Road map что это такое в бизнесе
Дорожная карта — как метод планирования. Что это такое?
Дорожная карта (или roadmap) — один из самых простых, удобных и популярных методов планирования. Который может применяться как в разработке ПО, так и в планировании строительства или государственных проектов. Давайте посмотрим детальней…
Введение
Что такое дорожная карта? Это универсальный инструмент планирования и синхронизации работы над любыми проектами. Используется в самых разных сферах.
В зависимости от функций, различают следующие виды дорожных карт:
Определения
У дорожной карты может быть множество значений в зависимости от контекста.
Дорожная карта — это графическое отображение генерального плана с обозначением основных этапов, ключевых целей и сроков, главный документ для реализации стратегии.
Это мероприятия, действия для достижения какой-либо цели, соглашение о проведении таких мероприятий.
Примеры дорожных карт
Дорожные карты — это один из самых простых и свободных форматов планирования. Существует множество стилей и вариаций. Каждый волен выбирать тот стиль который ему по душе. Для примера можно рассмотреть лишь несколько вариантов и понять что тут все ограничено лишь фантазией.
Самый простой вариант дорожной карты — это обычный todo-список
Например, как у команды FruitionSite.
Пример планирования по фазам от Xiaomi
Красивая дорожная карта у команды Mojo Vision
Особо стоит отметить, что ребята понимают что нужно сделать, но вот в 2021, 22 или 23 году не уверены 🙂 Потому оставили прочерки. Так тоже бывает.
Дорожная карта команды Seafile с шагом в полгода
Пример простой дорожной карты WordPress на год
Эта дорожная карта синхронизирует устремление более 500 разработчиков WordPress по всему миру. И более 1 000 000 клиентов.
Пример дорожной карты, которая встречается в Правительстве РФ
Пример помесячного планирования дорожной карты отдельных этапов, автор Мэтт Мулленвег
Очень часто дорожную карту можно спланировать только на 2-3 месяца вперед тезисно. Но даже этот вариант почти всегда оказывается очень эффективен.
Пример дорожной карты Nokia на 3 квартала с визуализацией
Сравнение с водопадным и бальным планированием
Важно отличать дорожную карту от диаграмм Ганта, водопадных подходов и баллов в скраме.
Подробнее разбирали эту тему тут: https://bizzapps.ru/?p=6433
Сервисы и программы для планирования дорожных карт
Существует множество приложений и сервисов, которые помогают создавать дорожные карты и планировать работу.
Больше приложений и продуктов для планирования дорожных карт можно посмотреть в нашем каталоге.
Что такое roadmap: виды, примеры
Узнайте, как правильно составить roadmap
Roadmap (с англ. дорожная карта) — это инструмент визуализации стратегии развития компании, стадий запуска проекта и продвижения продуктов. Она представляет собой документ или графический файл, в котором описаны основные этапы, необходимые для достижения поставленной цели.
Содержание
Зачем нужна roadmap
Дорожную карту используют, чтобы согласовать работу между отделами, продемонстрировать инвесторам этапы и сроки выполнения задач, помочь членам команды лучше понять процесс достижения целей. Также ее применяют руководители команд и CEO, отделы продаж, службы поддержки клиентов.
Roadmap создают перед запуском проекта для визуализации стратегии конкурентного развития, а также после запуска, если произошли кардинальные изменения в работе. Дорожные карты разрабатывают на квартал, пол года и даже год. В них вносят такую информацию как цели и задачи, этапы работы и их приоритетность, основные сроки.
В отличие от маркетингового плана, roadmap отображает долгосрочные стратегии и цели, а не детальное описание процесса работы с требованиями к сотрудникам и дедлайнами каждой задачи. Дорожная карта представляет собой «живой документ», который может меняться, поэтому нужно назначить человека, ответственного за его корректировку.
Поскольку roadmap необходима для согласования работы между всеми участниками бизнес-процесса, то важно, чтобы она была понятной и доступной. Именно поэтому дорожную карту чаще всего создают в виде таблицы, что позволяет легко сканировать информацию независимо от количества этапов и сложности проекта. Далее вы узнаете, какие бывают roadmap.
Виды roadmap
Дорожные карты классифицируют на основании функций. Ознакомьтесь с их основными видами.
В следующем разделе вы подробнее узнаете, что собой представляет дорожная карта и какие перед ней стоят цели.
Цели roadmap
Дорожная карта не рассказывает о решениях задач, поскольку не предназначена для отслеживания процесса работы на каждом этапе. Она описывает ключевые бизнес-цели или проблемы. С помощью этого стратегического документа все участники бизнес-процесса будут четко понимать направление развития продукта компании. Посмотрите, каких целей можно достичь с помощью дорожной карты.
Далее вы узнаете, как составить дорожную карту для достижения своих бизнес-целей.
Как составить roadmap
Давайте посмотрим, из каких основных этапов состоит процесс разработки дорожной карты и какую информацию необходимо в нее добавить.
Существует несколько способов создания дорожной карты. Ее можно разработать в Google таблицах, PowerPoint, Excel или с помощью таких специальных сервисов как ProductPlan, Roadmap Planner, Venngage и так далее. Для создания roadmap также используют готовые редактируемые шаблоны из интернета. В следующем разделе вы ознакомитесь с несколькими дорожными картами, созданными с помощью разных инструментов.
Примеры roadmap
Для создания roadmap учитывают ее цели и задачи, целевую аудиторию, тенденции развития рынка и многое другое. Ниже вы видите пример схематической дорожной карты, созданной для команды разработчиков. Эта roadmap содержит временные рамки и ключевые задачи, которые для простоты восприятия выделены разными цветами.
Еще один распространенный вариант создания дорожной карты — это инфографика. В примере ниже вы видите roadmap, построенную по принципу канбан-доски.
Подобную дорожную карту можно создать в сервисе Venngage. Такой подход к визуализации помогает пошагово отобразить процесс и указать временные рамки работы на каждом этапе. В столбцах по вертикали указаны задачи, а по горизонтали отмечены сроки выполнения.
Для того, чтобы визуализировать стратегию, используют интеллект-карты. Диаграмму связей создают с помощью таких инструментов как MindMap, Coggle, XMind, MindMeister и другие. Ниже вы видите пример дорожной карты проекта, сделанной в виде интеллект-карты.
Теперь, давайте посмотрим, как может выглядеть дорожная карта в Excel. В первом столбце слева указан список задач, в последующих вы видите ответственные лица, сроки выполнения, длительность работы над каждой задачей и статус.
Вот еще один пример дорожной карты исследования рынка и развития бизнеса в сервисе Excel.
Мы рассмотрели самые распространенные варианты создания roadmap. Визуализация дорожной карты отличается в зависимости от целей, целевой аудитории, поставленных задач и возможностей. В одних случаях roadmap может выглядеть как большая инфографика, а в других ― как краткая схема, похожая на первый пример, с которым вы ознакомились выше.
Используйте roadmap в качестве путеводителя для достижения своих бизнес-целей. Помните, дорожная карта необходима для визуализации процесса и согласования работы. Поэтому она должна быть понятной и вести участников процесса в правильном направлении.
Дорожная карта: что это такое и почему она вам нужна
Стратегическое развитие компании – важный показатель при формировании маркетинговой политики и при изучении других составляющих. На основании этого направления анализируют финансовые, качественные, количественные показатели проектов, коммуникацию с клиентами. В составлении визуала используют дорожные карты, по которым отслеживается развитие фирмы и отдельных продуктов. Это помогает оценить востребованность на рынке.
Что такое дорожная карта проекта
Дорожная карта – это графическое отображение стратегии развития. В нее входят этапы, цели и сроки достижения задач. На основании дорожной карты можно понять, кто достигает целей, в чем заключаются эти цели и какой срок выполнения. Ценность дорожной карты во взаимосвязях между явлениями на любом промежутке времени.
Отличия дорожной карты в Agile и Waterfall
Модель Waterfall подходит для изучения финансовых показателей. А Agile применяют в первую очередь для изучения клиентов и исследования метрики этого направления. Например, показатель прироста пользователей.
Карты на основании Waterfall отражают результаты, к которым компания придет через 1-2 года. Карты Agile отражают близкие результаты, используя кварталы. В моделях разные принципы взаимодействия. В модели Waterfall члены команды работают последовательно, в Agile у сотрудников универсальные роли, при которых они могут выполнять одновременно несколько действий.
Для кого составляют дорожные карты
Дорожные карты – универсальный инструмент для руководителей и разработчиков сложных проектов. Они подходят всем компаниям из-за гибкости и адаптивности к задачам. В основе дорожной карты поиск решения, для которого используются доступные технологии. Графика помогает визуализировать процесс, так как составляется в соответствии с потребностями компании.
Зачем нужна дорожная карта
Цель составления дорожной карты – демонстрация идей и прогресса компании в заданном направлении. Это помогает ориентироваться сотрудникам в целях и задачах. В дорожную карту включаются функции, требования и инициативы, которые должны выполнять руководители, менеджеры, финансисты, специалисты сотрудники службы поддержки.
Увидеть прогресс бизнеса помогает также сквозная аналитика. Реклама отнимает значительную часть бюджета на развитие, поэтому важно анализировать эффективность маркетинговых кампаний. Так вы понимаете, что приносит вам трафик и прибыль. Сквозная аналитика Calltouch – это автоматические отчеты по всем рекламным каналам в одном месте с данными о лидах и сделках.
Сквозная аналитика
Дорожные карты показывают привлекательную сторону компании для заинтересованных сторон. Например, акционеров и заказчиков. Такие документы называются внешними, так как они ориентированы на сторонних лиц.
Классификация дорожных карт
Существует несколько разновидностей дорожных карт, кроме разделения на внешнюю и внутреннюю составляющую.
По способу реализации
По способу воплощения карты разделяют на:
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок
Логистический партнер для бизнеса и частных лиц
Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса
По целям
По показателям целеполагания дорожные карты бывают:
Roadmap в маркетинге
Дорожная карта в бизнесе исходит из трех маркетинговых стратегий:
Этапы создания дорожной карты
Дорожная карта строится за несколько шагов, проработка которых показывает цели и задачи компании. Последовательное прохождение этапов дает слаженное выполнение функций со стороны персонала и руководства.
Определение стратегии
Масштабные стратегии основаны на главных целях. На этом этапе определяют видение продукта или пути компании. Это идеальный результат, который руководитель хочет получить. Будет ли это лидерство в определенной отрасли или в достижении финансовых показателей – зависит от представленной стратегии.
Кастомизация релизов
Здесь отображаются сроки, цели и исполнители задач. Нужно принять решение о внутренних и внешних данных, которые будут представлены в релизах продуктов. При этом даты внутренних и внешних релизов могут быть разными.
Приоритизация фич
Клиентские запросы оценивают в соответствии со стратегией действий. Для этого существуют оценочные карты, с помощью которых расставляют приоритеты в актуальных дорожных картах.
Совместное использование дорожной карты
Создание продуктов – это совместная работа, основанная на обратной связи с заинтересованными лицами. С помощью специального ПО сохраняют промежуточный результат, выкладывают его, получают обратную связь и дорабатывают по необходимости.
Выбор каналов продвижения
Дорожная карта продукта строится на каналах продвижения, которые используют при разработке актуальной стратегии. Среди показателей необходимо учесть несколько элементов.
Источники трафика
Дорожная карта содержит сведения о каналах трафика для привлечения внимания к продукту или компании. Это платформы, на которых размещают рекламные объявления с товарами или услугами.
Для объективной оценки эффективности рекламных каналов подключите сквозную аналитику Calltouch и не тратьте время на рутинные задачи. Вы узнаете, что приносит вам целевой трафик и доход.
Стратегия коммуникации
При разработке продуктов постоянно поддерживают контакт с целевой аудиторией для увеличения интереса, изучения мнений и доработок для удобного использования. Важно заранее продумать коммуникацию с аудиторией : какие аспекты будут продемонстрированы, что останется для внутренней разработки.
Для клиента важно иметь удобный способ связи с компанией, если он захочет оставить заявку или задать вопрос о продукте. Не всем нравится звонить, намного комфортнее заказать обратный звонок в удобное время. Решите этот вопрос с помощью всего одной кнопки на сайте — виджета обратного звонка Calltouch. Адаптируйте дизайн виджета под свой стиль и настраивайте сбор заявок даже в нерабочее время.
Виджет обратного звонка для сайта
Контент-план
На основании этого показателя разрабатывают публикации для общения с аудиторией. Контент-план помогает в маркетинговых и организационных задачах.
Команда
Подбор команды зависит от стратегии построения дорожной карты. Важно определить, будет ли команда с четкими ролями и границами или она строится по адаптивному сценарию, в котором задачи могут решать разные сотрудники.
Анализ
Анализ проводят в соответствии с показателями. Например, анализ лидов покажет процент конверсий, количество заявок. После внедрения нового инструмента следует провести анализ, чтобы понять его пользу для компании.
Советы по реализации простой дорожной карты внутри проекта
Перед составлением дорожной карты, нужно продумать:
При создании карты внутри проекта прописывают альтернативные варианты достижения цели на случай, если не удастся первоначальный вариант.
Пример дорожной карты
Российская компания «Автодор» составила свою дорожную карту с проектом развития скоростных автодорог в стране. Срок выполнения проекта — 2035 год. На карте отметили участки для реконструкции, экономические показатели. По этому плану сотрудники разных отделов реализуют задачи, что приводит к достижению результата.
Программы для создания дорожной карты
Есть несколько вариантов быстрого построения дорожной карты. Это можно делать в разных форматах, с помощью обычных сервисов и специализированных.
Электронные таблицы
Простой способов для создания дорожной карты – таблицы Excel. В них можно компактно уместить все идеи, инициативы, сроки. Здесь нельзя визуализировать процесс, и такие таблицы сложно согласовать с другими членами команды.
Презентации
Презентации добавляют визуал в дорожную карту. Недостаток – они статичны, в них нельзя вносить изменения в реальном времени. Дорожная карта должна синхронизироваться и обновляться у каждого сотрудника одновременно.
Специальные сервисы
Сервисы позволяют быстро и наглядно создать дорожную карту по внутренним шаблонам. Это экономит время и дает возможность расписать все планы и задачи для сотрудников. У большинства есть бесплатная версия, поэтому вы можете выбрать оптимальный вариант для оформления подписки.
ProductPlan
Пользователи могут использовать различные шаблоны, загружать файлы из Excel, экспортировать готовые таблицы в любые форматы. У программы отсутствует русский интерфейс, а стоимость подписки высокая (39$) по сравнению с другими вариантами.
Roadmap Planner
Продвинутый сервис с возможностями для визуализации. Например, заданные шаблоны, возможность коллективной работы. Присутствует двухнедельный пробный период. Сервис не поддерживает экспорт файлов.
Roadmunk
Предоставляет большое количество шаблонов и стратегических решений, поэтому быстро оформляются нужные схемы. Можно вручную добавлять элементы, есть совместный доступ к картам для сотрудников и экспорт файлов. Нет русскоязычного интерфейса.
Это система для визуальных стратегий для конкретного продукта. Она позволяет управлять запросами, ставить дедлайны, обозначать функции, составлять планы по загруженности. Особенность сервиса в том, то он больше подходит для ведения проектов, чем для управления продуктами.
Venngage
Это конструктор, в котором можно быстро составить дорожную карту из шаблонов. Доступны дополнительные варианты в виде бизнес-планов, буклетов. Есть поддержка русского языка, но большие ограничения для пользователей в бесплатном режиме.
Заключение
Дорожные карты – полезный инструмент для того, чтобы отслеживать динамику развития компании, обозначать цели и промежуточные итоги. Они отличаются уровнем детализации, задачами и моделями. При этом дорожные карты адаптивны и гибки, что позволяет перестраивать их в зависимости от ситуации. Поэтому их роль положительно оценивают и сотрудники, и руководители компаний.
Что такое дорожная карта проекта: разработка + 4 программы
Дорожная карта – наглядный пошаговый план достижения конечных целей компании.
Как правило, в ней указываются участники команды, внешние или внутренние клиенты, для которых карта создается, цели проекта и различные визуальные части – схемы, графики, таблицы и другие элементы.
Карта может быть простой в исполнении, например, в виде таблицы. Пример ниже – типичная дорожная карта, реализована под выпуск продукта.
Дорожная карта под выпуск продукта
А еще при создании карты можно дать волю фантазии, и получить нечто вроде примера ниже. Это необычная дорожная карта перехода к цифровой экономике. Хотя и выглядит, как схема Московского метро:).
Карта перехода к цифровой экономике
Кстати, дочитайте статью до конца, специально для читателей блога я приготовила шаблон простой дорожной карты. Скачивайте и пользуйтесь, как говорится. Но об этом позже. Сначала база знаний.
Когда нужна карта
Обычно эксперты, делающие такие карты, говорят “Она нужна всем”. Их понять можно, они болеют свои делом. НО я скажу иначе и приведу примеры, по реализации каких целей и задач дорожная карта должна внедряться в 9 из 10 случаев:
Продуктовые (новый продукт). Например, при выпуске новой кредитной карты в банке. В дорожной карте продукта будут описаны такие необходимые детали, как сроки запуска, обучение консультантов преимуществам продукта, рекламные компании и акции, техническое обеспечение, тестирование и т.д.
Технологические. Используют для сравнений, когда нужно обойти конкурентов или показать разницу. Например, если Вы хотите закупить новые кофе-машины в кофейню, выбирайте поставщика, у которого в карте описаны действия при рисках, поэтапные сервисные проверки кофе-машин и все сроки.
Отраслевые. Это сложные схемы-стратегии развития больших секторов промышленности. Может использоваться для оценки влияния рынка. Например, если Вам нужно разработать стратегию предприятия, исходя из условий рынка.
Корпоративные. Используют, если нужна стратегия развития корпоративной культуры или когда в компании произошла реорганизация. Например, Вы продаете кроссовки в Азии. Новое руководство решает завоевать рынок Европы. В карте указывается, какой объем продаж, доход, охват есть сейчас, какие варианты и сколько времени и трудозатрат будет нужно и т.д.
Образовательные. Такие карты идеальны для составления сотрудниками отдела кадров системы мотивации или постановки индивидуальных планов развития и совершенствования личных качеств. Например, карта может пригодиться сотруднику, получившему глобальную задачу от руководителя.
Карта проекта. Может использоваться практически в любой области. Цель может быть как и личная (например, пробежать марафон – почему бы и нет?), так и от руководителя (который настаивает на том, что компания обязана обойти конкурента по объему продаж в этом месяце).
Про то, что карта должна быть визуально понятной, распинаться не буду. Вы это и так знаете. Но вот в ее наполнении, помимо общих элементов вроде контрольных дат и ответственных, есть и специфические.
Что показывать
Все зависит от аудитории, которой Вы ее покажете, поэтому привожу таблицу для сравнения (боссу ведь не интересно знать про мотивацию отдела кадров?).
Кому показывать | Что показывать |
Руководителям | – Свое видение стратегии; – Сроки достижения результата; – Количество необходимых ресурсов. |
Инвесторам, партнёрам | – Преимущества проекта/продукта/услуги; – Основные выгоды от сотрудничества. |
Менеджерам по продажам | – Обучающий материал; – Выгоды для целевой аудитории. |
Тех. исполнителям, разработчикам | – Основные релизы и материалы, сроки их реализации; – Функции, которые они будут реализовывать; – Материально-техническую базу. |
Отделу кадров | – Сроки, от которых зависят все мотивационные программы и денежные выплаты премий и бонусов. |
Кстати, если Вам нужна для карты информация по клиентам, будет проще её “доставать” и применять, если у Вас налажена система работы с клиентами – есть crm (Битрикс24 или Мегаплан, например).
Где создавать
Оформление карты зависит от проекта, задач и целей. Согласитесь, при запуске продукта красивая картинка будет привлекательней для инвесторов, чем скучная таблица в Excel. Впрочем, решать Вам, я только расскажу про самые популярные способы создания дорожных карт проекта.
1. Microsoft Excel или Google Таблицы
Если у Вас есть навыки работы с электронными таблицами, можете создавать дорожную карту в них. При этом карта будет отображать основные моменты ключевой цепочки “цели – задачи – команда – сроки – подходы”, которую Вы составите заранее.
Плюсы: простой, дешевый и доступный для всех способ разработки дорожной карты.
Минусы: нет автоматического обновления, отсутствие визуализации.
2. Презентации
Подойдет любая программа для создания презентаций, например, Power Point или Google Презентации. Здесь визуализация целиком зависит от навыков автора.
Плюсы: простое использование всеми участниками
процесса, творческая работа.
Минусы: нет автоматического обновления и синхронизации между участниками.
3. Сервисы
Очевидно, что для работы понадобится, собственно, сервис и желание его освоить. А вообще, именно такой вид карт можно и нужно демонстрировать для удачной презентации своей стратегии.
Плюсы: возможности для создания интересной визуализации, экономия временных и человеко- ресурсов, синхронное обновление у участников (важное отличие от других способов!).
Минусы: денежные затраты на платные сервисы, время и мозговые ресурсы для изучения программы и всех ее преимуществ.
Спешу Вас обрадовать, ниже я составила список наиболее популярных и рекомендованных сервисов для создания дорожных карт. Какой выбрать, решать Вам.
Сервис 1. GanttPRO
Преимущества : функция делегирования задач между участниками, отслеживания общего прогресса, понятный интерфейс, возможность экспорта в разные форматы. Возможность совместной работы команды, откат по действиям (изменениям), доступные языки: русский, английский, широкий выбор фильтров и меток.
Недостатки : нет мобильного приложения, с телефона в браузере не очень удобно работать.
Сервис 2. Roadmunk
Преимущества : задачи с наглядным распределением времени, позволяет оперативно планировать дела, проводить спринты, фильтры и цвета для удобной работы, интеграция с различными сервисами, простой в использовании, есть подключение команды.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствует отслеживание загруженности.
Сервис 3. Hygger
Преимущества : систематизация проектных досок, отслеживание времени и прогресса, интеграция с различными сервисами, возможно подключение команды, доступен в веб-версии и в качестве мобильного приложения.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нет учета затрат и шаблонов.
Сервис 4. Taskworld
Преимущества : отличная визуализация, работа проектной группы, есть мобильное приложение и система оповещений.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нестабильная работа мобильного приложения (долго грузится и иногда зависает).
Как создать Дорожную карту
Чтобы сделать дорожную карту, весь процесс по ее разработке важно разделить на несколько этапов и пошагово все распланировать. И, как обещала, привожу шаблон карты. Вы можете использовать мой и следовать инструкции ниже, либо придумать свой вариант карты проекта.
Шаг 1. Цели и задачи
Здесь Вы можете исходить из видов дорожных карт и определить соответствующие цели. А от их постановки уже будете “танцевать”. То есть определите основные задачи и подзадачи на разных этапах реализации плана.
Шаг 2. Ответственные и сроки
Теперь выберите коллег/участников для взаимодействия, обсудите все этапы, расставьте приоритеты. Не забудьте согласовать нюансы, проговорить зоны ответственности, выявить белые пятна.
Установите контрольные даты и конкретные сроки исполнения. Они должны быть, непременно, с запасом, чтобы избежать срывов дедлайнов. Это идеальный вариант, так Вы ничего не упустите и не потеряете время.
Шаг 3. Выбор инструментов
Обсудите все с участниками процесса и определитесь с инструментами для исполнения Ваших задач. Сформулированный и согласованный список инструментов будет отвечать на следующие вопросы:
… и так до бесконечности, в зависимости от того, что Вы выявили на аудите. Таким образом, получится заполненная карта, с учетом всех нюансов. Останется только отмечать ход выполнения.
Коротко о главном
Дорожная карта проекта позволяет сэкономить время на исполнение действий и обдумывание следующих шагов. Вы можете использовать ее при запуске продукта или когда нужно донести до каждого сотрудника, что в этом месяце кровь из носу нужно обскакать конкурента.
Подводя итоги, хочу отметить сильные и слабые стороны такого метода как Roadmap или Дорожная карта: