Raf что это такое
Что такое Раф кофе. Как авторский напиток из России покорил любителей кофе по всему миру
История, наверное, самого нежного кофейного напитка
8 мин. на чтение
65256 просмотров
Раф — популярный российский кофейный напиток, который готовят на основе эспрессо с добавлением ванильного и простого сахара, а также сливок. Он стал национальной достопримечательностью: любители кофе из Европы приезжают в Россию, чтобы попробовать знаменитый раф.
В статье рассказываем об истории создания рафа, способах приготовления и разновидностях.
Как предпочтения гостя перевернули кофейную культуру
Конец девяностых, Москва. Во дворе у метро «Кузнецкий Мост» американец Джерри Рудитсер открыл первый кофейный магазин «Coffee Bean». В нем работали всего три человека: Глеб Невейкин, Артем Берестов и Галина Самохина.
Раф изобрели в московской кофейне Coffee Bean. ©karachun, ru.wikipedia.org
Глеб Невейкин поделился воспоминаниями: «У нас было три десятка сортов кофе в зерне и кофеварка эспрессо. В общем, культурный шок для того времени. Что такое капучино, в Москве узнают года через четыре. Молоко и сливки в „Coffee Bean“ были бесплатными, в итоге люди платили за эспрессо, а получали капучино. Работали мы по трое: старший открывал и закрывал магазин, отвечал за кассу, а все остальное делали вместе».
Одному из постоянных гостей, Рафаэлю Тимербаеву, не нравилось ничего из меню кофейни. Бариста приняли вызов и стали экспериментировать. Сначала готовили для него кофе с молоком и ванильным сахаром. Потом заменили молоко десятипроцентными сливками. Всю смесь — эспрессо, сливки и ванильный сахар — взбивали вместе и подогревали паровиком. В результате Рафаэлю понравился напиток со вкусом подтаявшего мороженого, и он стал заказывать его постоянно.
Через какое-то время друзья Рафаэля стали просить «кофе как Рафу». Так как сливки все еще были бесплатными, люди продолжали платить как за эспрессо. Заказы на «кофе как Рафу» росли с каждым днем, сливки быстро заканчивались. В итоге Глеб Невейкин решил, что пора что-то менять, и добавил в меню отдельную позицию «как Рафу». Сначала людей не устраивало изменение цены, но напиток продолжали заказывать. Спустя время бариста поняли, что «как Рафу» звучит по-дурацки и сократили название до «Раф».
Классическая формула приготовления стала такой: взять порцию эспрессо, сливки, одну столовую ложку простого сахара и одну столовую ложку ванильного сахара и взбить все вместе.
В 2001 году в Москве открылась первая «Кофемания», команда бариста из «Coffee Bean» перешла туда и стала готовить раф на новом месте. Сейчас раф пьют по всей России.
Почему раф стал настолько популярным: вкус и ингредиенты
Причина популярности рафа заключается в его вкусе, который обусловлен составом и технологией приготовления. В сливках больше молекул жира, чем в молоке. Поэтому тело напитка получается плотнее и сливочнее, а горечь в кофе ощущается меньше.
На восприятие вкуса влияет и его кремовая структура. Наш мозг оценивает не вкус сам по себе, а как совокупность факторов: текстуру, жирность, температуру напитка. За счет того, что все компоненты рафа взбиваются вместе, напиток получается нежным и воздушным с обволакивающим сливочно-ванильным вкусом.
Блогеры с канала European Coffee Trip приехали в Москву, чтобы попробовать знаменитый российский раф
Раф — понятный и вкусный напиток. Бариста легко с ним «работать»: заготовки для него сухие, не портятся долгое время и их не надо держать в холодильнике. Напиток легко воспроизводить и он всегда получается стабильным по вкусу, в нем сложно допустить ошибку.
Какие бывают разновидности раф-кофе
Раф похож на обычный сливочный пломбир или молочный коктейль без добавок. У них нейтральная база, в которую можно добавить разные фрукты, специи, сладости — вкусы не будут конкурировать и получатся интересные сочетания.
В раф добавляют сиропы, специи и травы.
Цитрусовый раф готовят из свежей цедры лайма и апельсина, а также тростникового сахара, которые потом смешивают с эспрессо и сливками.
Для лавандового рафа сушеные цветы лаванды перемалывают в пудру вместе с сахаром, добавляют их в смесь из сливок и эспрессо, а затем взбивают все компоненты вместе. Впервые цитрусовый и лавандовый раф приготовила Анна Серова.
Именно за лавандовым рафом кофейные энтузиасты из Европы приезжают в Россию. © unsplash.com
Раф с базиликом готовят в Новосибирске в «Академии Кофе». Рецепт прост: свежие листья базилика смешивают с охлажденным сахарным сиропом, а затем процеживают. Остальная часть рецепта повторяет классическую схему. От аромата базиликового рафа появляется ощущение, как будто вы находитесь посреди поля со свежескошенной травой или будто кто-то готовит капрезе прямо перед вами.
Бариста меняют не только добавки, но и структуру напитка. Например, раф с карамелью готовят на молоке, а не на сливках. Потому что сама карамель сварена из сливок с сахаром. Еще можно готовить раф на сахарозаменителях — сукралозе и инулине.
Эксперименты с рафом проводят не только для того, чтобы получить необычный вкус. Бариста кафе «Мечтатели» в Санкт-Петербурге отошли от оригинального рецепта, потому что им не нравилось, что в рафе вкус кофе уходит на второй план. Поэтому они создали «раф для плохих девочек» — коктейль на основе двойного эспрессо, сливок, граппы и сиропа со специями масала.
Благодаря тому, что раф позволяет работать с текстурой и вкусами, новые вариации этого напитка продолжают появляться по всей России. В результате авторский раф становится визитной карточкой многих кофеен.
Чем заменить раф за рубежом
В 2018 году раф распространился за пределы России — его стали готовить в Казахстане, Беларуси и Украине. А вот за пределами СНГ раф практически неизвестен. Его готовят только в русских франшизах: например, в сети кофеен «Даблби» в Грузии, Праге, Барселоне. Возможно, проблема в том, что название «раф» созвучно с термином «rough coffee» — так в зарубежных кофейнях называют кофе грубого помола.
Любители рафа оценят аффогато — кофе с мороженым. © unsplash.com
Мы составили подборку с аналогами рафа, чтобы вы могли найти напиток с похожим вкусом в любой кофейне мира.
Бичерин | Bicerin
Горячий шоколад, эспрессо, взбитые сливки. Компоненты не смешивают, а располагают в стакане слоями.
Мокко | Mocha
Кофе, молоко и шоколад. Стандарта нет, поэтому существует много вариантов приготовления мокко. Иногда в напиток добавляют взбитые сливки и маршмеллоу.
Аффогато | Affogato
Горячий крепкий кофе с мороженым. В классическом варианте используют ванильный пломбир, но подойдёт и кокосовый, шоколадный, кофейный, крем-брюле.
Кофе по-венски | Vienna Coffee
Кофе, сливки и сахар. Существуют десятки разновидностей напитка, в него иногда добавляют шоколад, какао-порошок и корицу.
Глясе| Glace
Холодный кофе с мороженым. В качестве наполнителей используют тертый шоколад, леденцовую крошку, кокосовую стружку, корицу, орехи и какао-порошок.
Карамельный макиато | Caramel-macchiato
Пропаренное молоко, ванильный сироп и эспрессо. Фирменный напиток Starbucks, который подают в горячем и охлажденном виде.
Эспрессо кон-панна | Espresso con panna
Обычный или двойной эспрессо со взбитыми сливками. В отличие от кофе по-венски, эспрессо кон-панна готовят только на основе эспрессо. К напитку добавляют тертый шоколад и орехи.
История возникновения рафа примечательна не только тем, что его придумали в России. Раф появился на стыке предпочтений гостя и желания бариста его порадовать. А еще раф оставляет простор для творчества, поэтому в кофейнях России продолжают появляться новые вариации напитка.
Вам может быть интересно:
Что влияет на содержание кофеина больше: степень обжарки или способ приготовления
26 окт 2020 · 5 мин. на чтение
65256 просмотров
Rote Armee Fraktion: Красная армия больного человека
Бурные шестидесятые
Вторая половина шестидесятых годов для группы капиталистических стран выдалась яркой, запоминающейся и не очень приятной. Неудачная война во Вьетнаме. Недовольство не познавшего суровую реальность Второй мировой послевоенного поколения. Бунты и протесты. Претендовавшее на подрыв основ движение хиппи в Америке. Студенческие демонстрации 1968 года в Европе.
И следствие — второе дыхание для ультралевых идей. Их окончательная победа казалась не таким уж и далеким делом. Причем как воодушевленным сторонникам, так и противникам. Воздух был наэлектризован. Казалось, мир стоит на пороге очередных тектонических изменений.
В таких условиях и зарождалась будущая «Красная армия» – организация, чье имя гремело на всю ФРГ аж до конца 90-х годов.
Драма с элементами цирка
Трагедия начиналась с фарса на грани клоунады.
В апреле 1968-го, незадолго до крупных студенческих волнений в соседней Франции, во Франкфурте-на-Майне собрались четверо леворадикально настроенных людей. Один из них, явный лидер компании, Андреас Баадер, был основателем приюта для бездомных детей. Гудрун Энслин, единственная женщина из четверки, занималась книгоизданием. Еще двое не успели прославиться и этим.
Все эти замечательные люди провели свою первую акцию против ненавистной капиталистической системы – подожгли один из городских универмагов. Несколько дней спустя их нашли и попытались покарать, вкатив по 3 года лишения свободы. Не получилось – Баадер и его друзья тут же заявили, что это все не жажды разрушения ради, а «протест против войны во Вьетнаме». Левые откликнулись быстро. Поднялась буча по поводу «излишне жестокого наказания». И в итоге подсудимые вышли под залог.
Правда, Баадер и не думал цивилизованно ходить отмечаться в полицейский участок. Вместо этого он с друзьями сбежал из-под залога, выкатив целую концепцию городской партизанской войны – то есть обычного терроризма, на тот момент известного миру уже не первый и не второй десяток лет.
Но в апреле 1970-го Баадер был пойман и возвращен в тюрьму – нарвался на рутинную проверку документов. Но менее чем через месяц был освобожден – товарищи ворвались в пенитенциарное заведение и открыли пальбу из пистолетов, смертельно ранив тюремного библиотекаря.
Возглавляла налет Ульрика Майнхоф – умница-разумница, активистка, ультралевая журналистка. Ее «прикрытие» – желание взять у Баадера интервью – и стало залогом успеха всего дела. Все вышло максимально внезапно. Мало кто из тюремных охранников мог предположить, что, хоть и радикальная, но известная журналистка поставит на карту и свою, и чужие жизни, чтобы вытащить из заточения поджигателя магазина и теоретика городской герильи.
Но она это сделала. И ушла в подполье вместе с остальными членами RAF – той самой Rote Armee Fraktion, повязавшей себя кровью невинных людей. Пути назад теперь не было.
Палестинский опыт
Оставаться в Германии после такого «перформанса» было бы плохой идеей. В RAF быстро нашли куда податься – в Иорданию, в тренировочный лагерь арабских боевиков из ФАТХ, Движения за национальное освобождение Палестины. Те тогда были настроены развивать связи с другими радикалами, и привечали если не вообще всех, то очень многих.
Немцев учили той самой городской герилье, которой жаждали последователи Баадера. Не забывали и «общевоинские» вещи вроде огневой подготовки. Какое-то время все шло хорошо, и у всех было ощущение, что и палестинцы, и леворадикалы занимаются чем-то взаимовыгодным.
Потом фатховцы присмотрелись к немцам получше. Оказалось, что в свободное от тренировок время те пьянствуют, загорают голышом и не забывают про беспорядочные половые связи. Словом, ведут себя как коммуна вооруженных и не боящихся насилия хиппи.
Палестинцы были охвачены революционным национализмом, но во всех остальных отношениях оказались людьми консервативными. И очень быстро распущенные немцы стали их раздражать. Поэтому арабы «попросили их отсюда» по-хорошему – пока не пришлось по-плохому. И пришлось возвращаться в Германию.
От ограблений до терроризма
Прибыв на родину, радикалы вспомнили опыт про опыт русских коллег из прошлого: эсеров, анархистов, большевиков и прочих. И принялись за «эксы» – ограбления с целью добычи денег на революционную деятельность. Дела при этом велись лихо – «мирняк» радикалы не щадили, нет-нет, да оставляя после очередного ограбления чей-нибудь труп. А количество раненых вообще перевалило за полсотни.
Закрывать глаза на такое было уже нельзя. Проблемой RAF занялись всерьез, и устроенная большая облава вскоре дала результаты. Уже к лету большинство зачинщиков (Баадер, Майнхоф и Энслин), а также менее важные члены попали в лапы правосудия, и в итоге закономерно угодили за решетку.
Вытащить любой ценой
Казалось, проблема решена. Но лидеры и в заключении ухитрялись держать связь с последователями через адвокатов. И устраивали новые теракты в попытках добиться своего освобождения – отлично понимая, что любой «легальный» путь не обеспечит им ничего, кроме тюремной камеры.
Вновь взрывы, новые атаки. В ноябре 1974-го радикалы наконец добрались до судебного корпуса – был дерзко застрелен не кто-нибудь, а целый председатель Верховного суда. А в феврале 1975-го власти допустили серьезнейшую ошибку. Леворадикалы похитили одного из крупных немецких политиков. Его выменяли на пятерку сидящих в заключении боевиков. Те тут же улетели к арабам, за пределы немецкой юрисдикции.
Теперь в RAF поняли, что власть можно «прогнуть». И только интенсифицировали усилия.
После свалившейся на головы вакханалии с новыми терактами и похищениями власти осознали ошибку. Они отстранили старых адвокатов и не пускали новых. Заключенные в знак протеста устроили голодовку – всерьез, без притворств, так, что некоторые погибли. Все бесполезно – силовики ФРГ явно решили, что больше играть по правилам террористов они не будут.
Похищались и убивались все новые VIP – крупные промышленники и люди уровня генерального прокурора. Угнали еще один самолет. Безрезультатно.
Нет человека – нет проблемы?
Конечно же, многих тут же обуяли сомнения: не помог ли кто Баадеру, Энслин и другим? Уж больно заманчивым казался выход – лишить террористов сверхцели одним махом. Разницы особой, впрочем, нет: если верхушка RAF и впрямь была убита немецкими силовиками, жалеть их сложно. Баадер и друзья плюнули в германское общество – оно утерлось. Потом общество плюнуло в них – они утонули.
Последние ликвидации боевиков RAF случились в 1993 году, а в 1998-м организация объявила о самороспуске. Завуалированно обещая, конечно, вернуться. Но больше о ней никто не слышал.
История RAF
«Фра́кция Кра́сной А́рмии» (РАФ, RAF — нем. Rote Armee Fraktion) — немецкая леворадикальная террористическая организация, действовавшая в ФРГ и Западном Берлине.
Последняя акция по данным Википедии, датируется 2015г.
В отличие от других скупых исторических справок о RAF, здесь показан контекст, как возникли и изменялись взгляды участников.
Читавшим работы и Ленина и Че, и зная их взгляды на идеи террора, будет интересно узнать как RAF, опирающиеся во многом, на тех же теоретиков, пришли к подобным методам.
Коммунисты никак не могут быть террористами. А сраные либерасты на ближнем востоке ещё как могут
А что если взять и присобачить к железнодорожному вагону пропеллер?
Нет, ну серьезно, идея на миллион. А, между прочим, даже эта идея пришла в светлые и не очень головы нескольких инженеров в бурные и изрядно прорывные в плане технологий годы первой трети XX века.
Первым в этом нелегком деле отметился сумрачный немецкий инженериус Отто Штейниц со своим аэровагоном Dringos в 1919 году. Идея была проста: самолеты развивают дичайшие по меркам тех лет скорости; винт выглядит крайне привлекательно в качестве движителя и авиамотор весит в разы меньше, чем паровой двигатель паровоза – а, следовательно, в топку паровозы, да здравствуют аэровагоны! Надо сказать, к тому времени аэросани зарекомендовали себя довольно неплохо, так что определенная логика в его размышлениях была.
Детище Штейница выглядело довольно неординарно: старый вагон разобрали практически под ноль, в передней и задней части были вставлены пропеллеры и моторы, а где-то посередке ютилась кабина машиниста и пассажирский отсек. Первые испытания прошли успешно, удалось даже развить скорость около 90 км/ч, да только вот все положительные впечатления от поездки меркли и бледнели из-за воистину аццкого рева моторов. Вдобавок на горизонте нарисовался Версальский мирный договор, согласно которому немцам пришлось свернуть все производство околовоенных ништяков, в том числе авиамоторов. Молодой Веймарской Республике было не до проектов сомнительной эффективности, посему на этом история Dringos и закончилась.
Вторым сумрачным гениусом был действительно талантливый советский инженер Валериан Абаковский, который оказался еще и самоучкой впридачу. Герой изначально работал простым шофером в отделении ЧК, а в свободное время клепал всяческие механические приблуды, да выписывал из Германии всяческий научпоп в целях собственного развития. Старания не прошли даров, возможно именно там он вычитал про проект Штейница, и понеслось…
Казалось бы, все, finita la comedia, идея заглохла – но нет, к ней внезапно вернулись все в той же Германии, только уже в начале 1930-х годов. Разработка инженера Франца Крюкенберга получила название Schienenzeppelin (Шиненцеппелин) – Рельсовый цеппелин, ежели по-русски. Автор идеи бы довольно любопытной персоной: с одной стороны, он был авиационным инженером и до ПМВ проектировал самолеты с цеппелинами, с другой – всячески их критиковал ввиду излишней опасности и дороговизны топлива. В качестве компромисса он создал контору по проектированию винтомоторных поездов. В первой своей разработке дизайн он позаимствовал у дирижаблей, винт – у самолетов, и получилось у него…
Наглядное сравнение дизайна обычных поездов и рельсового Цеппелина
…нечто очень стильное и технологически опережающее свое время. На фоне обычных поездов Шиненцеппелин смотрелся аки космический корабль, внешне вагон серьезно напоминал будущие скоростные поезда годов эдак 80-х а-ля TGV. Крюкенберг исходил из принципов, применявшихся в разработке дирижаблей – локомотив был легким, низким и обладал отличной аэродинамикой. Внутри все тоже было окей, интерьеры были разработаны Высшей школой строительства и художественного конструирования. В 1931 году Рельсовый Цеппелин разогнался до фантастических 200 км/ч, через пару месяцев уже до 230 км/ч (побьют этот рекорд лишь в 1954 году!).
Почти что дирижабль на колесах
Вот только, увы, прицепить дополнительные вагоны к нему было невозможно, да и открытый пропеллер внушал определенные опасения в плане появления аэровагона на заполненных народом станциях. Вдобавок, в 1933 году появился дизель-поезд, который проходил аналогичные маршруты со средней скоростью 124 км/ч, при максимальной в 160 км/ч, но который мог тащить гораздо больше полезной нагрузки и без проблем взбираться в подъемы. На этом история винтовых железнодорожных аэровагонов закончилась окончательно, а к самой идее вернулись в конце 60х годов, но уже с турбореактивными (!) двигателями.
Шиненцеппелин, вид спереди
Автор: Валентин Веселов.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Римский мост, Германия, возраст 1800 лет
Римский мост (нем. Römerbrücke) — древнеримский каменный мост через реку Мозель в немецком Трире, старейший мост в Германии. Памятник мостостроения древнеримской эпохи.
Мост был построен древними римлянами у брода через Мозель, где возник их город Augusta Treverorum. С этого моста жители приносили жертвы речным богам, что делает дно Мозеля в данном месте важным историко-археологическим объектом. Девять опор моста были построены во II веке нашей эры в период, когда Трир входил в состав Римской империи и считаются до сих пор «чудом техники», поскольку служат опорой моста уже в течение двух тысяч лет. В то же время мост в целом является памятником более позднего времени, поскольку его пролёты возводились заново в начале XII века, а затем в XVIII веке после того, как были разрушены в ходе боевых действий.
Аушвиц не упал с неба
На памятных мероприятиях по случаю 75-й годовщины освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме выступил бывший его узник Мариан Турский. Его речь вызвала большой резонанс в Польше.
Текст речи обнародовал польский общественно-политический еженедельный журнал Polityka, членом редакции которого является Турский.
93-летний польский журналист и историк еврейского происхождения отметил, что люди живут по 10 заповедям, но на фоне зверств нацистов и событий Холокоста появилась и одиннадцатая: “Не будь равнодушным”. Равнодушным ко лжи, манипуляциям, дискриминации, исключению нацменьшинств из нормальной жизни общества, а также исторической лжи.
В связи с этим Турский призвал не быть равнодушными, подчеркнув, что в противном случае “на вас, на ваших потомков, какой-нибудь Аушвиц неожиданно упадет с неба”. Это выступление спровоцировало горячие дискуссии в Польше. Одни называли его знаковым, другие наоборот – критиковали Турского за коммунистическое прошлое, а также увидели в его словах критику действующей польской власти.
Полный перевод нашумевшей речи Мариана Турского:
“Уважаемые собравшиеся, друзья, я один из тех еще живых и немногих, кто был в этом месте почти до последней минуты перед освобождением. 18 января началась моя так называемая эвакуация из лагеря Аушвиц, которая через шесть с половиной дней оказалась маршем смерти для более половины моих сокамерников. Мы были вместе в колонне из 600 человек. По всей вероятности, я не доживу до следующего юбилея. Таковы законы жизни.
Поэтому, простите меня за то, что в моей речи будет много трогательных вещей.
Вот, что я хотел бы сказать, прежде всего, моей дочери, моей внучке, которой я благодарен, что она здесь, в зале, моему внуку: речь идет о тех, кто является ровесниками моей дочери, моих внуков, и, следовательно, новым поколением, особенно самые младшие.
Когда началась мировая война, я был подростком. Мой отец был солдатом и был тяжело ранен в легкие. Это была драма для нашей семьи. Моя мать приехала с польско-литовско-белорусской границы, там армии останавливались, там везде грабили, насиловали, сжигали деревни, чтобы ничего не оставить тем, кто придет после них. И поэтому можно сказать, что я знал из первых уст, от отца и от матери, что такое война. Но тем не менее, хотя тогда прошло всего 20 или 25 лет, это казалось таким же далеким, как польские восстания XIX века, как Французская революция.
Когда я сегодня встречаюсь с молодежью, я понимаю, что спустя 75 лет они кажутся немного утомленными этой темой: и войны, и Холокоста, и Шоа (политика нацистов середины XX века по планомерному уничтожению еврее, – ред.), и геноцида. Я понимаю их. Поэтому я обещаю вам, молодые люди, что не буду рассказывать вам о своих страданиях. Я не буду рассказывать вам о моем опыте, о моих двух маршах смерти, о том, как я закончил войну с весом 32 килограмма, на грани истощения и смерти. Я не буду рассказывать о том, что было худшим, то есть о трагедии расставания с близкими, когда после отбора вы догадываетесь, что их ждет. Нет, я не буду об этом говорить. Я хочу с поколением моей дочери и поколением моих внуков поговорить о вас самих.
Я вижу, что с нами президент Австрии Александр Ван дер Беллен. Помните, господин президент, когда вы принимали меня и руководство Международного Освенцимского комитета, когда мы говорили о тех временах. В какой-то момент вы использовали такую формулировку: “Освенцим ist nicht vom Himmel gefallen”. Освенцим не упал с неба. Можно сказать, как это у нас говорят: очевидная очевидность.
Конечно, он не упал с неба. Это может показаться обычным утверждением, но есть в этом глубокий и очень важный для понимания смысл. Перенесемся на некоторое время мыслями, воображением в начало 30-х годов в Берлин. Мы находимся почти в центре города. Район называется Bayerisches Viertel, Баварский район. Три остановки от Кудамма, зоопарка. Там, где сегодня находится станция метро, Bayerischer Park – Парк Баварский. И вот однажды в эти ранние 30-е годы на скамьях появляется надпись: “Евреям нельзя садиться на эти скамьи”. Можно сказать: неприятно, несправедливо, это не нормально, но ведь вокруг столько скамеек, можно посидеть где-нибудь в другом месте, ничего страшного.
Это был район, населенный немецкой интеллигенцией еврейского происхождения. Там жили Альберт Эйнштейн, нобелевский лауреат Нелли Закс, промышленник, политик, министр иностранных дел Вальтер Ратенау. Потом в бассейне появилась надпись: “Евреям запрещен вход в этот бассейн”. Можно снова сказать: это неприятно, но в Берлине есть столько мест, где можно купаться, столько озер, каналов, почти Венеция, так что можно где-то в другом месте. При этом где-то появляется надпись: “Евреям нельзя принадлежать к немецким певческим союзам”. Ну и что? Они хотят петь, музицировать, пусть соберутся отдельно, будут петь. Затем появляется надпись и приказ: “Еврейским, неарийским детям нельзя играть с немецкими, арийскими детьми”. Будут играть сами. И тут появляется надпись: “Евреям мы продаем хлеб и продукты питания только после 17 часов”. Это уже проблема, потому что меньше выбор, но, в конце концов, после 17:00 тоже можно делать покупки.
Внимание, внимание, мы начинаем жить с мыслью, что можно исключить кого-то, что можно стигматизировать кого-то, что можно отчуждать кого-то. И так, медленно, постепенно, день за днем люди начинают с этим жить – и жертвы, и палачи, и свидетели, те, кого мы называем bystanders, начинают привыкать к мысли и к идее, что это меньшинство, к которому принадлежит Эйнштейн, Нелли Закс, Генрих Гейне, Мендельсон, другое, что оно может быть вытолкнуто из общества, что это люди чужие, что это люди, которые разносят бактерии, эпидемии. Это уже страшно, опасно. Это начало того, что через минуту может произойти.
Тогдашняя власть, с одной стороны, вела хитрую политику, потому что, например, выполняла требования рабочих. 1 мая в Германии никогда не отмечали – они, пожалуйста. В выходной день они вводят Kraft durch Freude (“Сила через радость” – в нацистской Германии политическая организация, занимавшаяся вопросами организации досуга населения, – ред.). Итак, элемент рабочего отдыха. Они умеют преодолевать безработицу, умеют играть на национальном достоинстве: “Германия, вознесись от стыда Версальского. Верни свою гордость”. И в то же время эта власть видит, что людей так медленно охватывает безразличие. Перестают реагировать на зло. И тогда власть может себе позволить дальнейшее ускорение процесса зла.
А дальше идет уже насильно, и так: запрет принимать евреев на работу, запрет эмиграции. А потом последует быстрая отправка в гетто: в Ригу, в Каунас, в мое гетто, в Лодзинское гетто – Лицманштадт. Откуда большинство будет потом отправлено в “Кулмхоф”, в Хелмне, где будет убито газом в грузовых автомобилях, а остальные отправятся в Аушвиц, где будут удушены насмерть “Циклоном Б” в современных газовых камерах. И тут применимо то, что сказал господин президент: “Аушвиц не упал вдруг с неба”. Аушвиц протоптан маленькими шажками, приближался, пока не случилось то, что произошло здесь.
Моя дочь, моя внучка, сверстники моей дочери, сверстники моей внучки – вы, вероятно, не знаете Примо Леви. Примо Леви был одним из самых известных узников этого лагеря. Примо Леви однажды сказал: “Это произошло, а значит, что это может произойти. Значит, может случиться везде, на всей земле”.
Я поделюсь с вами одним личным воспоминанием: в 65-м году я был на стипендии в Соединенных Штатах Америки, и тогда был пик битвы за права человека, гражданские права, права афро-американского населения. Я имел честь участвовать в марше с Мартином Лютером Кингом. И тогда люди, узнавшие, что я был в Аушвице, спрашивали меня: “Как вы думаете, это, наверное, только в Германии такое могло произойти? Может ли случится где-то еще?”. И я им сказал: “Это может случиться у вас. Если вы нарушаете гражданские права, если вы недооцениваете права меньшинств, если вы их ликвидируете. Если нарушается закон, как это делали в Сельме, то это может произойти”. Что делать? Вы сами, я им говорил, если сможете защитить Конституцию, ваши права, ваш демократический порядок, отстаивая права меньшинств – сможете победить.
Мы в Европе в основном исходим из иудейско-христианской традиции. И верующие, и неверующие принимают в качестве своего цивилизационного канона десять заповедей. Мой друг, президент Международного Освенцимского комитета Роман Кент, выступавший на этом месте пять лет назад во время предыдущего юбилея, не мог сегодня прилететь сюда. Он придумал 11-ю заповедь, которая является опытом Шоа, Холокоста, ужасной эпохи презрения. Звучит так: не будь равнодушным.
И это то, что я хотел бы сказать своей дочери, это то, что я хотел бы сказать своим внукам. Сверстникам моей дочери, моим внукам, где бы они ни жили: в Польше, в Израиле, в Америке, в Западной Европе, в Восточной Европе. Это очень важно.
Не будьте равнодушны, если видите историческую ложь. Не будьте равнодушны, когда видите, что прошлое подтягивают под текущие потребности политиков. Не будьте равнодушны, когда какое-либо меньшинство подвергается дискриминации. Суть демократии в том, что большинство правит, но демократия в том, что права меньшинств должны быть защищены. Не будьте равнодушны, когда какая-либо власть нарушает общепринятые нормы. Будьте верны заповеди. Одиннадцатая заповедь: не будь равнодушным.
Потому что если будете, то даже не оглянетесь, как на вас, на ваших потомков, какой-нибудь Аушвиц неожиданно упадет с неба”.