Qa engineer junior что нужно знать
Как стать тестировщиком ПО: пошаговая инструкция
Рассказываем, какие книги читать и какие технологии осваивать, чтобы стать тестировщиком ПО.
Тестировщик ПО (или QA-инженер) — распространенная отправная точка для тех, кто хочет начать карьеру в IT-индустрии, и просто востребованная профессия. Мы расскажем, где новичкам набраться полезных навыков и знаний, а также заработать заветные строчки для резюме и проекты для портфолио.
Чем занимаются QA-инженеры
Тестировщики ПО помогают делать продукты — приложения, сайты, программы, автомобили — такими, чтобы ими можно было пользоваться. Они определяют, какие элементы системы функционируют некорректно или не так удобны, как хотелось бы, находят причины этого — ошибки в коде, дизайне или логике — и отдают на исправление. Все это делается для того, чтобы конечные пользователи получили стабильный, надежный и удобный продукт.
Какие навыки нужны начинающему тестировщику
Поскольку тестирование применимо к самым разным областям, то для работы тестировщику могут понадобиться различные знания. Однако что-то общее есть во всех случаях: нужно, во-первых, знать теорию тестирования, ну а уже дальше — обладать некоторым объемом знаний по тестируемой системе и используемым в ней технологиям.
С теорией все довольно понятно: потенциальный работодатель будет хотеть от вас знаний о том, что такое тестирование, зачем оно нужно в цикле разработки и какое место в ней занимает. Также хорошо бы знать основные методологии разработки (AGILE, SCRUM и прочие страшные слова) — просто для того, чтобы вы могли работать в команде, которая функционирует по определенным правилам. Также неплохо знать, как грамотно написать дефект, что такое тест-кейсы и как их нужно составлять, что такое чек-листы, когда лучше использовать кейсы, а когда проще ограничиться чек-листом.
Если теория тестирования применима ко всем областям, то технические навыки, которые вам понадобятся, зависят от области, в которой вы решили работать. Скажем, если вы хотите заниматься тестированием в области веб-приложений, то очень полезно знать, как работает браузер и из чего состоит веб-страница. И вряд ли это вам пригодится, если вы будете заниматься тестированием бортовых систем самолета.
Впрочем, самые популярные направления разработки сейчас — это именно веб и мобильные платформы. С вебом уже разобрались, а для тестирования мобильных устройств нужно знать особенности построения мобильных приложений, их жизненные циклы и отличия от десктопных приложений, особенности Android и iOS, ну и хорошо бы также ознакомиться с руководствами по дизайну приложений для мобильных устройств от разработчиков обеих систем.
Наконец, практически любая современная программа будет использовать базы данных, так что вам нужно будет узнать, что это такое, и научиться писать простые SQL-запросы.
Нужно ли тестировщику уметь программировать
Вопрос, при выяснении которого сломано немало копий: нужно ли тестировщику уметь программировать. Здесь существуют разные мнения, но все сходятся в том, что умение программировать точно не помешает. На старте оно может и не понадобиться, но будет несомненным плюсом. Навыки программирования могут пригодиться как для понимая того, что происходит в тестируемом приложении, так и для автоматизации каких-то рутинных задач, даже если вы не идете именно в автоматизированное тестирование. Если же вас интересует область автоматизации тестирования, то тут ответ однозначен: вам нужно учить какой-нибудь язык программирования. Если вы уже работаете, то хороший вариант — учить тот язык, на котором в вашей компании ведется разработка. Если еще нет — учите любой из популярных сегодня языков.
Если уж мы говорим про языки, то тестировщику очень полезно знать еще один язык — английский. Хотя бы на уровне чтения документации. Без этого можно работать, но множество материалов сейчас на английском, и его знание может очень помочь.
Как учиться начинающему тестировщику ПО
Учиться лучше так, как удобнее лично вам: по книгам, по статьям, по видеокурсам — или по всему сразу. К счастью, про тестирование очень много материалов в любой форме, так что с поиском информации проблем возникнуть не должно.
Есть множество блогов от известных тестировщиков, есть статьи по тестированию на тематических ресурсах, YouTube полон видеокурсов, в том числе от крупных компаний, есть множество докладов с конференций по тестированию, которые может быть полезно посмотреть. Кстати, на конференциях часто бывают доклады именно для начинающих тестировщиков.
Кроме того, есть образовательные платформы вроде Coursera или Udemy с обучающими курсами, в том числе бесплатными.
Можете начать погружение в тему с книг — приведем четверку самых, на наш взгляд, полезных:
Некоторым из них уже по 20 лет, а написаны они не очень простым языком, но по-прежнему актуальны — особенно как база для начинающих.
Если решите записаться на один из множества платных курсов для начинающих тестировщиков, помните: не все они одинаково полезны, и не всегда в них есть что-то, чего нет в бесплатных.
Пожалуй, основное отличие платных — наличие преподавателя, который сможет ответить на ваши вопросы. Помимо прочего, многие IT-компании открывают собственные школы QA-инженеров и затем принимают самых способных учеников в штат. Обратите на них внимание, если вам хочется попасть к какому-то конкретному работодателю.
Как начать карьеру тестировщика
Когда поймете, что готовы перейти к реальным проектам, выберите какой-нибудь сайт или приложение и попробуйте его протестировать. Подготовьте тест-кейсы, составьте чек-листы для проверки работоспособности, подумайте, как бы вы проследили взаимодействие продукта с его серверной частью — бэкендом.
Первые реальные проекты лучше искать на платформах для краудтестинга. Там компании предлагают всем желающим протестировать их продукт на определенном устройстве и ОС. Скорее всего, работать придется за идею, то есть бесплатно, зато вы наберетесь опыта и посмотрите, как опытные QA-инженеры ведут дефекты.
Неплохой старт для начинающего тестировщика — проект с открытыми исходным кодом и баг-трекером. Это уже не только практика, но и неплохое дополнение к вашему резюме.
Наконец, не забывайте про стажировки в IT-компаниях. На много денег поначалу рассчитывать не стоит, однако если вы проявите себя, есть шанс получить приглашение на работу или рекомендацию для будущих собеседований.
Бета-тестеры и тестировщики ПО
Еще один вариант для старта карьеры — это бета-тестирование. В этом случае вы будете проверять работу программы с точки зрения конечных пользователей. Основная задача бета-тестеров — найти максимальное количество ошибок, а также определить, насколько продукт удобен.
Бета-тестерам не приходится писать скрипты и взаимодействовать с изнанкой программ, так что их работа проще и не требует глубоких знаний, поэтому вы сможете совмещать бета-тестинг с освоением теории. Такая работа развивает мышление тестировщика, учит искать в программе ошибки, позволяет придумывать и проверять неочевидные пользовательские сценарии. Это хорошая практика, которая сделает ваши резюме и портфолио еще привлекательнее.
Крупным IT-компаниям — разработчикам игр, приложений для ПК и мобильных устройств, чьими продуктами пользуются миллионы людей, бывает сложно проработать все пользовательские сценарии. Так что не удивляйтесь: «Лаборатория Касперского» тоже ищет бета-тестеров. Хотите стать одним из них? От вас потребуется только компьютер, который поддерживает актуальную версию антивируса. Желательно установить на него виртуальную машину (например, Hyper-V или VMware), чтобы не превращать в тестовый полигон собственный ПК. Минимальные характеристики для комфортной работы — 4 Гбайт оперативной памяти, а также процессор с двумя, а лучше четырьмя физическими ядрами.
Если хотите попробовать себя в роли тестировщика — пробуйте, это полезная и востребованная профессия, да и порог входа в нее не такой уж высокий. В общем, дерзайте! Ну и смело жмите сюда, если хотите получить опыт бета-тестирования в Kaspersky.
О чём важно знать, чтобы стать тестировщиком: советы новичкам
Руководитель отдела тестирования Bookmate Анастасия Шарикова провела в «Нетологии» открытое занятие, на котором рассказала: кто такие тестировщики, сколько они получают и как освоить профессию. Зафиксировали главное.
Тестирование — полноценная специальность в ИТ с относительно низкими начальными требованиями, в сравнении с требованиями к начинающим разработчикам. Именно поэтому тестирование так привлекает тех, кто не работал в ИТ.
Эта статья для новичков, которые только присматриваются к отрасли. Рассказываем, чем занимаются тестировщики, сколько зарабатывают и что нужно уметь, чтобы получить первую работу.
Тестировщик или QA (Quality Assurance, специалист по качеству) проверяет программное обеспечение и помогает команде избавляться от ошибок и предотвращать их появление. В теории тестировщик и QA — названия для одной из той же профессии. Но работодатели часто разграничивают понятия:
Тестировщик. Уровень — Junior, новичок. Выполняет простую ручную работу и не связан с процессами улучшения качества продукта в целом. Выявляет и устраняет ошибки, но ещё не работает над их предотвращением.
QA (Quality Assurance). Уровень — Middle и выше, с опытом работы от 1–2 лет. Занимается повышением качества продукта на всех этапах разработки:
Чтобы наглядно объяснить, чем занимаются тестировщики, приведу пример заданий для соискателей-джуниоров. Чаще всего джуниоров просят протестировать бытовые программы, например, калькулятор. Иногда — найти ошибки в том сервисе, куда они устраиваются.
Если это приложение, соискателя просят найти десять ошибок в нём. Это довольно банальные примеры, но по ним можно понять, что ищут работодатели.
Ошибки могут быть в любых программах. Поэтому тестировщиков нанимают все крупные компании, которые разрабатывают программное обеспечение. А еще фирмы, которые предоставляют услуги тестирования для мелких компаний-разработчиков без своего отдела QA.
Оценить востребованность профессии можно по количеству вакансий. Так, на hh.ru ежемесячно появляется 3400 вакансий для тестировщиков. Кроме того, работодатели публикуют вакансии на Freelance.ru, SuperJob.ru и других популярных сайтах поиска работы. Также сотрудников ищут в Telegram-каналах и группах в Facebook, в соцсети LinkedIn.
Нужные навыки соискателя зависят от конкретной вакансии. Как правило, работодатели сразу пишут в описании, чего ждут от сотрудника. Чтобы устроиться на работу, как минимум, нужно уметь:
Находить и правильно заводить дефекты — определять, с каким разделом программы связана ошибка, в какой версии операционной системы или браузера воспроизводится.
Разбираться системами баг-трекинга Jira, Redmine, Bugzilla. Как правило, над устранением ошибки работают несколько разных специалистов. Системы баг-трекинга нужны, чтобы управлять процессом починки, координировать работу.
Проводить клиентское тестирование веб- и мобильных приложений. Проверять программу с позиции пользователя, оценивать функциональность, удобство пользования — в разных операционных системах, браузерах, на разных разрешениях экрана и драйверах.
Обладать базовыми навыками тестирования. Например, проводить тест-анализ — определять, что именно будет протестировано, формировать условия тестирования.
Уметь работать с основными программами вроде Charles или Fiddler. Они нужны, чтобы проверять передачу данных между компьютером пользователя и сервером.
Разбираться в системах управления знаниями и хранилищах тест-кейсов. К таким программам относятся, например, Wiki и Confluence. Они работают как «Википедия» — там хранится вся информация про проекту. Как хранилища тест-кейсов часто используют TestRail или Zephyr.
Дополнительными плюсами при трудоустройстве будет уровень английского выше среднего, базовое знание языков программирования — например, Java или Python — и автотестирования.
Вот книги и ресурсы, которые помогут понять, интересно ли вам тестирование, и освоить азы самостоятельно:
Курс лекций для обучения тестированию. Автор опирается на личный опыт и рассказывает, как освоить профессию с нуля. Полезный материал для тех, кто участвует в разработке ПО, рекрутеров и желающих узнать больше о интернет-стартапах.
Автор описывает процессы тестирования и приводит примеры их использования в разных операционных, организационных, технологических условиях. Вы научитесь последовательно и эффективно тестировать ПО, наглядно представлять результаты тестирования, выполнять требования заказчика. Полезное пособие для начинающих специалистов.
Автор рассказывает новичкам, как освоить профессию тестировщика, отвечает на типичные вопросы и приводит практические примеры задач. Книга полезна для тех, кто только начал осваивать специальность.
Освоить профессию под руководством наставников, получить теорию в доступном виде и сразу начать решать практические задачи можно на образовательных курсах «Нетологии».
Начинающим тестировщикам доступны разнообразные пути развития карьеры. Можно развиваться горизонтально — выбрать специализацию, например, банковский сектор или страховые компании, и совершенствоваться в тестировании узкопрофильных программ.
Варианты специализации в профессии по сфере деятельности компании и рабочим навыкам, задачам по версии Capgemini.
Параллельно с этим новички набираются опыта и развивают карьеру вертикально. Через каждые два–три года бывший джуниор получают новые уровни навыков:
Middle QA Engineer/Tester. Пишет тестовые сценарии, готовит техническую документацию, исправляет баги и тестирует новые функции.
Senior QA Engineer/Tester. Планирует процессы и разрабатывает стандарты тестирования, работает с циклом проверки ПО. Оценивает работу младших специалистов.
Lead QA Engineer/Tester. Принимает решения по внутреннему устройству и внешним интерфейсам ПО по требованиям к нему и ресурсам в наличиии. Выполняет сложные задачи по тестированию.
QA Team Lead/Manager. Координирует стратегию тестирования в небольшой команде, руководит тестировщиками, планирует и контролирует их работу. Оценивает объём, сроки выполнения и бюджет проекта.
Профессиональное развитие проходит в разном темпе, указанное время — приблизительное. Некоторые тестировщики не становятся управленцами — Lead и Team Lead — и предпочитают дальше выполнять технические задачи даже после 10–15 лет работы.
Хорошие QA — программисты, может не самые лучшие, но приходится именно программировать и повторяющуюся работу надо скриптовать.
Если специалист делает одно и тоже (регрессия), то явно с его навыками что-то не так, более того:
— выкатили фичу, ты с разных сторон ее проработал, но даже в этой проработке приходится по несколько раз добавлять в БД данные, удалять и проводить по 3-4 шага, чтобы воспроизвести нормальную работу, а тту бамц — баг и так несколько раз.
Что это? Хорошая статья по полочкам на VC?
Это реклама курсов
Статью лучше переименовать в «О чём важно знать, чтобы стать тестировщиком *в Bookmate*: советы новичкам». Чтобы не вводить людей в заблуждение.
Всегда была интересна эта тема, только вот лично я не видел что-бы «в обьявлениях на заборе» висел листок с вакансии тестера.
Но все же, было бы любопытно окунутся в эту сферу.
https://itstepbystep.club
Мы, команда ItStepByStep, столкнулись с тем, что о программировании в качестве будущей специальности и о работе в такой сфере, как IT говорят очень многие. Мы точно знаем, что рынок развивается стремительно и потребность в квалифицированных специалистах будет расти с каждым днем.
Многие думают о том, чтобы связать свою жизнь с информационными технологиями, но не могут определиться, с чего же всё-таки начать освоение новой профессии. Возникает множество вопросов: получится ли, какое направление выбрать, сколько времени займет обучение.
И вместе с этим ростом открываются множество курсов по обучению, которые за свои услуги берут большие деньги. Порой эти деньги для человека который хочет сменить род деятельности и зарабатывать больше в большинстве своих случаев являются неподъемной суммой.
Мы решили, что было бы хорошо обучать желающих строить карьеру в IT за небольшие деньги, но при этом дать максимальный объем теоретических знаний и практических навыков.
Собственно говоря, так и возникла идея создания Обучающего портала ItStepByStep.
Наши первые обучающие материалы будут связаны с тестированием программного обеспечения.
Мы точно знаем, что стать IТ-специалистом – это просто!
Приобретайте обучающие материалы и сделайте шаг навстречу новой специальности!
Как стать тестировщиком или каких знаний мы ждём от джуниора
Пара вводных слов
Всем доброго времени суток, меня зовут Туманов Дима. Сейчас я работаю в компании Rambler&Co и отвечаю за тестирование на проектах Афиши. В рамках данной статьи я развею несколько мифов об IT и тестировании в частности. Кроме того, приведу примеры из жизни как “не зная ничего” стать Junior QA Engineer в крупной компании.
Начало пути
Проработав почти два года в одной “мирной” госкорпорации в должности “ненастоящего инженера”, я осознал, что развитие остановилось. Я мог сидеть на одном месте и почти ничего не делать. В конечном итоге мои знания бы совсем отстали от реальной действительности и я бы стал невостребованным на рынке. В этот момент я принял решение о смене места и сути своей работы.
Вопрос №1 — “Какую область для работы выбрать”
Мой выбор основывался на нескольких фактах. Во-первых я хотел работать в быстро развивающейся отрасли. В этом я видел и вижу сейчас возможность постоянно расти в профессии, развивая себя в различных направлениях. Во-вторых я хотел уйти от бюрократии, жёстких регламентов и обязательного ношения костюмов жарким летом. Ну и последнее, но не по значению, я хотел делать действительно важное дело, ощущать близость конечного пользователя, понимать, что моя работа действительно нужна. Все три этих пункта я смог увидеть в IT-отрасли.
Вопрос №2 — “Какую профессию выбрать”
Для меня важным было некое совмещение гуманитарных и технических наук, то есть коммуникаций и инженерии. С одной стороны я не хотел быть только техническим специалистом и например писать лучший код на Java. С другой я хотел понимать как всё устроено изнутри. По этим причинам мой выбор пал на тестирование. Дополнительно к смежности профессии, описанной выше, в тестирование довольно просто попасть. Порог входа действительно небольшой.
Вопрос №3 — “Какую компанию выбрать”
По сути все компании можно классифицировать несколькими способами. Во-первых по отношению заказчик-разработчик. Есть принципиальная разница между компаниями аутсорсерами и продуктовыми компаниями. Для первых самым важным является продажа продукта. Да, есть имя компании, отзывы клиентов, но так или иначе заработок идёт от прямых продаж. Для вторых важным является иметь качественный и популярный продукт. На таком продукте можно разместить дорогую рекламу и заработать много денег. Поэтому с точки зрения тестирования сильная команда будет сформирована именно в продуктовой компании. Во-вторых компании стоит разделять на русские и импортные. На текущий момент тестирование остаётся слабо развитым направлением в России. Это даёт свои плюсы и оставляет возможность занять своё место под солнцем без сильных проблем. Но, с другой стороны, сужает выбор достойных мест для работы. Благо в крупных интернет компаниях рунета уже “пройден этап варварства и созданы первые государства”. Для меня было важно работать именно в русской компании. Это что-то вроде “странного” патриотизма, если хотите. Исходя из всего этого мой выбор пал на крупные продуктовые интернет компании России. Таких кстати совсем немного и вы легко можете найти их рейтинг в Forbes (2014, 2015, 2016).
Вопрос №4 — “Как решить проблему отсутствия опыта”
Парадокс подавляющего числа компаний заключается в необходимости опыта даже для начальных предложений. Ответ на вопрос как они вообще себе такое представляют я не нашёл до сих пор. Благо в неразберихе рождается всё новое и многие построили бизнесы на этой истории. Сеть сейчас кишит различными обучениями с практикой, среди которых есть действительно стоящие. С остальными знаниями, которые нужно приобрести, вроде без эксцессов, поэтому давайте обо всём по порядку.
Вопрос №5 — “Какие знания нужно получить и как это сделать”
Перспективы развития
Работа занимает треть нашей жизни. Если отбросить сон, то это вообще половина нашего времени. Единственно правильным считаю работать там и делать то, что действительно нравится. Помимо морального удовлетворения есть и материальные блага. Уровень зарплат по официальным источникам даже на старте превышает среднюю температуру по больнице. Наличие ДМС, скидки на фитнес или наличие зала внутри компании, бесплатные билеты на различные мероприятия и прочие бонусы конечно же присутствуют. К тому же работа оценивается по количеству сделанной работы, а никак не по проведённому на ней времени. В IT всегда гибкий график и “опоздание на 15 минут” никак не будет наказываться. Более того, на это даже никто не обратит внимание, потому что это действительно нормально. Роль тестировщика — это не окончание вашего движения, это лишь точка входа. После пары лет хорошей практики в тестировании вы сможете выбрать любой путь развития в компании.
Почему я уверен в вашем успехе
Как когда-то сказал Стив Джобс: “Нельзя соединить точки жизненного пути, смотря вперёд. Их можно соединить, только оглядываясь в прошлое”. Именно этот принцип и даёт мне уверенность в том, что стать тестировщиком и начать получать удовлетворение от работы может абсолютно каждый. Есть и другие примеры за последние несколько лет, которые только подтверждают доступность данной профессии. У меня был некий Challenge Accepted. В какой-то момент ко мне почти одновременно обратилось два человека, которых я очень хорошо знал. Один из них на тот момент работал в правоохранительных органах, другой был профессиональный военным. Схожесть ситуации была на лицо. Они большие молодцы и с большой настойчивостью проходили примерно описанный выше план. Такое самообучение и поиск самой работы у них заняло порядка трёх-четырёх месяцев. Сейчас они работают тестировщиками, имеют перспективы для развития, гибкий график и думаю много чего в их жизнях ещё изменилось.
Post Scriptum
Ещё раз подчеркну. Войти в данную профессию не сложно. Это сможет каждый. Дальнейшее развитие в IT зависит уже только от вас.
От тестировщика — к QA инженеру. Советы новичкам
Привет! Меня зовут Сергей Могилевский, я QA Engineer в NIX, спикер NIXMultiConf. На протяжении пяти лет занимаюсь тестированием, последние три года являюсь Group Lead, два года — Lead тестировщик в проекте.
Тестирование остается одним из самых популярных направлений среди новичков в IT. «Светлые головы» приходят в команды со своим видением и свежими идеями. Но техническое образование есть далеко не у всех. Ребята ищут направления, которые не требуют длительной подготовки и специфических знаний. Действительно ли профессию тестировщика так легко освоить? Давайте разберемся детальнее.
Тестировщик — многогранная профессия
Хотите быть ответственными за контроль качества IT-продукта? Тогда для успешного старта в карьеру необходимо освоить базовые скиллы: внимательность, усидчивость и понимание особенностей тестируемого приложения. Это три кита, которых в процессе работы дополняет умение пользоваться специфическими вспомогательными инструментами (баг-трекинговыми системами, мессенджерами) Когда навыки сложились в один большой пазл — с уверенностью пробуйте себя на должности QA. В современном мире IT для уверенного входа в профессию этого будет недостаточно. Чтобы сойти за QA — trainee, нужно знать теорию и основы предметной области, попрактиковаться с приложениями, узнать распространенные подходы к тестированию. Это все нетривиальные вещи. Их освоить легче, чем вид программирования, паттерны разработки, основы менеджмента. С уверенностью могу сказать Вам, что скука уйдет прочь уже на старте, какими бы примитивными не казались таски. Здесь работает всем известное правило — первое впечатление зачастую обманчиво. Каждодневная практика поможет понять прелести профессии. Есть куда расти, а это значит, что без челленджей не обойдется! Идеальный сценарий для новичка — найти, заполучить оффер мечты, визуализировать себя в уютном офисе в роли перспективного QA. Следующий уровень доступен не всем. Если у кого-то все сложилось так позитивно, это не значит, что тестирование — несложная работа.
+1 челлендж в копилку
Ступая на путь QA, важно уяснить, что с первой в своей жизни работой тестировщика специалист не становится инженером в чистом виде, он лишь тестировщик (вспомним деление на testing, QA, QC и вот это вот все). Перед ним открывается разнообразный мир новой профессии, который он только начинает осваивать. Появляются первые сложности. Однако, справившись с каждой из них, новичок получает отличный профит.
Системное мышление — важная «мышца». Это умение, которое можно и нужно развивать. Благодаря этому QA смотрит на проект шире, генерирует более правильные, оптимальные способы тестирования и тест-кейсы. Например, когда молодой специалист смотрит на фичу, он видит только ее и больше ничего вокруг, максимум — несколько близких очевидных зависимостей. Когда перед QA стоит проблема планирования тестирования для масштабного проекта — навык, как никогда необходим. Если специалист не умеет рассматривать проект, как цельную систему с внутренними зависимостями и взаимосвязями, велика вероятность не оптимально выстроить стратегию тестирования. Стремясь разобраться в фиче любой ценой, найти нужный подход к ее тестированию — мировоззрение становится шире, опыт позволяет находить полезные тест-кейсы, эффективность работы повышается в разы. У QA — инженера появляются возможности заниматься другими задачами и раскрывать себя перед лидом с другой стороны.
Ожидание VS реальность. В начале моего карьерного пути сложилась ситуация, что я зашел на новый проект одним из первых. Мне дали возможность написать тест-кейсы на пару модулей в системе, затем пришлось оставить проект из-за непредвиденных ротаций. Через несколько лет я вернулся в ту же команду, но уже в роли временного усиления состава. Догадаетесь, какие тест-кейсы мне попались на прогоне мануальной регрессии? Бинго, мои же собственные! Юмор оказался в том, что я это заметил, когда обсуждал с коллегой узость и непродуманность подобных проверок.
Оказалось, за прошлые месяцы ни у кого не дошли руки актуализировать, проверить тест-кейсы. В целом проверяли функционал. С прокачанной «мышцей» системного мышления я, буквально, за пять минут понял то, что не смог заметить, будучи новичком. Проверки, которые казались чуть ли не идеальными, на самом деле были поверхностными и плохо продуманными.
Качественная коммуникация — необходимый аспект. QA — это не только о тестировании, но и регулярный сбор информации, документации, построение слаженного общения в команде. Специалист, умеющий быстро добывать нужную информацию, делиться с заказчиком, грамотно ее распределять в задачах для тиммейтов — профи на вес золота. Начинающий специалист не всегда понимает, какие вопросы, кому конкретно, когда лучше задавать, с кем делиться результатами работы, что потом делать с фидбэком. Освоение этого навыка позитивно влияет на информированность и осознанность всей команды. Проект не стоит на месте, а продвигается. Коммуникабельность тестировщика, как и всех остальных участников команды, помогает не упускать важные для проекта моменты и оставаться на острие IT-сферы.
Обновлять и пополнять имеющийся инструментарий — must have для QA-инженера. Работа может выполнятся быстро и качественно, если подобрать для нее подходящий инструмент. Например, автоматизированное тестирование web UI на Angular намного проще, если использовать тулзы вроде Protractor. При этом работа пройдет гораздо сложнее, если использовать Selenium. В этом случае он не совсем подходит. Умение быстро выбрать правильный инструмент, изучить его, если он еще не освоен — сложная, но необычная и интересная задача, которая всегда развивает специалиста.
Почему тестировщик и QA не одно и то же
На практике основные задачи тестировщика отличаются от обязанностей QA-инженера. Тестировщик запускает тесты, проверяет и сверяет фактический результат с ожидаемым. У QA-инженера — масса задач для поддержания качества продукта. Общение с командой или заказчиком, планирование работ по тестированию, генерация специфической проектной документации и множество других тасков. Но если относиться к такой работе, как к длительному процессу развития, то большая часть умений приходит к тестировщику с опытом. Он участвует в командных активностях, постепенно получает доступ ко все большему количеству интересных заданий и усиливает свою экспертизу. Потихоньку начинающий тестировщик приближается к гордому званию настоящего QA.
Опыт получен. В запасе появились новые скилы. Что дальше? Всегда можно придумать другой подход к тестированию того, что уже сотню раз проверяли, и найти то, что можно оптимизировать.
QA — в первую очередь инженер
Для многих это звучит непривычно и вызывает небольшое сопротивление. Не стоит нервничать 🙂 Специалист каждый новый таск воспринимает, как челлендж, рвется его преодолеть с помощью имеющегося тулсета? Поздравляем, Вы нашли идеального QA. Столкнувшись с незнакомой задачей, тестировщик скажет: «Я такого не умею. Найдите того, кто умеет», а инженер ответит: «Дайте я разберусь и объясню, как могу решить эту задачу». В моей команде есть несколько специалистов, которые постепенно начали разделять и поддерживать этот подход. В тот момент, когда они приняли новые правила игры, когда страха неудачи не существует, а очередная задача — это всегда увлекательный и посильный челлендж — они стали получать от работы больше удовольствия и постоянный респект от коллег. Ребятам достаются новые, «непонятные» таски и в них они находят для себя постоянный рост.
Какие активности доступны с описанным выше складом ума? Любые! Ограничений практически нет. За любую задачу можно взяться, почерпнув из нее что-то новое. Например, виды тестирования, помимо простого мануального, это же кладезь интересных задач:
автоматизация функциональных проверок;
Среди других активностей, могу выделить такие:
вникание в код приложения для поиска новых вариантов проверок или отсечения дубликатных;
применение новых техник тест-дизайна к существующим проверкам;
построение новых пайплайнов тестирования.
Этот список можно продолжать. Каждый специалист найдет что-нибудь полезное для профессионального роста, руководствуясь своими навыками и интересами. Чтобы получать доступ ко все новым активностям и таскам. Крутой инженер умеет все, а с чем еще не знаком, разберется и сделает самостоятельно.
Единственным ограничителем может стать проектная ситуация и команда. Кто ищет, тот всегда найдет. При большом желании, заинтересованный в личностном развитии QA-специалист, всегда будет охотно браться за новые вызовы, стараться проявлять себя в интересных задачах с необычной стороны. Проверено на собственном опыте и команде. Лично мне хотелось бы, чтобы каждый, кто покоряет профессию QA, четко понимал — это не только про тестирование. Разнообразие активностей в этом направлении подходит практически каждому, кто готов на старте быть усидчивым и внимательным. Нужно просто немного изменить склад ума, чтобы тестировщик позволил себе стать инженером. Тогда перед ним мгновенно откроются десятки карьерных возможностей!