сформировать речевую компетенцию позволяет какой подход
Специфика преподавания английского языка с учетом ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Специфика преподавания английского языка с учетом ФГОС
Закон об образовании определяет право образовательной организации выбирать список учебников из действующих Федеральных перечней в соответствии со своей образовательной программой и учебным планом.
Требования ФГОС определяют основные подходы к преподаванию английского языка :
Второй подход – личностно-ориентированный – определяет индивидуализацию преподавания в отношении каждого обучающегося. Здесь необходимо учитывать и возможности учащегося, и потребности, а главное ориентировать его на практическое использование навыков в своей будущей деятельности.
Коммуникативно-когнитивный подход является третьим в списке требований ФГОС. Он формирует психо-лингвистическую основу обучения иностранному языку. Коммуникативный подход, в частности, ориентирует учащегося на приобретение опыта, необходимого для формирования компетенций, отражающих лингвистические, дискурсивные и социокультурные возможности. Когнитивный подход, в свою очередь, определяет формирование представлений о системе языка. Соединение этих двух подходов ведет к более целостному усвоению иностранного языка.
Четвертый – компетентностный подход – подразумевает овладение новыми компетенциями. Именно изучение иностранного языка позволит обучающемуся в процессе приобретения навыков по предмету, сформировать коммуникативную компетенцию.
Например, процесс формирования речевых компетенций предполагает развитие разных видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать.
Формирование языковой компетенции предполагает формирование навыков использования языковых материалов по фонетике, орфографии, лексике и грамматике.
Освоение социокультурных, компенсаторных и учебно-познавательных компетенций приведет к сформированности общеучебных и универсальных навыков.
Таким образом, именно процесс изучения иностранного языка поможет учащимся развить мотивацию к самостоятельному поиску новых знаний в процессе дальнейшего изучения языков.
Изучение иностранных языков также может способствовать приобретению навыков социального взаимодействия, которые делают возможным сотрудничество и совместное решение проблем, и могут помочь сформировать общекультурные компетенции.
Помимо основных подходов, ФГОС определяет четыре вида универсальных учебных действия (УУД) : личностное, регулятивное, познавательное и коммуникативное, которые могут быть реализованы в процессе преподавания иностранного языка.
Личностные УУД – это самоопределение смысла образования для каждого учащегося. Нравственная мотивация предполагает умение учащимися делать выбор и отвечать за этот выбор в сфере его индивидуального развития. И дает возможность ребенку освоить важные социальные роли – гражданина, учащегося, товарища и т.д.
Регулятивные УУД предполагают формирование навыков организации своей деятельности, умения определять цели, прогнозировать результаты и проводить оценку результатов своих действий.
Познавательные УУД позволяют сформировать навыки работы с информацией: самостоятельно определять формы и способы познания нового в окружающем мире, организовывать процесс поиска, исследования, систематизации, обобщения и использования полученной информации.
Итак, совокупность универсальных учебных действий очень важна при изучении иностранного языка, однако есть несколько объективных сложностей, которые нужно учитывать.
Во-первых, невозможность обеспечить естественную языковую среду.
Во-вторых, большая наполняемость групп в классе.
В-третьих, на «говорение» отводится очень небольшое количество времени на уроках. При правильной организации времени по обучению иностранному языку 50% времени должно быть отведено «говорению», 35% времени должно быть отведено чтению, остальные 15% –письменной речи.
Таким образом, даже если на говорение отводится 50% (22,5 мин) времени на уроке, а в группе в среднем 15 человек, то на одного человека приходится 1,5 мин «говорения», что очень мало. Успеха в преподавании иностранного языка можно добиться только в случае, если учащийся будет уметь организовывать свою деятельность на уроке и правильно организовывать свою работу дома.
Однако эти сложности можно частично преодолеть при правильной методике преподавания иностранного языка.
Во-первых, поскольку язык – это явление постоянно изменяющееся, что-то устаревает, что-то появляется новое, появляются новая лексика, изменяется начертание транскрипционных символов, то программы и дидактические средства должны отражать эти изменения. Например, должны учитываться аутентичные разговорные клише.
Во-вторых, в выборе конкретной методики преподаватель должен выбрать те, которые способствуют коммуникации в реальных ситуациях общения. То есть если в прошлых программах делался упор на обсуждение и высказывание по определенной теме, то теперь нужно делать упор на обыгрывании реальных ситуаций. Такой метод эффективен для реализации образования в плане умения применять полученные знания в разных жизненных ситуациях.
Например, учащиеся обсуждают комнату одного из собеседников. Ученик задает вопросы и, исходя из ответов, рисует план комнаты и расположение мебели в ней. А далее можно сравнить насколько план соответствует действительности. То есть насколько понятно и правильно были заданы вопросы, насколько правильно даны ответы, как они были поняты и реализованы.
На начальном, среднем и старшем этапе обучения в преподавание иностранного языка необходимо включать методики построения диалогической речи. Это позволяет формировать и регулятивные и коммуникативные компетенции и одновременно моделировать реальные ситуации и действия.
В-третьих, выбрать эффективные методики работы над фонетикой. В начальной школе должны быть применены методы формирования правильного произношения.
На этапе начального и среднего образования – в учебную программу обязательно должны включаться упражнения, поддерживающие правильное произношение. То есть обучение фонетике должно проходить системно и последовательно от начальной школы к старшей. Это способствует формированию личностных универсальных учебных действий, поскольку учащийся постепенно будет понимать, почему и зачем ему нужно говорить правильно и красиво на иностранном языке. Он будет планировать свою деятельность на уроке, для того, чтобы добиться правильного произношения в процессе коммуникативных универсальных действий.
Важной частью процесса обучения иностранному языку является формирование грамматических навыков. То есть речь идет об осмыслении изучаемого материала. Если учащийся поймет новое грамматическое явление, осознает базовые принципы и структуру грамматического построения языка, то все остальные знания будут ложиться на эту фундаментальную основу. В конечном счете, эта фундаментальность в подходе к изучению языка будет гарантировать в будущем прочность знаний учащихся.
Именно поэтому при объяснении грамматического материала нужно давать не только конкретные правила, но и встраивать их в систему логического построения языка. Также эффективно использовать различные формы объяснения для запоминания материала, чтобы воздействовать на органы чувств учащихся разных когнитивных типов: устное изложение, схемы, иллюстрации и проговаривание.
Безусловно, в процессе работы над фонетикой и грамматикой важно использовать системный подход и четкую систематизацию материала от простого к сложному. В конечном счете, привычка к выявлению сути и базовых основ какого-то явления позволит сформировать у учащегося не только личностные, учебные предметные и метапредметные компетенции, но и способствовать в будущем формированию общепрофессиональных и профессиональных навыков.
В-четвертых, при использовании разных методик преподавания иностранного языка на уроке обязательно нужно следить, чтобы они отвечали требованию формирования межпредметных связей, поскольку иностранный язык включается в различные области знаний. Это может быть обсуждение каких-то тем, уже пройденных на других уроках по географии, окружающему миру, биологии и др. Их обсуждение должно начинаться с ознакомления с лексикой по теме (на начальном этапе), определениями, действиями и деятельностью (в среднем образовании), а далее доходить до обсуждения абстрактных вопросов дисциплины (в старших классах).
Таким образом, можно добиться системности в процессе преподавания иностранного языка.
В-пятых, при обучении иностранному языку эффективно использовать лексику и темы социокультурной направленности. Это будет формировать у учащихся общекультурные компетенции, развитие коммуникативной активности и, в конечном счете, будет способствовать воспитанию личности в поликультурном обществе. Более того, темы для обсуждения должны касаться не только вопросов региона изучаемого языка, но и охватывать весь спектр разнообразия культур. При обсуждении какой-то конкретной темы стоит привести примеры из разных регионов мира.
Использование тематики социокультурной направленности на уроках иностранного языка способствует формированию личностных, познавательных и профессиональных компетенций.
В-шестых, важно привить учащимся навык самостоятельной работы над конкретными текстами и темами в процессе изучения иностранного языка. В данном вопросе задача преподавателя использовать тот дидактический материал, который учащимся было бы интересно читать и изучать. При этом лексика должна быть не слишком сложна, и учащийся мог прочитать и понять интересный текст, по возможности, не прибегая к помощи словаря. Важно привить умение не только дословно переводить текст, но и уметь логически домысливать непонятное слово или высказывание. Если текст будет слишком сложным для самостоятельного изучения, скорее всего, это отобьет у учащегося желание работать с ним.
Самостоятельная работа с текстом будет способствовать формированию у учащихся как личностных и регулятивных, так и познавательных компетенций.
В-седьмых, в процессе преподавания иностранного языка важно привить учащимся привычку к рефлексии и самоконтролю. Эти навыки можно сформировать при помощи заданий для самоконтроля в дидактическом материале, постепенно усложняя их от начальной школы к старшей.
Сформированность умения рефлексии и самоконтроля будет способствовать развитию личностных, регулятивных и познавательных компетенций.
Восьмой составляющей методики эффективного изучения иностранного языка может стать введение игровой составляющей в дидактический материал. Причем, это можно сделать не только для учащихся начальной школы, но и более старших классов. Кстати, не нужно забывать о любви современных детей к компьютерным играм. Многие из них не переведены на русский язык. Также не переведены многие мультфильмы и фильмы и не адаптированы многие инструкции к играм. Игровая функция формирует практически все компетенции, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Для учащихся начальной, средней и старшей школы эффективна методика преподавания иностранного языка, связанная с осуществлением проектной деятельности, постепенно увеличивая сложность заданий. Основная идея проектной деятельности помочь в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций. Однако она не должна быть навязана ученику.
Важно отметить то, что, в конечном счете, все действия в процессе обучения иностранному языку должны вести к возможности успешной сдачи учащимся единого государственного экзамена, что даст ему возможность получения высшего образования. В старшей школе основное внимание должно отводиться формированию системного представления о языке и умению использования учащимися уже имеющейся лексики для выражения своих мыслей.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в обучении иностранному языку
Мир, в котором мы живём, постоянно меняется. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система оценки знаний по иностранному языку. В России идёт формирование новой образовательной парадигмы, направленной на реализацию личностной ориентации образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе.
Ведущими компонентами коммуникативной компетенции (способности реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения) являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма. В состав коммуникативной компетенции входит также социолингвистическая компетенция (умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта) и социокультурная компетенция (обычаи, правила, нормы, ритуалы, страноведческие знания и т.д.)
Преодоления языкового барьера недостаточно для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур. Учащиеся должны получить социальный опыт, навыки практической деятельности в обществе. Поэтому основными задачами своей методической системы считаю:
1. Создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций: коммуникативной, общекультурной, социально-трудовой, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной и компетенции личностного самосовершенствования с помощью использования современных образовательных технологий.
Считаю, что формирование коммуникативной компетенции, необходимой для общения на иностранном языке возможно только при использовании современной методической системы, которая включает:
1. Использование на уроках аутентичных материалов как важного фактора реализации творческого потенциала совместной деятельности учителя и учащихся.
2. Применение ИКТ как средства, позволяющего повысить мотивацию учащихся, сформировать навыки исследовательской деятельности, оптимизировать учебный процесс.
3. Широкое применение современных педагогических технологий: метода проектов, проблемного обучения, ролевых игр, дискуссий.
4. Осуществление межпредметных связей с историей, географией, литературой, живописью.
5. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке с учетом их психологических и возрастных особенностей.
Главная задача этих методов – достижение необходимого уровня компетентности в области решения различных проблем. Они позволяют сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, активизировать деятельность каждого ученика, создать условия для его творческой активности. Таким образом, можно сказать, что использование эффективных методов позволяет формировать уверенную в себе личность, способную принять решение в любой ситуации. В процессе коммуникации ученик усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания, т.е. формируется как личность. В этом смысле общение становится важным фактором развития личности.
Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить в три этапа: предъявление речевого образца, тренировка и употребление в речи. Для каждого из этих этапов характерны соответствующе их цели упражнения. Хорошим подспорьем для меня стала методика Claire Miquel “Grammaire en dialogues” (с аудио-CD). Мною разработана собственная методика использования системы упражнений, которой я делюсь с учителями школы, района и города (выступления на семинарах, мастер-классы).
На I этапе овладение грамматикой осуществляется индуктивным путём. Учащимся необходимо осмыслить грамматические явления, уяснить их содержание, форму и употребление. Например, при прослушивании диалогов, отображающих повседневную жизнь (французские методики или интернет-ресурсы) нужно найти соответствующие грамматические явления, обратить внимание на их форму и сделать выводы по их употреблению в речи. Грамматические явления осваиваются учениками в речевом образце, помещённом в учебно-коммуникативный контекст.
На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических навыков. Основными упражнениями на данном этапе являются: имитационные, повторительные, трансформационные, подстановочные упражнения, а также упражнения игрового характера. Например, найти соответствия начала и конца предложения, продолжить фразу и т.д. На мой взгляд, очень хорошо представлена система тренировочных упражнений в новом разноуровневом пособии “Grammaire Plus” Isabelle Corbo Zbinden (с аудио-CD). Методический комплекс “Grammaire progressive du ” даёт возможность работать с грамматикой в интерактивном режиме. Разработана также собственная система упражнений. Использование ресурсов сети интернет позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
В своей работе я отдаю предпочтение заданиям творческого характера. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые и учебные ситуации, т. е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства. Например, при изучении грамматической темы “Условное наклонение”, я предлагаю ученикам высказаться по следующим ситуациям: “Если бы я был директором школы, я бы. ”, “Если бы я был губернатором Санкт-Петербурга, я бы. ” и т.д. При изучении темы “Сослагательное наклонение” ученики пишут письма Деду Морозу, другу перед тем, как уехать на каникулы, записку маме и т.д. При изучении прошедших времён мы описываем наши приключения на каникулах, во время возвращения с отдыха и другие жизненные ситуации.
Мой опыт показывает, что обучение грамматике с коммуникативной направленностью позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных ситуациях. Таким образом, я выстраиваю систему своей работы так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.
Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках развития речи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проблемы формирования речевой компетенции в современном мире вызывают большой интерес. Выпускник школы должен обладать определенными качествами: критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня; быть коммуникабельным.
Именно поэтому современная концепция содержания образования русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической, но и коммуникативной компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.
Можно определить ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:
1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников. Современная общественная практика отучает детей думать, наблюдать, оценивать: К.И. Чуковский точно подметил: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и всё остальное приложится». Затронутые проблемы имеют социальные корни, но мы не можем не учитывать социальные условия в обучении и воспитании, не говорить об отсутствии культуры мышления и низком общем культурном уровне наших воспитанников.
2. Невозможно обучать культуре владения языком вообще, «речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка» Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо без учёта цели, сферы и ситуации общения.
Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остаётся недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объёме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.
3. Нет сомнения в том, что формирование собственно коммуникативных умений и навыков возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к учебным предметам.
4. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.
В связи с этим главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения , позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком, разными видами речевой деятельности.
Владение речью на высоком уровне возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи (устной и письменной). Немаловажен и такой аспект культуры речи – этический, связанный с речевым этикетом: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т.п.
Для себя определила следующие задачи:
1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
3. Вырабатывать навыки конструирования новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;
Мною используется система методов обучения учащихся по характеру взаимной деятельности учителя и ученика (И.Я. Лернер – М.Н. Скаткин):
— метод проблемного изложения;
Для достижения цели я в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
— технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;
-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
— информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.
Для взаимодействия с классом на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке я создаю атмосферу доверия, взаимного уважения, вовлекаю школьников в активную самостоятельную деятельность. Особое место отвожу таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала.
Традиционно провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов
Уже несколько лет я использую такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний. Сверху подписывают: «Составлял. ». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял. ».
Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а одноклассник расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой, пополняет дидактическую копилку учителя.
Каждый урок русского языка, по моему убеждению, должен быть уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.
Оживляет учебный процесс тщательно отобранный дидактический материал. Использую на уроках русского языка стихи современных поэтов, тексты художественных произведений, параллельно изучаемых на уроках литературы, предложения и тексты на военную тематику, придавая уроку и патриотический пафос и тонкий лиризм, делая понятными и близкими для школьников стихи, отдаленные от них временем. Постоянно звучат вопросы, выводы и призывы, обращенные непосредственно к детям: быть волевыми, стойкими, совершать добрые поступки, уважать военный и трудовой подвиг, любить все прекрасное на земле: родину, природу, семью.
Неиссякаемым океаном речевого, интеллектуального, нравственного развития являются произведения классики, в большом объеме изучаемой на уроках литературы. Ничто из классики, выученное или просто знакомое учащимся, не должно лежать мертвым грузом. Язык писателей должен поражать и вызывать желание подражать.
Основой русского языка, я в этом глубоко убеждена, должна быть работа с текстом больших художников слова; в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.
Тренировочно- закрепительные упражнения – непременное условие выработки прочных знаний. Но работа учителя – постоянный поиск наиболее эффективных приёмов преподавания.
На мой взгляд, сочинения-миниатюры – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Сочинение-миниатюра должно быть подготовлено всем ходом урока, его эмоциональным настроем, теснейшей связью с уроками литературы. Наступает момент, когда, взволнованные поэтическими образами мастеров художественного слова, дети пишут свою миниатюру о когда-то поразившем их.
Результативность этой работы заключается в усвоении учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированности навыков самостоятельной работы, что позволяет учащимся конструировать новые тексты и создавать собственные решения проблем, повышении творческого потенциала учащихся, их коммуникативного навыка, познавательного интереса, интеллектуальных знаний, словесно-логического мышления.
Ученики учатся работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобретают умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, находить компромисс, логично излагать свою мысль.
В сознании школьников осуществляется синтез логических и ассоциативных структур, что успешно проявляется в речевой деятельности учащихся и по другим предметам.
Пути реализации языковой и речевой компетенции.
Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология «критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
Обсуждение, дискуссия, диспут
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
Подходы в обучении
а) Компетентностный подхода в обучении.
Успешное применение данного подхода в обучении обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.
б) Деятельностный подход.
Данный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о «зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.
Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.