Scratch для детей что это
Навык 21 века: Зачем детям «Скрэтч»?
Знакомство современных детей со «Скрэтчем» должно состояться хотя бы потому, что они буквально с пелёнок становятся активными потребителями цифровых технологий. Каждый день они смотрят мультики на ютубе, заходят на сайты и играют в игры на смартфонах, которые написаны на разных языках программирования. И для детей не должно быть загадкой, каким образом эти вещи появляются на свет. Если человек учит язык с ранних лет, то его произношение будет более естественным, а сложные грамматические структуры будут проще поддаваться. В этом плане изучение базовых принципов программирования мало чем отличается от изучения языков — русского или английского. Чем раньше дети начнут учиться языку программирования, тем более бегло они будут владеть языком и алгоритмами.
Задачи, которые решает программирование в воспитании детей
В последнее время многие говорят о поколении «диджитал нейтивс» (англ. «Digital natives» — рождённые в цифровом мире). Существует мнение, что через десять лет дети будут намного лучше разбираться в диджитале, чем поколение нынешних миллениалов. Это неправда. Технология — это то, что было создано после твоего рождения. Это значит, что когда бы человек ни был рождён, он всегда будет новичком в технологиях своего времени. Разница только в том, что программирование с каждым днём становится всё более массово доступным. Сейчас у нас есть технологические платформы, позволяющие обучать детей программированию. Благодаря этим инструментам мы можем воспитать целое поколение людей, которое будет комфортно чувствовать себя в диджитал-мире.
Большинство учителей информатики скажут, что основная задача программирования — познакомить детей с алгоритмами, а также развить у них определённое технологическое мышление. Но стоит смотреть на «Скрэтч» несколько шире. Сейчас важнее создавать условия, в которых детям будет комфортно использовать технологии для создания медиаконтента — быть дизайнерами. Поэтому практически все главы в книгах по программированию для детей начинаются с дизайна независимо от того, что мы делаем в этой главе: учимся создавать видео или программировать роботов. Конечно, неотъемлемая часть этого процесса — программирование и работа со скриптами. Все эти умения и трансформируют детей из потребителей диджитал-медиа в его создателей.
Кто будет программировать «компьютеры будущего»?
Создатели «Скрэтча» предполагали, что дети будут создавать в нём игры, анимацию и всевозможные интерактивные проекты. Программирование должно было стать для них новым развлечением, полезной игрой. Но так вышло, что большинство проектов, созданных в «Скрэтче» — это туториалы, разного вида обучающие материалы. Сейчас «Скрэтч» становится одной из самых популярных платформ для обучения. Получается, что мы можем воспитать целое поколение учителей. Это вдохновляет меня намного сильнее, чем возможность вырастить поколение программистов. Машинное обучение и искусственный интеллект изменят программирование, и через десять лет оно будет выглядеть совсем иначе. Возможно, в будущем компьютеры научатся программировать себя сами. А какое умение будет самым полезным в ситуации, когда компьютеры будут справляться самостоятельно? Дизайн и методики обучения.
Почему «Скрэтч»?
«Скрэтч» — это не только язык программирования, это ещё и полноценный инструмент разработчика. Одна из причин, почему стоит увлечь детей «Скрэтчем», это его многогранность. Это инструмент с огромными возможностями: он позволяет и программировать, и рисовать, и писать музыку. В нём дети могут редактировать аудиофайлы и создавать пусть короткие, но настоящие видео. А в следующей версии у детей появится возможность создавать свои приложения для iOS и Android. «Скрэтч» — это инструмент, который может заменить десяток других программ по созданию диджитал-контента в скрипт-среде. А ещё это облачный сервис, позволяющий взаимодействовать огромному количеству пользователей (около десяти миллионов), которые обмениваются идеями в ежедневном режиме.
Раньше детям приходилось учить английский язык, чтобы начать программировать. Ведь все самые популярные языки программирования основаны на английском: HTML, CSS, PHP. А «Скрэтч» — визуальный язык, который использует блоки, — это делает его гораздо доступнее. И конечно, ребёнок может выбрать один из 40 языков интерфейса, включая русский.
Ремикс в «Скрэтче»
Одна из самых прикольных кнопок в «Скрэтче» — это ремикс. В «Скрэтче» юзеры могут сделать ремикс абсолютно любого проекта, доступного в «облаке». Если ребёнок из Южной Африки создаст анимационный проект и сделает его общедоступным, то школьник из Японии сможет не только его посмотреть, но и перевести на японский, сделать субтитры или совсем перенастроить анимацию.
Идея ремикса лежит в основе «Скрэтча». Он даже называется «Скрэтч» (англ. «Scratch» — скрип, царапанье) именно по этой причине. Создатели были вдохновлены хип-хоп культурой и её философией создания музыки через использование семплов классических, фанк, соул и джазовых мелодий. Мы и сейчас находимся в хип-хоп культуре, но не с точки зрения музыки, а метафорически. Благодаря «Скрэтчу» люди могут дорабатывать идеи друг друга как индивидуально, так и сообща. И не надо переживать за авторство: «Скрэтч» автоматически добавляет реквизиты автора в созданный контент. «Скрэтч» — это своего рода проводник open source идей, когда любой код можно взять в открытом источнике и модифицировать его.
В заключении
Сегодня учиться программировать становится проще и увлекательнее. Используются не только новые типы программного обеспечения и обновленные методы обучения, но и онлайн-ресурсы. Существует также множество внешкольных программ, которые обучают детей, начиная с первого класса и старше, основам компьютерного программирования и робототехники. Такой практический опыт помогает очень быстро донести эти концепции до детей. Со «Скретчем» все еще веселее. Например, мы в Almamat предлагаем индивидуальные уроки с практической оптикой. Это позволяет изменить «майндфрейм» вашего ребенка. Работая над новым продуктом, ребенок представляет в деталях, что и каким образом будет функционировать. Скрэтч учит детей мыслить структурировано, организовывать задачи и планировать, понимать взаимосвязь между предметом и действиями. Скрэтч развивает «стройную логику» которая играет важную роль во всех сферах жизни. Подарите своим детям радость от изучения кода, записавшись на пробное занятие от Almamat уже сегодня.
Общие сведения
Что такое Scratch?
Если вы хотите научиться создавать компьютерные программы, мобильные приложения, сайты, игры или любое другое программное обеспечение, вам, нужно научиться программировать. Программы пишутся на языках программирования, которые и дают программе возможность работать – быть выполненной компьютером, смартфоном или иным вычислительным устройством. Когда люди думают о языках программирования, им представляется постоянная морока, как выучить правила синтаксиса, куда поставить квадратные скобки и двоеточия. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся доступны миллионам людей.
На Scratch компьютерные программы создаются практически как конструктор LEGO: на экране собираются графические блоки, которые управляют анимированными героями. Таким образом можно создать историю или игру и контролировать поведение разных героев, соединяя графические блоки. Точно так же как из конструктора LEGO собирают различные конструкции, на Scratch можно создавать интерактивные истории и игры, а потом, что важно, делиться ими с ребятами по всему миру на сайте Scratch.
Scratch – это простой и доступный всем в использовании язык программирования.
Почему сегодня важно уметь программировать?
Сегодня у молодого поколения есть большой опыт и знания о пользовании информационными технологиями, но намного меньше о создании программ с помощью новых технологий, выражении себя при помощи новых технологий. Почти как если бы они могли читать, но не умели писать при помощи технологий.
Постепенно, люди начинают осознавать важность навыков программирования. Программирование открывает детям множество новых явлений, множество новых возможностей для обучения. Так же, как это происходит с чтением и письмом: если вы умеете читать и писать, вы сможете узнать много разных новых вещей. Сначала вы учитесь читать, а потом читаете, чтобы учиться. То же самое происходит с программированием: сперва вы учитесь программировать, а затем программируете, чтобы учиться. В цифровом мире самым важным и необходимым языком является язык программирования.
Программирование – это вторая грамотность.
А если мой ребенок не хочет быть программистом?
Когда говорят, что человек умеет думать, обычно, подразумевают развитое алгоритмическое мышление. Такой тип мышления очень сильно помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно. Большинство детей которые «учатся жизни» по проверенным временем алгоритмам решения «житейских» проблем, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.
Пониманием и построением алгоритмов занимается информатика. Информатика также изучает их свойства. Логично предположить, что изучение дисциплин, связанных с информатикой и программированием, разовьёт алгоритмическое мышление наилучшим образом. Развитие алгоритмического мышления учащихся происходит тем эффективнее, чем раньше оно начинается.
Конечно, большинство детей, изучающих Scratch, не станут потом программистами. Но обучение программированию принесет пользу и им: оно помогает более полному творческому самовыражению, бесценно для развития логического мышления и позволяет лучше понимать, как работают новые технологии, которые окружают нас в повседневной жизни. Независимо от того, кем хочет стать ваш ребенок в будущем, умение программировать на Scarcth позволит ему в будущем планировать свои действия и находить необходимую информацию для решения любых жизненных задач.
В чем преимущества Scratch как образовательной среды?
Для успеха сегодня, наверное, важно не столько, что ты знаешь, сколько – можешь ли изучить что-то новое, можешь ли ты найти креативное решение нестандартной задачи. Люди все чаще сталкиваются с нестандартными ситуациями, в которых необходимо мыслить креативно. Так что способность креативно думать и действовать важна как никогда раньше. С помощью Scratch у детей появляется возможность развить свой голос, найти вдохновение в работе других и сделать что-то похожее, но свое, выразить свои собственные идеи и поделиться ими с другими людьми по всему миру.
Кроме того, по мере изучения программирования на языке Scratch у ребят формируется не только логическое и алгоритмическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа, создаются условия для активного, поискового учения, разнообразного программирования. Ребята научатся понимать и создавать компьютерные программы, использовать компьютер для решения различных задач. Таким образом от устаревшего понятия ”пользователя ПК“ (офисного планктона) будет осуществляться переход к ”создателю и соавтору информационного пространства“.
Вам не кажется, что пришло время и Вам подумать о том, чтобы научиться программировать?
Митчел Резник
профессор (LEGO Papert Professor of Learning Research) лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института, занимается разработкой новых технологий и видов деятельности для вовлечения людей (детей в первую очередь) в креативное обучение.
Исследовательская группа Lifelong Kindergarten под его руководством разработала и развивает язык программирования Scratch и онлайн-сообщество на сайте scratch.mit.edu, участниками которого являются миллионы людей по всему миру. Совместно с компанией LEGO группа работает над развитием новых образовательных идей и продуктов, в том числе конструкторов LEGO Mindstorms для создания роботов и робототехнической платформы WeDo. Резник является сооснователем проекта Computer Clubhouse, международной сети 100 центров дополнительного образования, в которых дети из небогатых семей учатся творческому самовыражению с помощью новых технологий.
Резник получил степень бакалавра по физике в Принстонском университете (1978 г.), степень магистра и докторскую степень по информатике в Массачусетском технологическом институте (1988 г. и 1992 г.). С 1978 по 1983 гг. работал журналистом, специализирующимся на науке и технологиях. Автор книги “Черепахи, термиты и пробки” (Turtles, Termites, and Traffic Jams, 1994 г.), соредактор книги “Конструктивизм на практике” (Constructionism in Practice, 1996 г.) и соавтор книг “Приключения в моделировании” (Adventures in Modeling, 2001 г.) и “Официальная книга ScratchJr” (The Official ScratchJr Book, 2015 г.). Лауреат Премии Гарольда В. Макгроу-мл. в образовании (2011 г.) и премии Ассоциации по развитию компьютерных технологий в образовании (Association for the Advancement of Computing in Education, AACE) EdMedia Pioneer Award (2013 г.).
😺 Обучение детей программированию с помощью Scratch
Denver 83
Scratch – одна из лучших платформ для обучения юных программистов в возрасте 8+ через блочное кодирование. Она невероятно универсальна: блоки Scratch можно использовать для чего угодно, от создания анимации до составления интерактивных историй. Платформа поддерживает пользовательский ввод данных и дает ребенку практически неограниченный контроль над кодом. Опишем пошаговый рецепт создания в Scratch несложной видеоигры.
Шаг 1. План
Интерактивные игры должны удовлетворять двум требованиям:
Чтобы начать разработку игры, необходимо все спланировать. Составление плана – это первый и самый важный шаг. Он кажется тривиальным, однако план задает направления развития проекта. Чтобы его придумать, нужно последовательно пройти три этапа:
Как только вы разберетесь с тремя базовыми вещами, игра будет развиваться простым и естественным образом.
Шаг 2: Основная механика
Теперь, необходимо подумать, как реализовать главную идею проекта. Давайте попробуем создать простую игру-собиралку.
Тема: игра будет про русалок, а действие будет происходить под водой.
Управление: игрок будет управлять движением персонажа.
Цель: перемещая персонажа, собрать как можно больше предметов.
Чтобы создать проект на Scratch, перейдите на официальный веб-сайт и нажмите «Создать». Перед вами появится новый проект без названия, но с фирменным котом в центре белого поля.
Шаг 3: Оформление
Спрайты могут перемещаться и выполнять код, который мы им даем. На данный момент единственный спрайт, который есть в игре – Scratch Cat, который по умолчанию включен в каждый проект. Чтобы создать новый спрайт для главного героя, нажмите кнопку с надписью «Выбрать спрайт» в правом нижнем углу экрана.
Теперь выберите своего главного героя из готового списка. Вы можете нарисовать новые спрайты самостоятельно во вкладке костюмов или в редакторе красок, а также загрузить свое фото если хотите.
Для этой игры мы выберем спрайт русалки из категории фэнтези.
После выбора вы должны увидеть героя в центре сцены. Кот тоже там будет, но его можно удалить из игры, щелкнув правой кнопкой мыши по значоку корзины на его спрайте.
Когда мы создали новый спрайт, пришло время добавить в проект немного динамики.
Чтобы русалка могла двигаться, используем соответствующие блоки Scratch для создания простого скрипта. Самый легкий способ сделать спрайтовое движение – использовать Event Listeners (Слушателей событий).
Этот блок кода заставляет спрайт двигаться вправо-влево и говорит нам:
«Нажимая клавишу со стрелкой вправо(влево), наведите курсор вправо(влево), а затем двигайтесь вперед на 10 шагов».
Это работает в любом направлении. Когда мы можем двигать русалку в стороны, давайте создадим больше скриптов, чтобы перемещать ее вверх и вниз.
Теперь у нас есть скрипты для перемещения во всех четырех направлениях.
Цифры в блоках – это градусы поворота. Каждое значение представляет одно из основных направлений (вправо/влево/вверх/вниз). Они указывают спрайту, в какую сторону двигаться. Теперь вам даже не нужно нажимать зеленый флаг – просто нажимайте клавиши со стрелками, и картинка оживет.
Теперь игрок может управлять спрайтом.
Перед добавлением цели давайте сначала укрепим тему, добавив фон. Хотя фоны не являются обязательными для прохождения игры, они, безусловно, добавляют атмосферность и характер в визуальное восприятие продукта.
Выбор забавного фона помогает передать тему игры и делает ее более увлекательной.
Вы также можете нарисовать свои собственные фоны или загрузить любую картинку с компьютера. Чтобы попробовать этот вариант, нажмите соответствующие кнопки в раскрывающемся меню.
Независимо от того, какой вариант вы выберете, постарайтесь согласовать персонаж с фоном.
Поскольку главный герой – русалка, мы использовали фон «Под водой 2».
Шаг 4. Добавляем цель
Теперь давайте добавим в игру цель. Для этого создадим новый спрайт, который будет взаимодействовать с главным героем.
Когда изображения подготовлены, переходим к динамике. В нашей игре русалка будет собирать жемчуг, и каждый раз после очередной находки необходимо, чтобы новая жемчужина появлялась в случайном месте.
Это легко сделать с помощью блока go to random position.
Хотя здесь всего несколько блоков кода, их может оказаться непросто понять. Давайте шаг за шагом разберем этот код:
Forever – цикл, повторно запускающий любой помещенный в него код, пока игра не остановится. Он гарантирует, что всякий раз, когда русалка касается жемчужины, та отреагирует. Без цикла жемчужина проверила бы это условие только один раз в начале игры.
Все! Теперь игра готова и неплохо работает, но все же чего-то не хватает.
Шаг 5. Дополнительные расширения
Попробуйте подключить дополнительные функции:
Еще вы можете добавить несколько жемчужин на поле, использовать звуковые блоки Scratch для всевозможных шумов, а также включить анимацию для перемещения.
Единственное ограничение для такого рода расширений – ваше воображение!
Используя эту платформу, дети научатся мыслить творчески и рассуждать систематически, а их родители проведут время с пользой. Надеемся, вам понравилось это пошаговое руководство по созданию базовой игры на Scratch!
Посетите сообщество Scratch, чтобы продемонстрировать проект другим энтузиастам или изучить огромную коллекцию созданных ими видеоигр. Удачи!
Scratch-программирование для детей – как играть в компьютерные игры с пользой
Как оттащить ребенка от планшета – одна из самых горячих тем на родительских форумах. Мамы и папы проявляют чудеса изобретательности и упорства, стараясь отвлечь детей от компьютерных игр, и раз за разом терпят поражение. Бороться с прогрессом нереально: любознательные малыши тянутся к гаджетам, поскольку они помогают им познавать мир, который становится все более технологичным. Хотим мы того или нет, а дети все равно будут сидеть за компьютером. Поэтому лучше научить их проводить время у монитора с пользой.
Не воюйте с гаджетами – превратите их в союзников!
Scratch-программирование или Игра с пользой
Scratch-программирование мало чем отличается от компьютерной игры и при этом является эффективным инструментом для развития алгоритмического мышления и прокачки IT-скилов, необходимых для освоения коммерческих скриптовых языков.
Язык программирования Scratch разработали специалисты MIT в 2007 году специально для школьников и дошкольников. В его основе лежит использование графических блоков для ввода команд.
Scratch – далеко не единственная блочная онлайн-среда программирования, использующая игры и анимацию для обучения детей. К примеру, компания Microsoft разработала обучающую платформу Minecraft на основе популярной игры, в которой дети пишут коды для своих персонажей. В Швеции уроки Minecraft включают в школьные программы, похожий курс визуального программирования появился и у нас. В интернете множество приложений и сред программирования для детей, использующих блочные языки: Lightbot, Code.org, Roblox, Gamefroot, Code Monkey, Youth Digital – всех не перечислить. Однако у Scratch есть большой плюс: он не замыкается на играх, в нем есть те же инструменты (циклы, функции, переменные, логические операции и т.д.), что и в текстовых языках. Если у ребенка уже будет опыт работы в среде программирования Scratch, он сможет быстрее переключиться на скриптовые языки, которыми пользуются профессиональные разработчики.
Одним из поклонников Scratch-программирования является венчурный инвестор Мэтт Лернер, организовавший свыше 500 успешных стартапов в Лондоне. Он успел убедиться в его эффективности, обучая собственных детей – в четыре года его сын уже создавал мультфильмы на Scratch.
Почему стоит выбрать Scratch?
При использовании языка Scratch обучение программированию почти не отличается от компьютерной игры: учиться просто, весело и интересно. Занятия со Scratch помогают приобрести начальные навыки написания кода, развивают логическое мышление, креативность и умение самостоятельно добывать знания, выводя закономерности из практического опыта и проверяя свои предположения экспериментальным путем.
Программирование со Scratch учит детей учиться, а это, пожалуй, самый ценный на сегодня навык, настраивающий на постоянное получение новых знаний и скилов. Кроме того, обучение детей программированию помогает в профориентации, прививает интерес к IT-сфере.
5 причин занять ребенка Scratch-программированием
Веб-разработчик Рич Клэйн, автор серии популярных книг о программировании для детей и взрослых, научил своего 10-летнего сына писать код на Javascript, подобрав образные объяснения для базовых терминов информатики. Переменная – это ящик, в котором хранятся разные интересные вещи; имя переменной – ярлык, наклеенный на ящик; массив данных – полка в книжном шкафу, на которой расставлены все книги по какой-то теме, чтобы было проще их искать. Примерно так же работают графические среды программирования для детей – основные команды представлены иллюстрациями, понятными даже малышам.
Простейшие игры вроде «Змейки» или «Лабиринта», сконструированные при помощи Scratch, помогают осваивать различные способы структурирования данных – очереди, списки, двумерные массивы.
На наших курсах дети с первого же занятия берутся за креативное программирование Scratch – создают свою первую игру «Пинг-понг». Ребенок видит, как мячик отскакивает от разных объектов, и понимает, как это сделано. Каждое занятие Scratch-программированием – новая игра. Никакой рутины и постоянный вызов!
При изучении программирования ребенок неизбежно делает ошибки, но в формате игры они не огорчают, а мотивируют!
Как показывают исследования в области нейронауки, незамедлительная обратная связь формирует стойкую мотивацию, причем лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда приятные ощущения чередуются с неприятными.
Можно ли изучать Scratch самостоятельно?
Можно – никаких технических ограничений для этого нет. Занятия Scratch-программированием для детей доступны бесплатно на сайте https://scratch.mit.edu/. Также можно заниматься по видеоурокам и книгам, где разбираются различные технические приемы – например, как подключить вебкамеру или создать игру с 3D-эффектом.
Мы, например, проводим вебинары, где ребята всего за 90 минут вместе с преподавателем создают собственную игру.
Но не все дети могут работать самостоятельно и не у всех получается достигнуть результата. Бывает, что ребенок не может выполнить задание из-за нехватки базовых знаний и родители не могут помочь. Поэтому учиться программированию лучше с преподавателем по проверенной методике. Кроме того, на очных курсах ребенок прокачивает не только IT-скилы, но и социальные навыки – умение общаться, взаимодействовать с другими, работать в команде.
Что дают курсы программирования на Scratch
У нас в «Робиксе» есть спецкурс и занятия по робототехнике, где детей обучают программированию на Scratch с перспективой быстрого перехода на профессиональные языки. Знание основ Scratch помогает научиться писать код и модить программы, создавать роботов и программировать микроконтроллеры.
Уроки программирования Scratch проходят в группах до 6 человек, и преподаватель видит работу каждого ученика, сразу замечает возникшее затруднение и говорит, что делать.
Следующим шагом обычно становится более продвинутый блочный язык Snap!, с помощью которого можно создавать собственные блоки вместо использования готовых шаблонов. На наших курсах дети изучают оба языка, поскольку при программировании роботов мы комбинируем Scratch и адаптированную версию Snap!. Для себя мы добавили блоки управления роботами и считывания информации с датчиков. В результате обучение становится еще нагляднее: создав настоящего робота в среде программирования блочного типа, его можно еще и потрогать!
Создание проекта на Scratch
Вместо заключения
Можно долго и много говорить о блестящих карьерных перспективах и личностном росте – это аргументы скорее для папы с мамой, а не для ребенка. Мы спросили своих самых маленьких учеников, что такое Scratch для каждого из них:
Занимайтесь с ребенком самостоятельно, отправьте его на онлайн- или офлайн-курсы или подберите для него парочку вебинаров. Неважно, какой путь вы выберете. Со Scratch дети учатся легко и с удовольствием, ведь им комфортно, интересно и все получается.