Rave что это такое
Музыка всегда была значимой для человечества. Она побуждала людей на поступки, знакомила людей друг с другом, собирала шумные компании. В конце 80-х годов музыка определяла стиль и характер многих молодых людей. Бунтарство, жажда свободы и неподконтрольность всем притягивали молодых людей всего мира. Рейв стал тем событием в истории, что объединил всех, собрал в одном месте. Рейв – это стиль жизни молодёжи того времени.
Что такое рейв
Само слово «рейв» происходит от английского rave, означающего бред, бессвязную речь, весёлое сборище, вечеринку. Впервые данное определение появилось в 50-х годах для описания безудержных вечеринок богачей и прочей элиты, но спустя четверть века вошло в массовость. Под словом рейв-вечеринка стали понимать дискотеки с большим количеством участников и живым выступлением исполнителей. Всё это довольно часто проходило под воздействием алкоголя и лёгких наркотиков.
Изначально рейв-вечеринки проводились под открытым небом или в громадных складских помещениях, способных вмести в себя тысячи людей. Всё это вызывало неприкрытый негатив со стороны горожан. Но спустя некоторое время музыкальные британские клубы переняли идею подобных мероприятий, и весь это беспорядок перенёсся под крыши.
История появления рейва
Рейв – это массовая культура, зародившаяся в туманной Великобритании в 1988 году, уже в начале 1990-х приобрёла широкое распространение. В то же время данное направление в музыке появилось и в России. Уже в 1991 году в Москве в павильоне «Космос» на ВДНХ проводилась вечеринка под названием «Гагарин Party», а в 1992 году – «Мобиле» в той же Москве. Хотя, несомненно, самой известной рейв-вечеринкой является «Казантип», появившийся в далёком 1991 году и просуществовавший вплоть до 2013 года.
Рейв как субкультура
Молодёжь всегда сбивалась в стаи, создавала свою субкультуру. Это было своеобразным протестом против всего, что их не устраивало. Всё это выражалось в музыкальных предпочтениях, одежде и образе мышления. Рейв как субкультура привнёс огромный вклад, дав определение музыкальным стилям, создав модные тенденции. Рейверы – это молодые люди, любящие громкую техно-музыку, шумные тусовки и яркую одежду.
Субкультура рейверов выделяется синтетичностью и техногенностью. В ней всё особое: музыка – техно, электроника; одежда – яркие краски и синтетические ткани; внешность – татуировки, пирсинг, необычные, не менее яркие причёски и такой же макияж. Всё это часть общего имиджа рейв-культуры, стремление выделиться в серой безликой толпе. Одним из таких выделений среди массы себе подобных становятся и наркотики. Ни одна рейв-вечеринка не обходится без них.
Стили рейв-музыки
Рейв-музыка имеет свои стили, объединяющие общую идею, но выделяющиеся на фоне за счёт своей изюминки. Этими стилями являются:
Популярные исполнители
Существует очень много групп, исполняющих композиции в стиле рейв. Песни этих исполнителей все слышали не раз по радио, телевидению, многие были на их концертах. Самыми известными из них являются Prodigy, Scooter и U96, хотя были и другие – The Shamen, A Guy Called Gerald, Grid, Joey Beltram, Westbam, 808 State, X-Perience и так далее. Фактически появление рейва как субкультуры и направления в музыке произвело на свет большинство этих исполнителей.
Например, группа Prodigy была основана в 1990 году и остаётся лидером, королём на олимпе рейва и по сей день. Немецкий музыкальный коллектив Scooter является наиболее успешной группой Германии – более 25 миллионов продаж альбомов и синглов во всём мире, имеет 80 золотых и платиновых пластинок. И это только часть того, как эта культура повлияла на музыкальный мир.
Как видим, рейв – это часть огромного мира со своим стилем, образом жизни. И игнорировать сей факт нельзя. Конечно, сейчас подобные вечеринки стали чем-то редким, не сильно выделяющимся, довольно тихим и спокойным мероприятием. Но история такова, что рейв – это одна из её страниц, которую перевернули, но не забыли.
ЛЮБОВЬ, ЕДИНСТВО И НАРКОТИКИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РЕЙВ-КУЛЬТУРЫ
Почему рейв – это больше, чем кислотные цвета и наркотики? Как получилось, что The Beatles стояли у истоков рейв-культуры? И где сегодня можно почувствовать себя настоящим рейвером? Обо всем этом читайте в нашей новой статье.
В 1960-е годы рейв вышел за пределы узкого круга богемы. Любую вечеринку, на которой собиралось большое количество молодёжи, стали называть рейвом. В это же время начали появляться предпосылки к “классическому» рейву, который появится чуть позже: термин приобрел второе определение – крещендо в конце музыкальной композиции, где темп становится быстрее и интенсивнее. Именно такой станет электронная музыка рейв-вечеринок в 80-е годы.
В 1967 году в Раундхаус, известном лондонском концертном зале, где в разное время выступали Led Zeppelin, Rolling Stone, Дэвид Боуи и другие музыканты, состоялось мероприятие под названием “Million Volt Light and Sound Rave», посвященное электронной музыке и световым шоу. Специально для этого события The Beatles записали экспериментальную композицию, звуковой коллаж “Carnival of Light», который так и не был включен ни в один из альбомов группы. Вскоре рейв остался где-то за бортом: в Великобританию пришли хиппи, принесшие с собой совершенно новую культуру.
О рейве забыли практически до начала 1980-х годов. Возродившаяся культура стала жёстче и радикальнее, чем 15 лет назад. Движение хиппи не прошло незаметно для рейва: с возвращением рейв-культуры рождается идея PLUR: P – Peace (мир), L – love (любовь), U – unity (единство), R – respect (уважение). Пацифистский посыл PLUR наберёт популярность среди рейверов много позже, с появлением интернета, и получит распространение на рубеже 20-21 веков.
Стиль эйсид-хаус пропитан свободой и легкостью, которая передается и слушателям. Рейв-вечеринки становится местом, где каждый может быть собой, выплеснуть накопившиеся эмоции, просто расслабиться и забыться. С последним пунктом рейверам помогали наркотики и алкоголь, ставшие неотъемлемой частью любой вечеринки. Настоящим гимном эйсид-культуры стал трек шотландской группы The Shamen “Ebeneezer Goode”. Главное в припеве: строчка “eezer goode”, то есть “E’s are good”, “экстази — это классно”.
Мода новых рейверов тоже кардинально изменилась с 60-х годов. Кислотные цвета были уже не только в одежде, но и на головах. Самые отчаянные рейверы красили волосы сразу в несколько цветов. Мешковатая одежда, яркий макияж – всё громко заявляло о внутренней свободе человека и его независимости от общественного мнения.
Расцвет рейв-культуры пришелся на 1990-2000-е года. К началу 90-х рейв охватил всю британскую молодежь, и дальше направился в Европу. Взрывная энергия рейва была настолько заразительна и привлекательна, что однажды на вечеринке One Step Beyond собралось около 30 000 человек.
Из-за постоянных скандалов вокруг вечеринок, связанных с наркотиками и всяческими бесчинствами, полиция стала частым гостем на подобных мероприятиях. Правительство Великобритании вводило штрафы для организаторов рейвов. Но остановить движение было невозможно, оно продолжало шествие по миру.
Ну а что же было в России? Всегда отличавшийся своей прогрессивностью Ленинград стал колыбелью российской рейв-культуры. Первые вечеринки устраивались еще в 89-м году в Ленинграде на набережной Мойки. Андеграундные вечеринки были настолько закрытыми мероприятиями, что попасть туда могли только “свои» люди.
В 1993 году в Петербурге открылся первый в стране клуб “Тоннель», где звучала только электронная музыка. В клубе стала собираться творческая, прогрессивная молодежь. Именно в “Тоннеле» творилась история русской электронной музыки, оттуда вышли многие петербургские диджеи.
Режиссер Ольга Дарфи в 2017 году представила документальный фильм с двойной аллюзией в названии – “Я – Гагарин». Вместе со своими друзьями из 90-х Дарфи вспоминает андеграунд и время расцвета российской рейв-культуры.
В 2003 году в Петербурге прошел первый фестиваль “Пиратская радиостанция». Почти 6000 человек пришли в “Юбилейный». В режиме нон-стоп первая “Радиостанция» продолжалась 11 часов. И по сей день фестиваль ежегодно сотрясает Петербург и другие города России.
С 2016 года в Петербурге проходит один из крупнейших мировых фестивалей электронной музыки “Gamma». Ежегодно организаторы выбирают необычные и аутентичные локации для фестиваля. Так, например, первый фестиваль прошел на заброшенной судостроительной верфи.
Одежда рейверов всегда была сочетанием моды и удобства, все-таки протанцевать 10 часов на каблуках – сомнительная перспектива. Поэтому – только оверсайз и кроссовки. Чтобы не выглядеть на вечеринке белой вороной, современные рейверы ищут одежду в юношеском гардеробе своих родителей. Дизайнеры всячески цитируют стиль первых рейверов в своих новых коллекциях: ретро-панамки (наверняка в детстве вы были владельцем неповторимого оригинала, если, конечно, вы родом из 90-х), спортивные костюмы Adidas образца 80-90-х и очки с цветными стеклами.
Рейв-культура всегда отличалась необузданной энергией, танцами до потери пульса. Выплеск эмоций, единение с толпой, ощущение свободы и тонны бита – всё это рейв.
Что такое рейв
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Давно прошли времена, когда молодежь собиралась на скромные посиделки у кого-нибудь дома.
Нынешнее поколение предпочитает проводить досуг с размахом, в модных клубах, на стадионах, заброшенных складах и заводских цехах, других местах, способных вместить большое количество людей одновременно.
Сейчас принято называть рейвом любое массовое мероприятие, хоть как-то связанное с электронной музыкой. Но так было не всегда.
Рейв — это.
Слово происходит от английского «rave» (массовая вечеринка) и имеет два варианта написания: «рэйв» и «рейв».
Так называют дискотеку на стадионе, в заброшенном промышленном здании или открытой площадке с выступлением одного или нескольких диджеев, сопровождающуюся электронной музыкой.
Первоначально это были массовые вечеринки, собирающие по нескольку тысяч человек. Как правило, посетителям рейва предлагали те или иные наркотики. Понятно, что старшее поколение активно протестовало против такого досуга – кому захочется, чтобы его ребенок становился наркоманом.
Сейчас понятие немного изменилось.
Современный рейв может проходить где угодно: в клубе, на стадионе или под открытым небом. Главное, чтобы на мероприятии царило веселье и звучала хорошая некоммерческая музыка.
Существует еще одно значение этого слова, связанное с построением музыкального произведения.
В музыке рейв – это крещендо («увеличивая»), ускорение темпа в конце композиции. Именно так звучат современные песни и танцевальные мелодии в стиле «рейв».
Немного истории
Первые прообразы рейва проводились в Англии. В конце 50-х годов в районе Лондона Сохо, известном пристанище богемы, битники стали устраивать разухабистые, по мнению обывателей, вечеринки, на которых звучали джаз и рок-н-ролл.
Битники – изначально представители молодежи с антисоциальным поведением, любители праздной жизни.
Со временем понятие трансформировалось. Битниками стали называть молодых людей, протестующих против «американской мечты» (дом, машина, престижная работа) и утверждающих, что в мире есть более важные ценности.
Это был своеобразный вызов обществу, бунт против косности старшего поколения. К сожалению, позже «золотая молодежь» перенесла название на любую дикую и безумную тусовку с dj и громкой музыкой.
В шестидесятые что такое рейв узнали и за пределами узкого круга бунтарей-меломанов (это кто?). Стиль перестал быть элитарным. В 1967 году в известном лондонском концертном зале прошло шоу электронной музыки и световых эффектов «Million Volt Light and Sound Rave».
Знаменитые The Beatles специально для этого мероприятия написали экспериментальную композицию «Carnival of Light». К сожалению, она так и не вошла ни в один из их альбомов. Затем настроения в обществе изменились, и на смену рейву пришли хиппи.
Второе рождение рейва
Как молодежное движение рейв окончательно оформился в конце восьмидесятых. Рейвы стали преемниками афтепати (вечеринка после основного мероприятия).
По британским законам музыка в клубах может звучать только до 2 часов ночи, а разошедшаяся публика никак не хотела прекращать веселье. Поэтому приходилось как-то устраиваться самостоятельно. Отсюда и берут корни афтепати (afterparty) и впоследствии рейвы.
После Великобритании фестивали-рейвы покорили Германию, США, Россию. Новому времени нужна была новая музыка. Никто уже не вспоминал старый добрый джаз и Битлз. В клубах зазвучала качественно иная, непривычная обывателю музыка – чикагский хаус, детройтское техно.
В России первые рейв-пати проходили в Санкт-Петербурге. Там открылись знаменитые тематические клубы, начала работать первая радиостанция, где диджеи вживую исполняли свою музыку.
Рейв – что это означает сегодня? Этим термином называют целый жанр музыкального искусства, сочетающий в себе несколько танцевальных стилей. Но основным для него все же считается техно направление.
Благодаря современному оборудованию диджеи получили возможность экспериментировать со звуковыми треками. В результате мы можем наслаждаться очень динамичными, но в то же время атмосферными композициями.
Слово «рейвить» стало достаточно популярным среди современной молодежи. Как нетрудно догадаться, оно означает тусить, отрываться, веселиться.
Соответственно, рейвер – это любитель массовых вечеринок.
Рейв – это идея?
Знатоки утверждают, что рейв – это не просто музыка и танцы. Это идея, культурное движение, вобравшее в себя определенное отношение к окружающему миру.
Такое трактование рейв получил после своего «второго рождения», а с появлением интернета стало возможно массовое распространение пацифистских взглядов (это как?).
Идею рейва описывают несколько постулатов, обозначенных аббревиатурой PLUR:
Это призыв существовать в мире со всеми окружающими, не делать различий между людьми независимо от их расы и положения в обществе, заботиться обо всех, сообща сохранять мир и любовь, понимать и принимать многообразие культур.
Идеи вечные, как мир, и актуальные в любом обществе.
Вместо заключения
К сожалению, современный рейв – это зачастую только внешняя оболочка когда-то мощного протестного движения. Модные вечеринки ориентированы на вкусы среднестатистического обывателя, часто проводятся в рамках рекламных кампаний.
Призывы к миру, равенству и любви затерялись во времени. А новое поколение видит в рейвах только приятное времяпрепровождение с громкой музыкой и доступными наркотическими веществами.
Однако в последние годы намечается абсолютно другая тенденция. Многие признаются, что приходят на такие мероприятия, чтобы абстрагироваться (это как?) от боли и стресса. И качественная музыка в сочетании с танцами в этом случае действует лучше любого наркотика.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Рейва в чистом виде сейчас мало. При желании можно любую дискотеку назвать рейвом. Был очень популярен в 90-2000 годах, но сейчас точно нет.
Сейчас у нас новые веяния, типа Моргенштерна, хотя музыкой это можно назвать с большой натяжкой.
Сейчас честнее, люди не скрывают, что просто хотят расслабиться и отдохнуть, а не то, что якобы тусуются во имя мира и любви.
Нельзя просто сходить на рейв: почему безумные пляски важны для вас и для общества
Знаете ли вы, что за повадками рейверов наблюдают ученые разных специальностей: антропологи, социологи, религиоведы? Конечно, за ними норовят приглядывать и полицейские, а в совсем тревожных случаях — еще и врачи, но мы сейчас о другом. Оказывается, если вперить пристальный взор в достаточно большую толпу танцующих, то в этом действе можно разглядеть подтверждение теории смещения священного и религиозного опыта, трехчастную ритуальную последовательность и даже «антропологическую необходимость в социальных, субъектных и онтологических границах» (так пишет один из самых серьезных исследователей рейвов — канадский религиовед Франсуа Готье, о котором речь пойдет ниже).
Антропологи, социологи и все, кто изучает человеческое общество с разных сторон, довольно долго обращались либо к прошлому, либо к культурам так называемых примитивных народов — пока не спохватились. Выяснилось, что интересные вещи происходят и в непосредственной близости от них, то есть с теми самыми людьми, которые сидят с ними за столом и ходят по улицам. Особое внимание исследователей привлекли большие скопления народа: внешнему наблюдателю часто кажется, что толпа ведет себя не хаотично, а до известной степени организованно.
Наряду с толпой есть еще публика и масса, и эти термины не тождественны по своему значению. Так, массой можно назвать людей, одновременно прочитавших рекламное объявление магазина и одновременно же отправившихся на распродажу. В отличие от публики и толпы, представители массы мало взаимодействуют друг с другом и стараются как можно скорее распасться обратно на одиночек.
Публика, согласно определению американского социолога Герберта Блумера, — это люди, осознавшие некоторую проблему и пытающиеся ее обсуждать. Плод их взаимодействия — общественное мнение, но не коллективное действие или переживание, на которые как раз и способна толпа.
Канадский религиовед Франсуа Готье с начала 2000-х исследует субкультуры и массовые движения Новейшего времени. Он защитил магистерскую диссертацию по рейвам, и часть его докторской посвящена им же. Готье пишет о том, что в рейвах находит выход важная составляющая религиозного опыта — свободное (то есть не имеющее цели, в соответствии с олимпийским принципом «главное не победа, а участие») телесное переживание.
Кроме того, через рейв его участники вновь открывают для себя «фундаментальную потребность в других людях» и глубоко проживают ее во время многочасовых танцевальных марафонов.
То же освобождающее и одновременно роднящее со всеми окружающими чувство испытывают, к примеру, гости бразильского карнавала в Сан-Салвадор-да-Баия, в котором ежегодно участвуют миллионы людей. Причина этого неожиданного и неповседневного чувства — «заразительная спонтанность» танца, музыки, пения. Интересно, что, в отличие от концерта, клубного или стадионного, где выступающий исполнитель всегда центр события, на карнавале или на рейве такой «локации № 1» нет — точнее, она повсюду (наподобие сферы Паскаля: «Природа — это бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде»).
Сходство рейвов с карнавалами подмечено уже давно, а важнейшая роль последних в обновлении общества, по крайней мере средневекового, объяснил еще раньше Михаил Бахтин, который на Западе по сей день остается одним из самых уважаемых и почитаемых русских интеллектуалов. Во время карнавала все уравниваются со всеми: господа со слугами, женщины с мужчинами, дети со взрослыми; обычное устройство мира переворачивается с ног на голову. Привычная структура бытия рассыпается. Это одновременно освобождающее и пугающее обстоятельство, потому карнавал, как и любой праздник непослушания, конечен.
Антропологи, в частности выдающийся американский исследователь Виктор Тернер, пошли дальше и разделили все карнавальное действо на три этапа: есть определенная структура, потом она сознательно нарушается, и люди покидают ее, переходя в пограничное, или «лиминальное», состояние, а затем возвращаются в обыденность, отдохнувшие от гнета структуры и обновленные для новой жизни внутри нее.
По этой же «схеме» проходит не только карнавал, но и вообще человеческая жизнь. Скажем, ребенок сначала находится внутри структуры (дом и школа), потом он становится юношей и отправляется в армию, которая есть лишь временное состояние, и служба в ней, если речь не идет о контрактниках, к счастью, конечна. Отслужив, молодой человек вновь оказывается в обществе и продолжает учебу, выходит на работу, заводит семью — словом, сам становится частью нормальной структуры.
В древности такие переходы были ярче артикулированы. Например, спартанские юноши проводили годы в лиминальном состоянии «черных охотников»: жили отдельно от остальных сограждан в специальных отрядах-криптиях за городской чертой, промышляли охотой и воровством, не брезговали убийствами — то есть занимались всем тем, чего нормальные люди не делают. Они даже воевали поодиночке в горах, а не как порядочные солдаты — строем и на равнине. Но это было временно: в определенный момент черные охотники возвращались в город, чтобы приступить к обыденной жизни и организованной войне. В дни римских сатурналий рабы садились за стол с господами, а те напяливали шапки вольноотпущенников; все от мала до велика играли в азартные игры, что в остальное время было строжайше запрещено, и т. д.
Франсуа Готье видит в рейве ту же самую ритуальную триаду. Обычные люди: школьники, студенты, домохозяйки, бизнесмены — словом, кто угодно — покидают привычную структуру, отправляются на уравнивающий всех со всеми праздник, а потом возвращаются к обыденности до следующего «карнавала».
Вооруженные теоретическими знаниями о структуре и лиминальности социологи спрашивали участников рейвов об их ощущениях. Выяснилось, что практически все во время события чувствовали себя «подлинными», «настоящими». Такими же им казались и окружающие. Многие отмечали, что эта «аутентичность» резко контрастирует с их обычной, «ненастоящей» жизнью (привет, «Матрица»!).
Противопоставление состояния рейва структуре обычного существования — это прямо-таки классика карнавализма. Что отсюда следует? Что рейверам совершенно необходим переживаемый контраст с обычной, нормальной жизнью. Есть мнение, что это антропологически обусловленная необходимость: переходить границы, не подчиняться правилам, переворачивать все с ног на голову, чтобы затем вернуться к обыденности. Даже символические нарушения все равно помогают восстановить порядок вещей и пережить новый сезон рутины.
Однако на практике оказывается, что «нарушения» больше всего и мешают рейвам — только не символические, а настоящие, такие как продажа наркотиков, в первую очередь MDMA и экстази. В Штатах в 2002 году приняли закон, увеличивающий ответственность за распространение психоактивных веществ (RAVE Act). У полиции накопилась статистика смертей, произошедших на рейвах в 1990-х годах, и было решено действовать на федеральном уровне. Не обошлось, разумеется, и без протестов — не слишком громких, но веселых и музыкальных.
В Калифорнии отдельные округа, в частности Лос-Анджелес, приняли свои собственные законы, например «Акт Саши» (Sasha Act) в 2010-м. Он назван в память о 15-летней Саше Родригес, умершей после передозировки экстази на рейве Electric Daisy Carnival. Суть этого закона и ему подобных состоит в том, что власти округа имеют право требовать от устроителей рейвов, да и вообще концертов, вводить ограничения на число участников, устанавливать возрастной ценз (гости не должны быть моложе 18 или 21 года), обеспечивать всех посетителей бесплатной питьевой водой, размещать на территории пункты медицинской помощи и не препятствовать работе полицейских собак, натасканных на наркотики. Помогли ли эти меры? Не очень: почти все рейвы попросту переехали в соседние округа и штаты, а самые матерые участники перебрались в Европу.
Понять калифорнийских законодателей, конечно, можно: они не забыли ставшие легендарными беспорядки и многочисленные случаи передозировки наркотиками на Альтамонтском фестивале 1969 года («худший день в истории рок-н-ролла», по версии журнала Rolling Stone). Тогда охранявшие выступление группы The Rolling Stones байкеры «Ангелы ада» оказались в центре нескольких драк, в одной из них погиб 18-летний юноша. По окончании злополучного фестиваля музыкальная пресса единодушно заявила о закате эпохи хиппи и завершении эры молодежной контркультуры. Спустя много лет Ричард Броуди, кинокритик влиятельного журнала New Yorker, в статье 2015 года об Альтамонте написал, что главная иллюзия 60-х, будто продвинутые тинейджеры спонтанно создадут новый мир добра и любви, развеялась именно тогда.
Забавно, что в годы расцвета рейва его исследователи использовали очень похожую лексику и похожие идеи, рассматривая фестивали как место зарождения децентрализованной новой мирной культуры или даже религии.
Религиоведы часто говорят, что состояние инакости, в котором пребывает человек, когда уходит от обыденности, сродни переживанию священного в конвенциональных учениях. Делает ли это рейв религией? Нет. Делает ли это рейв социологически и антропологически важным феноменом? Да. Принципиально ли об этом знать, если просто хочется танцевать до упаду? Нет. А что принципиально? Вот что: