Sberprofile что это такое простыми словами
Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать
Об эксперте: Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы
Что такое бизнес-экосистема
Собственные экосистемы создают крупные компании по всему миру, но точного и универсального определения у этого термина до сих пор нет. На мой взгляд, здесь хорошо подходит описание из школьных учебников по биологии. Там говорится, что экосистема — это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей.
Бизнес-экосистемы — как в b2b, так и в b2c-сегменте — очень хорошо укладываются в это определение.
Например, вертикально-интегрированный холдинг может иметь собственный банк, ретейл-компанию, сотового оператора. Если все эти активы работают по отдельности, под разными брендами, с разными ID и контакт-центрами, то речь идет просто о наборе самостоятельных сервисов и продуктов. Но когда они объединяются под общим брендом, а потребитель может пользоваться всеми сервисами по одному ID и получать поддержку в едином центре, то можно говорить об экосистеме.
Экосистемы в бизнесе — это вертикали, соединенные в безопасную и бесшовную среду. Внутри нее пользователь путешествует, иногда сам того не замечая. И при использовании любого из предлагаемых сервисов ему гарантировано качество и поддержка материнского бренда.
Какие элементы входят в бизнес-экосистему
Прародителем сегодняшних экосистем можно назвать компанию Apple. Она собрала отдельные устройства и сервисы — карту и навигатор, фотоаппарат, записную книжку, телефон и мессенджер — в одном девайсе и тем самым произвела переворот в головах пользователей. В результате все эти сервисы получили многомиллионную аудиторию.
Но настоящий бум экосистем начался, когда технологические гиганты, включая Apple, Google и Samsung, начали развивать финтех-направление. Это было прямой угрозой традиционному банковскому бизнесу, и, конечно, банки не могли остаться в стороне.
К тому моменту, как мы начали создавать собственную экосистему, Сбербанк владел десятками компаний, не имеющих никакого отношения к банкингу. Раньше мы не пытались связывать их между собой. Но когда поняли, что можно объединить их и таким образом сделать опыт клиентов более комфортным, бесшовным и безопасным, то начали активно пробовать.
Сегодня в нашей экосистеме уже более 50 компаний, напрямую не связанных с банковским бизнесом. Большинство из них не куплено, а создано с нуля на основе наших собственных компетенций.
Принимая решение о том, какой продукт или сервис включить в экосистему, мы ориентируемся в первую очередь на частотность потребления. Самые главные человеческие потребности и, соответственно, топовые по частоте использования индустрии, не меняются тысячелетиями. Людям всегда нужны хлеб, зрелища, возможность добраться из точки А в точку Б, купить-продать необходимые товары и услуги.
Кроме того, как публичная компания, которая платит большие налоги и дивиденды, мы учитываем объем доступного рынка и потенциальный доход от того или иного сегмента бизнеса. Поэтому наша экосистема состоит в основном из сервисов, которые потребляются каждый день и имеют большой рыночный потенциал.
Из чего состоит экосистема Сбербанка
Как элементы бизнес-экосистемы Сбербанка связаны между собой
Горизонтальные связи между бизнес-вертикалями в экосистеме обеспечиваются за счет сквозных объединителей — мы их называем энейблерами (от англ. еnabler).
Главный маркетинговый объединитель — это, конечно же, бренд. В нашей экосистеме большая часть компаний уже переименована и работает с приставкой «Сбер».
Второй важный энейблер — ID пользователя. Например, SberID родился в приложении «Сбербанк Онлайн». А сейчас по нему можно зайти в кинотеатр Оkkо, взять такси или машину в каршеринге, сделать заказ в «Сбермаркете» и воспользоваться другими сервисами.
Причем ID пользователей идут в паре с профайлами. На их основе мы делаем более релевантные предложения нашим клиентам, учитывая их предпочтения и поведение в digital-среде.
Для пользователей экосистемы также важна возможность получить помощь и поддержку по продуктам в одном месте, не разыскивая контакты того или иного сервиса. Поэтому еще одним объединителем становится единый контакт-центр.
Когда мы только приобрели компанию «Инстамарт» и переименовали ее в «Сбермаркет», то пользователи, увидев приставку «Сбер», стали звонить в контакт-центр Сбербанка с вопросами по доставке продуктов. В течение нескольких часов или даже дней наши банковские специалисты растерянно отвечали на такие звонки и не могли дать внятной консультации.
Этот кейс привел нас к тому, что поддержка пользователей тоже должна быть энейблером в нашей экосистеме. Ведь если мы даем продукту или сервису базовое название «Сбер», то, естественно, клиенту удобнее консультироваться и решать все вопросы в одном месте, а не в двадцати. Сегодня, если у вас возникают проблемы с заказом в «Сбермаркете», можно позвонить в тот же контакт-центр, который консультирует клиентов по банковским услугам, и получить всю необходимую информацию и поддержку.
Поскольку наш основной бизнес — банковский, то для нас важным объединяющим фактором экосистемы является безопасность. Все наши сервисы, не только финансовые, мы обеспечиваем защитой на уровне банкинга и транслируем банковские стандарты безопасности на еду, транспорт, образование, здравоохранение и все остальные бизнес-вертикали.
Что получают бизнес и потребители
Продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами.
Очень показательный пример — развитие «Сбермаркета». Всего за 12 месяцев не очень известная компания превратилась в игрока федерального уровня и обогнала «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.
Можно ли было получить такой результат, когда компания называлась «Инстамарт» и ею владели частные предприниматели? Конечно, нет. Ребята сделали отличный продукт, но у них не было ни региональной сети для быстрой дистрибуции, ни сильного бренда за спиной. Все это мы им предоставили и буквально за год практически с нуля вырастили нового лидера рынка.
Другой интересный кейс — онлайн-кинотеатр Оkkо. На момент покупки Сбербанком это был довольно устойчивый бренд, поэтому мы не стали переименовывать площадку.
Прошлой осенью, когда мы закрывали сделку, у Оkkо было 600 тыс. платных подписчиков. Этого показателя компания достигла за шесть лет, то есть примерная скорость развития составляла 100 тыс. клиентов в год.
Через четыре месяца после сделки количество платных подписчиков превысило миллион. По сути, скорость наращивания клиентской базы увеличилась примерно в 12 раз — со 100 тыс. в год до 100 тыс. в месяц.
Такой успех в основном связан с наличием у Сбербанка большой сети. 14 тыс. отделений по всей стране дают нам возможность не только продавать какие-то продукты, но и обучать потребителей по-новому смотреть фильмы, заказывать еду, слушать музыку и находить нужные товары и услуги.
Иногда экосистемы обвиняют в том, что они выжигают поле для конкуренции, скупая все бизнесы подряд. На самом же деле ситуация скорее обратная.
Огромная клиентская база и связи внутри экосистемы делают ее проводником между миллионами потребителей и предпринимателей.
Например, пользователями Сбербанка сегодня является более 90 млн клиентов, это практически все экономически активное население России. Одновременно у нас обслуживается почти 2,5 млн юридических лиц из пяти миллионов, официально зарегистрированных в стране.
Внутри экосистемы можно обеспечить максимально точную стыковку между этими двумя аудиториями, предлагая пользователям те товары и услуги, которые нужным им в данный момент. И такой доступ к потребителям не уничтожает бизнесы, а напротив, позволяет им развиваться.
Что ждет рынок и пользователей
В ближайшие годы экосистемы будут быстро меняться вместе с самой цифровой средой. Причем в России скорость таких изменений даже выше, чем во многих других странах.
Еще десять лет назад Россия считалась аутсайдером мирового банковского сообщества. А сегодня весь мир изучает кейсы Сбербанка, Тинькофф банка и Альфа-банка, потому что уровень цифровизации в стране — один из самых высоких в мире.
По сравнению с глобальным, российский рынок относительно небольшой. Но на нем уже конкурируют как минимум четыре экосистемы. Помимо «Сбера», есть еще Mail.ru Group, «Яндекс», МТС и другие менее крупные игроки.
Потребители и даже инвесторы пока этого не замечают, но экосистемы уже активно конкурируют между собой. Однако если раньше на рынке все решалось путем силы, мягкой или жесткой, то сейчас мы наблюдаем мощное интеллектуальное соревнование между игроками.
Для пользователей тоже многое изменится.
Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными.
Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой.
На данный момент насчитывается свыше 8,5 тысяч разных криптовалют и токенов. Однако много людей не знает, в чем их отличие. Попробуем сегодня разобраться, что такое токены, сколько они стоят и чем же они отличаются от таких криптовалют, как Bitcoin и Ethereum.
реклама
Вообще, токены – это общепринятый термин, который частую используют как общее название всех криптовалют. Однако токены значительно отличаются от Bitcoin и альткоинов.
Про токены простым языком
Токены являются цифровыми виртуальными единицами, выпускающимися кем-либо. Стоимость определяют их создатели. Они действуют на основе технологии blockchain. Так как криптовалюты тоже основаны на этой технологии, то именно это многих и сбивает с толку.
Кем могут быть выпущены токены? Токены выпускаются определенными лицами, в их ценности вкладываются товары, различные услуги, акции предприятий, какие-либо действия и др. Названия же могут быть любыми. У такого процесса есть свое название – токенизация, то есть каждый актив в виде токенов. Можно токенизировать ценные бумаги, акции предприятий, различную продукцию, консультации и т.д. Токены находятся в электронных кошельках своих создателей. Они передаются на условиях, поставленных их создателями.
Зачем они нужны?
реклама
Если говорить попроще, главное предназначение токена –бартер неких ценностей, реализация которого в реальности осложнена расстоянием между сторонами сделок, размерами тех самых ценностей, участвующих в сделках.
Часто токены могут быть источником заработка. Для этого вам нужно знать, какие активы могут увеличить свою стоимость. Чтобы дать ответ на данный вопрос, важно понимать, почему стоимость предлагаемых продуктов или услуг может увеличиться в будущем. Это могут быть или дефицитные активы, или активы, которые будут расти самостоятельно.
Это заложено во всех ICO. Первоначально, когда его дальнейшая судьба неизвестна, ICO предлагает купить токены по низкой цене в качестве инвестора в конкретный проект, описывая, как он может принести прибыль в будущем. Если проект будет развиваться, цена токенов увеличится, если они связаны с активами проекта или применяются в бизнесе.
реклама
Большое количество токенов создано на основе blockchain Ethereum, что в один момент подтолкнуло к росту Эфира.
Виды токенов
Токены можно разделить на 3 основные группы:
Utility tokens. Тут как пример можно привести начисление каких-либо баллов за совершение определенных действий, которые начисляются в играх.
реклама
Utility tokens – это токены на основе товаров или услуг.
Третий тип токенов наиболее обеспеченный, так как компании, которые предоставляют товары и услуги, или же отдельные лица, выступают гарантом совершения сделок. В данном случае один или несколько товаров (услуг) равняются одному токену.
То есть, токены, простыми словами представляют собой валюту в закрытой экосистеме, использующуюся для покупок товаров и услуг, выступают как вознаграждение за определенные действия.
Токены предназначены для упрощения и удобности проведения транзакций между сторонами, а также для ускорения процесса транзакции при помощи технологии blockchain. Это альтернативный способ инвестиции в акции.
Отличие токенов от монет
Токены отличаются от монет тем, как они выпускаются. Если монеты децентрализованы, они выпускаются разными компьютерами, то выпуском токенов занимается руководство одной или нескольких организаций, или же какое-либо конкретное лицо. Бывают и исключения, но чаще всего все транзакции, связанные с токенами, полностью подконтрольны, поскольку транзакции часто порождают обязательства.
Вторым существенным отличием является их стоимость, а именно факторы, которые ее определяют. Допустим, если стоимость Bitcoin напрямую зависит от спроса и предложения, то стоимость токена определяется, вложенным в него активом.
Bitcoin и альткоины функционируют на основе собственных blockchain, токены же функционируют на основе blockchain других криптовалют. Это дает пользователям даже с минимальными знаниями в этой сфере возможность создания своих токенов.
Если говорить проще, то у токенов более широкий спектр применения, нежели у криптовалют. Но у токенов меньший масштаб использования.
Покупка токенов и их хранение
Покупка и хранение токенов схожи с покупкой и хранением криптовалюты. Покупка осуществляется с помощью бирж, обменников или же напрямую у продавцов.
Хранение токенов осуществляется с помощью специальных электронных кошельков, на которых происходит хранение и обработка ключей, а формирование транзакций.
Но тут никак без рисков и проблем, связанных с:
Из-за чего так много токенов
В связи с тем, что токены являются цифровыми активами, основанными на blockchain каких-либо криптовалют, их намного легче создать. Помимо этого, этот метод удобен, поскольку он намного безопаснее, устраняет посредников в сделке, а также ускоряет процесс торговли.
С помощью существующих проверенных алгоритмов вы можете создавать токены и проводить ICO. В Интернете есть много конструкторов. Вы всего лишь нужно выбрать наиболее подходящий для вас конструктор, после чего перейти к созданию смарт-контракта.
Смарт-контракты представляют собой набор определенных функций, осуществляющихся внутри структуры: владение токенами, их передачи, пополнения балансов и др.
Их выпуск стандартизирован, что снижает риск потери денежных средств в случае возникновения ошибок смарт-контрактов. При выпуске выбираются наименование, символ, их количество. После всего этого информация добавляется в сеть.
Вывод
Существует большое количество ситуаций, где можно использовать токены. С помощью этих активов пользователям доступна покупка токенизированных акций, предметов искусства и др. Надеюсь, теперь вам стало хоть чуточку понятнее суть токенов, их предназначение.
Цифровая экосистема Сбера
Розничные
витрины
Рост ассортимента
Мы связываем бизнесы с розничными маркетплейсами
Прирост аудитории
Мы продвигаем маркетплейсы для клиентов (ФЛ)
Рост конверсии
Мы продвигаем бизнесы (ЮЛ) через наши маркетплейсы
Выручка
Выручка
*выручка нефинансовых сервисов за 9м 2021 г.
ежегодный темп роста (CAGR) выручки нефинансовых сервисов до 2023 года
Электронная коммерция
игрок на рынке электронной коммерции к 2023 году
500 млрд ₽
подписчиков СберПрайм+ к 2023 году
В центре экосистемы — клиент
Электронная коммерция
Включает в себя сервисы электронной коммерции и логистические сервисы.
Фудтех и Мобильность
Объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг.
Развлечения
Сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы.
Здоровье
Включает цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие.
B2B-сервисы
Нефинансовые сервисы для юридических лиц, которые включают: облачные сервисы, кибербезопасность, прочие сервисы.
Ещё в Экосистеме
Включают в себя ряд непрофильных активов и нераспределенных статей.
ESG проекты компаний Экосистемы
Кухня на районе
самостоятельно производит и перерабатывает 95% упаковки. Возвращая Кухне контейнеры, вы защищаете окружающую среду от мусора и делаете пожертвование на охрану снежного барса.
Delivery Club
выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков. Ремешки сумок использовались повторно — их изготовили из ремней безопасности, снятых с утилизированных автомобилей.
СитиМобил
приглашает на работу глухонемых водителей. При заказе такси вам придёт уведомление о том, что общаться с водителем можно только в чате.
помогает отслеживать незаконные свалки. Технологии сервиса передают в Росприроднадзор данные о площади свалок, дорогах, идущих к ним, ближайших стройках и производствах.
SberProfi: как в Сбере развивают профсообщества, зачем это нужно и что там происходит
Первые профсообщества в Сбере появились естественным образом: всё началось с мобильных разработчиков и дата-сайентистов. Они общались в чатах, встречались и обменивались опытом. Сейчас в Сбере больше двух десятков сообществ и ещё 8 — на стадии запуска. Рассказываем, как зародился проект и что происходит сейчас.
Проект стартовал два года назад, когда Сбер проходил agile-трансформацию и превращался из банка в IT-компанию. Это изменило оргструктуру: она становилась всё более горизонтальной и со множеством кросс-функциональных команд. В результате руководителей стало меньше, а у сотрудников начали появляться вопросы, как же теперь расти и развиваться, не становясь при этом руководителями. Одновременно IT-сотрудники одних и тех же специальностей оказались распределены по разным командам и даже трайбам, поэтому возникла сильная потребность в обмене знаниями, опытом и в общении.
Поэтому мы хотели дать возможность сотрудникам IT-специальностей строить экспертную карьеру и обмениваться лучшими практиками. А ещё — улучшить наш HR-бренд. Для этого мы в 2018 году запустили проект развития профсообществ — SberProfi. Правда, многое пришлось придумывать и изобретать самим: в сети мало информации о том, как создавать профессиональные комьюнити. Помог и опыт мобильных разработчиков и дата-сайентистов, у которых сообщества сформировались сами по себе.
Начали с того, что выделили профессиональные области, вокруг которых создавались комьюнити. Выбрали Java-, Python-разработчиков, архитекторов и другие направления.
Сейчас 24 комьюнити объединяют более 6 500 специалистов и 200 ключевых экспертов — сотрудников, которые достигли высокого уровня мастерства в профессии и хотят помогать развиваться другим. Сегодня проект уже вышел за рамки IT, мы запускаем сообщества и в других направлениях.
У нас есть методология и набор инструментов для развития и обмена знаниями в сообществе. Но какие именно из них использовать — каждое сообщество выбирает само. Дата-сайентисты, например, регулярно готовят отчёты по аналитике рынка и присылают их участникам сообщества, а также проводят хакатоны, на которых решают прикладные задачи и соревнуются в мастерстве. Лучшие решения Сбер использует в работе, а в жюри сидит топ-менеджмент — это хороший способ вовлечь стейкхолдеров. Есть у сообщества дата-сайентистов и ещё один интересный формат для общения с руководством — открытый микрофон, когда каждый может задать вопрос или предложить идею.
А сообщество DevOps-инженеров практикует другие интересные форматы. Коллеги запустили серию видеоинтервью с лидером и экспертами комьюнити и выкладывают их на нашей внутренней платформе СберТВ.
В целом же профсообщества работают в трёх основных направлениях.
Обмен знаниями и опытом, чтобы ускорять работу и не «изобретать велосипед». Например, разработкой приложения СберБанк Онлайн занимается множество команд. Раньше у коллег не было общего пространства, где они могли бы общаться на профессиональные темы и быстро получать ответы на вопросы. Теперь они регулярно делятся идеями и результатами в сообществе, а благодаря синергии — уменьшили время релизов.
Формирование технологических инициатив. Это напоминает краудфандинг: участники одного или нескольких сообществ могут объединиться и придумать новые решения, получить поддержку экспертов и руководства. Это могут быть инициативы по улучшению текущих бизнес-процессов и продуктов или по созданию новых.
Профессиональное развитие команды. Эксперты активно участвуют в оценке профмастерства младших коллег, разработке обучающих программ, передают знания и опыт, помогают коллегам расти.
Ядро каждого сообщества — лидер, комьюнити-менеджер и экспертная группа.
Для себя мы сделали вывод, что лидеров не нужно назначать. Лидер — это не только крутой специалист, которого уважают. Это человек, который хочет драйвить развитие комьюнити и готов вкладываться в это. Обычно новое сообщество начинается с того, что к нам приходят человек или инициативная группа, которые хотят его создать.
В большинстве сообществ у лидера есть помощник — комьюнити-менеджер. Он помогает координировать работу сообщества: выстраивает коммуникацию с участниками, помогает организовывать митапы, администрирует чаты и многое другое.
Основная задача группы экспертов — развивать участников сообщества, делиться знаниями и передавать опыт. Еще у сообществ есть кураторы — группа HR-специалистов, вместе с которыми эксперты сообщества формируют системный подход к профессиональному развитию участников. Делают они это на основе методологии, которую мы разработали. Ещё кураторы помогают выстраивать коммуникации и развивать комьюнити-менеджеров.
И конечно, в сообществе есть участники — сотрудники, которые хотят развиваться сами. Участникам важно быть на связи друг с другом и с ядром сообщества: они общаются в мессенджерах и получают полезные материалы онлайн, посещают митапы и предлагают инициативы.
Вместе с сообществами мы разрабатываем матрицу профессиональных компетенций — определяем, какими навыками и знаниями должен обладать специалист определённых профессиональных областей. Такой набор формируется для каждого из четырёх уровней мастерства: джун, мидл, синьор и мастер. Сотрудники проходят комплексную оценку по этой матрице — так мы выясняем, какие навыки провисают и мешают специалисту продвинуться дальше. Профоценка проходит с участием экспертов сообщества, которые в результате присваивают уровень мастерства каждому участнику и дают индивидуальные рекомендации по развитию. Мы рекомендуем руководителям учитывать оценку экспертов сообщества, когда они принимают решения о повышении сотрудников.
Отталкиваясь от матрицы, эксперты сообщества помогают разрабатывать и верифицировать программы обучения. Так, например, Сбер запустил школу архитекторов — набор курсов для адаптации новичков и развития действующих сотрудников.
А еще сообщества помогают усиливать HR-бренд. У нас вырос пул экспертов, которые выступают на внешних профессиональных конференциях, проводят вебинары и другие мероприятия. Это хороший способ рассказать о том, как устроена работа в Сбере, как здесь можно развиваться и что мы можем предложить талантливым специалистам.
Для нас важно дать людям площадку, куда можно прийти за советом, пообщаться с людьми своей профессии и найти наставника, и мы видим, как активно сотрудники в это вовлекаются.
Возможность посещать классные профессиональные мероприятия, придумывать вместе с коллегами необычные решения, улучшать продукты или создавать новые, находить друзей и наставников, непрерывно учиться и развиваться — всё это про SberProfi.
Статья не несёт практической пользы для читателя.
По сути, она как бы рекламирует то, что работая в Сбер ты получишь возможность вступить в одно из проф-сообществ (круто там или нет мы не знаем, так как отзывы участников не приводятся).
При этом, сама статья не призывает приходить на работу в Сбер, не имеет ссылок на страницу вакансий и вовсе не ясно для кого она написана.
Похоже на одну из тех статей, которая делается для руководства в качестве отчёта (тем более, что стья продублирована и на других порталах, достаточно вбить в поиске яндекс «SberProfi»).
Никакие плюсы не стоят того, чтобы навсегда поставить крест на карьере! Пожизненно лишиться возможности зарабатывать себе на жизнь или быть ограниченным в карьерных возможностях, в профессиональном развитии.
При каждой смене работы я сталкиваюсь с жуткими проблемами. Будущего у меня нет. Все дороги перекрыты просто из-за чьего-то самодурства. Мы все понимаем, как статья влияет на будущее человека. И это лукавство думать, что кто-то закроет глаза. Даже спустя годы. Никто не назначит на хорошую должность (а у меня были все шансы) человека со статьей в трудовой. Я навсегда ограничена в карьерных возможностях.
Теперь все знают, что у меня статья, что произошла страшная история, никто не хочет иметь к этому отношение. Людей шокирует все это. Они боятся. На всех собеседованиях все довольны моими компетенциями, но статья и эта история всех пугает. Если не рассказывать, то при проверке СБ вскроется. Только благодаря тому, что я делала звездные проекты, со мной еще люди разговаривают. Но когда узнают про статью, от меня отворачиваются. И грош цена всем моим достижениям.
Я должна расплачиваться за то, что стала жертвой. А все те, кто это совершил, радуются и с наслаждением наблюдают за моими страданиями. И банк им все это позволяет делать. Это страшно, жутко, несправедливо.
Прочитала стратегию ESG банка и ужаснулась настолько наглому, циничному лицемерию. Они пишут, как способствуют развитию и процветанию всех и вся, обеспечивают равенство и прочую чушь. В телефонном разговоре с HR, который я записала, она вполне отчетливо заявляет, что считает себя вправе наказывать людей по своему усмотрению и на основании непроверенной информации ломать им жизни! Именно такая формулировка «ломать жизнь»!
При этом, как вы понимаете, все те, кто проводили незаконные увольнения, кто занимался вредительством и издевательствами, — все они «чистенькие». Так выглядит цифровая диктатура и социальная справедливость по-Сберовски.