сфинкс грифон жертвенник какая связь
Древние стражи: грифон и сфинкс
Богатство античной мифологии сюжетами и мастерство древних ремесленников дали миру огромное количество разнообразных шедевров древнегреческого искусства, от которых трудно оторвать взгляд. В скульптуре, вазописи, на монетах и геммах можно увидеть сцены мифов и легенд, причудливых существ и героев. Собрание Исторического музея включает множество памятников древности, среди которых можно увидеть предметы с изображением необычного животного, имеющего тело льва, голову с острым клювом и крылья птицы. Подобные существа называются грифонами. Хотя наиболее широкое распространение грифоны получили в греческом искусстве, их изображения известны во многих культурах древнего мира.
Доподлинно неизвестно происхождение греческого грифона, но впервые о чудовище упоминает древнегреческий поэт Гесиод ещё в VIII в. до н.э. В своей работе «Земледельческая поэма» автор сообщает о хищных грифонах, что обитают у Рифейских гор. Неудивительно, если вы не можете вспомнить такое место на карте. Дело в том, что «Рифейскими горами» античные авторы называют некие возвышенности, где берут начало реки Скифии и где жил Борей – северный ветер. Время, когда Гесиод написал свой труд, совпадает со временем расселения скифов на территории Северного Причерноморья и началом греческой колонизации. Несмотря на то что в Северном Причерноморье греческие полисы появляются примерно в VII в. до н.э., знали об этой области давно. Так, в сознании греков грифоны жили ещё дальше на севере, в «далёкой северной стране», где не ступала нога человека (бытует мнение, что Рифейские горы — это Валдайская возвышенность).
О грифонах сообщает и известный античный историк Геродот. Он также свидетельствует, что грифоны обитают далеко на севере, где охраняют золото и ведут за него борьбу с мифическим народом одноглазых аримаспов. Грифонов он называет опасными воинственными существами с когтями и клювами. Они идеальные стражи, которых не избежать и не обойти.
Пелика краснофигурная с изображением двух грифонов, терзающих лань. Середина IV в. до н.э.
Грифоны являются священными животными в античной мифологии. В широком смысле они связаны с культами двух богов – Аполлона и Диониса. На Боспоре они, по–видимому, приобрели популярность, проникнув в регион вместе с культами этих божеств. Многие колонии Северного Причерноморья были основаны выходцами из Ионии, именно там получили распространение монеты с изображением грифона. Грифон встречается также и на других памятниках искусства региона. В Северном Причерноморье многие его изображения выполнены в так называемом зверином стиле, а значит, грифон приобрел заметную популярность в скифской культуре, вследствие контактов кочевников с древними греками.
Геродот приводит историю о царе скифов Скиле. Скил возвёл в Ольвии дворец в честь бога виноделия Диониса и украсил его изображениями грифонов и сфинксов из белого мрамора, который являлся дорогим материалом. Легенда о Скиле интересна нам по той причине, что мы видим сходство грифона и сфинкса в их связи с Дионисом. Это не единственный случай, когда грифон и сфинкс упоминаются вместе. От древнегреческого писателя II в. Павсания мы знаем, что на шлеме статуи Афины работы великого скульптора Фидия (V в. до н.э.) в центре был размещен сфинкс, а грифоны по бокам. Шлем с этими элементами не раз фигурировал на изображениях богини. Дополнительные украшения одежд Афины обычно выполняли функции оберегов, самый известный из которых эгида (накидка из козьей шкуры) и изображение Горгоны, отпугивающее всякое зло. Таким образом, изображения грифона и сфинкса должны были выполнять ту же роль. Ранее мы уже установили, что грифоны были грозными стражами, их защитная функция не оставляет сомнения. Но кто же такой греческий сфинкс и чем он отличается от египетского?
Лекиф краснофигурный с изображением сфинкса. Последняя треть V – начало IV вв. до н.э.
Изображения в античной вазописи часто воспроизводили сюжеты известных греческих мифов и легенд. Среди богатого собрания Исторического музея обращает на себя внимание чёрный лаковый сосуд — лекиф, украшенный краснофигурным изображением крылатой женщины с туловищем льва. Это тот самый мистический Сфинкс, или Сфинга. Бескрылый сфинкс — один из знаковых персонажей древнеегипетского искусства, но не меньшую популярность он приобрел и в античности.
Египет. Пирамиды и Большой сфинкс в Гизе. Фотоателье «Robertson&Berto», конец 1850– х– 1860– е гг.
Древние греки, по–видимому, позаимствовали диковинное чудовище, внеся новые черты в иконографию и окружив его иными фактами биографии. В древнегреческой традиции сфинкс является существом женского пола с телом льва и крыльями орла. Согласно наиболее распространённой версии, одним из порождений (наравне с Цербером и Гидрой) чудовищного великана Тифона, когда-то бросившего вызов самому Зевсу, и его жены змеедевы Ехидны. Более всего греческий сфинкс известен из трагедии Софокла «Царь Эдип». По сюжету будущий фиванский царь сталкивается с чудовищем, которое умерщвляло всех случайных путников, после того как они не могли разгадать её загадку:
«Кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время».
Ответ, как мы помним, — человек в разном возрасте. До Эдипа сфинкс считалась непобедимым существом, а её изображения выполняли роль сильного оберега от зла.
Подвеска фигурная плоско– выпуклая в виде сфинкса. IV– III вв. до н.э. Бляшка нашивная: сидящий грифон в профиль. Около 350 г. до н.э.
Большинство известных нам изделий с изображениями грифонов и сфинксов являлись частью погребального инвентаря, грифонов мы видим и в качестве украшений на саркофагах. Дело в том, что грифоны не только хранили покой погребённого и его последнее пристанище, но и, будучи частью культа Диониса, олицетворяли непрерывный цикл жизни и смерти. Если считать, что грифон делил свои функции со сфинксом, то изображения дев с львиным телом возможно объяснить той же идеей.
Таким образом, два мифических существа разного происхождения в сознании жителей городов Северного Причерноморья приобрели определённое сходство в своих функциях защитников и спутников как при жизни, так в вечном покое. Будучи священными животными популярных богов, они стали широко известны по всей античной Ойкумене.
Автор — Черненко Виктория Геннадьевна, экскурсовод I категории экскурсионно–методического отдела
Литература:
Выставки:
Античная вазопись из собрания Государственного исторического музея. Ярославль. 23.01.2019-01.07.2019
Загадка петербургских сфинксов
Сфинксы, стоящие на Университетской набережной, до приезда в Петербург стояли во дворе заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах, на западном берегу Нила.
В греческой мифологии сфинкс считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Это чудовище с телом льва, крыльями птицы и женской головой. В Греции сфинкс был женского рода. Она была подослана к Фивам Герой в наказание за преступление фиванского царя Лая. Подстерегая путников, Сфинкс задавала им загадку и убивала всех, кто не мог ответить.
В Греции сфинкс был женского рода
Загадка была такая: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип разгадал загадку Сфинкса, и она бросилась с вершины горы в пропасть. Ответ прост: это человек, который в детстве ползает, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
Некоторые исследователи считали, что греки заимствовали сфинксов у египтян. Если это и так, то египетское слово для обозначения этого мистического существа нам неизвестно. Средневековые арабы именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, – «отцом ужаса».
Внешний облик сфинксов
На головах сфинксов – царские платки-клафты с уреями и высокие короны «па-схемти»; к подбородкам «привязаны» ритуальные бородки, их спины и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани. На груди и плечах каждого сфинкса – широкое ожерелье усех с прорезанными «бусинами». Массивный хвост загнут вокруг правого бедра каждого памятника. На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.
При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал
Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона. При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. Петербургские сфинксы по праву могут считаться одними из лучших изображений Аменхотепа III. Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.
История
Сфинксы “родились” в бурные и судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта. Сын Аменхотепа III — Аменхотеп IV бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”). Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца.
Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819-1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности.
Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.
В своем письме брату 20 июня 1829 года, он писал:
«Эти два колосса были некогда частью огромного сооружения, остатки которого все еще выступают там и тут из нильского ила… Это место открыто исследованиями, отчасти подземными, которые велись беспорядочно, без плана; поблизости найдено более 40 львиноголовых статуй, выполненных из серого гранита, более или менее поврежденных, другие скульптурные фрагменты. Это самая настоящая каменоломня статуй, в которой по какому-то непредвиденному случаю, они были собраны, словно в священном подвале, в ожидании нового появления на свет всего этого исчезнувшего великолепия. Среди этого дебриса еще и сегодня виден сфинкс из розового гранита, около 20 ступней в длину, прекрасной сохранности и самой прекрасной работы; этот сфинкс, который только что найден для того, чтобы пойти на продажу: бесспорно, это самый нетронутый памятник из всех подобных ему, существующих сегодня».
Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.
Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву. После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их.
Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, однако с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.
После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль.
В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год сфинксы прибыли в Санкт-Петербург.
Сфинксы «не хотели» покидать родину. Во время погрузки один из них рухнул на палубу из-за вышедшей из строя подъемной машины: «веревка, охватывающая его голову, сдвинулась при внезапном толчке и содрала с правой стороны его чепчика три маленьких куска гранита, которые были аккуратно собраны в кассетку, переданную на хранение капитану.
Водворение второго сфинкса обошлось без приключений, как и помещение обеих громоздких корон сфинксов (упали ли они с голов их, или же были, ради удобства нагрузки, сняты, остается неясным) и куска красного гранита, купленного с целью починить кое-какие повреждения на коронах». К сожалению, сегодня неизвестно место нахождения отщепов от клафта на голове одного из сфинксов, который так никогда и не был отреставрирован.
Сложно определить и то, какая из корон была в итоге отреставрирована с помощью запасенного куска камня; думается, корона восточного сфинкса, состоящая из нескольких кусков камня и не отличающаяся превосходной степенью полировки, в отличие от самих памятников, может быть частично дополненной при установке сфинксов на их настоящее место в Петербурге.
В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния.
Между сфинксами предлагали установить колоссальную статую Осириса
В 1843 году на самом постаменте была сделана надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезен в град Петров в 1832 году».
Первая работа, посвященная сфинксам и их истории, была выпущена академиком В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года».
В. В. Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.
К.Гефтлер. Сфинксы на набережной Невы.
Тайны сфинксов
Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.
Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.
По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».
Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.
Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» называют пророчеством о переезде в новую империю
Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.
Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.
Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».
Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.
Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.
Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.
После смерти фараона его имя прокляли на века
После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»
Материалы по теме
А вот ещё:
На протяжении нескольких столетий византийцы обладали секретным оружием: легковоспламеняющейся жидкостью, которую нельзя было погасить водой.
Сифон с греческим огнём на передвижной осадной башне. Источник: Wikimedia Commons
Возможно, Каллиникос изобрёл и устройство для метания огня, названное сифон, или сифонофор. Эти медные трубы, раскрашенные под драконов устанавливали на высоких палубах дромонов. Под действием сжатого воздуха от кузнечных мехов они с жутким рёвом выбрасывали струю огня во вражеские корабли. Дальнобойность этих огнемётов не превышала тридцати метров, но зато в течение нескольких веков суда противников опасались близко подходить к византийским линкорам. Обращение с греческим огнём требовало чрезвычайной осторожности. В летописях упоминаются множество случаев, когда сами византийцы гибли в неугасимом пламени из-за разбившихся сосудов с секретной смесью.
Ничего удивительного, что тайна изготовления греческого огня строжайше охранялась византийскими императорами. Лев VI Философ приказал изготавливать смесь только в тайных лабораториях под усиленной стражей. Константин VII Багрянородный писал в наставлениях своему наследнику: «Ты должен более всего заботиться о греческом огне… и если кто осмелится просить его у тебя, как просили часто у нас самих, то отвергай эти просьбы и отвечай, что огонь открыт был Ангелом Константину, первому императору христиан. Великий император, в предостережение для своих наследников, приказал вырезать в храме на престоле проклятие на того, кто осмелится передать это открытие чужеземцам…»
Гранаты с греческим огнём. Источник: Wikimedia Commons
Страшные байки не могли заставить конкурентов Византии прекратить попытки открыть тайну. В 1193 году араб Саладан писал: «Греческий огонь — это «керосин» (петролеум), сера, смола и деготь». Рецепт алхимика Винцетиуса (13-й век) более подробен и экзотичен: «Чтобы получить греческий огонь, нужно взять равное количество расплавленной серы, дёгтя, одну четвёртую часть опопанакса (растительный сок) и голубиного помёта; всё это, хорошо засушенное, растворить в скипидаре или серной кислоте, после чего поместить в прочный закрытый стеклянный сосуд и подогревать в течение пятнадцати дней в печи. После этого содержимое сосуда перегонять наподобие винного спирта и хранить в готовом виде».
Жуан де Жуанвиль. Источник: Pinterest
Интерес к самовоспламеняющемуся составу не утратили только учёные. В поисках рецепта они внимательно штудировали византийские летописи. Была обнаружена запись, сделанная принцессой Анной Комниной, гласившая, что в состав огня входят всего лишь сера, смола и древесный сок. Судя по всему, несмотря на благородное происхождение, Анна не была посвящена в государственную тайну, и её рецепт мало что дал учёным. В январе 1759 года французский химик и артиллерийский комиссар Андре Дюпре объявил, что после долгих исследований он раскрыл секрет греческого огня. В Гавре, при огромном стечении народа и в присутствии короля, были произведены испытания.
Были и мифы Петербурга
Египетский Петербург
сфинксы…грифоны…мантикоры…львы…
В архитектуре Петербурга «Египетский стиль» является одним из загадочных атрибутов города на Неве.
Многие памятные места в Петербурге украшают скульптурные изваяния сфинксов и грифонов, изваяния с ликом человека и туловищем льва.
Это сфинксы у Академии художеств, на Египетском мосту, у дворца Строгановых, у …
Но всё по порядку.
Сфинксы у Академии художеств
Сфинксы на Университетской набережной напротив Академии художеств стали одним из символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством.
Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхатепа 3, умершего три с половиной тысячи лет назад.
Название «Северные Фивы» или «Северный Мемфис», подходит Петербургу не меньше, чем «Северная Пальмира» или «Северная Венеция»
Сфинкс – чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы.
Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта.
Древнейшие египтяне верили, что рожденный их фантазией каменный сфинкс настолько наделен умом и силой и он настолько могущественен, что его боятся злые демоны. Поэтому устанавливали каменные изваяния у входа в храм или дворец фараона, считая их надежными стражами от злых духов.
Потом сфинксам стали приписывать силу и могущество богов.
Когда же фараоны обрели невиданную власть и могущество, сфинксов начали изображать с головой фараонов, с атрибутами царской власти, олицетворением нечеловеческой мощи.
В античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва или крылатым львом с головой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями.
Мантикора-сфинкс женского рода. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза, голос, подобный звучанию свирели, три ряда зубов во рту, на хвосте ядовитое скорпионье жало. Фантастические существа!
Сфинкс – это символ тайны и загадки, которую необходимо разгадать.
Два гранитных сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта — Фив, были куплены дипломатом А.Н.Муравьевым, помещены в специальные клетки и целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая Надежда».
Установлены на Университетской набережной в 1834 году.
Сфинксы, которые украшают Университетскую набережную перед зданием Академии художеств из древних Фив.
На пьедестале высечена надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте привезен в град Святого Петра в 1832 году».
Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры — покровительницы и защитницы фараонов.
Какое высокое мастерство и огромный труд безвестных египетских каменотесов.
На статуях много иероглифов.
Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году русский египтолог В.В.Струве.
Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, «Небмара». Сын Ра, «Аменхотеп, властитель Фив», любимец Амона Ра». Надпись перед лапами: «Да живет благой бог, «Небмара, отпрыск Ра». Сын Ра, «Аменхотеп властитель Фив», любимец Амона Ра».
Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума,
Легенда молвит, что в течение дня у сфинксов на Университетской набережной меняется выражение лица. Утром оно кажется спокойным и умиротворенным, оставаясь безмятежным до полудня, но к вечеру лик древнего изваяния меняется и становится зловещим и угрожающим. Некоторые жители города специально ходят к сфинксам перед заходом солнца, чтобы уловить момент, в который лицо истукана начинает меняться.
Однако считается, что этого зрелища лучше избегать, особенно если дело касается впечатлительных натур: увидевшие, как лицо сфинкса меняет свое выражение, могут сойти с ума.
Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: эта набережная — очень приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.
Единственное огорчение — наедине со сфинксами побыть не всегда удается. Спуск к воде обычно заполнен людьми,
Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы.
У сфинксов на спуске, ближе к воде, установлены две скульптуры крылатых львов – грифонов.
Много грифонов на фасадах зданий.
Особенно на тех домах, в которых расположены банки.
Грифоны охраняют их сокровища.
Грифоны на Банковском мосту
В 1826 году Банковский мост (канал Грибоедова) был украшен четырьмя фигурами грифонов.
Банковский мост — один из трёх висячих мостов, сохранившихся до настоящего времени в Петербурге и Банковский мост один из самых узких мостов в городе. При длине 25.2 метра его ширина всего 1.8 метра.
Скульптуры фантастических существ выполнены скульптором П.П. Соколовым Грифоны с огромными позолоченными крыльями и фонарями над головой не только украшают мост, но и скрывают конструкции, закрепляющие цепи.
Это застывшие в камне стражи Ассигнационного банка, расположенного рядом,в котором ныне размещается Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ).
Великолепный пешеходный мостик, как будто взятый из древней египетской сказки, богатой цветами, где чёрное становится белым, а белое золотом становится.
В ходе реставрации в 2008 году в полых скульптурах грифонов обнаружили клад, большое количество монет и записок с заветными желаниями людей, так для горожан мост стал символом их исполнения.
Грифоны, помогут и Вам решить денежные проблемы. Необходимо лишь поцеловать златокрылого полу-льва полу-орла чуть выше хвоста или положить монетку на одну из его лап.
ЛЕГЕНДЫ О БАШНЕ ГРИФОНОВ
Башня грифонов в Петербурге – романтичное и удивительное место, одно из необычных и загадочных достопримечательностей.
Уникальность его состоит в неразгаданности, что придает этой башне мистический ореол и таинственность.
Это сильнейшее место СИЛЫ.
У башни такая сильная энергетика, говорят люди, что когда поворачиваешь с 7 линии Васильевского острова, чувствуется некое тепло у ног.
«Ах, обмануть меня несложно, Я сам обманываться рад…»
Возведено здание в 1730 годах и существует несколько мифов появления башни во дворе.
По легенде: доктор Пель, проживавший в этом же квартале на 7 линии, занимался аптечным делом. В свободное время в башне доктор разводил грифонов, которых он будто бы сделал видимыми для людей, но не для всех.
Грифоны – это мифические существа, которые летают и наводят страх на людей. В полночь грифоны слетаются в свое гнездо в башне и их отражения видны в окнах соседних домов, а жители слышат шум их огромных крыльев.
Самая правдоподобная версия состоит в том, что во дворе дома доктора Пеля была построена химическая лаборатория, в которой вечером он ставил опыты и занимался алхимией. Для этой лаборатории и была построена эта таинственная труба. А грозные и верные птицы-животные охраняют тайны лаборатории Пеля от людей, которые могут навредить человечеству, узнав его секреты.
Говорят, что в своей лаборатории доктор Пель создал вещество, позволяющее получать из ртути золото. Также он нашел формулу счастья и исполнения желаний, которую тщательно охраняют эти мистические существа.
Существует легенда, что у людей, поселившихся в квартале аптекарей, резко менялась жизнь. Кто-то неожиданно богател, у кого-то пошла вверх карьера, а кто-то удачно обрел семью.
Башню грифонов также называют «Цифровой» или «Башней оптимиста».
Говорят, что цифры на необычной трубе меняются и в определенный момент они выстраиваются в код счастья. У того, кто будет в этот момент в этом дворе, загаданное желание обязательно исполнится. Здесь можно загадывать желания только относительно себя и кто пришел сюда со злыми намерениями, обязательно об этом пожалеет.
В аптеку Пеля можно зайти (аптека №13 вход с 7 линии, наполовину музей).
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! – Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
А.С.Пушкин.
Мне, как химику, интересно сопоставить данные о Менделееве с информацией о том, что он любил бывать у Пеля.
У некоторых родилась интересная версия!
Посмотрите на фотографию памятника Д.И.Менделеева на фоне периодической системы. Не напоминает ли периодическая система кирпичики с цифрами в кладке Башни грифонов.
Египетский мост через реку Фонтанку охраняют четыре мантикоры-сфинкса.
Статуи заняли низкие гранитные тумбы практически на уровне воды. Однажды, можно сказать даже плыли по реке во время наводнения 1975 г., когда постаменты скрылись под волнами.
Девы-львы на Фонтанке выглядят экзотично.
Лица их обращены не к воде, а к Лермонтовскому проспекту
У них тоже есть родственники – установлены на набережной у Каменноостровского моста, метро «Черная речка».
Сфинксы у Строгановского дворца
У дверей парадного входа огромного дворца графов Строгановых на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита.
Облик сфинксов женский. Невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд.
Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо.
Это были первые по времени сфинксы, появившиеся в Петербурге. Произведения неизвестного русского скульптора конца 18 века.
Сфинксы у дачи А.А.Безбородко
Еще две пары гранитных изваяний украсили дачу А.А.Безбородко.
Сфинксы и львы на пристани у дачи Безбородко
Сфинксы во дворе Горного института
Совершенно оригинальные сфинксы находятся в Горном институте. Во дворе института – старинный сад и в глубине аллеи две мантикоры-сфинкса.
Статуи невелики. Выразительны и благородны их лица.
Здание горного института было построено по проекту А.Н.Воронихина в 1806-1811 годах.
По проекту Воронихина сооружен фонтан-грот на склоне Пулковской высоты. А в 1809году – три фонтана архитектора Томона, сохраняются до настоящего времени. На высоком парапете покоятся по две пары гранитных сфинксов.
Фонтаны служат украшением дороги.
Именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой, а у фонтана Томона – кучера поили лошадей.
Самый маленький сфинкс
Самого маленького сфинкса вероятно не видело подавляющее большинство горожан. Он с 1832 года живет у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы. Он крохотный, сидит на шлеме богини Афины, которая находится на главном фасаде здания Публичной библиотеки.
А этот сфинкс смотрит на Неву из эрмитажной коллекции в окно:
Ши-цза на Петровской набережной
Короткая дорога от метро «Горьковская» до китайских диковин на Петровской набережной – напротив деревянного первого домика Петра1.
У спуска к воде в 1907 году установили китайских сфинксов.
Это условные сфинксы.
Слово «ши-цза» в переводе означает «львы», но загадочные львы совсем не похожи на многочисленных петербургских львов.
Ши-цза называют львами-лягушками и львами-собаками. На реальных животных они не похожи.
По экзотичности и художественному совершенству не уступают древнегреческим.
Ши-цза также стражи у реки.
Ши-цза, как и сфинксы охраняли дворцы и царские гробницы, олицетворяют божественную власть.
Ши-цза напоминают китайских болонок-пекинесов. Пекинесов выводили специально, чтобы у ног императора сидел маленький лев.
Ши-цза подарил Петербургу приамурский генерал-губернатор Гродеков, получивший маньчжурских львов в дар от китайцев в городе Гирине (Цзилинь).
В отличие от большинства парных изваяний, ши-цза разнополые: левая женская — у нее под лапой детеныш, правый мужского пола — у него жемчужина, символ божественного света и исполнения желаний.
Трехметровые изваяния на высоких постаментах выглядят монументально.
С этого места открывается, возможно, лучший вид на Летний сад и линию набережных на другом берегу Невы.
Египетские ворота. Царское село. Пушкин.
Египетские ворота являются парадным въездом в Царское село со стороны Петербурга.
Построены в 1827-1830гг.
Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны массивными карнизами.
Карнизы украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами.
Плоскости стен облицованы плитами с рельефными иероглифическими изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян
Помещения освещаются небольшими окнами.
Памятник А.С.Пушкину у Египетских ворот
При одном взгляде на него возникают ассоциации с гробницами фараонов, загадочными пирамидами, сфинксами, мифами и легендами древнего мира.
Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста в Царском Селе.
Пирамида построена в 1770—1771 архитектором В. И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II.
В 1782г. она была разобрана и отстроена заново в 1783 году архитектором Ч. Камероном. Пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и ваз.
Любовь петербуржцев ко львам стала известна на всю страну после выхода фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Герои фильма «уничтожили» огромное число скульптур.
Действительно, львов в городе много, очень много.
Львы появлялись в городе в разное время, независимо от времени и правителей. В Петербурге есть множество львов-близнецов, есть львы, привезенные из Италии, Монголии, местные «аборигены».
Среди множества львов Петербурга, коих насчитывается более тысячи, еще одна пара является поистине произведением искусства. Это львы, охраняющие здание Государственного Русского музея ( Михайловского дворец) на площади Искусств.
Львы перед зданием Русского музея и перед Елагиным дворцом — «близнецы», так как обе пары появились почти одновременно. Они были отлиты на одном и том же заводе по одной модели —бронзовым львам петергофского Львиного каскада.
Здесь же и уникальная львиная «семья» — львы на даче Безбородко (Свердловская набережная): рядом стоят 29 статуй!
Лев на высоте 30 метров.
Чтобы познакомиться с ним, надо подойти к Исаакиевскому собору и присмотреться к скульптурам евангелистов. Они венчают собою фронтоны колонных портиков храма. Даже не поднимаясь на крышу собора, видно, что один из апостолов, Марк, изображен со львом. Этот лев, с пышной гривой и широко раскрытой пастью, взобравшись на фронтон западного портика собора, оказался выше всех своих многочисленных братьев, разбросанных по городу.
Львы на Литейном проспекте
Петербург – лидер по количеству побратимов среди городов мира.
В 1988 году к их числу присоединился китайский Шанхай.
К 300-летию Санкт-Петербурга и 15 летию дружбы он преподнес городу подарок – «Сад дружбы», уменьшенную копию шанхайского Ю Юань, что в переводе означает «Сад радости».
При входе в парк установлены два каменных льва в азиатском стиле, напоминающих китайских ши-цзы, «львов-лягушек», охраняющих входы во дворцы и на кладбища. Тема национальных мифологических животных продолжается на стене с керамическими драконами. Девять разукрашенных змеев почитаются святыми существами в Поднебесной, и отношение к ним там самое трепетное, несмотря на зачастую грозный вид.
Львы на набережных:
Львы на набережной Макарова
Самый печальный лев Петербурга.
Детали фасадов зданий
У львов разное настроение.
Осталось много непоказанного. Но… я Вас утомила.