Sony playstation 4 или sony playstation 5 что лучше
PS4 Pro или PS5: стоит ли переходить на новую консоль Sony?
PlayStation 5, наконец, вышла. Может быть, это и не самая быстрая консоль в мире, но в любом случае значительный шаг вперед по сравнению с PlayStation 4. Благодаря новой архитектуре, поддержке разрешения 4K и сверхскоростному SSD-накопителю PS5 превосходит PS4 практически во всем.
В этой статье мы расскажем обо всем, что нам известно про новую консоль Sony, от характеристик до особенностей дизайна и ожидаемых игр. Здесь многое можно обсудить, поэтому давайте сразу приступим к сравнению.
Характеристики
Даже беглый взгляд на характеристики PS5 показывает, что она на голову выше PS4 (и даже PS4 Pro). Sony улучшила возможности платформы практически во всем благодаря более производительному накопителю, скоростным вычислительным компонентам, поддержке более высокого разрешения и дисков большего объема. Как известно, есть две версии PS5 – стандартная и Digital Edition. Их характеристики идентичны, за исключением отсутствия в последней привода для дисков.
PlayStation 5 | PlayStation 4 | PlayStation 4 Pro | |
---|---|---|---|
Процессор | 8 ядер Zen 2, 16 потоков, до 3,5 ГГц (переменная частота) | 8 ядер Jaguar, 1,6 ГГц | 8 ядер Jaguar, 2,1 ГГц |
Видеокарта | 36 вычислительных блоков с частотой до 2,23 ГГц, 10,3 терафлопс (переменная частота) | 18 вычислительных блоков с частотой 800 МГц, 1,84 терафлопс | 36 вычислительных блоков с частотой 911 МГц, 4,2 терафлопс |
Память | 16Гб GDDR6 | 8Гб GDDR5 | 8Гб GDDR5 |
Внутренний накопитель | Кастомный SSD на 825 Гб | HDD на 500 Гб или 1 Тб | HDD на 1 Тб |
Внешние накопители | Слот для NVMe SSD, USB HDD | 2.5-дюймовый HDD, USB HDD | 2.5-дюймовый HDD, USB HDD |
Оптический привод | Ultra HD Blu-ray | Blu-ray | Blu-ray |
Разрешение | 4K на 120 Гц, 8K | 1080p | 4K |
По ходу сравнения мы рассмотрим большую часть характеристик более подробно. Однако, в качестве общего замечания важно отметить, что нужно учитывать контекст этих характеристик. PS5 – гораздо более новая консоль, построенная на другой архитектуре, и поэтому некоторые параметры не стоит сравнивать напрямую.
Например, у PS5 и PS4 Pro одинаковое количество вычислительных блоков, но у вычислительных блоков PS5 гораздо большая плотность транзисторов, поэтому они мощнее, чем у PS4. Но какие-то характеристики сравнивать все же можно. Например, у PS5 безусловно лучше оптический привод и разрешение.
Графика
Как в PS4, так и в PS5 используются кастомные графические чипы AMD Radeon, хотя в новой консоли он гораздо мощнее. На PS5 вдвое больше вычислительных блоков и значительно выше частота. Однако, наиболее серьезное различие заключается в таких важных терафлопсах.
Слово «терафлопс» на слуху среди консольных игроков и разработчиков, и это вполне обоснованно. Несмотря на то, что их количество не является однозначной характеристикой производительности, при сравнении это довольно надежная цифра. PS4 с 18 вычислительными блоками на частоте 800 МГц выдает 1,84 терафлопс, то есть способна обработать 1,84 триллиона операций с плавающей точкой в секунду. Для сравнения, производительность видеочипа PS5 оценивается в 10,3 терафлопс.
Если считать по одному этому параметру, то видеокарта PS5 примерно в восемь раз мощнее, чем у PS4, и в два с половиной – чем у PS4 Pro. Такой высокой производительности Sony удалось достичь из-за использования 36 вычислительных блоков и более высокой тактовой частоты – у блоков PS5 она переменная и составляет до 2,23 ГГц.
Более высокая частота была ожидаема, но гораздо интереснее то, что она переменная. Верхняя граница составляет 2,23 ГГц, но частота может снижаться в зависимости от того, что требуется от видеочипа. PS4 с фиксированной частотой 800 МГц в зависимости от загрузки меняет мощность, чтобы соответствовать частоте. Более требовательным играм требуется большая мощность, но скорость всегда составляет 800 МГц.
В новом поколении мощность постоянная, а частота меняется. Представляя технические характеристики PS5, ведущий архитектор системы Марк Церни объяснил, почему было принято такое решение. Он привел пример, что графический процессор с 36 вычислительными блоками на частоте 1 ГГц и процессор с 48 блоками на частоте 750 МГц оба выдадут по 4,6 терафлопс, но игровая производительность будет разной.
Общая идея в том, что более высокая частота лучше, чем большее количество блоков. Более медленные блоки не справляются с нагрузкой. За счет переменной частоты видеокарта PS5 может достичь гораздо более высоких скоростей, пока на повышение частоты будет хватать мощности.
Также мы пока сравнивали графику по одним только цифрам, но не учитывали более современную архитектуру PS5. В каждом из вычислительных блоков PS5 примерно на 60% больше транзисторов, чем у PS4. Как рассказал в презентации Церни, это значит, что 36 вычислительных блоков PS5 эквивалентны по производительности 58 блокам PlayStation 4.
Короче говоря, графические возможности PS5 существенно более впечатляющие, чем у PS4. У видеочипа PS5 больше ядер, каждое из которых быстрее и производительнее.
Разрешение
Более производительная графическая система PS5 предназначена главным образом для повышения разрешения игр до невиданных ранее значений. PS5 поддерживает выходной сигнал в разрешении 4K на 120 Гц и в разрешении 8K, для каждого из которых поддерживается переменная частота обновления в соответствии с HDMI 2.1. Для сравнения, базовая PS4 выводит видеосигнал в разрешении 1080p, которое часто снижается во время игры в зависимости от потребляемой мощности, а PS4 Pro может выдавать 4K.
Поддержка Sony стандарта HDMI 2.1 – очень дальновидное решение, даже несмотря на то, что пока у большей части телевизоров портов HDMI 2.1 нет. Новый стандарт обеспечивает более высокое разрешение и частоту кадров, но не станет серьезным ограничением еще несколько лет, а то и десятилетий. А самое главное для игр – HDMI 2.1 поддерживает переменную частоту обновления (VRR), что предотвращает разрывы изображения.
В новом поколении консолей разрешение станет основой маркетинга – как Microsoft, так и Sony заявляют о поддержке разрешения 8K. Нет никаких оснований этому не верить, но это не значит, что вы обязательно будете играть в таком разрешении сразу. 8K-экраны, скорее всего, станут более массовыми ближе к концу жизненного цикла PS5. На данный момент основное внимание ориентировано на 4K.
Главная особенность PS5 – поддержка дисплеев с частотой обновления 120 Гц, потому что уже сейчас есть довольно много телевизоров и мониторов, поддерживающих разрешение 4K с более высокой частотой обновления. Видеокарта консоли способна выдавать 60 кадров в секунду и выше, поэтому с PS5 вы вполне сможете оценить все преимущества такого телевизора.
Принимая во внимание значительно более высокие характеристики и использование SSD, вполне логично, что PS5 дороже PS4. Рекомендуемая розничная цена стандартного издания – 46990 руб., версия Digital Edition обойдется вам в 37990 руб. Учитывая скорость консоли и возможность играть на ней в 99% игр с PS4, тут есть, за что заплатить. После покупки PS5 старая консоль вам больше не потребуется.
It’s the dawn of a new generation.
As #PS5 begins to launch around the world, a message from PlayStation President & CEO Jim Ryan: https://t.co/SeyMmfoA3y pic.twitter.com/lDM0l6Ska9
PS4, естественно, стоит дешевле PS5, но различие в стоимости зависит от модели. Если PS4 Slim с жестким диском 1 Тб можно найти за 25–30 тысяч рублей, то PS4 Pro с таким же жестким диском стоит от 35–36 тысяч, а в некоторых местах дороже 40. За эти деньги уже можно купить PS5, которая будет делать все, что делает PS4, но лучше. Довольно удивительно видеть такую небольшую разницу в ценах, но учитывая ситуацию на рынке, производителям приходится оставаться конкурентоспособными.
Однако, есть один нюанс. В настоящее время наблюдается дефицит консолей нового поколения. Предзаказы по рекомендованным ценам раскуплены, новых поставок ждать довольно долго. Оставшиеся в Интернете предложения начинаются от 60 тысяч рублей, поэтому фактически PS4 стоит почти вдвое дешевле.
Накопители
Объем накопителя PS5 по сравнению с PS4 не вырос, по крайней мере, относительно PS4 Pro. Если вы еще пользуетесь оригинальной PS4, то объем накопителя, конечно, будет побольше – 825 Гб у PS5 против 500 у базовой PS4. Владельцы более поздних моделей PS4 или Pro на самом деле столкнутся с уменьшением объема примерно на 175 Гб.
Но основное различие заключается в производительности. В PS5 используется кастомный SSD со скоростью чтения 5,5 Гб/с. Новый накопитель Sony создан специально для PS5, позволяя ему более эффективно взаимодействовать с архитектурой PS5. Отсюда и емкость в 825 Гб, которая на первый взгляд может показаться странной.
Даже стандартная модель SSD будет работать гораздо быстрее, чем старый механический жесткий диск PS4 со скоростью вращения 5400 об/мин. Но помимо самой флэш-памяти, обеспечивающей выигрыш в производительности, в PS5 используется новый контроллер SSD. Он на аппаратном уровне поддерживает декомпрессию ZLIB, а также, что еще более важно, Oodle Kraken.
Kraken – новый алгоритм компрессии и декомпрессии от RAD Game Tools, который может сжимать файлы до меньшего по сравнению с ZLIB размера, а распаковывать их быстрее. На практике это означает, что на PS5 файлы игры могут считываться с модулей памяти, распаковываться и отправляться в систему быстрее, чем на PS4.
Нынешние владельцы PS4 уже ощутили пользу от более эффективной декомпрессии: в таких играх, как Marvel’s Spider-Man и Star Wars Jedi: Fallen Order, все отображалось в зависимости от того, что игрок может увидеть в конкретный момент, с загрузкой огромных объемов данных игрового мира. Но до этого момента разработчики были вынуждены как минимум некоторые материалы оставлять в игровом мире постоянно, потому что жесткий диск PS4 недостаточно быстрый для своевременной загрузки данных (вспомните «всплывающие» текстуры).
С новым SSD игры будут загружаться быстрее – это очевидно. Но что еще важнее, разработчики получили гораздо больше свободы в отображении игровых объектов. Благодаря скорости накопителя PS5 файлы игры могут считываться и загружаться в систему в течение нескольких миллисекунд, открывая огромные возможности в отображении различных объектов.
Наиболее серьезное ограничение – это емкость. К счастью, у PS5 есть решение этой проблемы. Как и в случае с PS4, вы можете расширить накопитель новой консоли при помощи штатных комплектующих. Однако, вместо 2,5-дюймового жесткого диска подключается NVMe SSD.
Вы ощутите значительный прирост в производительности по сравнению с механическим жестким диском и даже стандартным SATA SSD. Но есть и сложности – в отличие от использующей распространенный стандарт PS4, для расширения емкости накопителя PS5 вам придется подождать массового распространения устройств с поддержкой PCIe 4.0. Первые решения уже есть на рынке, но они предлагаются по довольно высокой цене.
На PS4 было много отличных эксклюзивов, в том числе Bloodborne, God of War, Until Dawn, Uncharted 4 и многие другие. К счастью, на PS5 вы также сможете в них поиграть (подробнее об этом чуть ниже), и в большинстве случаев на новой консоли они будут выглядеть лучше. Это одно из самых серьезных ее преимуществ. Благодаря обратной совместимости все ваши старые игры с PS4 будут работать и на PS5.
Но конечно же, главная причина купить PS5 – это новые игры, и в них недостатка не будет. Среди наиболее выдающихся Demon’s Souls, Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, Godfall и Sackboy: A Big Adventure. Но на этом список игр не кончается. Мы уже знаем, что в разработке находится продолжение God of War, а также Final Fantasy XVI, Horizon Forbidden West, Gran Turismo 7, Deathloop и многие другие игры. Список продолжает расти – ниже вы можете увидеть игры, которые уже вышли на PS5:
А эти игры уже подтверждены в будущем:
Обратная совместимость
На PS4 есть множество качественных эксклюзивов, но это не значит, что стоит откладывать покупку новой консоли Sony, если вы их еще не прошли. В своем посте в официальном блоге PlayStation старший вице-президент по планированию и управлению платформами Хидеаки Нишино заявил, что «на PS5 можно будет играть в более чем 99% из более чем 4000 игр для PS4», и рассказал, как это будет работать.
PS5 обратно совместима с PS4, PSVR, а также играми, доступными в PS Now и PS Plus, с крайне малым числом исключений.
К сожалению, обратная совместимость ограничена играми для PS4. Игры для PS1, PS2 и PS3 обратно совместимы не будут, хотя мы подозреваем, что Sony обеспечит поддержку классических игр через PlayStation Store, как было на PS4.
Кроме того, PS5 поддерживает игры большего по сравнению с PS4 размера. В PS4 и PS4 Pro используется стандартный привод Blu-ray. На один слой Blu-ray диска можно записать до 25 Гб данных, и, хотя технически слоев может быть до шести, подавляющее большинство Blu-ray дисков ограничиваются двумя слоями.
У PS5 Blu-ray привод Ultra HD. Помимо воспроизведения с дисков UHD-фильмов, новый оптический привод позволяет читать Ultra HD Blu-ray диски с большим объемом данных. На данный момент они поддерживают три варианта объема: 50 Гб и 66 Гб с двумя слоями и 100 Гб с тремя слоями. Это здорово пригодится в играх.
Контроллеры
Помимо серьезных различий между самими консолями, PS5 представила совершенно новый взгляд на контроллер PlayStation, полностью отказавшись от названия DualShock. Теперь он называется DualSense и может похвастаться повышенным временем автономной работы, адаптивными триггерами и, что наиболее впечатляет, тактильной обратной связью. Идея адаптивных триггеров – в различном сопротивлении в зависимости от того, что вы делаете в игре. Например, стрельба из лука будет очень сильно отличаться от стрельбы из пулемета или дробовика.
Различное сопротивление задумано для большего погружения игрока. Тактильная обратная связь работает аналогичным образом, но связана с вибрацией контроллера. Для имитации различных поверхностей или отдачи при стрельбе используется динамическая вибрация. Использование адаптивных триггеров и тактильной обратной связи остается на усмотрение разработчиков, поэтому мы надеемся, что в играх для PS5 они будут востребованы.
В остальном у DualSense и DualShock 4 много общего. У них похожая знакомая раскладка кнопок, но кнопка Share была заменена на новую кнопку Create, которая позволяет вам стримить свою игру и делиться любимыми моментами с друзьями. Также имеются встроенные динамик и микрофон, разъем для гарнитуры, датчик движения и тачпад.
Версии консолей
Как уже упоминалось, у PS5 есть две модели. Одна из них поддерживает диски, другая – только цифровые копии игр, купленные онлайн. Цифровая версия Digital Edition чуть тоньше и изящнее, а также немного отличается по высоте. Такой подход с первоначальным разделением моделей значительно отличается от запуска PS4, у которой в 2013 году был всего один вариант. Были и промежуточные обновления, например, PS4 Pro и PS4 Slim, но оба они появились спустя несколько лет. Возможно, со временем мы увидим промежуточное обновление и для PS5, большей мощности и меньшего размера.
Не берите PS5, возьмите PS4 Pro – это практично и выгодно
Мы сравнили две консоли и обнаружили, что у PS4 Pro множество приятных качеств, которых пока нет у консолей нового поколения. Но нет запаха некстгена.
За первые дни после открытия предварительного заказа мир обезумел. Если бы предзаказы оформлялись в специальных кассах, начались бы восстания, массовые драки и мятежи.
Несмотря на пропадающие из виртуальных корзин заказы, геймеры успели расхватать квитанции на сотни тысяч PlayStation 5 и продолжают нести деньги за еще не вышедшую консоль.
В России полюбили консоли, спрос увеличился в 4 раза. Но уже надо брать новые!
На нашем сайте можно найти статью, где мы рекомендуем покупать PS5 из первых партий чисто по экономическим соображениям. Но, ребята, успокойтесь и не горячитесь! Зачем вам вообще новая консоль?
Первые сборки PlayStation отличаются большим количеством брака
Мы с вами живем в очень большом и сложном мире. PlayStation 5 в нем – маленькая и очень сложная вещь, которую собирают роботы. Но не полностью: их программируют люди, да и часть работ тоже проводят люди из соображений экономической эффективности.
Это сейчас PlayStation 4 собирается за полминуты из деталей, сделанных где-то вдалеке от практически homo-стерильных помещений заводов Sony. Но алгоритмы сборки налаживались несколько лет!
Любой брак PlayStation вряд ли будет весомым, но сможет испортить вам настроение несовершенностью консоли. Около 0,5 процента консолей первых версий PlayStation 4 были бракованы! И это не учитывая проблем со швами, портами, геймпадами и всем прочим.
Зайдите в любой сервис и найдите человека, который трудится в сфере более 7 лет – он выложит ворох историй про самые необычные виды поломок в консолях Sony, которые заставят вас задуматься о целесообразности ее покупки. Например, про короткие контакты или про завод Foxconn, от умелых рабочих которого пострадали тысячи игроков.
Эксклюзивы PS5 над PS4 Pro
Анонсы будущих игр можно посмотреть в отчете с презентации – многие игры выйдут как на PS4, так и на PS5. Не надо расстраиваться – некоторые из игр, предназначенные для консолей за 400 баксов, не смогут выйти на современных ПК.
Презентация Sony: цена PS5, темная школа Хогвартс, анонс Final Fantasy XVI и God of War 2
Ну не тянет компьютер с 2080 ti и Intel Core i9 графическую мощагу, например, улучшенной версии Devil May Cry 5. Да и сейчас не слишком хорошо тянет Avengers. А вы видели тамошнюю графику?
Ну так зачем покупать новую консоль или мощный ПК, если главные игры года выходят для PS4 и будут выходить еще минимум полгода, то есть до следующего лета? Horizon Forbidden West, например, точно появится на старом поколении консолей.
Неужели PS5 так уж лучше PS4 Pro
PS5 – абсолютно новое устройство. У консоли свежий дизайн, улучшенные интерфейсы, более-менее мощное железо и большие перспективы на сервис.
Например, пользователям PS5 будет доступна линейка главных игр с PS4 благодаря новой платной подписке PlayStation Plus Collection. C Ratchet and Clank, The Last Guardian, Fallout 4, Battlefield 1 и прочим.
Короче, сидеть и ждать новых игр будет очень весело и приятно. Надо ли что-то добавлять?
Дополнительные фичи PS5
PS5 поддерживает 99 процентов игр с PS4! Вот это да, у Sony появилась обратная поддержка игр, а некоторые из них можно будет бесплатно обновить до улучшенных версий.
А другие консоли? Кажется, были новости о поддержке игр чуть более классических, чем эксклюзивы семилетней давности? Да, были. Но глава Sony заявил, что у разработчиков не было времени на реализацию поддержки PS3, PS2 и PS1. Они полировали SSD и геймпад. Что-то в таком духе.
Приблизительно до следующей осени PS5 – это PS4 версии ProPro или Pro+. Да, формально она быстрее и картинку сможет обеспечить что надо, но игр на ней практически нет, а те что есть, давно доступны на PS4.
Вопроса о мощности вообще не стоит. Железо сравнивать просто нет смысла – из-за Xbox Series S задницы у разработчиков игр загорелись, но ничего сделать они не смогут – нижний уровень оптимизации игр зафиксирован на уровне уходящего поколения.
Справедливости ради надо отметить, что на PS4 тоже было мало игр, на Switch к моменту релиза вообще оказалось две игры. Это не помешало консолям вырываться в мировые лидеры и зайти в дома к миллионам игроков. Но помогут реализовать консоль только отключения серверов существующих игр.
Релиз новых консолей убьет десятки игр от NBA до Destiny: отключат сервера, удалят статистику и даже трофеи
Так что прямо сейчас вы можете купить идеальную новую PS4 Pro (или найти не совсем новую) и спокойно играть на ней во все игры, но в два раза дешевле.
Ну а если выбираете между PS3 и PS5, то вашему истерзанному загрузками сознанию PS5 будет лечением. Только представьте БЫСТРЫЕ загрузки в GTA 5! Это в три раза больше испорченных читерами игр за то же время.
Пару лет назад такой статьи бы не появилось вовсе. Но в этом году в РФ произошел консольный бум, который заметен без всяких экспертов.
Покупать консоли начали не только жители региональных столиц; консолями заинтересовались спортсмены, ведущие, музыканты; с их подачи появились новые геймеры.
PlayStation 5 и PlayStation 4, 4 Pro: характеристики, отличия, игры
Новая игровая приставка от Sony появится в продаже 12 ноября в США и ещё нескольких странах, а 19 ноября станет доступна уже по всему миру, включая Россию. Что представляет собой PlayStation 5 в плане характеристик? Чем PS5 отличается и чем лучше PS4, 4 Slim или PS4 Pro? На эти вопросы мы дадим сегодня детальный ответ.
Основные презентации PlayStation 5 уже состоялись и на текущий момент известно практически всё, включая официальные данные про характеристики и геймпад. Во второй половине статьи мы также поговорим про студии, которые создают для PlayStation 5 эксклюзивные игры будущего.
Характеристики процессора: почему PS5 превосходит PS4 сильнее, чем кажется
Начнём с центрального процессора. Именно его многие специалисты называли слабым звеном PlayStation 4. Да, там были 8 ядер, но откровенно слабых – на базе архитектуры Jaguar, которая, как и все решения AMD того времени, сильно отставала от Intel в плане производительности на такт.
Прибавьте сюда «нетбучные» тактовые частоты в 1.6 ГГц, которыми обладал CPU PS4, и картина станет совсем грустной. PlayStation 5 здесь делает, на первый взгляд, не такой уж и большой шаг вперёд. Частота выросла до 3.5 ГГц, но ядер по-прежнему восемь. Впрочем, как вы поняли, это уже совершенно другие ядра. В итоге получается:
Таким образом центральный процессор PS5 должен опережать своего предшественника из PS4 по производительности минимум в 4-6 раз.
PlayStation 5 выйдет в двух версиях: с оптическим приводом и без (это единственная разница). Официальные цены в России, к сожалению, вновь оказались сильно выше западных: 47 и 38 тысяч рублей соответственно
К слову, вы поняли верно: даже если бы процессор PS5 работал на прежней крайне скромной частоте 1.6 ГГц, как в PS4, он бы все равно оказался в разы мощнее благодаря новой архитектуре Zen 2 (это третье поколение после Zen и Zen+). Однако в случае PS5 мы имеем ещё и внушительный прирост по частотам.
Впрочем, Sony сама обращает внимание, что 3.5 ГГц – максимальная тактовая частота. Консоль будет работать на ней только тогда, когда это действительно нужно, чтобы потреблять меньше энергии, меньше греться и шуметь, а также отдавать больше «пространства для манёвра» графическому ускорителю, впрочем, об этом позже.
«Сердце» PlayStation 5, как и в случае PlayStation 4, вновь создаёт AMD. Связке архитектур Jaguar + GCN на смену приходит Zen 2 + RDNA 2. Прирост характеристик обещает быть очень внушительным
Ослабление тактовых частот CPU будет несильным. Представитель Sony привёл пример, в котором для 10 процентного уменьшения энергопотребления частоту CPU понадобилось понизить всего на несколько процентов. В целом:
Почему мы сравниваем PS5 в основном с PS4, а не с PS4 Pro? Потому что все разработчики ориентировались на CPU, GPU и прочие параметры «железа» именно в базовой PlayStation 4 (Slim-версия ей идентична), а дополнительные мощности, появившиеся в PS4 Pro, кроме как на запуск игр в повышенном разрешение почти никуда не направлялись. Это стоило бы создателям весомых дополнительных усилий, тем более аудитория Pro-версии была разительно меньше.
Поэтому для PlayStation 4 Pro не было ни эксклюзивного контента, ни даже просто существенных улучшений. Даже после релиза PS4 Pro всё делалось с оглядкой на базовую PS4 или аналогичную ей по параметрам компактную PS4 Slim. В случае PS5 разработка будет вестись уже без оглядки на что-либо и изо всех новых аппаратных компонентов будет выжиматься максимум. Особо мощь консоли должны будут показать эксклюзивы, которым не нужно портироваться ни на другие консоли с их техническими особенностями, ни на многообразие ПК-конфигураций, включая самые простые.
Дизайн PlayStation 5, а также её аксессуаров со всех сторон в официальном видео
Графический процессор: разница в производительности не в 5 раз?
Если центральный процессор отвечает за «просчёт» всего, что происходит в игровом мире, то за визуализацию этого отвечает уже процессор графический, GPU. На его «плечи» ложатся визуальные эффекты, разрешение, частота кадров и прочее-прочее. Какие отличия здесь у PS5 по сравнению с PS4 и почему показатели терафлопс в PlayStation 4 и 5 нельзя сравнивать напрямую? Начнём с изменений:
Утверждение о том, что новая RDNA2 существенно мощнее старой архитектуры AMD GCN, использовавшейся в PS4, основано как на словах представителей самой Sony, так и ряда инсайдерских утечек до этого. В частности, говорится, что 36 блоков RDNA2 по производительности схожи с 58 блоками прежней архитектуры GCN.
В одном блоке RDNA2 на 62% больше транзисторов, чем в GCN из PS4. В итоге теоретически 36 блоков RDNA2 из PS5 сопоставимы с 58 блоками GCN (слайд на картинке выше с официальной презентации, но сравнение условное, т. к. в реальности в PS4 лишь 18 блоков GCN)
Тоже самое касается и терафлопс, к которым приковано в последнее время столь много внимания, как к мере измерения итоговой производительности (хотя разработчики видеоигр утверждают, что это «мерило» сильно переоценено).
Дело в том, что терафлопсы вычисляются именно по числу потоковых процессоров (их в 36 вычислительных блоках 2304), частоте и числу операций за такт, а вот сама архитектура здесь не учитывается, поэтому на презентации мы видим цифру 10.28 терафлопс. Это актуально и честно, если сравнивать PS5 с Xbox Series S и X, которые также использует GPU на базе RDNA2.
Однако если сравнивать PS5 с PS4, то здесь более верным и точным будет учёт новой архитектуры. Получается, что по старым меркам (по архитектуре GCN) мощность PS5 составляет по разным оценкам около 14-16 терафлопс. Согласитесь, по сравнению с 1.84 ТФлопс в базовой модели PS4 – огромный рывок.
Терафлопсы PS4 нельзя напрямую сравнивать с терафплосами PS5, в GPU которой используется новая архитектура RDNA2 с куда более мощными вычислительными блоками (CU). Так что реальная разница между PS4 и PS5 ещё больше, чем 1.84 и 10.28 ТФлопс
Другой камень преткновения в PS5 – уже упомянутые выше переменные тактовые частоты, как для CPU, так и для GPU. На презентации Sony заявила для графического процессора цифру в 2230 МГц, что ряд пользователей и СМИ сочли искусственно завышенными и недостижимыми на практике. Якобы так Sony пыталась отчасти нивелировать отставание от Xbox Series X по числу терафлопс, ведь именно частота серьёзно влияет там на итоговую цифру.
Однако Sony настаивает, что всё реально. В статье западного профильного издания Digital Foundry упоминается, что, по словам сторонних разработчиков, GPU и правда достигает таких частот, но с важной оговоркой: приходится чуть-чуть ослабить частоты процессора. И это имеет смысл. По словам архитектора PS4 и 5, Марка Церни, нагрузить до предела центральный процессор в играх заметно сложнее, чем GPU. Да и в целом GPU важнее и потребляет куда больше мощности.
Церни привёл теоретический пример, в котором 36 и 48 вычислительных блоков на разных частотах выдали 4.6 терафлопс. Однако первый вариант, где меньше блоков, но выше частота, по словам Церни, лучше. Так как частота влияет не только на основные блоки (CU), но и на иные компоненты GPU, включая блоки растеризации
Вдобавок в PS5 CPU и GPU впервые используют общий «бюджет мощности»: если процессору не нужно всё (а так дела и обстоят в большинстве ситуаций), то графический блок «узнаёт» об этом и при необходимости может позволить себе повысить частоты вплоть до заявленных внушительных 2230 МГц. В противном случае они у него немного меньше (по некоторым данным – 2000 МГц).
Данный механизм не является какой-то попыткой хитрого увеличения показателей терафлопс за авторством Sony. Церни напрямую говорит, что во многом этом механизм опирается на новую технологию AMD SmartShift. PS5 просто стала одной из первых систем, где данная функция применена, адаптирована и из неё извлекается максимальная выгода.
Когда процессору PS5 не нужно работать на максимальных частотах и использовать всю доступную мощность, он «передаёт» неисплользующиеся «силы» графическому ускорителю
Таким образом, если сравнивать PS5 с PS4 – рост графической производительности очень значимый. Зная все переменные, мы можем говорить о реальном приросте вовсе не в 5, а в 7-8 раз. Новые мощности пойдут:
Также заметим, что не все улучшения количественные. Есть и качественно новое, включая новый геометрический движок и аппаратную трассировку лучшей. Это отдельные вычислительные блоки GPU, не связанные напрямую с общей производительностью. В PS4 их просто не было.
В случае аппаратной трассировки блоки заточены, т. е. оптимизированы для задач, связанных с просчётом, обработкой освещения, теней и отражений в играх, делая эти эффекты заметно более реалистичными. Игры будущего, разрабатывающиеся изначально с учётом этого нововведения, должны смотреться весьма впечатляюще.
Это может показаться весьма неочевидным, однако новая возможность трассировки лучшей серьёзно влияет ещё и на аудио, развязывая и давая разработчикам в ряде сценариев совершенно новые возможности
Выделенный аппаратный геометрический движок также важен. Разработчики смогут использовать его как для оптимизации производительности, так и для улучшения визуальных эффектов.
Память: сравниваем характеристики объёма и скорости. Важные детали
У консолей нет привычного пользователям ПК деления на оперативную и видеопамять. Вместо этого присутствует общая, очень быстрая память. Так как сейчас это GDDR5/GDDR6, то можно сказать, что в приставках есть только видеопамять, но зато её много.
Во время перехода с PS3 на PS4 здесь произошёл огромный рывок с 512 МБ до 8 ГБ. Сейчас же, наоборот, память в PS5 подросла скромнее остальных параметров. Если CPU-GPU в PS5 по сравнению с предшественницей стали в 5-6 и более раз мощнее, то:
Благодаря связке новой RAM с SSD, ей не приходится быть забитой на 30 секунд вперёд наиболее необходимыми данными, как это было с HDD PS4. Скорости диска позволят преобразить её содержимое за секунду, что существенно повлияет на геймплей игр, сняв ограничения
Есть, впрочем, ещё несколько не прояснённых вопросов. В частности, сколько памяти себе резервирует система. В PS4/PS4 Pro разработчикам было доступно лишь 5 ГБ, остальное брала себе ОС. Вдобавок Sony устанавливала отдельную от основной дополнительную память для некоторых системных задач. В PS4 её было всего 256 МБ, а в PS4 Pro оказался уже 1 ГБ.
Интересно, есть ли такая память в PS5 и в каком объёме. Однако такие технические тонкости мы узнаем, скорее всего, уже в момент поступления приставки в продажу и разбора её энтузиастами.
SSD диск – главное отличие PS5 от PS4. Почему о нём так много говорят?
Если в прошлом поколении PlayStation, вероятно, самой впечатляющей цифрой был рост объёмов памяти в 16 раз, то на этот раз самое разительное изменение – скорости диска. Огромную разницу здесь обеспечивает сам по себе переход с HDD в PS4 к SSD в PS5.
Однако пятая PlayStation использует не рядовой SSD, а одно из быстрейших решений на рынке, снабжённое рядом фирменных технологий Sony и работающее со скоростью чтения 5.5 Гб/c. HDD в PS4 работал на скоростях 50-100 МБ/c. Таким образом:
Зачем нужны такие скорости и какая польза есть в новом SSD-накопителе? Во время официальной презентации главный архитектор PlayStation 5 Марк Церни сам дал ответы:
Лишь часть ключевых улучшений, которые приносит с собой SSD-накопитель для игровой консоли
Переведём и объясним пункты со слайда выше:
Уточним пункт про дублирование данных. В случае HDD разработчикам приходилось ломать голову, думать, как грамотно многократно объединять и дублировать огромные массивы для того чтобы сгруппировать их в последовательное чтение вместо случайного. Это нужно было чтобы увеличить скорость чтения с HDD. В случае SSD с его скоростями такого просто не понадобится, а все данные будут храниться в единственном экземпляре!
Поставляет SSD для PS5 Samsung. Он разительно быстрее всего, что есть на рынке на первую половину 2020. Вместе с диском работает целая система дополнительных компонентов, технических решений и алгоритмов, которую инженеры Sony подготовили уже самостоятельно, отточив взаимодействие с иными частями консоли
Как итог, игры, прежде всего эксклюзивы PS5, будут занимать ощутимо меньше места. Но это ещё не всё. SSD здорово разгружает и основную память консоли. В случае HDD перед разработчиками постоянно была дилемма с выносом в неё наиболее часто повторяющихся элементов виртуальных миров, мучать которыми крайне медленный жёсткий диск было нельзя.
Однако и самой памяти было очень мало (8 ГБ, из которых ещё 3 занимала система), а ещё многократное определение нужных объектов и вынос их в память отбирало уже ресурсы процессора. Всё это тратило создателям игр уйму сил, времени, им приходилось искать компромиссы, да и просто урезать разнообразие игровых миров. С SSD, тем более таким быстрым, целый ворох проблем останется позади.
Отсюда и такой упор на этот диск при создании новой консоли. Очевидный тренд игровой индустрии – почти повсеместный переход от коридорных игр к огромным открытым мирам, огромным локациям. А там, где открытые миры уже есть, они становятся больше. К примеру, в Batman: Arkham Knight доступный игроку мир впятеро больше, чем в Arkham City.
Именно диск в этот раз стал наиболее грандиозно изменившимся компонентом за прошедшее консольное поколение. И он же станет главным отличием от ПК, где явно немалая часть пользователей была, есть и будет с традиционными HDD
Очевидно, что в грядущие годы миры игр продолжат разрастаться, наполняться контентом и именно старые HDD здесь были самым главным «узким горлышком», головной болью, если не сказать жёстче, для разработчиков. Всё это сильно тормозило процесс создания крупных игр и, соответственно, делало его дороже.
Ещё одна выгода SSD, которую можно будет оценить и на старых играх – скорость загрузки всего чего только можно. Если говорить про конкретные цифры, то например уровень в Marvel’s Spider-Man на PS4 Pro загружался в различных сценариях от 8 до 15 секунд, на прототипе PS5 – менее 1 секунды.
К слову именно на примере Spider-Man ещё в 2019 на закрытой презентации журналистам Sony показала одну интересную особенность сверхскоростного SSD, которая уже напрямую влияла на геймплей. Разработчики наглядно дали понять, что упираются в скорости HDD, когда речь заходит о быстром пролёте по хорошо детализированному виртуальному городу:
Оценить разницу в полётах по городу между HDD в PS4 Pro и SSD в PS5 можно начиная с 21 секунды. Это демонстрация проводилась ещё весной 2019
HDD попросту не справляется с подгрузкой данных, когда нужно шустро загружать в память целые кварталы. Картинка сперва начинает подвисать, а при дополнительном ускорении камеры через пару секунд всё виснет окончательно. В итоге на PS4 чтобы тормозить передвижение того же человека-паука разработчикам приходилось прибегать к различным геймплейным приёмам. SSD здесь справляется идеально и это хорошо видно на видео. Следовательно, ставить искусственных ограничений в играх больше не придётся.
Наконец, ещё одной упомянутой прежде особенностью нового накопителя PlayStation 5 станет возможность устанавливать и удалять части игр, если такая опция заложена разработчиками. К примеру, вы можете установить только одиночную кампанию игры, а мультиплеерный режим – нет (и наоборот), тем самым сэкономив место на диске.
Разумеется, здесь можно возвратить: «я 5 лет пользуюсь SSD на своём ПК, тоже мне революция!». Однако факт в том, что огромная часть пользователей ПК были, есть и будут обладателям HDD и ориентируются разработчики ПК-игр именно на них. До тех пор, пока пользователи HDD не останутся в абсолютном меньшинстве. Но когда наступят такие времени – неизвестно. В консольном же мире они уже наступают. Посмотрим, что смогут выжать из этого преимущества создатели эксклюзивов.
Итог: чем PlayStation 5 лучше PS4, 4 Slim и 4 Pro?
Подведём итог, чем PlayStation 5 аппаратно лучше базовой версии PlayStation 4:
PS4/4 Slim, PS4 Pro и PlayStation 5: сравнительная таблица ключевых характеристик (кликните для увеличения)
Впрочем, PlayStation 5 – это не только CPU, GPU, память и накопитель. Есть ещё несколько новых аппаратных и программных компонентов, о которых важно упомянуть.
Sony также упомянула, насколько «прокачала» ОС PS4, за время существования консоли с 2013 года выпустив 12 крупных обновлений, каждое из которых приносило нечто новое. Очевидно, ОС PS5 получит все или почти эти функции уже на старте (кликните для увеличения)
На CES 2020 глава игрового подразделения Sony – Джим Райан назвал 5 ключевых новшеств PS5: 3D аудио, особая тактильная отдача и адаптивные триггеры в геймпаде, сверхбыстрый SSD, аппаратная трассировка лучшей и новый оптический привод
Особого упоминания заслуживает новый контроллер приставки – DualSense, о нём мы поговорим далее.
Отличия DualSense в PS5 от DualShock 4 в PS4
Если у PlayStation 4 за долгие годы с момента появления были хоты бы усовершенствованные версии (Slim и Pro), то её контроллер – DualShock 4 с 2013 года оставался неизменным. Интересно: что Sony решились изменить за 7 лет?
Напомним, DualShock 4 принёс с собой сенсорную панель, встроенный динамик, кнопку SHARE, разъём 3.5 мм, особый порт для подключения периферии и более ёмкую батарею. Ему на смену в PlayStation 5 внезапно приходит DualSense. Он сохраняет все ключевые функции DualShock 4, однако приносит заметно обновлённый вид и ряд важных нововведений:
Новый DualSense из PS5 над DualShock 4, что идёт вместе с PS4
Световые панели в DualSense (слева) и DualShock 4
1000 мАч в актуальных версиях DualShock 4 и
Рукоятки нового контроллера также заметно изменились и с обратной стороны больше не закруглены. Форма контроллера, по словам представителей Sony, адаптирована для людей с самыми разными размерами рук
Наконец, прежний DualShock 4 будет частично совместим с PlayStation 5. С его помощью как минимум можно будет играть во все игры, созданные для PS4.
Игры PlayStation 5, которых не будет на PS4, ПК и Xbox: кто их создаёт?
Гигагерцы, терафлопсы, гигабайты… Впрочем, игроки играют не в них. Что будет у PlayStation 5 в плане игр такого, чего вы не найдёте на PS4, ПК, Xbox или Switch?
Для создания полностью эксклюзивного или хотя бы временно эксклюзивного контента в распоряжении Sony есть более десятка мощных внутренних студий, а ещё сторонние студии, которые также могут делать нечто эксклюзивное только для PlayStation 5. Давайте взглянем на эти команды, чем они занимались раньше и то, что создают сейчас (в скобках указана страна и число сотрудников).
Вопреки слухам, от политики эксклюзивов Sony отказываться не намерена. Да, компания действительно недавно перенесла на ПК Horizon Zero Dawn и планирует в будущем году портировать ещё одну или несколько игр. Однако речь идёт о проектах, которые выходили годы назад и только на уходящей в историю PS4.
Naughty Dog (США,
Подобно тому, как первая часть The Last of Us вышла на закате PS3, вторая стартовала в конце жизненного цикла уже PS4, выжимая из приставки все соки. Релиз планировался на май, но, увы, игра о последствиях пандемии была перенесена на месяц из-за… пандемии, но уже настоящей
Santa Monica Studio (США,
200+) – крупный коллектив, долгие годы сосредоточенный над серией God of War – экшен ориентированной приключенческой игры о похождениях брутального Кратоса. В 2018 новая игра серии заметно переосмыслила игровой процесс, получила высокие отзывы и внушительные продажи. Игра для PS5: God of War: Ragnarok (геймплей не показан, релиз назначен на 2021 год).
Bend Studio (США,
Guerrilla Games (Нидерланды,
250) – внушительное время трудились исключительно над серией футуристических шутеров Killzone, однако в 2017 здорово удивили всех, выпустив тепло принятую критиками игру Horizon Zero Dawn про выживание в красочным открытом мире с механическими динозаврами. Игра для PS5: Horizon Forbidden West – это продолжение Zero Dawn, релиз в 2021. В визуально упрощённом виде будет доступна и на PS4.
Кадры Horizon Forbidden West с PlayStation 5
Polyphony Digital (Япония,
170) – студия известна прежде всего серией гоночных симуляторов Gran Turismo. Шестая часть была выпущена ещё на PS3, в свою очередь, PS4 довольствовалась лишь ответвлением Gran Turismo Sport. Игра для PS5: Gran Turismo 7 – заявлена к релизу в первой половине 2021 года.
Insomniac Games (США,
180++) – крупная студия, которая давно сотрудничала с Sony, выпуская серии Spyro, Ratchet & Clank и Resistance. В 2018 эксклюзивно для PS4 выпустила Spider-Man. Новая игра про человека-паука оказалась настолько успешной, что через год Sony решила купить Insomniac Games, сделав их своей внутренней студией. Игры для PS5: улучшенная версия Spider-Man (2018) и новая Spider-Man: Miles Morales. Обе будут доступны на старте консоли 19 ноября. Также для PS5 студия создаёт Ratchet & Clank: Rift Apart – релиз в 2021.
Marvel’s Spider-Man: Miles Morales – не вторая часть, но всё же продолжение оригинального Spider-Man с новым главным героем (Паркер, впрочем, никуда не делся). Игра будет доступна на PS5 и на PS4, но в последнем случае в упрощённом виде: без новых эффектов освещения, с меньшим числом людей на улицах и так далее
Sucker Punch Productions (США,
Ghost of Tsushima удивляет не только графикой, но и атмосферой охваченной войной древней Японии. Игра предлагает обширный открытый мир, доступный для свободного изучения
Media Molecule (Великобритания,
London Studio (Великобритания,
Ключевые эксклюзивы PlayStation 4 с момента выхода приставки. Мы исключили из таблицы VR-игры, а также небольшие проекты, оставив преимущественно только крупные ААА-тайтлы. Оценки приведен на базе Metacritic (кликните для увеличения)
Также команда PlayStation имеет ещё несколько студий: San Mateo Studio, XDev, ICE Team и ForwardWorks, что сосредоточены на помощи другим коллектив. Кроме того, есть San Diego Studio, последнее время работающая исключительно над спортивными симуляторами MLB The Show. Однако с 2021 эту серию Sony хочет выпускать на всех платформах.
Выше перечислены студии, над которыми Sony имеет прямой контроль. Однако есть ещё несколько известных студий, которые хоть и не зависят от Sony полностью, но уже имеют опыт выпуска эксклюзивов и тесного сотрудничества с японским платформодержателем.
Kojima Productions (Япония,
Каждая масштабная игра выделялась своими идеями. Например, Кодзима в Death Stranding позволил всем игрокам объединяться в восстановлении элементов разрушенного мира. А упомянутый ниже Bloodborne предложил механику создаваемых многоуровневых подземелий, уникальных для каждого игрока
FromSoftware (Япония,
Bluepoint (США,
90+) – долгое время студия занималась второстепенными проектами, включая различные порты игр на другие платформы и относительно простые ремастеры. Однако в 2018 громко заявила о себе впечатляющим ремейком японской классики Shadow of the Colossus. Ремейк впечатляюще преобразил и улучшил графику игры. Игра для PS5: ремейк Demon’s Souls, выпущенного в 2009 для PS3. Игра полностью создана заново. По времени выхода – это первый крупный эксклюзив PS5.
Supermassive Games (Великобритания,
Until Dawn также получил ряд необычных геймплейных механик, включая возможность игроку предвидеть варианты гибели своего персонажа, чтобы попробовать их предусмотреть и избежать
Wild Sheep Studio (Франция,
20++) – небольшая французская студия, возглавляемая геймдизайнером Мишелем Анселем (автор серии Rayman и Beyond Good & Evil). Единственный проект студии – анонсированная давно, но с тех пор забытая игра Wild о выживании в необычном открытом мире. Она была заявлена как эксклюзив PlayStation 4 и, судя по новым вакансиям на официальном сайте, ещё в разработке. Игра для PS5: Wild [не подтверждено].
Housemarque (Финляндия,
80) – студия отметившаяся эксклюзивными для Sony красивыми аркадными 2.5D шутерами Resogun, Alienation и Matterfall. Игра для PS5: Returnal – шаг вперёд для команды Housemarque, так как является полноценной трёхмерной игрой. Рассказывает историю женщины пилота космического корабля, попавшей во временную петлю и вынужденной бороться за своё выживание. Релиз ожидается в 2021 году.
————————————————
На этом у нас пока всё. Мы будем дополнять и обновлять материал по мере поступления новой информации.