сфера моих жизненных интересов какое место хочу занять в обществе
ИОМ работа с одаренными
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )
Любимое занятие в свободное
Мой любимый учебный предмет
Мои учебные достижения
Мои сильные стороны
Мои слабые стороны
Чем отличаюсь от своих сверстников
Что умею делать хорошо
Сфера профессиональных интересов
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе)
Что мне в себе нравится
Что мне в себе не нравится
НА кого хочу быть похожим (-ей)
2. Мои цели и задачи
2.1 Мои перспективные жизненные цели
1) Кем хочу стать, какую получить профессию
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин)
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание)
2) Задачи в обучении
— По каким предметам повысить свои достижения
— Какие дополнительные области знаний изучать
— Какие учебные умения и навыки развивать
3) Задачи в практической деятельности
4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели
3.1 Предполагаемое направление
3.2 Планируемый уровень профессионального образования после окончания школы
3.3 Профессия, которая меня интересует
3.4 Предполагаемое учебное заведение после окончания школы
Моя программа действий
4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую)
2) С кем, где проконсультируюсь
3) К кому обращусь за советом
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне
3) Какие элективные курсы посещать
4.3. Дополнительное образование
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься
2) Какую дополнительную литературу буду изучать
3) В каких проектах буду участвовать
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать
4.4. Участие в общественной деятельности
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе
2) В каких буду участвовать вне школы
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества:
1) На учебных занятиях
2) Во внеучебное время
4) В общении с учащимися
5) в практической деятельности,
4.6. Кто и в чем мне может помочь
Учитывая эти особенности одаренных детей, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Качество личности
Характеристика качества личности
Методы и формы
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность
Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
2.Сверхчувствительность к проблеме
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.
3.Склонность к задачам дивергентного типа
Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.
Работа по разработке новых идей или уже существующих.
5.Высокая концентрация внимания
Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания
связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям
Сложные и сравнительно долговременные задания.
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.
Задания на развитие памяти, внимания и мышления.
7.Способность к оценке
Производное критического мышления.
Задание по анализу или чужой деятельности.
Одаренные дети могут если не все, то многое.
Развивать и поддерживать широту интересов
Используя данную таблицу, при разработке ИОМ можно подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Примерные варианты документального представления ИОМ.
1. Лист
Индивидуального образовательного маршрута
(заполняется учеником).
Ученика (цы) ______ класса на _______/_______ учебный год
Ученик (ца) ________________/____________/
Индивидуальный учебный план по предмету
Содержание (раздел программы, тема)
Формы работы (заполняется учеником)
Деятельность
Срок
Форма представления результата
Общения с преподавателем с использованием электронных средств связи
Самообразование (работа с учебной литературой)
Самообразование (работа с дополнительной литературой)
Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика
(заполняется учителем-предметником)
Этапы работы
Форма отчёта / демонстрации результатов
Сроки
1. Формулирование проблемы, целеполагание
Собеседование с учителем
2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности
Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.
3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования
Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования
4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.
Собеседование с учителем
5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)
Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п.
классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом
7. Обобщение, выводы
8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности
Расписание на месяц.
(заполняется учеником)
Время
Деятельность
Месяц – сентябрь 2012
Обязательное посещение уроков.
Самообразование (работа с учебной литературой)
Участие в районной олимпиаде
Показатели достижения результатов
Конечный показатель прогрессивного развития
Соответствие образовательным стандартам
Результаты итоговой и текущей аттестации.
Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.
Результаты стабильные, или растут
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса
Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.
Динамика достижений ученика
Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
12 основных сфер жизни человека: как их прокачать, чтобы достичь гармонии и баланса
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Человек – существо многогранное. В нем органично переплетается социальное и биологическое, духовное и материальное. Наша задача – поддерживать баланс между всеми своими ипостасями и не позволять им вступать в противоречие. Чтобы делать это эффективно, нужно хорошо понимать, с чем мы имеем дело. Поэтому я предлагаю подробно рассмотреть, какие есть сферы жизни человека и разобраться, как можно их развивать.
Классификация жизненных сфер
Сферы жизни – это определенные ее части, объединенные схожими целями и задачами.
Для чего вообще нужно их выделять? Представьте свою жизнь в виде человеческого организма. Жизненные сферы – это части тела, выполняющие различные функции, но при этом собранные в единую систему.
С помощью рук мы манипулируем предметами, с помощью ног – ходим, головой – думаем и т. д. Что было бы, если вместо всех этих органов у нас был бы всего один универсальный орган? Правильно! Мы бы вернулись на стадию развития амебы. Так и с жизнью: чем сложнее она устроена, тем она полнее и многограннее.
В психологии нет единой классификации жизненных сфер – люди привыкли полагаться на свое субъективное восприятие. Чаще всего выделяют 4 крупные сферы:
Занимаясь развитием этих сфер, вы формируете внутренний каркас личности. Их знание и разделение помогает при постановке целей и их достижении. Давайте рассмотрим весь список подробно.
Семья
Семья – одна из главных сфер в нашем перечне и один из мощнейших ресурсов личности. Это и опора, и источник мотивации, и постоянное социальное взаимодействие. Через эту сферу можно подключить и начать прокачивать большинство других сфер жизни. Поэтому пренебрегать ею нельзя.
Направьте свои силы на создание теплой и благоприятной атмосферы в семье. Выделите дополнительное время для занятий с детьми. Если собственной семьей вы еще не обзавелись, проявляйте заботу о родителях, бабушках и дедушках, других близких родственниках.
Экономика
Эта сфера жизни отвечает за материальное благополучие человека. Ее состояние зависит не только от уровня зарплаты, но и от умения обращаться с деньгами. Если человек тратит деньги импульсивно и необдуманно, если его доходы едва покрывают расходы, то в сфере экономики у него будет дыра.
Поэтому первое, что нужно сделать для развития экономики, – научиться управлять деньгами. Вести учет расходов, осознанно подходить к тратам, постепенно избавляться от долгов. Когда вы все это проделаете, то буквально ощутите глоток свежего воздуха. Как будто выбрались из-под тяжелой плиты, не дававшей вам нормально дышать.
Второй этап – формирование личного капитала. Теперь можете начать понемногу откладывать деньги. Основной принцип здесь – регулярность. Не стоит пытаться отложить ползарплаты и жить впроголодь. Пусть суммы будут небольшие. 100 рублей в день принесут вам 36 500 рублей через год.
Если у вас уже есть какой-никакой капитал, добро пожаловать на третий уровень! Теперь нужно заставить этот капитал работать на вас. С помощью грамотного инвестирования вы сможете не только сохранить свои средства от возможных катаклизмов, но и преумножить их. Изучите основы инвестирования и начните применять их на практике уже сейчас. Через несколько лет будущий вы скажете спасибо себе сегодняшнему.
Работа
Работа не зря рассматривается отдельно от экономики, хоть они и тесно связаны между собой. Основное назначение этой сферы – приносить пользу обществу. Без этого человек не сможет чувствовать себя полноценной личностью, у него будет отсутствовать главная внутренняя опора. Эволюция отсеивает бесполезных особей. Помните об этом.
Нужно постоянно прокачивать свои профессиональные навыки. Стоит ненадолго расслабиться – и вы уже отброшены далеко назад. Ставьте профессиональные цели и достигайте их, будьте амбициозны и в меру тщеславны. В награду вы получите признание ваших заслуг и высокое место в социальной иерархии.
Здоровье
Еще одна очень важная сфера – здоровье. Если здесь проблемы, то все остальное отходит на второй план. Поэтому нужно постоянно следить за своим телом, хорошо его кормить, обеспечивать физической нагрузкой, не забывать об отдыхе.
Это тот минимум, который поможет избежать проблем в будущем. Также не стоит забывать и о профилактике заболеваний и вовремя проходить плановые осмотры, выполнять предписания врачей.
Имидж
Эта сфера отвечает за внешний образ человека. От нее во многом зависит успех в других социально направленных сферах. Развивая ее, мы учимся нравиться другим, оставлять о себе благоприятное впечатление. Вопреки расхожему мнению, развивать ее можно, даже не обладая прекрасными природными данными. История знает множество примеров обаятельных и магнетических людей, обладающих некрасивыми чертами.
Прокачивать имидж нужно по нескольким фронтам:
Любовь
Прожить жизнь без любви, конечно, можно, но только что эта будет за жизнь? Пресная, без изюминки, лишенная страсти. Любовь дарит человеку вдохновение, заставляет становиться лучше и открывать новое. Но только с оговоркой, что это взаимная любовь. Несчастная роковая любовь может за короткое время привести в упадок другие сферы человека и разрушить созданное непосильным трудом.
Как можно развиваться в этой сфере? Если постоянного партнера у вас нет и давно не было, нужно учиться вызывать симпатию у противоположного пола. Пробовать, ошибаться и снова пробовать, пока не начнет получаться. На этом этапе нужно убрать фокус со своих ощущений и перенести его на других людей. Не нужно скрупулезно выбирать, кого одарить своим вниманием, а нужно постараться понравиться многим.
Когда появятся люди, испытывающие к вам романтическую симпатию, можно попытаться построить отношения с одним из них. При условии симпатии с вашей стороны, естественно. На этом этапе тоже могут быть ошибки и промахи, но все это – бесценный опыт. И шаг за шагом вы научитесь строить крепкие и глубокие любовные отношения.
Учеба
Каждый успешный и состоявшийся человек знает, что учеба не должна завершаться с окончанием университета. Без новых стимулов наш ум быстро теряет свою остроту и гибкость. Поэтому нельзя забрасывать эту сферу, ведь она дает нам очень многое.
Стоит правильно понимать, что подразумевается под словом “учеба”. Она не всегда может быть связана с профессиональной деятельностью человека. Обучаться можно чему угодно: готовке, катанию на лыжах, поклейке обоев. Все, что в какой-то степени для вас в новинку, можно использовать как плацдарм для обучения. Главное – сфокусироваться на процессе и отслеживать прогресс.
Дружба
Сфера дружбы предполагает взаимодействие с близкими по духу и по ценностям людьми. Желательно, чтобы это было деятельное и осмысленное взаимодействие, а не просто алкогольные посиделки по выходным. Для этого у вас должны быть увлечения и хобби, которые можно разделить с друзьями.
Искусство
В этой сфере проявляется творческое начало человека. У многих она заблокирована наглухо, забита прагматичным рассудком. А ведь именно через искусство мы приобщаемся к прекрасному и открываем новые грани внутри себя.
Эта сфера не требует к себе много внимания. Будет достаточно иногда погружаться в созерцание, прослушивание, чтение бессмертных произведений искусства, чтобы значительно обогатить свою жизнь.
Можно пойти дальше и самому стать творцом чего-то прекрасного. Творчество наполняет человека энергией, которую потом можно вложить в другие сферы и приумножить.
Транс
Альтруизм
Под альтруизмом понимается безвозмездная помощь другим. Чтобы делиться чем-то бесплатно – знаниями, навыками, материальными ресурсами, – нужно сначала это что-то накопить. Когда мы отдаем, не требуя ничего взамен, мы утверждаем свою сильную опекающую позицию. А также вносим вклад в общественную жизнь, частью которой сами являемся.
Диагностика состояния жизненных сфер
Теперь, когда мы рассмотрели весь перечень сфер и изучили их характеристики, вы можете самостоятельно оценить состояние каждой. Честно ответьте на следующие вопросы по каждой сфере:
Будьте предельно честны с собой. Только в этом случае у вас будет шанс улучшить свою жизнь и получить толчок к развитию. Те сферы, по которым большинство ответов положительные, у вас в порядке. А над теми, где больше двух отрицательных ответов, придется поработать.
Как достичь гармонии
В идеале у человека должны быть подключены все сферы, а 2-3 хорошо прокачаны. Тогда он будет полным энергии и сил, целеустремленным, устойчивым, уверенным в себе и практически неуязвимым для различных зависимостей.
Но чаще встречается другая картина: большая часть сфер у человека фрустрированы. Это значит, что заниматься ими нет ни желания, ни сил, и ничего, кроме скуки, они не вызывают. Зато есть одна самая любимая сфера, которой хочется посвящать все свое время. Человек может быть увлечен работой и думать о ней день и ночь. А может быть зациклен на имидже или здоровом образе жизни.
Такая ситуация – благодатная почва для разных зависимостей. Наш самоотверженный труженик может не заметить, как превратится в трудоголика. А зожник – в одержимого ипохондрика. И тогда все хорошее, что человек получал из своей любимой сферы, будет разрушено.
Еще одна опасность заключается в том, что человек очень уязвим, если имеет всего один источник радости и счастья. Что-то случится с любимой сферой и все – пиши пропало. Жизнь потеряет смысл, солнце погаснет. Многие в такой ситуации совершают самоубийство или погружаются в глубокую депрессию.
Чтобы этого избежать, нужно планомерно заниматься всеми сферами и ресурсами и не зацикливаться на одной. Даже если поначалу вам кажется это неинтересным и скучным. Вот увидите: пройдет немного времени, и вы втянетесь в процесс. То, что казалось утомительным или энергозатратным, начнет приносить удовольствие.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое жизненные сферы, какими они бывают, как их развивать и прокачивать. Помните: очень важно сохранять баланс между ними, не обделяя вниманием ни одну.
Советую вам прочитать статью про то, что такое жизненная стратегия. В ней затронуты схожие вопросы.
Расскажите, какие сферы у вас развиты, а какие заброшены. Подумаем вместе, как привести их в гармонию.
Как найти своё хобби и зачем оно нужно
Разбираемся, как любимое дело помогает развивать мозг
Каждый человек объясняет себе важность хобби по-разному: для кого-то это способ отвлечься, для кого-то это способ борьбы со стрессом, для кого-то хобби становится смыслом жизни. А что если посмотреть на любимое дело с точки зрения науки? Об этом — в нашем новом материале.
Что такое хобби и почему важно его иметь
Любое хобби — это занятие, отличное от наших повседневных рутинных дел, к которым привык наш мозг. Наш мозг очень любит оптимизировать и автоматизировать то, с чем он работает каждый день, любое новое занятие на него воздействует как импульс взбодриться. Молодость и эффективность нашего мозга зависит от нейропластичности — его способности создавать новые нейронные связи. Выстроить связи помогают непривычные занятия, так как в это время мозг активно включается в работу.
Хобби помогает переключить и перенастроить мозг: работая длительное время, мы перестаём находить оптимальные решения и начинаем упускать возможности. Чтобы преодолеть это состояние, необходимо заняться чем-то абсолютно другим — мозг, увлечённо работая над совершенно новой задачей, спустя время находит решение и для задачи, которая казалась тупиком.
С точки зрения психологической науки, одна из базовых потребностей личности, без которой она не может быть счастливой, — потребность в признании и самореализации. Человек, увлечённый каким-либо хобби, находит новый круг общения, где он будет ценен, а также может получить признание своих талантов. Позитивное подкрепление успеха даёт нам импульс стремиться к большему.
Как найти хобби по душе
Чтобы найти хобби по душе, очень важно прислушаться к себе, к своим желаниям, внимательно понаблюдать за своими мыслями и действиями. У каждого из нас есть что-то, что приносит нам радость и от чего мы чувствуем себя лучше.
Первое, с чего стоит начать, чтобы определиться с направлением, — пройти психологический тест на выявление темперамента по И. П. Павлову. Упрощённый вариант определит, какой у вас темперамент, и поможет лучше понять, в какую сферу вам двигаться.
Если у вас слабый и неуравновешенный психотип нервной деятельности, вам лучше подойдут творческие хобби; если вы сильный и эмоциональный психотип, возможно, вам стоит рассмотреть деятельность социальной направленности (театр или танцы). Спортивные хобби подойдут сильному неуравновешенному психотипу.
Результат теста не даст точного ответа, поэтому рекомендуется завести блокнот, в котором вы целую неделю (тут нужно постараться организовать себя) будете записывать мгновения, которые вас порадовали, принесли вам уверенность и любые другие позитивные эмоции. По итогам недели проанализируйте свои ответы и разделите их на группы: физическая активность, творчество и кулинария, общение с людьми, общение с природой, общение с техникой, общение с миром слов и музыки. Постарайтесь двигаться в сфере, где вы наберёте большее число позитивных откликов.
Где найти хобби: подборка ресурсов
Когда вы определите, какая сфера для вас предпочтительна, необходимо найти то самое хобби, которое вам подойдёт. Собрали несколько ресурсов, где можно найти занятие по душе.
1. Мир Хобби
Хобби удачно каталогизированы в справочнике. Вы сразу можете смотреть те, которые вам подходят по типу характера и по типу ваших стремлений и увлечений. После первичного отбора, настоятельно рекомендую найти видео на ютьюбе по выбранному направлению — вы удивитесь, сколько роликов уже снято людьми, которые этим интересуется. Если после просмотра появилось чувство окрыления — нужно обязательно пробовать.
2. На официальных сайтах департамента или управления образования вашего города.
Там можно найти информацию о муниципальных учреждениях дополнительного образования, а частные центры без труда можно найти, открыв карту города.
3. Можно найти удалённые занятия, мастер-классы и курсы.
Например, на сайте «Фоксфорда» есть много курсов по разным направлениям для подростков, а на «Нетологии» — для взрослых. Не спешите покупать сразу курс или абонемент занятий: сначала возьмите пробные занятия или поучаствуйте в мастер-классе, также многие центры устраивают дни открытых дверей, где можно бесплатно поучаствовать в различных уроках.
Советы по выбору вида хобби
Все хобби условно можно подразделить на две большие группы: активные и пассивные. Активные хобби, как правило, включают те, что требуют от нас выйти на улицу: это хобби, связанные с движением. Условно их можно разделить ещё на несколько групп.
🐎 Спортивные: езда на велосипеде, хайкинг, спортивные командные игры, йога, кроссфит — всё то, что так или иначе связано со спортом. Такие хобби помогают нашему мозгу активно насыщаться кислородом, развивают ловкость, координацию, уверенность в своём теле.
🌏 Хобби, связанные со взаимодействием с окружающей средой: рыбалка, ботаника, собирательство грибов, походы, альпинизм, путешествия, археология, садоводство. Такие увлечения расширяют наш кругозор, развивают внимательность, эмпатию к окружающему нас миру, каждое такое занятие несёт в себе множество новых открытий вокруг, а значит, обеспечат активную работу мозга.
🎭 Игровые и социальные — сюда можно отнести хобби, связанные с театральной деятельностью: историческая реконструкция, танцы, пение, дискуссионные клубы, стендап — эти хобби помогут развить уверенность в себе, приобрести навык публичных выступлений, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.
Пассивные хобби — это спокойные виды деятельности, которые зачастую не требуют выхода на улицу, ими можно заниматься дома. В них также можно выделить несколько групп:
🧵 Рукоделие — сюда отнесём все виды хобби, связанные с ручным трудом, создание предметов быта и обихода: вязание, шитьё, вышивка, плотничество, выжигание, кулинария. Такие хобби развивают мелкую моторику, художественный вкус, они отлично помогают преодолеть стресс, если ваша деятельность связана с высокой активностью.
🧩 Технические виды деятельности — радиолюбительство, конструирование, робототехника, моделизм, пазлы. Такие виды хобби развивают логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, дают навык работы с электрическим инструментом микросхемами, дают знания о том, как устроен электронный мир вокруг нас.
🎨 Художественные — рисование, лепка, скульптурирование, оригами, фотография. Такие виды деятельности отлично помогут развить художественный вкус, эмоциональный интеллект, понимание о цвете, форме, пространственное мышление.
📚 Компьютерное творчество и книги — сюда можно отнести программирование, мультипликацию, блогинг, поэзию, чтение книг. Такие хобби позволяют развивать наши коммуникативные навыки, воображение.
Как найти хобби, если ничего не интересно
При выборе хобби следует прежде всего опираться на свои эмоции. Если при мысли об этом занятии в вашей душе разгорается радостное нетерпение, а в глазах прыгают искорки — надо пробовать. Если вы не слишком эмоциональный человек, попробуйте использовать метод от противного — отбросьте варианты, которые вам точно не нравятся. Вторым важным фактором для выбора хобби должно стать то, что выбранная вами деятельность должна быть новой для вас, то есть давать нашему мозгу совершенно незнакомые задачи.
Можно ли совместить хобби и работу
«Найдите себе дело по душе, и вам не придётся работать ни дня в своей жизни», — эту цитату часто приводят, говоря об успехе человека и цели в жизни. Здорово, когда хобби становится важной частью жизни и начинает приносить доход, однако в любом деле в определённый момент встречается элемент рутины, и вот любимое дело уже не радует так, как раньше.
Плюсы
Минусы
Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться