Science art что это
Science-художник
Science-художник – человек, создающий арт-объекты, в основу которых ложится серьезное исследование. Профессия взойдет на пик популярности в течение ближайших 1-2 лет. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Science-art – область современного искусства, находящаяся на стыке художественного творчества, научного и технического прогресса.
Краткое описание
Арт-объекты, выполненные в стиле сайнс-арт, позволяют взглянуть на науку по-новому. Креативная составляющая делает такие произведения более понятными и интересными как для обычного человека, так и для представителя научной среды. Эксперты рекомендуют преподавать эту область современного искусства на всех факультетах, где изучают точные науки, естественнонаучные дисциплины. В профессии успешно сочетается творческое начало и узкие знания. Например, science-художником может стать биолог, физик или нейрохирург, способный найти в своей деятельности оттенки творчества.
Особенности профессии
Science-художник должен обладать глубокими знаниями о сфере, в которой он работает, а также креативным мышлением и умением фантазировать, что позволит ему создавать версии альтернативной реальности. Проекты, разработанные художниками сайнс-арт, иллюстрируют взаимодействие науки, технологий, искусства. Яркий пример – молекулярная кухня, в которой переплетаются основы физики, химии и эстетики.
Сегодня эта профессия является новинкой для российского кадрового рынка, всего через несколько лет она станет чем-то обыденным. Художники, работающие в стиле science-art, смогут получать хороший доход только в том случае, если этой областью творчества заинтересуются крупные научно-технические корпорации. Вливание спонсорских средств вдохнет в science-art жизнь, иначе получить доход от продажи арт-объектов будет непросто.
Популяризация сайнс-арт связана с тем, что в будущем рабочие процессы будут максимально автоматизированы, на смену ручному труду придут машины, поэтому все большее и большее количество людей сможет посвятить свою жизнь творчеству. Уже сегодня эта область современного искусства серьезно воспринимается мировым сообществом. В некоторых отечественных и зарубежных учебных учреждениях открыты программы подготовки и экспериментальные проекты. Например, в Массачусетском технологическом институте, Политехническом музее.
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Science-художник должен быть многогранной и разносторонне развитой личностью. В его характере преобладает творческое начало, великолепно развитая фантазия, умение увидеть то, что скрыто от глаз обывателей. Профессия творческая, но в то же время и техническая, поэтому художники должны обладать логическим и аналитическим мышлением, настойчивостью, умением с улыбкой переносить критику.
Обучение на science-художника
В перспективе будут созданы арт-вузы или открыты профильные факультеты, где будущие science-художники начнут изучать творчество в разных его проявлениях. На сегодняшний день программ открыто мало, большинство из них – экспериментальные. Если вы хотите освоить эту профессию, но не планируете обучаться за рубежом, то на первых порах можете выбрать следующие направления подготовки, так или иначе связанные с искусством:
Эту сферу могут выбрать как практикующие эксперты в сфере искусства, так и люди иных научных профессий: микробиологи, биохимики, нейрохирурги и другие.
Необходимо постоянно отслеживать программы подготовки. Например, в 2018 году Московский Политех приглашал учеников в школу-интенсив Science-Art. В течение 5 дней школьники узнавали больше о робототехнике, инновационных технологиях, а также посещали мастер-классы и лекции, проводимые известными искусствоведами.
Изучаем Digital Humanities
— формирование представлений о Science-art и основных работах в этой области;
— развитие самостоятельной работы студентов, формирование навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.
Тип: Лекция
Автор: Роман Жуланов
Трудомкость: 2 ч.
Тема: Цифровая культура и новые медиа
Science art – направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ; это своего рода интеграция двух сфер человеческой деятельности, с одной стороны которой стоят ученые, с другой – художники.
О.Е. Левченко постулирует сайнс-арт как «одно из ярких воплощений культур-конвергентного процесса, утверждающего объединение и тесное взаимодействие двух сфер культуры – рационально-дискурсивной и художественно-эстетической. Связующим звеном между ними является технико-технологическая сфера, – производная от науки (естествознания) и инструментальная для искусства».
Сайнс-арт предлагает новый взгляд на технологии – во многом это ирония, гротеск, игра с привычными стереотипами развития техники и технологий. Тональность ряда проектов в области сайнс-арта ставит под сомнение серьёзность и фундаментальность технического и научного знания и даёт понять зрителю, что он может иронизировать над техникой. Однако при этом один из важных эффектов, производимых сайнс-артом, – это популяризация науки и технологий, завлечение зрителя в мир закрытых лабораторий.
В поле Science art зачастую не различимы границы художественного творчества и научного исследования. Современный художник, как и ученый, ставит эксперименты. Объекты сайнс-арта стали активно создаваться в конце 90-х годов ХХ вв. в США, но встречаются и более ранние образцы, которые на момент их создания, разумеется, не могли так называться.
Уровень развития Российского сайнс-арта ниже западного. О.Е. Левченко выделяет следующие причины:
1) общая тенденция «запаздывания» современного искусства в России;
2) проблема недостаточного финансирования инновационных проектов в сфере искусства;
3) отсутствие выстроенного диалога между сообществами учёных и художников (преимущественно по причине закрытости и вынужденного бюрократизма научных институций);
4) проблема недостаточной оснащённости площадок для экспонирования научно-технологического искусства.
Площадок, которые специализируются исключительно на сайнс-арте в России очень мало. Наиболее известные проекты — это Polytech.Science.Art и LABORATORIA. Нередко выставки работ в области science art выставляются в музеях современного искусства. Один из последних примеров — выставка «Новое состояние живого» в музее современного искусства «Permm».
Примеры science art:
Работа «1, 4 … 19» одной из самых известных российских арт-групп «Куда бегут собаки«.
Стеларк — дедушка science art. Его работы поднимают проблему человеческой телесности и выхода за её пределы. Наиболее известны три его работы:
Мемо Актен — молодой британский художник. Его работа Deep Meditations — своеобразное окно в разум машины. Мы видим то, как нейронная сеть пытается осмыслить свои наблюдения.
Сайнс-арт как явление современной культуры, объединяет в себе элементы научного и художественного творчества, и является актуальным – как по замыслу, так и по исполнению, как по форме, так и по содержанию, как по идеологии, так и по инструментарию.
Сайнс-арт: Как научные исследования становятся объектами современного искусства
Современные ученые и инженеры постепенно превращаются в художников — слушают и записывают ультразвуковое пение крыс, проектируют «дышащие» дома и всячески реализуют творческие амбиции при помощи научных знаний и лабораторного оборудования. Таким образом, на стыке технологий и искусства появилось новое направление — сайнс-арт, которое успело уже распространиться почти на все сферы художественной деятельности. Для того, чтобы читатели FURFUR не пропустили важных событий в этой области, редакция составила путеводитель по самым ярким научным арт-объектам.
Эволюция на столе
Корейский проект Everyware (пишется именно так) и их знаменитая работа «Оазис» позволяют почувствовать себя в роли творца эволюции и заодно проследить ход событий на заре развития живой природы.
Стол покрыт черным песком. Под песком находится интерактивный экран. Если сдвинуть песок — на экране «зарождается жизнь»: появляются инфузории, бактерии, они постепенно эволюционируют в медуз, потом в черепах и мелких рыбешек, затем — в рыбешек покрупнее.
Принцип работы «Оазиса» довольно прост: сенсорный экран реагирует на отсутствие песка, и в свежей лунке оживают подводные обитатели. Нельзя просто так взять и отойти от интерактивного стола — затягивает сильнее любой видеоигры.
Этот объект не существует без зрителя, который должен стать участником процесса, создать оазис собственными руками — и только тогда появится «искусство эволюции».
Корейские создатели считают, что их работа завораживает своеобразной властью над миром — пусть и миром инфузорий с медузами.
Можно сделать два независимых оазиса, разделив их черным песком. Если убрать песочную преграду, соединить оазисы — эволюция пойдет быстрее
«Дышащий» дом
Не все произведения сайнс-арта поместятся в выставочном зале. «Дышащее» здание в Милане — одновременно обувной магазин и произведение искусства. Заказчики — производители обуви — хотели, чтобы их магазин символизировал «дышащие» способности их обуви.
Архитектор Данте Бенини решил перестроить старое миланское здание так, чтобы его не пришлось сносить. И у него получилось — архитектор смог в буквальном смысле вдохнуть в него жизнь.
Пять верхних этажей покрыты пластинами, которые могут подниматься и опускаться при помощи 82 двигателей. Здание само анализирует температуру воздуха, концентрацию посетителей и, соответственно, кислорода и проветривает помещение. Сенсоры отслеживают положение солнца и, открывая и закрывая панели, изменяют освещенность в здании. Кроме того, на крыше установлены несколько солнечных батарей, которые питают большую часть двигателей.
Благодаря продвинутой электронной начинке «дышащее» здание крайне энергоэффективно — ему почти не нужны кондиционеры, внешнее электропитание и освещение. Теперь это место — паломничество туристов и практически автономный живой организм, который при всем этом еще и обувь продает.
Ухо Стеларка
Австралийский перформансист Стеларк понял, что новые достижения анатомии и медицины имеют огромный художественный потенциал. Он решил, что человеческое тело устарело и его необходимо модифицировать. Сегодня это арт-движение называют биопанком — по аналогии с киберпанком, но с уклоном в биотехнологии.
Стеларк обратился к ученым, и на основе его собственного ДНК художнику вырастили третье ухо. Новообретенный орган австралиец поместил себе на руку. Для этого потребовалась сложнейшая операция — к уху подвели кровеносную систему, то есть оно осталось живым, хотя и ничего не слышало.
Но Стеларк нашел выход из ситуации — и устроил новый перформанс. Он вживил в ухо микрофон с системой Bluetooth и выходом в интернет. А сразу несколько выставок по всему миру в 2010 году установили в выставочных залах слепки руки художника со встроенной электронной начинкой. На выставках онлайн транслировалось все то, что слышит с помощью микрофона третье ухо Стеларка — возможно, самый необычный арт-объект в истории современного искусства.
Вырастить и вживить в руку барабанную перепонку и подключить ее к мозгу ученым пока не под силу
Инженерный театр
Герои этих спектаклей на сцене путаются в виртуальных спиралях ДНК, сражаются с роботами и даже расплывается в пространстве. Такие постановки идут только в одном месте — инженерном театре Ахе в Санкт-Петербурге. Лазеры, видеоинсталляции и сложные механизмы здесь играют наравне с актерами или даже превосходят их.
Максим Исаев, х удожник и перформансист, один из основателей театра
«Основная идея доносится не через игру драматического актера, а через всю совокупность инженерных решений. Это инженерное единство драматургии и технологии.
Театр, конечно, дальше все больше будет пользоваться всем тем инструментарием, который ему дают наука и техника. Театр, который держится за какие-то умершие авторитеты и непонятно кому интересные традиции, не будет пользоваться вообще никаким спросом у зрителя».
Скульптуры Аристарха Чернышева
Хорошее произведение искусства надо тщательно отшлифовать, снабдить электрической системой и желательно дисплеем — так считает художник Аристарх Чернышев. Работы выпускника Бауманки сегодня висят, стоят или лежат на самых престижных мировых выставках.
Аристарх Чернышев, современный художник
«Я не имею ничего против людей с бородой и кистями, но они сегодня находятся вне фокуса внимания. Современному автору нужны навыки программирования, он должен хорошо разбираться в робототехнике, биологии, генетике, генной инженерии, очень желательно в ядерной, еще лучше — в квантовой физике. Все эти знания ему бы пригодились. Современный художник — это такой синтетический человек, который объединяет в себе очень много различных видов знаний».
Несколько лет назад он открыл в Москве мастерскую. Сегодня здесь — странные и непонятные, но очень притягательные творения. Айфоноподобный гаджет, закрученный в виде культовой, но так и не построенной башни Татлина (объект символизирует поклонение современного человека гаджетам). Или механическая обезьяна, печатающая «Войну и мир» — отсылка к известной шутке про теорию вероятности.
Жемчужина коллекции — часть выставки «С нами BUG ». Если в руках у вас нет фото- или видеокамеры, хотя бы на мобильнике, загадочный символ свой секрет так и не откроет.
«Если ты сел и придумал что-то за три минуты — поищи в интернете, кто-нибудь точно уже придумал это до тебя и даже записал на видео», — утверждает Аристарх. Художник уверен: стать новатором получится только с помощью сложных технологий, на разработку которых могут уйти годы.
Эффект, которого современные художники добиваются с помощью диодов и мобильников, художники прошлого создавали кистью и красками. Картина Сальвадора Дали «Обнаженная Гала, смотрящая на море» на первый взгляд и правда изображает лишь жену художника, глядящую в морскую даль. Но с расстояния в 18 метров стройная девушка превращается в кудри и бакенбарды американского президента Авраама Линкольна. С близкого расстояния знаменитого политика можно увидеть только в одном случае — если посмотреть на картину через фотоаппарат или мобильный телефон.
Небесная арфа
Метеоэлектронная инсталляция «Небесная арфа» канадского художника Николаса Ривза — результат научных разработок в радиоэлектронике, акустике и программировании.
Арфа сканирует облачный ландшафт в атмосферных слоях с помощью лазерного луча. Луч бьет на семь-восемь километров в высоту, то есть достигает верхних границ тропосферы. Физические параметры облаков — плотность, ледность, освещенность, способность отражать солнечные лучи, температура, высота, скорость движения — передаются на Землю. Полученные цифры арфа обрабатывает и в режиме реального времени преобразует их в музыкальные созвучия с помощью уникального программного оборудования.
Слушатели могут слышать «космическую музыку» — то есть мелодию, созданную не человеком или компьютером, а ветром и облаками. К слову, выходит красиво и загадочно, что-то вроде переработанных мелодий из мультфильма «Тайна Третьей планеты». Изобретение Николаса Ривза — это одновременно и сложный научный прибор, и уникальный музыкальный инструмент, выводящий неземные мелодии.
Крысофон
Тимур Щукин, ученый-психофизиолог, уже несколько лет занимается сайнс-артом — консультирует художников. Недавно он решил устроить отчасти шуточный эксперимент: может ли крыса стать предметом искусства?
«Крысы общаются друг с другом с помощью не только обычного писка, но и ультразвукового. Этот неслышимый нами писк очень мелодичен. Так что идея такого гаджета родилась сама собой», — рассказывает Тимур.
ВЛЮБЛЕННЫЕ КРЫСЫ ПОЮТ ОСОБЕННО КРАСИВО. ЭТО БЫЛА БЫ НЕЗАБЫВАЕМАЯ СЕРЕНАДА
«Используется ультразвуковой микрофон, песни переводятся в тот диапазон, который способны слышать мы. Будет супер, если удастся устроить им комнату любви. Тогда они поют особенно красиво. Думаю, мы бы услышали что-то незабываемое — серенады крысы».
Science-художник
Наиболее талантливая часть молодежи третьего тысячелетия настолько вдохновилась научным искусством (science art), что многие молодые люди задумываются о получении такой необычной профессии, как Science-художник. Ну а поскольку эта профессия еще малоизвестна, мы предлагаем вам восполнить пробел и разобраться в особенностях, востребованности, перспективах развития и возможностях для обучения этой специальности.
С выбором дела всей жизни желательно определиться как можно раньше, соразмерив его с собственным потенциалом. Особенно важен такой подход для молодых людей, обладающих незаурядными творческими способностями, потому что только человек, нашедший место в жизни, способен выполнить свое основное предназначение – способствовать духовному развитию общества и воспитанию в людях чувства прекрасного.
Со свойственной молодости энергией и оптимизмом, наиболее талантливая часть молодежи третьего тысячелетия настолько вдохновилась научным искусством (science art), что многие молодые люди задумываются о получении такой необычной профессии, как Science-художник. Ну а поскольку эта профессия еще малоизвестна, мы предлагаем вам восполнить пробел и разобраться в особенностях, востребованности, перспективах развития и возможностях для обучения этой специальности.
Кто такой Science-художник?
Science-художник – как утверждают наиболее прогрессивные творцы, профессия будущего. Следуя этой логике, такой специальности пока не существует, и когда именно она появится как «официальная» профессия – неизвестно (по некоторым прогнозам в России эта профессия появится к 2020 году).
Термин science art означает «научное искусство», что прямо указывает на воплощение научных истин посредством изобразительного искусства. Профессия Science-художник появилась на Западе, где многие люди уверены, что у науки и искусства есть нечто общее, позволяющее им взаимно подпитываться идеями: оба эти направления находятся в постоянном динамическом движении, чтобы соответствовать духу времени, запросам общества и техническому прогрессу.
Примеров такого взаимодействия немало:
Жюль Верн, будучи художником слова, подробно описал в своем романе подводную лодку задолго до ее появления. Великий Леонардо да Винчи, работая над картинами, подаренными человечеству в память об эпохе Возрождения, параллельно пытался изобрести велосипед, робота, танк. Сэмюэл Морзе придумал морскую азбуку, но мало кто знает о том, что он был профессором живописи. К.Э. Циолковский – основоположник современной космонавтики, мечтая в своих научно-фантастических романах, указал миру космический путь развития.
Science-Art – своего рода авангардизм двадцать первого столетия, а Science-художник, соответственно – человек, который работает в этом направлении, и его задача состоит, прежде всего, в изображении и отражении окружающей действительности, в умении вызвать яркие эмоции, в способности заставить зрителя проявить свое отношение к происходящему и задуматься о роли науки и технологий, а также о грядущих изменениях в развитии цивилизации.
Четко определить круг обязанностей для людей творческих профессий – сложная задача, так как рабочим процессом художника руководит его талант и вдохновение. Но, все же, работая в любой отрасли прикладного искусства, художник, как все, обязан соблюдать трудовую дисциплину – такова проза жизни.
К должностным обязанностям Science-художника также можно отнести обязательное стремление к творческому и профессиональному росту, желание постоянно обучаться и добиваться всестороннего духовного и интеллектуального развития. Кроме того, художник должен обладать талантом психолога, чтобы понимать запросы общества и непосредственных заказчиков.
Какими личностными качествами должен обладать Science-художник?
Всякое произведение искусства, как и научное открытие, всегда – озарение, которое доступно даже не каждому талантливому человеку; это – воля случая, которого может и не быть. Леонардо да Винчи был близок к открытиям, но мир запомнил его как великого создателя «Джаконды». Мечтатель Жюль Верн вошел в историю великим писателем-фантастом, а подводные лодки придумали другие люди. Циолковский вошел в энциклопедию, как ученый, совершивший настолько великое открытие, что его фантастические романы остались в тени его же научной славы.
Художник, избравший новаторство, как основу своего творчества, и желающий опередить время, должен обладать силой воли, способностью стойко переносить трудности и находить применение своему таланту в повседневной жизни.
Кроме того, чтобы добиться хотя бы каких-то успехов в сайнс-арте, необходимо обладать такими личностными качествами, как:
Преимущества профессии Science-художник
Талант – всегда преимущество. А наиболее талантливые представители этой профессии со временем могут не только достичь мировой известности, но и обрести материальную стабильность.
Поскольку работа в направлении Science предполагает синтез науки и искусства, научный сотрудник сможет реализовать свою творческую натуру, а художник – удовлетворить свою тягу к науке и познанию чего-то нового.
Ожидается, что в будущем сайнс-художники будут очень востребованы. Скорее всего, им будет отводиться роль «кризисных исследователей», которые в своих работах будут выявлять неочевидности по применению науки и инновационных технических возможностей.
Недостатки профессии Science-художник
Художники часто вынуждены балансировать между собственным пониманием основной идеи произведения и желаниями заказчиков, имеющих кардинально противоположное суждение. Это противоречие в работе художника присутствует постоянно, нередко являясь причиной психологического дискомфорта, приводя к стрессам.
Так как профессии Science-художник как таковой еще нет, на сегодняшний день существуют определенные проблемы с получением образования. Скорее всего, получить диплом ВУЗа, в котором будет четко прописана специальность «Science-художник», невозможно будет еще не один десяток лет. А это говорит о том, что осваивать профессиональные навыки нужно самостоятельно, на что способен далеко не каждый.
Нельзя не сказать о том, что science art достаточно специфический вид искусства, не доступный для понимания большинства. Поэтому рассчитывать на всеобщее признание и появление толпы поклонников не стоит.
Где можно получить профессию Science-художник?
Для тех, кто решил попробовать свои силы, совмещая творчество с научными знаниями, полезно познакомиться, прежде всего, с программами обучения в государственных высших учебных заведениях, где гарантируется государственная поддержка.
Прежде всего, обратите внимание на программу обучения прикладной информатике в области искусств и гуманитарных наук в Санкт-Петербургском государственном университете. В этом же учебном заведении можно параллельно изучить смежные программы, имеющие отношение к профессии художника и к прикладному искусству в стиле science art.
Расширить представление об избранной профессии поможет спецпроект: Polytech. Science. Art: Наука. Искусство. Технологии.
Получить высшее образование по смежным специальностям, которые можно рассматривать в качестве базовых, будущие сайнс-художники могут в таких ВУЗах России, как: