Smm агентство что это
Что такое SMM и как это работает
Чем SMM отличается от других инструментов? Какие у него цели и задачи? Сколько ждать результата и как понять, что он есть? Отвечаем.
SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях. Цель SMM — привлекать клиентов из «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других социальных площадок. Другая важная задача SMM — повышение узнаваемости бренда и работа над репутацией.
По данным Hootsuite (платформа по управлению соцсетями), в 2020 году в мире 3,8 миллиарда активных пользователей социальных сетей. Это 49% всего населения. В России таких 70 миллионов, то есть 48% населения. Это значит, что SMM-специалисты способны достучаться до каждого второго жителя страны.
Коммерческий редактор, SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
На чём основывается SMM
Социальные сети знают многое о своих пользователях: возраст и пол, страну и город проживания, бренд и год выпуска мобильного устройства, интересы и особенности поведения. Например, Facebook в курсе, кто из миллионов пользователей относится к группе «мужчины 20–25 лет из Санкт-Петербурга, которые часто совершают покупки онлайн и состоят в браке».
Всю информацию пользователь отдает как заполняя свой профиль, так и через действия внутри сети: отметки «Нравится» на страницах, вход в сеть с мобильного устройства, клики на рекламу и так далее.
В итоге соцсеть может подобрать для вашей рекламы людей, которые, например, недавно купили смартфон, часто путешествуют или скоро будут отмечать день рождения. На Facebook нужная информация о вас как о пользователе хранится в разделе предпочтений.
Главное при рекламе в социальных сетях — определить свою целевую аудиторию как можно точнее и взаимодействовать с ней через таргетированную рекламу и качественный контент.
Чем SMM отличается от рекламы в Google и Яндексе
Представьте, что у вас магазин одежды. В интернете вы в том числе можете продвигаться в поисковых системах. Например, по запросу «одежда для фитнеса Москва»:
Таким образом ваше предложение покажется людям, которые его уже ищут. Но ваш круг ограничится пользователями, у которых уже есть эта потребность. «За бортом» остаются тысячи людей, которым ваш продукт может пригодиться, но они либо пока довольны тем, что есть, либо ничего не искали, а сразу пошли за одеждой в знакомый магазин.
Маркетинг и реклама в соцсетях работают по-другому. За редкими исключениями их задача — предложить потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях и на основании этого сделать покупку. Всё это не делает SMM и таргет лучше или хуже, чем та же контекстная реклама. Вы просто работаете с разными типами аудиторий и решаете разные задачи.
Какие цели и задачи у SMM
Основная цель SMM, как и любого маркетингового или рекламного инструмента, — увеличить продажи продуктов и услуг. Вообще с помощью соцсетей можно решить много задач; вот некоторые из них.
Увеличение посещаемости сайта. Используется как шаг в воронке продаж или способ привлечения трафика на сайт. Часто этим пользуются новостные порталы, чтобы цифры по сайту выглядели привлекательнее для рекламодателей. Так, например, «Лайфхакер» в Facebook размещает анонсы статей:
Информирование о скидках и новинках. Продвижение сезонных распродаж, рассылка специальных предложений через мессенджеры… Это всё особенно ценно для ваших действующих клиентов, ведь всегда приятно получить продукт любимой компании по выгодной цене.
Появление в поисковой выдаче. Соцсети индексируются поисковиками так же, как и официальный сайт. Если пользователь вбивает имя вашего бренда, то, помимо домашней страницы, в выдаче появятся и ваши соцсети. Пользователь может подписаться на них и следить за вами там, где ему удобно.
Расширение целевой аудитории, повышение узнаваемости бренда. В соцсетях вас могут заметить новые потенциальные клиенты из любой социальной группы. Это происходит благодаря репостам ваших подписчиков, рекламе в группах, таргету и попаданию в разные топы публикаций.
Популяризация взглядов и ценностей компании. Если вы участвуете в благотворительных акциях и делаете добрые дела, то стоит рассказывать об этом, чтобы располагать к себе людей.
Работа с негативом. Жалобы и негативный опыт клиента можно превратить в положительный, если правильно реагировать на это. Даже клиента, который настроен против вас, можно сделать своим самым лояльным покупателем.
А вот забавный случай с компанией Allen Solly, которая допустила ошибку на плакате:
Компания отвечает, что совет приняли и вся команда исправляется. Подписчики высоко оценили этот ход.
Сбор отзывов о продукте и о самой компании. Соцсети помогают получать обратную связь, ведь люди заходят сюда ради общения. Пользователи могут ставить оценку и рекомендовать компанию, делиться своим мнением в комментариях и личных сообщениях.
Кроссмаркетинг с дружественными компаниями в рамках общей целевой группы. Можно делиться публикациями друг друга, устраивать совместные конкурсы и мероприятия.
Отслеживание трендов и конкурентов. Стоит подписаться на своих «врагов», чтобы отслеживать их акции, фишки и новинки. Хорошие идеи можно заимствовать, дорабатывать и запускать у себя.
Поиск новых сотрудников. Здорово, когда сотрудником становится ваш лояльный клиент. В соцсетях найти персонал зачастую проще, чем через платформы по поиску работы. Ведь обычно это люди, которым интересен ваш бизнес, которые разделяют ваши ценности.
Как открыть СММ агентство с 0 до 1000$ Пошаговая инструкция
Сегодня мы поговорим от том, как открыть смм агентство, что для этого нужно сколько можно зарабатывать и какие плюсы и минусы есть у данного способа заработка.
Как открыть СММ агентство?
Интернет открывает массу возможностей не только для заработка, но и открытия своего небольшого дела. Например, вы можете сделать свой блог или открыть свой интернет-магазин. Либо можно заняться SMM открыть свое небольшое агентство, которое будет оказывать услуги по продвижению бизнеса в социальных сетях. Но насколько это может быть прибыльно и стоит ли заниматься этим? Или возможно стоит задуматься о чем-то другом, а смм это пустая трата времени?
Сегодня SMM один из самых эффективных способов привлечь новых покупателей, заявить о своем бизнесе или кампании. SMM помогает компаниям получать прямую обратную связь от клиентов (и потенциальных клиентов), делая компанию более представительной. Интерактивные части социальных сетей дают клиентам возможность задавать вопросы или высказывать жалобы и чувствовать, что их слышат. Этот аспект SMM называется социальным управлением взаимоотношениями с клиентами (Social CRM).
Как видите социальные сети актуальны и интерес со стороны бизнеса будет только усиливаться, а это значит, что спрос на специалистов, которые разбираются в продвижении также будет расти.
Преимущества и недостатки
Явным преимуществом открытия своего СММ агентства является то, что для старта вам не нужно много денег. Вы можете начать с минимальных затрат, а первыми вашими клиентами могут стать ваши друзья или знакомые. Также вам не нужен офис, вы можете работать из дома. Кроме того, для старта вам не нужно иметь связей или получать специальные разрешающие документы.
Кроме того, свое агентство может приносить вполне приличные деньги, вы можете зарабатывать как 300, так и более 1000$.
Однако, у этого бизнеса также есть и минусы. Во-первых, на рынке достаточно много SMM специалистов и других агентств, а это значит что присутствует достаточно большая конкуренция. Во-вторых, вам придется нанимать к себе на работу специалистов и помощников. А это значит, что придется их обучать, контролировать, увольнять и поверьте это не так уж и просто. Кроме того, вам нужно будет вести финансы и заниматься другими обязанностями, которые не связаны с SMM, а больше с развитием ваше агентства в целом. Конечно, если вы только начинаете, то скорее всего еще вам нужно будет заниматься и продвижением в соц. сетях. В первую очередь это бизнес, а это означает что не будет легко.
СММ бизнес: Начало
Итак, прежде чем начать, ответьте на вопрос, а почему вы хотите этим заниматься? Если ради денег или потому что это перспективно, то лучше не начинать. В первую очередь вам должно это нравиться. Конечно, для старта вам не обязательно быть крутым сммщиком, вы можете взять себе в партнеры такого специалиста. Он будет отвечать за SMM, а вы к примеру за привлечение клиентов. Но лучше конечно для начала получить опыт в этой сфере. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас не достаточно знаний, то лучше сначала получите опыт, а идею с СММ агентством отложите на определенное время.
Бизнес план СММ: Наработайте кейсы
Для того, чтобы вы могли открыть агентство вам понадобятся кейсы. Поэтому, если вы начинаете с нуля, то для начала вам нужно показать результат. Для этого можно начать предлагать услуги продвижения в социальных сетях друзьям, знакомым или даже родственникам. Ваши первые проекты будут ради отзывов и кейсов, а не ради денег. Когда у вас появятся проекты, в которых вы показали результат, тогда можно задуматься и о своем агентстве.
Конечно если у вас сразу есть человек у которого есть кейсы, то тогда начинать проще и вы сможете пропустить данный шаг и сразу приступите к созданию своего SMM агентства. Однако, помните что лучше начинать когда у вас уже есть определенный бекграунд.
СММ агентство: Определите свою нишу
Скорее всего ваше агентство будет небольшим, поэтому важно не браться за крупные проекты в начале и не работать со всеми подряд. Для этого выберете конкретные ниши с которыми вы будете работать. Для этого ответьте на следующие вопросы:
SMM агентство: Продумайте оффер и стоимость ваших услуг
Очевидно, это довольно важная деталь. Давайте поговорим о том, сколько вы будете брать за свою работу.
Что вы продаете? Почему вы это продаете? Добавьте несколько пакетов: пусть они будут простыми, как Стандарт; Премиум: Вип. Отталкивайтесь от средних цен по рынку. Также поставьте себя на место клиента и задайте себе вопрос, а купил бы я данную услугу по этой цене? Также очень важно придумать оффер, это будет вашим уникальным торговым предложением. Для этого вам опять же нужно поставить себя на место ваших потенциальных клиентов и ответить на следующие вопросы:
Далее когда вы придумаете оффер, его нужно протестировать. Для этого разместите его у себя на сайте, либо озвучивайте вашим потенциальным клиентам на встречах и посмотрите как на него реагируют. Если не цепляет, то доработайте, в том что не получилось с первого раза нет ничего страшного. Пусть даже вам понадобиться 5-10 попыток, зато вы найдете тот, который работает лучше всего.
Создайте свой веб-сайт и страницы в соц.сетях
Полноценное присутствие в интернете является ключом к вашему успеху здесь — вы должны практиковать то, что проповедуете! Запустите веб-сайт, убедитесь, что у вас есть страница в Facebook и превосходный профиль в Instagram.
Покупка домена: для начала вам стоит придумать подходящее название, которое вы будете использовать для вашего агентства. Его вы также будет использовать в своем домене. Однако, для начал убедитесь, что домен свободный. Для этого можно воспользоваться любым регистратором доменных имен. Кроме того, важно правильно выбрать доменную зону. Для России хорошо работает доменная зона ru, а для Украины com.ua. Если домен с вашим названием занят, то попробуйте другую доменную зону либо поменяйте название. Для того, чтобы придумать идеальное название и не пожалеть о нем, мы советуем прочитать нашу статью как назвать сайт.
Хостинг веб-сайтов: теперь вам понадобится хостинг веб-сайтов, для этих целей вы можете использовать TimeWeb. Довольно неплохой хостинг с нормальными ценами и неплохой тех. поддержкой. Если же вы будете использовать такой конструктор, как Tilda, то в таком случае хостинг вам покупать не придется.
Вы можете сделать абсолютно любой сайт, он может быть как многостраничный, так и одностраничный. Если же вы планируете использовать SEO для привлечения клиентов, то в таком случае вам понадобиться многостраничный. Если же вы будете использовать таргетированную рекламу или контекстную, то можно сделать лендинг.
Кроме того, позаботьтесь о том, чтобы ваши профили в соц. сетях были оформлены на 6 из 5 баллов. Они должны выглядеть как можно лучше, это ваше лицо. Ведь если ваш профиль в Инстаграм смотрится ужасно, то как вы будете продавать свои услуги? Это все равно что лысый врач помогает избавиться от облысения.
Вот пример, качественно оформленной бизнес страницы в Facebook:
Этот профиль можно посмотреть по ссылке facebook.com/batigoz.com.ua
Создавайте нишевый контент
Итак, вы определились с нишами в которых работаете, сделали сайт, придумали название вашего агентства, оформили аккаунты в социальных сетях. Теперь самое время создавать контент для вашей целевой аудитории. Это нужно, чтобы показать вашим потенциальным клиентам, что вы являетесь экспертом, который необходим их бизнесу. Для этого публикуйте 1-2 статьи в неделю на вашем блоге и пишите полезные посты в ваших соц. сетях. Также не забывайте вкладывать деньги в рекламу данного контента на Facebook.
Например, вы можете написать статьи в духе «Как стоматологам следует использовать социальные сети». Такой контент будет специально служить для демонстрации вашей компетентности потенциальным клиентам.
Используйте другие источники привлечения клиентов
Кроме контента, сайта и рекламы в интернете важно использовать и другие каналы. Например, вы можете посещать различные семинары и мастер-классы для собственников бизнеса. Вы также можете сами выступать на подобных ивентах. Например, вы можете поучаствовать в семинарах для стоматологов, на которых будет участвовать с докладом как получать клиентов из социальных сетей.
Кроме того, вы также можете предложить свои услуги стоматологии в которую вы сами последний раз обращались за помощью.
Также в SMM отлично работает сарафанное радио, если вы кому-то помогли с продвижением и получили отличный результат, то скорее всего вас порекомендуют.
Сколько времени нужно на открытие и сколько можно зарабатывать?
В интернет вы можете встретить различные обещания, что свое SMM агентство можно открыть за месяц или даже быстрее. Конечно, если вы в этом хорошо разбираетесь и у вас есть опыт, то это вполне возможно. Однако, если вы в этом разбираетесь слабо, то на открытие может уйти полгода или год. Так как вам нужно разобраться и получить необходимые знания.
Ваш заработок будет зависеть в первую очередь от вас самих, так как это бизнес и тут не может быть никаких гарантий. Если вы только начинаете и у вас не много проектов, то вполне можно рассчитывать на доход 500-1000$ в месяц. Конечно, если вы ведете масштабные проекты с большими бюджетами, у вас большой штат и много таких проектов, то агентство может приносить 5 000-10 000$. Однако, чтобы выйти на этот уровень, вам придется приложить много усилий.
Как открыть СММ агентство с нуля?
Если вы пока плохо разбираетесь со всем, что связано с SMM, то для вас первой и очевидной ступенькой является обучение. Тут есть два пути, во-первых, вы можете начать обучаться самостоятельно. Для этого вы можете использовать YouTube и посетить различные бесплатные вебинары и мастер-классы. Однако, вам придется самостоятельно путем проб и ошибок постигать все тонкости и нюансы, а на это может уйти много времени. Во-вторых, вы можете пройти какой-нибудь хороший онлайн-курс. Таким образом ваше развитие будет намного быстрее. Среди таких курсов мы советуем обратить ваше внимание на онлайн-курс по SMM от Skillbox с гарантией трудоустройства. Благодаря ему вы:
Этот курс рассчитан на новичков, так и на тех, кто уже что-то понимает в SMM.
Заключение
На наш взгляд открыть свое SMM агентство это отличная идея, которая со временем может приносить вполне неплохие деньги. Однако, для старта нужно определиться с нишей, в которой вы будете работать. Кроме того, вам также важно понимать и разбираться в продвижении в соц.сетях. И конечно же вам должно нравится это дело, ведь просто погоня за деньгами ни к чему не приведет.
«Голый энтузиазм», или как я создала SMM-агентство с нуля
Юлия Ломова, преподаватель курса «Head of SMM» в «Нетологии», основательница SMM-агентства InstFormation и тренер академии L’Oreal, рассказала, как она открыла SMM-агентство без крупных вложений и какими были её первые управленческие шаги.
Личная история, которая показывает, что не нужно бояться открывать новые горизонты.
Своё SMM-агентство я открыла, не строя бизнес-планов и финансовых моделей на старте. Я нигде не училась ведению бизнеса. У меня не было развитых управленческий компетенций. Всё это я освоила на практике уже в процессе работы агентства. Конечно, из-за этого было много ошибок и недочётов. Но это меня не останавливало, а только подогревало интерес.
Толчком для создания SMM-агентства стал момент, когда я, работая на фрилансе, вела шесть проектов одновременно и физически не успевала обслуживать их все. Перед этим у меня было два хороших кейса, и клиенты стали приходить один за другим. Это и стало предпосылкой для основания полноценного агентства.
Из основных рисков, с которыми я столкнулась на старте, были расчёт маржинальности SMM-агентства и финансовой модели бизнеса. Здесь нужно сесть и продумать вопросы:
Все эти вопросы лучше расписать на старте. Но я это делала спустя два года после создания агентства, когда у меня появился исполнительный директор. Самостоятельно мне было трудно описать рабочие процессы, составить инструкции, регламенты и расчёты. Поэтому я просто наняла человека, который это умеет. Я делала всё на голом энтузиазме, набивала шишки и решала проблемы по мере их поступления.
Что действительно важно иметь на старте ― клиенты, кейсы в портфолио и развитые хард-скиллы в SMM. Никакие бизнес-планы и финансовые модели вам не помогут, если не будет проектов. Любой потенциальный клиент в первую очередь смотрит на профессиональные компетенции, подтверждённые реализованными успешными проектами.
Решение об открытии ИП или ООО принимается, исходя из стратегии. ООО подойдет тем, кто начинает бизнес с партнёром или планирует партнёрство: в этом формате удобнее решить вопрос с долями в бизнесе и другими подобными вопросами. С ИП преимущество в том, что проще вести бухгалтерскую отчётность и управлять деньгами.
Я до сих пор работаю как ИП, хотя со мной сотрудничают большие бренды. Всю бухгалтерию я сначала вела через банк, а потом перевела в недорогой аутсорс ― это очень удобно.
Для ООО желательно сразу нанимать нормальный аутсорс или бухгалтера в штат. Это зависит от выбранной системы налогообложения, сложности ведения бухучета, найма сотрудников, по которым нужно вести кадровый учёт и платить налоги с зарплаты. Также штатный бухгалтер понадобится, если вы изначально планируете выводить свой бизнес в рост.
Организовать удалённую работу SMM-агентства несложно. К тому же это помогает экономить деньги, тем более на старте. С начала карантина в сети появилось множество гайдов и лайфхаков о том, как управлять удалённой командой, вести коммуникации, формировать KPI и контролировать выполнение работы каждым сотрудником. Тут вы можете сами выбирать, как удобнее организовывать работу и какими онлайн-сервисами пользоваться.
Для работы SMM-агентства не нужно закупать какое-либо оборудование. Стационарный компьютер нужен только для удобства работы в таблицах и программах. Мои сотрудники ведут работу через личные смартфоны и ноутбуки — от планирования задач в «Битрикс24» до обработки фото и видео.
Первых клиентов я искала на сайтах для фрилансеров (Freelance.ru, FL.ru), Telegram-каналах (@insta_workk), группах в Facebook («Работа в SMM») ― везде, где люди и компании ищут SMM-щиков. Ещё один хороший способ ― запуск таргета.
В поиске клиентов мне до сих пор помогает сарафанное радио, когда клиенты рекомендуют SMM-агентство друзьям и коллегам. Поэтому мне важно было развивать навыки клиентоориентированности. И здесь я и моя команда следуем принципу: клиентам нравится результат, а нам ― и процесс, и результат.
SMM-агентство ― история про соцсети. Поэтому в первую очередь клиент смотрит на то, как вы сами ведёте свои аккаунты в соцсетях. Будет смешно, если основатель агентства не знает, как его продвигать и рекламировать.
С самого начала я продвигалась через Facebook, потому что именно там сидят предприниматели, которые ищут услуги по SMM. В Facebook также удобно продвигать агентство через группы. Например, группы Websarafan и Startup Woman, где предприниматели часто пишут, что им нужен SMM-щик. Я стала откликаться на эти запросы.
Кроме того, в группах часто задают конкретные вопросы, наподобие «подскажите, как сделать то-то». Это возможность оставить в комментариях своё экспертное мнение, которое увидят потенциальные клиенты и обратятся ко мне. Это хороший способ безбюджетного продвижения SMM-агентства.
Логика такая: если вы компетентны в SMM, имеете опыт, то обязательно демонстрируйте это и прокачивайте через продвижение своих аккаунтов: таргетинг, работа с блогерами, «нативка», уникальные подписчики, реакции и так далее. А если не умеете с этим работать, то как вы собираетесь продвигать клиентов?
И речь не только о продвижении SMM-агентства через аккаунты компании в соцсетях, но и о продвижении себя ― основателя ― как личного бренда. Это особенно важно именно на старте: когда агентство станет крупным, возможно, будет уже не так важно, кто стоит у его истоков. Но до сих пор большой поток клиентов идёт в агентство через мой аккаунт в Facebook.
Кроме этого, я постоянно выступаю спикером на различных тематических конференциях, таких как «Суровый Питерский SMM». И активно продвигаю свою экспертность через Instagram. Потому что моё агентство специализируется на SMM-услугах именно в этой соцсети. И сейчас клиенты дополнительно приходят в агентство через каналы конференций и моего личного представительства в Instagram.
Продвижение и реклама через собственные аккаунты минимизируют расходы SMM-агентства и на старте, и в длительной перспективе. Я максимально старалась делать всё «руками» и тратилась только на то, в чём мне не хватало опыта.
Например, спустя год после старта агентства я обратилась к специалистам по созданию лендинга. Раньше я отправляла коммерческие предложения вручную. То есть каждому обратившемуся клиенту я делала отдельные расчёты, заново описывала перечень услуг ― это было жутко неудобно. И лендинг закрыл эту боль. Потому что я могла просто отправить ссылку, чтобы клиент сам ознакомился с коммерческим предложением. Дополнительно небольшая часть клиентов стала приходить в агентство через поисковые запросы.
Создать лендинг в Tilda можно самостоятельно, если есть навыки вёрстки и вы чётко представляете, какая информация на лендинге привлечёт клиентов. Это про ваши цели, преимущества, УТП.
Я же снова прибегнула к проверенной тактике: не умеешь сам ― обратись к специалисту. Стоимость такой услуги варьируется от 10 до 500 тысяч рублей в зависимости от того, обращаетесь вы к фрилансеру или в агентства разной степени крутости.
В любом случае на старте собственный сайт или лендинг не так важен для рекламы и продвижения, как собственные аккаунты в соцсетях.
Без первых клиентов не сложится бизнес ― это самый важный вопрос. Успех SMM-агентства состоит в том, насколько быстро вы оформляете кейсы, распространяете портфолио и насколько качественные у вас проекты. Параметры качества ― это выполнение KPI по проекту и удовлетворённость клиента.
С клиентами общаюсь мягко. SMM-агентству нужны хорошие рекомендации ― репутация в SMM крайне важна. Поэтому со спорными клиентами мне всегда проще вернуть деньги, чем затевать скандал и отстаивать права.
Например, был такой случай, когда агентство заключило договор с клиентом на рекламу у блогеров. Мы нашли блогеров и провели с ними рекламные кампании. Но клиент остался недоволен, потому что не увидел результата.
Мы не делали промокодов, и если продажи были, они никак не отслеживались. Если люди переходили на сайт, то мы не знали, покупали они что-то или нет. Из-за этого клиент не увидел конкретную цифру, сколько пришло продаж с кампаний. Тем более, что продажи не всегда приходят сразу после запуска рекламной кампании ― могут быть отложенные продажи.
Я могла отстаивать позицию, что реклама у блогеров не может давать стопроцентный результат. Но клиент посчитал, что мы должны отвечать за это и если от блогера нет толка, то агентство несёт за это ответственность. Моя ошибка в том, что я заранее не обговорила эти моменты с клиентом при заключении договора.
В итоге я вернула деньги клиенту, хотя мы выполнили работу в полном объёме: привели пять блогеров и провели с ними кампании. Так как мне важнее репутация, я решила не спорить с клиентом.
На старте моё SMM-агентство работало со всеми, кто обращался, и на любых условиях ― нужно собрать побольше кейсов. Со временем, когда мы встали на ноги и наработали репутацию, агентство отказывало клиентам, если не устраивали условия или предлагалась оплата ниже себестоимости услуг.
Себестоимость услуг и ценообразование прописываются в финансовой модели бизнеса. В SMM-агентстве достаточно посчитать все постоянные и переменные расходы и от этой суммы рассчитывать стоимость услуг. Если мы говорим про удалённое агентство, то это затраты на сотрудников, сервисы и оплату налогов.
В моём SMM-агентстве постоянные расходы:
Расходы на оплату остальных сотрудников зависят от выполнения работ по конкретным проектам. В моей команде четыре дизайнера, три копирайтера, пять проектных менеджеров ― все они распределены по проектам и получают зарплату за выполнение своей части работ по каждому проекту.
Поэтому это переменные расходы, так как они зависят от количества и объёма проектов. Также сюда относятся расходы на разовое привлечение специалиста, например, фотографа.
Цены на услуги я считаю попроектно. Минимальную стоимость по ведению и продвижению одного проекта рассчитываю, исходя из постоянных и переменных расходов. И дальше на эту стоимость накручиваю маржу, размер которой зависит от умения продавать услугу. Использую такую формулу:
Себестоимость проекта = (стоимость сотрудников + стоимость других расходов) / количество проектов.
Оптимальная маржа для SMM-агентства составляет 20–30%. А умение продавать услуги зависит от навыка продаж. Кто-то считает, что нужно собирать и раскачивать отдел продаж. В моём случае в качестве продавца выступает личный бренд: выступления на конференциях, написание экспертных статей, развитие личных аккаунтов в соцсетях.
Фишка личного бренда в том, что здесь нет прямых зависимостей: выпустил статью ― пришло десять лидов. Результат очень отложенный. Мои клиенты принимают решение о покупке услуг в несколько касаний:
И только после всех этих касаний люди обращаются ко мне за услугой. Поэтому я не могу спрогнозировать и посчитать точную конверсию со всех моих активностей. Но именно личный бренд помогает продавать услуги агентства. Это моя схема продаж, и каждый основатель бизнеса выбирает то, что удобнее ему.
В любом случае мой совет ― никогда не работать в минус: не соглашаться на оплату ниже себестоимости услуг. Максимум ― работать в ноль, если вы осваиваете новую нишу. Для меня в таких случаях важнее оформить новый кейс и привлечь других клиентов из новой ниши.
К каждому клиенту стараюсь найти свой подход, чтобы он оставался довольным, даже если результат может не получиться. Результат, ожидаемый бизнесом, не всегда зависит от продвижения SMM-агентством. Многое зависит от специфики самого бизнеса: как он построен, какой продукт предлагают ― это то, на что фактически SMM-агентство не может повлиять. То есть можно сделать всё на отлично с точки зрения SMM, но продажи у клиента так и не вырастут.
Например, у нас есть наработанные кейсы в нише салонов красоты. С каждым новым проектом мы делаем один и тот же комплекс работ. Но для окончательного результата это не имеет значения.
Например, мы работали с одним салоном, пригласили блогеров, запустили кампании ― пришёл поток клиентов, продажи выросли. А с другим салоном, делая ту же работу, такого успеха не добились. Потому что этот салон находился в другой локации, там работали другие мастера и владелец установил другие цены на услуги. А на такие вещи SMM никак не влияет.
На стадии переговоров поясняю клиентам, за какие SMM-услуги он платит, почему они столько стоят и почему нужно их использовать. При этом проговариваю, что SMM не гарантирует результатов по продажам и прибыли. И здесь намного важнее работать с клиентом так, чтобы ему было приятно и интересно в процессе оказания услуги.
Я работаю с клиентами по принципу «ожидание — реальность», когда у клиента свои представления (или их отсутствие) о возможностях SMM, а моя задача донести до них, что конкретно входит в ведение и продвижение аккаунта в соцсетях. Клиент платит за экспертность моего SMM-агентства и ежедневный большой объём работы.
То, сколько и каких сотрудников нанимать и какую оплату предлагать, зависит от бизнес-модели. Количество сотрудников зависит от количества текущих проектов.
Например, один SMM-щик ведёт один проект. Тогда рассчитывается размер оплаты за эту нагрузку. Если один SMM-щик готов одновременно отвечать за 5 проектов, то оплата рассчитывается либо за все 5 проектов, либо за каждый в отдельности. При этом руководитель самостоятельно решает, сколько он готов платить.
В этом случае имеет значение степень погруженности сотрудника в каждый проект. Допустим, он ведёт только один проект и посвящает ему всё свое время и силы. Это отражается на качестве результатов работы, и за такой проект логично заплатить больше. Более качественный проект продаётся клиенту по более высокой цене.
Зарплаты на рынке SMM самые разные ― от 5000 до 100 000 рублей в зависимости от цены, по которой агентство-новичок сможет продать услуги. Будьте готовы к тому, что на старте вы вряд ли продадите услуги за 500 000 или даже за 100 000 рублей. Поэтому отталкивайтесь от минимума: минимальные цены в продажах ― минимальные зарплаты сотрудникам.
SMM стал более профессиональным и комплексным. Хороший кейс можно сделать только при чётком разделении ролей, когда каждый специалист делает строго одну задачу, но делает её качественно. Один человек не может одинаково хорошо делать и таргет, и дизайн, и тексты. Поэтому в моём SMM-агентстве один проект ведут минимум три-пять человек:
От характера и комплекса ваших услуг зависит то, какие специалисты нужны агентству. Комплекс работ включает услуги от анализа ЦА и конкурентов до работы с блогерами, конкурсами и прочими активностями. Для этого я нанимаю людей, которые либо прошли обучение на курсах по комплексному SMM, либо имеют в портфолио небольшие реализованные кейсы. Способов найти сотрудников несколько:
На старте вы ― как основатель SMM-агентства ― можете часть работ вести сами. И нанимаете сотрудников по тем задачам, которые готовы делегировать. Но не стоит забывать, что помимо работы «руками» на руководителе лежат еще и управленческие обязанности. Например, я отвечаю за:
С развитием агентства привлекаются новые специалисты в зависимости от новых задач и потребностей. Так, на определённом этапе развития агентства я наняла исполнительного директора и HR-менеджера, чтобы разгрузить себя и сосредоточиться на бизнес-задачах.
Исполнительный директор отвечает за управление командой и мотивацию сотрудников, настройку рабочих процессов и регламентов. Сейчас она мой бизнес-партнёр. HR-менеджер помогает агентству с подбором персонала.
Пройдя путь с нуля до полноценного и стабильного бизнеса, я могу сказать, что основателю или руководителю SMM-агентства важно фокусироваться на развитии управленческих знаний, умении делегировать задачи и доверии к команде.