Sharing economy что это
Sharing economy (Шеринг экономика) vs Гиперпотребление
В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).
Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».
Что такое sharing economy
Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному — экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.
Один из основных принципов — это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, — инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.
На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.
Аргументы в пользу шеринг экономики — в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.
С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.
С другой стороны — благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.
Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг — это, прежде всего, про некоммерческий обмен.
В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».
Они обращают внимание на другие аспекты — например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный — равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».
А как с шерингом обстоит в России?
Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.
Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.
Вторая жизнь вещей
Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный цикл.
Один из давних некоммерческих проектов — это «Дарудар». По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.
Другой вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.
Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая — непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.
Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра». Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.
Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка», который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.
Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.
Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.
Аренда вещей
Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей — они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.
Подобный сервис — “Арендориум”. И довольно большое число сервисов предлагает аренду детских вещей, что, впрочем, неудивительно.
Совместное использование
Один из давно действующих и живых сайтов каршэринга (от car — машина и share — делиться) — проект “Довезу!”, который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: «озелени» город: больше попутчиков — меньше машин.
В нашей стране большую популярность получил сервис BlaBlaCar (международный проект) – он позволяет искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерация профилей позволяет построить доверие между незнакомыми людьми, которые решили стать попутчиками.
Удобной для тех, кто хочет воспользоваться коммерческим каршэрингом, может стать онлайн-карта, которая отражает доступные для аренды машины 4 компаний в Москве и 2 компаний в Санкт-Петербурге.
Не дать пропасть и поделиться
В последнее время в Москве и в Санкт-Петербурге активно развивается движение фудшеринг (food —еда, sharе — делиться). Это международное движение людей, которые «спасают» хорошую еду от попадания на свалку и распределяют между собой. Отличное интервью «Натур Продукта» с основателями питерского проекта по фудшерингу вы найдете здесь.
А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте «Стройшеринг: Отдам даром стройматериалы», которое насчитывает уже 5000 участников. Цель проекта – соединять людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кто имеет в них потребность.
Это только несколько примеров шеринг-сервисов, которых становится все больше. Хотя некоторые закрываются, не найдя поддержки сообщества или модели финансовой устойчивости, однако им на смену зажигаются «новые звезды».
Больше российских проектов, использующих в той или иной мере подход sharing economy – вы найдете в справочнике российских платформ, подготовленном Вячеславом Бахминым, экспертом Комитета гражданских инициатив.
Sharing economy — снижаем экослед
Экономический и экологический кризис — еще одна из причин развития sharing economy: sharing-сервисы помогают экономить, и общество все больше осознает важность снижения потребления.
В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе.
Согласно исследованию Калифорнийского университета 2011 года, каждая машина, используемая совместно, способна заменить от 9 до 13 машин.
Сами сервисы, в основном, международные, проводят исследования снижения экоследа и публикуют результаты на своих сайтах. Правда, такие исследования не являются независимыми и не всегда прозрачными (например, не раскрывают методику подсчета).
Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские – 1100 таких же бассейнов.
Сервис каршэринга BlaBlaCar пишет на своем сайте, что за время действия было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2.
Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев «сэкономлено» почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн.
Впрочем, есть исследователи, которые считают, что вывод о снижении экоследа за счет sharing economy неоднозначен.
Экономика – слишком сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям.
Например, можно сделать и такой вывод: более дешевое и доступное жилье побудит людей путешествовать больше, что увеличит выбросы C02 или более доступный каршэринг приведет к тому, что люди будут меньше пользоваться более экологичным общественным транспортом.
В целом, здравый смысл и ряд исследований указывают, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический ущерб.
Но, как и во всем, стоит сохранять критический и многосторонний взгляд.
Sharing economy или жизнь в аренду. На чем экономят и чем делятся жители мегаполиса
Тренд Sharing Economy пришел в Россию с запада сравнительно недавно. Все началось с открытия сервиса райдшеринга BlaBlaCar в 2014 году, и с тех пор шеринговая экономика захватила Россию. Для нас уже привычны такие сервисы как каршеринг Белка, платформа для аренды дешевого жилья Airbnb, YouDo, с его объявлениями вроде «повесить карниз за 1000 р», Avito или Юла. Коворкинги и сервис-офисы, активно набирающие сейчас популярность, также относятся к шерингу. Что же такое шеринговая экономика? В чем ее суть?
Концепцию совместного потребления предложила экономист Рэйчел Ботсман в 2010 году. Идея состоит в том, что многим удобнее заплатить за разовое использование продукта, чем владеть им постоянно. Шеринговая экономика позволяет максимально просто обменять спрос на предложение, и поэтому имеет высокую эффективность. Как оказалось, во многих случаях людям выгоднее не владеть ценными предметами, например машиной, а заплатить только за то время, которое уходит на фактическое их использование. В противовес, те, у кого имеется праздное имущество, получают возможность извлечь из него выгоду.
Что же может предложить российская шеринговая экономика? Рынок совместного потребления в нашей стране столь велик и разнообразен, что вы сможете жить в комфорте, при этом не покупая ничего, кроме еды.
Самое распространенное и популярное – каршеринг. В Москве вы наверняка видели машины компаний BelkaCar, Делимобиль или Яндекс.Драйв, припаркованные на улице или проезжающие мимо. Не надо платить за парковку, просто оставьте автомобиль в любом разрешенном месте; за заправку и мойку отвечает компания, понравившийся автомобиль можно забронировать заранее и без залога. Каршеринговая система в первую очередь экономит водителям деньги, ведь они платят только за минуты использования автомобиля, никаких расходов на обслуживание.
Современное поколение не работает в обычных офисах. Бизнесмены не хотят тратить время и деньги на поиск помещения, ремонт, подбор персонала. Здесь на помощь приходят коворкинги, основанные как раз на шеринговой идее – есть что-то общее, но используете вы только то, что вам необходимо. Разнообразие коворкингов позволяет найти максимально комфортный для вас интерьер, и расположены они либо в центре, либо недалеко от метро, плюс можно завести множество полезных знакомств. Но российские «офисы в аренду» отличаются от западных. У нас это полноценные сервис-офисы с системой «все включено» – новый формат, который активно развивает сеть коворкингов Meeting Point. В таких офисах всегда все готово и кто-то невидимый делает так, чтобы вам было удобно: кофе горячий, Wi-Fi бесплатный, в принтере бумага, а в кабинете порядок.
Продолжая тему современного поколения, можно сказать, что оно в какой-то степени ленивое. Желание получить комфортные для жизни условия при минимальных затратах сил и времени привели к тому, что возросла популярность апартаментов с обслуживанием. Снимая такое жилье, вы получаете ежедневный клининг помещения, прачечную, услуги ресторана с доставкой в комнату, автомойку и многое другое. И все это включено в стоимость аренды. Конечно, апартаменты с обслуживанием намного дороже, чем прямая аренда, но люди все равно выбирают апартаменты. Потому что это экономит время. В меняющихся с невероятной скоростью современных реалиях нет ничего ценнее, чем время. Деньги потом.
Чтобы не тратить это самое время на походы по магазинам, жители Москвы пользуются первым в мире сервисом по шерингу мужских офисных рубашек – Rubashkiclub. Забудьте о стирке, глажке и захламлении гардероба. Вы выбираете один из готовых пакетов аренды или устанавливаете собственные параметры: цвет, размер, количество. И раз в неделю, в удобное для вас время, курьер привозит чистые и выглаженные итальянские рубашки, забирая использованные.
Еще один невероятно удобный сервис – мебель напрокат от таких компаний как RentaService, Eventsupport, EXPOcomplete. Можно примерить себе в гостиную диван точно также легко, как вы примеряете джинсы перед покупкой. Множество компаний предлагает в аренду разные виды столов, стульев, кресел, шкафов, зеркал, пуфиков, даже трибун и ресепшенов. В офисе ожидается иностранная делегация, а стульев не хватает? Собираетесь отметить день рождения в большой компании, но дивана нет, а стол маловат? Вам привезут именно ту мебель, которая вам необходима, а после самостоятельно увезут. И никаких лишних затрат, только оплата времени использования.
Для тех, кто не имеет в своем распоряжении дачного участка или не хочет заниматься огородом самостоятельно – совсем недавно появился сервис Organic Garden. Компания предоставит вам в аренду столько метров грядок, сколько вы захотите использовать. Соберите себе огород из множества разных культур, например метр огурцов, два метра клубники и метр кабачков. Урожай можно приехать и собрать самостоятельно, ради развлечения, а можно заказать сбор и доставку.
Давно хотели с серьезным видом погладить белого пушистого кота, как Доктор Зло из фильмов о Джеймсе Бонде? Ребенок требует собаку, но понятия не имеет, как тяжело за ней ухаживать? Для экзотической фотосессии нужна змея, енот и медведь? Пожалуйста, к вашим услугам компании, сдающие во временную аренду животных – ZooArtist, AnimalsBrothers.
Хочется насолить бывшему мужу или впечатлить подруг? Некому таскать ваши пакеты во время шопинга? Есть выход – мужчина напрокат. Выберите рост, цвет глаз или волос, телосложение, даже знак зодиака, и идеальный мужчина проведет с вами столько времени, сколько вы закажете.
Многое может звучать забавно, но менее популярно от этого не становится. Потому что такие сервисы действительно экономят людям время и деньги. Потребитель выбирает то, что удобно и выгодно для него, поэтому популярность шеринга только растет.
Основа Sharing Economy – экономия времени. Рынок может предлагать много, но фактически выживает только самое нужное. На первом месте для человека оказывается экономия времени – самой большой для него ценности.
Взглянем на современно жителя мегаполиса. Утром он надевает взятую напрокат рубашку. Потом едет на каршеринговой машине на работу в коворкинг. После работы возвращается в арендованную квартиру или апартаменты в удобном для него районе. Сидя на арендованном диване, он гладит взятого напрокат кота. Со своей невестой они возьмут напрокат платье и смокинг, и женятся в снятом напрокат коттедже. И все это для него очень удобно, экономно и вполне шерингово.
Передай другому: что такое экономика шеринга
В чем суть владения в самом широком смысле слова, говорим ли мы о физическом предмете (например, об автомобиле) либо о праве на получение или предоставление услуги? Это дает нам право пользования, закрепленное буквой и духом всевозможных законов. Если опустить имиджевые аспекты владения, необходимо оно нам исключительно по этой причине — право и возможность чем-то воспользоваться. В этом заключается цель, тогда как обладание — лишь инструмент ее достижения. Но единственный ли?
В последние годы набирает обороты экономическая модель совместного потребления — коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения. Это и есть «экономика шеринга» (от англ. share — делиться). Не лишая преимуществ обладания, такая модель сглаживает недостатки классического владения.
Легковой автомобиль используется по назначению — то есть едет — лишь 5% своего жизненного срока.
Но оплачивать страховку и налог надо ежегодно. Другой пример: краткосрочная — по надобности — аренда рабочего пространства вместо долгосрочной аренды или даже покупки офиса, который по выходным и праздникам простаивает. Даже кастрюля щей, которые есть уже не можешь, а выбросить пока рано, да и жалко, можно продать голодному соседу по этажу.
Чего же тут нового?
Институт аренды и совместного, поочередного владения существует не одно тысячелетие. Смокинги, затем первые автомобили, затем радиолы и пластинки к ним, наконец, трактора для колхозов — все могло сдаваться в краткосрочную аренду. Чем же отличается нынешний всплеск популярности такой экономической модели?
По мнению директора Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александра Чулока, современная шеринг-экономика основана на принципиально иной поведенческой модели потребителя. Ключевых факторов тут два:
В былые времена арендовали в основном то, что было не так просто приобрести (из-за нехватки средств, дефицита и так далее). Сейчас пользователи шеринг-сервисов просто этого не хотят, предпочитая не загружать жизненное пространство, тратить ресурсы на что-то иное, быть экологически и этически более «дружелюбными».
Брать что-то напрокат и завершать аренду стало гораздо быстрее и проще благодаря развитию технологий и ИТ-платформ.
Мы уходим от традиционного обмена «товар — деньги — товар». Поэтому шеринг-экономику стоит рассматривать как вектор, вокруг которого формируются и который сам формирует целый набор глобальных трендов. Это и «умный город» с развитием интеллектуальной транспортной и жилищной системы, и рациональное использование ресурсов, и ответственное потребление, и создание новых бизнес-моделей.
Важно и то, что шеринг-экономика касается каждого из нас здесь и сейчас. С одними тенденциями и явлениями работает лишь узкая группа специалистов, другие направлены в далекое будущее, тогда как принцип совместного потребления доступен людям всех профессий, возрастов и социальных статусов.
В свою очередь, профессор РЭШ Сергей Измалков выделяет три подхода к пониманию того, чем же является современная шеринговая экономика.
Обывательский. Шеринг — просто набор новых бизнесов, новых услуг, которые по сути дублируют старые, но за счет развития технологий являются более гибкими и удобными.
Социологический. Совместное потребление как процесс приносит большее удовлетворение, нежели обладание чем-то. Можно посмотреть видеострим, чтобы затем обсудить его с другими зрителями, или же внести вклад в защиту окружающей среды, решив какое-то время не пользоваться личным автомобилем.
Экономический. Более эффективное использование ресурсов, будь то одежда, транспорт или рабочее пространство.
Что подходит для совместного пользования?
«Зашерить» сейчас можно практически что угодно: косметику, медикаменты, газонокосилки, даже домашний скот. О чем бы вы сейчас ни подумали, наверняка где-то в мире уже есть стартап, пытающийся встроить этот предмет в логику совместного потребления. Причем шеринг-экономика касается обмена не только между людьми, но и компаниями, институциями (совместное пользование сервисами хранения данных, набором экспертов и так далее).
Очевидным образом, товары и услуги, которые просто невозможно поделить, под такую модель не подойдут. Также важно, чтобы товары в совместном использовании не теряли из-за этого в качестве.
Прозрачность бизнес-модели — это, пожалуй, ключевой критерий успеха шерингового сервиса. Сейчас экономика совместного потребления во многом формируется по принципу саморегулирующейся организации, которая сама себя оценивает, ставит рейтинги, наказывает нарушителей. Но если окажется, что рейтинги, баллы в каком-то из сообществ можно просто купить либо же саму систему легко взломать, то принцип прозрачности дискредитируется, доверие начнет падать, и шеринг-бизнес вскоре рассыплется.
В каком-то смысле, компанию, предоставляющую шеринг-услуги, можно сравнить с «ночным сторожем» из классической либеральной концепции государства: она лишь устанавливает правила и следит за тем, чтобы они не нарушались. Иногда, например, в случае с краткосрочной арендой жилья, нельзя быть застрахованным от неправомерных действий контрагента. Но есть множество способов их выявить и пресечь в рамках закона и правил сервиса.
Есть ли у этого будущее?
Главное преимущество и главная же проблема шеринг-сервисов в том, что выходят они не на пустой рынок, но бросают вызов традиционной экономической модели.
Яндекс и Uber, AirBnb и WeWork, «Авито» и YouDo успешно конкурируют с гостиницами, таксопарками и газетным разделом объявлений. Задача это непростая, учитывая сопротивление компаний и целых секторов, которых теснят и выдавливают новые сервисы. Одним из инструментов завоевания места на рынке может стать создание новых бизнес-моделей. Так, Чулок из НИУ ВШЭ предвосхищает дальнейшее развитие гибридных форм ведения бизнеса — например, когда традиционный игрок запускает инновационный дочерний бизнес в рамках экономики шеринга. Яркий пример — сервис подписки на автомобили Hyundai Mobility, фактически, собственный каршеринг корейского автогиганта. В свою очередь, Антон Губницын, курирующий в РАЭК сектор шеринга, видит залог успеха в создании целых экосистем — то есть, цепочки сервисов совместного потребления.
Как предприниматели шеринг-экономики будут справляться с убытками — постепенным поднятием тарифов для пользователей, объединением с другими сервисами в экосистемы или еще как-то, вопрос пока открытый.
5 трендов sharing economy и как они влияют на государство, бизнес и экономику
Sharing Economy — это модель, в которой вместо того приобретение товаров или услуг люди арендуют их или обмениваются друг с другом. Рассказываем подробнее, как это работает и меняет жизни и отдельных лиц, и целых государств.
По данным PwC, уже 19% всего взрослого населения США принимают участие в Sharing Economy. Люди, которые воспользовались шеринг-услугами и остались в восторге.
Среди тех, кто предпочитает sharing economy:
К 2030 году драйвером общего потребления будет поколение Z, рожденные от середины 1990-х до середины 2000-х. Они более предприимчивы, чем предыдущие поколения, и одновременно более свободолюбивые и свободные от чужого мнения.
Зуммеры меньше сосредоточены на накоплении того, что у поколений X и Y считалось ценностью, поэтому услуги аренды для них актуальнее от приобретения лишнего.
В классическом варианте каршеринг — это владение автомобилем вместе с другим человеком или людьми. В более распространенной модели каршеринг — это аренда автомобиля у профильных компаний или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности).
В Украине каршеринг — поминутная аренда автомобиля, когда потребитель услуги становится водителем.
Если в 2015 на долю каршерингу приходилось лишь около 4% от общего расстояния, которое проехали автомобили по всему миру, то к 2030-му на «совместные поездки», по оценкам Morgan Stanley, приходиться уже 26% от этого расстояния.
Другим способом совместного использования автомобиля стали платформенные сервисы поиска попутчиков. Например, крупнейший в мире агрегатор BlaBlaCar насчитывает более 70 миллионов пользователей. Аналогичное платформенное решение, предоставляемое компанией Uber и альтернативными сервисами (Lyft 72), позволяет переадресовать запрос клиента на услугу такси частным водителям, которые установили приложение. Для справки: Uber работает в более чем 250 городах по всему миру, и по состоянию на февраль 2015 года компанию оценивали в 41 млрд долл., что превышает рыночную капитализацию таких компаний, как Delta Air Lines, American Airlines и United Continental.
Известный пример — площадка Airbnb. Численность гостей Airbnb за ночь составляет 425 тыс., что равняется 155 млн посетителей ежегодно, это более 20%60 выше, чем Hilton Worldwide обслуживал в 2014 году. Оценка стоимости компании Airbnb уже выше капитализации сети отелей Hilton.
Мода на аренду рабочего пространства на ограниченное время появилась среди фрилансеров и стартаперов. Впоследствии и компании начали отказываться от традиционных офисов и снимать коворкінги. Это обычно дешевле, ведь в аренду сдаются полностью готовые рабочие места, а не квадратные метры. Сегодня такая опция очень эффективна для проектных работ.
По оценкам участников рынка, на конец 2019 года количество коворкинг в мире возросло до 22 40061 с 15 500 в 2017-ом.
Вот небольшой перечень вещей, которые можно арендовать, и услуг, которые можно заказать по модели sharing economy:
86% респондентов исследования PwC согласились, что Sharing делает их жизнь более комфортной, 81% — что вещи дешевле делить, чем обладать ими единолично.
Со стороны Sharing Economy есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Например, в Берлине и Барселоне городская власть запретила кратковременную аренду жилья — так правительства пытаются вернуть в бюджет часть доходов от туризма, которые начали идти «мимо кассы» с появлением Airbnb и HomeAway. А во Франции и других странах таксисты устраивают забастовки против Uber, который, как они считают, разрушает рынки низким ценам.
В Китае, например, экономика совместного потребления поддерживается социальным государством, поэтому в стране развиты сервисы по аренде самых разных вещей: велосипедов, зонтиков, стиральных и сушильных машин, мячей. Даже были кейсы по аренде индивидуальных мест для сна.
Шеринговое экономика меняет классическую бизнес-модели. Например, Alibaba не ведет собственной торговли, Uber не владеет ни одной машиной, Amazon не имеет физических магазинов. Вместо найма сотрудников в штат привлекаются эксперты на конкретные проекты.
Мировой рынок общего потребления, по оценкам PwC, к 2025 году может вырасти в 20 раз — до 335 млрд долл. В Европе в ближайшие десять лет ожидается рост сегмента на 35% ежегодно, в Китае прогнозируют рост шеринговых сервисов до 10% ВВП уже в 2020-ом.
Еще больше кейсов ответственного потребления в украине и мире — в книге “Конец эпохи потре*лядства”