Roadmap проекта что это
Как создать идеальную дорожную карту продукта и что для этого нужно?
Если раньше для этих целей обходились простыми функциями Excel или Powerpoint, то современные менеджеры продуктов могут получать реальную пользу и удовольствие от работы с качественными инструментами для создания дорожной карты.
Зачем нужна дорожная карта?
Цель дорожной карты, как основного документа менеджера продукта, – донести главные идеи и прогресс в задачах до членов команды и внешних заинтересованных сторон (акционеров, заказчиков, партнеров).
Продуктовая дорожная карта состоит из инициативы глобального уровня и всех ее запланированных шагов. В нее не должна входить каждая функция продукта и подробные списки багов. Этот стратегический документ предназначен для отдельного планирования.
Обязательно следует актуализировать roadmap продукта на протяжении всего его жизненного цикла. Включенные функции, инициативы и требования должны создаваться и инициироваться многими сторонами: руководством, клиентами, sales-менеджерами, партнерами, службой поддержки, разработчиками, финансистами и, конечно, продуктовиками.
Дорожные карты не ограничиваются продуктами: их цели аналогичны для разных видов (например, маркетинговые и IT-роадмапы).
Любая дорожная карта, ориентированная на свою аудиторию, имеет свои особенности.
Также дорожные карты отличаются в разных командах. К примеру, роадмап в Agile-команде будет отличаться от типовой дорожной карты в Waterfall.
Отличия дорожные карты в Agile и Waterfall
Не существует идеального подхода, как визуально создавать дорожную карту; вы можете использовать разные шаблоны для отображения основных данных:
Как создать идеальную дорожную карту?
Электронные таблицы
Один из простейших способов создать дорожную карту — использовать электронные таблицы. Например, с помощью Excel можно скомпилировать продуктовые идеи, инициативы, выставить сроки и дедлайны. Их достаточно просто обновлять.
Однако дорожные карты в таблицах имеют значительные недостатки. Таблицы не обладают достаточной визуализацией и их недостаточно для представления стратегического плана. Кроме того, тот же Excel — это статичный документ, который после шаринга сложно контролировать и синхронизировать версии со всеми участниками команды.
Презентации
Гораздо проще представить визуально дорожную карту в ПО, предназначенном для создания презентаций. Здесь у менеджера продукта больше возможностей и свободы действий.
Но и в этом случае, презентация — это статичный документ, требующий ручных обновлений, как и электронная таблица, что может создать путаницу с контролем версий. В идеале дорожная карта должна синхронно обновляться у всех членов команды. Именно поэтому сегодня все популярнее становится сервис для управления продуктами с функционалом для создания дорожных карт.
Почему специальные сервисы лучше простых способов создания дорожной карты?
У менеджеров продуктов сегодня есть возможность визуализировать дорожные карты с помощью лучших управленческих инструментов, которые помогают:
Если сервис для управления продуктом определен, можно приступать к созданию дорожной карты. С чего начать? Как создать понятную всем дорожную карту?
Основные этапы создания дорожной карты
Вероятно, нет необходимости напоминать лишний раз о ключевых бизнес-целях, которые напрямую связаны с созданием дорожных карт. Четко понимая их, а также ваши инициативы, в которые вы собираетесь инвестировать, вы можете определить, какие функции добавить в свою дорожную карту (подумав о том, что будет иметь наибольшее влияние на ваш бизнес). Вот 4-шаговая стратегия, которая будет полезна всем:
1. Определение стратегии
Обычно глобальные стратегии основаны на ключевых целях. Это общее видение целей определяет ваш прогноз для всего продукта. Сильное видение продукта поддерживается деталями, связанными с вашими клиентами и их потребностями.
Оно отражает суть того, что вы хотите получить. Убедитесь, что ваша команда понимает все на этом этапе, чтобы развить свой будущий шедевр.
2. Кастомизация релизов
Здесь вы выбираете функции, которые нужно выделить, и решаете, должны ли внутренние или внешние данные представляться в каждом релизе или нет. Даты внешних и внутренних релизов могут быть разными.
3. Приоритизация фич
Помните, что запросы клиентов всегда должны оцениваться в соответствии с вашей стратегией.
Существуют различные метрики, которые помогают оценить вашу стратегию. Нетрудно создать свою собственную оценочную карту по вашему виду продукта, поскольку каждый продукт является чем-то уникальным. Имея свою оценочную карту, вы сможете объективно расставить приоритеты в своих дорожных картах. Не забывайте об общих правилах по установлению приоритетов и известных методологиях приоритизации.
4. Совместное использование дорожной карты
Создание отличных продуктов невозможно без коммуникации, обратной связи и прозрачности взаимоотношений. Без них не обойтись и в вашей стратегии.
Когда вы получаете желаемый результат, вы можете сохранить его и поделиться с заинтересованными сторонами. С помощью программного обеспечения для управления продуктами, вы можете легко делиться своими роадмапами, постоянно обновляя их.
В качестве заключение
Похоже, дорожные карты становятся обязательным и эффективным инструментом для управленческих целей. Они помогают управлять графиком команды, обсуждениями, разбивать задачи на подзадачи, своевременно завершать работу, измерять производительность и достигать успешных результатов.
Хорошо разработанное программное обеспечение с опцией roadmap является мощным стратегическим инструментом в управлении продуктами.
А каков ваш опыт использования дорожных карт? Делитесь своими идеями и историями успеха.
Roadmap продукта
Roadmap продукта. Что это такое? Как составить roadmap?
Для начала стоит определиться что же такое Roadmap (дорожная карта). Это своего рода последовательность задач в проекте, которые команда должна делать одну за другой, либо параллельно. Соответственно Roadmap строится исходя из критичности функционала и из внутренних зависимостей между задачами.
То есть грубо говоря мы сначала делаем фичу (функционал)№1, затем мы одновременно делаем фичу №2 и №3, потому что их можно делать одновременно, но обязательно после фичи №1 и потом мы всё это заканчиваем фичей №4.
Это грубое описание того, что из себя представляет Roadmap.
Для того чтобы понять, как сделать Roadmap который будет давать результат, для начала нужно понять для чего команды вообще делают Roadmap.
Зачем нужен Roadmap.
Обычно в продукте есть какие-то спонсоры. Скорее всего это кто-то от бизнеса вашей компании, либо это какие-то инвесторы. И соответственно Roadmap нужен этим бизнесменам или инвесторам, чтобы показывать, что ваша команда делает самый критичный функционал из списка задач.
Roadmap нужен для того, чтобы бизнес или стейкхолдеры (лица заинтересованные в реализации проекта) могли понимать сроки: какое время вы реализуете тот или иной функционал. Это необходимо потому, что часто вместе с релизом определенного функционала необходимо планировать какие-то параллельные дополнительные действия: маркетинговые активности, планировать бюджет расширения команды, расширение штатов (например продавцов). Поэтому Roadmap нужен для каких-то верхнеуровневых срооков, под которыми команда подписалась (закоммитилась (от англ. to commit) – означает подписаться на выполнение сделки на определенных условиях, в определенный срок).
Ну и конечно же Roadmap нужен самой команде для того, чтобы у всех членов команды было понимание кто, что и зачем делает. Чтобы не было ощущения, что вы идёте вслепую и делаете какой-то функционал вне общей картины.
Проблемы классических Roadmap.
К сожалению, очень часто бывает так, что команда вместе с продакт менеджером построили Roadmap, показали его бизнесу, подписались под сроки и в принципе уже реализовали этот функционал. Но он не работает. Он не решает проблемы пользователей.
Почему так? На самом деле 9 из 10 идей задач вашем бэклоге просто не сработают (Бэклог – это список новых функций, изменений существующих функций, исправления ошибок, изменений инфраструктуры или других действий, которые команда может выполнить для достижения определенного результата).
Во-первых, для пользователя может просто не быть ценности в той фиче, которую вы сделали. Во-вторых, фича может быть слишком сложной в использовании для пользователя. И они могут просто не разобраться как ей пользоваться. В-третьих, фича может быть технически очень сложной в реализации или недостижимой: например, необходим сложный алгоритм с использованием VR технологий, artificial Intelligence, в машинном обучении, а ваш инженер программист не в состоянии осуществить это на вашем маленьком проекте. В-четвёртых, у вашей фичи могут быть какие-то юридические ограничения: например, вы, реализовав эту фичу, можете нарушать закон и так далее.
Что же нужно включать в Roadmap, который даст результат?
В него нужно включать последовательность проблем бизнеса. Соответственно, когда вы даете какой-то коммит бизнесу, вы говорите: «Сначала мы будем решать вот такую критичную проблему, потом такую, а потом вот эту». Таким образом, у вас выстраивается картина, какие проблемы пользователей вы собираетесь своим функционалом решать.
Когда вы начинаете прорабатывать бизнес-проблемы, нужно обязательно уделить время на исследование продукта и проблемы (research). Когда вы будете видеть проблемы, которые вам нужно поработать в вашем Roadmap, вы будете понимать, каким образом в данный момент времени их можно максимально эффективно решить.
Часто, когда продакт менеджер указывает в Roadmap саму проблему, а не пути ее решения, это мотивирует команду решать эту проблему более креативно. В таком случае бизнес может получить более эффективный результат.
Так как же построить Roadmap?
Практически все дорожные карты продуктов относятся к одной из трех основных структур:
— карты без указания временных ограничений (no-dates product roadmap);
— гибридные карты (hybrid product roadmap);
— карты с указанием четких временных ограничений (timeline product roadmap).
Для многих компаний, особенно тех, которые разрабатывают продукты на ранней стадии по методологии Agile, временные дорожные карты не являются полезными или необходимыми.
1. Дорожная карта «без дат» предлагает большую гибкость, чем дорожные карты, построенные на графиках. Они полезны для компаний, приоритеты которых постоянно меняются. Обычно это происходит, когда ваш продукт все еще находится на начальной стадии, когда вы обрабатываете новую информацию еженедельно или даже ежедневно. Вашими основными целями являются: поиск продукта, подходящего для рынка, и поиск первых клиентов. Вы не занимаетесь комплексным долгосрочным планированием.
2. Гибридная дорожная карта. По мере того как продукт становится более зрелым, дорожная карта должна будет отражать более полное представление о продукте. Вот тут-то и появляется гибридная дорожная карта продуктов.
Этот тип плана развития продукта включает даты, но не точные даты. Например, компания может создать дорожную карту продукта, организованную по месяцам или кварталам. Такой стиль дорожной карты позволяет вам планировать будущее, сохраняя при этом гибкость. Это наиболее полезно, когда продукт нацелен на ранних пользователей и входит в начальные стадии роста. На этом этапе компания начинает зависеть от времени, поскольку начинает управлять потребностями клиентов. Компании на этом этапе не могут быть исключительно гибкими. Они не могут игнорировать реалии рынка, который работает с соблюдением сроков и скорости. Им нужно начать планирование хотя бы на несколько месяцев или кварталов вперед.
3. Карты с указанием временных ограничений. Тут все понятно из названия: это дорожная карта, нанесенная на шкалу времени. Дорожная карта с временной шкалой нужна тогда, когда вы будете управлять несколькими отделами, зависимостями и сроками. Обычно этого не происходит, пока вы не соберете достаточное количество первых пользователей.
На этом этапе несколько отделов работают вместе, и им нужна конкретная структура для координации. Маркетинг не может смотреть на план без дат и правильно планировать кампании. Отдел продаж должен иметь возможность связывать обязательства по датам, иначе они не смогут закрывать сделки. Группа разработчиков продукта должна понимать потребности других отделов и решать их задачи.
Временные рамки показывают долгосрочное видение продукта, поскольку некоторые отделы должны планировать вперед на год или больше.
Создание дорожной карты продукта и управление ей это непрерывный процесс, где присутствует много задач, которыми необходимо грамотно жонглировать, для воплощения задуманной идеи в жизнь.
RoadMap продукта
Что такое RoadMap или дорожная карта в управлении проектами? Roadmap проекта — это графический обзор целей и результатов проекта, представленных на временной шкале. В отличие от плана проекта, где детали обрисованы, дорожная карта должна быть простой и не содержать мелочи.
Это делает дорожную карту продукта полезным инструментом для управления ожиданиями заинтересованных сторон, а также для обмена планами и координации ресурсов с другими командами.
Чтобы построить дорожную карту, учитывайте рыночные тенденции, значимые предложения и технические ограничения. Как только эти факторы достаточно хорошо поняты, отразите в дорожной карте, как инициативы со сроками исполнения. Ниже приведен очень простой план действий для команды разработчиков. Инициативы выделены цветом, а сроки обозначены вехами.
После того, как дорожная карта создана, ее необходимо передать всей команде, чтобы все понимали видение и направление. Встречается, что менеджеры продуктов создают свои дорожные карты в PowerPoint или электронных таблицах, а затем отправляют по электронной почте скриншоты команде. Несмотря на благие намерения, эта стратегия изначально ошибочна. Каждый член команды имеет свою собственную копию дорожной карты, и держать всех в курсе, когда вносятся изменения проблематично.
Так как же Продукт Менеджерам лучше информировать команду? Просто.
Разместите план на общем ресурсе или интернете и держите в курсе команду, чтобы у них был единый источник.
Большинство инструментов для совместной работы, будут автоматически уведомлять всех участников проекта, что дорожная карта изменилась.
Важно связать работу вашей команды с дорожной картой. Опробованный и надежный способ сделать это состоит в том, чтобы разбить инициативы на эпосы в незавершенных продуктах, а затем разложить их на требования и истории пользователей. Таким образом, связывая все это вместе, продукт менеджеру и команде разработчиков легче принимать краткосрочные решения, которые не ставят под угрозу будущую работу. Давайте посмотрим на пример, чтобы увидеть, как это закончится.
Скажем, например, что мы развернули обширную функцию профиля пользователя на нашем сайте. Если мы обнаружим, что наши клиенты не используют эту функцию, следует ли нам продолжать в нее инвестировать? Может быть, а может и нет. Нам нужно понять, почему вовлеченность низкая, прежде чем мы примем это решение. Поэтому вместо того, чтобы идти вперед, мы могли бы предпочесть провести некоторые А/В тесты в надежде получить представление о низкой степени вовлеченности, что может указать нам направление, которое было бы гораздо более трудным (или невозможным), если бы мы просто шли вперед, добавляя больше фичей.
Способность сделать шаг назад и исследовать, прежде чем мы примем решающее решение, является основой agile дорожной карты. Это дает команде возможность развивать функции по мере того, как они узнают больше о продукте и рынке.
Антипаттерны, которые нужно остерегаться:
Со своей стороны, agile разработка сталкивается с тремя различными рисками:
Что такое дорожная карта проекта: разработка + 4 программы
Дорожная карта – наглядный пошаговый план достижения конечных целей компании.
Как правило, в ней указываются участники команды, внешние или внутренние клиенты, для которых карта создается, цели проекта и различные визуальные части – схемы, графики, таблицы и другие элементы.
Карта может быть простой в исполнении, например, в виде таблицы. Пример ниже – типичная дорожная карта, реализована под выпуск продукта.
Дорожная карта под выпуск продукта
А еще при создании карты можно дать волю фантазии, и получить нечто вроде примера ниже. Это необычная дорожная карта перехода к цифровой экономике. Хотя и выглядит, как схема Московского метро:).
Карта перехода к цифровой экономике
Кстати, дочитайте статью до конца, специально для читателей блога я приготовила шаблон простой дорожной карты. Скачивайте и пользуйтесь, как говорится. Но об этом позже. Сначала база знаний.
Когда нужна карта
Обычно эксперты, делающие такие карты, говорят “Она нужна всем”. Их понять можно, они болеют свои делом. НО я скажу иначе и приведу примеры, по реализации каких целей и задач дорожная карта должна внедряться в 9 из 10 случаев:
Продуктовые (новый продукт). Например, при выпуске новой кредитной карты в банке. В дорожной карте продукта будут описаны такие необходимые детали, как сроки запуска, обучение консультантов преимуществам продукта, рекламные компании и акции, техническое обеспечение, тестирование и т.д.
Технологические. Используют для сравнений, когда нужно обойти конкурентов или показать разницу. Например, если Вы хотите закупить новые кофе-машины в кофейню, выбирайте поставщика, у которого в карте описаны действия при рисках, поэтапные сервисные проверки кофе-машин и все сроки.
Отраслевые. Это сложные схемы-стратегии развития больших секторов промышленности. Может использоваться для оценки влияния рынка. Например, если Вам нужно разработать стратегию предприятия, исходя из условий рынка.
Корпоративные. Используют, если нужна стратегия развития корпоративной культуры или когда в компании произошла реорганизация. Например, Вы продаете кроссовки в Азии. Новое руководство решает завоевать рынок Европы. В карте указывается, какой объем продаж, доход, охват есть сейчас, какие варианты и сколько времени и трудозатрат будет нужно и т.д.
Образовательные. Такие карты идеальны для составления сотрудниками отдела кадров системы мотивации или постановки индивидуальных планов развития и совершенствования личных качеств. Например, карта может пригодиться сотруднику, получившему глобальную задачу от руководителя.
Карта проекта. Может использоваться практически в любой области. Цель может быть как и личная (например, пробежать марафон – почему бы и нет?), так и от руководителя (который настаивает на том, что компания обязана обойти конкурента по объему продаж в этом месяце).
Про то, что карта должна быть визуально понятной, распинаться не буду. Вы это и так знаете. Но вот в ее наполнении, помимо общих элементов вроде контрольных дат и ответственных, есть и специфические.
Что показывать
Все зависит от аудитории, которой Вы ее покажете, поэтому привожу таблицу для сравнения (боссу ведь не интересно знать про мотивацию отдела кадров?).
Кому показывать | Что показывать |
Руководителям | – Свое видение стратегии; – Сроки достижения результата; – Количество необходимых ресурсов. |
Инвесторам, партнёрам | – Преимущества проекта/продукта/услуги; – Основные выгоды от сотрудничества. |
Менеджерам по продажам | – Обучающий материал; – Выгоды для целевой аудитории. |
Тех. исполнителям, разработчикам | – Основные релизы и материалы, сроки их реализации; – Функции, которые они будут реализовывать; – Материально-техническую базу. |
Отделу кадров | – Сроки, от которых зависят все мотивационные программы и денежные выплаты премий и бонусов. |
Кстати, если Вам нужна для карты информация по клиентам, будет проще её “доставать” и применять, если у Вас налажена система работы с клиентами – есть crm (Битрикс24 или Мегаплан, например).
Где создавать
Оформление карты зависит от проекта, задач и целей. Согласитесь, при запуске продукта красивая картинка будет привлекательней для инвесторов, чем скучная таблица в Excel. Впрочем, решать Вам, я только расскажу про самые популярные способы создания дорожных карт проекта.
1. Microsoft Excel или Google Таблицы
Если у Вас есть навыки работы с электронными таблицами, можете создавать дорожную карту в них. При этом карта будет отображать основные моменты ключевой цепочки “цели – задачи – команда – сроки – подходы”, которую Вы составите заранее.
Плюсы: простой, дешевый и доступный для всех способ разработки дорожной карты.
Минусы: нет автоматического обновления, отсутствие визуализации.
2. Презентации
Подойдет любая программа для создания презентаций, например, Power Point или Google Презентации. Здесь визуализация целиком зависит от навыков автора.
Плюсы: простое использование всеми участниками
процесса, творческая работа.
Минусы: нет автоматического обновления и синхронизации между участниками.
3. Сервисы
Очевидно, что для работы понадобится, собственно, сервис и желание его освоить. А вообще, именно такой вид карт можно и нужно демонстрировать для удачной презентации своей стратегии.
Плюсы: возможности для создания интересной визуализации, экономия временных и человеко- ресурсов, синхронное обновление у участников (важное отличие от других способов!).
Минусы: денежные затраты на платные сервисы, время и мозговые ресурсы для изучения программы и всех ее преимуществ.
Спешу Вас обрадовать, ниже я составила список наиболее популярных и рекомендованных сервисов для создания дорожных карт. Какой выбрать, решать Вам.
Сервис 1. GanttPRO
Преимущества : функция делегирования задач между участниками, отслеживания общего прогресса, понятный интерфейс, возможность экспорта в разные форматы. Возможность совместной работы команды, откат по действиям (изменениям), доступные языки: русский, английский, широкий выбор фильтров и меток.
Недостатки : нет мобильного приложения, с телефона в браузере не очень удобно работать.
Сервис 2. Roadmunk
Преимущества : задачи с наглядным распределением времени, позволяет оперативно планировать дела, проводить спринты, фильтры и цвета для удобной работы, интеграция с различными сервисами, простой в использовании, есть подключение команды.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствует отслеживание загруженности.
Сервис 3. Hygger
Преимущества : систематизация проектных досок, отслеживание времени и прогресса, интеграция с различными сервисами, возможно подключение команды, доступен в веб-версии и в качестве мобильного приложения.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нет учета затрат и шаблонов.
Сервис 4. Taskworld
Преимущества : отличная визуализация, работа проектной группы, есть мобильное приложение и система оповещений.
Недостатки : доступный язык только английский, отсутствие диаграммы Ганта, нестабильная работа мобильного приложения (долго грузится и иногда зависает).
Как создать Дорожную карту
Чтобы сделать дорожную карту, весь процесс по ее разработке важно разделить на несколько этапов и пошагово все распланировать. И, как обещала, привожу шаблон карты. Вы можете использовать мой и следовать инструкции ниже, либо придумать свой вариант карты проекта.
Шаг 1. Цели и задачи
Здесь Вы можете исходить из видов дорожных карт и определить соответствующие цели. А от их постановки уже будете “танцевать”. То есть определите основные задачи и подзадачи на разных этапах реализации плана.
Шаг 2. Ответственные и сроки
Теперь выберите коллег/участников для взаимодействия, обсудите все этапы, расставьте приоритеты. Не забудьте согласовать нюансы, проговорить зоны ответственности, выявить белые пятна.
Установите контрольные даты и конкретные сроки исполнения. Они должны быть, непременно, с запасом, чтобы избежать срывов дедлайнов. Это идеальный вариант, так Вы ничего не упустите и не потеряете время.
Шаг 3. Выбор инструментов
Обсудите все с участниками процесса и определитесь с инструментами для исполнения Ваших задач. Сформулированный и согласованный список инструментов будет отвечать на следующие вопросы:
… и так до бесконечности, в зависимости от того, что Вы выявили на аудите. Таким образом, получится заполненная карта, с учетом всех нюансов. Останется только отмечать ход выполнения.
Коротко о главном
Дорожная карта проекта позволяет сэкономить время на исполнение действий и обдумывание следующих шагов. Вы можете использовать ее при запуске продукта или когда нужно донести до каждого сотрудника, что в этом месяце кровь из носу нужно обскакать конкурента.
Подводя итоги, хочу отметить сильные и слабые стороны такого метода как Roadmap или Дорожная карта: