Screenlife что это формат
Screen Life
ScreenLife (рус. Экранная жизнь) — авторский формат киноповествования, разработанный кинокомпанией «Базелевс» Тимура Бекмамбетова, где действия фильма разворачиваются на экранах девайсов.
Содержание
[править] История
Идея создания формата ScreenLife пришла к Тимуру Бекмамбетову случайно. Во время skype разговора, Ольга Харина (ныне со-сценарист «Профиль») «расшарила» свой экран компьютера с Тимуром Бекмамбетовым. После завершения обсуждений, Ольга забыла отключить функцию демонстрации экрана, тогда по признанию Тимура Бекмамбетова он видел ее жизнь изнутри, то как она звонила маме, покупала пиццу. «Тогда я понял: видеть монитор чьего-то компьютера — это узнать про человека все, быть внутри него.», — рассказывает Тимур Бекмамбетов. [1]
Фильмы | Год | Режиссер |
---|---|---|
Убрать из друзей | 2014 | Леван Габриадзе |
Search | 2018 | Аниш Чаганти |
Профиль | 2018 | Тимур Бекмамбетов |
Днюха! | 2018 | Роман Каримов |
1968 | 2018 | Михаил Зыгарь, Карен Шаинян |
[править] Успех фильмов
В 2018 году свой свет увидели сразу два фильма кинокомпании «Базелевс», созданные в формате ScreenLife — «Search» и «Профиль».
17 февраля 2018 года на 68-м Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильм «Профиль», который основан на книге Анны Эрель «Я была джихадисткой. Расследование в центре вербовочной сети ИГИЛ», где рассказаны истории женщин, уехавших под влиянием вербовки. 24 февраля 2018 года были объявлены результаты голосования, по исходу которых приз зрительских симпатий в категории «Лучшее игровое кино» программы «Панорама» достался ScreenLife фильму «Профиль». В голосовании приняло участие более 26.000 зрителей при участии 47 полнометражных лент из 40 стран. [5]
Также в 2018 году Михаил Зыгарь и Карен Шаинян совместно с кинокомпанией «Базелевс» запустили интерактивный международный документальный сериал для смартфонов «1968 Digital», о том, как 1968 год повлиял на мировую культуру и сообщество в целом. Сериал повествует о жизни великих людей так, если бы у них был смартфон и будет состоять из 50 серий. [6] [7]
[править] Дополнительно
Киноязык ScreenLife активно продвигается в массы, в апреле 2018 года Тимур Бекмамбетов стал куратором в Медиалаборатории Яндекс. Такси и в рамках проекта провел презентацию формата ScreenLife. [8]
В июне 2018 года, студия ScreenLife Алматы, совместно с коллегами из Лос-Анджелеса, провели выступление на фестивале GoViral 2018, где рассказали о новинках кино в формате ScreenLife, продемонстрировали возможности формата и инновации, а также провели бесплатный мастер класс для желающих изучить тонкости технологии. [9]
[править] География производства
На данный момент, производство ScreenLife осуществляется в трех странах мира: США, России и Казахстане.
[править] Художественные особенности
В отличии от традиционного кино, в фильмах формата ScreenLife звуки будут доносится до зрителя словно из динамиков компьютера. Формат ScreenLife достаточно гибок в отношении звуковой выразительности. Использование музыкальных сервисов ITunes и Spotify в «Убрать из друзей» решили вопросы подачи музыкального сопровождения фильма, иными словами, герой сам выбирал музыку под свое настроение и эмоции.
Однако монтаж фильмов «Search» и «Убрать из друзей» длился дольше монтажа обычных фильмов, каждый фильм монтировался более чем 1,5 года. Режиссер фильма «Search» Аниш Чаганти рассказал, что монтаж фильма начался за 7 недель до самих съемок.
Screenlife: как искусство вторглось в ваш cмартфон и почему вам это очень понравится
Screenlife — относительно новый язык искусства, который используют режиссеры фильмов, создатели игр и цифровые художники. Все смыслы разворачиваются на экранах компьютеров, смартфонов и планшетов. А действия героев показываются через движение курсора и набора текста – выглядит так, будто всё это происходит с вами. KYKY разбирается, как это понимать и где смотреть.
Screenlife-фильмы
До триумфа «Убрать из друзей» выходило еще два похожих ужастика «Открытые окна» и одна из новелл в «З/Л/О». Но главное отличие фильма Бекмамбетова — действие не выходит за рамки скрин-записи десктопа, а в «Открытых окнах» Начо Вигалондо использует приближение, монтажные склейки и переходы на камеры видеонаблюдения, которые больше подходят формату «найденной пленки». Второй важный момент — очевидная выгода фильма Тимура Бекмамбетова, которая привлекла внимание Голливуда и вывела screenlife-фильмы в массы. В кино вложили миллион долларов, а вытянули — 65 миллионов.
В 2018 Бекмамбетов дебютировал в роли режиссера с новым screenlife-фильмом «Профиль» — политическим триллером о вербовке британской журналистки Эми исламским террористом. В отличие от «Убрать из друзей», в «Профиле» уже не было ни одной монтажной склейки — так ловким кликом Бекмамбетов переплюнул «Веревку» Хичкока. Про кассовые сборы картины информации нет, зато он получил награду «Лучший игровой фильм» на Берлинале.
Дальше штамповка screenlife-фильмов становится на поток. В 2018 выходит сиквел «Убрать из друзей: даркнет» – и приносит 15 миллионов. Понимая, что новый киноформат может стать заложником эмоциональных ужастиков, компания Тимура Бекмамбетова «Bazelevs» выпускает детектив «Поиск», который собирает 50 миллионов. И вскрывает проблему screenlife: для хорроров неровный нарратив с быстрым переключением экранов и кликами создает дополнительный саспенс, но в детективном жанре лишает зрителя возможности выстраивать догадки, потому что все происходит слишком быстро.
Затем рождается комедия Романа Каримова «Днюха!», похожая на «Мальчишник в Вегасе» только в интернете. И короткий метр «Алиса» Василисы Кузьминой про отношения таксиста Миши и голосовой помощницы от Яндекса. Оказывается, для комедии screenlife-формат подходит больше, чем для детективов: больше динамики – больше шуток. А следующая на очереди — драма «Ромео и Джульетта», действие которой будет происходить на экране смартфонов влюбленных.
Объяснить ажиотаж вокруг screenlife-кино просто. Во-первых, зрителя погружают в привычную ему действительность — просто посмотрите ваш screentime отчет. Получается VR-эффект, только без шлемов и космических сюжетов — вместо них самая реальная реальность, которая сегодня в тренде. Во-вторых, в традиционном кино зритель может только догадываться о внутреннем мире героя, screenlife сдает ему все пароли: он видит, что герой гуглит, его заметки, переписки и т.д. Эдакий вуайеризм 2.0 и еще большее отождествление с героем. В-третьих, чтобы снять такой фильм не нужны миллионы, дорогое оборудование и декорации, так же, как и годы съемок — по словам Бекмамбетова на то, чтобы записать все сцены нужно максимум десять дней.
Screenlife-сериалы
На самом деле screenlife раньше всего прорезался в телеискусстве. В 2008 году на экраны вышел сериал «Веб-терапия» с Лизой Кудроу из «Друзей». Ситком про психотерапевта, которая придумала новый метод и хочет его продвинуть, поэтому записывает свои сеансы и транслирует их в интернете. Через десять лет британцы решили, что «все новое — хорошо забытое старое» и сделали ремейк «Hangs Ups», только с терапевтом мужчиной. Критики сказали, что этот сериал смешнее предыдущего.
Приблизительно в это же время на российском ТНТ вышел похожий ситком «Света с того света» про экстрасенса — ведь русский человек не ходит к «шарлатанам-психологам», а выбирает способ, проверенный еще прабабкой. В итоге вышло два сезона Светы, и только один «Hangs Ups» — может, англичанам стоило сильнее переиначить сюжет «Веб-терапии», чтобы их продукт зашел?
Но все эти сериалы были сделаны в виде записи скайпа – и это просто наложение дизайнерской рамки, а не настоящий screenlife. В 2017 году издание Babe, гламурная версия Buzzfeed начало рекламировать в Facebook свой сериал «Is It Just Me?» — скрин экрана iPhone, в котором происходит переписка четырех подруг о парне-изменнике с эмоджи, гифками и сленгом.
Экспериментальный проект стал настолько виральным, что создатели выпустили пять сезонов по 20 пятиминутных серий, собрали комьюнити в 50 тысяч человек и даже фан-клуб на пять тысяч, создавали тесты и викторины, а потом решили монетизировать продукт и поплатились. В середине четвертого сезона было объявлено, что теперь серии будут выходить каждый день, но за это придется купить ежемесячную подписку за три доллара. Кто-то был готов платить за полюбившийся контент — деньги то небольшие, а создателям тоже нужно что-то есть. А кто-то поливал Babe грязью в комментариях, называя меркантильными монстрами. В итоге проект умер.
И тут снова вспоминаем Тимура Бекмамбетова, который и на сериальном поле успел засветить свой screenlife-скилл. Вместе с бывшим главредом «Дождя» Михаилом Зыгарем и деньгами «Альфа-банка» они запустили развлекательно-образовательный сериал «1968. Digital». «Каждая история рассказана через экран смартфона, который мог бы быть у главного героя. Габриэль Гарсиа Маркес пишет свой роман в «Заметках» на телефоне, у группы Битлз есть чат в WhatsApp, Энди Уорхолл постит фотографии со своих выставок в Instagram, Мик Джаггер выкладывает будущие хиты в SoundСloud», — рассказывали «Kinomania» создатели.
В итоге вышло 35 серий, хотя авторы обещали 40 – но их можно простить, потому что контент получился привлекательным и по качеству, и по содержанию. Все выпуски озвучивали звезды, например, часть про Моррисона и Джопплин — Рома Зверь и Луна, а про феминисток — Ксюша Собчак. Ппроект перевели на английский и французский языки. А еще сделали красивый сайт с летающими параллаксом — в общем, «Альфа» хорошо вложился в имиджевый проект.
История с сериалами у компании «Bazelevs» не закончилась. Сейчас на платформе для вертикального видео-контента «Snap Originals» от Snapchat готовится к запуску «Dead of Night» — сериал про девочку, которая спасается от зомби с помощью своего смартфона. По инсайдерской информации, Snapchat платит от 40 до 50 тысяч долларов за пяти-семи минутную серию, которых обычно 10-12 в сезоне.
Screenlife-документалки
Чтобы убедить зрителя в правдивости изображения, документалисты используют инструменты, отличные от игрового кино. Например, камеру без штатива или прием fly-on-the-wall (муха на стене), когда показывается только картинка без пояснений. Скрин-запись экрана позволяет аудитории увидеть ход мысли автора, лучше усвоить информацию и проникнуться темой.
Например, в фильме «Why Go Vegan» автор ищет видео на Youtube и делает запросы в Google по теме веганства, подкрепляя свои слова доказательствами, мол, вы тоже можете найти эти факты на раз-два. В фильме-путешествии «Flat Earth» видео, фото и спутниковые снимки, доступные на Flickr и в блогах, образуют единую сюжетную линию вместе с короткими историями людей из разных стран. Низкое качество визуала только усиливает эффект честности. А выпускная работа Леандро Годиньо «Positive Youtubers» о ВИЧ-положительных бразильских блогерах — еще одно доказательство, что screenlife может быть отличным решением для бедного студента, который хочет выделиться на курсе по режиссуре.
Это нишевые и, можно сказать, артхаусные документалки, которые нужно еще поискать. А вот фильм Чжу Шенцзе «Present. Perfect», смонтированный из 800 часов стриминговых видео китайцев, выиграл Роттердамский кинофестиваль. А позже был показан в Москве.
Это фильм про виртуальную реальность, которая дает голос тем, кто в реальности его не имеет, про культуру стриминга и жителей Китая: уличного танцора, на которого никто не смотрит, дочку фермера, которая боится зайти в туалет, потому что тогда она потеряет своих зрителей, швею на производстве мужского белья. Всё это мы узнаём о героях только благодаря их стримам.
Screenlife-клипы
Финансовая выгодность screenlife подкупила и индустрию музыкальных клипов. Группа Harrison записала экран с перепиской подростков на песню «How Can It Be?», подстроив скорость чата, в котором разрывают отношения, под бит. С одной стороны, получился очень трогательный контент, который держит внимание зрителя, потому что с каждым из нас происходил break up по смс. С другой, кто будет пересматривать клип еще раз, зная концовку?
Тему расставания поднял израильский певец Dennis Lloyd в песне «Never Go Back» и клипе, в комментариях к которому люди пишут, что пропустили песню, потому что засмотрелись на историю. Помимо переписки здесь еще и фото, и спонтанные покупки билетов к любви всей жизни, и метания «удалять или не удалять совместные фото». В общем, больше драматургии.
Помимо бешенной вовлеченности зрителя, screenlife-клипы могут быть и полезными. Например, караоке-видео на песню «Roar» Кэти Перри просмотрели почти 89 миллионов раз и, скорее всего, выучили трек благодаря сообщениям с эмоджи задолго до выхода «стандартного» клипа.
Дальше записи чатов пошел Джейкоб Кристенсен, электронный музыкант и Youtube-блогер, который в 2016 выпустил клип на свой первый сингл «Cafeteria». Он частично показал, как создавал песню, а еще засыпал десктоп референсами из культовых фильмов и сериалов, которые, видимо, вдохновили его на творчество. Вот это видео можно пересматривать бесконечно, чтобы рассмотреть все детали.
Селена Гомес тоже подхватила хайп и выпустила эксклюзивный клип для Spotify на песню «Wolves». Три минуты она говорит в Facetime с Marshmello и снимает себя на фронтальную камеру. Если не обращать внимание на квадрат в верхнем правом углу, где видно собеседника, можно представить, что это личный чат со звездой — все что нужно для восторга фанатов.
И, да, Тимур Бекмамбетов тоже снял клип. «Миллион голосов» Басты стал гимном «Coca-Cola» для чемпионата мира по футболу. Как и у Lloyd, в этом видео есть разные экраны и действия, плюс усовершенствования – например, увеличение набираемых слов или расширение экрана в Яндекс.Картах. Компания Бекмамбетова не боится экспериментировать с языком, который она же и развивает.
Screenlife-игры
Screenlife используют и для создания напряжения в триллер-играх. Например, «Her Story» — видеоигра про девушку, которую подозревают в совершении преступления. Ваша задача вводить правильные ключевики в поисковую строку базы данных, где хранятся видео-записи ее допроса. Нет проигравших и победителей, а игра заканчивается, когда вы понимаете, кто виноват.
Похожая идея реализована в мобильном триллере «Sara Is Missing», в которой нужно найти все улики в смартфоне пропавшей девушки и выяснить, почему она исчезла. Пользователи говорят, что от игры сложно оторваться, потому что тебя заставляют поверить в то, что ты детектив, и у тебя есть обязанность — найти девушку.
А создатели «A Normal Lost Phone» задаются вопросами: заглянули бы вы в найденный на улице телефон? И как далеко вы бы зашли? В отличие от «Sara Is Missing» в этой игре не такое сильное погружение, потому что интерфейс смартфона выполнен в виде иллюстраций, а не мимикрирует под реальный экран. Игроку опять нужно разгадать загадки, подбирая пароли и рассматривая фотографии.
По сути, идея везде одна и та же, причем всегда связана с пропажей женщины. А вот приложения «Yarn» и «Hooked» — это не совсем игры, а чат-истории. Выбираете историю, например, «Where is she?» и тапаете на экран, читая сообщения в чате. В «Yarn» есть истории и с видео, и эротические, и для фанатов сериала «Ривердейл», а в «Hooked» — переписки озвучены. Если кто-то жаловался на короткие серии в сериалах 2019 года, то формат чат-историй ставит жирную точку в спорах про невозможность молодого поколения сосредоточиться больше, чем на десять минут.
Screenlife-арт
В киберискусстве отдельным форматом идет screenlife-арт. Если вы когда-нибудь играли в «Sims» и делали скриншоты экрана, фотографируя своих симов, то не удивитесь феномену скриншот-фотографии. Важное имя здесь — Дункан Харрис, который работал с самыми топовыми игровыми компаниями и изданиями. Всё, что вы знаете о работе фотографа, можно применить к скриншот-фотографам: нужно словить момент, подобрать ракурс, свет, отредактировать.
Molly Soda — еще одна знаковая героиня. С помощью своих работ она исследует, как люди саморепрезентируют себя в социальных сетях и как просто могут затеряться в онлайн-пространстве. Например, в видео «My Desktop Decor Relaxing» она высмеивает одинаковость комнат ютуберов и пытается «облагородить» свой рабочий стол на компьютере по их образу и подобию.
А в «Cleaning My Desktop» она рассматривает десктоп как физическое пространство, поэтому и убирает его, как если бы это была ее комната. Также она сделала клип на песню «I Wish All Roses Were Microphones» группы Blanket, в котором с помощью стилизованного экрана и открытых окон рассказала о неизменных проблемах подростков: неразделенная любовь и неуверенность в себе.
А на сайте casting-screens.digitale-grafik.com можно посмотреть еще больше screenlife-работ разных художников и дизайнеров.
Ну что, всё ещё не верите в то, что классическая живопись – единственный доказательный вид искусства?
Что такое скринлайф, и как его снять
Сомневаться в том, что 2020 год войдет в историю кинематографа не приходится: отменены крупнейшие фестивали, смещены десятки премьер, производство сотен картин поставлено на паузу.
Откуда вообще взялся скринлайф?
Можно попробовать поискать корни в истории кино. Один из потенциальных прародителей жанра — фильм «Ведьма из Блэр» в частности и феномен «найденной плёнки» (или found footage) в целом.
Фильм рассказывает о группе подростков, которые сталкиваются в лесу с чем-то потусторонним и. умирают. Такая же сюжетная канва выстроена и в одном из первых скринлайф-проектов — ленте «Убрать из друзей».
Если в «Ведьме из Блэр» зритель как бы находил необработанную плёнку — фрагмент запечатленной реальности, якобы не подверженный художественному вмешательству — то в «Убрать из друзей» зритель оказывается вуайеристом, подглядывающим за условно слитой в интернет скайп-конференцией (где что-то идёт не так).
Визуальная эстетика
Отсылает к найденной плёнке и эстетика скринлайф-картин. Все эти фильмы (за редкими исключениями) выглядят так, словно зритель наткнулся на них случайно, словно их не готовили к показу.
Если в случае «Ведьмы из Блэр» зритель якобы находил камеру, хранившую не отфильтрованную информацию, то скринлайф предлагает зрителю найти ноутбук, телефон или другой цифровой источник информации. И вот тут начинается путешествие.
Такой приём стал не только эстетической особенность, но и вполне себе сюжетообразующим ходом. Так, картина «Убрать из друзей 2: Даркнет» начинается с кадра, где главный герой успешно взламывает то ли найденный, то ли украденный ноутбук, запуская тем самым цепочку роковых событий.
Дальнейшие события будут поданы в «сыром» виде: битые пиксели, зависания, системные ошибки. Все это делает картинку с одной стороны — визуально не идеальной, а с другой — постулирует реализм происходящего.
Если уж мы вторгаемся в чью-то скайп-конференцию, то нужно быть готовым, что интернет-провайдер с той стороны не самый лучший.
Не стоит забывать, что скринлайф — это не жанр, а язык, который создатели могут выбрать для работы с самыми разными сюжетами.
Это может быть даже документальный фильм, как это было с веб-сериалом «1968».
Что мне нужно знать для того, чтобы приступить к съемкам?
Хорошие новости: скринлайф — это про ловкость рук, а не раздутые бюджеты. Снять фильм можно своими руками, используя в качестве техники ноутбук или телефон. Качество картинки может быть не самым выдающимся, но тогда это необходимо обосновать сюжетом.
В остальном — придется постараться. Одна из ключевых особенностей формата — его интерактивность. На экране одновременно происходит слишком много всего: общение в фэйстайме, вебсёрфинг, просмотр папок, переключение музыки, установка программ и многое другое.
Всё это должно быть прописано на уровне сценария, формат которого может отличаться от традиционного.
Каждый файл, попадающий в поле зрения, должен что-то говорить о герое. Преимущество формата в том, что зритель, привыкший к скоростному интернет-серфингу, может оказаться в комфортной для себя обстановке, где его взгляд может путешествовать от окна к окну, от папки к папке.
Как долго этот формат будет актуален?
Сложно дать однозначный прогноз. То, что скринлайф выходит на пик своей популярности — это очевидно. Но это может оказаться и его главной проблемой. Оригинальных особенностей у такого языка не много. Само по себе изображение рабочего стола может быстро наскучить аудитории, вынужденно прикованной к нему 24/7. При этом, все остальные элементы экрана — архивные видео, онлайн-конференции и т.д. — все-таки являются частью «классического» кинематографа, который в скором времени может вновь вырваться из цифрового пространства и вновь обратиться к традиционному языку.
Как новый формат, скринлайф может быстро утомить зрителя, и вместо постепенной эволюции, как это происходило последние пару лет, он покажет все свои трюки в максимально сжатый промежуток времени. Примерно то же самое произошло с мокьюментари и найденной плёнкой. Из новаторских форм, способных заставить аудиторию сомневаться в правдопобности экранных репрезентаций, они стали частью поп-культуры, лишившись своих ключевых рычагов давления.
Пик популярности таких форм пришелся на 2010-е вместе с фильмами «Паранормальное явление», «Репортаж», «Монстро» и т.д.
Но в дальнейшем кино вернулось к своим классическим конструкциям, и подобные проекты стали появляться гораздо реже.
Тем не менее, создание подобных картин оставляет отпечаток на общем кинопрогрессе, способствуя его эволюции, и открывает двери для авторов, далеких от крупных бюджетов, профессиональной техники и знакомств со звёздным бомондом.
Не бойтесь экспериментировать и снимайте своё кино!
Screenlife что это формат
Над текстом работали Георгий Габриадзе и Ольга Семеникина
Screen Life — жанр кино, все действие которого происходят на экране того или иного гаджета. Формат придуман российским режиссером и продюсером Тимуром Бекмамбетовым. Именно его компания «Базелевс» стала первопроходцем, выпустив в широкий прокат картину «Убрать из друзей» (Unfriended) в 2014 году. При бюджете в один миллион долларов фильм окупился 64 раза. Несмотря на коммерческий успех, этот эксперимент режиссера Левана Габриадзе получился весьма неоднозначным.
С одной стороны, при просмотре человек погружается в сюжет, чувствует себя на одной волне с персонажами — теперь он не просто зритель, он участник. Поэтому все воспринимается намного сильнее. И дело касается не только эмоций, но и поступков героев.
Зачастую мы не понимаем персонажей, когда смотрим какой-нибудь ужастик, бесимся, когда они начинают вести себя неадекватно. В картине Габриадзе зритель наоборот начинает понимать эмоции героев, почему они поступили так, а не иначе, и что он вел бы себя так же, как тот или другой персонаж. Новый формат приблизил зрителя к героям фильма.
С другой стороны, из-за того, что Unfriended снят не только в жанре Screen Life, но и ужасов — человек уже предполагает, что произойдет в следующем кадре и его эмоции не столь ярки. По крайней мере, именно так кажется во время просмотра первой части фильма. Зритель уже знает, что произойдет с героями после первой смерти персонажа. Ведь во всех слэшерах (а Unfriended смело можно отнести к ним) одна и та же формула: либо все герои умирают, либо остается один-два персонажа, которые выжили.
В cиквеле Unfriended: Dark Web рассказывается о хакерах, которые играют с людьми. Убивают их, издеваются над ними — все это снимают в прямом эфире и показывают извращенцам, которые платят за игру. Фильм намного уступает первой части. И это связано не только с эмоциями, но и с игрой актеров. При знакомстве с картиной у меня было ощущение, что они чересчур переигрывают. Если в первой части фильма у героев действительно паника и персонажи отлично показывают эмоции — они не знают, что происходит и как быть, то во второй части не получается поверить в героев, потому что они не только переигрывают, но и чувства слишком наиграны.
Интересно, что идея создания такого необычного стиля повествования пришла к Бекмамбетову во время скайп-конференции с Ольгой Хариной (со-сценарист фильма «Профиль»), однажды она забыла отключить «показ экрана», и у режиссера появилась возможность увидеть жизнь человека изнутри без всяких прекрас.
Ольга просто забыла выключить share screen, и на протяжении нескольких минут я был свидетелем жизни ее экрана. Все, что она делала, параллельно общаясь со мной, стало мне доступно. И это настолько поразило меня — что я оказался внутри жизни другого человека. Я видел не только то, что она делает, но я был свидетелем того, как и что с ней происходит. Был свидетелем ее оценок, изменения ее состояния, принятия решений…
Если в обычных фильмах приходится уделять много внимания месту съемок, декорациям и построению сцены, то в Screen Life съемочной площадкой выступает рабочий стол компьютера, а декорациями — файлы, папки и картинка на заставке. Здесь важны не только движения героя в кадре, но и перемещение его курсора, потому как именно на нем концентрируется внимание зрителя.
Тоже самое касается эмоционального состояния: выдать нервозность или беспокойство должна не мимика лица, а звук удара пальцев по клавиатуре.
Перед постановщиками стоит задача сделать экран персонажа говорящим о нем больше, чем он сам хотел бы сказать о себе.
Актеру приходится не только отыгрывать роль, но и быть при этом оператором, никто не бегает за ним со смартфоном или веб-камерой. Часто людям в кадре приходится импровизировать, вести себя более естественно, чтобы зритель по настоящему верил в происходящее. Правдоподобность — один из главных критериев Screen Life.
Фильм «Поиск» (Searching) снятый в 2018 году режиссером Аниш Чаганти, показал возможности формата за пределами хорроров — в драме. На протяжении всего просмотра зритель в напряжении. Вместе с героем Дэвидом Кимом (сыгранным Джоном Чо) он будет переживать за дочь персонажа и вместе с ним расследовать ее исчезновение, а также бояться, что с ней произошло нечто ужасное. В этой картине зритель действительно становится участником трагедии, которая разворачивается на экране.
«Поиск» намного эмоциональней, чем другие картины жанра, потому что выглядит правдоподобнее. Каждый из нас может попасть в такую ситуацию, как Дэвид или его 16-летняя дочь Марго (Мишель Ла). Тема «исчезнувших» кажется зрителю намного ближе, поэтому человек испытывает более яркие и глубокие чувства. Каждый из нас боится, что с ним или с его близкими может что-то произойти, поэтому зритель испытывает не только жалость или сострадание, но и страх — такое может случиться с каждым.
По мнению Бекмамбетова (в том же интервью), нельзя снять достоверную историю о современном мире, не задействуя в кадре экраны девайсов, ведь мы проводим за ними треть своей жизни.
Screen Life очень легок и не затратен в производстве, самые долгие съемки по словам авторов длились десять дней.
Но за простоту приходится платить повышенным вниманием к деталям — хакерам через командную строку здесь делать нечего.
На данный момент вышло множество фильмов Screen Life режиссера Тимура Бекмамбетова. В каждую картину он добавляет что-то новое: экспериментирует с кадрами, сюжетом, актерами и жанрами. Пытается сделать российскую комедию («80 лет в интернете» 2016 года и «Днюха» 2018), добавляет черного юмора («Лайкнутый», 2016), либо снова возвращается к мировым проблемам («Профайл», 2018), а также пытается снять документальный сериал «1968.Digital». Но это не предел! Несмотря на жесткие ограничения формата, компания «Базелевс» собирается адаптировать как можно больше жанров под «экранку». Например, в скором времени выйдут проекты в стилистике фэнтези и научной фантастики.
В Screen Life нет определенных законов съемки — они создаются на ходу, актеры в основном играют только на эмоциях, а сами сцены снимаются большими дублями или авторы и вовсе стараются охватить весь хронометраж за раз.
Поэтому не всегда получается понять, как лучше снять картину, не вызывая скуку или чувства негатива, как произошло со второй частью «Убрать из друзей».
Еще до Тимура Бекмамбетова были попытки создания фильмов в жанре Screen Life. Правда, на тот момент не было точной формулировки этого формата и снималось все не через веб-камеру, а на обычную. Но уже на тот момент актеры стали операторами. Например, несколько частей фильма «Паранормальное явление» режиссеров Орена Пели, Тодда Уильямса и многих других. Или две части картины «Расхитители могил» (Grave Encounters) режиссеров Колина Минихана и Стюарта Ортиза. Весь сюжет строился, в основном, на том, что герои держали камеры либо в руках (жанр «найденной пленки»), либо куда-то ставили их, чтобы зрителям было видно, что происходит.
А первой лентой, которую сняли на веб-камеру, стала «Открытые окна» (Open Windows) 2014 года режиссера Начо Вигалондо. Картина цепляет тем, что здесь есть все элементы экшена: похищение, преследование, стрельба и, конечно, тайна, которая дает зрителю пищу для размышлений и эмоций.
Фильм интересен задумкой — главный герой Ник Чамберс (Элайджа Вуд) выигрывает конкурс, в котором может поужинать с актрисой Джилл Годдард (Саша Грей), однако позже становится ясно, что это лишь игра безумца, который хочет уничтожить Джилл. Фильм цепляет динамичностью и интригой. Зрителю и участнику сюжета хочется узнать, кто же на самом деле хочет смерти актрисе, а также кто такой Ник. И даже после просмотра зритель может долго сидеть и анализировать увиденное.
Такое впечатление остается в том числе благодаря музыке. Для полного погружения звук в кинотеатрах исходит с задних рядов, чтобы у аудитории было ощущение присутствия перед монитором. Причем музыка играет только тогда, когда герой сам ее включает в соцсетях или iTunes, а среди звуков оповещения мессенджеров и рингтоны запуска программ.
И нельзя не упомянуть, что приходя в кинотеатр, зритель получает совершенно новый опыт — его заставляют читать с экрана.
Формат переписок не зачитывается, а остается привычным текстом на экране, заставляя аудиторию больше погружаться в историю. Но здесь проблема в международном прокате — для каждой страны нужен свой язык и свои поисковики.
Сейчас над Screen Life работают не только в России, но также в США и в Казахстане. У нового подхода к съемке есть свои весомые преимущества по раскрытию характеров персонажей, потому как никто не знает человека лучше, чем история его браузера и жесткий диск. Его доступность позволит творческим людям попробовать посидеть в кресле режиссера, больше не нужно заоблачных бюджетов, чтобы рассказывать истории. Для этого даже собирать всю съемочную команду в одном месте не надо — они могут спокойно находиться в разных уголках планеты, потому что все этапы продакшена все равно проходят дистанционно.