Rops fops что такое
Rops fops что такое
За время эволюции в стандартах производства специальной техники, которая всегда работает в сложных условиях (неоднородность грунтов, угроза падения груза сверху и т. д.), мировыми производителями были выработаны стандарты пассивной безопасности оператора (ROPS-FOPS), которые стали повсеместно необходимыми.
Производство кабин оператора спецтехники с использованием конструктивных элементов безопасности, отвечающих стандартам ROPS и FOPS, на сегодняшний день является обязательным условием для сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе в условиях сложных и неоднородных грунтов.
Каркас безопасности ROPS (англ. — Roll-over protective structures или Защита от опрокидывания) это система конструктивных элементов, установленных на спецтехнике, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений оператору в случае опрокидывания на бок (или иных горизонтально направленных нагрузок) управляемой им машины при условии применения ремней безопасности.
К конструктивным элементам ROPS относятся: подрамник, монтажное устройство (раструб), болт, палец, подвеска или упругий амортизатор, используемые для крепления системы ROPS на раме машины. Места крепления ROPS, выполненные в раме машины, в число конструктивных элементов не входят.
Навес FOPS ( англ. — Falling-object protective structures или Структурная защита от падающих объектов), установленный на раму (каркас безопасности) ROPS, предназначен для защиты оператора от возможного падения предметов сверху (например падение булыжников при работе в карьере или падение груза при работе авто-крановой спецтехники ). Таким образом, технологии FOPS защищают оператора от различного рода вертикальных нагрузок.
Вся спецтехника (сегмент землеройных машин) производимая на территории России (принимается во внимание полный производственный цикл, а не локализацию импортного производства по сборке машино-комплектов) должна соответствовать стандартам и технические требования, предъявляемые к устройствам защиты только при опрокидывании ROPS.
Стандарт распространяется на машины управляемые оператором в положении сидя, а именно:
гусеничные тракторы и погрузчики;
колесные погрузчики, колесные тракторы и их модификации, используемые для перемещения или уплотнения грунта, бульдозеры (бульдозерное оборудование колесных тракторов), погрузчики с бортовым поворотом колес, экскаваторы-погрузчики;
колесные промышленные тракторы;
одноосные тягачи самоходных скреперов, цистерны для воды, землевозы с шарнирно-сочлененной рамой и с жесткой рамой; землевозы с донной, боковой и с задней разгрузкой, а также буксируемое оборудование с пятым колесом;
Стандарты ROPS/FOPS. Что это такое и как обезопасить оператора специальной техники?
Большинство производителей спецтехники с мировым именем, заботящихся об авторитетности своего бренда, в первую очередь заботятся вопросами безопасности своих Клиентов. За время эволюции в стандартах производства специальной техники, которая, как правило, почти всегда работает в сложных условиях (неоднородность грунтов, угроза падения груза сверху и т. д.). были выработаны ставшие необходимыми стандарты пассивной безопасности для специальной техники (ROPS-FOPS).
Итак, давайте подробно разберем — что же такое стандарты ROPS и FOPS?
FOPS — защитный каркас оператора |
Производство кабин оператора спецтехники с использованием конструктивных элементов безопасности, отвечающих стандартам ROPS и FOPS на сегодняшний день является обязательным условием для сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе в условиях сложных и неоднородных грунтов.
Слева на фотографии приведен схематический пример кабины, изготовленной с учетом стандартов безопасности. Водитель защищен от падения грузов сверху. Также в большинстве случаев используется металлическая решетка. защищающая от ударов подвесным грузом с боков. Иногда FOPS поставляется как съемный каркас.
В случае, если техника, производящая карьерные и горные работы не оборудована конструктивными защитными каркасами и сертификация на соответствие нормам не была пройдена — по закону, уполномоченная организация (в данном случае это Ростехнадзор) вправе приостановить деятельность карьерных работ до устранения несоответствия спецтехники нормам пассивной безопасности, с наложением штрафных санкций на ответственных лиц компании, в которой было выявлено нарушение. Или вовсе наложить запрет на дальнейшую разработку карьера.
Руководителям предприятий, приобретающим бульдозеры, экскаваторы и автогрейдеры, которые планируется использовать для горных или карьерных работ — с самого начала следует озаботиться наличием необходимых конструктивных элементов стандартов ROPS и FOPS, на технике, которую планируется приобрести.
При отсутствии защитных рам стандарта ROPS при переворачивании трактора была бы реальная угроза жизни водителя |
Большая часть Европейских производителей спецтехники свою продукцию оснащают в соответствии со всеми мировыми требованиями к безопасности. С другой стороны китайские производители зачастую экономят на оснащении кабин усиленными каркасами и защитами техники от опрокидывания. Цена модели снижается, но риск получить травмы или вовсе потерями машиниста — растет. На безопасности экономить нельзя.
Ниже представлена фотография, сделанная с места аварии обычного фермерского трактора. Судя по повреждениям, можно представить что случилось с оператором. Вес же карьерных бульдозеров куда больше веса обычного трактора и вероятность получить увечья, не совместимые с жизнью при переворачивании ТС выше.
Стандарт распространяется на машины (согласно ГОСТ Р ИСО 6165) которые управляются оператором из положения сидя. К ним относятся в частном случае:
Что такое пассивная безопасность? (в контексте использования спецтехники)
Пассивная безопасность — совокупность конструктивных и эксплуатационных особенностей спецтехники, направленных на упреждение или снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия, повреждения специального средства вследствие опрокидывания или падения на него предметов.
Пассивная Безопасность достигается использованием:
Шилды ROPS/FOPS. Требования. Места расположения. Информация.
Табличка должна быть постоянно закреплена на конструкции FOPS/ROPS. Табличка должна быть расположена так, чтобы ее можно было легко прочитать, и быть защищена от воздействия неблагоприятных климатических факторов. В некоторых случаях табличку ROPS/FOPS покрывают защитным слоем специального бесцветного лака. Справа приведен пример внешнего вида шилда ROPS и располагающейся на нем информации.
Табличка должна содержать следующую информацию:
Использование стандартов ROPS и FOPS при конструировании спецтехники
Необходимость защиты оператора
Что такое стандарты ROPS, FOPS
Для тяжелых погрузчиков, тракторов, экскаваторов усиленный каркас изготавливается из массивного уголка, швеллера. У более легких мини-погрузчиков для изготовления каркаса используется профилированная труба.
Следовательно, по международным стандартам кабина ROPS, FOPS изготавливается с усиленным навесом и каркасом, устанавливается на специальную раму, обеспечивается прочными креплениями, дополняется круговыми защитными решетками.
Виды спецтехники с кабинами международных стандартов
На практике в аварийные ситуации описанных типов чаще всего попадает строительная и коммунальная техника. Поэтому система ROPS, FOPS предназначена и сертифицируется для таких категорий спецтехники:
гусеничных и колесных тракторов;
фронтальных погрузчиков и мини-погрузчиков, работающих с навесным оборудованием;
тягачей самоходных скреперов;
В ранних конструкциях этих машин операторы работали с открытого сиденья или под тентом с тонкими стойками. Поэтому при любой аварии водитель получал травмы.
Пассивная безопасность
Чтобы водитель не травмировался при столкновении с другим транспортным средством, при опрокидывании, в кабине предусмотрены устройства пассивной безопасности, к которым относятся:
поперечные брусья в дверях, боковых панелях;
энергопоглощающие элементы рамы;
травмобезопасные педали (отсоединяются при ударе);
складывающаяся рулевая колонка.
К средствам увеличения пассивной безопасности относится и установка двух независимых джойстиков управления. В отличие от травмоопасной рулевой колонки, при лобовом или заднем ударе, перевороте машины джойстики не повреждают грудную клетку, живот водителя.
Безопасность оператора мини-погрузчика «Термит 1000»
Новая модель завода «Кургандормаш», мини-погрузчик «Термит 1000», сконструирована по международным стандартам.
Для увеличения безопасности спецтехники заводские конструкторы предусмотрели заднее расположение двигателя и крепления стрелы подъемника. Эти тяжелые элементы конструкции создают противовес опрокидывающему моменту машины. Активную безопасность и маневренность новой модели увеличивают системы бортового поворота, горизонтирования ковша.
Усиленный каркас и крыша «Термита» рассчитаны под полный вес опрокинутой машины. Для каркаса используется профилированная труба и уголок из конструкционной стали. Под увеличенные нагрузки подобраны спецстали и профили подрамника. Кабина установлена на раму с помощью шарнирного соединения. Стекла защищены металлическими сетчатыми решетками.
Для обеспечения пассивной безопасности водителя в кабине мини-погрузчика «Термит 1000» устанавливаются раздельные джойстики хода и органов управления, двухточечные ремни безопасности. Подрессоренное водительское кресло, регулируется по расположению и наклону спинки, оснащается датчиком присутствия водителя. Кроме этого, кабина оборудована стеклами из травмобезопасного триплекса, передней дверью. Ночной обзор рабочей площадки обеспечивают две пары передних и задних галогеновых фар.
Все степени защиты кабины оператора ROPS и FOPS сертифицированы по российским ГОСТам, соответствуют международным стандартам.
Стандарты безопасности спецтехники «ROPS/FOPS» или почему «китайская» спецтехника стоит так дешево
Ведущие производители импортной дорожно-строительной спецтехники и оборудования (в частности LIUGONG ) столь популярные в России за счет производства по принципу «товар должен стоить каждого потраченного на его приобретение рубля» уделяют большое внимание пассивной безопасности* машиниста-механизатора.
Общепринятым Европейским стандартом в области пассивной безопасности по сегменту «спецтехника» (фронтальные погрузчики, экскаваторы всех видов, бульдозеры) являются нормативы ROPS и FOPS
Каркас безопасности ROPS это система конструктивных элементов, установленных на спецтехнике, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений оператору в случае опрокидывания на бок (или иных горизонтально направленных нагрузок) управляемой им машины при условии применения ремней безопасности.
К конструктивным элементам ROPS относятся: подрамник, монтажное устройство (раструб), болт, палец, подвеска или упругий амортизатор, используемые для крепления системы ROPS на раме машины. Места крепления ROPS, выполненные в раме машины, в число конструктивных элементов не входят.
Важным замечанием по данному вопросу является то, что производство импортной спецтехники (в частности кабин оператора) по принципу ROPS и FOPS носит рекомендательный (а не обязательный) характер. Соответственно многие «китайские» производители, стремясь занять «правильную» ценовую нишу, получают сверхприбыль за счет экономии на безопасности Вашего машиниста-механизатора!
Производство кабин оператора спецтехники по принципу ROPS и FOPS является обязательным условием для обеспечения возможности дальнейшей сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе.
К таким производителям техники (полная сертификация и по ROPS и по FOPS ) относятся SHANTUI, LIUGONG, TEREX и большая часть Европейских производителей
Вся спецтехника (сегмент землеройных машин) производимая на территории России (принимается во внимание полный производственный цикл, а не локализацию импортного производства по сборке машино-комплектов) должна соответствовать стандартам и технические требования, предъявляемые к устройствам защиты только при опрокидывании ROPS
Стандарт распространяется на машины (согласно ГОСТ Р ИСО 6165 ) управляемые оператором в положении сидя, а именно:
Пассивная безопасность* — совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств спецтехники, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия или опрокидывания.
ПБ включает в себя следующие элементы:
Маркировка ROPS/FOPS (Требования к заводской табличке)
Табличка должна быть постоянно закреплена на ROPS и его внешний вид должен сохраняться в течение всего срока службы машины.
Табличка должна быть расположена так, чтобы ее можно было легко прочитать, и быть защищена от воздействия неблагоприятных климатических факторов.
Табличка должна содержать следующую информацию:
Автор: заместитель коммерческого директора ООО «Долина» Пиунов Роман Александрович.
Использование стандартов ROPS и FOPS при конструировании спецтехники
Необходимость защиты оператора
Что такое стандарты ROPS, FOPS
Для тяжелых погрузчиков, тракторов, экскаваторов усиленный каркас изготавливается из массивного уголка, швеллера. У более легких мини-погрузчиков для изготовления каркаса используется профилированная труба.
Следовательно, по международным стандартам кабина ROPS, FOPS изготавливается с усиленным навесом и каркасом, устанавливается на специальную раму, обеспечивается прочными креплениями, дополняется круговыми защитными решетками.
Виды спецтехники с кабинами международных стандартов
На практике в аварийные ситуации описанных типов чаще всего попадает строительная и коммунальная техника. Поэтому система ROPS, FOPS предназначена и сертифицируется для таких категорий спецтехники:
гусеничных и колесных тракторов;
фронтальных погрузчиков и мини-погрузчиков, работающих с навесным оборудованием;
тягачей самоходных скреперов;
В ранних конструкциях этих машин операторы работали с открытого сиденья или под тентом с тонкими стойками. Поэтому при любой аварии водитель получал травмы.
Пассивная безопасность
Чтобы водитель не травмировался при столкновении с другим транспортным средством, при опрокидывании, в кабине предусмотрены устройства пассивной безопасности, к которым относятся:
поперечные брусья в дверях, боковых панелях;
энергопоглощающие элементы рамы;
травмобезопасные педали (отсоединяются при ударе);
складывающаяся рулевая колонка.
К средствам увеличения пассивной безопасности относится и установка двух независимых джойстиков управления. В отличие от травмоопасной рулевой колонки, при лобовом или заднем ударе, перевороте машины джойстики не повреждают грудную клетку, живот водителя.
Безопасность оператора мини-погрузчика «Термит 1000»
Новая модель завода «Кургандормаш», мини-погрузчик «Термит 1000», сконструирована по международным стандартам.
Для увеличения безопасности спецтехники заводские конструкторы предусмотрели заднее расположение двигателя и крепления стрелы подъемника. Эти тяжелые элементы конструкции создают противовес опрокидывающему моменту машины. Активную безопасность и маневренность новой модели увеличивают системы бортового поворота, горизонтирования ковша.
Усиленный каркас и крыша «Термита» рассчитаны под полный вес опрокинутой машины. Для каркаса используется профилированная труба и уголок из конструкционной стали. Под увеличенные нагрузки подобраны спецстали и профили подрамника. Кабина установлена на раму с помощью шарнирного соединения. Стекла защищены металлическими сетчатыми решетками.
Для обеспечения пассивной безопасности водителя в кабине мини-погрузчика «Термит 1000» устанавливаются раздельные джойстики хода и органов управления, двухточечные ремни безопасности. Подрессоренное водительское кресло, регулируется по расположению и наклону спинки, оснащается датчиком присутствия водителя. Кроме этого, кабина оборудована стеклами из травмобезопасного триплекса, передней дверью. Ночной обзор рабочей площадки обеспечивают две пары передних и задних галогеновых фар.
Все степени защиты кабины оператора ROPS и FOPS сертифицированы по российским ГОСТам, соответствуют международным стандартам.