R and b music что это

R and b music что это

Впервые термин был употреблен в американском музыкальном журнале Billboard в конце 40-х годов, когда понятие «race music», которым в Billboard назывался чарт песен, написанных и спетых афроамериканцами, заменило менее обидное словосочетание «rhythm and blues». Но каковы же были истоки такой музыки?

Появление данного музыкального направления связано с миграцией чернокожего населения в 1920-х годах из южных районов страны в крупные города Севера, Северо-Востока и Среднего Запада. Там появлялись различные смешения стилей блюза и джаза, исполняемых всевозможными джаз-бэндами, уличными исполнителями, на новое звучание музыки которых впоследствии большое влияние оказало использование электрогитары как одного из ведущих инструментов наравне с пианино и саксофоном. Появление современных технологий, таких как микрофон и звукозапись, способствовали продвижению нового направления Рим-энд-блюз как коммерческого, ориентированного на широкий круг, способного, прежде всего, развлечь и заставить танцевать, в отличие от традиционного джаза и блюза. Вот, например, одна из характерных R’n’B композиций 50-х годов, которая приобрела значительный успех, согласно чарту Billboard.

Особый пик популярности Ритм-энд-блюз достиг в 1955-56 годах, когда в данном музыкальном направлении был совершен своеобразный прорыв такими музыкантами, как Бо Диддли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино. R’n’B приобрел те самые характерные для него особенности – яркость, невероятную энергичность, даже некоторую резкость и смелость песенных текстов, написанных на запретные для того времени темы.

В 1956 году был организован «TOP STARS OF ’56» тур R’n’B исполнителей по различным штатам США. Это мероприятие имело невероятный успех, многие говорили о том, что люди буквально «сходили с ума», пытаясь попасть на концерты. Но уже к этому времени Ритм-энд-блюз перестал ассоциироваться только с афроамериканцами и получил широкое распространение среди белого населения. Более всего повлиял на это Элвис Пресли, который сумел «подстроить» R’n’B под слушателя-не афроамериканца. Одна из его самых первых и одна из самых успешных композиций «Jailhouse Rock» 1957 года завоевала широчайшее признание у всех поклонников Ритм-энд-блюза и стала номером один во многих чартах страны.

С началом 60-х годов R’n’B получил свое распространение и в других странах, в частности, активно начал развиваться британский Ритм-энд-блюз, который, впрочем, достаточно сильно отличался от американского, имея совсем другое звучание.

В общем и целом, в середине 50-х годов произошло значительное распространение R’n’B среди всех слоев населения, вне зависимости от расы и происхождения. Но в то же время с этого момента, Ритм-энд-блюз приобретает многообразные варианты звучания, а как следствие происходит образование «ответвленных» от него направлений.

В начала 60-х годов R’n’B трансформировался в новый жанр – Соул, скомбинировавший в себе типичные черты Афроамериканского госпела и Ритм-энд-блюза. По другой версии появление Соула связано, прежде всего, с урбанизацией и коммерциализацией R’n’B. У истоков этого жанра стоял талантливейший певец и музыкант Сэм Кук, который даже получил титул «Короля Соула», что было вполне заслуженно. Именно Кук повлиял на таких популярных соул-исполнителей, как Стиви Уандер, Билли Престон, Арета Франклин. Особенной музыку Кука делало то, что он удивительным образом добавлял к своим песням социально-политический подтекст, как, например, в песню «A Change Is Gonna Come», которая впоследствии стала неофициальным гимном в борьбе за права чернокожих.

Значимым событием для R’n’B музыки, да и для всей музыки в целом, стало основание в 1959 году звукозаписывающего лейбла Мотаун (Motown Records).Компания была создана музыкальным продюсером Берри Горди в Детройте и стала первым лейблом, основанным афроамериканцем. Лейбл стал настолько успешным и отчасти новаторским, что в начале 60-х годов было разработано новое R’n’B направление, названное «Мотаунским звучанием». Его особенность заключалось в том, что при записи песни использовалось большое количество различных музыкальных инструментов, но в тоже время, все это звучало очень гармонично и отлаженно, не использовалась импровизация. Именно этот лейбл стал проводником успеха таких знаменитых музыкантов, как Стиви Уандер, Дайана Росс, а позже и Майкл Джексон. «Мотаун», будучи в первой половине 60-х на пике своей популярности, дал возможность выразить себя в полной мере таким исполнителям, как Джеймс Браун и Отис Реддинг, которые и сделали новый жанр «Мотаунское звучание» коммерческим. В тот же момент в стране происходили некоторые изменения и в настроении людей, в политическом климате, который стал более напряженным. R’n’B с его песнями, затрагивающими острые темы, стал как никогда социально востребованным.

Но к началу 80-х годов с упадком диско привычное понятие R’n’B получило совсем иную коннотацию и звучание – теперь термин больше стал ассоциироваться с поп-музыкой, становящейся одним из лидирующих музыкальных направлений того времени, особенно благодаря Майклу Джексону. К привычной аббревиатуре R’n’B добавилось новое слово – Contemporary (современный), что и подразумевало под собой сохранение традиционного звучания Ритм-энд-блюза, но с добавлением элементов поп, диско-музыки и хип-хопа. Тогда же и вышли в свет первые композиции Тины Тернер, Уитни Хьюстон и многих других талантливых исполнителей, которые затем стали невероятно популярными.

На сегодняшний день R’n’B – одно из самых массовых направлений музыкальной деятельности. Небезызвестные всем Алиша Кис, Бейонсе, Марайя Кери, Риана– самые яркие его представители. Их песни порой чувственные и душевные, под некоторые просто невозможно устоять на месте, так как музыка и ритм в них заставляют танцевать. В этом и состоит главная особенность Contemporary R’n’B – нет какого-то определенного музыкального шаблона, вся музыка – это смешение различных стилей, о которых было сказано выше, но это смешение происходит у каждого исполнителя по-своему. На видео можно услышать одни из самых хитовых песен 2000-х годов.

Сейчас сложно представить себе современную музыкальную культуру без таких ярких личностей, как Риана, Бруно Марс, Крис Браун. С уверенностью можно сказать, что R’n’B, хоть уже и в трансформированном значении этого понятия, на все десятилетия остается одним из самых коммерчески прибыльных музыкальных направлений и продолжит дарить всему миру талантливейших исполнителей, которые, бесспорно, оставят свой след в истории музыки.

Источник

Прошлое и настоящее R&B. Что нужно знать об этом стиле и что послушать сегодня

R and b music что это. c9d34e9 e880 47f5 9b31 977e82bb95ff. R and b music что это фото. R and b music что это-c9d34e9 e880 47f5 9b31 977e82bb95ff. картинка R and b music что это. картинка c9d34e9 e880 47f5 9b31 977e82bb95ff

Давайте, наконец, поговорим о популярных жанрах. Если в «трудных» жанрах вопрос: как это воспринимать, — то в массовых тоже существуют свои проблемы коммуникации. Связанные с трудностями перевода, неясностями терминологии, которую каждый понимает, как хочет, и тому подобным. Сегодняшняя заметка посвящена казусу «стиля на три буквы» — то есть модного арэнби.

Главный стиль мейнстрима

В нашем веке R&B (Rhythm and blues, R’n’B или RnB) переживает расцвет. Еще десяток лет назад считалось, что R&B есть чисто американский продукт, никому, кроме самих американцев, не потребный. И вообще, это подделка под настоящую музыку.

Но настырность продюсеров все же дала свои плоды — в последнее время «ар-эн-би» и вправду становится «главным жанром массовой песни». Стиль этот оказывается весьма полноценным и продуктивным — хотя бы потому, что в нем появляется все больше и больше разноцветных парней и девушек с настоящими голосами, талантом и энергией. Правда, порой кажется, что термином R&B теперь называют все, что угодно. Насколько это правильно?

Некоторые конспирологи видят в подъеме R&B результат заговора продюсеров, рекорд-лейблов, глобалистов и черт-те знает кого еще. Новая мода порождает искренний восторг одних и глухое раздражение других. Стиль, который дюже раздражает именно своей гиперэмоциональностью, голосистостью, мелодичностью и откровенным гедонизмом. «Вся эта R&B-ия мне по барабану», — спела питерская альтернативная группа «Кирпичи». Намек на мажорскую тусовку некоего клуба, в котором герою песни «не хватает только шубы на голое тело».

R and b music что это. 9cfc9df e1d1 48a3 987b 9da2a8488c6b. R and b music что это фото. R and b music что это-9cfc9df e1d1 48a3 987b 9da2a8488c6b. картинка R and b music что это. картинка 9cfc9df e1d1 48a3 987b 9da2a8488c6b

У некоторых образованных людей (и у музыкальных журналистов) особенное раздражение вызывает само слово, настоящее трехбуквенное ругательство. R&B — это же ритм-энд-блюз! Черт возьми, мы же помним — это кто-то из старых рок-н-ролльщиков, чуть ли не Чак Берри. А теперь какие-то мулаты в шубах…

Тотальная переоценка ценностей! Куда катится мир, — нервно вопрошают нормальные вроде бы люди (и даже музыкальные журналисты). Но никто — а музыкальные журналисты тем более — не удосужились пока ответить на вопрос, где действительно это потерянное звено?

Наше исследование не претендует на глубину, всесторонность и какие-то особые изыскания. Мы лишь только, выражаясь модным новоязом, «суммировали» и «озвучили» некоторые факты из генеалогии R&B.

Зри в корень

Начнем плясать от печки. Приведем выдержку из авторитетного британского «Музыкального словаря Гроува»: «Ритм-энд-блюз. Музыкальный стиль, популярный главным образом среди афроамериканцев в период между поздними 1940-ми и ранними 1960-ми… Ведущие представители: Чак Берри, Литтл Ричард, Бо Диддли. Упрощенная «белая» разновидность р.-э.-б. — рок-н-ролл».

Скажи кому-нибудь сегодня, что великий рок-н-ролл — это всего лишь «упрощенный R&B», поймут неправильно. Хотя по сути все так: корень один, стволы разные.

R and b music что это. d866336 6e92 42c5 a4e9 ae63e706ae22. R and b music что это фото. R and b music что это-d866336 6e92 42c5 a4e9 ae63e706ae22. картинка R and b music что это. картинка d866336 6e92 42c5 a4e9 ae63e706ae22

В наше время термин «рок-н-ролл» обозначает любую драйвовую гитарную музыку. То же произошло и с ритм-энд-блюзом: жанр этот был настолько влиятелен и широко распространен, что чуть ли не всю послевоенную популярную музыку можно определять этим термином. Он долго развивался и в разные десятилетия выглядел по-разному.

Ритм-энд-блюз поднялся на невиданные высоты после… собственной кончины. А дело было так. Существенным катализатором процесса популяризации жанра выступил лейбл «Атлантик». Именно в его недрах ритм-н-блюз окончательно сформировался как стиль, а в скрижалях «Атлантик» навеки запечатлелись важные имена.

В том числе — Рэй Чарльз (Ray Charles). Последнего можно считать главным персонажем всей этой истории. Фигура Рэя и его сверхвлиятельное наследие — то звено, которое связывает и ритм-энд-блюз, и соул, и рок, и современный «ар-эн-би», и джаз, и все, что угодно. К началу 60-х сформировалось такое количество различных стилей, близких к ритм-н-блюзу, что его самого «задвинули». А «допинал» его не кто иной, как его же основной двигатель Рэй Чарльз, вознесший к звездам свое новое изобретение — соул.

Это ему пришло в голову скрестить риффы ритм-н-блюза и церковные песнопения госпел. Хотя многие сочли такое скрещение святотатством, но песни Чарлза «I Got A Woman» и «Hit The Road, Jack» стали сначала хитами, потом — классикой жанра, а сегодня — уже просто классикой прошлого века.

Soul: первая инкарнация

Расцвета соул достиг в творчестве певицы Ареты Франклин. В 1967 году на все той же вездесущей «Атлантик» вышла запись Франклин «I Never Loved A Man». Эта запись положила начало целой серии удачных дисков музыкантов стиля соул. И даже «умные» джазмены вроде трубача Фредди Хаббарда записывали альбомы легкого соул-джаза (см., например, альбом Хаббарда «A Soul Experiment» 1969 года).

Среди героев стиля есть такие имена, которые сегодня знает только отъявленный фанат и коллекционер. Но нельзя обойти вниманием таких музыкантов, как Клайд Макфаттер и Чак Уиллис. Творчество этих артистов приближается по своей значимости к деятельности Рэя Чарлза — они тоже немало потрудились на уже вовсю колосящейся соул-ниве, ставшей к началу 70-х классикой.

Или, например, Перси Следж — автор-исполнитель нетленки «When A Man Loves A Woman». В 1966 году эта песня, известная нам по интерпретации Саймона и Гарфанкела либо Майкла Болтона, в исполнении Следжа стала первой песней южного соула, попавшей на первое (!) место общего поп-чарта.

Причем произошло это чуть ли не случайно. Следж пел в группе The Esquires Combo, а сольную карьеру начал по наущению местного диск-жокея по имени Куин Айви. Куин Айви давал советы не просто так — он сам мечтал быть продюсером и искал себе подопечного, такого же зеленого, как и он сам. Он действительно сумел организовать Следжу запись нескольких песен.

Ту самую «When A Man Loves A Woman» выпустили синглом, который Айви издал самостоятельно. А потом быстренько продал права на сингл «Атлантику», который заодно подписал контракт с Перси Следжем. Айви обладал чутьем на артистов и конъюнктуру: в том же 1966 году голос Перси принес «Атлантику» (да и, в конце концов, всей музыке соул) еще несколько хитов в верхней десятке: «Warm and Tender Love» и «It Tears Me Up», а пару лет спустя вышла успешная «Take Time to Know Her».

Почему стиль «соул» ассоциируется с лейблом Motown?

Соул и R&B существовали, разумеется, не только на Юге. Например, в Чикаго действовал известный до сих пор лейбл Chess. На нем записывался легендарный человек, автор потрясающе трогательной и мудрой религиозной песни «People Get Ready» Кертис Мейфилд (нам, опять же, лучше известной по пошлой мейнстримовой версии тандема Род Стюарт – Джефф Бек).

А также — самородок с сочным голосом по имени Фонтелла Басс (кстати, вокалистка и супруга одного из участников авангардной джазовой группы Art Ensemble Of Chicago), Теола Килгор и Митти Калиер. На родине джаза, в Новом Орлеане, также культивировали местную разновидность соула — более фанковую и экспрессивную.

Все лейблы были достаточно активны, выпускали записи разнообразных артистов, но «лицом» соул и R&B в конце концов стал лейбл Motown, на котором записывались The Supremes, Дайана Росс, Стиви Уандер, Марвин Гэй. И даже — что теперь уже звучит как нонсенс — Майкл Джексон.

Правда, в составе группы Jackson 5, но все равно приятно. Поскольку артисты Motown добивались ошеломительного коммерческого успеха и известны до сих пор (причем не только Майкл Джексон), в сознании белого человека это именно тот лейбл, который сделал термины «соул/R&B» и «поп» — синонимами.

То, что мы сейчас называем R&B — безусловно, родственник и потомок того самого ритм-энд-блюза. Просто очень дальний. Мы увидели, как за несколько десятков лет ритм-энд-блюз менялся, развивался, сливался со старыми направлениями и расщеплялся на новые.

R and b music что это. a7ddb13 d6f9 4fd2 a525 5fd11b5c4f99. R and b music что это фото. R and b music что это-a7ddb13 d6f9 4fd2 a525 5fd11b5c4f99. картинка R and b music что это. картинка a7ddb13 d6f9 4fd2 a525 5fd11b5c4f99

Посему на первый взгляд кажется, что существует неразрешимое эстетическое противоречие между милыми и наивными старыми певцами и новыми чуваками в пестрой одежде (либо, наоборот, между современными трепетными девами и чувственными большегубыми певицами позапрошлых десятилетий).

«Гламурные» восьмидесятые: в глубокой попсе

То, что сейчас мы огульно называем R&B — это одно из ответвлений, наиболее коммерчески успешное.

Творчество таких исполнителей, как Теренс Трент Д’Арби, Дженет Джексон, трио TLC и.т.п., в более узкой стилевой классификации именуется Urban Contemporary («современный городской»). Термин Urban Contemporary, или просто Urban, появился в 80-х, и с тех пор он собственно и применяется по отношению к ритм-энд-блюзу и соул 80-90-х.

R and b music что это. dbf5dc6 5c87 49ed b39b 6b46458372ad. R and b music что это фото. R and b music что это-dbf5dc6 5c87 49ed b39b 6b46458372ad. картинка R and b music что это. картинка dbf5dc6 5c87 49ed b39b 6b46458372ad

Urban — очень мягкий, отполированный и идеально спродюсированный. Музыка действительно «современная» по качеству продакшн и «городская» по ощущениям. До конца 80-х urban был поп-ориентированным жанром. Большинство тогдашних звезд жанра — Дженет Джексон, Билли Оушн и Уитни Хьюстон — попадали не только в R’n’B/soul чарты, но и в общие поп-чарты. А с другой стороны, очень известный, ныне покойный, певец, лауреат «Грэмми» Лютер Вандрос никогда не классифицировался как попсовик.

Urban, как и почти любой песенный жанр 80–90-х, испытал влияние хип-хопа. Продюсер Тедди Райли соединил два этих стиля (с вкраплением рэпа), назвав свое изобретение New Jack Swing. Звездой этого стиля стал Бобби Браун. Примерно в то же время сложились продюсерско-авторские дуэты, чьи подопечные исполняли уже совсем привычный нам эмтивишный поп-R&B.

Продюсерский дуэт Джимми Джем и Терри Льюис занимались звучанием Дженет Джексон. Группу En Vogue довели до ума Дензил Фостер и Томас Макэлрой. Продуктивную команду образовали человек по прозвищу Бейбифейс (также заработавший популярность как певец) и Антонио «Элей» Рейд.

R and b music что это. 2a87413 9963 4700 905c ea23a6018d16. R and b music что это фото. R and b music что это-2a87413 9963 4700 905c ea23a6018d16. картинка R and b music что это. картинка 2a87413 9963 4700 905c ea23a6018d16

Самые влиятельные стили черной музыки последних десятилетий XX века — рэп и хип-хоп — повлияли на что угодно и, разумеется, не могли не повлиять на R&B. Так в 90-е народилась новая разновидность коммерческого R&B — «хип-хоп соул». В принципе, он похож на new jack, но с менее отполированным и гладким звучанием и более фанковыми и рваными ритмами. Вот как-то так все и сложилось.

Что слушать?

Из старенького. Марвин Гэй (Marvin Gaye). Удивительный мелодист. «Отец» кучи хитов. Его песни исполняют и рокеры, и джазмены. Слушать — все, что угодно. На худой конец, сборник лучших вещей. Половину этих песен вы наверняка узнаете — правда, наверняка слышали их «в каком-то другом исполнении».

Эл Грин (Al Green). Человек, в отличие от Гэя — не «трагической судьбы». Священник. Обладатель удивительного по красоте масляного голоса. Не записывался два десятка лет (церковная служба, знаете ли). Пару лет назад взялся за старое — за альбомы. Диск «I Can’t Stop» и, особенно, заглавная песня — шедевр.

Из средненького. 80-е родили массу звезд нео-соул, urban contemporary или как там еще это все называлось. Для меня же Человек Номер Один — Теренс Трент Д’Aрби (Terence Trent D’Arby). Кто не знает балладу «Sign Your Name»? Весь альбом «Introducing the Hardline According to Terence Trent d’Arby» (1987) — шедевр. Недаром он много месяцев провел на вершинах хит-парадов по обе стороны Атлантики.

И из новенького. Индиа Ари (India.Arie). Крайне популярная в США и Европе, увенчанная «Грэмми» Индиа Ари у нас известна не очень хорошо. А зря. Прекрасный голос, артистизм, мелодичные песни. Хотя и несколько тинейджерской направленности. Я сам не верил, пока не побывал на ее огромном концерте в Стокгольме.

Анастейша (Anastacia). Мейнстрим, хиты, альбомы-бестселлеры… Вроде бы совершенно попсовая история. Может, и так. Но главное: Анастейша — совершенно неправдоподобная вокалистка, виртуозный тонкий мастер. Настоящее искусство. Я сам не верил, пока не побывал на стопроцентно живом концерте певицы. Да, кстати — на Тину Тернер она совсем не похожа!

Джосс Стоун (Joss Stone). Феномен последних лет, белая британская девушка с феноменальным «черным» голосом. Рекомендуем феноменальную дебютную работу — «The Soul Sessions» (2003)

Источник

Ритм-энд-блюз

Ритм-энд-блюз

С ослаблением расовой сегрегации в США термин «ритм-энд-блюз» эволюционировал в сторону обозначения широкого спектра музыки «соул» и «фанк», исполняемой музыкантами всех рас и национальностей. Не принято включать в состав ритм-энд-блюза рок, хип-хоп и рэгги, сложившиеся в качестве самостоятельных направлений в более поздний период.

Сейчас принято отличать современный ритм-энд-блюз от классического ритм-энд-блюза. Под современным R’n’B подразумевается музыкальное направление, берущее начало от симбиоза блюза, соула и других «расовых» жанров. Ритм-энд-блюзом же принято считать музыку на ярко выраженной блюзовой основе. Многие люди относят музыку классического ритм-энд-блюза к року, а под самим понятием «ритм-энд-блюз» подразумевают современный R’n’B. Это очень распространённое заблуждение. Многие критики до сих пор спорят — нужно ли относить творчество ритм-энд-блюзовых групп к року, а самому понятию присвоить его «популярное значение». Некоторые считают — что это проще, а значит, правильно. Иные говорят, что жанр необходимо расценивать, исходя из качеств и особенностей музыки.

Американская академия звукозаписи ежегодно вручает премии «Грэмми» в номинациях «Лучший мужской вокал в стиле ритм-энд-блюз», «Лучший женский вокал в стиле ритм-энд-блюз», «Лучшее вокальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз в дуэте или группой», «Лучшая песня в стиле ритм-энд-блюз», «Лучший альбом современного ритм-энд-блюза», «Лучшее исполнение в стиле традиционного ритм-энд-блюза» и «Лучшее инструментальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз».

Содержание

Истоки

Ритм-энд-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией так называемых «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вольф.

Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «чёрных» гетто больших городов. Приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителей в «черные» клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин «ритм-энд-блюз», отражавший сложившиеся изменения.

Ритм-энд-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз стал гораздо более однообразным — на первый план вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза отошла на задний план. Среди классиков раннего ритм-энд-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Джей Макшенн, Хаулин Вольф и Джо Тернер.

Пятидесятые годы

На рубеже 1950-х годов под влиянием Мадди Уотерса молодые чернокожие гитаристы (Чак Берри, Бо Дидли) и пианисты (Литл Ричард, Фэтс Домино) осуществили подлинную революцию в ритм-энд-блюзе и популярной музыке в целом, создавая заводные, обладающие бешеной энергетикой мелодии и дополняя их словами на остро современные, прежде запретные темы. Предприимчивый диск-жокей Алан Фрид, заметив новую тенденцию, придумал для этого направления название «рок-н-ролл». Первоначально «белая» аудитория относилась к модной музыке настороженно, однако усилиями таких музыкантов, как Билл Хэйли, Элвис Пресли, Пэт Бун и Бадди Холи, рок-н-ролл распространился среди «белых» подростков и стал стандартом популярной музыки как в США, так и в Европе (рокабилли).

Одновременно с рок-н-роллом в составе ритм-энд-блюза выделяется направление ду-вуп (doo wop), которое состояло в согласованном вокальном исполнении относительно медленной мелодии группой однополых вокалистов. Значение оркестра при этом было сведено к минимуму: такие классические ду-вуп мелодии, как «In the Still of the Nite» и «I Only Have Eyes for You», зачастую исполняются а-капелла. В отличие от рок-н-ролла, ду-вуп не получил широкого распространения за пределами Америки, отчасти потому что мастерство ду-вуп-вокалистов замешано на традиции церковного пения, свойственной именно южным штатам США. Среди классических ду-вуп коллективов известны: The Platters, The Drifters, The Miracles, The Ronettes, The Temptations.

Развитие британского ритм-энд-блюза: 1950-60-е годы

Музыкальная сцена Англии вплоть до 1964 года находилась в тени Америки, однако уже тогда и на протяжении десятилетия в Англии развивался блюз, не имевший, однако, огромной армии поклонников и исполнявшийся в основном в небольших клубах для немногочисленных ценителей. Центром английского блюза был Лондон, где сосредоточились основные ритм-энд-блюзовые группы. Главными пропагандистами и музыкантами этого направления были Алексис Корнер и Джон Мейолл. Первый основал группу Blues Incorporated, с которой сотрудничало множество музыкантов, ставших впоследствии мировыми знаменитостями. Среди них — Дик Хекстэлл-Смит, Чарли Уоттс и Мик Джаггер, Грэм Бонд, Джек Брюс, Джинджер Бэйкер, Роберт Плант, Ли Джексон и многие другие. Джон Мейолл был лидером группы The Bluesbreakers, особенностью которой была постоянная смена состава. Через The Bluesbreakers прошли Эрик Клэптон, Питер Грин, Мик Флитвуд и Джон Маквай, Мик Тэйлор, Энсли Данбар и др.

Шестидесятые годы: Классический соул

К началу 1960-х годов в качестве основного направления популярной музыки в США и Европе утвердился рок-н-ролл с его разнообразными ответвлениями. На смену эмоциональному накалу, свойственному раннему рок-н-роллу, пришла гладкая сентиментальность белых исполнителей вроде Пэта Буна и братьев Эверли. В противовес этому новатор ритм-энд-блюза Сэм Кук создал особый исполнительский стиль, который фиксировал спонтанность, непосредственность лирического чувства. Атмосферу импровизации, присущую живым выступлениям, передавала и музыка Рэя Чарльза, обогащённая элементами госпела и джаза.

Индивидуализированная, более эмоциональная манера ритм-энд-блюза — её родоначальниками считаются Чарльз и Кук — получила название «соул» (буквально — «душа»). Этот термин получил такое широкое хождение, что более широкое понятие «ритм-энд-блюз» на несколько десятилетий вышло из употребления за пределами США. Величайшими мастерами классического южного соула были Арета Франклин и Отис Реддинг, творчество которых тесно связано с борьбой чернокожих за свои гражданские права.

На севере США, в Детройте, возникло коммерческое направление соула — так называемый «мотаун», наречённый по имени лейбла Motown, который выпускал лёгкие и ритмичные композиции в исполнении Смоуки Робинсона, Дайаны Росс, Стиви Уандера и Марвина Гея. Одну из самых ярких страниц в историю ритм-энд-блюза вписал продюсер Фил Спектор, который в начале 1960-х изобрёл революционную технику студийной записи, получившую название «стена звука», и применял её, работая с вокалисткой Тиной Тёрнер («River Deep Mountain High») и дуэтом The Righteous Brothers («You’ve Lost That Lovin’ Feelin’»).

Несмотря на то, что она требовала неслыханных ранее затрат времени и средств, предложенная Спектором техника вышла далеко за пределы ритм-энд-блюза, в частности, была применена им при записи последних альбомов The Beatles и первых сольных дисков бывших участников этого коллектива.

Семидесятые годы: Фанк

К концу шестидесятых годов в рамках ритм-энд-блюза выделяется направление утяжелённой танцевальной музыки — «фанк». Первые записи в этом стиле принадлежат Джеймсу Брауну («I Feel Good»), однако дальнейшее развитие этой музыки неразрывно связано с именами Слая Стоуна и Джорджа Клинтона. Электризированный клубный фанк, одним из характерных представителей которого был Айзек Хейс, дал в середине 1970-х начало музыке имя «диско».

Между тем в течение 1970-х продолжалось развитие соула, который подобно фанку постепенно перестает быть музыкой чернокожих. The Righteous Brothers открыли дорогу к соулу для множества белых исполнителей, в первую очередь, британских: Дасти Спрингфилд, Вана Моррисона, Джо Кокера. Предельно размыта грань между ритм-энд-блюзом и рок-музыкой в раннем творчестве Элтона Джона и в некоторых записях Дэвида Боуи. В США исполняемый белыми ритм-энд-блюз (в частности, британский) иронически именуют «голубоглазым соулом».

Более классическое направление в ритм-энд-блюзе представляли талантливые вокалисты Эл Грин, Лу Роулз, Дион Уорвик, Роберта Флэк и Натали Коул, тогда как две главные звезды лейбла Motown — Стиви Уандер и Марвин Гей — добились значительной творческой самостоятельности и выпустили в середине 1970-х ряд экспериментальных альбомов, которые смели все существовавшие прежде художественные и цензурные запреты и условности, открывая современный период в истории ритм-энд-блюза.

Восьмидесятые годы: Обновлённый соул

Самые коммерчески успешные ритм-энд-блюзовые исполнители середины 1980-х — Лайонел Ричи и Уитни Хьюстон — прославились благодаря романтическим балладам, записанным настолько продуманно и безупречно, что это производит впечатление некоторой эмоциональной выхолощенности. Несмотря на сильный и задушевный вокал, в их записях происходит отказ от сырых, непосредственных переживаний, на которых была основана классическая школа соула, в пользу утонченной рафинированности. Майкл Джексон и Джордж Майкл делают ставку не столько на осовремененный соул, сколько на довольно агрессивную, коммерчески ориентированную разновидность фанка. Для обозначения всех этих коммерческих направлений ритм-энд-блюза в США был придуман весьма расплывчатый термин «urban contemporary», или просто «urban».

Крупнейшим мастером обновлённого ритм-энд-блюза 1980-х, который с каждым новым альбомом открывал (и продолжает открывать) новые пути его развития, стал Принс. В его творчестве принципиально экспериментальный подход гармонично уживается с предельной эмоциональностью и поиском новых способов выразительности.

В 1980-е гг., с уходом в прошлое быстротечной эпохи диско, термин «ритм-энд-блюз» вновь оказывается востребованным за пределами США, на этот раз для обозначения современного фанка («ритм») и соула («блюз»), а также бесчисленных гибридов между ними. Связано это с тем, что в современных условиях сложно провести чёткую границу между быстрой («фанк») и медленной («соул») составляющими ритм-энд-блюза. Практически не существует исполнителей, которые специализируются исключительно на соуле или на фанке. В репертуаре ведущих исполнителей можно найти композиции в обоих стилях, а также те, которые иллюстрируют градации и синтез между ними.

Восьмидесятые годы: Quiet storm

Начиная с первой половины 1980-х и заканчивая серединой 1990-х, основным направлением (мейнстримом) американской поп-музыки являлся так называемый «quiet storm» — ориентированная на самый широкий спектр радиоформатов коммерческая разновидность легкого, ненавязчивого ритм-энд-блюза. Название направления восходит к выпущенному в 1975 году альбому Смоуки Робинсона — одного из столпов лейбла Motown. Его пластинка «A Quiet Storm» впитала в себя важнейшие достижения предыдущих лет — расслабленный, неспешный темп и мягкие, плавные вокальные пассажи Эла Грина, общий романтически-эротический настрой «Let’s Get It On» Марвина Гея и характерную для школы филадельфийского соула технику инструментовки.

После названных выше Лайонела Ричи («Can’t Slow Down», 1984) и Уитни Хьюстон («Whitney Houston», 1986), традиции глянцевитого «quiet storm» в 1990-е годы продолжали Марайя Кэри, Тони Брэкстон, Лютер Вандросс, а также менее известные вокалисты, которые предпочитали работать с ультрамодным в те годы продюсером Бэбифейсом. Необычайную популярность приобретают вокальные ритм-энд-блюзовые коллективы (например, «Boyz II Men»), частично унаследовавшие традиции ду-вуп-команд 1960-х. С 1996 года «quiet storm» входит в полосу кризиса и стремительно уступает популярность более динамичным течениям в ритм-энд-блюзе, вобравшим в себя элементы вошедшего в моду хип-хопа. К таковым относятся, в первую очередь, хип-хоп-соул и нео-соул.

Девяностые годы: Современный ритм-н-блюз

Изначально хип-хопом называлось все то, что делали подростки бедных райнов Нью Йорка (гетто) — Бруклина и Бронкса примерно в конце 60-х — конце 70-х годов XX века. В этих районах существовало множество подростковых группировок, каждая имела свою определённую территорию, границы которой были обозначены рисунками — символами группировки, которые старались сделать как можно краше и привлекательнее на вид (так зародилось граффити). Эти же подростки ходили развлекаться в местные клубы и на танц-площадки, где играла модная в те времена музыка — то есть соул и фанк. Под эти ритмы рождались самые затейливые танцы, такие например, как брейкданс. Музыку в те времена проигрывали с пластинок (англ. disc ), а ставящий пластинки звался Disc Jockey (DJ). Один из DJ Бронкса — Kool Herc придумал технику игры на двух проигрывателях пластинок, что позволяло накладывать одну мелодию на другую. Под те же ритмы ведущие (Masters of Ceremony, MC’s) развлекали народ, зачастую тем, что с ходу придумывали веселые рифмы (позже они стали читать свои рифмованные произведения). Первые официальные записи рэп-исполнителей, относящиеся к концу 70-х — началу 80-х годов наложены на музыку соул, фанк и диско, то есть на стили, являющиеся продолжателями ритм-энд-блюза. Таким образом хип-хоп изначально связан с ритм-энд-блюзом, но не относится напрямую к культуре ритм-энд-блюза.

Второй этап взаимодействия ритм-энд-блюза с хип-хопом — период «хип-хоп-соула» (1993—1998) — обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные, на грани фола, тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с нью-джек-свингом, это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи. Основные исполнители этого периода — «королева хип-хоп-соула» Мэри Джей Блайдж, его «король» Ар Келли и женское трио «TLC».

Двухтысячные годы: Нео соул

Современный этап в развитии ритм-энд-блюза принято характеризовать как «нео соул» (neo soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х, что особенно очевидно в творчестве D’Angelo, Лорен Хилл и Эрики Баду. Первопроходцем этого течения можно считать трио The Fugees, в творчестве которого наметилась реакция против приземлённой плоскости ритм-энд-блюза середины 1990-х (характерный пример — песня «Killing Me Softly With His Song» 1996 года). Помимо классического соула, нео соул активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа (Лорен Хилл), джаза и даже классической музыки (Алишия Кис).

Необходимо отметить, что нео соул остаётся сравнительно малопопулярным течением в рамках современного ритм-н-блюза. Более коммерчески ориентированное направление, которое представляют такие исполнители, как Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ритм-н-блюз
Направление:Блюз
Истоки:Блюз (особ. электричоский), джаз, поп-музыка, госпел
Место и время возникновения:1940-е, США
Годы расцвета:1940-е—1960-е, США
Поджанры: