Shell gtl что это
Моторное масло из природного газа
В 1970 году компания «Shell» произвела небывалый прорыв в производстве топлива и смазок. Имея мощную для того времени научную базу, концерн впервые в мире смог преобразовать газообразное вещество в жидкость. И вот уже полвека никто не может повторить подобное. Оставаясь монополистами в данной области, ученые пошли дальше и на основе своих открытий выпустили масло моторное из газа, которое по всем своим характеристикам превосходит аналоги из нефтепродуктов.
Что представляет собой моторное масло из газа
В шестидесятые годы двадцатого века, занимаясь нефтяными скважинами, компания впервые для себя открыла месторождение природного газа. Заняться исследованием нового сырья ученых заставило не только любопытство. В это время в мире свирепствовал нефтяной кризис, и дальновидные руководители концерна решили вложить немалые деньги в разработку проекта, в надежде на будущую перспективу.
Осознав, что природные ресурсы не бесконечны, человечество стало искать им замену. На помощь минеральным маслам пришли синтетические. Качество такого искусственного масла бывает в разы выше природного. Но из-за сложности производства цена таких смазок тоже может подняться в несколько раз.
Масло, изготовленное из природного газа, имеет все положительные свойства минеральных смазок. А при добавлении запатентованных фирмой активных присадок становится синтетическим, со всеми вытекающими последствиями для общей характеристики. Соединение двух разных по природе факторов имеет свои плюсы и минусы. Причем положительная сторона перевешивает отрицательную во много раз. Это подтверждает моторная смазка Helix Ultra.
Двигатели автомобилей, использующих это масло, меньше подвержены износу и остаются чистыми намного дольше своих собратьев, эксплуатирующих даже лучшие сорта синтетических смазок. К тому же расход топлива становится меньше.
Технология производства масла
В отличии от сырья из нефти, у метана отсутствуют примеси. Поэтому он лучше всего подходит для переработки. Название Gas – TO – Liquid дословно переводится, как «газ в жидкость». А аббревиатура «GTL» стала логотипом линейки масел, созданных по этой технологии.
Важно! Это действие называется процессом синтеза Фишера — Тропша и открыто оно еще сто лет назад. Но на данный момент только компания Shell имеет такое сверхдорогостоящее оборудование для промышленного производства по этому методу.
Затем полученная жидкость вытекает из реактора, охлаждается по пути естественным образом и загустевает до состояния парафина. По сути это и есть базовое масло, имеющее длинную молекулярную цепочку. Такой синтез назвали технологией «Shell Pure Plus». Помимо получения базового продукта, главной целью всего процесса является достижение максимально возможного качества. От этого напрямую зависит кондиция всех конечных изделий.
На самой финальной стадии происходит гидрокрекинг – разделение длинных цепочек углеводорода на небольшие части. Такие гидрокрекинговые цепочки содержат в себе: искомое GTL масло, дизельное топливо, керосин, бензин и моющие средства. Присутствует даже сырье, из которого производят пластик и косметику.
Преимущества GTL масла
Партнерами концерна «Shell» являются такие монстры автомобилестроения, как Ferrari и Maserati. Эти компании давно и целиком перешли на использование GTL масла. Причем не только для гоночных болидов, но и для машин повседневного использования. Этот факт только доказывает превосходство данного масла над другими смазками. Отзывы экспертов этих компаний подтверждают, что продукт:
Природное сырье, усиленное искусственными присадками, при сгорании не выбрасывает в атмосферу вредных веществ. Великолепные свойства конечного продукта усиливают защиту от трения, продлевая жизнь мотору автомобиля. Масло позволяет экономить 2-3% топлива, увеличивая мощность двигателя своим составом. Причем мотор остается чистым, даже если машина проехала более 2000 км.
Дорогостоящим является только оборудование для изготовления GTL масла. Само производство относительно недорогое. Как следствие, при отличном качестве цена рыночного товара не выше, чем у конкурентов.
Интервалы замены
По словам руководителя лаборатории компании Shell, частая замена масла только улучшит общее состояние мотора, и он не узнает, что такое износ или отложения. Под словом «часто» подразумевалось расстояние в 5000 км. Автобаны Европы позволяют без проблем для двигателя проехать до 30 000 км. А вот по российским дорогам рекомендуется замена масла после каждых 15 000 км.
Shell gtl что это
18.10.2019
Технология SHELL по методу GTL
Новая технология переработки газа преобразует природный газ в высококачественное жидкое топливо, базовые масла для смазочных материалов и другие жидкие продукты, обычно изготавливаемые из масла.
Она основана на более чем 45-летнем опыте исследований, разработок и коммерческой деятельности.
Производство по технологии GTL может помочь странам, обладающим значительными запасами природного газа, развивать свою экономику,
поскольку постоянно растет глобальный спрос на продукты переработки газа.
SHELL начала разработку технологии GTL с семидесятых годов прошлого века и открыла первый в мире коммерческий завод GTL в Бинтулу, Малайзия в 1993 году.
А самый большой в мире завод GTL, Pearl GTL построен в Катаре в 2011 году.
В основе данных заводов лежит запатентованная технология Shell GTL.
За прошедшие годы в развитие проектов инвестировали более 1 миллиарда долларов и подали более 3500 патентов на разработку процесса газожидкостного режима.
Технология GTL постоянно совершенствуется, что приводит к появлению новых продуктов.
Отвечая на растущий спрос на небольшие объекты GTL, SHELL разработал концепцию, которая обеспечивает значительную гибкость производственных мощностей.
В 2014 году было подписано соглашение о проведении технико-экономического обоснования для завода GTL в Мозамбике, что способствовало модернизации действующего производства.
Технологический процесс производства GTL состоит из трех этапов.
На первой стадии, из природного газа путем частичного окисления смесь водорода и оксида углерода перерабатывают в синтез газа, из которого затем удаляют все примеси.
Вторая стадия превращает синтез-газ в жидкие углеводороды с использованием катализатора.
На этой стадии образуется жидкость, которая при комнатной температуре выглядит и ощущается как воск.
Последней стадией является крекинг и изомеризация, которая расщепляет молекулы в продукты с желаемыми свойствами.
Из него получают высококачественные жидкости, такие как дизельное топливо, керосин и смазочное масло.
Технологические масла GTL, изготовленные на природном газе, открыли захватывающие новые возможности для следующего поколения.
В самых разных химических и технических отраслях промышленности технологические масла в дальнейшем используются в качестве компонента сырья
или в виде вспомогательного средства для последующей переработки.
Технологические масла GTL имеют водно-белый цвет и обладают однородной химической структурой, высокой температурой вспышки и низкой летучестью,
а также превосходной свето- и термостойкостью. Они практически не содержат серу, азот или ароматические соединения.
Новые масла, основанные на технологии GTL, включают Shell Risella X и Shell Ondina X, которые представляют собой высококачественные технические и медицинские белые масла,
обеспечивающие дополнительную чистоту и превосходные эксплуатационные характеристики в отдельных областях применения.
Группы базовых масел, или Про синтетику и минералку. Часть 4 – Группа III GTL
В этой статье мы поговорим про базовые масла, изготовленные по технологии GTL, о которых я решил рассказать отдельно.
GTL – это аббревиатура от «Gas to liquid», что переводится как «Газ в жидкость» или “Синтез жидких углеводородов из газа”. Из этого названия уже становится понятно, что такое масло производится не совсем стандартным способом.
И это так и есть – масло производят не из нефти, а из природного газа – метана.
Чуть позже, русский химик Егор Орлов, смог получить из тех же компонентов в присутствии никеля и палладия этилен.
Эти люди показали, что существует возможность синтеза высших углеводородов.
Довести технологию до практического применения удалось несколько позже. В 1926 году немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш опубликовали работу «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении»
С тех пор этот процесс стал называться процессом Фишера-Тропша.
Эта технология широко использовалась для производства топлива из газа в военные годы в Германии, которая богата углем. К 1943 году на территории Германии работало около двух десятков заводов, которые обеспечивали топливом более 90% авиации и 50% наземной техники.
После войны, эксперименты с технологией продолжались. Но после того, как на Ближнем Востоке, в начале 50-х годов обнаружили огромные запасы нефти, были заброшены так как их признали нерентабельными.
Нефтяной кризис 1973 года заставил вспомнить забытое старое. И компания Shell взялась за эксперименты и совершенствование процесса, которое продолжалось около 10 лет. Зато стало понятно, что технология подходит для коммерческого использования.
В 1983 году в Амстердаме было построен завод, где уже можно было опробовать производство в приличных масштабах.
В 1993 году был открыт первый коммерческий завод в Малайзии.
А в 2011 компанией Shell был запущен самый большой в мире завод по производству углеводородов из природного газа – Pearl GTL в Катаре.
В настоящее время Shell и является основным производителем масел GTL. Помимо них подобным производством занимаются Sasol (совместно с Chevron) и Exxon Mobil, но в основном для получения топлива.
Кстати Shell называет свою технологию «Shell PurePlus»
Сама технология в упрощенном виде выглядит так:
Какая это группа?
GTL масла, как и гидрокрекинг, отнесены к III группе, хотя по факту они, если так можно выразиться, являются неким гибридом между III и IV группой.
Здесь возникает вопрос, почему же GTL не относится к группе IV раз делается из газа?
Вероятнее всего, здесь дело в том, что газ, используемый для производства является ископаемым газом, а тот же этилен для группы IV получают в процессе переработки.
GTL масла по факту являются несколько обособленным видом и имеют как противников, так и приверженцев.
Ну и давайте посмотрим на таблицу сравнения гидрокрекинга и GTL из книги Leslie R. Rudnick. В таблице сравниваются некоторые характеристики базовых масел, а также составы и характеристики готовых масел.
Выделим самые основные моменты
Начнем с базовых масел.
Здесь сразу же бросается в глаза температура застывания, в обоих вариантах она в два раза ниже и это хорошо.
Испаряемость по Noack также заметно ниже чем у представителей группы III – это 10,3 10,5 против 12 и 13,4
В рецептурах, нужно обратить внимание что в том составе, где 82,6% базового масла GTL все вроде как почти так же, а вот тот состав, в котором только 63,9% базового масла для достижения уровня 30-ки требует гораздо больше модификатора вязкости (загустителя)
Стоит отметить, что данная таблица не самая современная и в настоящее время показатели масел группы III меняются в лучшую сторону, однако выводы сделать все же можно.
Из плюсов данных масел можно отметить:
Ну а на этом пока все, спасибо за прочтение!
©oilshop42.ru
GTL-технология «Шелл» производства масла из газа
Но до коммерческого использования эту технологию довели немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш из Института кайзера Вильгельма, чья работа по исследованию угля «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении» увидела свет в 1926 году. Процесс, описанный ими, позднее назвали процессом Фишера-Тропша. В качестве источника топлива немецкие химики получили жидкие углеводороды из каменного угля путем его нагревания, пропускания водяного пара, в результате чего получали синтез-газ, а затем – углеводороды.
Таким образом родилась технология GTL (англ. Gas-To-Liquid, газ в жидкость или по-русски газожидкостная конверсия, ГЖК) – процесс преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу углеводородные продукты. Процесс включал в себя следующие стадии:
Производство синтез-газа (H2+CO) из очищенного от серы природного газа путём соединения кислорода с углеродом.
Превращение синтез-газа в синтетическую сырую нефть.
Очистка синтетических моторных топлив и других продуктов.
В 1935 году немцы запустили первый промышленный реактор, а к концу Второй мировой войны на территории Германии работали уже 17 заводов, на которых получали до 7 млн тонн «газопродуктов». На синтетическом топливе работало больше половины наземной военной техники вермахта и почти весь авиапарк люфтваффе. К тому же немцы производили из угля смазки, масла, синтетические мыло и даже маргарин. Примечательно, что по окончанию войны из Германии в СССР было вывезено 8 заводов, но запущены были только 2 из них (в Новочеркасске и Ангарске, они перестали работать в начале 90-х ХХ века).
Возвращение в качестве альтернативы
«Шелл» совершенствует технологию GTL
Ко времени строительства завода технология создания базового масла по методу GTL (газожидкостной конверсии) претерпела существенные изменения и включала в себя следующие стадии:
Shell Pearl GTL в Катаре
более 40 лет исследований
более 100 научных сотрудников
более 18 млрд USD инвестиций
30 000 баррелей базовых масел в день
Катарский завод «Шелл» производит такие продукты газо-жидкостной конверсии, как: нафту, нормальные парафины, базовые смазочные масла, керосин (в качестве авиационного топлива, которым заправляются, к примеру, Катарские Авиалинии) и газойль (дизельное). Эти соединения можно получить и из нефти, но синтез из газа имеет ряд серьезных преимуществ. Во-первых, чистота синтетических углеводородов может быть намного выше минеральных, которые довольно сложно очищать от вредных примесей. Получаемые в результате синтеза на установках Pearl GTL углеводороды столь чисты, что, например, парафины разрешено даже использовать в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.
Свойства GTL масел
При меньшей чем сырая нефть стоимости природного газа (за эквивалент барреля), GTL может иметь экономические преимущества в производстве легких нефтепродуктов. GTL-синтетика выходит недорогой: при нынешних котировках нефти и газа себестоимость не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе ПАО и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.
Итоги технологической революции «Шелл»
Если кратко, то от технологии ПAO GTL унаследовала:
высочайшую стабильность и высокотемпературную стойкость;
очень низкую испаряемость;
отличную текучесть при низких температурах;
высокий индекс вязкости;
но при этом лишилась таких недостатков ПAO, как плохой смазываемости и растворяемости присадок.
От технологии гидрокрекинга заимствовала:
отличную смазываемость и низкий коэффициент трения;
отличную растворяемость присадок;
высокие моющие свойства;
низкую гигроскопичность или гидрофобию (как и у ПAO, впрочем);
способность работать при высоких нагрузках.
Таким образом, масла GTL близки к идеальным, если бы не полярность, свойственная только эстерам. Но, учитывая, что полярность вредит экономичности, а эстерам свойственна гидрофилия и биоразлагаемость, GTL-основа с легкой добавкой эстеров представляется почти идеальным базовым маслом с отличными характеристиками :
полностью синтетическими чистыми базовыми маслами, лишенными примесей, характерных для продуктов из нефти;
отличными смазывающими свойствами;
низкой гигроскопичностью (способность впитывать воду);
низкой испаряемостью (что означает экономию на доливе);
малой вязкостью (0W-30, 0W-20…);
экономичностью по расходу топлива;
наличием активных моющих присадок (технология Active Cleansing);
Синтетическое масло Shell Helix Ultra Professional 5W 30
Автомобильное масло «Шелл» давно зарекомендовало себя как надежный смазочный материал для двигателей различных типов. Особой популярностью пользуется линейка синтетических продуктов, созданных на основе технологии GTL.
Один из таких смазочных материалов — Shell Helix Ultra AM-L 5w30 Professional. Мы расскажем о технических характеристиках и рабочих возможностях этого моторного масла.
Особая технология GTL
GTL (Gas-To-Liquid) — процесс газожидкостной конверсии. Технология базируется на научных открытиях, сделанных немецкими и французскими химиками в начале 20 века. Компания «Шелл» усовершенствовала этот процесс.
Многолетние исследования и эксперименты позволили получить чистое углеводородное сырье. Оно позволяет создавать смазочные материалы без примесей серы, газового конденсата и этана.
Моторное масло Shell Helix Ultra AM-L 5w30 Professional, созданное на основе газожидкостной конверсии, обладает особыми эксплуатационными свойствами, в том числе устойчивостью к перепаду температур и повышенным нагрузкам на двигатель автомобиля.
Почему синтетика лучше
Первоначально все моторные масла были минеральными. Такой смазочный материал изготавливается с помощью очистки и перегонки нефти. Это самая простая технология производства автомобильных масел. Они имеют бюджетную стоимость, однако не обеспечивают достаточную очистку двигателя от продуктов сгорания. Минеральный смазочный материал имеет более короткий срок службы и не обладает достаточной стойкостью к повышенным нагрузкам.
Полусинтетические продукты занимают промежуточную позицию между синтетическими и натуральными. Можно сказать, что это смесь минерального и синтезированного очищенного сырья. Полусинтетические смазочные материалы обладают улучшенными эксплуатационными свойствами в условиях повышенных нагрузок, однако не очень эффективны при минусовых температурах.
Синтетические имеют в основе искусственное сырье на базе природного газа или нефти. Компания «Шелл», как указывалось ранее, использует технологию газожидкостной конверсии. Они демонстрируют превосходные эксплуатационные свойства при различных температурных условиях и режимах работы двигателя.
Технические характеристики
Моторное масло Shell Helix Ultra AM-L 5w30 Professional показывает прекрасные рабочие свойства.
Кинематическая вязкость при 100 °C составляет 12.11 сСт, при общем индексе в 174.
Плотность продукта равна 836.1 кг/м³.
Температура вспышки — 238 °C, что обеспечивает работу даже в условиях повышенных нагрузок на двигатель.
Буква L в названии продукта указывает на его малозольность (Low-SAPS). Поэтому оно подходит для дизельных двигателей с сажевым фильтром.
Цифра 30 в названии указывает на индекс вязкости. В японских автомобилях преимущественно используется масло с показателем 40.
Применение продукта с пониженным индексом может негативно сказаться на ресурсе двигателя при повышенных нагрузках, связанных с городской ездой. Однако для автомобилей марок BMW и Mercedes-Benz данное масло подойдет идеально.
Спецификации и допуски
Автомобильное масло Shell Helix Ultra AM-L 5w-30 Professional получило одобрение от ведущих автомобильных концернов.
Достоинства смазочного материала
Высокая степень очистки двигателя
Масло не содержит примесей и вредных сульфатов. Надежно очищает моторы от побочных продуктов сгорания.
По данным тестирования Ассоциации европейских производителей, автомобиль экономит от 2,5% топлива.
Надежная защита двигателя
Продукт прошел многочисленные проверки от ведущих автомобильных концернов и ассоциаций. Борется даже с высокотемпературными отложениями.
Контроль образования сажи
Тестирование DV4TD продемонстрировало особые диспергирующие свойства продукта в любых условиях.
Соответствие высоким экологическим стандартам
Современные линейки масел компании «Шелл» биоразлагаемые и отвечают последним требованиям экологичности.
Подходит для высокофорсированных моторов
Масло работает в любых температурных условиях и режимах двигателей с высокой мощностью.
Канистра в новом дизайне
Обратите внимание, что произошел ребрендинг продуктов компании «Шелл». Теперь смазочные материалы выпускаются в новой канистре. Для удобства мы приложим фото актуального вида моторного масла.
Проверить оригинальность купленной канистры можно с помощью 16-значного кода под крышкой. Видео с инструкцией, как это сделать, представлено ниже.
«Стандарт-ойл» — официальный дистрибьютор компании «Шелл». Shell Helix Ultra AM-L 5w30 Professional считается продуктом для СТО, поэтому найти его в рознице в небольшом объеме бывает сложно. У нас вы можете заказать оригинальное масло Shell Helix Ultra Professional AM-L 5W-30 по ценам от производителя.