — ◆ Pu|blic Do|main Soft|ware 〈[pʌ̣blık domɛın sɔ̣ftwɛ:(r)] f.; Gen.: ; Pl.: unz.〉 Software, die jedem Computeranwender ohne eine Lizenz zugänglich ist [Etym.: engl.; <public domain »öffentlicher Zugang« + Software] ◆ Die Buchstabenfolge… … Lexikalische Deutsches Wörterbuch
public domain software — software marketed to the public for free and without copyright … English contemporary dictionary
public domain software — noun computer software which may be freely used and copied … Australian-English dictionary
Public Domain Software — Programme, die frei kopiert, verändert und genutzt werden können, vergl. GPL, N/MPL … Acronyms
Public Domain Software — Programme, die frei kopiert, verändert und genutzt werden können, vergl. GPL, N/MPL … Acronyms von A bis Z
Public Domain — [Abk. PD, dt. »öffentlicher Bereich«], im angelsächsischen Urheberrecht Bezeichnung für Werke, Produkte oder Verfahren, an denen keine Eigentumsrechte mehr bestehen. Dies ist der Fall, wenn Patente oder Urheberrechte erloschen sind, nicht… … Universal-Lexikon
Какие бывают программы?
Часто бывая на сайтах с софтом, встречаешь такие надписи — shareware, freeware, demo, adware и другие. Что они означают? Все эти надписи указывают на тип распространения программы.
Freeware — это свободно распространяемые программы, за использование которых не нужно платить, благодаря чему «freeware» стало синонимом слова «бесплатно». Как это ни странно, сегодня, когда продажа программ является прибыльным бизнесом, число сторонников freeware даже среди серьёзных компаний не уменьшается. Браузер Microsoft Internet Explorer, программа общения ICQ — всё это примеры популярных бесплатных продуктов.
Shareware — «попробуй, прежде чем купить». Программа, которая распространяется как shareware, представляется потребителям бесплатно — пользователь платит только за время загрузки файлов по интернету или за носитель (CD или DVD). В течение определённого срока, обычно это тридцать дней, он может пользоваться программой, тестировать её, осваивать её возможности.
То есть, вам предоставляется возможность убедиться в том, что программа надёжно работает в установленной на компьютере операционной системе, не конфликтует с «железом», например, традиционно «капризными» драйверами видеокарты и звуковой платы, и удостовериться, что заявленные разработчиком функции действительно присутствуют и работают без ошибок. И если после этого срока пользователь решит продолжить использование программы, он должен зарегистрироваться, заплатив автору определённую сумму. В противном случае пользователь обязан прекратить использование программы и удалить её со своего компьютера. Не случайно в последнее время всё больше крупных компаний (среди них — корпорация Microsoft, Symantec, Adobe), ранее распространявшие свои продукты только в «коробочных» вариантах, которые можно было приобрести в компьютерных магазинах, выпускают shareware-версии с ограничением по времени работы.
Demo — демонстрационные программы, имеющие ограниченный набор функций, они предназначены для ознакомления покупателя с продуктом, а иногда это просто видеоролики, похожие на презентацию программы. Предназначены они для ознакомительных целей: если пользователю программа понравится, он может произвести оплату и получить полную версию продукта. Наиболее широко распространена практика применения demo-версий в играх: почти каждая новая игра выходит одновременно в виде полной версии и в виде варианта, включающего в себя несколько начальных уровней, который можно бесплатно скачать через Интернет.
Public domain software — как и freeware, public domain программы также распространяются бесплатно. Однако в отличие от freeware, где автор программы сохраняет все права на неё, разработчик public domain отказывается от всех авторских прав на соответствующую программу: такие программы распространяются вместе с исходными текстами и любой желающий может вносить в программу свои изменения и создавать на её основе новые программы. К сожалению, тип public domain software не оправдал себя. Основная цель Public Domain — свободное распространение программ без всяких ограничений — вскоре потеряла свое значение. Каждый мог взять исходные тексты программы, слегка модифицировать их, а затем распространять эту программу как собственную на коммерческой основе. Автор исходной программы, отказавшись от авторских прав на неё, не имел никакой возможности защитить своё творение. И для того чтобы восстановить справедливость, появился тип Open Source (открытый исходный код). Авторы должны распространять свой продукт вместе с исходниками. Open Source — это требование к лицензии на программный продукт, которая называется The Open Source Definition (OSD).
Adware — это тип программ, которые во время своей работы демонстрирует пользователю рекламу в виде графических баннеров и при каждом клике на неё разработчик получает денежные отчисления от рекламодателей. Adware сочетает в себе черты freeware и shareware, т.к. пользователь может использовать программу бесплатно и не обязан её регистрировать. Хотя у пользователя есть стимул зарегистрировать программу, т.к. после регистрации показ рекламы отключается.
Так как загрузка новых рекламных баннеров осуществляется по интернету, то adware — это в основном такие программы, для работы которых требуется соединение с интернетом — например, браузеры, download-менеджеры, программы дозвона или ускорения соединения.
Перечисленные выше типы программ являются наиболее популярными среди разработчиков. Однако существуют и другие, менее популярные категории программ, о которых нельзя не упомянуть.
Donationware — эти программы распространяются бесплатно, и их регистрации не требуется, однако разработчик программы в документации указывает, что если пользователю программа нравится, то он может (именно может, а не обязан) выслать автору небольшое вознаграждение. Размер вознаграждения либо определён чётко, либо оставлен на усмотрение пользователя — «кто сколько может».
Homepageware — эти программы напоминают adware. Пользователь не обязан оплачивать регистрацию, но незарегистрированная копия программы при каждом запуске автоматически меняет начальную страницу установленного в системе браузера на домашнюю страницу программы. Homepageware не очень распространено, видимо, потому, что такое варварское обращение с пользовательскими настройками очень раздражает. Кроме того, такая программа сегодня, во времена скандалов, связанных с нарушением приватности и распространением «троянских коней», вызывает подозрение — не производит ли она какие-либо другие более вредоносные действия?
Postcardware, Cardware, Careware — экзотические способы распространения программ, при котором автор просит пользователей зарегистрироваться, прислав ему почтовую открытку или отгадав простенькую загадку. А бывает и такое, что в лицензионном соглашении к программе сказано, что пользователь должен на час, день или неделю перестать жаловаться на жизнь и сказать кому-нибудь слова одобрения!
Лицензия для вашего open-source проекта
В этой статье я хочу немного поговорить об авторском праве и свободных лицензиях на ПО. Текст является результатом самостоятельного выбора лицензий и их применения к своим проектам.
Статья будет полезна тем, кто хочет:
— в общих чертах понять, что такое авторское право (но лучше обратиться к юристу);
— подобрать свободную лицензию для своего проекта;
— разобраться, что нужно писать в шапке файла исходного кода.
Первым делом — ссылка на LicenseIT, очень полезный сайт с описанием лицензий и особенностей их применения (в том числе в России), который я умудрился не найти при подготовке статьи. Исправляюсь. Спасибо sensboston за ссылку.
Авторское право
Для начала коротко о том, что вообще такое авторское право и лицензии.
Meanwhile in Russia
Если вы в качестве результата интеллектуальной деятельности создали некое произведение (например, программу), то в этом случае вы — его автор(ы). Вы обладаете имущественными и неимущественными правами на это произведение. Имущественные права на это произведение вы можете передать и кому-то другому, но передать неимущественные, в том числе авторство, у вас уже не получится. Быть автором — это ваше неотчуждаемое и непередаваемое право.
Даже если вы при создании произведения работали «на дядю», то и в этом случае автор вовсе не некое абстрактное ООО. Возможно, когда вы устраивались на работу, то подписывали в том числе и пункт про «отчуждение исключительных прав на результаты вашей интеллектуальной деятельности в пользу работодателя» в договоре или что-то подобное. Возможно, нет (в этом случае гуглите «Служебное произведение»). В обоих случаях автор — вы. И обладаете некоторыми правами.
Лицензии
Другой способ передачи прав на произведение — лицензия. В этом случае права не отчуждаются, они передаются в соответствии с тем, что прописано в лицензионном договоре между пользователем и правообладателем. Да, лицензия — это именно договор! Все лицензии на ПО, как коммерческие, так и свободные, представляют из себя такой договор. В нем прописано, что вы можете и что не можете делать с ПО, и как далеко вас может послать правообладатель в случае претензий. Например, лицензия может дать вам право устанавливать программу, но ограничивать это право только одним компьютером, иначе к вам приедут дяди в масках и все отберут.
Обратите внимание на важный момент: если у вас достаточно прав на произведение, то вы можете распространять его под разными лицензиями (в том числе, одновременно). Например, на вашем сайте вы можете распространять программу бесплатно под свободной лицензией, а в каком-либо магазине приложений она может продаваться за деньги под их стандартной лицензией.
Также Вы можете сменить лицензию в любое время: например, сегодня у вас на сайте программа была бесплатной под свободной лицензией, а завтра она платная и с закрытыми исходниками. Но в этом случае вы не можете заставить пользователей, скачавших программу ранее, следовать нормам новой лицензии. Это логично, ведь они получили программу по другому договору.
В мире
Свободные лицензии
Определяем определение
Свободной лицензией является лицензия, которая соответствует неким критериям свободного ПО. Обычно используют либо определение свободного ПО, данное Ричардом Столлманом, либо критерии Debian по определению свободного программного обеспечения, сформулированные Брюсом Перенсом. Соответственно, те лицензии, которые не являются свободными — несвободные.
На мой личный взгляд, заморачиваться с конкретными определениями нет никакого смысла, мы ведь не политики (ну, по крайней мере, я). А с практической точки зрения, основная разница между свободными и несвободными лицензиями — в целях. Несвободные лицензии применяются с целью заработать и не дать на этом заработать конкурентам, свободные — с целью предоставить возможность безвозмездно пользоваться плодами вашего труда.
Copyleft
Перед тем как приступить к описанию лицензий, нужно разобраться, что такое копилефтные и разрешительные (пермиссивные, permissive) лицензии. Копилефтными считаются свободные лицензии, требующие распространять производные продукты под такой же лицензией. То есть, если вы использовали в своей программе библиотеку под копилефтной лицензией, то вам придется распространять вашу программу под ней же. Задача же разрешительных лицензий, напротив, разрешить любое возможное использование продукта.
Основные свободные лицензии
GPLv3 (GNU General Public License Version 3)
GPLv2 (GNU General Public License Version 2)
GPLv3 заметно строже и может создать некоторые проблемы автору. Например, одно из требований состоит в том, что должна быть предоставлена инструкция по установке изменённого приложения на устройство. Для приложений под iOS или WindowsPhone, где нет штатной возможности установить пакет не из магазина, выполнить такое требование проблематично.
Кроме того, стоит заметить, что большинство программ, выпущенных, под GNU GPLv2, позволяют использование на условиях более поздней версии лицензии.
LGPLv3 (GNU Lesser General Public License Version 3, в девичестве GNU Library General Public License)
GNU AGPLv3 (GNU Affero, GNU Affero General Public License Version 3)
Как применять лицензии GNU со своими программами
Спасибо coh и lorus за то, что о ней вспомнили. Это копилефтная лицензия.
Ее условия фактически состоят из условий GPLv3 с дополнительным параграфом в разделе 13, который позволяет пользователям, взаимодействующим с лицензируемой программой по сети, получать исходный текст этой программы. Мы рекомендуем разработчикам подумать о применении GNU AGPL для любых программ, которые обычно выполняются в сети.
Обратите внимание, что GNU AGPL не совместима с GPLv2. Она также формально не совместима с GPLv3 в узком смысле: вы не можете взять исходные тексты, выпущенные на условиях GNU AGPL, и передавать или изменять их, как вам угодно, на условиях GPLv3, и наоборот. Однако вам позволено комбинировать раздельные модули или файлы исходного текста, выпущенные под обеими этими лицензиями, в едином проекте, что предоставит многим программистам разрешение на все действия, нужные им для того, чтобы делать какие им угодно программы.
MPL v2.0 (Mozilla Public License
Version 2.0)
Для проекта open source стоит ещё рассмотреть MPL 2.0. Своеобразная лицензия, что-то среднее между LGPL и BSD. От LGPL отличается отсутствием заморочек со статическим связыванием. Это может оказаться важным для программ на ЯП, в которых динамическое связывание не предусмотрено.
Лицензией MPL заражаются файлы, а не проекты, в отличие от (L)GPL. Если изменить файл, он должен остаться под MPL. Если добавить — ограничений нет.
В случае, если проект под GNU GPL, то необходимо сделать используемый в нем код под MPL 2.0 доступным сразу под обеими лицензиями.
Для использования этой лицензии в вашем проекте нужно добавить текст из Exhibit A лицензии
в качестве шапки в каждый файл исходного кода. Лицензия не требует указывать copyright в каждом файле, но и не запрещает этого. Также не забудьте добавить в проект файл LICENSE с текстом лицензии.
EPL-1.0 (Eclipse Public License Version 1.0)
По просьбе kidar2 добавляю лицензию EPL. Это копилефтная лицензия, но она не совместима с GNU GPL.
При распространении в форме исходного кода программа должна быть доступна под лицензией EPL.
Автору разрешается распространять программу в форме объектного кода под собственной лицензией, при условии, что: эта лицензия соблюдает условия EPL, явно отказывается от любых гарантий и ответственности от лица всех авторов, указывает, что исходные коды программы доступны у этого автора и объясняет, как их получить.
Применение к своему проекту: копия лицензии должна быть включена во все копии программы
Ms-PL (Microsoft Public License)
Про лицензию напомнил sensboston. Копилефтная лицензия, несовместимая с GPL. По смыслу схожа с EPL, но написана гораздо, гораздо более человеческм языком. Самая короткая из присутствующих в этой статье копилефтных лицензий.
Обладает даже более слабым копилефтом, чем EPL: если вы распространяете исходные коды проекта, содержащие код под Ms-PL, то все исходные коды проекта должны распространяться под Ms-PL. При этом, распространение в форме объектного кода или бинарной форме позволяется под любой лицензией, не нарушающей Ms-PL. Кроме того, вы обязаны сохранять все копирайты, патенты, торговые марки и указания авторства оригинального кода. Да, лицензия регулирует патентные отношения.
Для применения к своему проекту: скопируйте текст лицензии в ваш проект (например, в файл LICENSE) и распространяйте его вместе с ним.
Существует миф, что лицензия MIT существует. Дело в том, что MIT (Massachusetts Institute of Technology) использовал много разных лицензий. Тот текст, который сейчас называют лицензией MIT, в оригинале являлся лицензией Expat, а еще ранее составлял большую часть лицензии X11. Эта лицензия — разрешительная, без копилефта. Она разрешает использование и изменение кода практически любым образом, при условии, что текст самой лицензии и указание авторства никуда не исчезнут, даже если вы разобьете изначальный проект на части. Также неоспоримое достоинство этой лицензии — небольшой размер. В качестве недостатка отмечают отсутствие регулирования патентных отношений. Из-за этого вместо нее GNU рекомендуют использовать другую разрешительную лицензию — Apache 2.0, а MIT предлагают использовать лишь для небольших проектов. Тем не менее, из разрешительных лицензий эта, пожалуй, самая известная.
Для ее применения к своему проекту создайте текстовый файл LICENSE и поместите текст лицензии туда, а также не забудьте заменить данные в строке с копирайтом на верные. Многие дополнительно указывают полный текст лицензии в шапке каждого файла исходного кода.
Apache 2.0
Наиболее современная и сбалансированная из разрешительных лицензий. Написана человеческим языком, но с оглядкой на современное правоприменение, в частности, упомянутые выше патентные отношения (пункт 3 лицензии). GNU советуют применять именно эту лицензию, когда вам необходима разрешительная лицензия.
Для применения лицензии Apache 2.0 к вашему проекту, нужно добавить в него файл LICENSE, содержащий текст лицензии. Кроме того, в APPENDIX лицензии нам предлагают добавлять в качестве шапки в каждый файл исходного кода следующий текст:
Но при этом сама лицензия выдвигает следующие требования:
made available under the License, as indicated by a copyright notice that is included in or attached to the work (an example is provided in the Appendix below)
copyright notice — это как раз строка, указывающая правообладателя. А «made available under the License, as indicated» означает, что еще должна быть явно указана лицензия. То есть, допустимо что-то вида:
Причем, совсем необязательно в исходном коде — Apache 2.0 позволяет для этого использовать файл NOTICE («or attached to the work»).
И еще о файле NOTICE: если в вашей работе вы используете чужой проект под лицензией Apache 2.0, содержащий свой файл NOTICE, то в этом случае вы обязаны копировать в производную работу содержимое файла NOTICE, в одно из трех мест: либо в аналогичный файл NOTICE, либо в исходные коды или документацию, распространяемую вместе с производной работой, либо в вывод производной работы (например в about-диалог); все согласно пункту 4 (d) лицензии. Заметьте, что, вопреки расхожему мнению, обязательного наличия файла NOTICE лицензия не требует.
При распространении в бинарной форме, вы, кроме того, должны предоставлять копию лицензии вместе с программой.
Это разрешительная лицензия, схожая по смыслу с лицензией MIT. Оригинальная лицензия BSD состояла из 4-х пунктов, но, впоследствии, 3-й пункт, требовавший включать уведомление об авторстве во все рекламные материалы, был исключен. Кроме того, существует и двухпунктовая лицензия BSD, о которой напомнил Athari, в ней удален третий пункт, и эта версия практически совпадает по функциональности с лицензией MIT. GNU советуют вместо лицензии BSD использовать MIT, чтобы исключить путаницу с тем, какая именно версия лицензии BSD используется.
Для ее применения к своему проекту создайте текстовый файл LICENSE и поместите текст лицензии туда. Не забудьте добавить строку с копирайтом. Также, дополнительно можно указать полный текст лицензии в шапке каждого файла исходного кода.
При распространении в бинарной форме лицензия и копирайт должны быть представлены в документации и/или других материалах, распространяемых вместе с бинарником.
WTFPL Version 2
Как оказалось, весьма популярная на Хабре лицензия (спасибо Komzpa, Stasik0 и плюсовавшим). Кроме того, она присутствует в списке лицензий GNU, хотя они и постеснялись разместить ее текст на своем сайте.
GNU классифицируют ее как разрешительную некопилефтную лицензию и не рекомендуют ее использовать без каких-либо объяснений. Вместо нее предлагаются MIT или Apache 2.0.
Beerware
wrote this file. As long as you retain this notice you
* can do whatever you want with this stuff. If we meet some day, and you think
* this stuff is worth it, you can buy me a beer in return. Poul-Henning Kamp
* — */
Еще одна лицензия, набравшая плюсов в комменатриях (спасибо JDima и плюсовавшим). Это тоже разрешительная лицензия, которая пытается разрешить все (ключевое слово «пытается») и содержит необязательное условие поставить автору пива (в других версиях, выпить в честь автора) при встрече, если вам понравился его проект.
Как известно, «чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью». Но беда этой лицензии не в пиве. Обратите внимание на фразу
wrote this file. As long as you retain this notice.
Общественное достояние (Public Domain)
CC0 (Creative Commons CC0)
Creative Commons CC0 — лицензия, которая пытается перевести проект в общественное достояние в максимальной форме, разрешенной законом. А если закон не позволяет это совершить, автоматически применяет положения разрешительной лицензии. GNU рекомендует применять CC0 в том случае, если вы хотите перевести вашу работу в общественное достояние.
Про применение CC0 к проекту можно прочитать в этой статье.
Unlicense
Про лицензию напомнил Athari. Эта лицензия появилась путем копипасты текста о передаче в общественное достояние и отказа от прав (waiver) проекта SQLite и отказа от гарантий из лицензии MIT. Аналогично лицензии CC0, Unlicense пытается перевести работу в общественное достояние и послужить в виде лицензионного договора на случай, если этого не произошло. Однако, эта лицензия менее проработана, чем CC0, из-за чего может являться нелегальной. Вот в этом вопросе на stackexchange подробнее. Вкратце, там указано, что лицензия явно нелегальна, например, в Германии, так как там, похоже, нет понятия общественного достояния. А Unlicense, в отличие от CC0, не отказывается от перевода в общественное достояние для случая, когда это противоречит закону. Кроме того лицензия как минимум нелогична (или даже противоречива), так как передача в общественное достояние, заявленная в первой строке, в случае успеха делает невалидными параграфы, следующие за ней.
Для применения Unlicense нужно добавить файл с текстом лицензии к вашему проекту. Авторы лицензии рекомендуют назвать файл UNLICENSE.
Copyright в исходниках
Наверное, вы заметили, что многие лицензии предлагают размещать определенный текст в виде комментария в шапке файла? Если это является обязательным требованием, то тогда ему нужно следовать. Но насколько необходим подобный текст, если явного требования лицензия не предъявляет?
Хорошие новости: в таком случае лицензию и даже копирайт совершенно не обязательно указывать в шапке файла. Ваша работа и так ваша, для подтверждения этого указывать копирайт нет необходимости. Подтверждать авторство или обладание правами вам все равно придется другими способами, а текст лицензии может находиться в отдельном файле.
Ну и, на всякий случай, примеры
Заключение
Разместить ваш проект в интернете и написать «пользуйтесь все!» еще недостаточно для того, чтобы им действительно начали пользоваться. И речь не о рекламе или полезности конкретного проекта. Часто необходимо четкое понимание, как можно и как нельзя использовать проект, особенно, если цели использования — коммерческие. В том числе, слова «пользуйтесь все» вряд ли удастся представить договором с правообладателем в случае каких-либо проблем.
При выборе лицензии задумайтесь, в первую очередь, о том, что лицензию вы пишете в большей степени не для себя, а для тех, кто вашим кодом будет пользоваться. Она регулирует ваши отношения с ними. Кто будет использовать ваш код? Как они будут его использовать? Какая из лицензий будет им удобнее? Какие проблемы из-за лицензии могут возникнуть у них? А у вас? Ответив на подобные вопросы, можно подобрать наилучшую лицензию.
В свою очередь, если вы используете чужой проект в своих целях, то нужно понять ограничения, накладываемые на вас его лицензией. Подходят ли они вам, сможете ли вы выполнить эти требования?
Лицензия, даже свободная, является договором между правообладателем и пользователем. Старайтесь рассматривать это именно так.