R and b что это за музыка
R and b что это за музыка
Впервые термин был употреблен в американском музыкальном журнале Billboard в конце 40-х годов, когда понятие «race music», которым в Billboard назывался чарт песен, написанных и спетых афроамериканцами, заменило менее обидное словосочетание «rhythm and blues». Но каковы же были истоки такой музыки?
Появление данного музыкального направления связано с миграцией чернокожего населения в 1920-х годах из южных районов страны в крупные города Севера, Северо-Востока и Среднего Запада. Там появлялись различные смешения стилей блюза и джаза, исполняемых всевозможными джаз-бэндами, уличными исполнителями, на новое звучание музыки которых впоследствии большое влияние оказало использование электрогитары как одного из ведущих инструментов наравне с пианино и саксофоном. Появление современных технологий, таких как микрофон и звукозапись, способствовали продвижению нового направления Рим-энд-блюз как коммерческого, ориентированного на широкий круг, способного, прежде всего, развлечь и заставить танцевать, в отличие от традиционного джаза и блюза. Вот, например, одна из характерных R’n’B композиций 50-х годов, которая приобрела значительный успех, согласно чарту Billboard.
Особый пик популярности Ритм-энд-блюз достиг в 1955-56 годах, когда в данном музыкальном направлении был совершен своеобразный прорыв такими музыкантами, как Бо Диддли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино. R’n’B приобрел те самые характерные для него особенности – яркость, невероятную энергичность, даже некоторую резкость и смелость песенных текстов, написанных на запретные для того времени темы.
В 1956 году был организован «TOP STARS OF ’56» тур R’n’B исполнителей по различным штатам США. Это мероприятие имело невероятный успех, многие говорили о том, что люди буквально «сходили с ума», пытаясь попасть на концерты. Но уже к этому времени Ритм-энд-блюз перестал ассоциироваться только с афроамериканцами и получил широкое распространение среди белого населения. Более всего повлиял на это Элвис Пресли, который сумел «подстроить» R’n’B под слушателя-не афроамериканца. Одна из его самых первых и одна из самых успешных композиций «Jailhouse Rock» 1957 года завоевала широчайшее признание у всех поклонников Ритм-энд-блюза и стала номером один во многих чартах страны.
С началом 60-х годов R’n’B получил свое распространение и в других странах, в частности, активно начал развиваться британский Ритм-энд-блюз, который, впрочем, достаточно сильно отличался от американского, имея совсем другое звучание.
В общем и целом, в середине 50-х годов произошло значительное распространение R’n’B среди всех слоев населения, вне зависимости от расы и происхождения. Но в то же время с этого момента, Ритм-энд-блюз приобретает многообразные варианты звучания, а как следствие происходит образование «ответвленных» от него направлений.
В начала 60-х годов R’n’B трансформировался в новый жанр – Соул, скомбинировавший в себе типичные черты Афроамериканского госпела и Ритм-энд-блюза. По другой версии появление Соула связано, прежде всего, с урбанизацией и коммерциализацией R’n’B. У истоков этого жанра стоял талантливейший певец и музыкант Сэм Кук, который даже получил титул «Короля Соула», что было вполне заслуженно. Именно Кук повлиял на таких популярных соул-исполнителей, как Стиви Уандер, Билли Престон, Арета Франклин. Особенной музыку Кука делало то, что он удивительным образом добавлял к своим песням социально-политический подтекст, как, например, в песню «A Change Is Gonna Come», которая впоследствии стала неофициальным гимном в борьбе за права чернокожих.
Значимым событием для R’n’B музыки, да и для всей музыки в целом, стало основание в 1959 году звукозаписывающего лейбла Мотаун (Motown Records).Компания была создана музыкальным продюсером Берри Горди в Детройте и стала первым лейблом, основанным афроамериканцем. Лейбл стал настолько успешным и отчасти новаторским, что в начале 60-х годов было разработано новое R’n’B направление, названное «Мотаунским звучанием». Его особенность заключалось в том, что при записи песни использовалось большое количество различных музыкальных инструментов, но в тоже время, все это звучало очень гармонично и отлаженно, не использовалась импровизация. Именно этот лейбл стал проводником успеха таких знаменитых музыкантов, как Стиви Уандер, Дайана Росс, а позже и Майкл Джексон. «Мотаун», будучи в первой половине 60-х на пике своей популярности, дал возможность выразить себя в полной мере таким исполнителям, как Джеймс Браун и Отис Реддинг, которые и сделали новый жанр «Мотаунское звучание» коммерческим. В тот же момент в стране происходили некоторые изменения и в настроении людей, в политическом климате, который стал более напряженным. R’n’B с его песнями, затрагивающими острые темы, стал как никогда социально востребованным.
Но к началу 80-х годов с упадком диско привычное понятие R’n’B получило совсем иную коннотацию и звучание – теперь термин больше стал ассоциироваться с поп-музыкой, становящейся одним из лидирующих музыкальных направлений того времени, особенно благодаря Майклу Джексону. К привычной аббревиатуре R’n’B добавилось новое слово – Contemporary (современный), что и подразумевало под собой сохранение традиционного звучания Ритм-энд-блюза, но с добавлением элементов поп, диско-музыки и хип-хопа. Тогда же и вышли в свет первые композиции Тины Тернер, Уитни Хьюстон и многих других талантливых исполнителей, которые затем стали невероятно популярными.
На сегодняшний день R’n’B – одно из самых массовых направлений музыкальной деятельности. Небезызвестные всем Алиша Кис, Бейонсе, Марайя Кери, Риана– самые яркие его представители. Их песни порой чувственные и душевные, под некоторые просто невозможно устоять на месте, так как музыка и ритм в них заставляют танцевать. В этом и состоит главная особенность Contemporary R’n’B – нет какого-то определенного музыкального шаблона, вся музыка – это смешение различных стилей, о которых было сказано выше, но это смешение происходит у каждого исполнителя по-своему. На видео можно услышать одни из самых хитовых песен 2000-х годов.
Сейчас сложно представить себе современную музыкальную культуру без таких ярких личностей, как Риана, Бруно Марс, Крис Браун. С уверенностью можно сказать, что R’n’B, хоть уже и в трансформированном значении этого понятия, на все десятилетия остается одним из самых коммерчески прибыльных музыкальных направлений и продолжит дарить всему миру талантливейших исполнителей, которые, бесспорно, оставят свой след в истории музыки.
Что надо срочно послушать в R&B — лучшие альбомы и музыканты
Энциклопедия музыкального стиля R&B
Что надо срочно послушать в R&B — лучшие альбомы и музыканты
Энциклопедия музыкального стиля R&B
Что такое R&B (или R’n’B, r b, рнб, как часто сокращают при поиске информации)? Идеальный музыкальный жанр, в котором каждый найдет что-либо свое, аутентичный и многогранный? Или лишь скоротечная звезда на творческом небосклоне? Для того, чтобы расставить все точки над «i» в вопросе r and b, мы попросили известного музыкального эксперта дать свое определение жанру, обозначить вехи его развития и подвести итоги в виде нескольких альбомов, которые стоит прослушать каждому меломану. Итак, энциклопедия музыкального стиля R&B.
В Советском Союзе нетерпимости не было. Но музыку, исполняемую афроамериканцами и какими-то загадочными путями на пластинках проникающую в СССР, не любили. «Афроамериканцы (старое слово мы использовать не будем) с дудками» – приговор для пластинки, больше 15 рублей она не стоила. Но уже с дрожью в руках отдавали кровные 50 рублей за Rolling Stones или Animals, и никому в голову не приходило, что эти белые английские парни всего лишь неумело подражают тем самым «с дудками». А так, конечно, нетерпимости не было. Просто «долгая и извилистая дорога» ритм-энд-блюза к ушам, занятым Uriah Heep или официальной советской эстрадой.
Сейчас R&B (R’n’B) никого не напугаешь (вопросов «r and b что это» стало гораздо меньше), и пусть в головах до сих пор путаница, современный молодой человек легко держит в плейлисте записи Ашера, Джона Ледженда и Ники Минаж. Российские авторы давно освоили приемы сочинения R&B песен и «поженили» мелизмы с русским языком, в чем легко можно убедиться, включив на полчаса радио.
Rhythm and blues, в процессе очередной мутации ставший более привычным сейчас термином R&B, нельзя называть четко очерченным музыкальным жанром. Огромное лоскутное одеяло, сотканное из множества музыкальных стилей, но всё ещё имеющее главенствующую особенность – это музыка «черных» для «черных». И хотя сейчас вход в многомиллиардную индустрию никому не заказан, хоть «белым», хоть азиатам, хоть зеленым человечкам из созвездия Ориона, основными игроками и потребителями остаются афроамериканцы.
В 1949 году журнал Billboard официально переименовывает рубрику «Расовая музыка» в «Hot Rhythm & Blues Singles». Ответ на вопрос, «что такое рнб», был дан. В США множатся музыкальные компании, издающие «черную» музыку. Rhythm and blues рождает фанк, диско, а позже и хип-хоп, и, конечно же, рок-н-ролл, сразу же позволивший белым нагло присваивать оригинальные идеи «расовой» музыки. В конце шестидесятых самые отчаянные белые всё чаще проникают в концертные залы для темнокожих, афроамериканцы тусят на белых концертах, но тут не всё случается гладко – как пример, трагедия на фестивале в Алтамонте во время выступления Rolling Stones.
В 1979 году Майкл Джексон при помощи Куинси Джонса выпускает альбом «Off the Wall» и многие критики называют его визионерским, определившим развитие «черной» музыки на десятилетия. Хотя другие критики некой новой отправной точкой называют альбом «Songs in the Key of Life» Стиви Уандера, выпущенный на три года раньше. Как бы там ни было, rhythm and blues под мощным влиянием своего же ребенка hip-hop к концу восьмидесятых годов ХХ века стремительно мутирует, и это сначала называют Contemporary R&B, а потом сокращают до простого R&B (rnb, r b). В музыкальных аранжировках начинают доминировать драм-машинки, а позже компьютерные биты, обилие электроники заменяет духовые секции, при записи вокала всё активнее применяется корректор высоты тона. Сами песни становятся не то чтобы проще, но главный хук стараются делать минимально простым, но сразу же запоминающимся и прилипчивым. Внутри песни обязательно вставлен рэп-речитатив («читает», как правило, приглашенная звезда с именем).
В девяностые годы ХХ века наступает эпоха новых звезд, активно меняющих ландшафт R&B – Мэрайа Кэри, новое звучание обретает Уитни Хьюстон, заново трактует психоделию Эрика Баду, фамилия Джексон теперь ассоциируется и с успешной карьерой Джанет. Популярные альбомы выпускают Boyz II Men и TLC. К 2000-м годам R&B окончательно меняется, и теперь весь мир слушает Алишу Кис и Бейонсе, количество проданных экземпляров альбома «Confessions” (2004) Ашера переваливает за 20 млн. копий по всему миру. Успешно используют территорию новой поп-музыки, чем, собственно, и является R&B, Снуп Дог или уникальный дуэт Outkast. К 2010-м годам R&B становится более изобретательным и еще многоплановым явлением, любые музыкальные новшества, от технических до стилевых, мгновенно встраиваются во все еще полное жизни тело культурного монстра, в погоне за новыми рынками пожравшего и рок-музыку, национальную музыку родственных регионов, как кубана, латино или рэгатон, восточную мелодику или советскую эстраду, превратив её в определенное недоразумение, под названием «русский R&B». Как говорится, «r b теперь — это целое море».
Можно брезгливо морщиться, в который раз заявлять, что мир сошел с ума, но это есть, и умирать не собирается, скорее вымрут те, кто долго не мог смириться «с дудками». В 60-е годы «черные» музыканты, имена которых теперь внесены во все списки лучших исполнителей rhythm and blues, довольствовались бесплатной записью на полубандитских лейблах, не получали ни копейки за проданные копии и колесили в старых автобусах по всем дырам США, чтобы хоть что-то заработать. Теперь эти музыканты, если говорить о звездах, летают на частных самолетах, запускают собственные марки эксклюзивной обуви или одежды, а на счетах сотни миллионов, которыми мир откупается от сегодняшнего поколения за страдания отцов и дедов. Которые воевали и победили, вот так вот, но победили. Впрочем, никто никого не заставляет, но куда в музыке не копни, везде торчат уши того самого R&B (R’n’B).
Сейчас на верхних строчках чарта Billboard Бруно Марс, кстати с замечательной стилизацией под rhythm and blues 60-х, косовская албанка, родившаяся в Лондоне Дуа Липа, непотопляемый Джастин Бибер, совместная песня Ники Минаж, Дрейка и Лил Уэйна, актуальный номер про тяжелую жизнь сами знаете кого, исполненная талантливым Джей Коулом. Если вам эти имена ничего не говорят, то значит ваш поезд давно идет в другом направлении, или вам важнее в стотысячный раз послушать «Child in Time». Но в последнем случае эту статью вы вряд ли дочитали и до середины.
Десять альбомов, которые нужно обязательно послушать в жанре R’n’B (R&B)
Примечание: в этом списке, составленным исключительно на вкус автора, нет белых исполнителей, потому что это отдельная тема, нет грандов фанка, вроде Джеймса Брауна или Джорджа Клинтона, потому что это тоже отдельная тема, нет альбомов «Thriller» или «Bad» Майкла Джексона, потому что сложно найти человека на нашей планете, которые их не слышал.
Otis Redding “The Great Otis Redding Sings Soul Ballads” (1965) Volt/ATCO
Культовая персона и один из столпов R&B (R’n’B). Есть вопрос, рнб, что это такое? Слушаем немедленно. К сожалению, успел выпустить всего шесть номерных альбомов, среди которых этот, возможно, самый яркий. Неповторимая вокальная манера, узнаваемый тембр голоса, безупречный вкус и оригинальное прочтение песенного материала. Оказал большое влияние на многих рок-вокалистов, особенно после выступления на Монтерейском фестивале. Погиб в 26 лет в авиакатастрофе.
Michael Jackson “Ben” (1972) Motown Records
В 72-м году стартовала сольная карьера Майкла, и кто тогда мог предположить ту запредельную высоту, на которую взберется четырнадцатилетний паренек из многочисленного семейства Джексонов. В самом начале года выходит дебютный альбом, а вслед за ним, уже через полгода, на прилавках появляется «Ben». И именно он становится по-настоящему успешным, а заодно демонстрирует незаурядный талант исполнителя. Классический для Motown продюсерский подход в наборе песен, с которым Майкл справляется легко, с подростковым задором и удивительной музыкальностью.
Stevie Wander “Innervisions” (1973) Tamla
Гениальное произведение, как и многие другие работы Уандера, повлиявшее на развитие R&B на ближайшие двадцать лет. Сейчас неоспоримая классика и канон. Гармонические решения и вокальные партии сразу же стали эксплуатироваться и просто вороваться массой эпигонов, но дотянуться до уровня Уандера не удалось практически никому.
The Temptations “A Song for You” (1975) Gordy
Легендарный R&B вокальный квинтет, дискография которого насчитывает более тридцати альбомов. В середине 70-х активно эксплуатируют фанк и психоделию, не забывая об убойных соул-номерах. Животный грув и проникновенные баллады оказывают гипнотическое воздействие, альбом хочется слушать на репите. В 1976 году признан лучшим R&B альбомом по версии American Music Award.
Isaac Hayes “Don’t Let Go” (1979) Polydor
Певец, автор песен, продюсер, кинокомпозитор и актер. Обладатель премий Оскар и Грэмми. Голос одного из персонажей мультсериала «Южный Парк». Эксцентрик, не боящийся эпатировать публику, и расчетливый бизнесмен. Пионер диско-музыки, что ярко продемонстрировано на этом альбоме.
Whitney Houston “Whitney” (1987) Arista
Певица, которую особо представлять не имеет смысла. Её издавали ещё в СССР, хотя особого интереса «мелодиевская» пластинка у покупателей не вызывала. Второй альбом Уитни, еще до ошеломительного успеха фильма «Телохранитель», но невероятно успешный. Более 20 млн. копий, проданных по всему миру. Великие песни, великая артистка, тот самый R&B (R’n’B) который мир давно потерял, но всегда можно послушать этот альбом.
Erykah Badu “Baduizm” (1997) Universal
Великая певица и музыкант, актриса и просто красавица. Нео-соул, психоделия и даже шаманство, утонченный вкус в аранжировках. Некоторые критики сравнивают её манеру пения с великой Билли Холидей. Дебютный альбом, проданный в США тиражом более 3 млн. копий. Знаковое событие в постоянно меняющейся истории R&B.
Usher “Confessions” (2004) Arista
Крунерские баллады, танцевальный поп, хип-хоп и кранк. Идеальный коммерческий продукт, сделанный на высоком художественном уровне. Один из самых продаваемых альбомов R&B 2000-х годов, и не только. Более 20 млн. копий по всему миру.
John Legend “Once Again” (2006) Columbia
Одно из важнейших открытий 2000-х годов, сейчас – обладатель одиннадцати премий Грэмми. Ярчайший представитель нео-соул и музыкант, любовно хранящий традиции корневого R&B. Этот альбом стал настоящей сенсацией, на что и рассчитывала компания GOOD Music и лично Канье Уэст, и с которой Леджент подписал контракт.
J. Cole “The Off-Season” (2021) Interscope
Глобальное и успешное творение талантливого рэпера, удачно балансирующее между жестким хип-хопом и цинично коммерческим R&B. Верхние строчки чартов Billboard обеспечил целый взвод приглашенных звезд, от зубров, вроде Timbaland и Puff Daddy, до новой звезды 21 Savage и даже баскетболиста Damian Lillard. Прекрасный образчик, чтобы понять, что и как происходит сегодня с R&B.
Прошлое и настоящее R&B. Что нужно знать об этом стиле и что послушать сегодня
Давайте, наконец, поговорим о популярных жанрах. Если в «трудных» жанрах вопрос: как это воспринимать, — то в массовых тоже существуют свои проблемы коммуникации. Связанные с трудностями перевода, неясностями терминологии, которую каждый понимает, как хочет, и тому подобным. Сегодняшняя заметка посвящена казусу «стиля на три буквы» — то есть модного арэнби.
Главный стиль мейнстрима
В нашем веке R&B (Rhythm and blues, R’n’B или RnB) переживает расцвет. Еще десяток лет назад считалось, что R&B есть чисто американский продукт, никому, кроме самих американцев, не потребный. И вообще, это подделка под настоящую музыку.
Но настырность продюсеров все же дала свои плоды — в последнее время «ар-эн-би» и вправду становится «главным жанром массовой песни». Стиль этот оказывается весьма полноценным и продуктивным — хотя бы потому, что в нем появляется все больше и больше разноцветных парней и девушек с настоящими голосами, талантом и энергией. Правда, порой кажется, что термином R&B теперь называют все, что угодно. Насколько это правильно?
Некоторые конспирологи видят в подъеме R&B результат заговора продюсеров, рекорд-лейблов, глобалистов и черт-те знает кого еще. Новая мода порождает искренний восторг одних и глухое раздражение других. Стиль, который дюже раздражает именно своей гиперэмоциональностью, голосистостью, мелодичностью и откровенным гедонизмом. «Вся эта R&B-ия мне по барабану», — спела питерская альтернативная группа «Кирпичи». Намек на мажорскую тусовку некоего клуба, в котором герою песни «не хватает только шубы на голое тело».
У некоторых образованных людей (и у музыкальных журналистов) особенное раздражение вызывает само слово, настоящее трехбуквенное ругательство. R&B — это же ритм-энд-блюз! Черт возьми, мы же помним — это кто-то из старых рок-н-ролльщиков, чуть ли не Чак Берри. А теперь какие-то мулаты в шубах…
Тотальная переоценка ценностей! Куда катится мир, — нервно вопрошают нормальные вроде бы люди (и даже музыкальные журналисты). Но никто — а музыкальные журналисты тем более — не удосужились пока ответить на вопрос, где действительно это потерянное звено?
Наше исследование не претендует на глубину, всесторонность и какие-то особые изыскания. Мы лишь только, выражаясь модным новоязом, «суммировали» и «озвучили» некоторые факты из генеалогии R&B.
Зри в корень
Начнем плясать от печки. Приведем выдержку из авторитетного британского «Музыкального словаря Гроува»: «Ритм-энд-блюз. Музыкальный стиль, популярный главным образом среди афроамериканцев в период между поздними 1940-ми и ранними 1960-ми… Ведущие представители: Чак Берри, Литтл Ричард, Бо Диддли. Упрощенная «белая» разновидность р.-э.-б. — рок-н-ролл».
Скажи кому-нибудь сегодня, что великий рок-н-ролл — это всего лишь «упрощенный R&B», поймут неправильно. Хотя по сути все так: корень один, стволы разные.
В наше время термин «рок-н-ролл» обозначает любую драйвовую гитарную музыку. То же произошло и с ритм-энд-блюзом: жанр этот был настолько влиятелен и широко распространен, что чуть ли не всю послевоенную популярную музыку можно определять этим термином. Он долго развивался и в разные десятилетия выглядел по-разному.
Ритм-энд-блюз поднялся на невиданные высоты после… собственной кончины. А дело было так. Существенным катализатором процесса популяризации жанра выступил лейбл «Атлантик». Именно в его недрах ритм-н-блюз окончательно сформировался как стиль, а в скрижалях «Атлантик» навеки запечатлелись важные имена.
В том числе — Рэй Чарльз (Ray Charles). Последнего можно считать главным персонажем всей этой истории. Фигура Рэя и его сверхвлиятельное наследие — то звено, которое связывает и ритм-энд-блюз, и соул, и рок, и современный «ар-эн-би», и джаз, и все, что угодно. К началу 60-х сформировалось такое количество различных стилей, близких к ритм-н-блюзу, что его самого «задвинули». А «допинал» его не кто иной, как его же основной двигатель Рэй Чарльз, вознесший к звездам свое новое изобретение — соул.
Это ему пришло в голову скрестить риффы ритм-н-блюза и церковные песнопения госпел. Хотя многие сочли такое скрещение святотатством, но песни Чарлза «I Got A Woman» и «Hit The Road, Jack» стали сначала хитами, потом — классикой жанра, а сегодня — уже просто классикой прошлого века.
Soul: первая инкарнация
Расцвета соул достиг в творчестве певицы Ареты Франклин. В 1967 году на все той же вездесущей «Атлантик» вышла запись Франклин «I Never Loved A Man». Эта запись положила начало целой серии удачных дисков музыкантов стиля соул. И даже «умные» джазмены вроде трубача Фредди Хаббарда записывали альбомы легкого соул-джаза (см., например, альбом Хаббарда «A Soul Experiment» 1969 года).
Среди героев стиля есть такие имена, которые сегодня знает только отъявленный фанат и коллекционер. Но нельзя обойти вниманием таких музыкантов, как Клайд Макфаттер и Чак Уиллис. Творчество этих артистов приближается по своей значимости к деятельности Рэя Чарлза — они тоже немало потрудились на уже вовсю колосящейся соул-ниве, ставшей к началу 70-х классикой.
Или, например, Перси Следж — автор-исполнитель нетленки «When A Man Loves A Woman». В 1966 году эта песня, известная нам по интерпретации Саймона и Гарфанкела либо Майкла Болтона, в исполнении Следжа стала первой песней южного соула, попавшей на первое (!) место общего поп-чарта.
Причем произошло это чуть ли не случайно. Следж пел в группе The Esquires Combo, а сольную карьеру начал по наущению местного диск-жокея по имени Куин Айви. Куин Айви давал советы не просто так — он сам мечтал быть продюсером и искал себе подопечного, такого же зеленого, как и он сам. Он действительно сумел организовать Следжу запись нескольких песен.
Ту самую «When A Man Loves A Woman» выпустили синглом, который Айви издал самостоятельно. А потом быстренько продал права на сингл «Атлантику», который заодно подписал контракт с Перси Следжем. Айви обладал чутьем на артистов и конъюнктуру: в том же 1966 году голос Перси принес «Атлантику» (да и, в конце концов, всей музыке соул) еще несколько хитов в верхней десятке: «Warm and Tender Love» и «It Tears Me Up», а пару лет спустя вышла успешная «Take Time to Know Her».
Почему стиль «соул» ассоциируется с лейблом Motown?
Соул и R&B существовали, разумеется, не только на Юге. Например, в Чикаго действовал известный до сих пор лейбл Chess. На нем записывался легендарный человек, автор потрясающе трогательной и мудрой религиозной песни «People Get Ready» Кертис Мейфилд (нам, опять же, лучше известной по пошлой мейнстримовой версии тандема Род Стюарт – Джефф Бек).
А также — самородок с сочным голосом по имени Фонтелла Басс (кстати, вокалистка и супруга одного из участников авангардной джазовой группы Art Ensemble Of Chicago), Теола Килгор и Митти Калиер. На родине джаза, в Новом Орлеане, также культивировали местную разновидность соула — более фанковую и экспрессивную.
Все лейблы были достаточно активны, выпускали записи разнообразных артистов, но «лицом» соул и R&B в конце концов стал лейбл Motown, на котором записывались The Supremes, Дайана Росс, Стиви Уандер, Марвин Гэй. И даже — что теперь уже звучит как нонсенс — Майкл Джексон.
Правда, в составе группы Jackson 5, но все равно приятно. Поскольку артисты Motown добивались ошеломительного коммерческого успеха и известны до сих пор (причем не только Майкл Джексон), в сознании белого человека это именно тот лейбл, который сделал термины «соул/R&B» и «поп» — синонимами.
То, что мы сейчас называем R&B — безусловно, родственник и потомок того самого ритм-энд-блюза. Просто очень дальний. Мы увидели, как за несколько десятков лет ритм-энд-блюз менялся, развивался, сливался со старыми направлениями и расщеплялся на новые.
Посему на первый взгляд кажется, что существует неразрешимое эстетическое противоречие между милыми и наивными старыми певцами и новыми чуваками в пестрой одежде (либо, наоборот, между современными трепетными девами и чувственными большегубыми певицами позапрошлых десятилетий).
«Гламурные» восьмидесятые: в глубокой попсе
То, что сейчас мы огульно называем R&B — это одно из ответвлений, наиболее коммерчески успешное.
Творчество таких исполнителей, как Теренс Трент Д’Арби, Дженет Джексон, трио TLC и.т.п., в более узкой стилевой классификации именуется Urban Contemporary («современный городской»). Термин Urban Contemporary, или просто Urban, появился в 80-х, и с тех пор он собственно и применяется по отношению к ритм-энд-блюзу и соул 80-90-х.
Urban — очень мягкий, отполированный и идеально спродюсированный. Музыка действительно «современная» по качеству продакшн и «городская» по ощущениям. До конца 80-х urban был поп-ориентированным жанром. Большинство тогдашних звезд жанра — Дженет Джексон, Билли Оушн и Уитни Хьюстон — попадали не только в R’n’B/soul чарты, но и в общие поп-чарты. А с другой стороны, очень известный, ныне покойный, певец, лауреат «Грэмми» Лютер Вандрос никогда не классифицировался как попсовик.
Urban, как и почти любой песенный жанр 80–90-х, испытал влияние хип-хопа. Продюсер Тедди Райли соединил два этих стиля (с вкраплением рэпа), назвав свое изобретение New Jack Swing. Звездой этого стиля стал Бобби Браун. Примерно в то же время сложились продюсерско-авторские дуэты, чьи подопечные исполняли уже совсем привычный нам эмтивишный поп-R&B.
Продюсерский дуэт Джимми Джем и Терри Льюис занимались звучанием Дженет Джексон. Группу En Vogue довели до ума Дензил Фостер и Томас Макэлрой. Продуктивную команду образовали человек по прозвищу Бейбифейс (также заработавший популярность как певец) и Антонио «Элей» Рейд.
Самые влиятельные стили черной музыки последних десятилетий XX века — рэп и хип-хоп — повлияли на что угодно и, разумеется, не могли не повлиять на R&B. Так в 90-е народилась новая разновидность коммерческого R&B — «хип-хоп соул». В принципе, он похож на new jack, но с менее отполированным и гладким звучанием и более фанковыми и рваными ритмами. Вот как-то так все и сложилось.
Что слушать?
Из старенького. Марвин Гэй (Marvin Gaye). Удивительный мелодист. «Отец» кучи хитов. Его песни исполняют и рокеры, и джазмены. Слушать — все, что угодно. На худой конец, сборник лучших вещей. Половину этих песен вы наверняка узнаете — правда, наверняка слышали их «в каком-то другом исполнении».
Эл Грин (Al Green). Человек, в отличие от Гэя — не «трагической судьбы». Священник. Обладатель удивительного по красоте масляного голоса. Не записывался два десятка лет (церковная служба, знаете ли). Пару лет назад взялся за старое — за альбомы. Диск «I Can’t Stop» и, особенно, заглавная песня — шедевр.
Из средненького. 80-е родили массу звезд нео-соул, urban contemporary или как там еще это все называлось. Для меня же Человек Номер Один — Теренс Трент Д’Aрби (Terence Trent D’Arby). Кто не знает балладу «Sign Your Name»? Весь альбом «Introducing the Hardline According to Terence Trent d’Arby» (1987) — шедевр. Недаром он много месяцев провел на вершинах хит-парадов по обе стороны Атлантики.
И из новенького. Индиа Ари (India.Arie). Крайне популярная в США и Европе, увенчанная «Грэмми» Индиа Ари у нас известна не очень хорошо. А зря. Прекрасный голос, артистизм, мелодичные песни. Хотя и несколько тинейджерской направленности. Я сам не верил, пока не побывал на ее огромном концерте в Стокгольме.
Анастейша (Anastacia). Мейнстрим, хиты, альбомы-бестселлеры… Вроде бы совершенно попсовая история. Может, и так. Но главное: Анастейша — совершенно неправдоподобная вокалистка, виртуозный тонкий мастер. Настоящее искусство. Я сам не верил, пока не побывал на стопроцентно живом концерте певицы. Да, кстати — на Тину Тернер она совсем не похожа!
Джосс Стоун (Joss Stone). Феномен последних лет, белая британская девушка с феноменальным «черным» голосом. Рекомендуем феноменальную дебютную работу — «The Soul Sessions» (2003)