Self skills что это
Что такое SEL: модное слово или серьёзная новая концепция в образовании?
Разбираемся с технологией развития гибких навыков учащихся.
О важности эмоционального воспитания говорили ещё древние философы, и в нашу эпоху оно тоже вышло на передний план. Аббревиатура SEL появилась в девяностые годы, но в России она стала на слуху не так давно. Рассказываем, что это такое.
Что такое SEL
С английского SEL расшифровывается как социально-эмоциональное обучение (англ. social emotional learning). Хотя у подхода нет чёткого, однозначного определения, можно сказать, что он преследует три основные цели:
SEL — не учебная дисциплина, а технология обучения. Её не стоит выделять в качестве отдельного предмета, как, например, психологию или обществознание. Социально-эмоциональное обучение внедряют в целый учебный план, задача учителей в этом случае — установить крепкую связь с учениками и спроектировать уроки так, чтобы занятия стали более личными.
Если коротко, то главная миссия SEL — создать благоприятную социально-эмоциональную обстановку для ученика и научить его грамотно работать со своими эмоциями и взаимодействовать с другими людьми.
Филолог, полиглот, IT-гик. В прошлом — преподаватель английского и литературы и рецензент Rolling Stone Russia. Ныне переводит для РБК и пишет о программировании и образовании для Skillbox Media.
Как и когда появился этот подход
SEL начало зарождаться в США ещё в конце 1960-х. Тогда детский психолог Джеймс Комер совместно с коллегами из Йельского детского учебного центра успешно испытал программу Comer School Development, которую разработали для двух самых неблагополучных школ Нью-Хейвена.
Программа Комера подразумевала, что школы должны были создавать комфортную среду обучения, где учеников ценили и любили, а их проблемы решали посредством диалога и эмпатии, а не строгого учительского тона. В процесс были также вовлечены родители, школьные психологи и медработники. Уже к 1980-м годам успеваемость школ стала выше средней, а проблемы с поведением и прогулами практически сошли на нет.
Успех программы Комера привлёк внимание других специалистов. В 1980-х появился проект W. T. Grant Consortium, который поддерживает фонд Уильяма Т. Гранта. Эксперты этого проекта разработали структуру внедрения социально-эмоционального обучения. Они также обозначили основные компетенции, которые может развить ученик в процессе такого образования. Среди них — умение определять, оценивать и контролировать свои эмоции, эмпатия и толерантное отношение к другим.
В 1990-х социально-эмоциональное обучение активно набирало обороты. В 1994 году была сформирована организация CASEL (the Collaborative to Advance Social and Emotional Learning), которая сегодня официально представляет концепцию SEL. В тот же год Институт Фетцера организовал первую конференцию CASEL, в которой приняли участие учителя и исследователи, активно работавшие с проблемами насилия и употребления наркотиков в американских школах.
Однако настоящий мейнстрим-бум по поводу эмоционального интеллекта в психологии и педагогике устроил американский психолог Дэниел Гоулман. В своих книгах 1990-х годов он часто размышлял о том, почему люди со средним IQ добиваются б ольших успехов, чем люди, которые показывают высокие академические результаты. Именно эта дискуссия и привлекла широкое внимание не только к трудам Гоулмана, но и ко всей идее социально-эмоционального обучения.
В последующие десятилетия психолог активно отстаивал важность эмоционального интеллекта, втягивая в диалог всё больше людей из сферы образования. И, несмотря на весь скепсис и критику, многие школы охотно экспериментировали с SEL-программами, чтобы улучшить социально-эмоциональные навыки учеников.
В конце 2010-х об эмоциональном интеллекте вообще и SEL в частности всерьёз заговорили и в России. Так, в 2018 году Институт управления образованием РАО совместно с Департаментом психологии НИУ ВШЭ провёл семинар, на котором академики обсуждали важность SEL, а также анализировали российский опыт и проблемы, с которыми педагоги сталкиваются, когда адаптируют этот подход для своей практики. А в 2020 году ряд зарубежных исследователей опубликовали метаанализ результатов практики SEL, который утверждает, что обучающиеся с более развитым эмоциональным интеллектом имеют и более высокие академические результаты.
Почему о SEL сейчас заговорили особенно активно
Как и многое другое, проблемы, вызванные нехваткой социально-эмоционального обучения, обострила пандемия. И ученики, и учителя во всём мире испытывали сильный стресс во время локдаунов. Многим педагогам также было сложно настроить дистанционное обучение: помимо технических проблем, они часто жаловались, что им было тяжелее контролировать детей онлайн, а учащиеся тоже жаловались, что учёба на дистанте стала настоящим испытанием для их нервной системы. Эти обстоятельства сделали социально-эмоциональное обучение необходимым как никогда.
Другой важный фактор популяризации SEL — растущий спрос на soft skills. В отчёте Всемирного экономического форума за 2020 год среди навыков, которые будут наиболее востребованы к 2025 году, названы критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, лидерство, способность быстро обучаться. Это во многом связано с новыми подходами к командной работе.
Не последнюю роль играет и рыночный тренд на дауншифтинг и удалёнку — зумеры не хотят работать во вред своему здоровью. Работодателям приходится теперь мириться с тем, что сотрудники не готовы убивать себя ради карьеры, поэтому для менеджеров очень важно уметь настраивать крепкий личный контакт.
Как работает SEL
Организация CASEL выделяет пять основных компетенций, которые ученик должен развить в процессе социально-эмоционального обучения:
CASEL также предлагает рекомендации, как сформулировать систему ценностей и внедрить SEL в школу. Если пересказать коротко, то их советы сводятся к следующим шагам:
Правда, все эти рекомендации требуют дополнительных денег, времени, специально обученного персонала. Да и сами фреймворки так и не предлагают шаблонов, которые учителя могли бы использовать для своих уроков. Поскольку речь по сути идёт о развитии софт-скиллов и налаживании крепкого, личного контакта с учениками, технология уже изначально требует от самих педагогов высокой гибкости, креативности и эмпатии.
В итоге на практике разные учителя и школы по-своему адаптируют эту систему. Одни меняют процесс работы всего учебного заведения — нанимают качественных психологов, стараются больше вовлечь в учебный процесс родителей, чтобы те эффективнее работали над домашним воспитанием. Некоторые также изменяют обстановку в классе — например, создают антистресс-уголки.
Например, вместо банального приветствия американский учитель Барри Уайт придумал применять с каждым из своих учеников индивидуальный стиль рукопожатия. По словам самого педагога, это не только помогает ему укрепить отношения с детьми и повысить кредит доверия, но и заряжает их энергией на весь урок.
Очень органично SEL вписывается в гуманитарные дисциплины. На уроках литературы и истории, например, можно давать больше рефлексивных сочинений, а также имитировать исторические события или сцены из художественных произведений.
Ещё одна хорошая практика — обратная связь обучающихся. Некоторые учителя предлагают своим ученикам вести дневники, в которых те описывают свои эмоции и мнения по поводу прошедшего урока. В теории небольшие опросы можно делать и устно, но на практике это занимает больше времени, к тому же интровертные ученики будут чувствовать себя дискомфортно.
Навыки Soft skills и их практическое применение
В статье мы расскажем:
Soft skills, или гибкие навыки, предполагают умение принимать решения, общаться, нестандартно мыслить, работать в команде и креативно подходить к решению поставленных задач. Сегодня такой набор ценится абсолютно в каждой отрасли, поэтому, если вы хотите быть востребованным специалистом на рынке труда, не помешает знать, как развивать скиллы.
В нашем материале мы расскажем, как это сделать, а также поведаем о Hard Skills и их отличии от гибких умений. Вы узнаете, где и как можно восполнить все недостающие пробелы в своих профессиональных навыках, чтобы найти работу мечты.
Понятия Hard и Soft skills
Термин Hard skills (дословно переводится с английского как «жесткие навыки») используют для обозначения профессиональных знаний, инструментов и навыков сотрудника, его технических компетенций, подлежащих проверке и оценке. К ним можно отнести знание иностранных языков, владения навыками программирования, работы со сложным оборудованием и пр. Эти умения постоянны и не будут изменяться при переходе сотрудника из одной организации в другую.
Термин Soft skills (дословно переводится с английского как «мягкие/гибкие навыки») используют для того, чтобы обозначить присущие человеку общие социальные и психологические характеристики. Не относясь к профессиональным умениям, они тем не менее оказывают влияние на успешность сотрудника, его эффективность в работе. Soft skills представлены организованностью, целеустремленностью, продуктивностью, стрессоустойчивостью, навыками коммуникации, умением работать в команде и пр. Они присущи человеку от рождения либо сформированы с учетом его жизненного опыта.
Эти термины впервые применили в США военные в 1959 году. Специалисты, готовящие американских солдат, использовали различные научные подходы и пришли к выводу, что успешность службы зависит как от профессионализма человека (hard skills), так и от универсальных качеств, специально обучить которым нельзя. С 1968 года термины начали использоваться в Системе проектирования военной подготовки. Сейчас их употребляют в самых разных сферах – от экономики до психологии.
Сегодня на рынке труда Soft skills уделяется практически столько же внимания, сколько и профессиональным компетенциям Hard Skills. А в некоторых вакансиях они ценятся даже больше. Руководители компании готовы принять на работу новичка без опыта и самостоятельно обучить его при условии, что он обладает необходимыми личностными качествами, оставив без внимания кандидата с профессиональными знаниями, однако без нужных гибких навыков.
Сотрудники Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского исследовательского центра провели исследования и установили, что успешность работы на 85 % зависит от хорошо развитых коммуникативных навыков, и только 15 % приходятся на профессиональные компетенции. За последние годы мягким навыкам уделяется все больше внимания, так как с развитием технологий, автоматизации производства они выходят на первый план.
3 базовых отличия Hard и Soft skills
От чего зависят. Развитие Hard Skills зависит от интеллекта человека, его способности к логическому мышлению, за них отвечает левое полушарие головного мозга. На Soft skills влияет эмпатия, эмоциональный интеллект, за них отвечает правое полушарие.
Как овладеть. Для развития первых необходимо получать профессиональные знания, проходить обучение в специализированных учебных заведениях. Вторым научиться нельзя, они не появятся после прочтения книги или прохождения курса. Если это не врожденные характеристики человека, то формировать их можно только за счет определенного жизненного опыта и работы над собой. Это длительный процесс, который занимает больше времени, нежели учеба в университете.
Как проверить. Для проверки компетенций Hard skills, т. е. профессиональных навыков, используют собеседования, тесты, изучают дипломы и сертификаты. С Soft skills дела обстоят сложнее, их наличие практически невозможно доказать, увидеть их можно уже в процессе работы, взаимодействия сотрудника с коллективом.
Приоритетность Hard и Soft skills в профессиях
Одни из наиболее актуальных вопросов при поиске работы о том, какие навыки важнее для работодателя и на что соискателю обращать основное внимание. В управленческой среде все больше ценятся именно компетенции Soft skills, считается, что в дальнейшем они будут иметь основное значение.
Такое мнение связано с тем, что производственные процессы все больше автоматизируются, та работа, которая ранее выполнялась человеком, сейчас поручается машинам и искусственному интеллекту. Однако однозначно сказать, что важнее – личные или профессиональные качества соискателя – все-таки нельзя, в разных сферах используется разный подход.
Сегодня в зависимости от соотношения твердых и мягких навыков выделяют 3 основные категории профессий:
Доминируют жесткие навыки. Это профессии, которые напрямую связаны с наукой, разработкой и развитием технологий. К ним можно отнести химиков, астрофизиков, специалистов в области биоинженерии и др. Для таких сотрудников профессиональные компетенции стоят на первом месте, при этом умение работать в команде и построение межличностных коммуникаций не так уж важны.
Навыки равносильно важны. В эту группу входят юристы, бухгалтеры, сотрудники правоохранительных органов и др. Специалистам важно иметь соответствующее образование, хорошие профессиональные навыки, т. е. Hard s Не меньшее значение имеют и мягкие навыки, поскольку профессии предполагают постоянное взаимодействие с другими людьми, а значит, специалистам не обойтись без умения убеждать, коммуникабельности, организованности. От того, насколько хорошо у них развиты и те, и другие качества, зависит успешность их профессиональной деятельности.
Доминируют мягкие навыки. Для бизнесменов, специалистов в сфере продаж, политиков большое значение имеют именно Soft s Обаятельные, харизматичные, завоевывающие любовь аудитории, умеющие найти общий язык и наладить контакт с любым человеком – такие специалисты добьются успеха и поднимутся по карьерной лестнице даже в том случае, когда профессиональных навыков им не хватает.
5 самых востребованных Hard skills
Блокчейн. Применяется с 2009 года, в то время он был необходим для поддержки использования криптовалют. В наши дни первоочередное значение имеет безопасность хранения и перемещения данных в Интернете, поэтому специалисты, обладающие соответствующими навыками, востребованы как никогда.
Облачные вычисления. Большинство компаний, как небольших, так и крупных, работают в облаке. Соответственно растет спрос на специалистов, способных спроектировать и организовать облачные системы хранения.
Аналитическое мышление. Аналитика необходима бизнесу независимо от сферы, без ее изучения невозможно принимать правильные решения.
Искусственный интеллект. Не останутся без работы специалисты, способные обращаться с искусственным интеллектом, обладающие навыками машинного обучения и обработки естественного языка.
UX-дизайн. Специалисты, способные удерживать внимание аудитории, разбирающиеся в особенностях поведения пользователей, очень востребованы, учитывая растущую во всех сферах бизнеса конкуренцию.
5 причин улучшать Soft Skills
Они способствуют карьерному росту. По мнению специалистов, в рекрутинге iCIMS в 94 % случаев шансов занять руководящие должности больше у тех специалистов, которые обладают Soft skills, чем у тех, кто имеет большой опыт работы, но при этом плохо коммуницирует с другими.
Мягкие навыки востребованы рекрутерами. Сотрудники Гарвардского университета пришли к выводу, что за последние годы более чем на 10 % выросло количество вакансий, в которых указывается необходимость наличия таких мягких навыков, как умение взаимодействовать с окружающими.
Это компетенция будущего. Производственные и бизнес-процессы автоматизируются, в работу предприятий внедряется искусственный интеллект, поэтому специалисты с техническими навыками требуются все меньше, в отличие от сотрудников, способных выстраивать межличностные коммуникации. Компания Deloitte Access провела исследование, в ходе которого пришла к выводу, что к 2030 году на профессии, в которых используются в основном навыки Soft skills, придется около 2/3 всех рабочих мест.
Мягкие навыки невозможно автоматизировать. Искусственный интеллект с каждым годом справляется с все более сложными задачами, однако эмоции ему все-таки неподвластны. Следовательно, должности, на которых требуется высокий уровень эмоционального интеллекта, еще долгое время будут востребованы.
Клиенты требуют качественного общения. На рынке представлен огромный ассортимент товаров и услуг, анализ характеристик отнимает огромное количество времени, поэтому очень часто покупки совершаются на эмоциональном уровне. А способствуют совершению выбора такие факторы, как приятное обслуживание, комфортное общение с покупателем.
5 основных групп Soft skills
Существует большое количество Soft skills, причем некоторые из них между собой никак не связаны. Сегодня все мягкие навыки условно делятся на группы:
Коммуникативные навыки. К этой группе относятся такие умения, как работа в команде, аргументация собственной позиции, умение договариваться, а также качества лидера и эмоциональный интеллект, позволяющий человеку понимать чувства других и контролировать собственные.
Навыки самоорганизации. Примерами Soft skills в этой группе являются навыки самоорганизации и тайм-менеджмента.
Креативные навыки. Сюда входит, например, нестандартное мышление. Оно важно не только для специалистов творческих профессий, но и для руководителей, бизнесменов и многих других. Наш мир постоянно меняется, подкидывая нам нестандартные задачи, решить которые можно, только применив нешаблонный подход.
Умение работать с информацией. Поиск и умение анализировать информацию, делать соответствующие выводы, компьютерная грамотность – важные Soft skills на современном рынке труда. Человек, не являющийся уверенным пользователем ПК, вызывает такое же недоумение, как человек, не умеющий читать и писать.
Стрессоустойчивость. Изменения в жизни происходят постоянно, в работе могут случаться накладки, возникать сложности и умение с ними справляться, сохраняя работоспособность, – один из очень востребованных Soft skills. Практически все серьезные вакансии требуют от соискателя обладать стрессоустойчивостью.
14 важных soft skills
1. Коммуникация.
Для построения успешной карьеры специалисту требуется умение выстраивать коммуникацию с коллегами, клиентами, руководителями и подчиненными. Без умения общаться найти хорошую работу не так просто. Сотрудник с развитыми коммуникативными гибкими навыками легко найдет нужные контакты как для удовлетворения личных, так и деловых потребностей. Навык включает в себя:
Деловое общение, которое заключается в умении вести переговоры и переписку в деловой среде (с клиентами, коллегами, руководством).
Презентация и ораторское искусство предполагает, что сотрудник умеет четко и понятно доносить свои мысли до окружающих. Самопрезентация, т. е. умение представить, презентовать себя и свои умения – один из важнейших навыков, от которого зависит успешное прохождение собеседования и прием на работу в компанию мечты.
Для развития коммуникативных soft skills необходима практика, чем больше общения, причем не только в кругу друзей, но и с людьми, требующими выхода из зоны комфорта, тем сильнее прокачивается навык. Помогут такие активности, как дискуссии или деловые игры.
2. Критическое мышление.
Критическое мышление означает, что человек обрабатывает и потребляет информацию взвешенно, сортирует поступающие к нему данные, проверяет факты, рационально мыслит, формулирует аргументы, отстаивает свою точку зрения.
Для развития этого навыка потребуются логика и наблюдения. Например, можно наблюдать за коллегами, определяя их ролевые модели поведения, изучая реакцию на поступающую к ним информацию. Важно учиться задавать вопросы, использовать методики критического мышления, такие как «5W+H» или IMVAIN.
3. Клиентоориентированность.
Клиентоориентированность – этот навык Soft skills предполагает, что сотрудник вовремя узнает и максимально удовлетворяет потребности целевой аудитории. К примеру, доставка товара из интернет-магазина домой в случае, если клиенту по каким-то причинам неудобно забирать его из пункта самовывоза. Для заказчика это будет означать заботу о нем, для компании – лояльность и, вероятно, положительный отзыв о работе. Клиентоориентированность – навык, повышающий конкурентоспособность на рынке труда.
Чтобы развить этот навык, необходимо анализировать целевую аудиторию.
4. Управление проектами.
К проектам относится и разработка собственного курса, и построение своего дела, и организация свадеб. Чаще всего проекты предполагают участие большого количества людей (заказчиков, помощников, исполнителей, подрядчиков и пр.). Чтобы получить нужный результат, необходим человек, который будет управлять проектом в целом. В его задачу входит общение со всеми участниками, уточнение деталей у одних и контроль над работой других.
Развить навык Soft skills можно, создавая проекты для текущих задач. Для этого в текущем деле определяются цели, оно делится на этапы, устанавливаются сроки выполнения отдельных действий. Затем можно подумать над оптимизацией работы, чтобы получить наилучший результат.
5. Наставничество.
Наставником, или ментором, называют человека, который помогает в достижении результата в определенной области. Такие специалисты бывают на онлайн-курсах, они составляют планы обучения, подсказывают, помогают, следят за выполнением заданий. Их роль заключается в том, что они делятся своими знаниями с учениками.
Для развития этой гибкой компетенции необходимо сначала определить сферу, в которой вы готовы выступать в роли ментора, а затем выяснить, какие именно навыки следует прокачать. Далее составляется план обучения с оценкой достигнутых результатов. Научившись управлять своим обучением, вы сможете стать наставником для других.
6. Ненасильственное общение.
Ненасильственное общение представляет собой такой метод коммуникации, при котором информация доносится до собеседника в четкой и понятной форме:
подкрепление наблюдения фактом;
информирование о потребности;
С помощью этого навыка можно получать отличные результаты как в деловых переговорах, так и в общении с близкими или друзьями.
Для развития навыка ненасильственного общения необходимо научиться понимать себя, сопереживать другим людям. Хорошим подспорьем станут специализированные лекции по спокойному общению, в котором нет места насилию.
7. Принятие решений.
Принятие решений – навык, предполагающий умение выбрать лучшее решение из возможных. Он помогает достигать поставленные цели в кратчайшие сроки.
Для развития навыка Soft skills необходимо учиться видеть как можно больше вариантов, правильно расставлять приоритеты, выбирать лучший вариант из возможных.
8. Решение проблем.
Очень часто планы рушатся, все идет не так, как ожидалось и хотелось. В этом случае человек либо начинает жаловаться и опускает руки, либо решает возникшую проблему. Это очень полезный гибкий навык, помогающий как в работе, так и в жизни в целом. Это умение можно сравнить с управлением проектами, где в роли проекта выступает проблема, которую следует решить.
Для развития навыка стоит придумывать проблемы и находить их эффективное решение, причем в ограниченные сроки.
9. Эмоциональный интеллект.
Этот навык Soft skills подразумевает умение человека понимать как свои, так и чужие эмоции, мотивацию, намерения. Он помогает в построении коммуникации с другими людьми. Например, если во время вашего выступления аудитория устала и начала отвлекаться, лучше сделать перерыв, дав слушателям возможность отдохнуть.
Чтобы развить в себе эмоциональный интеллект, необходимо работать над эмпатией, наблюдать за эмоциями окружающих, анализировать, что их вызвало, какое влияние они оказывают и т. п.
10. Обучаемость.
Обучаемость – важный навык, благодаря которому мы узнаем новую информацию и решаем с ее помощью различные задачи. С помощью Soft skills проще искать нужную информацию, управлять знаниями.
Для развития навыка следует составить план обучения, продумать фильтрацию информации. Не следует учиться всему подряд, важны знания, которые найдут практическое применение в вашей жизни.
11. Работа в режиме неопределенности.
Этот навык предполагает быструю реакцию на возникающие задачи, принятие решение, управление проектами и ресурсами. Soft skills повышают конкурентоспособность соискателя на рынке труда. Режим неопределенности включает в себя такое понятие, как стресс-менеджмент, позволяющий управлять своим состоянием и поведением во время возникновения форс-мажоров, срыва сроков и других проблем.
Режим неопределенности означает развитие самостоятельности. Для прокачки навыка следует продумывать различные варианты выхода из сложных ситуаций, использование новых подходов и инструментов для решения стоящих задач, отслеживание трендов и технологий, выбор оптимально подходящих для вас вариантов и т. п.
12. Бережливое производство.
Бережливое производство означает возможность решения самых разных проблем, поиск узких мест и улучшение созидательного процесса. Этот навык помогает в экономии ресурсов, расчете оптимальной нагрузки, при которой не случится выгорания, а работа будет строиться эффективнее. Умение, которое сильно облегчит работу предпринимателей и фрилансеров.
В бережливое производство входит технология 5S, предполагающая самоорганизацию, удаление из жизни лишнего, чистоту, стандартизацию рабочих процессов, совершенствование порядка. С помощью технологии 5S можно отлично развить в себе этот навык.
13. Экологическое мышление.
Экологическое мышление предполагает, что человек относится к себе и происходящим событиям без вреда себе и окружающим. Навык помогает заниматься своим делом, получать удовольствие от достигнутых результатов. Срывы сроков третьими лицами – не повод для стресса, но возможность найти правильное решение.
Для прокачки Soft skills необходимо развивать активное мышление: если вам нагрубил кассир в магазине, не следует отвечать ему тем же. Чаще всего молчание в ответ на грубость будет лучшим выходом. К вариантам развития навыка относится также забота об экологии: сортировка мусора, экономное потребление воды, отказ от одноразовых пакетов в пользу многоразовых шопперов и т. п.
14. Саморефлексия.
Навык, предполагающий анализ собственного поведения, поступков, деятельности. Помогает в оценке своих действий, поиске ошибок, вариантов их устранения, выстраивании дальнейших планов. Этот Soft skills иначе называют осознанностью, поскольку он помогает в осознании своих потребностей.
Для развития навыка необходимо регулярное наблюдение за своим поведением и поступками. Помогает специальный дневник для записи происходящих событий и сопровождающих их эмоций, а также людей и событий, по отношению к которым вы испытываете благодарность.
Выбор Soft skills для развития
Вам необязательно нужны все перечисленные soft skills. Вероятно, достаточно развить в себе только некоторые из них. Для того чтобы определить, каких именно гибких навыков не хватает, проделайте следующее:
Вспомните лучший рабочий день, когда все происходило именно так, как вы запланировали, а вы, соответственно, продемонстрировали отличные результаты. Подумайте, какие soft skills вам помогли. Запишите их в один столбик, а в другой – те, которых не хватило.
Оцените ваш профессиональный уровень. Считаете ли вы себя новичком, продвинутым, специалистом, экспертом. Запишите, каких навыков вам не хватает, чтобы подняться на ступень выше.
Пройдите тест Петерсона и Селигмана для определения своих сильных сторон.
Подумайте о задачах, которые вам было бы интересно решать, и о навыках, которые для этого необходимы.
Пересмотрите навыки, о которых мы рассказали выше, и выберите те из них, которые максимально подходят под ваши потребности.
5 методов развития Soft skills
1. Спортивные, настольные, интеллектуальные игры:
Квесты. Благодаря им вы разовьете нестандартное мышление, научитесь быстро определять и решать проблемы, работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Развивает быстроту мышления, скорость принятия решений, умение руководить и подчиняться, учит командной работе, чувству времени.
Настольные игры. Soft skills можно развивать при помощи настольных игр, требующих коммуникации с другими игроками, быстрого принятия решений, они научат распознавать чужие эмоции, договариваться и предугадывать действия других игроков (это такие игры, как «Манчкин», «Мафия», «Монополия»).
Спортивные игры. При помощи командных игр (баскетбола, футбола, хоккея) и эстафет развиваются лидерские характеристики, прокачивается дисциплина, умение проигрывать и спокойно реагировать на критику.
2. Проектная работа.
Совместная проектная работа необходима для того, чтобы учиться распределению ролей, находиться в роли руководителя или подчиненного, аргументировать свою точку зрения, анализировать, делать выводы, планировать свою работу, публично выступать.
3. Дополнительная деятельность.
Подготовка мероприятий, конкуров, викторин и пр. помогает в развитии soft skills. Такая деятельность прокачивает умение договариваться, находить общий язык с людьми и различные решения возникающих ситуаций, понимать потребности окружающих и искать информацию, навык публичных выступлений и т. п.
4. Образовательные лагеря.
Образовательный лагерь – одна из форм обучения, предполагающая одновременное развитие Hard skills и Soft skills. Любой образовательный лагерь включает два направления деятельности:
Обучение навыкам в той профессиональной сфере, которой посвящен лагерь. Это может быть физика, литература, психология, дизайн, графика и пр. Обучение может проходить в различных формах: уроки, лекции, семинары, выступления, практические занятия, мастер-классы.
Тренировка навыков общения и командной работы. Здесь речь идет уже о развитии soft skills путем проведения специальных тренингов, викторин, спортивных соревнований и т. п.
5. Курсы и тренинги.
Для получения и развития soft skills можно обратиться к тренингам или курсам, как онлайн, так и оффлайн. На онлайн-курсах можно постичь искусство тайм-менеджмента и креативности, в то время как коммуникативные и командные навыки лучше оттачивать при живом общении.
Секрет развития Soft skills
Развитие гибких навыков предполагает, что вы будете регулярно изучать себя, несмотря на то, что сразу у вас может ничего не получиться. Вы будете экспериментировать, совершать одну попытку за другой, менять старые способы на новые, делать выводы.
К примеру, в Яндексе программы обучения Soft skills призваны помочь сотрудникам проработать разные ситуации (как те, с которыми им сталкиваться не доводилось, так и те, которые испытали на себе, но не были удовлетворены полученным результатом) в безопасной среде. Изучить можно самые различные моменты, начиная с приема на работу новых людей и заканчивая вопросами мотивации действующих сотрудников. Программы помогают справляться с такими сложными ситуациями, как непонимание между подчиненными и руководителем.
Главное, не забывать о том, что для того, чтобы научиться чему-то, нужна мотивация. При ее отсутствии изменить себя и развиться практически невозможно.
Soft skills – это навыки, присущие каждому из нас. Просто у кого-то они развиты хорошо, а у кого-то находятся в зачаточном состоянии. Но уделяя их прокачке достаточно внимания, получая обратную связь, анализируя свои успехи и неудачи, можно выйти на новый уровень. И не стоит бояться ошибок, они вполне естественны, особенно в начале пути.