Rshb smev что это
RSHB SMEV в Госуслугах: что это такое, расшифровка?
Многие пользователи портала госуслуг довольно активно используют практически все, что предлагает платформа, однако в некоторых местах возникают определенные сложности и недопонимания, так как некоторые разделы предполагают наличие определенных данных для полноценной работы.
Чтобы начать активно пользоваться порталом, необходимо ознакомиться с некоторыми его разделами, вызывающими наибольшее количество вопросов и недоразумений, так как в них есть определенные шифры и рабочие системы.
Это реестр RSHB SMEV в Госуслугах, который вызывает большое количество вопросов и недоразумений.
Что такое реестр RSHB SMEV в Госуслугах
Если рассматривать расшифровку концепта, то можно увидеть, что это всего лишь подсистема организации глобальной коммуникационной сети, которая в большинстве случаев используется для установления определенных взаимоотношений между работодателями и теми людьми, которым нужна стабильная и стабильная работа.
Реестр, с другой стороны, позволяет вносить данные обо всех организациях, предлагающих работу, а также о людях, ищущих вакансии, в удобный список, который можно просмотреть за несколько секунд.
Этот тип сортировки данных – лучший вариант, так как он отфильтровывает большое количество мошенников и неформальных вакансий, опасных рабочих мест и тех организаций, которые сегодня обычно не регистрируются в установленном порядке.
Систему также можно использовать для предоставления конкретной информации потенциальным сотрудникам, для установления деловых отношений, выяснения наиболее важных вопросов и т. д.
В случае возникновения трудностей при использовании подсистемы для организации полноценной сетевой коммуникации рекомендуется обратиться в службу поддержки.
Поскольку платформа сильно загружена, не исключена вероятность возникновения проблем или сбоев в работе, поэтому для полного доступа ко всем возможностям необходимо будет дождаться завершения работы модераторами.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Технологическое обеспечение СМЭВ
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Как стать участником СМЭВ?
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.
Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
АИС МФЦ ДЕЛО
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Межведомственное взаимодействие (СМЭВ)¶
Как проходит межведомственное взаимодействие¶
Межведомственное взаимодействие включает в себя обмен документами и информацией между органами власти, необходимые при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Работа с исходящими запросами выглядит следующим образом:
Какие запросы можно направлять¶
Система позволяет направлять в органы власти следующие запросы:
Куда направляется запрос
Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости или земельном участке
Кадастровый план территории
Федеральная налоговая служба
Федеральная налоговая служба
Ваш список доступных для запроса сведений может отличаться от вышеуказанного, так как перечень доступных запросов настраивается индивидуально для каждого проекта.
Как направить запрос¶
Запрос сведений можно отправить из карточки «Услуга:…» в её разделе «Межведомственные запросы».
Чтобы направить запрос, в поле [Межведомственные запросы] добавьте новый объект, при этом выбрав вид запроса (запрос КПТ, запрос выписки из ЕГРН и др.).
В открывшейся карточке запроса введите необходимые сведения:
Для запроса КПТ в поле [Кадастровый номер] – номер кадастрового квартала, на который запрашивается КПТ в формате хх:хх:хххххх;
Для запроса выписки ЕГРН (ЗУ) в поле [Кадастровый номер] – кадастровый номер ЗУ, на который запрашивается выписка в формате хх:хх:хххххх:х или хх:хх:ххххххх:х
Для запроса выписки ЕГРН (ОКС) в поле [Кадастровый номер] – кадастровый номер ОКС, на который запрашивается выписка в формате хх:хх:хххххх:х и выбрать значение из справочника «Вид объекта недвижимости».
Нажмите кнопку «ОК», чтобы сохранить карточку.
В таблице раздела «Межведомственные запросы» появится новый исходящий запрос.
Когда запрос будет подготовлен в ИАС и поставлен в очередь на отправку ему присвоится статус «Готов к отправке». После успешной отправки статус исходящего запроса изменится на «Отправлен запрос». Запрос появится в каталоге «Отправленные запросы» в папке «Межведомственные запросы» в панели навигации.
Актуальная информация о запросах в рамках услуги отображается в карточке услуги:
Как посмотреть ответ на запрос¶
В ответ на запрос могут быть направлены запрашиваемые сведения или получен мотивированный отказ в предоставлении сведений.
У запросов с ответом в поле [Статус] значение «Получен ответ». Такие запросы находятся в каталоге Запросы с ответом. Чтобы просмотреть ответ, откройте карточку запроса и во вкладке Вложения скачайте файл.
Чтобы посмотреть, как прошел импорт, зайдите в карточку межведомственного запроса и просмотрите секцию «Импорт данных», в которой отображается информация о ходе и результате импорта.
У запросов с отказом в поле [Статус] значение «Отклонено». Если был получен отказ, откройте карточку запроса и просмотрите причину отказа в поле карточки [Обоснование отказа].
3:0 в пользу СМЭВ
NBJ: Алексей Олегович, расскажите, пожалуйста, о первых итогах перехода участников на третью версию системы межведомственного электронного взаимодействия.
А. КОЗЫРЕВ: Процесс перехода протекает планово. Третья версия СМЭВ была разработана в конце 2013 года, в 2014 году она находилась в опытной эксплуатации. Мы провели серию тестов на промышленных «боевых» данных, убедились, что все работает, и сейчас перешли к стадии внедрения новой версии в промышленную эксплуатацию для всех участников межведомственного взаимодействия.
Сведения, которые органы власти предоставляют через СМЭВ, востребованы по-разному. Одного рода информацию запрашивают очень часто, за другой обращаются всего несколько раз в год. Мы выбрали несколько ведомств, которые предоставляют наиболее востребованные сведения: Федеральное казначейство, Росреестр, Пенсионный фонд, Министерство внутренних дел, Федеральную налоговую службу. Договорились с ними о том, что их информационные системы будут адаптированы для передачи данных через третью версию СМЭВ. К ней, помимо указанных структур, уже подключились несколько субъектов РФ: Москва, Тюменская область и другие…
NBJ: Пока не очень много участников.
А. КОЗЫРЕВ: Совокупность сведений, предоставляемых данными ведомствами, составляет 80% всей информации, которая передается через СМЭВ. В целом к системе подключено 11 тысяч участников, среди них 85 субъектов РФ, более 70 органов государственной власти федерального уровня, почти тысяча кредитных организаций. Но основная масса запросов приходится на те ведомства, которые я упомянул выше, и на пятнадцать видов сведений. Ядро СМЭВ – это взаимодействие между данными структурами и регионами.
Наша задача заключается в том, чтобы все субъекты начали взаимодействовать с этими ведомствами по стандарту СМЭВ 3.0. Процесс будет проходить естественным образом: по мере внесения изменений в нормативно-правовые акты федеральные органы власти будут дорабатывать свои информационные системы и отключать старые. Мы не заставляем немедленно переключаться на СМЭВ 3.0, поскольку вторая версия системы работает хорошо, но с этого года все изменения будут вноситься уже в третью версию.
NBJ: Чем СМЭВ 3.0 отличается от СМЭВ 2.0 и СМЭВ?
А. КОЗЫРЕВ: Первая и вторая версии системы одинаковы, разница состояла только в технологиях применения электронных подписей. Между второй и третьей версиями СМЭВ разница уже существенная.
Если проводить аналогию, можно сказать, что система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой государственный интранет. В интранете работают сайты различных организаций, у государства такая же система: есть интранет, закрытый снаружи, но доступный изнутри, и ряд сайтов, которые выдают определенные виды информации (мы называем их электронными сервисами). Информацию на этих сайтах размещают федеральные и региональные органы власти, а участники системы межведомственного электронного взаимодействия могут ее получать.
СМЭВ 2.0 позволяла обмениваться информацией – отправлять запросы и получать онлайн-ответы либо отложенные ответы. Когда система работала в режиме реального времени, важно было обрабатывать все обращения, общее количество которых порой достигало нескольких миллиардов в год. СМЭВ работала в режиме трубы: сколько запросов в нее попадало, столько же вылетало на сайт. В процессе участвовало несколько сторон: потребители, непосредственно СМЭВ, через которую проходили их обращения, и ведомственная информационная система, которая обрабатывала запросы и оперативно отвечала на них. Зачастую она не справлялась с объемом обращений в режиме онлайн.
NBJ: Как вам удалось решить проблему?
А. КОЗЫРЕВ: В третьей версии СМЭВ мы предусмотрели специальный буфер, который позволяет распределять нагрузку на информационную систему. Раньше сервис выдерживал 20 одновременных запросов: 20 пользователей заходили на сайт, а для 21-го он оказывался недоступным, всплывало сообщение об ошибке. Мы сделали так, что 21-му вместо безрезультатных попыток попасть на сайт предлагается «занять место на парковке» и дождаться своей очереди. По мере разгрузки информационной системы запросы доходят до адресата, и буфер постепенно освобождается. Все отрабатывается в доли секунды, и сообщение об ошибке не появляется. Произвольное увеличение количества буферов предусмотрено самим функционалом системы, это называется очередью гарантированной доставки.
Второе отличие СМЭВ 3.0 заключается в следующем: раньше через систему можно было передавать информацию, не превышающую пять мегабайт в одном сообщении, этого было достаточно. Сейчас к тексту нередко требуется приложить какой-либо файл, например изображение земельного участка, кадастровый план. В пять мегабайт эта информация не умещается. Мы увеличили возможности по передаче данных фактически до гигабайта, что полностью покрывает потребности всех участников системы.
В СМЭВ 2.0 для каждого сайта требовался отдельный браузер, поскольку отсутствовал определенный стандарт, единый для всех участников протокол обмена данными. В СМЭВ 3.0 мы его реализовали. Если участник системы хочет получать информацию из 60 различных источников, ему не требуется применять 60 разных способов подключения к ним. Потребитель присоединяется к системе по определенному стандарту, которого также придерживаются 60 необходимых ему источников, и разом получает доступ ко всем нужным ему сведениям. Это называется универсальный электронный сервис, он существенно экономит расходы на поддержание работоспособности и развитие системы. Подключение к СМЭВ 61-го источника требовало дополнительной оплаты, сейчас необходимость в ней отпала. Достаточно один раз подключиться к системе, чтобы получить доступ ко всем необходимым сведениям.
СМЭВ представляет собой пирамиду: к федеральной «голове» подключено 85 региональных сегментов. Раньше в каждом регионе функции оператора системы выполнял какой-либо орган власти. Контроль региональной части СМЭВ осуществлялся исключительно сверху, через федеральный уровень. Сейчас большинство операций, которые требуют участия субъектов РФ, спущены на уровень региональных операторов. Вместо одного оператора системы появилось 85, процессы внутри нее стали протекать быстрее и эффективнее.
Для того чтобы СМЭВ работала исправно, необходимо соединить все ее узлы каналами связи, защищенными определенной криптографией. До недавнего времени инфраструктура этих узлов была достаточно сложной. В рамках СМЭВ 3.0 появилась возможность сделать так, чтобы маршрутизация запросов через нее была эффективнее, чем раньше. До внедрения последней версии системы обращения проходили через большое количество узлов, создавали нагрузку на сеть. СМЭВ 3.0 позволила существенно упростить топологию системы, наладить прямую доставку запросов от одного участника к другому. Это изменение повышает надежность и стабильность работы сервиса, удешевляет эксплуатацию с точки зрения каналов связи.
NBJ: Осуществился ли ваш план по увеличению количества участников системы?
А. КОЗЫРЕВ: Да, перечень участников системы расширился. К СМЭВ подключаются удостоверяющие центры, которые выдают электронные подписи, уже подключились Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ. Ранее судебная ветвь власти не имела доступа к государственным информационным системам. В этом году участниками СМЭВ стали Российский союз автостраховщиков, Федеральная нотариальная палата (через организацию осуществляется взаимодействие с ФНС России).
СМЭВ – закрытая система, стать ее участником можно только при наличии соответствующего законодательного акта. Решение о подключении к системе принимается комиссией под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова.
Что касается участников СМЭВ, то тут следует учитывать следующее: у нас в стране более 24 тысяч муниципалитетов, приблизительно 970 кредитных организаций, около 80 федеральных органов власти и 85 субъектов Федерации. В совокупности они создают порядка 26-27 тысяч возможных участников взаимодействия, не считая бюджетных учреждений, которые также могли бы подключиться к системе, но пока не делают этого. Однако информатизация в субъектах организована по-разному. В некоторых регионах муниципалитеты подключаются к системе субъекта, а она – к СМЭВ. Таким образом, у нас не 26 тысяч, а 11 тысяч участников – часть из этих 26 тысяч агрегирована под региональные информационные системы.
В некоторых муниципалитетах, куда еще не дошли магистральные каналы, пока нет связи, поэтому они осуществляют межведомственное взаимодействие через ближайший муниципалитет, где есть Интернет. Вопрос о доступе всех участников к системе не стоит, просто некоторые из них получают доступ в режиме офлайн.
К слову сказать, Министерством связи и массовых коммуникаций разработан проект по устранению цифрового неравенства, рассчитанный на десять лет. В его рамках планируется проложить 200 тыс. км оптоволокна, это самая большая в мире стройка, благодаря ей Интернет в России появится везде.
NBJ: Как вы отслеживаете активность регионов – участников СМЭВ?
А. КОЗЫРЕВ: Раз в месяц мы проводим видеоконференции, в которых участвуют руководители региональных органов власти, отвечающих за межведомственное взаимодействие. Во время конференций мы подробно изучаем статистику по количеству запросов, соотносим ее с численностью населения субъекта, после чего составляем рейтинг регионов по интенсивности запросов. Есть сильно отстающие территории, которые провели подключение, но неохотно им пользуются из-за приверженности к устаревшим технологиям, например к факсу. Мы следим за статистикой и регулярно даем субъектам указания по переходу от бумажного документооборота к электронному. Впрочем, большинство регионов уже активно пользуются СМЭВ. Максимальное число запросов поступает из Республики Бурятии, Забайкальского края, Брянской, Костромской и Тамбовской областей.
NBJ: Разъясните, пожалуйста, значение термина «свободно распространяемая система управления базами данных».
А. КОЗЫРЕВ: Система управления базой данных (далее СУБД. – Прим. ред.) – это класс информационной системы. Существуют проприетарные, то есть разработанные частными компаниями и распространяемые на коммерческих условиях СУБД, а также свободно распространяемые системы, которые разрабатываются сообществами программистов. Подобные СУБД можно использовать бесплатно.
СМЭВ 3.0, которая представляет собой интеграционную шину, была основана на технологиях компании Oracle. Недавно мы перевели систему на свободное программное обеспечение, которое называется ActiveMQ – это разработка сообщества Apache Software Foundation. ActiveMQ – свободное ПО, которое российские программисты настроили для использования в межведомственном электронном взаимодействии. Система управления базой данных на Oracle будет постепенно переезжать на свободное ПО.
В структуре «Электронного правительства» на данный момент также используется система управления базой данных Oracle, но в 2015 году перед нами поставлена задача перейти на свободное программное обеспечение. Сначала мы создадим опытный образец свободно распространяемой базы данных, проверим, как она переносит нагрузки, соответствует ли требованиям информационной безопасности. При положительных результатах теста мы будем мигрировать на свободное программное обеспечение в 2016 году. Рассматриваем в качестве возможного варианта свободное ПО для СУБД PostgreSQL.
Переход на свободно распространяемую СУБД – это конкретный шаг в области импортозамещения внутри инфраструктуры «Электронного правительства». Первый шаг был сделан, когда мы отказались от проприетарного ПО в интеграционной шине, вторым шагом будет база данных. Правда, нельзя сказать, что сейчас мы рубанем шашкой – и завтра все станет другим. Переход будет аккуратным и постепенным.
NBJ: Как можно объяснить возросшую активность кредитных организаций, отправляющих все больше запросов в СМЭВ?
А. КОЗЫРЕВ: В силу закона кредитные организации должны предоставлять государственным органам сведения о платежах, которые совершают граждане. Эта обязанность стала причиной подключения всех банков к СМЭВ.
Финорганизациям интересны сведения о кредитоспособности заемщиков в виде выписок о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Данной информацией располагает Пенсионный фонд РФ. В выписках содержатся сведения о месте работы заемщика, его доходах. Кредитные организации, используя эти сведения, могут существенно снизить риски, связанные с розничным кредитованием. Это, в свою очередь, может привести к уменьшению ставок по кредитам.
У этого процесса есть и обратная сторона: персональные данные граждан о месте работы, уровне дохода – значимая информация, которую нужно тщательно защищать от компрометации. В связи с этим заемщики должны иметь возможность контролировать то, каким образом предоставляются услуги «Электронного правительства».
Банк может получить сведения о кредитоспособности гражданина в случае, если тот обратился за получением кредита или кредит уже получен, но финорганизация в рамках своей политики хочет провести оценку кредитоспособности физлица. Добросовестный заемщик в обоих случаях даст разрешение на использование своих персональных данных конкретной кредитной организацией. Такая технология у нас есть, она работает через портал госуслуг и мобильные приложения, это выглядит следующим образом: человек приходит в банк и заполняет анкету на кредит, финорганизация запрашивает сведения о кредитоспособности гражданина через инфраструктуру «Электронного правительства». Потенциальный заемщик получает СМС-сообщение с просьбой подтвердить предоставление сведений банку. Согласие на предоставление кредитной организации информации может быть дано ответным СМС-сообщением, через мобильное приложение или портал госуслуг – с помощью галочки напротив слова «разрешить». Если гражданин дает согласие на использование своих персональных данных, то банк получает к ним доступ.
На наш взгляд, подобная технология универсальна, она может распространяться на любые сведения, которые человек хочет предоставить о себе третьим лицам – не только кредитным организациям.
В настоящее время Минкомсвязь России совместно с крупнейшими российскими розничными банками проводит пилотный проект по применению технологии для получения сведений о кредитоспособности из ПФР. В нем участвуют Тинькофф Банк, Ситибанк, Банк Москвы – полный список включает 25 кредитных организаций, а также некоммерческие структуры: Ассоциацию региональных банков России, Национальный платежный совет и др. Банки запрашивают все сведения из Пенсионного фонда через СМЭВ и при необходимости регистрируют граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Мы рассчитываем, что к началу осени текущего года проект перейдет на постоянную основу, и технология станет доступной для всех кредитных организаций. Мы закрепим определенный порядок предоставления сведений из государственных информационных систем – на сегодняшний день он нигде четко не прописан.
Существует мнение, что у гражданина можно один раз взять письменное согласие на получение персональных данных и ссылаться на него при каждой попытке получения информации. Контролировать ситуацию в данном случае затруднительно: от банков будут поступать миллионы запросов, мы никогда не сможем узнать о наличии разрешения в каждом конкретном случае. Выборочные проверки, возможно, смогут выявить компрометацию персональных данных, но только по факту, когда информация уже будет предоставлена. Технология Минком-связи России предполагает отправку сведений только после того, как гражданин даст на это разрешение.
Данная разработка особенно актуальна для небольших региональных банков, которым, возможно, тяжело конкурировать с федеральными розничными кредитными организациями. У крупных банков с госучастием уже сейчас есть возможность получения сведений о кредитоспособности из государственных информационных систем, чего нельзя сказать о других розничных финорганизациях, особенно региональных. Новая технология даст им прекрасную возможность тщательнее работать с рисками заемщиков, снижать процентную ставку и повышать кредитоспособность своих предложений.
NBJ: Какие услуги, предоставляемые через СМЭВ как физическим, так и юридическим лицам, востребованы сегодня?
А. КОЗЫРЕВ: Существует 15 федеральных и 20 региональных услуг, которые востребованы гражданами, порядка 85% всех обращений приходится на эти 35.
К услугам, которые оказывают федеральные органы власти, относятся: оформление загранпаспорта и водительского удостоверения, регистрация транспорта, уплата налогов и штрафов, подача налоговой декларации, регистрация собственности на недвижимость, включение недвижимого имущества в кадастр, получение выписки из него, а также из ЕГРП – Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К востребованным услугам, предоставляемым региональными органами власти, относятся регистрация брака, смерти, рождения, развода, регистрация и перемена имени. Кроме того, пользуются популярностью оформление социальных пособий и выдача охотничьего билета. Данные услуги предоставляются через МФЦ, Единый портал государственных услуг, органы власти.
Независимо от того, через какой канал поступают запросы, они, в конечном счете, попадают в орган власти, который через межведомственные запросы собирает всю необходимую информацию. Вы знаете, что по закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрещено требовать с граждан документы в бумажном виде. Собственно, недостающие документы органы власти и запрашивают друг у друга.
NBJ: Как часто и из-за чего происходят сбои системы межведомственного электронного взаимодействия?
А. КОЗЫРЕВ: Система сбоит очень редко, она достаточно надежна и с технической точки зрения, и с точки зрения информационной безопасности. Как правило, в СМЭВ случаются локальные сбои, в качестве причин выступают разные обстоятельства: и отказы коммуникационного оборудования, и программные сбои, связанные с переполнением определенных технологических областей хранения данных.
Один из последних сбоев произошел из-за того, что отказало телекоммуникационное оборудование, так называемый балансировщик нагрузки и его резервник. Это редкий случай, но он имел место. Другой сбой произошел из-за увеличения объема запросов: в базе данных переполнился технологический участок, где хранилась информация о переданных обращениях, это привело к нарушению работы базы данных.
В целом запросы на устранение инцидентов приходят в единый ситуационный центр «Электронного правительства», который маршрутизирует их в зависимости от типа. При этом необходимо понимать, что в системе взаимодействия всегда участвуют три стороны: отправитель запроса, его получатель и СМЭВ как интеграционная шина. В настоящий момент техническая поддержка этих информационных систем находится в ведении одной организации.
Представим себе: отправителем запроса выступает МФЦ в Ивановской области, информационная система которого обслуживается какой-либо организацией. Посередине находится СМЭВ, которая передает запросы и доставляет ответы, ее техподдержкой заведуют Минкомсвязи и «Ростелеком». Третья сторона отношений – получатель, допустим, МВД, у них есть свои подрядчики, которые обслуживают информационные системы ведомства. Раньше требовалось разобраться, где произошел сбой: на стороне отправителя, получателя или в СМЭВ. Это было довольно сложной задачей. Сейчас над всеми участниками находится ситуационный центр, в который приходят все запросы на устранение проблем. Таким образом, центр решает, какой части техподдержки необходимо действовать. Это повышает уровень координации при устранении инцидентов. Количество запросов в ситуационный центр доходит до нескольких миллиардов в год, большая часть которых решается в течение одного дня.
NBJ: Какие еще функции, помимо присвоенных ей на сегодняшний день, могла бы взять на себя СМЭВ? Планируется ли расширение ее функционала?
А. КОЗЫРЕВ: В данном случае речь необходимо вести обо всей инфраструктуре «Электронного правительства». Помимо СМЭВ, в нее входит целый ряд систем, которые обеспечивают полноценное взаимодействие органов власти друг с другом.
Необходимо организовать единую систему нормативно-справочной информации, которая будет обеспечивать единый порядок создания и ведения информационных ресурсов. Это очень важно, поскольку стандартизация данных, которыми обмениваются органы власти через СМЭВ, позволит существенно повысить эффективность их взаимодействия. Например, если вам в составе сведений от органа власти нужно получить адрес, то, скорее всего, каждое ведомство предоставит его в соответствии со своим стандартом оформления: текстовой строкой, нарезкой и т.д. Отсутствие единообразия подачи данных приводит к противоречиям, которые накапливаются в информационных ресурсах.
Очень важно, чтобы вся государственная инфраструктура использовала одни и те же наборы сведений с понятными, стандартными форматами. Я думаю, что следующий этап развития СМЭВ будет посвящен стандартизации и разработке единой модели государственных данных.