Seelonce mayday что значит
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
среда, 27 сентября 2017 г.
Как передавать Mayday
Отредактировано 2.03.2021
В прошлом сообщении было рассказано о сигнале Mayday. В этом сообщении будет рассказано о том, как правильно передавать сигнал бедствия по радио, используя слово Mayday.
Примеры приведены для водного транспорта. Для авиационного транспорта и других случаев подачи сигнала mayday сообщения похожи. В авиационном сигнале ещё передается высота полета.
Используемые частоты
Прослушивание эфира на аварийных частотах (вахты)
Для более действенного приема аварийных радиосигналов в мировой практике предусмотрена так называемая минута молчания или международный период молчания. Это трехминутный промежуток времени от 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин в течение каждого часа, когда радиотелеграфные станции на судах, самолетах и вертолетах спасательных и ледовых служб, буровых платформах в море, а также береговые радиостанции прекращают передачу и работают на прием аварийных сообщений. Соответственно для радиотелефонных станций период молчания установлен с 0 до 3 мин и с 30 до 33 мин каждого часа.
В указанные периоды разрешено передавать только сигналы бедствия и тревоги. Кроме того, существует ряд специальных указаний, регламентирующих работу судовых и береговых радиостанций в данный период времени, обеспечивающих наибольшее благоприятствование приему сигнала бедствия.
Использование цифрового селективного (избирательного) вызова (ЦИВ) для подачи сигнала бедствия
Передача сигнала бедствия Mayday по радио
Передача сигнала бедствия Mayday по радио с корабля
MAYDAY MAYDAY MAYDAY
(говорит) This is Volga Volga Volga MMSI 234567890 (название судна, терпящего бедствие)
MAYDAY Volga (или This is Volga)
Position: Latitude…………67 34 N Langitude ……025 45 W
Характер бедствия: Сollision with iceberg
Вид требуемой помощи: I require assistance
Количество экипажа на борту: five persons on board
Конец связи: Over
Передача сигнала бедствия Mayday по радио с борта самолёта
Сигнал вызова с самолёта походит на сигнал вызова корабля.
— MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY (если в России то допускается говорить «Терплю бедствие». Но все таки шанс быть понятым если ваш радиосигнал поймает зарубежный радист выше с словом MAYDAY ).
— позывной и тип воздушного судна
— тип происшествия
— местонахождение
— высоту
— курс
— намерения пилота (например, снизить высоту или произвести вынужденную посадку)
— скорость
— число людей на борту
Передача курса, скорости, высоты полета производится если только есть время.
Вот пример авиационного сигнала бедствия
МЭДЭЙ, МЭДЭЙ, МЭДЭЙ, Я 85411, 85411, 85411, пожар второго двигателя, ликвидировать не в состоянии, экстренно снижаюсь курсом 130, иду на вынужденную в районе озера Белое
Это связано с тем, что проговаривать полностью по алгоритму может не быть времени, плюс все самолеты, в отличии от кораблей, постоянно находятся под наблюдением радаров (за исключением полетов над океанами).
Важные фразы при подачи сигнала Mayday, которые надо знать всем
— MAYDAY
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
— THIS IS TOKYO RADIO TOKYO RADIO TOKYO RADIO
— SEELONCE MAYDAY (силанс мэдэ)
— MAYDAY
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS (или CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC)
— THIS IS (или DELTA ECHO) URSD URSD URSD
— TIME
— MAYDAY
— NAME OF SHIP IN DISTRESS
— SEELONCE FEENEE (силанс фини).
— MAYDAY
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
— THIS IS URSD URSD URSD
— TIME
— MAYDAY
— NAME OF SHIP IN DISTRESS
— PRUDONCE (прюданс).
Подтверждение сигнала бедствия
При подтверждении по радиотелефону приема сигнала тревоги в случае бедствия или вызова в случае бедствия должно быть дано подтверждение в формате
— название и позывной сигнал или другой опознаватель станции, подтверждающий прием.
— RRR(это означает, что с игнал бедствия принят).
— сигнал бедствия MAYDAY
MAYDAY
Volga Volga Volga
This is Orion Orion Orion
Received Mayday
Position: Latitude………..…67 34 N Langitude ………025 45 W
Speed 13 knots
ETA at your positions: 2100 UTC
Over
Подтверждение Mayday от судна, получившего сигнал бедствия
Это относится только к морским районам А1 и А2. При получении сигнала бедствия в морских районах А3 и А4 подтверждение не дается. Подробнее об действие судна, оказавшегося в районе бедствия написано отдельно.
Ретрансляция сигнала бедствия в режиме радиотелефонии (Distress relay alert)
Проводится в следующих случаях
— если сигнал бедствия не подтвержден в течении пяти минут
— узнав, что сигнал бедствия иным образом не может или не способен осуществить связь в случае бедствия или иное лицо (ответственное за подвижный объект, это как правило капитан судна) считает что необходима дополнительная помощь.
MAYDAY-RELAY MAYDAY- RELAY MAYDAY-RELAY
This is motor vessel MINA MINA MINA, call sign Lima Zulu Hotel Mike
MAYDAY
Motor vessel ROBIN MMSI number 636010935
Following received from motor vessel ROBIN
Time: 1430 UTC
MAYDAY
Motor vessel ROBIN
Position: lat. 140 10′ N, long. 065° 22′ W
Fire on board, Immediate assistance is required
This is motor vessel MINA call sign Lima Zulu Hotel Mike
Over
Отмена ложного вызова
Сообщение передается в следующем формате
— ALL STATIONS, произнесенных три раза
— Говорит (по аглийски This is )
— Название судна, произносимого три раза
— позывной сигнал или другой опознаватель
— MMSI (если исходный сигнал был передан с помощью ЦИВ)
— слова «please cancell my distress alert of» после чего указывается время UTC (прошу аннулировать мой сигнал бедствия от
Дальше надо прослушивать ту же полосу, на которой был передан сигнал бедствия и отвечать соответствующим образом на все сообщения, связанные с этой передачей.
Сигналы бедствия
Сигнал бедствия – Как правильно подать, как ответить и что будет дальше.
ВНИМАНИЕ. КОПИРОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ НА СВОЙ САЙТ – ЗАПРЕЩЕНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ РАЗМЕСТИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА СВОЕМ САЙТЕ, ПИШИТЕ НА info@kabestan.co.uk.
Серия мастер-классов Юрия Фадеева вышла в 2011-2012 годах в журнале Yacht Russia.
Итак, на борту внештатная ситуация, и вы задумываетесь о помощи извне. Принять такое решение всегда крайне сложно, последствия тоже не всегда понятны, и в этом мастер-классе мы разберем различные ситуации, какие основные способы подачи сигнала бедствия вам доступны, и что произойдет после того, как вы нажмете нужные кнопки, запустите в небо пиротехнику или же подадите голосовой сигнал.
Первым делом, конкретика. Международными правилами предусмотрено два основных сигнала для внештатных ситуаций.
Mayday, Mayday, Mayday.
Это международный сигнал бедствия. Грубо говоря, если на яхте разворачивается опасная ситуация, существует определенный протокол запроса помощи извне. Курсанты нашей школы очень часто задают вопрос, как решить, является ли определенная ситуация на борту ситуацией Mayday, или же это менее серьезная категория Pan-pan (см. ниже)? На самом деле, все не так сложно. В морском варианте, международное определение ситуации Mayday следующее:
Grave and imminent danger to life or ship.
Серьезная и непосредственная опасность человеческой жизни или судну.
Исходя из этого определения, любая ситуация может быть рассмотрена как соответствующая двум критериям: Серьезная и непосредственная. Если что-то крайне неблагоприятное уже произошло, или произойдет в ближайшее время – подавайте сигнал Mayday. Конечно же, эти определения исключительно субъективны, так что опять же, все зависит от конкретного человека принимающего решение. Определение ‘непосредственная’ одного человека может крайне сильно отличаться от определения ‘непосредственности’ другого. Так же, ‘опасность’ тоже понятие относительное. Если же принято решение запрашивать немедленную помощь, вот стандартный протокол трансляции Mayday.
MAYDAY POBEDA
POSITION Местоположение яхты, координаты, или расстояние и пеленг от конкретной точки/знака. Если вы не знаете положение яхты, обязательно сообщите об этом, не давайте местоположение которое заведомо неверно. Если вы считываете координаты с плоттера, проверьте, что это координаты именно яхты, а не курсора, это очень частая ошибка.
NATURE OF DISTRESS Что произошло, например: The boat is on fire/We are sinking/MOB
I REQUIRE IMMEDIATE ASSISTANCE. Это стандартная часть протокола.
NUMBER OF PERSONS ON BOARD and ANY USEFUL INFORMATION
Количество человек на борту (включая вас!), любая другая полезная информацию, например тот факт, что на борту есть спас. плот и вы его собираетесь использовать.
OVER
Очень важно говорить медленно (и еще медленнее!) и не забыть переключить рацию на 16-й канал. На другом конце обычные люди, они, так же как вы, никогда не могут найти карандаш и пишут/печатают медленно, так что не торопитесь, ну на канале отличного от 16-го вас просто не услышат.
Пример
MAYDAY, SLALOM
Position 54 25 North 016 33 West,
My boat is on fire and sinking, I require immediate assistance,
4 persons on board, all in lifejackets, going to liferaft, OVER.
Дополнительные фразы
Так как трансляция и устранение ситуации Mayday крайне серьезная процедура, береговая охрана имеет в арсенале несколько фраз, которые они часто используют и которые вам надо знать.
SEELONCE MAYDAY (Произносится Силонс Мэйдей) и SEELONCE DISTRESS (Силонс Дистрес)
Эта фраза озночает, что станция контролирующая ситуацию (береговая охрана) требует немедленной тишины в эфире, в связи с сигналом Mayday, от всех станций, кроме контролирующей (береговая охрана, например) и станцией терпящей бедствие. Это касается всех и если вы слышите это сообщение, вы обязаны прекратить трансляцию. Если от вас что-либо потребуется, вас позовут.
SEELONCE FEENEE (Силонс Фини)
Эта фраза означает, что все операции касающиеся полученного сигнала Mayday окончены на этом канале, и возвращается обычный рабочий режим.
Pan Pan и Pan Pan Medico.
Это сигнал бедствия более низкой категории, когда произошло что-либо внештатное, требуется помощь, но ситуация на борту либо не грозит серьезной опасностью жизни или судну, либо не является ‘непосредственным’, а именно катастрофа еще не произошла или же не произойдет ‘прямо сейчас’. Но, опасность существует. Я, если честно, не особо могу привести много конкретных примеров, когда определенно нужно подавать сигнал Pan-Pan, здесь все еще более ‘относительно’, но на моем опыте, две ситуации Pan-Pan, в которых мне доводилось побывать были связаны с потерей двигателя, полным отсутствием ветра и очень плотным трафиком сухогрузов в непосредственной близости. Причем эволюция этих конкретных сигналов началось с общего сообщения Securite (см. ниже), которое береговая охрана перевела в категорию Pan-Pan, как только стало известно, что своими силами мы не починимся и ветра не предвидится. Так же, ситуация Pan Pan несколько раз наблюдалась мною в случае потери мачты и очень часто при посадке на мель, где опасность определенно существует, но команда работает над устранением и помощь, если понадобится, то не сейчас, а после исчерпывания всех альтернативных решений. В разговорах на эту тему, с береговой охраной, упоминались следующие ситуации:
Протокол Pan-Pan включает в себя еще один вариант связи, который используется для получения квалифицированной медицинской помощи, непосредственно от представителя медицинской профессии. Это сигнал Pan-Pan Medico. С его помощью вы можете запросить информацию по дальнейшим действиям, с точки зрения опасности здоровью. Pan-pan medico был исключен из официального протокола довольно давно, с советом использовать обычный Pan-pan, но скорее всего вас все еще поймут.
Протокол трансляции Pan-pan
THIS IS YACHT POBEDA, POBEDA, POBEDA
OVER
Mayday Relay
Этот протокол используется в случае невозможности прямой связи между спасательными службами и яхтой терпящей бедствие. В таком случае, станция слышащая обе станции работает как ретранслятор, используя протокол Mayday Relay. Так же, этот протокол используется при передачи сигнала Mayday для пострадавших не имеющих возможности связаться со спасателями напрямую, например, купающиеся, попавшие в течение или толчею. Проходящая мимо яхта, увидевшая что ситуация становится опасной, должна использовать протокол Mayday Relay.
Securite
Этот протокол используется для общего оповещения всех станций. Протокол касается навигационных опасностей и метео предупреждениях. Мы этот протокол использовали всего один раз, когда капитально встали в одной из разделительных полос TSS, без ветра и двигателя, с очень плотным трафиков сухогрузов вокруг нас! Так же, в нашей акватории я часто слышу это сообщение, когда на станции береговой охраны регистрируют ветра более 70 узлов, береговая охрана нам об этом сообщает.
This is Southampton VTS, Southampton VTS, Southampton VTS.
The weather station at Southampton Port Control Tower has registered winds in excess of 70 knots.
This is Southampton VTS OUT
Функции DSC – Цифровой Избирательный Вызов
Современные радио-станции включают в себя крайне полезную функциональность избирательного и массового вызова. Такие радио имеют постоянный номер MMSI, это уникальный номер, который присваивается либо конкретной станции либо группе станций, и передает информацию в цифровом формате. 70-й канал VHF зарезервирован исключительно для передачи данных DSC, на нем на радиостанциях с этой опцией нельзя общаться голосом. Итак, самое важное здесь, в рамках этой статьи, это ‘большая красная кнопка’ на панели передатчика. Обычно она защищена крышечкой, во избежание случайного нажатия. Станции разных производителей ведут себя немного по разному, но в общем и целом функциональность схожа, вам надо нажать на кнопку как минимум на 5 секунд, затем появится меню, где вы сможете выбрать, что конкретно происходит с вами, пожар, затопление, человек за бортом и так далее.
Сигнал бедствия через ЦИВ будет получен всеми, кто находится в надлежащем радиусе от вас, так же как и трансляция голосом. Но, конечно же, в общем и целом цифровая информация всегда имеет больше шансов на точность, чем испуганный матрос, передающий координаты береговой охране. Кстати это практически всегда матрос, на моем опыте. Когда начинает происходить действительно нештатная ситуация, капитану обычно не до радио! Но помните, что для успешной передачи координат судна, эта информация должна быть выведена на радиостанцию, и навигационное оборудование включено. Собственной станции GPS в рациях, как правило, нет.
Так же, следует отметить процесс получения сигнала бедствия через ЦИВ. Получают его все станции в доступном радиусе, но отправить обратно сигнал ‘Получено’ могут только специальные станции, как правило установленные в контрольных организациях, таких как береговая охрана, а именно там, где будет инициирована операция спасения. И это правильно, было бы довольно опасно, если бы ваш сигнал бедствия могла принять любая яхта.
Если на вашей яхте установлена рация с ЦИВ, то тогда процедура подачи сигнала Mayday немного меняется:
Что будет дальше?
Что произойдет после того, как контрольная станция, например береговая охрана, решит, что вас надо спасать? Будут спасать! В зависимости от того, где вы находитесь, к вам на помощь придет
Мы регулярно проводим упражнения ‘Спасение вертолетом’ для наших курсантов при участии спасательного вертолета Береговой Охраны Великобритании, это очень интересная и познавательная процедура, так что я вам расскажу про нее подробно.
Спустившийся спасатель будет действовать по обстоятельствам. В общем и целом, у него/нее цель одна, спасти жизни на борту. Спасение судна, в большинстве случаев не включено в план, и стоит заметить, что во многих случаях с борта будут эвакуированы только те, кому требуется немедленная помощь. За остальными или прилетят еще раз или судно самостоятельно дойдет до гавани, или же будет отбуксировано.
Как только спасатель спустился на борт, трос который использовался для спуска отстреливается и вертолет отойдет от судна. Там теперь готовят носилки/масштабную аптечку/дефибриллятор и все остальное, что запросил спасатель на борту яхты. Затем вертолет снова подойдет к яхте, и все повторится, только в этот раз будут спущен груз. Или же еще один человек, если в этом есть необходимость.
Если требуется эвакуация, то произойдет это в одном из двух форматов. Либо носилки с пострадавшим как первый подъем, отдельно от спасателя, либо в специальной люльке пристегнутой к спасателю, поднимая таким образом двух человек сразу. Зрелище, конечно же, крайне захватывающее, но надеюсь, что вы увидите все это исключительно на показательных выступлениях! Помните, что все это время, если возможно, яхта движется вперед и поддерживает требуемую скорость.
В большинстве случаев спасатели стараются забрать пострадавших/экипаж непосредственно с яхты. Если же это невозможно, то тогда вас будут забирать с воды. Для этого яхту останавливают, и вам надо будет, конечно же, одеть жилет (я надеюсь, что он уже давно на вас и так надет!) и прыгнуть в воду. К вам подведут трос с люлькой и спасатель поможет ее одеть, если у вас не получается или вы не в состоянии.
Надеюсь, вам мои советы не понадобятся и благополучного плавания!
Фраза «Mayday» знакома во многих уголках мира. На радиочастотах это слово означает сигнал бедствия. Услышав его, спасатели устремляются на помощь. В переводе это словосочетание вовсе не означает «майский день», Mayday – это приблизительная английская транскрипция с французского m’aidez, что означает «придите мне на помощь, помогите». Но, однако, в стандартном французском вы никогда не услышите ни m’aidez, ни m’aider как призыв к помощи. В этой ситуации французы восклицают «À l’aide!» или «Au secours!».
Слово Mayday было придумано старшим радистом аэропорта в Лондоне Фридрихом Стэнли Мокфордом в 1923 году. Ему предложили придумать сигнал, который было бы трудно перепутать с каким-либо другим радиосообщением и, который был бы понятен при плохой радиосвязи. Так как в то время большинство полетов из Лондона осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже, Фридрих Мокфорд предложил слово Mayday.
С тех пор, международным сигналом бедствия в радиотелефонной связи признается сигнал Mayday, аналогичный сигналу SOS в радиотелеграфной связи. Он используется в ситуациях, представляющих непосредственную угрозу жизни людей. Например, с терпящих бедствие морских или воздушных судах, пожарах или взрывах. На морских суднах такой сигнал может быть передан только с команды капитана. В других ситуациях, где непосредственной угрозы жизни нет, используются другие сигналы. Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от сообщения о сигнале бедствия.
Если при передаче сигнала, спасательные службы не подтвердили о его приеме, сигнал должен быть передан тем, кто его услышал – так помощь может быть обеспечена тем судам, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами. Во многих странах передача ложного сигала бедствия считается преступление. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.
Почему говорят «Mayday» а не «SOS»
Все мы четко помним и знаем, что в случае какой то нештатной ситуации или аварии нужно кричать и передавать по каналам связи «SOS». Это старинный сигнал бедствия принятый еще в самом начале 20 века. Причем расшифровывается это совсем не как «Спасите наши души», а просто удобная комбинация из азбуки Морзе.
Всем известный сигнал SOS — это сигнал для радиотелеграфной связи. Его придумали для морзянки и передавали морзянкой. Когда общение кораблей и самолетов с диспетчерами началось голосом тут нужно было уже придумывать что-то другое. Так как экстренные сообщения передаются на английском, то в этом случае нужно четко говорить «Mayday, Mayday, Mayday».
Как и откуда это появилось?
Источники говорят, что придумал эту фразу в 1923 году старший радист лондонского аэропорта Фредерик Мокфорд. Целью была быстрая передача голосового сообщения о тревоге и нештатной ситуации.
Странно почему SOS не стал фразой обозначающий бедствие. Мокфорд предложил «Mayday».
Из его объяснений следовало, что звучит она практически так же, как французский призыв о помощи: m’aidez (сокращение от фразы venez m’aider — «придите мне на помощь»). Почему именно на французском? А потому, что чаще всего из это аэропорта пилотам приходилось летать в Париж.
С тех пор слово «Mayday» стало обозначать ситуацию, когда срочно нужна помощь и такой вариант сигнала стал международным стандартом.
В Википедии пишут про «Майский День», следующее:
Mayday (произносится «мэй-дэй») — международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи, аналогичный сигналу SOS в радиотелеграфной связи (с использованием азбуки Морзе). Он используется в ситуациях, которые представляют непосредственную угрозу для жизни людей, например, терпящими бедствие морскими и воздушными судами. Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от сообщения о сигнале бедствия.
«May day» Фраза представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского m’aidez — сокращённый вариант фразы venez m’aider («придите мне на помощь», «помогите мне»). В стандартном французском ни m’aidez, ни m’aider не используются как призыв о помощи.
Mayday был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне. Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понятен в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже.
Mayday может быть передан на любой частоте. Однако существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия. Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше. На море в различных морских районах плавания для этих целей используются частоты 2182 кГц, 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц, в авиации — 121,5 МГц.
Существуют и местные аварийные частоты. Например, 27,065 МГц (9-й канал сетки C СИ-БИ — «аварийный») является частотой бедствия и безопасности. В Московском регионе это Московская служба спасения (позывной «Спасение»).
1 февраля 2009 г. Международная Система Коспас-Сарсат прекратила спутниковую обработку сигналов радиобуев 121,5/243 МГц. Все владельцы радиобуев и их пользователи должны как можно скорее заменить радиобуи 121,5/243 МГц на радиобуи 406 МГц.
Только сигналы от радиобуев 406 МГц засекаются Системой Коспас-Сарсат. Это относится к радиобуям морским (МРБ), авиационным (АРБ) и персональным (ПРБ). В то же самое время другие устройства (например системы выживания, а также передатчики ближнего привода), которые работают на частоте 121,5 МГц и не требуют спутниковой обработки, не затронуты прекращением спутниковой обработки частоты 121,5 Мгц. Решение о прекращении спутниковой обработки частоты 121,5 Мгц было принято в октябре 2000 г. на 25-й сессии Совета Коспас-Сарсат (СКС-25). Если спасательные службы не подтвердили приём сигнала Mayday, любой, кто его слышал, должен повторить его. Таким образом может быть обеспечена помощь тем судам, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами. С 1 января 2005 г. также используется частота 406,025 МГц.
Передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.
Пикабушник пишет следующее:
Mayday может быть передан на любой частоте.
Однако существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия.
Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше.
Частоты для используются на морских судах 2182 кГц, 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц. Ниже представлена таблица, где описано какие именно частоты используются судами в различных морских районах плавания.
Немного подробнее об морских районах.
Морской район А1 – район в пределах зоны действия береговой УКВ – радиостанции, обеспечивается наблюдение и радиообмен на 16 и 70 канале (ЦИВ) (20-30 морских миль);
Морской район А2 – район в пределах зоны действия береговой ПВ радиостанции, непрерывное наблюдение на частоте 2187,5 кГц (ЦИВ) и радиообмен на частоте 2182 кГц (около 100-150 морских миль);
Морской район А3 – район в пределах зоны действия геостационарных спутников INMARSAT (примерно между 70° северной широты и 70° южной широты);
Морской район А4 – район находящийся за пределами морских районов А1, А2 и А3.
Если спасательные службы не подтвердили приём сигнала Mayday, любой, кто его слышал, должен повторить его. Таким образом может быть обеспечена помощь тем пострадавшим, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами.
При выборе частоты бедствия ЦИВ в КВ-диапазоненеобходимо учитывать условия распространения радиоволн. В качестве первичного вызова рекомендуется использовать частоту 8414,5 кГц. Передача вызова по бедствию на нескольких частотах КВ-диапазона увеличивает вероятность успешного приема этого вызова береговой станцией.
Каналы особого статуса (16, 6, 70)
Исключительное или преимущественное использование:
Класс излучения для УКВ:
F3E – телефония с частотной модуляцией голоса
Также кроме частот ГМССБ (GMDSS) можно использовать и другие частоты, как правило радиолюбительской связи. Хоть спасательные службы их и не слушают, но, скорее всего, радиолюбители сообщат об факте такого вызова в службы спасения.
Например
— вызывные частоты, т.к. на них постоянно кто-то есть. К примеру 145,500 / 433,500. Это общепринятые вызывные частоты мГц. Везде в мире
Вызывные частоты могут быть как общемировые, так и в разных местностях различными, характерными только для этой местности (радиолюбители просто договариваются).
— местные аварийные частоты.Например:
— 446.09375 МГц = 8 канал PMR с субтоном CTCSS 88,5 Гц – общеевропейская (горная) аварийная частота
ПРОСЛУШИВАНИЕ ЭФИРА НА АВАРИЙНЫХ ЧАСТОТАХ (ВАХТЫ)
Для более действенного приема аварийных радиосигналов в мировой практике предусмотрена так называемая минута молчания или международный период молчания. Это трехминутный промежуток времени от 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин в течение каждого часа, когда радиотелеграфные станции на судах, самолетах и вертолетах спасательных и ледовых служб, буровых платформах в море, а также береговые радиостанции прекращают передачу и работают на прием аварийных сообщений. Соответственно для радиотелефонных станций период молчания установлен с 0 до 3 мин и с 30 до 33 мин каждого часа.
В указанные периоды разрешено передавать только сигналы бедствия и тревоги. Кроме того, существует ряд специальных указаний, регламентирующих работу судовых и береговых радиостанций в данный период времени, обеспечивающих наибольшее благоприятствование приему сигнала бедствия.
Для удобства отслеживания что раньше что сейчас в продаже можно найти часы с выделенными цветом этими периодами.
С 0 до 3 мин и с 30 до 33 для для 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц (радиотелефония, т.е. обычные переговоры по радио), а с 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин для 500 кГц (радиотелеграфия, сигнал СОС).
Однако на сайте/форуме радиосканер сказано что 500 кГц уже не мониторится, там никто не работает с аварийными вызовами. Но некоторые радиолюбители ее еще иногда просматривают.
Существует более старый чем сообщения на радиосканере Приказ Минтранса РФ N 137, Минсвязи РФ N 190, Госкомрыболовства РФ N 291 от 04.11.2000 «Об утверждении Правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации» где мониторить эту частоту надо. круглосуточно или в хотя бы в указанные периоды времени. Правда в пункте 176 время написано «Все станции МПС, которые ведут наблюдение в частотных полосах от 1605 до 2850 кГц, должны во время дежурства по возможности осуществлять наблюдение на международной частоте бедствия 2182 кГц каждый час от 0-й до 3-й минуты и от 30-й до 33-й минуты.»
Международных документов не нашёл (не считая упоминания Женевской Конференции 1959 г). Даже согласно международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) (глава 4, часть С, Правило 12 «Вахты») вахты должны быть на частотах:
— 8291 кГц. А также в зависимости от времени суток и географического положения судна 2182 кГц, 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц.
Вахты на частоте 500 кГц не упоминается
А в википедии написано «С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал (. — — —. ) заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.»
Также попадалась информация, что слуховая вахта на 2182 кГц с 1. 02. 1999г больше не применяется. Правда документ об том, что такая вахта прекратилась не попадался.
В общем мой вывод такой: передавать сигнал бедствия можно в любое время, т.к. эфир на аварийных частотах прослушивается круглосуточно. Но от 0-й до 3-й минуты и от 30-й до 33-й минуты каждого часа вероятность быть услышанным возрастает. По крайне мере в нашей стране. Если закон, конечно, соблюдается всеми радиолюбителями. Насчёт частоты 500 кГц и передачи сигнала СОС (SOS) на этой частоте ничего внятного написать не могу. Но даже если вы умудритесь его передать, то далеко не факт что вас поймут.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО СЕЛЕКТИВНОГО (ИЗБИРАТЕЛЬНОГО) ВЫЗОВА (ЦИВ) ДЛЯ ПОДАЧИ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ
Данный способ описывается инструкции к трансиверной радиостанции.
Ниже приведен один из вариантов
— При его получении автоматически будет установлен канал 16
ПЕРЕДАЧА СИГНАЛА БЕДСТВИЯ MAYDAY ПО РАДИО
Переда сигнала мэйдей делается по следующему алгоритму
Сначала надо убедиться в том, что передатчик включен и работает, при необходимости отрегулируйте мощность сигнала, настроить радиостанцию на одну из частот, приведенные выше. Нажмите кнопку и спустя секунду начинайте медленно и отчетливо произносить аварийное сообщение (алгоритм приведен ниже):
— MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY (если в России то допускается говорить «Терплю бедствие». Но все таки шанс быть понятым если ваш радиосигнал поймает зарубежный радист выше с словом MAYDAY).
— Три раза повторить кто говорит или название судна.
— Рекомендуется сказать позывной сигнал или другой опознаватель
— MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ)
Написанное выше называется «Вызов в случае бедствия». Он должен идти перед основным сообщением.
Ниже же написано само сообщение бедствия, которое должно следовать за Вызовом
— Один раз сказать кто говорит или название судна.
— Рекомендуется сказать позывной сигнал или другой опознаватель
— MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ)
Если вы не знаете своего местоположения обязательно об этом сообщите, не давайте местоположение которое заведомо неверно.
Если вы считываете координаты с плоттера, проверьте, что это координаты именно яхты, а не курсора, это очень частая ошибка.
— Кратко описывается характер бедствия, характер требующейся помощи, называется кол-во людей, которым нужна помощь (количество людей на судне), любая другая полезная информацию, например тот факт, что на борту есть спасательный плот и вы его собираетесь использовать.
— Завершают сеанс слова «конец сообщения»
После передачи сообщения отпустите кнопку передачи и слушайте эфир. Если никто не откликнулся, повторите сообщение.
Пример для морского сигнала бедствия
MAYDAY MAYDAY MAYDAY
(говорит) This is Volga Volga Volga MMSI 234567890 (название судна, терпящего бедствие)
MAYDAY Volga (или This is Volga)
Position: Latitude…………67 34 N Langitude ……025 45 W
Характер бедствия: Сollision with iceberg
Вид требуемой помощи: I require assistance
Количество экипажа на борту: five persons on board
Характер бедствия обычно выражается следующими словами:
— SSISTANCE REQUIRED – требуемая помощь
— OTHER INFORMATION – любая другая информация, которая может помочь проведению поисково-спасательной операции.
Пример для авиационного сигнала бедствия
Как видите авиационный сигнал бедствия построен немного по другому, но в целом согласно приведенному выше алгоритму.
А вот пример с использованием на «Терплю бедствие», для авиации
Это связано с тем, что проговаривать полностью по алгоритму может не быть времени, плюс все самолеты, в отличии от кораблей, постоянно находятся под наблюдением радаров (за исключением полетов над океанами).
ВАЖНЫЕ ФРАЗЫ ПРИ ПОДАЧИ СИГНАЛА MAYDAY, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ ВСЕМ.
Так как трансляция и устранение ситуации Mayday крайне серьезная процедура, есть несколько фраз, которые часто используют и которые вам надо знать.
— SEELONCE MAYDAY (Произносится Силонс Мэдэ) в радиотелеграфии и SEELONCE DISTRESS (Силонс Дистрес) в узкополосной буквопечатающей телеграфии
Эта фраза означает, что станция контролирующая ситуацию требует немедленной тишины в эфире, в связи с сигналом Mayday, от всех станций, кроме контролирующей и станции терпящей бедствие. Это касается всех и если вы слышите это сообщение, вы обязаны прекратить трансляцию. Если от вас что-либо потребуется, вас вызовут.
Прервать радиомолчания можно только при необходимости самому подать сигнал бедствия.
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
— THIS IS TOKYO RADIO TOKYO RADIO TOKYO RADIO
— SEELONCE MAYDAY (силанс мэдэ)
— SEELONCE FEENEE (Силонс Фини)
Эта фраза означает, что все операции касающиеся полученного сигнала Mayday окончены на этом канале, и возвращается обычный рабочий режим.
В радиотелефонии это делает по следующему алгоритму
— ALL STATIONS произносимых 3 раза
— название станции, передающее сообщение произносимое три раза
— позывной или другой опознаватель станции, передающее сообщение
— время поступления сообщения
— MMSI (если исходный сигнал был передан с помощью ЦИВ), название и позывной станции, которая находилась в бедствии
— слов SEELONCE FEENEE
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS (или CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC)
— THIS IS (или DELTA ECHO) URSD URSD URSD
— NAME OF SHIP IN DISTRESS
— SEELONCE FEENEE (силанс фини).
В буквопечатающей телефонии это делает по следующему алгоритму
— DE- позывной или другой опознаватель станции, передающее сообщение
— время поступления сообщения
— название и позывной станции, которая находилась в бедствии
— слов SEELONCE FEENEE
When distress traffic decreases (Ограниченная работа на частоте обмена при бедствии)
Когда обмен в случаях бедствия еще не закончен, но полное молчание на частоте, которая используется для данного обмена, не является больше необходимым, станция, руководящая обменом, должна передать на этой частоте сообщение, адресованное всем станциям о том, что можно возобновить ограниченную работу. В этом случае разрешается передавать сообщения, касающиеся только срочности и безопасности.
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
— THIS IS URSD URSD URSD
— NAME OF SHIP IN DISTRESS
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ
При подтверждении по радиотелефону приема сигнала тревоги в случае бедствия или вызова в случае бедствия должно быть дано подтверждение в формате
— название, за которым следует позывной сигнал или MMSI или другой опознаватель станции, передающий сигнал о бедствии
— название и позывной сигнал или другой опознаватель станции, подтверждающий прием.
— RECEIVED (это означает, что сигнал бедствия принят).
— сигнал бедствия MAYDAY
При подтверждении с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии подтверждение дается в следующей форме
— название, за которым следует позывной сигнал или MMSI или другой опознаватель станции, передающий сигнал о бедствии
— название и позывной сигнал или другой опознаватель станции, подтверждающий прием.
— RRR(это означает, что сигнал бедствия принят).
— сигнал бедствия MAYDAY
Если судно подтверждает сигнал бедствия судно, то оно также передает после RECEIVED (или RRR)
— «Мое местонахождение: широта … долгота …, скорость …, полагаемое время подхода … Всемирного времени.»
Пример получения сигнала береговой станцией
This is Olympia Radio, Olympia Radio, Olympia Radio
Stand by on channel 16
Пример получения сигнала судном
This is Orion Orion Orion
Position: Latitude………..…67 34 N Langitude ………025 45 W
ETA at your positions: 2100 UTC
После этого, подававший сигнал бедствие, должен подтвердить получивший сигнал от судна, передав
— название судна, передавшее сигнал
— говорит (This is) (название судна, терпящего бедствие)
— повторяет координаты судна, идущего на помощь (со слов Your present position:)
— скорость и предположительное время прибытия.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ MAYDAY ОТ СУДНА, ПОЛУЧИВШЕГО СИГНАЛ БЕДСТВИЯ
Если береговая станция в течение 5-ти минут не дала подтверждения о приеме Mayday, то судно, принявшее передачу, после повторного получения вызова бедствия обязано дать подтверждение бедствующему судну по радиотелефону в следующем формате:
— позывной судна, передававшее сигнал бедствия (девятизначный идентификатор судна), повторенный 3 раза;
— девятизначный идентификатор (MID), позывные судна, принявшего вызов о бедствии, или другой его идентификатор, повторенный 3 раза;
— прослушать сообщение о бедствии по радиотелефону и установить аварийный радиообмен с судном в бедствии;
— немедленно ретранслировать сообщение о бедствии любыми средствами связи с тем, чтобы информировать береговую станцию и рядом находящиеся суда; (как это сделать написано ниже, в Ретрансляция сигнала бедствия в режиме радиотелефонии (Distress relay alert) )
— приступить к поисково-спасательной операции.
Это относится только к морским районам А1 и А2. При получении сигнала бедствия в морских районах А3 и А4 подтверждение не дается. Подробнее об действие судна, оказавшегося в районе бедствия написано отдельно.
РЕТРАНСЛЯЦИЯ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ В РЕЖИМЕ РАДИОТЕЛЕФОНИИ (DISTRESS RELAY ALERT)
Проводится в следующих случаях
— если сигнал бедствия не подтвержден в течении пяти минут
— узнав, что сигнал бедствия иным образом не может или не способен осуществить связь в случае бедствия или иное лицо (ответственное за подвижный объект, это как правило капитан судна) считает что необходима дополнительная помощь.
Ретрансляция сигнала бедствия в режиме радиотелефонии дается по следующей форме:
— сигнал ретрансляции бедствия MAYDAY-RELAY, произносимого 3 раза
— слова «ALL STATIONS» или название береговой станции, в зависимости от случая повторяющаяся 3 раза
— слово «This is (или DE, произносимых с помощью кодовых слов DELTA ECHO в случае языковых затруднений);
— название ретранслирующей станции, повторяемое 3 раза
— позывной или любой другой опознавательный сигнал ретранслирующей станции
— MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ) ретранслирующей станции (не терпящего бедствие)
— Далее передается принятое сообщение о бедствии в котором, насколько это возможно, повторяется информация, содержащаяся в исходном сигнале тревоги или сообщения о бедствии.
(если станция терпящее бедствие не может быть опознана об этом надо сообщить используя такие термины как «неизвестный траулер» и т.п.)
MAYDAY-RELAY MAYDAY- RELAY MAYDAY-RELAY
This is motor vessel MINA MINA MINA, call sign Lima Zulu Hotel Mike
Motor vessel ROBIN MMSI number 636010935
Following received from motor vessel ROBIN
Motor vessel ROBIN
Position: lat. 140 10′ N, long. 065° 22′ W
Fire on board, Immediate assistance is required
This is motor vessel MINA call sign Lima Zulu Hotel Mike
ОТМЕНА ЛОЖНОГО ВЫЗОВА
— Если вы успели обнаружить ложный вызов до получения подтверждения от береговой станции немедленно нажать кнопку СТОП на модеме и выключить его, чтобы исключить повторные передачи.
— Если получено подтверждение ЦИВ от береговой станции, доложить капитану и с его разрешения дать отмену ложного вызова тем средством, которым он был послан. Во всех случаях об отмене ложного вызова должно быть также сообщено и по радиотелефону
— Отмена ложного вызова должно быть передано по радиотелефону на соответствующей частоте в том же диапазное, в которой был передан сигнал бедствия.
Сообщение передается в следующем формате
— ALL STATIONS, произнесенных три раза
— Говорит (по аглийски This is)
— Название судна, произносимого три раза
— позывной сигнал или другой опознаватель
— MMSI (если исходный сигнал был передан с помощью ЦИВ)
— слова «please cancell my distress alert of» после чего указывается время UTC (прошу аннулировать мой сигнал бедствия от
Дальше надо прослушивать ту же полосу, на которой был передан сигнал бедствия и отвечать соответствующим образом на все сообщения, связанные с этой передачей.
В авиации допускается вообще отменять (аннулировать) вызов. Это связано с тем, что поломку смогли устранить и воздушное судно больше не находится в состоянии бедствия. Допустим, ранее передавали об отказе двигателя (см. выше в Передача сигнала бедствия Mayday по радио пример для авиационного сигнала бедствия), то вот пример передачи в этом случае
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ ПО РАДИОСВЯЗИ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ SAR И ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ:
— «АФЕРМАТИВ» (AFFIRMATIVE) означает, что переданная лицом информация верна;
— «БРЭЙК» (BREAK) используется для разделения частей сообщения или отделения одного сообщения от другого;
— «ФИГЭРЗ» (FIGURES) произносится непосредственно перед передачей цифр в сообщении;
— «АЙ СПЭЛ» (I SPELL) используется непосредственно перед фонетическим произнесением по буквам, например, имени собственного;
— «НЕГАТИВ» (NEGATIVE) означает: «нет»;
— «АУТ» (OUT) означает конец передачи, когда ответ не ожидается или не требуется;
— «ОУВЕР» (OVER) означает конец передачи, когда ожидается незамедлительный ответ;
— «РОУДЖЕР» (ROGER) означает: «я принял ваше сообщение удовлетворительно»;
— «САЙЛЭНС» (SILENCE) произносится трижды и означает: «прекратить немедленно все передачи»;
— «СИ ЛОНС ФИ НИ» (SILENCE FINI) означает, что режим молчания аннулируется, и используется для указания конца чрезвычайной ситуации и возобновления нормального режима передач;
— «ЗЫС ИЗ» (THIS IS) произносится перед названием станции или позывного, которые следуют непосредственно за этими словами;
— «УЭЙТ» (WAIT) означает; «я должен выждать несколько секунд; будьте готовы к приему дальнейших сообщений».
А Mayday указывает на наличие непосредственной опасности человеческой жизни или транспортному средству.
К примеру к этим случаям относят потеря манёвренности судном в результате повреждения руля или штурвала или тяжёлое заболевание одного из членов экипажа.
Согласно Регламенту Радиосвязи ITU 2012, Глава VII Связь в случае бедствия и для обеспечения безопасности) пункт «32.47 a)» в радиотелефонии используется сигнал SEELONCE MAYDAY, произносимый, как французское выражение «silence m’aider» (силанс мэдэ).
Пример SILENCE MAYDAY используется в узкополосной буквопечатающей телеграфии. Источник тот же, только пункт «32.47 b)»
Ещё интересная информация про Mayday
Что должен делать пожарный, оставшийся один в непригодной для дыхания среде? Как правильно передать информацию о том, что наступила аварийная ситуация, кто-то из участников тушения пожара попал в «неприятности», и его жизни угрожает опасность?
В первую очередь стоит незамедлительно подать сигнал бедствия, и этому будет посвящён данный материал.
Безусловно, самым известным сигналом бедствия является международный сигнал бедствия SOS, используемый в радиотелефонной связи с использованием азбуки Морзе.
Но современная пожарная охрана не стоит на месте, и в вопросах передачи информации мы давно ушли от «морзянки» и перешли на повсеместное использование голосовой радиосвязи. И, в отличие от коротких точек и длинных тире, в голосовой связи используется другой международный сигнал бедствия – Mayday.
Mayday в качестве сигнала бедствия утверждён Регламентом радиосвязи Международного союза радиосвязи.
В российской пожарно-спасательной службе Mayday, как сигнал бедствия, определен разделом №5 «Руководства по радиосвязи…» (утвержденного Приказом МЧС России №375 от 23.06.2006 года).
Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от последующих сообщениях о ранее поданном сигнале бедствия.
В каких случаях следует звать на помощь? Основанием для подачи сигнала бедствия могут считаться следующие аварийные ситуации с газодымозащитником, звеном ГДЗС, любым другим участником тушения пожара или ликвидации последствий ЧС:
— заблудился или дезориентировался в непригодной для дыхания среде;
— произошло разделение звена ГДЗС и первоначальная попытка восстановить его целостность не увенчалась успехом;
— падение в прогар, попадание в ловушку;
— заканчивается запас воздуха/кислорода;
— обрушение строительных конструкций;
— запутывание в проволоке;
— резкое осложнение обстановки на месте пожара (распространение огня, значительное/резкое повышение температуры);
— паническая реакция у одного из членов звена;
— потеря элементов экипировки (каска, средства защиты рук или ног);
— медицинские показатели (ухудшение или резкое ухудшение самочувствия, либо травма).
Также основанием для подачи сигнала бедствия и началом аварийной разведки следует считать следующие ситуации:
— звено ГДЗС не выходит на связь в течение 3-х минут;
— доклад постового на посту безопасности о не выходе на связь звена ГДЗС в течение 3-х минут.
Важно! Сигнал Mayday может подать любой участник тушения пожара и без разницы, кем он трудится – оперативным дежурным, пожарным или водителем. Сигнал бедствия равен для всех.
Стоит помнить, что в случае панической реакции участники тушения пожара могут забыть передать в радиоэфир саму фразу «Mayday», и сигнал бедствия будет подан криками о помощи.
Получение информации о том, что кто-то из участников тушения пожара оказался в ситуации, угрожающей жизни, является аналогом непосредственно наблюдаемого бедствия, после которого начинается операция спасения.
Участники тушения пожара, попавшие в сложную ситуацию, должны передать сигнал бедствия Mayday в тот момент, когда они только подумают, что попали в ситуацию угрожающую их жизни.
На самом деле пожарным и спасателям, проработавшим достаточное количество времени, чтобы считать самих себя профессионалами, очень сложно признаться в первую очередь самим себе, что они «вляпались» в неприятную ситуацию.
И с этим сталкивается пожарная охрана практически всех стран, в которых существует правила подачи сигнала бедствия. Если посмотреть на причины страха позвать на помощь, то они одни и те же:
— ожидание наказания за подачу сигнала бедствия;
— насмешки со стороны личного состава или руководства;
— мнимая способность действовать самостоятельно, недооценка собственных сил («Я смогу выбраться сам»);
— отрицание, что беда может случится именно с ним («Со мной такого никогда не случится», «Это случается только с менее опытными»).
Все указанные выше причины одинаково опасны и могут привести к гибели.
Следует помнить, что с самой передачей сигнала бедствия Mayday тоже могут возникнуть проблемы. Обычно это происходит, когда аварийное звено или пожарный:
— говорят слишком громко и много (начинают кричать в радиостанцию) или передают информацию очень быстро;
— из-за панорамной маски СИЗОД голос становится тихим и неразборчивым;
— не следят за радиоэфиром, не отвечают на запросы;
— пытаются перебить трафик переговоров, в результате чего сигнал бедствия не слышен на общем фоне загруженного радиоэфира;
— неисправна радиостанция (разряжены аккумуляторные батареи или переключена частота, на которой работают другие участники тушения пожара).
Вместе с этим возможны проблемы и с принятием сигнала бедствия – невнимательность всех участников тушения пожара (в том числе постовых на постах безопасности), которые не слышат сигнал бедствия, или банальный страх «услышать первым» (сделаю вид, что не слышал, может быть, кто-то ещё примет вместо меня решение).
В российской пожарной охране у самого термина Mayday существует множество противников. В основном это происходит из-за того, что это слово иностранного происхождения и якобы не может быть использовано российскими пожарными. Все попытки придумать, заменить или найти русскоязычные аналоги, в полной мере описывающие аварийную ситуацию, привели к одному известному слову, относящемуся к обсценнной лексике.
Естественно, закрепить использование такой «альтернативы» в нормативной базе не получится.
Основные правила подачи сигнала бедствия Mayday:
— никогда не бойтесь передать сигнал бедствия!
— лучше позвать на помощь в тот момент, когда это необходимо, чем вообще не позвать.
— ничто не может являться препятствием для использования радиостанций в случае необходимости подачи сигнала бедствия, привлечения внимания, сообщения о своем местоположении и получения помощи;
— сигналы бедствия должны передаваться на рабочих частотах, однако можно использовать и любые другие доступные частоты, на которых можно привлечь к себе внимание;
— вызов в случае бедствия должен пользоваться абсолютным приоритетом перед всеми другими сообщениями. Все слышащие его радиостанции должны немедленно прекратить любую передачу, которая может причинить помеху аварийному радиообмену, а также продолжать слушать на частоте, использованной для передачи вызова при бедствии.
Всё равно, как будет подан сигнал бедствия, главное, чтобы сигнал бедствия был подан, ведь нельзя спасать аварийного пожарного, не зная, что он попал в беду.